Алтай вливает миллионы в международные туристические выставки

При этом на сельский туризм выделяются сущие копейки

Туристическая выставкаФото: Олег УКЛАДОВ

В марте в Москве пройдут две туристические выставки, на которых традиционно представит свои стенды Алтайский край. Это «Интурмаркет» и Московская международная туристическая выставка (MITT). И, хотя обычный житель нашего региона вряд ли догадывается об их существовании, чиновники уверенны – выставки имеют стратегически важное значение для экономики Алтайского края. А иначе как объяснить колоссальные вливания в них бюджетных средств? Только за создание стендов в 2018 году край заплатит на «Интурмаркете» 18 млн. рублей, на MITT – 5 млн. рублей. И это без трат за аренду площадей, доставку и содержание делегаций. Итоговую сумму мы узнаем позже, но обычно она увеличивается практически вдвое.

Алтай – есть, что выставить?

Информация о проведении аукциона по созданию стендов размещена на сайте Госзакупок, заказчиком выступает краевое госучреждение «Туристский центр Алтайского края», или сокращенно – «Алтайтурцентр». Он занимается продвижением туризма на Алтае с 2013 года. По данным портала «ГосЗатраты», за пять лет «Алтайтурцентр» заключил 140 контрактов, потратив более 266 млн. рублей. Для регионального бюджета сумма огромная.

Основная статья расходов «Алтайтурцентра» – все те же выставки. В прошлом году край перечислил на них 41,4 млн. рублей, что составляет 63,7% бюджета. Среди самых затратных – «знакомые все лица»: «Интурмаркет» и MITT, а также выставка ITB в Берлине. В целом на международные выставки край раскошелился в минувшем году на 40 млн. рублей, это 96, 6% от общего бюджета. При этом чиновники от туризма почему-то фактически проигнорировали выставки уровня Сибирского федерального округа (видимо, масштаб не тот).

Заход не с того бока

— На выставках москвичи интересуются нашим регионом, у них горят глаза, когда они слышат про нашу природу и культурный потенциал. Однако средняя цена авиабилета в Алтайский край — 20 тыс. рублей — бьет по карману даже московского туриста. Им проще в Турцию слетать, — сказала Наталья Гребенникова, член правления Алтайской региональной ассоциации туризма на одном из круглых столов «Комсомольской правды».

Предприниматели уже не первый год пытаются донести до верхов, что туристов на Алтай привлекут совершенно другие инструменты. Например, субсидирование авиаперелетов в регион или непосредственная поддержка бизнесменов от турбизнеса, гарантирующая налоговые или кредитные послабления.

Эти меры особенно важны для развития сельского туризма, который с некоторых пор стал позиционироваться на Алтае как одно из самых перспективных направлений. Между тем, субсидии, которые выделяют сельским предпринимателям на ремонт и строительство гостевых домов (по программе «Развитие туризма в Алтайском крае»), недостаточные – до 350 тыс. рублей. Селяне не стремятся их получить: денег мало, а бумажной волокиты хоть отбавляй. С 2014 по 2017 гг. поддержку оказали 20 сельским предпринимателям. Всего же в крае (по данным краевого управления по туризму) зарегистрировано 180 сельских гостевых домов.

Кстати, у наших соседей – в Республике Алтай — гостевых домов, по данным официального сайта правительства, почти в 2,5 раза больше – 434. При этом площадь соседнего Алтая в два раза меньше, а турпоток ровно как у нас – 2 млн. туристов в год. То есть концентрация туризма у них в два раза больше. И это при том, что Республика тратится на разного рода международные выставки куда скромнее, чем Алтайский край. На стенд «Интурмаркета», к примеру, они направили всего 1,4 млн. рублей. Напомню, в крае – 18 млн. рублей. Вопрос: зачем вливать такие деньги при равном результате?

Цифра

60 тыс. рублей в год — средний бюджет, который выделяют районы Алтайского края на туризм. Некоторые из них, вроде Чарышского, вообще довольствуются суммой в 10 тыс. рублей. Как рассказали «КП» в чарышской администрации, этой суммы не хватает даже для того, чтобы съездить на выставку «АлтайТур. АлтайКурорт» в Барнаул. Об участии в международных выставках и речи нет.

Кстати

Аукционы, которые проводит «Алтайтурцентр» нередко выигрывают одни и те же организации. Например, в минувшем году с ним заключили по пять контрактов такие предприятия, как «ИНВЕСТКОНСАЛТСЕРВИС» (реклама в СМИ, проведение семинаров и пр.), ИП Крайнов Николай Владимирович (издательская деятельность) и туристская компания «Охота». Именно в ней некогда работала директором по развитию Татьяна Сажаева, нынешний директор «Алтайтурцентра». Всего за последние пять лет «Охота» выиграла 14 аукционов.