Возведение зданий в специальных опалубках

Обновлено: 02.05.2024

Щиты такой опалубки снабжены нагревательными элементами, смонтированными с тыльной стороны палубы и закрытым слоем утеплителя. Нагревательными элементами могут быть снабжены щиты любой опалубки (мелкощитой, крупнощитовой, объемно-переставной, катучей, скользящей и т.д.).

Греющие опалубки применяют при бетонировании в зимних условиях, а также для ускорения твердения в летних условиях с целью ускорения работ и сокращения производственного цикла. Передача тепла в таких опалубках происходит путем теплопроводности, т.е. контактным способом от нагретой поверхности опалубки к примыкающему бетону.

Греющая опалубка имеет палубу из металлического листа или из водостойкой фанеры, с тыльной стороны которой расположены электрические нагревательные элементы. В качестве нагревательных элементов могут быть использованы:

-греющие провода и кабели;

- сетчатые нагреватели;

- углеродные ленточные нагреватели;

- токопроводящие покрытия;

- графитопластиковые нагреватели.

Обычно нагреватели изолируют с двух сторон прокладкой тонких асбестовых листов и дополнительно покрывают теплоизоляцией.

Щиты греющей опалубки могут иметь любые размеры в плане. Их можно устанавливать в наружной и внутренней стороны палубы, но оптимальным считается их расположение между щитами палубы на расстоянии 5-6 мм от внутренней поверхности.

Температура на рабочей поверхности составляет в пределах 80-120 градусов, для получения 70 процентов марочной прочности достаточно эксплуатации щитов греющей опалубки в течение 24-36 часов в зависимости от температуры наружного воздуха.

В греющую опалубку может быть переоборудована любая инвентарная опалубка. Такую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при замоноличивании узлов сборных железобетонных конструкций.

Иногда применяют термоактивное покрытие ТРАП – легкое, гибкое устройство с углеродными ленточными нагревателями или греющими проводами, обеспечивающими нагрев поверхности до 50 градусов. Основой покрытия является стеклохолст, к которому крепятся нагреватели. Покрытие может иметь разные размеры. Для его крепления предусмотрены специальные зажимы.. Покрытие можно располагать на вертикальные, горизонтальные и наклонные поверхности. После использования покрытие сворачивают. ТРАП используют для интенсификации твердения плит перекрытия и покрытия, подготовок под полы.

Разборно-переставные опалубки бывают двух типов: мелкощитовые и крупнощитовые. Установку первых можно осуществлять вручную, крупнощитовая опалубка требует кранового монтажа. Современные системы опалубок применимы для бетонирования фундаментов, колонн, ригелей, стен, перекрытий и других конструктивных элементов зданий.

Мелкощитовая опалубка. Она состоит из нескольких типов небольших по размеру щитов, выполненных из стали, фанеры, или комбинированных, а также элементов креплений и поддерживающих устройств. Щиты имеют площадь не более 3 м2, масса одного элемента такой опалубки не должна превышать 50 кг, что позволяет при необходимости устанавливать и разбирать опалубку вручную. При этом выдерживается боковое давление бетонной смеси на опалубку до 0,6 кПа. Для использования механизмов и снижения трудозатрат щиты опалубки можно предварительно собрать в крупноразмерные плоские опалубочные панели или пространственные блоки, которые будут устанавливаться и сниматься с помощью кранов.

Мелкощитовые опалубки отличаются высокой универсальностью, их можно использовать для возведения самых различных конструкций - фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий. Тщательная обработка поверхности фанерной палубы дает возможность эксплуатировать ее до 200 циклов. Простота крепления опалубочных щитов к каркасу позволяет быстро заменять изношенную палубу.

Технологичность монтажа и демонтажа опалубочных систем определяется прежде всего конструкцией соединительных элементов. В отечественных опалубках применяют замковые соединения в виде муфты или металлического стержня с чекой и болтовые соединения. Такое решение замкового соединения требует больших усилий и значительных трудозатрат при разборке, а особенно при заклинивании. При укрупнительной сборке часто используют морально устаревшие болтовые соединения, зарубежный же опыт основан на исключении болтовых соединений.

Существенным недостатком мелкощитовых опалубок являются большие трудозатраты на установку и снятие опалубки, низкий уровень механизации этих процессов.

Крупнощитовая опалубка. Опалубка включает щиты площадью 3. 20 м2 повышенной несущей способности и применяется для конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями. Элементы опалубки совмещают в себе палубу с поддерживающими прогонами и ребрами. Увеличение размеров щитов опалубки позволяет резко снизить трудоемкость работ по опалубливанию конструкций и более полно реализовать комплексную механизацию процессов. Крупнощитовая опалубка наиболее универсальна и мобильна в использовании и позволяет существенно улучшить качество конструкций за счет снижения числа сопряжений, при этом высоту щита принимают равной высоте яруса бетонирования.


Опалубка предназначена для возведения крупноразмерных монолитных конструкций самых разнообразных сооружений, установка и снятие опалубки осуществляется только кранами. Щиты опалубки являются самонесущими и включают палубу, элементы жесткости щита и несущие конструкции. Такие щиты оборудуют подмостями, подкосами для установки и первоначальной выверки, регулировочными домкратами.

Крупнощитовая опалубка применима практически для всех конструктивных элементов зданий и сооружений: фундаментов, наружных и внутренних стен, колонн, перекрытий. Наибольшее распространение опалубка нашла при строительстве жилых и гражданских зданий.

В зависимости от толщины бетонируемой конструкции и требований к качеству поверхностей щит опалубки выполняют из несущего каркаса и палубы на всю плоскость опалубливания или собирают опалубочную панель из отдельных инвентарных щитов, объединяемых системой замков. Две противостоящие опалубочные панели соединяются между собой системой горизонтальных винтовых стяжек, пропускаемых через тело будущей бетонной конструкции и устанавливаемых до бетонирования. Для обеспечения устойчивости опалубки и выверки ее в проектное положение используют различные системы подкосов и раскосов, снабженные механическими винтовыми домкратами и регулировочными устройствами.

Опалубку стен устанавливают в два этапа. Сначала монтируют арматурный каркас, затем - опалубку с одной стороны стены на всю высоту этажа и на последнем этапе работ - опалубку со второй стороны. При приемке опалубки контролируют геометрические размеры, совпадение осей, вертикальность и горизонтальность опалубочных щитов, закладные детали, плотность стыков и швов.

Бетонную смесь в опалубку укладывают сверху с закрепленных на ней консольных подмостей, располагаемых с наружной стороны щита. Бетонирование стен ведут участками, границами обычно служат дверные проемы. Разгрузку бункера с бетонной смесью осуществляют всегда в нескольких точках, при этом смесь в опалубку укладывается слоями толщиной 30. 40 см с уплотнением глубинными вибраторами сразу при укладке. Для восприятия давления бетонной смеси при установке опалубки используют специальные инвентарные втулки, а иногда и дополнительные вкладыши. Щиты опалубки для стен и перекрыий часто выполняют на размер бетонируемой площади (ячейки здания); эта площадь не должна превышать 70 м2.

Опалубка перекрытий. При установке опалубки балочного перекрытия последовательность работ будет следующей. Сначала устанавливают арматурный каркас колонн, далее монтируют опалубку колонн с закреплением винтовыми стяжками или хомутами и раскреплением в 2. 3 уровнях раскосами. Для сопряжения с вышерасположенными конструкциями арматуру колонн выпускают выше верхнего обреза опалубки на 40. 50 см. Далее бетонируют колонны. После этого на специальные вырезы в опалубке колонн укладывают щиты днища балок или прогонов, под них устанавливают и выверяют по высоте поддерживающие телескопические стойки или пространственные опоры. Стойки для пространственной жесткости устанавливают на треногах. После установки боковых щитов опалубки балок и соединения их между собой горизонтальными винтовыми стяжками их скрепляют со щитом днища. На следующем этапе устанавливают стойки под второстепенные деревянные балки, по ним расстилают палубу из влагостойкой фанеры.

После укладки арматурных каркасов и сеток прокладки трубок для внутренних проводок осуществляют бетонирование. Разборку опалубки рекомендуется выполнять после набора бетоном распалубочной прочности и в последовательности, обратной установке опалубки.

Подъемно-переставная опалубка. Опалубку применяют для возведения специальных сооружений постоянного и переменного сечений по высоте, чаще всего имеющих конусообразную направленность вверх - труб, градирен, силосных сооружений и т. д. Опалубка состоит из наружных и внутренних щитов, отделяемых от бетона при установке на новый ярус, элементов креплений и поддерживающих устройств, рабочего настила и подъемных приспособлений (рис. 24.1).

Наружную опалубку набирают из панелей прямоугольной и трапециевидной формы, изготовленных из стального листа толщиной 2 мм, обрамленного металлическими уголками или влагостойкой фанерой толщиной 20. 22 мм, устанавливаемой на металлический каркас.

Внутреннюю опалубку собирают из двух ярусов щитов меньших размеров. Для перемещения опалубки предусмотрена подъемная головка, опирающаяся на шахтный подъемник. При подъеме опалубки головка отрывается от подъемника на высоту 2,5 м, на этом цикл работ по возведению очередного яруса заканчивают, переставляют опалубку, наращивают дополнительное звено подъемника.

Скользящая опалубка. Скользящая опалубка подвижна, ее поднимают вверх без перерыва в бетонировании и применяют при возведении высотных железобетонных сооружений с монолитными вертикальными стенами постоянного, а в последнее время и переменного сечений. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий (16. 24 этажа) и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов, закладных деталей и элементов (рис. 24.2). К ним относятся хранилища различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством возведения таких объектов в скользящей опалубке является значительное повышение темпов строительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ.

Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных решений, обеспечивает улучшение звукоизоляции сооружения, повышает теплотехнические характеристики здания. При возведении зданий в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.

Опалубка состоит из двух одинаковой высоты внутренних и наружных щитов (рис. 24.3) неизменяемой конструкции. Неизменяемость щитов обеспечивается опалубочными балками, располагаемыми в два яруса по высоте щитов по всему их контуру с наружной и внутренней стороны. Балки, в свою очередь, передают усилия на металлические домкратные рамы, располагаемые над опалубкой по всему ее периметру и передающие массу всей опалубки на домкратные стержни диаметром 22. 28 мм и длиной до 6 м. Вместо стержней могут быть применены трубы, расстояние между которыми, а значит и между домкратными рамами, определяется расчетами в зависимости от действующих на стержни нагрузок и не превышает 2 м при круглых стержнях и 1,2. 1,4 м при прямоугольных. Несущая способность стержней должна быть больше всех действующих на них усилий и нагрузок. Домкратные стержни внизу крепят с помощью электросварки к арматурному выпуску из фундамента здания. Стержни наращивают по высоте, стык выполняют на резьбе; в нижнем стержне имеется выточка с внутренней резьбой, в верхнем стержне - хвостовик с наружной резьбой. Целесообразно, чтобы стыки соседних арматурных стержней располагались на разных уровнях.


Минимальная толщина стенок бетонируемой конструкции определяется расчетом и равна 12 см. Необходимо обеспечивать такие порядок и темп работ, чтобы при подъеме опалубки не происходил отрыв бетона за счет сил трения. При толщине стенки 12 см масса

бетона, свежеуложенного выше образовавшегося зазора между опалубкой и ранее уложенным бетоном, будет больше сил трения между бетоном и стенками опалубки. Для колонн с учетом малой площади сечения при относительно большом периметре опалубки минимальная толщина стенок должна быть не менее 25 см.

Подъем опалубки начинают сразу после укладки в нее бетонной смеси. Опалубочные щиты в процессе подъема не отрываются от бетона, а скользят по его поверхности. Скорость подъема опалубки составляет 1. 4 см/мин. При такой скорости вполне достаточно времени для выполнения всего цикла бетонирования – установки арматуры, закладных частей и элементов, наращивания домкратных стержней, укладки и уплотнения бетонной смеси.

Возведение зданий в скользящей опалубке требует строгого выполнения технологических требований: высокое качество бетонной смеси (подвижность, вязкость, удобоукладываемость),

непрерывность бетонирования,строгая вертикальность движения опалубки, доставка бетонной смеси по графику бетонирования, непрерывность работ по установке арматуры.

Возведение жилых зданий в скользящей опалубке - комплексный процесс, который включает в себя установку и выверку опалубки, армирование конструкций, наращивание домкратных стержней, установку закладных деталей, проемообразователей для оконных и дверных блоков, уход за бетоном и т. д. Эти процессы должны быть увязаны во времени. Армирование стен следует осуществлять параллельно с бетонированием, без отставаний, проемообразователи необходимо устанавливать до монтажа и вязки арматурных каркасов.

Бетонная смесь подвижностью 6. 8 см считается оптимальной. Применение литой смеси сокращает до минимума трудоемкость разравнивания, уплотнения и отделки горизонтальных поверхностей, в том числе и перекрытий. Даже при отсутствии пластифицирующих добавок бетонная смесь может иметь подвижность 4. 6 см и подаваться в конструкции с помощью пневмоустановок.

Междуэтажные перекрытия быть устроены несколькими способами:

а) Сборно-монолитные перекрытия. Сборные ж/бетонные плиты устана-вливаются в проектное положение после окончания бетонирования стен и демонтажа скользящей опалубки. Плиты перекрытий устанавливаются на монтажные столики и имеют выпуски рабочей арматуры, которые свариваются с аналогичными выпусками стен. После сварки монтажный участок омоноличивается.

К недостаткам этого способа следует отнести «слепой» способ монтажа плит, а это вызывает много трудностей. Здание в этом случае нужно рассчитывать на восприятие горизонтальных нагрузок при работе без перекрытий, что ведёт к усилению армирования стен. Кроме этого примерно в 1,5раза возрастает трудоёмкость (по сравнению с монолит- ным вариантом), на 10% расход металла, на15% накладные расходы.

б) Монолитные, бетонируемые «снизу вверх» после возведения стен. Перекрытия выполняются после демонтажа скользящей опалубки, начиная с нижнего этажа. Применяется сборно-разборная щитовая опалубка для перекрытий, с опорой на нижележащий этаж через стойки. Бетонирование ведётся поэтажно, к работам на новом ярусе приступают только после полного завершения работ на предыдущем перекрытии и набора расчётной прочности бетоном (с учётом нагрузок от опалубки и свежеуложенной бетонной смеси).

в) Совмещённый способ. Бетонирование перекрытий совмещается с возведением стен. Для удобства ведения работ внутренние щиты опалубки делают короче наружных на толщину перекрытия. После завершения бетонирования стен на этаже скользящая опалубка останавливается строго на уровне перекрытия. Армирование и бетонирование производится через специальные проёмы в рабочем настиле, что очень неудобно с точки зрения производства работ. Эта технология сложная и трудоёмкая.

г) Бетонирование «сверху - вниз». Способ применяется при возведении стен на полную высоту. Не демонтируя скользящую опалубку, на её рабочем настиле устанавливают специальные лебёдки с гибкими тягами, на которые подвешивается инвентарная опалубка перекрытий, состоящая из телескопических прогонов и щитов. Бетонирование, при помощи бетононасосов ведётся от верхнего перекрытия к нижнему. После приобретения бетоном распалубочной прочности опалубка отрывается от бетона и перемещается вниз на отметку следующего этажа. Для пропуска тяг в перекрытиях предусматриваются монтажные проёмы.

д) Бетонирование с отставанием на 2-3 этажа. Это частный случай способа «снизу- вверх». Применяется в большинстве случаев. Удобен при многозахватной системе организации работ, при наличии нескольких комплектов опалубки.

Блок-формы. Эта пространственная конструкция нашла широкое применение в практике монолитного строительства, так как позволяет изготавливать различные конструктивные элементы зданий. Получили распространение универсальные, разъемные и

переналаживаемые блок-формы, собираемые в основном из стальных щитов на разъемных, шарнирных креплениях или при помощи сварки.

Наиболее часто блок-формы применяют для ступенчатых фундаментов. Для возведения фундаментов небольших размеров (объемом 1,5. 2 м3) используют неразъемную опалубку (рис. 24.8, а). В ней палуба ступеней располагается с небольшой конусностью, что значительно снижает силы трения,возникающие при распалубливании. Использование различных вставок и доборных элементов позволяет использовать одну форму для изготовления 10. 20 типоразмеров фундаментов.

Иногда в блочную опалубку заранее помещают и закрепляют арматурный каркас и затем весь блок устанавливают в проектное положение. Такую конструкцию, состоящую из арматурного каркаса и опалубки, называют арматурно-опалубочным блоком.

Блочная опалубка. Конструктивное решение блочной опалубки позволяет возводить как полностью монолитные, так и сборно-монолитные общественные и жилые здания.

Крупноблочную опалубку с металлической палубой часто применяют для бетонирования замкнутых ячеек стен при небольших пролетах. Она представляет собой опалубку ячейки, состоящую из четырех стен, объединенных в единый блок, целиком устанавливаемый и впоследствии извлекаемый после бетонирования краном. Перед демонтажом с помощью механических или гидравлических домкратов откидываются вставки и сближаются щиты опалубки.

Наиболее целесообразно использовать крупноблочную опалубку для бетонирования лифтовых шахт и стен лестничных клеток.

Оптимальной организации и технологии работ можно добиться, если здание разбивают на 3. 4 захватки, комплект опалубки рассчитан на одну или даже две захватки, работы ведут поточным способом.

Метод возведения монолитных зданий и сооружений в скользящей опалубке представляет собой высокоорганизованный поточно-скоростной процесс строительства.

В опалубке бетонируют элементы зданий, имеющие вертикальные грани, а именно: стены, колонны, балки перекрытий.

Опалубка имеет высоту от 1 – 1,2 м и собранная внизу здания, в процессе бетонирования непрерывно движется вверх, в то время, как между ее стенками устанавливается арматура и укладывается бетонная смесь. При движении опалубки ниже остаются отформованные конструкции, которые сохраняют свою форму в результате приобретения бетоном необходимой минимальной прочности в первые часы твердения. Непрерывное движение опалубки в процессе бетонирования сооружений служит началом для организации целевого комплекса работ на стройплощадке, определяющим высокую производительность труда и быстрые темпы работ, что позволяет строить высокие здания из монолитного ж/б в рекордно короткие сроки.

Поточный метод строительства объектов в скользящей опалубке позволяет равномерно использовать людей и материальные ресурсы и до минимума сокращает потребность в самой опалубке и подъемных устройствах.

Работы в скользящей опалубке разбиваются на отдельные потоки: бетонирование, сборка и разборка опалубки. В то время как на одном объекте идет бетонирование в скользящей опалубке, на другом опалубка должна готовиться.

Блок, собранный в кондукторе, состоит из внутренних щитов, наружные щиты собирают на месте бетонирования после монтажа, выверки и фиксирования внутренних щитов короба. Расставляют короба в шахматном порядке, чтобы оставались открытые поверхности для монтажа арматуры стен.

В скользящей опалубке арматура укладывается в стены одновременно с бетонированием поэтому необходимо непрерывно следить за тем, чтобы не было пропусков арматуры и отступлений от проекта.

Для облегчения монтажа опалубки и исключения вытеканий раствора в начале бетонирования на фундаментной плите предварительно бетонируют маяки – нижнюю часть стен высотой 10-15 см.

Расстояние между смонтированными коробами должно соответствовать толщине стен, определяемой по середине высоты щитов. Для выдерживания проектной толщины стен между коробами устанавливают не менее двух шаблонов на каждую сторону короба. Конусность щитов должна полностью соответствовать принятой в проекте конусности опалубки и проверяется с помощью шаблонов с отвесами (отклонение от веса от нулевого отсчета показывает величину конусности).

После монтажа и выверки всех коробов устанавливают домкратные рамы, рабочий пол, козырек с ограждением и домкраты. Домкратные рамы устанавливают на щиты перпендикулярно к ним. Стойки рам должны быть расположены строго вертикально, ригели – горизонтально в одной плоскости. Домкратные стержни должны проходить по оси стен. Рамы устанавливают свободно, без приложения усилий с тем, чтобы не нарушить проектного положения щитов опалубки. Перед монтажом рам с ее боковых стоек снимают кронштейны и раму ставят на щиты так, чтобы упорные уголки ложились на верхние кружала щитов.

По окончании монтажа скользящей опалубки и оборудования для ее подъема приступают к установке арматуры. Арматуру в виде опускных стержней или арматурных сеток небольшой высоты укладывают в процессе бетонирования при помощи «контрольных лесенок», определяющих проектное положение горизонтальных арматурных стержней. После монтажа арматуры приступают к бетонированию конструкций.

Опалубку заполняют сначала на высоту 60-70 см двумя или тремя слоями в течение 3-3,5 час. Поднимать опалубку следует тогда, когда уложенный нижний слой приобретет прочность, достаточную, чтобы сохранить форму для выхода из опалубки. Вначале производят пробный подъем, чтобы убедиться, что бетон не оплывает. Заполняют опалубку до полной высоты при ее подъеме; закончить операцию следует в короткий срок. Скорость подъема опалубки устанавливают в зависимости от состава и характеристик бетона и условий его твердения.

Начальный период подъема является одной из ответственных операций, характеризуется большими нагрузками на опалубку как от бокового давления бетонной смеси, так и вертикальных условий подъема.

В дальнейшем бетонную смесь укладывают равномерно по периметру опалубки слоями толщиной не более 20-25 см. Каждый последующий слой укладывают до начала схватывания ранее уложенного. Ни в одной точке по всему параметру опалубки последующие слои нельзя укладывать до окончания укладки предыдущего слоя. Надо стремиться к тому, чтобы выходящий из-под опалубки бетон имел одинаковый возраст по всему периметру.

При толщине стен до 200 мм бетонную смесь уплотняют внутренними высокочастотными вибраторами, имеющим диаметр наконечника 35 мм, а при большей толщине стены – 50 мм. При уплотнении вручную бетонная смесь должна иметь осадку конуса 10-12 см; при работе вибраторами 7-8 см.

Горизонтальность опалубки контролируют по контрольным рейкам, установленным на домкрате и рискам, нанесенным на домкратном стержне. Правильность положения рисок на домкратных стержнях проверяют ежедневно нивелиром. По мере подъема контрольных реек риски переносят по домкратному стержню при помощи рейки или специального шаблона. Выравнивание горизонтальности при подъеме домкратами с полуавтоматическими регуляторами происходит автоматически. Домкраты, работающие с опережением, по достижении упоров, установленных на одном горизонте, совершают «шаг на месте», в то время, как остальные домкраты продолжают подъем до заданного уровня.

После набора бетоном достаточной прочности поверхность затирают раствором вручную или с помощью затирочных машин.

Скользящую опалубку после окончания возведения стен поднимают выше их уровня и под нижние кружала щитов заводят опорные доски или штыри. После этого снимают домкраты, извлекают домкратные стержни, снимают ригели домкратных рам в тех местах, где опалубка разделена на блоки. Короба опалубки демонтируют краном.

Объемно-переставную опалубку применяют для одновре­менного бетонирования внутренних поперечных стен и между­этажных перекрытий многоэтажных жилых и административ­ных зданий. Объемно-переставная опалубка представляет собой крупноразмерный опалубочный блок, включающий опа­лубку стен и перекрытий, который монтируют и переставляют с помощью монтажного крана.

Эту опалубку выполняют в виде пространственных секций П- и Г-образной формы. Она состоит из двух боковых (стено­вых) и потолочной опалубочных панелей, шарнирно сочленен­ных между собой, поддерживающих устройств и приспособле­ний для закрепления в проектном положении и распалубки.

Секции при соединении образуют «туннели» — опалубки на квартиру или на всю ширину здания. Секции опалубки могут иметь переменную ширину в зависимости от принятого шага стен и различную длину. П- и Г-образные секции опалубки устанавливают на перекрытии ранее забетонированного этажа, выверяют и закрепляют между собой в продольном и попе­речном направлениях.

Общие конструктивные признаки опалубки:

• наличие системы механических домкратов для выверки и установки в проектное положение;

• катучие опоры для перемещения секций опалубки при монтаже и демонтаже;

• система раскосов для обеспечения необходимой простран­ственной жесткости.

На новом рабочем горизонте осуществляют разбивку осей стен, разметку мест установки секций опалубки, при необхо­димости — устройство маяков стен.

Перед установкой опалубку очищают, смазывают, проверя­ют состояние замковых соединений, струбцин, опор и домкра­тов. Опалубку подают краном и устанавливают в соответствии с разбивочными рисками (рис. 23.3).

После устройства туннеля на всю длину приступают к установке пространственных каркасов армирования стен на высоту этажа (обычно длиной до 6 м). Каркасы подают кра­ном и соединяют с выпусками арматуры нижележащего этажа. Затем устанавливают торцевой боковой щит и, если это поло­жено по проекту, устанавливают торцевой наружный щит на специальные консольные подмости и крепят его с помощью телескопических наклонных стоек, жестко прижимают ниж­ним торцом к ранее забетонированной конструкции стен пре­дыдущего этажа. Это обеспечивает неизменяемое геометриче­ское положение торцевых наружных щитов. Для образования оконных и дверных проемов на опалубке закрепляют специальные вставки, которые также могут быть использованы как опалубка торцевых стен. На поверхность туннеля укладывают арматурные каркасы перекрытия, которые связывают с ранее установленными каркасами стен.

Бетонную смесь укладывают между туннелями опалубки для бетонирования и образования стен здания, а также на са­ми секции, осуществляя бетонирование перекрытий. После того как бетон наберет распалубочную прочность, опалубку распалубливают, не разбирая ее на составные элементы. При распалубливании секции опалубки как бы сжимаются, для че­го сдвигают внутрь забетонированного туннеля внутренние бо­ковые щиты опалубки (или щиты стен), благодаря этому легко отрывается и перемещается вниз горизонтальный щит пере­крытия. Для извлечения опалубки из забетонированной сек­ции элементы верхней панели опускают с помощью домкра­тов, а боковые панели отодвигают от стен. Затем опалубку на катках выдвигают по инвентарным путям, уложенным по пе­рекрытию, на соседнюю позицию или на специальные подмо­сти, которые устраивают с продольной открытой стороны зда­ния, откуда закрепленную секцию переставляют краном на новую позицию.

Объемно-переставную или горизонтально перемещаемую опалубку применяют преимущественно при строительстве зда­ний с поперечными несущими стенами и открытыми фасада­ми, необходимыми для извлечения опалубки, что накладывает определенные технологические ограничения (необходимо остав­лять проемы или открытые фасады для извлечения крупных секций опалубки). Эти открытые поверхности затем закрывают сборными стеновыми панелями, кирпичной кладкой и т. д.

В зависимости от применяемой технологии и наличия со­ответствующих приспособлений используют несколько схем демонтажа объемно-переставной опалубки. Демонтаж опалуб­ки может быть осуществлен (рис. 23.4):

• мелкими П-образными секциями длиной 1,2. 1,8 м путем их выкатки на выносные подмости и подъема с них краном;

• мелкими секциями путем их выкатки на обрез наружной стены и перестановки краном;

• мелкими секциями через специально оставленные при бетонировании проемы в перекрытиях;

• крупными Г- и П-образными блоками

Возможно применение схемы демонтажа сразу всего блока опалубки. Для этого необходима траверса специальной конст­рукции, блок опалубки должен иметь тележки для выкатыва­ния. По мере выдвижения опалубочного блока устанавливают по центру пролета временные телескопические стойки с фик­сирующими домкратами.


Использование объемно-переставной опалубки позволяет добиться снижения трудоемкости опалубочных работ и делает процесс возведения монолитных конструкций здания наиболее индустриальным.


Рис. 23.3. Схема установки щитов объемно-переставной опалубки:

1 — механические домкраты; 2 — консоль­ные подмости; 3 — телескопические на­клонные стойки для крепления щитов; 4, 6 — ограждения; 5 — торцевой щит опа­лубки

Рис. 23.4. Схема демонтажа объемно-пере ставной и туннельной опалубки:

а — мелкими секциями с помощью выносных подмостей; б— с помощью траверсы «ути­ный нос»; в — через проемы в перекрытиях; г— крупными блоками с помощью распреде­лительной фермы и подмостей с откидным ограждением; 1 — секция опалубки; 2 — вы­носные подмости; 3 — перекрытие; 4 — траверса; 5 — проемы в перекрытии; 6 — крупноразмерный блок; 7 — траверса — распределительная ферма; 8 — откидное ограждение

Читайте также: