Опрос: Чего так не хватает сегодня российскому образованию из советского прошлого?

Российскую систему образования в последнее время достаточно жестко критикуют, сравнивая с советской школой. И ЕГЭ себя не оправдали, и нагрузки на детей стали выше, и «добровольные пожертвования» с родителей становятся все больше и больше. А учителя больше заняты подготовкой отчетов, а не воспитательной работой. В связи с этим altapress.ru поинтересовался у экспертов: «Что хорошего было в советской школе, чего так не хватает сегодня российскому образованию?».

На уроке в школе №22, 1934 г.

retro.moi-barnaul.ru

Главное — учитель

Максим Костенко, министр образования и науки Алтайского края.

Анна Зайкова.

Максим Костенко,
министр образования Алтайского края:

Образование, и советское и российское, и дореволюционное — это субъектные отношения, где есть личность учителя, с которым общается ученик, лично или через учебные планы, стандарты, учебники и другие книги. В этих отношениях есть также личность ученика и его родителей.

Так что образование — это всегда отчасти нечто субъективное. В советское время идеологический плюрализм отсутствовал, и именно это позволяло формировать некий общий образ будущего для школьников из разных семей.

И этот образ позволял вырабатывать тактические задачи — лучше учиться, уметь общаться. Еще один бонус советской системы — коллективизм, совместная деятельность.

Сейчас, в современном образовании мы говорим про четыре К — компетенции, которые нужны для того, чтобы чувствовать себя реализованным и счастливым: креативность, критическое мышление, коллаборация (командность) и коммуникации. Все наши пионерские дружины и октябрятские звездочки — это как раз про командность и вовлеченность в общий процесс.

Еще один плюс советской системы — миссия учителя. Он и в современности представляет государство в каждой семье с ребенком. Но сейчас связь ученика и педагога стала более горизонтальной, а не вертикальной. Вертикаль, которая была в советское время — это уважение и непререкаемый авторитет учителя, преемственность традиций.

Конечно, были перегибы, но одновременно и некая незыблемость института образования. Роль конкретного учителя в формировании личности ребенка была очень значима, и это здорово.

И случившаяся в этом году удаленка показала, что не опираясь на личность конкретного учителя невозможно выстроить эффективный и результативный образовательный процесс.

Нет самого главного

Мария Прусакова.

Олег Богданов, altapress.ru

Мария Прусакова,
первый секретарь алтайского крайкома КПРФ, депутат АКЗС:

Если говорить о том, чего не хватает современной школе в сравнении с советской, то ответ прост — самого главного. Не хватает роли школы, как развитого социального института, который выполняет функции и образования, и воспитания.

Сегодня школа — это организация по оказанию услуги. При этом, оказывается это услуга, к сожалению, некачественно, если опять же сравнивать с советским образцом.

Школу начисто лишили возможности воспитывать людей, прививать им чувство патриотизма и гордости за свою страну. Эти функции отдали на откуп в семьи, но мы все знаем, что дома у детей разная ситуация.

Возникший в этом отношении вакуум в итоге просто никто не закрывает. К несчастью, такова государственная политика, которая вписывается в парадигму капитализма.

Теплоты взаимоотношений

Ирина Солнцева.

Анна Зайкова, altapress.ru

Ирина Солнцева,
депутат АКЗС:

Мне кажется, что сегодня в школе не хватает той теплоты и единения детей, которые были раньше. Я вспоминаю свои школьные годы и понимаю, что, без преувеличения, это был наш второй дом и наша вторая жизнь.

Тогда были такие теплые взаимоотношения и между детьми, и между учителем и классом. К сожалению, сейчас этого в той мере уже нет.

Работа педагога не ограничивалась тем, что он отвел занятие и ушел. Учителя не были перегружены бумажной работой, отчетами, ведением электронных дневников, а посвящали себя детям. И со стороны учеников это находило просто невероятный отклик.

Сегодня мир изменился, но теплота взаимоотношений — это, конечно, то, чего терять бы не хотелось.

Заинтересованности в профессии

Надежда Васильева.

culture22.ru

Надежда Васильева,
директор театра кукол «Сказка»:

Сегодня не хватает заинтересованности учителей в своей профессии. В моем детстве учительство было призванием. Педагог считался как человек не от мира сего, неким мессией, которые осознанно посвящал себя своей профессии. Как и медик. А сейчас какой-то уклон на меркантильность.

Можно совершать ошибку, если ты предприниматель, а вот если учитель или врач — нет. Они несут особенную ответственность за окружающих их людей.

Я училась в Бийске в 25 школе. Я любила туда ходить, у меня были хорошие педагоги — хотелось бы, чтобы и моих детей обучали также.

А сегодня я даже не хожу на школьные собрания, потому что на них повторяют одну и ту же информацию да просят сдать деньги. Поэтому к учителю хожу только по индивидуальным вопросам. Хотя сейчас и вовсе все общение сделали дистанционным.

Раньше детей учили думать

Алексей Кобяков гордится местным клубом. Немного их осталось в селах.

Анна Зайкова

Алексей Кобяков,
депутат Тугозвоновского сельсовета (Шипуновский район):

Раньше школьные программы были проще, и они учили думать. Сейчас с этими компьютерами и телефонами обучение ни к черту — нажал на кнопку, отослал ответ, получил оценку. Сейчас школа не учит думать. Ребятишки деградируют.

Ну, и само воспитание в школе. В советское время оно было направлено на человечность, доброту, патриотизм, трудолюбие. При школах были трудовые лагеря. У нас в Тугозвоновской школе имелся свой трактор, на нем ребятишек учили работать. Сейчас ребенка не заставишь пол мыть и доску протереть.

И еще важный момент — школьная форма. Раньше кто-то жил получше, кто-то похуже, но единая форма все различия сглаживала. А сейчас одна идет в юбочке из Италии, другая в заштопанной одежде. Те, кто похуже одеваются, чувствуют себя неполноценными. Бывает, что и уважение к родителям из-за этого теряется. Это, я считаю, большой недостаток современной школы.

Падение авторитета ниже плинтуса

Артем Кудинов в передаче «Постфактум».

Скриншот видео «Телеканала Катунь24» в youtube.com

Артем Кудинов,
ведущий программ «Ваша партия» и «Постскриптум» на телеканале «Катунь 24»:

— Есть две вещи, которые на мой взгляд принципиально отличают российскую школу от советского школьного образования.

Первое — это воспитание в школьнике гражданина посредством коллективного участия в социально значимых трудовых акциях. Причем в акциях в самом широком смысле — постоянные дежурства по классу, в школьной столовой, в гардеробе, поездки в трудовые лагеря, учебные практики, отработки летом на ремонте школьных помещений, сбор макулатуры и металлолома… Не знаю, кому и как, но для меня лично и для моих однокашников, эти обязательные работы вовсе не были рутиной. Теперь я понимаю, почему они были важны с социальной и даже с политической точек зрения.

Второе принципиальное отличие — это, как ни прискорбно звучит, падение авторитета учительского труда ниже плинтуса. Я учился в непростой барнаульской школе № 27 — тогда она еще располагалась на проспекте Социалистическом. Никогда не забуду, как мялся в дверях учительской один из секретарей крайкома КПСС, как уважительно беседовали с учителями директора заводов, руководители крупнейших строительных трестов, деканы факультетов, медицинские профессора и известные писатели. А на родительских собраниях за одной партой сидели и простые рабочие, и высокие начальники. Хамство и неуважение по отношению к учителю в те годы были просто невозможны.

Сегодня знаю точно: педагоги в школах абсолютно незащищены. Обидеть их безнаказанно могут и мелкий лавочник, и вздорная мадам, возомнившие себя хозяевами жизни. Увы и ах!

Теперь каждый сам за себя

Елена Адушева.

altdrama.ru.

Елена Адушева,
актриса театра драмы им. В.М. Шукшина:

Мы были заняты общественно полезным трудом. Помню, назначали дежурных, которые оставались убирать класс, а еще проверяли чистые воротнички, ногти, сменку. Это может показаться странным, но так приучалась опрятность и ответственность.

Очень мало обращают внимание на чистописание. Сегодня учителям не важно, как пишут дети. Помню, как мы старательно выписывали каждую буковку, и это развивало моторику, а также уважение к читающему. Вот только левшей переучивали. Слава богу, этого сейчас нет, а мне в детстве было очень трудно перестроиться.

Больше всего печалит, что отстающих некому подтягивать. Раньше этим занимались пионеры. Назначались подшефные и учителя оставались после уроков. Сейчас каждый сам за себя.

Не могу сказать, что советская школа была идеальной

Сергей Тепляков.

Facebook Сергея Теплякова.

Сергей Тепляков,
писатель:

Если честно, я не сталкивался с современной школой. Моя дочь училась много лет назад, поэтому мне сложно сравнивать. Это, во-первых. Во-вторых, я не могу сказать, что советская школа была идеальной. Понятия не имею, чем там можно восхищаться.

Мне кажется, что утверждение «советская школа была лучшей» — это современный штамп. Октябрята, пионерия и комсомолия — были своеобразной дрессировкой юного поколения, чтобы с детства все привыкали вовремя руку поднимать. Выработка рефлексов: налево, направо, стройся!

Не спорю, образование было нормальным, но из-за дрессуры назвать его лучшим сложно. Хотя, мне повезло с учителями. Ни об одном из педагогов не могу сказать плохого слова.

Учитель лишен права быть личностью

Наталья Юмашева.

Союз журналистов Алтайского края.

Наталья Юмашева,
редактор детско-юношеской газеты САМИ:

Меньше всего я склонна ностальгировать по советской школе. От той образцово-показательной школы, в которой я училась, осталось неистребимое ощущение казарменной муштры и показного лицемерия. И если искать какие-то образцы для подражания в других временах, то это скорее 1990-е годы, когда появились учители-новаторы, когда было основано много авторских школ, когда возникло много нестандартных явлений в образовательной сфере.

Что далеко ходить, в 90-е годы на Алтае был создан, например, краевой педлицей. Тогда же была основана газета «САМИ», которой я руковожу — мощный образовательный проект, за 30 лет вырастивший из сотен школьников профессиональных журналистов.

В 1990-е годы не надо было быть Щетининым или Тубельским, чтобы иметь право на авторскую программу — ее мог разработать и работать по ней любой учитель рядовой школы.

В современной российской школе учитель лишен права быть личностью — он вынужден встраиваться в прокрустово ложе образовательных стандартов.

Дух и атмосфера были другими

Александр Смирнов.

Анна Зайкова

Александр Смирнов,
директор турфирмы «Плот»:

Сейчас в школах нет политизации, как раньше. Я говорю о пионерах, октябрятах, комсомольцах, сборе макулатуры, металлолома и многом другом. Также в советское время учебный процесс был намного проще, а сегодня в программы активно внедряют различные эксперименты, которые усложняют жизнь школьникам и преподавателям.

Я считаю, что в советской школе даже дух и атмосфера были совершенно другими. Понятия «дружба» и «честь» считались более значимыми и ценными. В современной школе я наблюдаю процесс их девальвации.

  • Максим Герасимюк
  • Екатерина Жолнерова
  • Екатерина Карзова
  • Надежда Скалон
  • Евгения Скаредова
  • Надежда Тиунова
  • Надежда Чехович
  • Александр Шелягин
  • Места
  • Барнаул

В следующих новостях расскажем:

  • Звонок только для учителя. Алтайский министр образования рассказал, что принципиально изменится с 1 сентября

  • Алтайский край хотят сделать «зоной эксперимента». Дистанционное обучение предлагают наладить и после пандемии

  • Дистант нам не грозит. Как и для чего в школах Алтайского края хотят внедрить цифровую образовательную среду

  • Сюжет: Образование
  • Сюжет: Школа

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей

Подписаться

Я соглашаюсь с пользовательским соглашением

Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.