Генеральный директор старейшего текстильного предприятия в Барнауле рассказал о кризисах и успехах

Более 80 лет одно из крупнейших текстильных предприятий России – Барнаульский меланжевый комбинат «Меланжист Алтая» поставляет текстильную продукцию собственного производства для оборонного комплекса страны и компаний самых разных отраслей. «Политсибру» поговорил с генеральным директором АО БМК «Меланжист Алтая» Сергеем Мусатовым о том, как БМК удалось пережить нелегкие кризисные времена и какие планы предприятие строит на будущее.

— Сергей Николаевич, вы, как руководитель крупнейшего предприятия текстильной промышленности в Барнауле, можете оценить, как чувствует себя отрасль в Алтайском крае на сегодняшний день?

— Несмотря на некоторый рост производства, говорить о лидирующих позициях Алтайского края в текстильной промышленности рано. И тому есть вполне объективные причины: импортное сырье, высокие тарифы на энергоносители, морально и физически устаревшее оборудование, недостаток рабочих кадров. В последние годы предприятиям отрасли оказывается господдержка, но пока инвестиций недостаточно для устойчивого развития производства в соответствии с требованиями рынка.

Исходя из прогнозов и инвестиционной политикой группы компаний «БТК», в которую Барнаульский меланжевый комбинат входит с 2015 года, предприятие планирует нарастить мощности к 2024-2025 году до 35 миллионов погонных метров в год. На первом этапе, к 2022 году, до 23-25 миллионов

— Какие объемы предприятие показывает сейчас?

— На данный момент у нас выпускается 7 миллионов погонных метров ткани в год, но с учетом небольших точечных модернизаций, обновления парка оборудования, наращивания мощностей, планируем к концу 2018 года увеличить эту цифру до 8,5 миллионов погонных метров, не считая производства сурового полотна.

— С 2015 года «Меланжист Алтая» входит в состав производственного комплекса «БТК Текстиль», являющегося структурной единицей российского холдинга Группы компаний БТК. Расскажите про группу компаний «БТК». Какие предприятия туда входят?

— «БТК холдинг» — крупнейший российский вертикально-интегрированный холдинг, который владеет и управляет компаниями в легкой промышленности различных направлений деятельности. Это разработка и производство специальной, защитной и форменной одежды (ОАО «БТК групп», ООО «БТК трикотаж» и ООО «БТК обувь»), высокотехнологичных тканей (ООО «БТК текстиль»), а также школьной формы, мужского костюма и развитие существующего ритейл-бизнеса (ООО «БТК консьюмер»).

Комплекс текстильных предприятий «БТК Текстиль» включает единственный в России завод по выпуску высокотехнологичного текстиля из синтетических волокон одежного и технического назначения в городе Шахты Ростовской области и крупнейший комбинат Сибири по производству натуральных и смесовых тканей «БМК «Меланжист Алтая». Сегодня в Холдинге работает около 9000 сотрудников, 90% которых — производственный персонал.

— Насколько известно, после экономического кризиса в 2009 году БМК использовал производственные мощности всего на 35 процентов. Как сейчас обстоят дела, как влияют условия современной экономики?

— На сегодняшний момент средняя загрузка всех мощностей составляет примерно 85%. Но надо отметить, когда ведется активное инвестирование в средства производства, производственное оборудование обновляется, осуществляется замена устаревших линий всегда сложно говорить о номинальной производственной мощности – она постоянно меняется по мере реализации инвестиционных проектов. Не всегда загрузка оборудования — показательный индикатор, раскрывающий положение дел на предприятии. Особенно это касается тех сфер, где внедряются инновационные технологии.-

— Сотрудничает ли предприятие с другими государствами? И какова ваша позиция в вопросе импортозамещения?

— Мы тесно сотрудничаем с другими странами уже много лет. Хлопок для производства пряжи мы закупаем в республиках Средней Азии — Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. Уже 85 лет комбинат работает на этом сырье. Сырье для производства тканей в нашей стране не произрастает либо не производится, равно как и красители и текстильные вспомогательные вещества. Мы закупаем оборудование за рубежом. К сожалению, российских аналогов такого оборудования, позволяющего выпускать качественную продукцию, пока нет.

Кроме того, у нас достаточно хорошо развита школа обучения сотрудников. Мы имеем и своих тренеров, привлекаем иностранных специалистов или отправляем своих сотрудников обучаться за рубежом.

Конечно, все производители стремятся к импортозамещению. Проблема импорта в текстильной и швейной отрасли стоит так остро, как ни в одном другом секторе экономики, ведь суммарная доля отечественных компаний на рынке составляет менее 20%. Практически вся произведенная предприятиями отрасли продукция реализуется на территории страны. Экспорт в отрасли крайне мал, что объясняется высокими, по сравнению с зарубежными, ценами на изделия. Основной причиной столь высокой импортной составляющей на рынке является высокая себестоимость текстильной продукции, которая на 20-30% выше себестоимости продукции из Китая. Та продукция, которая завозится в Россию из Китая, нередко стоит дешевле сырья, которое мы закупаем. Конечно, разрабатываются определенные меры таможенным управлением, правительством страны, но говорить о каком-то серьезном импортозамещении в нашей отрасли пока не приходится.

— Вы сказали, что практически нет вузов, которые выпускают кадры. И все же где предприятие набирает квалифицированных работников?

— В 90-е были практически развалены вузы, которые обучали работников для отрасли. Сейчас они начинают возрождаться. На сегодняшний день предприятие испытывает трудности в наборе квалифицированных кадров, т.к. высшие учебные заведения Алтайского края вообще не готовят специалистов для прядильного и ткацкого производств. Для повышения профессионального уровня своих перспективных сотрудников планируется обучение в филиале Российского государственного университета им. Косыгина на кафедре «Технология, дизайн, искусство». На предприятии разработана и внедряется «Программа стажировки молодых специалистов» (после окончания ВУЗа) и наставничества при переводе перспективных рабочих в специалисты, что в будущем поможет нам решить данную проблему. На фабрике работает 400 швей, планируется увеличение швей до 1200 человек в 2018-м году.

Предприятие подбирает кадры исходя из потребностей производства. Для подбора персонала размещаем рекламу о вакансиях в СМИ, активно взаимодействуем с Центром занятости населения. На предприятии организовано обучение по основным профессиям со сроками обучения до 6 месяцев. С мая начали набор учеников швей со сроком обучения 3 месяца. Для руководителей, специалистов и служащих проводятся ежеквартальные корпоративные тренинги.

— А какие условия труда созданы на предприятии для сотрудников?

— С 2017 года принято решение о бесплатных горячих обедах, как в дневную, так и в ночную смену для сотрудников рабочих специальностей. Так как у нас достаточно большая территория, то мы вплотную занимаемся ремонтом зданий, помещений, строим еще одну столовую, которую планируем запустить уже в конце июня.

У нас постоянно происходят обучающие тренинги, экскурсии на лучшие предприятия России и зарубежных стран. Присутствует и дух соревнования на предприятии: ежемесячно проводится конкурс «Лучший работник месяца», позволяющий победителям получить дополнительную прибавку к зарплате. Сейчас разрабатывается идея «ТИР» – «Твоя идея работает». Это один из способов материального стимулирования сотрудников за рационализаторские предложения.

— Расскажите о продукции, которую выпускает «Меланжист Алтая». Какой ассортимент представлен на рынке?

— Мы выпускаем широкий спектр продукции, начиная с пряжи для ткацкой промышленности, смесовых и натуральных тканей и заканчивая готовой одеждой и комплектами постельного белья. Ткани Барнаульского меланжевого комбината для спецодежды применяются в рамках госзаказа. Униформу из тканей компании используют служащие силовых министерств и ведомств: Министерство обороны, МВД, МЧС, Национальная гвардия, ФСБ, ФСИН, ФСО и др. Среди наших продуктов — форменная и корпоративная одежда, одежда для активного отдыха. Большинство тканей обладает сложными защитными свойствами: водоотталкивающих, ультрапрочных, инсектоакарицидных (от клещей и комаров), с повышенной защитой от неблагоприятных погодных факторов, от кислот и щелочей, масел, нефти и других веществ. В перспективе планируем выпускать инновационный текстиль для спецодежды и униформы, а также ткани нового для предприятия сегмента – для школьной формы.

— Сергей Николаевич, 10 июня будет день работника текстильной и легкой промышленности. Что бы вы пожелали коллегам?

В связи с приближающимся праздником хотелось бы поздравить всех работников отрасли. От всей души пожелать крепкого здоровья, финансового благополучия, новых созидательных проектов и, самое важное, уверенности в завтрашнем дне. Всего самого доброго вам и вашим семьям!

О продукции Барнаульского меланжевого комбината вы можете узнать на сайте АО БМК «Меланжист Алтая» или по телефонам +7 (3852) 290-190, 290-199.