Капиталисты на подряде: аналитики приоткрыли завесу над отказом «Газпрома» строить газопровод «Алтай»

Аналитики Sberbank CIB назвали крупнейших подрядчиков «Газпрома» главными выгодоприобретателями строительства экспортных трубопроводов. Расходы на «Силу Сибири», «Северный поток-2» и «Турецкий поток» они оценили в $93,4 млрд. По их мнению, отказ от строительства более дешевого «Алтая» связан с тем, что тогда подрядчики получили бы меньшую выгоду. Об исследовании сообщается на сайте РБК.

Основной вывод, который делают аналитики Sberbank CIB Алекс Фэк и Анна Котельникова в майском отчете о российских нефтегазовых компаниях, — главными выгодоприобретателями проектов «Газпрома» по строительству трех экспортных газопроводов в Китай («Сила Сибири») и Европу («Северный поток-2» и «Турецкий поток») являются не его акционеры, а подрядчики, среди которых «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» (около 50 % принадлежит Геннадию Тимченко и его семье).

По расчетам экспертов инвестбанка, капиталовложения в эти проекты низкорентабельны. «Мы обнаруживаем, что решения «Газпрома» становятся абсолютно понятными, если предположить, что компания управляется в интересах своих подрядчиков, а не для получения коммерческой выгоды», — говорится в отчете.

Рассуждая о конкретных проектах, аналитики Sberbank CIB пишут, в частности, о высокой стоимости строительства «Силы Сибири» на фоне рассматривавшейся ранее альтернативы — проекта «Алтай» — и сомневаются в выгоде контракта на поставку 38 млрд куб. м газа ежегодно, который «Газпром» заключил с китайской CNPC в мае 2014 года, при средней цене нефти на уровне $65 за баррель.

«Сила Сибири» была выбрана, несмотря на то что «Алтай» был намного дешевле: $55,4 млрд против $10 млрд, замечают эксперты Sberbank CIB. Аналитики утверждают, что китайцы были готовы подписать контракт по «Алтаю» еще в 2010 году. Протяженность «Алтая» была бы сопоставима с «Силой Сибири» — около 3 тысяч км, но газ поступал бы с действующих месторождений Надым Пур-Тазовской провинции и проходил бы очистку на существующих заводах «Газпрома» — не нужно было бы строить новые мощности, аргументируют авторы отчета.

Выбор «Силы Сибири», по их мнению, мог быть обусловлен выгодой основных подрядчиков «Газпрома» — «Стройтранснефтегаз» и «Стройгазмонтаж», которые разделили «почти поровну» основные контракты по этому проекту. «Чем больше проект, тем выгоднее контракты, — говорится в отчете. — Увы, ни одна из этих компаний не торгуется на бирже, поэтому в них нельзя инвестировать».

Проект «Сила Сибири» с большой вероятностью имеет норму доходности ниже, чем стоимость капитала «Газпрома» (стоимость привлечения средств для компании), а значит, он оказывает негативное влияние на акционерную стоимость компании, согласен ведущий нефтегазовый аналитик Wood & Co Ильдар Давлетшин.

Для выбора «Силы Сибири» вместо «Алтая» были объективные причины, спорит с коллегами аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин: на западе Китая, куда приходил бы «Алтай», спрос на газ значительно меньше из-за поставок из среднеазиатских стран, чем на востоке (по «Силе Сибири» газ будет поставляться на восток Китая). При нынешних ценах на нефть и газ (в четверг, 17 мая, нефть Brent превысила $80 за баррель впервые с ноября 2014 года) может быть обеспечен минимально приемлемый возврат на инвестиции проекта «Сила Сибири», но все будет зависеть от его окончательной стоимости, заключил он.

Совладелец одной из компаний — подрядчиков «Газпрома» утверждает, что от строительства проекта «Алтай» пока отказались «не из-за прихоти подрядчиков, а поскольку китайцам было невыгодно покупать газ в конечной точке проекта: они предпочли купить этот газ в Туркмении дешевле». «На сегодняшний день с учетом политики «Газпрома» многие крупные подрядчики на отдельных участках строительства газопроводов вообще оказываются в убытке, — констатировал другой источник в компании — подрядчике «Газпрома». — Эпоха высоких заработков на проектах «Газпрома» давно ушла в прошлое».

Представитель Аркадия Ротенберга, совладельца «Стройгазмонтажа», сообщила РБК, что эта компания не является бенефициаром инвестпрограммы «Газпрома», так как построенный газопровод «Сила Сибири» останется в собственности «Газпрома» и именно он получит конечную выгоду от реализации инвестпроекта. «СГМ участвует в этом проекте в качестве генерального подрядчика и на платной основе выполняет строительно-монтажные работы в рамках заключенных договоров», — добавила она. Представитель «Стройтранснефтегаза» не ответил на запрос РБК. Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

Напомним, «западный маршрут» — «Алтай» — предусматривает поставку 30 млрд куб. м газа по трубопроводу из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край и Республику Алтай на северо-запад Китая в течение 30 лет. Для этой цели предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы в уже существующем транспортном коридоре из Западной Сибири до Новосибирска с последующим продолжением до российско-китайской границы через «два Алтая».

Переговоры о поставках ведутся уже более 10 лет, однако до сих пор значимого прогресса нет, в том числе потому, что в северо-западных провинциях Китая такое большое количество газа просто негде использовать. В начале июня 2016 года стало известно, что переговоры о поставке российского газа в Китай по западному — алтайскому маршруту явно далеки от завершения.