Производство цемента на сахалине

Обновлено: 05.05.2024

Транспортный переход Сахалин - материк, Экономический обзор, Weekly, Бизнес, Политика, Южно-Сахалинск, Смирных

Правительство области впервые объявило конкурс по выбору инвестора , который будет строить цементный завод в Смирныховском районе на базе месторождения известняков "Гомон".

Здесь интересно все.

Избыточные мощности

Не то чтобы автор был экспертом во всех сферах, но некоторое время назад очередной изгиб судьбы свел его именно со специалистами цементного производства. Естественно, в ходе общения прозвучала и тема сахалинского цементного завода, о котором говорят уже очень давно. Прозвучала и была обсмеяна. При этом автору на пальцах было разъяснено — почему.

Эти аргументы он и приводит.

Суммарная мощность цементных заводов страны — 106 миллионов тонн в год. В 2018 году они произвели 53,6 миллиона тонн, в 2019 году чуть больше — 57,7 миллиона тонн. В любом случае производство идет на половину мощности.

На Дальнем Востоке производственные мощности "Спасскцемента", "Теплоозерскцемента" и "Якутцемента" составляют 4,2 миллиона тонн в год, Общее потребление цемента в ДВФО в 2018 году — 2,5 миллиона тонн, в 2019 году — примерно на том же уровне. Средняя загрузка производств — 60 процентов. А мощности "Теплоозерскцемента" вообще загружены на 46 процентов. Причем там в замороженном состоянии находится проект по производству еще 1,5 миллиона тонн. Он может быть запущен незамедлительно, как только спрос на цемент по Дальнему Востоку возрастет до 3,5 миллиона тонн.

То есть и в стране, и на Дальнем Востоке избыточные мощности по производству цемента — зачем плодить новые?

Именно потому объединение "Союзцемента" вышло в правительство страны с инициативой блокировать любую выдачу бюджетных средств на строительство новых цементных заводов. Если инвестор намерен рискнуть собственными деньгами, то пожалуйста. Но не государственными.

Рентабельность

Теперь о стоимости. Современная российская и мировая практика показывают, что для эффективной окупаемости проекта цементного завода его производственные мощности должны быть не менее 1 миллиона тонн в год. Менее производительные заводы требуют больше капиталовложений на единицу мощности завода — в 1,5-2 раза, и у них более высокая себестоимость продукции.

Оценочно требуемая величина капиталовложений на завод мощностью 1,5 миллиона тонн в год — 225-270 миллионов EUR или примерно 19 миллиардов рублей (курс 2019 года, сейчас — за 20 миллиардов). С учетом островных особенностей, расходы значительно возрастут.

В советские времена в большинстве дальневосточных регионов не было цементных заводов полного цикла — там работали цементно-помольные установки на завозном сырье, как правило, спасского цемзавода.

Впрочем, на Сахалине на все тех же гомонских известняках работал поронайский цемзавод с годовым производством 94 тысячи тонн портланд-цемента марки "400-500". Предприятие было планово-убыточным, и как только государство прекратило дотации, в 1992 году завод так же прекратил существование.

В 2008 году месторождением занялось ООО "Вайда", разработало и представило проект цементного производства. Было выбрано место, проведены предпроектные проработки, общественные слушания. Но стоил проект около 8 миллиардов рублей, и компания обратилась за поддержкой в правительство (впрочем, тогда это была еще администрация) области. Там провели ряд совещаний, сказали — молодцы, на том дело и заглохло. Впрочем, проект был включен в инвестиционный кейс области и регулярно рекламировался на разных форумах. Но инвесторов на него не находилось.

В 2011 году на юге острова все-таки был открыт цементный завод, но другой. Его мощность — 150 тысяч тонн — обеспечивала около 40 процентов от потребности региона. Но как и ожидалось, производство оказалось малорентабельным, и в дальнейшем предприятие работало в режиме все той же цементно-помольной установки на сырье "Спасскцемента".

Все это рассказали автору вышеупомянутые специалисты. И сделали вывод — вам просто надо наладить логистику межрегиональной кооперации.

Автор тогда отрапортовал в стиле официальных пресс-релизов ПСО — железная дорога перешивается, новые паромы — строятся.

— Вот и славно, — улыбнулись специалисты, — а цементом мы вас завалим.

Госфинансирование

И теперь на основе этих сведений рассмотрим предложенный правительством области инвестпроект — судя по всему, актуализированный проект от "Вайды", другого-то нет.

Завод будет строиться в 6 километрах восточнее Победино. До месторождения известняка (знаменитый массив Вайда) — 44 километра. Здесь доступно для разработки 53 миллиона тонн, чего хватит на "65+ лет".

Для производства цемента используются и другие компоненты. А потому будет задействовано расположенное в 13 километрах месторождение глин (запасы 12,5 миллиона тонн). Шебунинское месторождение опок, а также рощинский уголь. Словом, "предполагается использовать местные известняк, глины, опоки, золу-унос и привозные огарки, гипс".

Возникает, правда, вопрос, причем здесь угольное месторождение, ведь завод предполагается газифицировать? Но очевидно, проект не до конца актуализирован, золу-унос будут брать все-таки с ГРЭС-2, поскольку угольных котельных к тому времени (начало производства: 5-й год реализации проекта) не останется, по указу губернатора вроде как все будет на газе.

Но это мелкие технологические придирки.

В любом случае проект вполне вписывается в царящие на острове умонастроения, что, мол, хватит качать с острова нефть, надо строить собственные заводы и фабрики, которые будут производить собственную дешевую продукцию. А если эти заводы и фабрики построят частные инвесторы на свои деньги, то вообще ура!

Однако мы не раз были свидетелями, как подобные идеалистические ожидания разбивались о прозу жизни. Так, судя по всему, будет и в этот раз.

Годовая мощность завода заявлена в 670 тысяч тонн.

Помните, специалисты утверждали, что такие мощности не рентабельны без государственной поддержки? Они были правы. В инвестиционном предложении четко и недвусмысленно сказано: "Проект обеспечивает приемлемую доходность инвестора при относительно низком уровне производства 670 тысяч тонн благодаря значительному госфинансированию".

Что это за поддержка?

Во-первых, ТОР и его льготы: нулевой налог на прибыль и на имущество в течение первых 5 лет и льготные ставки в последующий период. На землю — нулевой в течение первых 3 лет. Значительное снижение взносов в страховые фонды и т.д.

Про ТОР, кстати, сделаем себе зарубку на память, потому что это будет новый ТОР — действующие "Южная" и "Горный воздух" имеют совершенно другую специализацию.

Во-вторых, это финансирование инфраструктуры. За счет госсредств будут построены железная дорога (2,43 миллиарда рублей), газопровод (1,88 миллиарда рублей), электросети (1,49 миллиарда рублей), автодороги (1,5 миллиарда рублей). Итого 7,3 миллиарда рублей.

Кого-то обманет термин "госфинансирование". Не обольщайтесь. Это не федеральный бюджет, это областной, о чем в инвестиционном предложении опять же сказано четко и недвусмысленно.

Итак, стоимость самого завода — 8,2 миллиарда рублей, и еще почти столько же доплачивает область, делая для частника инфраструктуру.

Но и это еще не все! Все в том же инвестиционном предложении упомянуто, что "будет профинансирована часть капитальных затрат на строительство завода, чтобы обеспечить инвестору рыночную доходность". То есть и само строительство завода область готова оплачивать.

В каком объеме? "Точные параметры бюджета проекта и объём государственной поддержки будут уточняться в ходе переговоров с инвесторами"

Как сказано в документе, "ожидаемые инвестиции инвестора: 2,7 млрд. руб". Это из 8,2 миллиарда. Остальные деньги должны где-то взяться. Возможно, из банковских кредитов, а, возможно, и из бездонного и доброго областного бюджета.

Словом, проект заключается в том, что область за счет своих средств строит для некого частника завод, ну, по крайней мере, оплачивает минимум половину его стоимости.

В чем выгода?

Естественно, возникают вопросы. А для чего нам такие траты? Какую мы с этого будет иметь выгоду?

Налоги в бюджет? Про ТОРовские налоговые льготы уже сказано.

Рабочие места для страдающих от безработицы сахалинцев? Однако напомним еще одну налоговую льготу ТОРов — "привлечение иностранной рабочей силы без учета квот".

Дешевый цемент для наших строек? Как сказано в том же инвестиционном предложении, "Базовая цена продаж составляет 8000 рублей за тонну в 2020 году и растёт на 4% в год. Доходность инвестора за первые 15 лет проекта составляет 27%. Окупаемость проекта для инвестора: 7 лет".

8 тысяч рублей за тонну.

А теперь, как говорится, "гугл нам в помощь". Набираем — "стоимость тонны цемента в России" и получаем на выходе: "В период 2017-2020 средние цены производителей на портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы выросли на 8,2%, с 3 359,3 руб./тонн. до 3 634,3 руб./тонн. Наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2018 году, тогда темп роста составил 5,9%"

Порядок цифр понятен? В среднем по России — 3,6 тысячи за тонну, у нас — 8 тысяч. Да, с учетом доставки на острова цемент у нас дорог. Но снижения цен завод не гарантирует!

Таким образом, бюджетные траты не обещают в ближайшей перспективе ни дополнительных налоговых поступлений, ни дешевого цемента, ни особых рабочих мест.

Зато еще в 2008 году, когда ООО "Вайда" начала проводить на своем известковом карьере буро-взрывные работы, руководитель лаборатории спелеологических исследований "Сармат" Игорь Литвинов, к сожалению, в этом месяце ушедший из жизни , говорил, что это уничтожит пещеры Вайды — они просто обрушатся от постоянных промышленных взрывов.

Конспирология

Все это настолько не стыкуются с предполагаемыми высокими целями, что возникает подозрение — мы чего-то не знаем.

Вспомним о ТОРе. Инвестору заявлено о нем совершенно четко. Но ТОРы — это компетенция не регионального, а федерального правительства. И создаются они не просто так, а проходят многочисленные этапы согласований, поскольку речь идет о выпадающих из-за различных льгот доходов бюджетов. Федеральный минфин стоит против этого стеной. Пробить эту стену — не один месяц уйдет.

А между тем, срок подачи инвестиционной заявки — до 20 августа. То есть инвестор должен точно знать, что ТОР к этому сроку будет или создан, или совершенно точно будет создан в ближайшее время. И что соответствующая работа по его созданию давно идет и близится к завершению.

Как сообщил через пресс-релиз ПСО министр инвестиционной политики области Дмитрий Лисневский, "очень важно, что поиск инвестора проводится через процедуру конкурса, понятную и прозрачную для всех участников. Интерес к проекту цементного завода уже проявили как российские, так и международные инвесторы".

Если исходить из слов министра, о ТОРе в Смирныховском районе прозрачно знают международные инвесторы, то есть весь мир. И только сами сахалинцы не знают об этом совершенно ничего!

А между тем инвестиционное предложение сделано, конкурс объявлен. И, конечно же, не просто так. Инвесторы, очевидно, есть. Со своими интересами, знающие и о ТОРе, то есть, купающиеся в инсайде от федерального правительства, и уже поставившие свои условия по части государственного софинансирования.

Второй вопрос — для чего через наш проект на Сахалине на Дальнем Востоке создаются такие дополнительно избыточные мощности по производству цемента?

На ум приходит только один проект — "Мост" и связанные с ним сахалинские порты. В самом деле, на одни только железобетонные шпалы потребуются миллионы тонн цемента.

Так что предполагаемый инвестиционный конкурс очень интересен как некий знак. Особенно, если в документах всплывет фамилия что-то вроде "Ротенберг". Это будет означать, что "Мост" — будет. И это хорошо. Пусть его строят. Но только не за счет областного бюджета, иначе мы просто разоримся и побредем по этому новому мосту с нищенскими котомками на материк в поисках лучшей доли!

Правительство области впервые объявило конкурс по выбору инвестора , который будет строить цементный завод в Смирныховском районе на базе месторождения известняков "Гомон".

Здесь интересно все.

Избыточные мощности

Не то чтобы автор был экспертом во всех сферах, но некоторое время назад очередной изгиб судьбы свел его именно со специалистами цементного производства. Естественно, в ходе общения прозвучала и тема сахалинского цементного завода, о котором говорят уже очень давно. Прозвучала и была обсмеяна. При этом автору на пальцах было разъяснено — почему.

Эти аргументы он и приводит.

Суммарная мощность цементных заводов страны — 106 миллионов тонн в год. В 2018 году они произвели 53,6 миллиона тонн, в 2019 году чуть больше — 57,7 миллиона тонн. В любом случае производство идет на половину мощности.

На Дальнем Востоке производственные мощности "Спасскцемента", "Теплоозерскцемента" и "Якутцемента" составляют 4,2 миллиона тонн в год, Общее потребление цемента в ДВФО в 2018 году — 2,5 миллиона тонн, в 2019 году — примерно на том же уровне. Средняя загрузка производств — 60 процентов. А мощности "Теплоозерскцемента" вообще загружены на 46 процентов. Причем там в замороженном состоянии находится проект по производству еще 1,5 миллиона тонн. Он может быть запущен незамедлительно, как только спрос на цемент по Дальнему Востоку возрастет до 3,5 миллиона тонн.

То есть и в стране, и на Дальнем Востоке избыточные мощности по производству цемента — зачем плодить новые?

Именно потому объединение "Союзцемента" вышло в правительство страны с инициативой блокировать любую выдачу бюджетных средств на строительство новых цементных заводов. Если инвестор намерен рискнуть собственными деньгами, то пожалуйста. Но не государственными.

Рентабельность

Теперь о стоимости. Современная российская и мировая практика показывают, что для эффективной окупаемости проекта цементного завода его производственные мощности должны быть не менее 1 миллиона тонн в год. Менее производительные заводы требуют больше капиталовложений на единицу мощности завода — в 1,5-2 раза, и у них более высокая себестоимость продукции.

Оценочно требуемая величина капиталовложений на завод мощностью 1,5 миллиона тонн в год — 225-270 миллионов EUR или примерно 19 миллиардов рублей (курс 2019 года, сейчас — за 20 миллиардов). С учетом островных особенностей, расходы значительно возрастут.

В советские времена в большинстве дальневосточных регионов не было цементных заводов полного цикла — там работали цементно-помольные установки на завозном сырье, как правило, спасского цемзавода.

Впрочем, на Сахалине на все тех же гомонских известняках работал поронайский цемзавод с годовым производством 94 тысячи тонн портланд-цемента марки "400-500". Предприятие было планово-убыточным, и как только государство прекратило дотации, в 1992 году завод так же прекратил существование.

В 2008 году месторождением занялось ООО "Вайда", разработало и представило проект цементного производства. Было выбрано место, проведены предпроектные проработки, общественные слушания. Но стоил проект около 8 миллиардов рублей, и компания обратилась за поддержкой в правительство (впрочем, тогда это была еще администрация) области. Там провели ряд совещаний, сказали — молодцы, на том дело и заглохло. Впрочем, проект был включен в инвестиционный кейс области и регулярно рекламировался на разных форумах. Но инвесторов на него не находилось.

В 2011 году на юге острова все-таки был открыт цементный завод, но другой. Его мощность — 150 тысяч тонн — обеспечивала около 40 процентов от потребности региона. Но как и ожидалось, производство оказалось малорентабельным, и в дальнейшем предприятие работало в режиме все той же цементно-помольной установки на сырье "Спасскцемента".

Все это рассказали автору вышеупомянутые специалисты. И сделали вывод — вам просто надо наладить логистику межрегиональной кооперации.

Автор тогда отрапортовал в стиле официальных пресс-релизов ПСО — железная дорога перешивается, новые паромы — строятся.

— Вот и славно, — улыбнулись специалисты, — а цементом мы вас завалим.

Госфинансирование

И теперь на основе этих сведений рассмотрим предложенный правительством области инвестпроект — судя по всему, актуализированный проект от "Вайды", другого-то нет.

Завод будет строиться в 6 километрах восточнее Победино. До месторождения известняка (знаменитый массив Вайда) — 44 километра. Здесь доступно для разработки 53 миллиона тонн, чего хватит на "65+ лет".

Для производства цемента используются и другие компоненты. А потому будет задействовано расположенное в 13 километрах месторождение глин (запасы 12,5 миллиона тонн). Шебунинское месторождение опок, а также рощинский уголь. Словом, "предполагается использовать местные известняк, глины, опоки, золу-унос и привозные огарки, гипс".

Возникает, правда, вопрос, причем здесь угольное месторождение, ведь завод предполагается газифицировать? Но очевидно, проект не до конца актуализирован, золу-унос будут брать все-таки с ГРЭС-2, поскольку угольных котельных к тому времени (начало производства: 5-й год реализации проекта) не останется, по указу губернатора вроде как все будет на газе.

Но это мелкие технологические придирки.

В любом случае проект вполне вписывается в царящие на острове умонастроения, что, мол, хватит качать с острова нефть, надо строить собственные заводы и фабрики, которые будут производить собственную дешевую продукцию. А если эти заводы и фабрики построят частные инвесторы на свои деньги, то вообще ура!

Однако мы не раз были свидетелями, как подобные идеалистические ожидания разбивались о прозу жизни. Так, судя по всему, будет и в этот раз.

Годовая мощность завода заявлена в 670 тысяч тонн.

Помните, специалисты утверждали, что такие мощности не рентабельны без государственной поддержки? Они были правы. В инвестиционном предложении четко и недвусмысленно сказано: "Проект обеспечивает приемлемую доходность инвестора при относительно низком уровне производства 670 тысяч тонн благодаря значительному госфинансированию".

Что это за поддержка?

Во-первых, ТОР и его льготы: нулевой налог на прибыль и на имущество в течение первых 5 лет и льготные ставки в последующий период. На землю — нулевой в течение первых 3 лет. Значительное снижение взносов в страховые фонды и т.д.

Про ТОР, кстати, сделаем себе зарубку на память, потому что это будет новый ТОР — действующие "Южная" и "Горный воздух" имеют совершенно другую специализацию.

Во-вторых, это финансирование инфраструктуры. За счет госсредств будут построены железная дорога (2,43 миллиарда рублей), газопровод (1,88 миллиарда рублей), электросети (1,49 миллиарда рублей), автодороги (1,5 миллиарда рублей). Итого 7,3 миллиарда рублей.

Кого-то обманет термин "госфинансирование". Не обольщайтесь. Это не федеральный бюджет, это областной, о чем в инвестиционном предложении опять же сказано четко и недвусмысленно.

Итак, стоимость самого завода — 8,2 миллиарда рублей, и еще почти столько же доплачивает область, делая для частника инфраструктуру.

Но и это еще не все! Все в том же инвестиционном предложении упомянуто, что "будет профинансирована часть капитальных затрат на строительство завода, чтобы обеспечить инвестору рыночную доходность". То есть и само строительство завода область готова оплачивать.

В каком объеме? "Точные параметры бюджета проекта и объём государственной поддержки будут уточняться в ходе переговоров с инвесторами"

Как сказано в документе, "ожидаемые инвестиции инвестора: 2,7 млрд. руб". Это из 8,2 миллиарда. Остальные деньги должны где-то взяться. Возможно, из банковских кредитов, а, возможно, и из бездонного и доброго областного бюджета.

Словом, проект заключается в том, что область за счет своих средств строит для некого частника завод, ну, по крайней мере, оплачивает минимум половину его стоимости.

В чем выгода?

Естественно, возникают вопросы. А для чего нам такие траты? Какую мы с этого будет иметь выгоду?

Налоги в бюджет? Про ТОРовские налоговые льготы уже сказано.

Рабочие места для страдающих от безработицы сахалинцев? Однако напомним еще одну налоговую льготу ТОРов — "привлечение иностранной рабочей силы без учета квот".

Дешевый цемент для наших строек? Как сказано в том же инвестиционном предложении, "Базовая цена продаж составляет 8000 рублей за тонну в 2020 году и растёт на 4% в год. Доходность инвестора за первые 15 лет проекта составляет 27%. Окупаемость проекта для инвестора: 7 лет".

8 тысяч рублей за тонну.

А теперь, как говорится, "гугл нам в помощь". Набираем — "стоимость тонны цемента в России" и получаем на выходе: "В период 2017-2020 средние цены производителей на портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы выросли на 8,2%, с 3 359,3 руб./тонн. до 3 634,3 руб./тонн. Наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2018 году, тогда темп роста составил 5,9%"

Порядок цифр понятен? В среднем по России — 3,6 тысячи за тонну, у нас — 8 тысяч. Да, с учетом доставки на острова цемент у нас дорог. Но снижения цен завод не гарантирует!

Таким образом, бюджетные траты не обещают в ближайшей перспективе ни дополнительных налоговых поступлений, ни дешевого цемента, ни особых рабочих мест.

Зато еще в 2008 году, когда ООО "Вайда" начала проводить на своем известковом карьере буро-взрывные работы, руководитель лаборатории спелеологических исследований "Сармат" Игорь Литвинов, к сожалению, в этом месяце ушедший из жизни , говорил, что это уничтожит пещеры Вайды — они просто обрушатся от постоянных промышленных взрывов.

Конспирология

Все это настолько не стыкуются с предполагаемыми высокими целями, что возникает подозрение — мы чего-то не знаем.

Вспомним о ТОРе. Инвестору заявлено о нем совершенно четко. Но ТОРы — это компетенция не регионального, а федерального правительства. И создаются они не просто так, а проходят многочисленные этапы согласований, поскольку речь идет о выпадающих из-за различных льгот доходов бюджетов. Федеральный минфин стоит против этого стеной. Пробить эту стену — не один месяц уйдет.

А между тем, срок подачи инвестиционной заявки — до 20 августа. То есть инвестор должен точно знать, что ТОР к этому сроку будет или создан, или совершенно точно будет создан в ближайшее время. И что соответствующая работа по его созданию давно идет и близится к завершению.

Как сообщил через пресс-релиз ПСО министр инвестиционной политики области Дмитрий Лисневский, "очень важно, что поиск инвестора проводится через процедуру конкурса, понятную и прозрачную для всех участников. Интерес к проекту цементного завода уже проявили как российские, так и международные инвесторы".

Если исходить из слов министра, о ТОРе в Смирныховском районе прозрачно знают международные инвесторы, то есть весь мир. И только сами сахалинцы не знают об этом совершенно ничего!

А между тем инвестиционное предложение сделано, конкурс объявлен. И, конечно же, не просто так. Инвесторы, очевидно, есть. Со своими интересами, знающие и о ТОРе, то есть, купающиеся в инсайде от федерального правительства, и уже поставившие свои условия по части государственного софинансирования.

Второй вопрос — для чего через наш проект на Сахалине на Дальнем Востоке создаются такие дополнительно избыточные мощности по производству цемента?

На ум приходит только один проект — "Мост" и связанные с ним сахалинские порты. В самом деле, на одни только железобетонные шпалы потребуются миллионы тонн цемента.

Так что предполагаемый инвестиционный конкурс очень интересен как некий знак. Особенно, если в документах всплывет фамилия что-то вроде "Ротенберг". Это будет означать, что "Мост" — будет. И это хорошо. Пусть его строят. Но только не за счет областного бюджета, иначе мы просто разоримся и побредем по этому новому мосту с нищенскими котомками на материк в поисках лучшей доли!

До появления цементного завода на Сахалине пока еще далеко. Его планируется запустить к 2025 году. Он должен заработать в Смирныховском районе. Однако уже сейчас в области ощущается острая проблема с цементом. Вслед за ростом цен на строительные материалы начался и их дефицит . Об этом губернатору Сахалинской области напомнил глава ассоциации "Сахалинстрой" Валерий Мозолевский. Он сказал, что строительная программа может быть сорвана из-за проблем с цементом, если ничего не сделать.

— В Приморье недостаточно вагонов, чтобы возить цемент с завода "Спасскцемент" в порт, — сообщил Мозолевский, добавив, что областное правительство должно вмешаться в этот вопрос, потому что и сахалинский монополист по поставке цемента ("Симост") тоже ощущает его нехватку.

Зампред ПСО Антон Зайцев сказал, что для решения ситуации уже принимались действия и сейчас она более-менее стабилизировалась. Но надо смотреть, чтобы такое не повторялось.

Антон Зайцев

Валерий Лимаренко попросил рассказать, как мы собираемся развивать цементное производство.

— Мы планируем к 2025 году запустить в эксплуатацию в Смирныховском районе цементный завод, общий объем выпуска около 700 тысяч тонн, — сказал то, что уже давно известно, Зайцев. — Подана заявка на получение лицензии на добычу ресурсов, которые будут использоваться для производства продукции.

Подготовлено обращение в РЖД по поводу рассмотрения вопроса о восстановлении железнодорожного пути в Смирныховском районе. В будущем к цементному заводу подведут газ.

— А по поводу более раннего производства цемента? — спросил Лимаренко.

Зайцев ответил, что рассматривается вариант производства 300 тысяч тонн продукции. Это будет цементный полуфабрикат. Зампред в двух словах доложил о том, что для этого планируется сделать.

— То есть, мы работаем над тем, чтобы эта активность инвестиционная состоялась в будущем году? — уточнил губернатор.

— Совершенно верно, — ответил зампред.

Что касается инвестора для строительства цементного завода в Смирныховском районе, с его поиском уже давно есть трудности. Его искали в июле прошлого года , но так и не нашли . Объем инвестиций предварительно оценивается в 8 млрд рублей.

Транспортный переход Сахалин - материк, Экономический обзор, Weekly, Бизнес, Политика, Южно-Сахалинск, Смирных

Правительство области впервые объявило конкурс по выбору инвестора , который будет строить цементный завод в Смирныховском районе на базе месторождения известняков "Гомон".

Здесь интересно все.

Избыточные мощности

Не то чтобы автор был экспертом во всех сферах, но некоторое время назад очередной изгиб судьбы свел его именно со специалистами цементного производства. Естественно, в ходе общения прозвучала и тема сахалинского цементного завода, о котором говорят уже очень давно. Прозвучала и была обсмеяна. При этом автору на пальцах было разъяснено — почему.

Эти аргументы он и приводит.

Суммарная мощность цементных заводов страны — 106 миллионов тонн в год. В 2018 году они произвели 53,6 миллиона тонн, в 2019 году чуть больше — 57,7 миллиона тонн. В любом случае производство идет на половину мощности.

На Дальнем Востоке производственные мощности "Спасскцемента", "Теплоозерскцемента" и "Якутцемента" составляют 4,2 миллиона тонн в год, Общее потребление цемента в ДВФО в 2018 году — 2,5 миллиона тонн, в 2019 году — примерно на том же уровне. Средняя загрузка производств — 60 процентов. А мощности "Теплоозерскцемента" вообще загружены на 46 процентов. Причем там в замороженном состоянии находится проект по производству еще 1,5 миллиона тонн. Он может быть запущен незамедлительно, как только спрос на цемент по Дальнему Востоку возрастет до 3,5 миллиона тонн.

То есть и в стране, и на Дальнем Востоке избыточные мощности по производству цемента — зачем плодить новые?

Именно потому объединение "Союзцемента" вышло в правительство страны с инициативой блокировать любую выдачу бюджетных средств на строительство новых цементных заводов. Если инвестор намерен рискнуть собственными деньгами, то пожалуйста. Но не государственными.

Рентабельность

Теперь о стоимости. Современная российская и мировая практика показывают, что для эффективной окупаемости проекта цементного завода его производственные мощности должны быть не менее 1 миллиона тонн в год. Менее производительные заводы требуют больше капиталовложений на единицу мощности завода — в 1,5-2 раза, и у них более высокая себестоимость продукции.

Оценочно требуемая величина капиталовложений на завод мощностью 1,5 миллиона тонн в год — 225-270 миллионов EUR или примерно 19 миллиардов рублей (курс 2019 года, сейчас — за 20 миллиардов). С учетом островных особенностей, расходы значительно возрастут.

В советские времена в большинстве дальневосточных регионов не было цементных заводов полного цикла — там работали цементно-помольные установки на завозном сырье, как правило, спасского цемзавода.

Впрочем, на Сахалине на все тех же гомонских известняках работал поронайский цемзавод с годовым производством 94 тысячи тонн портланд-цемента марки "400-500". Предприятие было планово-убыточным, и как только государство прекратило дотации, в 1992 году завод так же прекратил существование.

В 2008 году месторождением занялось ООО "Вайда", разработало и представило проект цементного производства. Было выбрано место, проведены предпроектные проработки, общественные слушания. Но стоил проект около 8 миллиардов рублей, и компания обратилась за поддержкой в правительство (впрочем, тогда это была еще администрация) области. Там провели ряд совещаний, сказали — молодцы, на том дело и заглохло. Впрочем, проект был включен в инвестиционный кейс области и регулярно рекламировался на разных форумах. Но инвесторов на него не находилось.

В 2011 году на юге острова все-таки был открыт цементный завод, но другой. Его мощность — 150 тысяч тонн — обеспечивала около 40 процентов от потребности региона. Но как и ожидалось, производство оказалось малорентабельным, и в дальнейшем предприятие работало в режиме все той же цементно-помольной установки на сырье "Спасскцемента".

Все это рассказали автору вышеупомянутые специалисты. И сделали вывод — вам просто надо наладить логистику межрегиональной кооперации.

Автор тогда отрапортовал в стиле официальных пресс-релизов ПСО — железная дорога перешивается, новые паромы — строятся.

— Вот и славно, — улыбнулись специалисты, — а цементом мы вас завалим.

Госфинансирование

И теперь на основе этих сведений рассмотрим предложенный правительством области инвестпроект — судя по всему, актуализированный проект от "Вайды", другого-то нет.

Завод будет строиться в 6 километрах восточнее Победино. До месторождения известняка (знаменитый массив Вайда) — 44 километра. Здесь доступно для разработки 53 миллиона тонн, чего хватит на "65+ лет".

Для производства цемента используются и другие компоненты. А потому будет задействовано расположенное в 13 километрах месторождение глин (запасы 12,5 миллиона тонн). Шебунинское месторождение опок, а также рощинский уголь. Словом, "предполагается использовать местные известняк, глины, опоки, золу-унос и привозные огарки, гипс".

Возникает, правда, вопрос, причем здесь угольное месторождение, ведь завод предполагается газифицировать? Но очевидно, проект не до конца актуализирован, золу-унос будут брать все-таки с ГРЭС-2, поскольку угольных котельных к тому времени (начало производства: 5-й год реализации проекта) не останется, по указу губернатора вроде как все будет на газе.

Но это мелкие технологические придирки.

В любом случае проект вполне вписывается в царящие на острове умонастроения, что, мол, хватит качать с острова нефть, надо строить собственные заводы и фабрики, которые будут производить собственную дешевую продукцию. А если эти заводы и фабрики построят частные инвесторы на свои деньги, то вообще ура!

Однако мы не раз были свидетелями, как подобные идеалистические ожидания разбивались о прозу жизни. Так, судя по всему, будет и в этот раз.

Годовая мощность завода заявлена в 670 тысяч тонн.

Помните, специалисты утверждали, что такие мощности не рентабельны без государственной поддержки? Они были правы. В инвестиционном предложении четко и недвусмысленно сказано: "Проект обеспечивает приемлемую доходность инвестора при относительно низком уровне производства 670 тысяч тонн благодаря значительному госфинансированию".

Что это за поддержка?

Во-первых, ТОР и его льготы: нулевой налог на прибыль и на имущество в течение первых 5 лет и льготные ставки в последующий период. На землю — нулевой в течение первых 3 лет. Значительное снижение взносов в страховые фонды и т.д.

Про ТОР, кстати, сделаем себе зарубку на память, потому что это будет новый ТОР — действующие "Южная" и "Горный воздух" имеют совершенно другую специализацию.

Во-вторых, это финансирование инфраструктуры. За счет госсредств будут построены железная дорога (2,43 миллиарда рублей), газопровод (1,88 миллиарда рублей), электросети (1,49 миллиарда рублей), автодороги (1,5 миллиарда рублей). Итого 7,3 миллиарда рублей.

Кого-то обманет термин "госфинансирование". Не обольщайтесь. Это не федеральный бюджет, это областной, о чем в инвестиционном предложении опять же сказано четко и недвусмысленно.

Итак, стоимость самого завода — 8,2 миллиарда рублей, и еще почти столько же доплачивает область, делая для частника инфраструктуру.

Но и это еще не все! Все в том же инвестиционном предложении упомянуто, что "будет профинансирована часть капитальных затрат на строительство завода, чтобы обеспечить инвестору рыночную доходность". То есть и само строительство завода область готова оплачивать.

В каком объеме? "Точные параметры бюджета проекта и объём государственной поддержки будут уточняться в ходе переговоров с инвесторами"

Как сказано в документе, "ожидаемые инвестиции инвестора: 2,7 млрд. руб". Это из 8,2 миллиарда. Остальные деньги должны где-то взяться. Возможно, из банковских кредитов, а, возможно, и из бездонного и доброго областного бюджета.

Словом, проект заключается в том, что область за счет своих средств строит для некого частника завод, ну, по крайней мере, оплачивает минимум половину его стоимости.

В чем выгода?

Естественно, возникают вопросы. А для чего нам такие траты? Какую мы с этого будет иметь выгоду?

Налоги в бюджет? Про ТОРовские налоговые льготы уже сказано.

Рабочие места для страдающих от безработицы сахалинцев? Однако напомним еще одну налоговую льготу ТОРов — "привлечение иностранной рабочей силы без учета квот".

Дешевый цемент для наших строек? Как сказано в том же инвестиционном предложении, "Базовая цена продаж составляет 8000 рублей за тонну в 2020 году и растёт на 4% в год. Доходность инвестора за первые 15 лет проекта составляет 27%. Окупаемость проекта для инвестора: 7 лет".

8 тысяч рублей за тонну.

А теперь, как говорится, "гугл нам в помощь". Набираем — "стоимость тонны цемента в России" и получаем на выходе: "В период 2017-2020 средние цены производителей на портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные гидравлические цементы выросли на 8,2%, с 3 359,3 руб./тонн. до 3 634,3 руб./тонн. Наибольшее увеличение средних цен производителей произошло в 2018 году, тогда темп роста составил 5,9%"

Порядок цифр понятен? В среднем по России — 3,6 тысячи за тонну, у нас — 8 тысяч. Да, с учетом доставки на острова цемент у нас дорог. Но снижения цен завод не гарантирует!

Таким образом, бюджетные траты не обещают в ближайшей перспективе ни дополнительных налоговых поступлений, ни дешевого цемента, ни особых рабочих мест.

Зато еще в 2008 году, когда ООО "Вайда" начала проводить на своем известковом карьере буро-взрывные работы, руководитель лаборатории спелеологических исследований "Сармат" Игорь Литвинов, к сожалению, в этом месяце ушедший из жизни , говорил, что это уничтожит пещеры Вайды — они просто обрушатся от постоянных промышленных взрывов.

Конспирология

Все это настолько не стыкуются с предполагаемыми высокими целями, что возникает подозрение — мы чего-то не знаем.

Вспомним о ТОРе. Инвестору заявлено о нем совершенно четко. Но ТОРы — это компетенция не регионального, а федерального правительства. И создаются они не просто так, а проходят многочисленные этапы согласований, поскольку речь идет о выпадающих из-за различных льгот доходов бюджетов. Федеральный минфин стоит против этого стеной. Пробить эту стену — не один месяц уйдет.

А между тем, срок подачи инвестиционной заявки — до 20 августа. То есть инвестор должен точно знать, что ТОР к этому сроку будет или создан, или совершенно точно будет создан в ближайшее время. И что соответствующая работа по его созданию давно идет и близится к завершению.

Как сообщил через пресс-релиз ПСО министр инвестиционной политики области Дмитрий Лисневский, "очень важно, что поиск инвестора проводится через процедуру конкурса, понятную и прозрачную для всех участников. Интерес к проекту цементного завода уже проявили как российские, так и международные инвесторы".

Если исходить из слов министра, о ТОРе в Смирныховском районе прозрачно знают международные инвесторы, то есть весь мир. И только сами сахалинцы не знают об этом совершенно ничего!

А между тем инвестиционное предложение сделано, конкурс объявлен. И, конечно же, не просто так. Инвесторы, очевидно, есть. Со своими интересами, знающие и о ТОРе, то есть, купающиеся в инсайде от федерального правительства, и уже поставившие свои условия по части государственного софинансирования.

Второй вопрос — для чего через наш проект на Сахалине на Дальнем Востоке создаются такие дополнительно избыточные мощности по производству цемента?

На ум приходит только один проект — "Мост" и связанные с ним сахалинские порты. В самом деле, на одни только железобетонные шпалы потребуются миллионы тонн цемента.

Так что предполагаемый инвестиционный конкурс очень интересен как некий знак. Особенно, если в документах всплывет фамилия что-то вроде "Ротенберг". Это будет означать, что "Мост" — будет. И это хорошо. Пусть его строят. Но только не за счет областного бюджета, иначе мы просто разоримся и побредем по этому новому мосту с нищенскими котомками на материк в поисках лучшей доли!

До появления цементного завода на Сахалине пока еще далеко. Его планируется запустить к 2025 году. Он должен заработать в Смирныховском районе. Однако уже сейчас в области ощущается острая проблема с цементом. Вслед за ростом цен на строительные материалы начался и их дефицит . Об этом губернатору Сахалинской области напомнил глава ассоциации "Сахалинстрой" Валерий Мозолевский. Он сказал, что строительная программа может быть сорвана из-за проблем с цементом, если ничего не сделать.

— В Приморье недостаточно вагонов, чтобы возить цемент с завода "Спасскцемент" в порт, — сообщил Мозолевский, добавив, что областное правительство должно вмешаться в этот вопрос, потому что и сахалинский монополист по поставке цемента ("Симост") тоже ощущает его нехватку.

Зампред ПСО Антон Зайцев сказал, что для решения ситуации уже принимались действия и сейчас она более-менее стабилизировалась. Но надо смотреть, чтобы такое не повторялось.

Антон Зайцев

Валерий Лимаренко попросил рассказать, как мы собираемся развивать цементное производство.

— Мы планируем к 2025 году запустить в эксплуатацию в Смирныховском районе цементный завод, общий объем выпуска около 700 тысяч тонн, — сказал то, что уже давно известно, Зайцев. — Подана заявка на получение лицензии на добычу ресурсов, которые будут использоваться для производства продукции.

Подготовлено обращение в РЖД по поводу рассмотрения вопроса о восстановлении железнодорожного пути в Смирныховском районе. В будущем к цементному заводу подведут газ.

— А по поводу более раннего производства цемента? — спросил Лимаренко.

Зайцев ответил, что рассматривается вариант производства 300 тысяч тонн продукции. Это будет цементный полуфабрикат. Зампред в двух словах доложил о том, что для этого планируется сделать.

— То есть, мы работаем над тем, чтобы эта активность инвестиционная состоялась в будущем году? — уточнил губернатор.

— Совершенно верно, — ответил зампред.

Что касается инвестора для строительства цементного завода в Смирныховском районе, с его поиском уже давно есть трудности. Его искали в июле прошлого года , но так и не нашли . Объем инвестиций предварительно оценивается в 8 млрд рублей.

Читайте также: