Варианты игр на шахматной доске

Обновлено: 03.05.2024

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель умер.

ВложениеРазмер
ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. 52 КБ

Предварительный просмотр:

ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит властитель умер.

В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие группы обычно именуются консультантами. Игра подчиняется определённым правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ при проведении турниров. Игра по переписке, по телефону, в Интернете регламентируется дополнительными правилами. Варианты шахмат имеют другие правила (с теми же фигурами и доской), а в шахматной композиции составитель может менять размеры доски, вводить новые фигуры, изменять правила хода и др.

Шахматная доска – игровое поле - квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты; по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета.

Белые поля – светлые клетки шахматной доски.

Черные поля – темные клетки шахматной доски.

В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Горизонталь , – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Вертикаль , – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.

Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой .

Диагональ - это любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.

Большая диагональ - диагональ из восьми полей. Всего на шахматной доске 26 диагоналей: 13 белых и 13 черных. В диагоналях от двух до восьми полей.

Центр - это четыре поля в середине шахматной доски.

На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Белые это армия светлых фигур. Черные это армия темных фигур. У каждого из партнеров по 16 фигур: по 8 пешек, по 2 ладьи, по 2 коня, по 2 слона, по одному ферзю и королю. Строго говоря, фигурами считаются король, ферзь, ладья, слон, конь, а пешки просто пешки, но на первых порах пешки нередко также называют фигурами.

Шахматная партия - каждая отдельная шахматная игра.

Начальное положение - фиксированное положение фигур перед каждой шахматной партией. Начальное положение также называют начальной позицией. Как можно видеть, белые фигуры размещены на двух первых горизонталях, а черные на двух последних. На угловых полях стоят ладьи, рядом на первой и последней горизонталях кони. Далее слоны, ферзи, короли. Чтобы не перепутать места ферзя и короля, есть древнее правило: ферзь любит свой цвет, т.е. белый ферзь стоит на белом поле, черный ферзь размещается на черном поле. На второй и предпоследней горизонталях располагаются пешки.

Каждую шахматную фигуру ставят точно посередине шахматного поля.

Ход - передвижение фигуры с одного поля шахматной доски на другое.

Противники совершают ходы по очереди. В начальном положении первый ход делают белые. За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру (кроме рокировки - особого хода, который будет рассмотрен на уроке 28). Чужими фигурами ходить нельзя. Каждая из шести фигур перемещается по доске по своим правилам.

Ладья передвигается только по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может передвинуться на любое поле своей горизонтали или вертикали (на свободной от других фигур доске). Каждый раз ладья (как и другие фигуры) должна останавливаться только посередине какого-либо шахматного поля. Если на пути ладье встретится фигура своего цвета, то перепрыгивать через нее (или становиться с ней на одном поле) ладья не может. Но если на ее пути встанет неприятельская фигура, ладья может побить (или взять) ее. Взятие выполняется так: вражеская фигура снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а наша ладья становится на поле, которое занимала побитая фигура. Взятие выполняется за один ход, но оно в шахматах необязательно: можно бить, можно не бить - как выгоднее в той или иной ситуации.

Слон передвигается только по диагоналям. За один ход слон может переместиться на любое поле своей диагонали (на свободной от других фигур доске). Каждый раз слон останавливается посередине какого-либо шахматного поля. Бьет слон так же, как и ходит, - по диагонали. После взятия слон устанавливается на поле, которое занимала побитая фигура. В начальном положении у партнеров по два слона: один из них стоит на белом поле и ходит только по белым диагоналям (это Белопольный слон), другой стоит на черном поле и передвигается по черным диагоналям (это Чернопольный слон).

Если в процессе игры у партнеров остается по одному слону, и эти слоны будут ходить по полям одного цвета - это ОДНОЦВЕТНЫЕ слоны. Если же они будут передвигаться по полям разного цвета (один по белым, другой по черным) - это РАЗНОЦВЕТНЫЕ слоны.

В шахматах ладьи называются ТЯЖЕЛЫМИ фигурами, а слон и конь - ЛЕГКИМИ. В общем случае ладья в шахматах сильнее слона (в этом дети сами убедятся на десятом уроке). Если один из противников выиграет ладью за слона (или коня), говорят, что он выиграл КАЧЕСТВО.

Ферзь передвигается и как слон, и как ладья. И бьет так же. Поэтому ферзь сильнее и ладьи, и слона. Из всех шахматных фигур самый хитроумный ход - у коня. Если мысленно поставить коня в один из углов фрагмента "два на три поля", то конь скакнет в противоположный угол этого фрагмента (шахматисты поэтому любят говорить, что ход коня похож на букву Г). Бьет конь тоже только на тех полях, на которые ходит и занимает место побитой фигуры. В отличие от других фигур конь перескакивает через любые фигуры: свои или неприятельские, при этом неприятельские фигуры остаются на шахматной доске (бьет конь только на конечном поле буквы Г, повернутой в различные стороны). Важно отметить, что конь всегда прыгает с белого поля на черное, а с черного поля на белое. В начальном положении кони стоят между ладьями и слонами. Конь, как и слон, легкая фигура. В общем случае ладья сильнее коня. Если один из противников выиграет ладью за коня (или слона), говорят, что он выиграл качество.

В начальном положении у партнеров по восемь пешек. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные - на предпоследней (седьмой). На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями - коневые пешки, со слонами - слоновые, с ферзями - ферзевые, с королями - королевские. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки - от второй горизонтали до последней, а черные пешки - от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку - из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры.

Есть в шахматах и сложное для детей правило - взятие на проходе. Если пешка из начальной позиции прыгает через клетку, которую держит под боем неприятельская пешка, то неприятельская пешка имеет право побить эту пешку так, как будто пешка прыгнула не через клетку, а пошла на одно поле. Иллюстрируем его. Можно видеть, как белая пешка пошла через "битое поле" (так его называют шахматисты) и была побита черной пешкой. Обратите внимание, что для создания условий взятия на проходе пешки должны располагаться на соседних вертикалях, причем перед проходом пешки через "битое поле" пешки отстоят друг от друга на ход коня, а после выполнения двойного хода (прыжка через "битое поле") белая и черная пешки располагаются на соседних полях по горизонтали. Бить на проходе можно только пешкой пешку. Если же взятие на проходе сразу не проведено, позже право на него теряется, т.е. на проходе брать можно только сразу.

Если белая пешка доберется до последней горизонтали или черная пешка до первой, она превратится в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Чаще всего шахматисты превращают пешку в ферзя. При этом не имеет значения, есть ли уже ферзь на доске или нет. Поэтому может так случиться, что у кого-то окажется на доске 9 ферзей. Итак, пешка ступает на последнюю горизонталь и убирается с доски, а на ее место ставится другая фигура. Все это выполняется за один ход. Еще раз повторяем - совсем не проста эта простенькая пешка!

За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали или горизонтали, но только на одно поле (ход короля похож на укороченный ход ферзя). И бьет король так же. А вот короля в шахматах не бьют. Но и под удар его нельзя ставить. Если кто-то опрометчиво поставит короля под бой, ему разрешают переходить королем.

ШАХ - это нападение на неприятельского короля. Если на вражеского короля напал ферзь, значит, мы объявили шах ферзем, если ладья - это шах ладьей и т.д. Оставаться под шахом (под ударом) король не может. Спастись от шаха можно тремя способами: 1. Король уходит из-под боя. 2. Берется атакующая фигура (конечно, если это возможно). 3. Короля закрывает другая фигура (эта защита не годится при нападении на короля конем или пешкой).

Обычно шах объявляет фигура, которая делает ход. Но случается и такое положение, когда ход делает одна фигура, а шах дает другая, которая находится как бы в засаде. Это ОТКРЫТЫЙ ШАХ. Случается и такое положение, когда белые делают один ход, а шах королю объявляют сразу две фигуры (и та, что ходит, и та, что была в засаде). Это ДВОЙНОЙ ШАХ.

Цель шахматной партии - поставить мат неприятельскому королю. МАТ - это шах, от которого нет защиты. Тот, кто даст мат королю противника, считается выигравшим шахматную партию. Мат королю - конец игре.

В каждой шахматной партии возможны два исхода игры: либо один из партнеров выиграет (поставит мат неприятельскому королю, или противник сдается, поняв бесполезность сопротивления), либо партнеры согласятся на ничью.

О ничьей мы уже упоминали раньше. Раз ничья, то в партии нет победителя и побежденного. Существует четыре основных вида ничьей:

1. Ничья при обоюдном согласии партнеров (оба партнера полагают, что выиграть в данной позиции не удастся; в этом случае один из них предлагает ничью, а другой отвечает согласием).

2. Ничья из-за невозможности объявить мат (если, к примеру, на доске остались только белый и черный короли, то, как ни играй, мат не получится).

3. Ничья вследствие вечного шаха (к примеру, у одного из противников остается шахматных боевых единиц намного меньше, чем у другого и при спокойном течении борьбы он бы неминуемо проиграл, но, на его счастье, король противника плохо защищен и удается его непрерывно шаховать).

4. Ничья из-за пата (пат - это такое положение, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур его цвета не могут сделать ни одного хода).

Приведем по одному примеру на вечный шах и на пат.

Есть еще такой случай ничьей - троекратное повторение одной и той же позиции (при троекратном повторении одной и той же позиции партия признается закончившейся вничью по требованию одного из партнеров), но в партиях начинающих шахматистов этот вид ничьи встречается крайне редко, и не стоит заострять на нем внимания.

Рокировка - одновременный ход короля и ладьи. Если ни король, ни одна из ладей в этой партии еще не сделали ни одного хода (и выполняются также некоторые дополнительные условия, о которых мы поговорим ниже), можно сделать рокировку. Выполняется она так: король прыгает через клетку в направлении ладьи, а ладья перескакивает через него и становится на соседнее поле.

Каждая из сторон рокировать в партии может только один раз (но можно и не рокировать). Проводить рокировку можно только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия: а) король и ладья в этой партии еще не сделали ни одного хода; б) между королем и ладьей нет других фигур; в) король не стоит под шахом; г) поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника (а вот ладья может идти через поле, находящееся под боем; д) после рокировки король не окажется под шахом.

Правила поведения за шахматной доской. 1. Играть надо молча, не спеша. 2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно). 3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. 4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. 5. Нельзя мешать партнеру думать. 6. Нельзя подсказывать игрокам. 7. Не следует вслух произносить "шах" и "мат" (впрочем, на первых порах мы это разрешаем). 8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: "Поправляю" и поставить ее поаккуратнее. 9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться. 10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. 11. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру. 12. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям). 13. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

О силе шахматных фигур. Если оценивать сравнительную силу фигур в цифрах, то можно получить следующие приблизительные величины: пешка - 1, конь и слон - 3, ладья - 5 (точнее - четыре с половиной, но для учеников младших классов нужно давать целые числа), ферзь - 9.

Шахматная нотация – система записи течения шахматной партии или определенной позиции. Горизонтали обозначаются цифрами – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и называются "первая горизонталь", "вторая горизонталь" и т.д. Вертикали обозначаются буквами латинского алфавита – а, b, с, d, e, f, g, h и называются "вертикаль а", "вертикаль бэ" и т.д. Поле находится на пересечении вертикали и горизонтали и обозначается буквой и цифрой. Например, а2, с4, е6.

Обозначение шахматных фигур: король - Кр, ферзь - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка при записи партии никак не обозначается, а при записи какого-либо положения - п. (а пешки - пп.).

Обозначение терминов:! - хороший, сильный ход, !! - очень сильный ход, ? - слабый ход, ошибка, ?? - грубая ошибка, !? - интересный, но спорный ход, ?! - сомнительный ход, - любой, какой угодно ход, + - шах, ++ - двойной шах, Х - мат, :- взятие, 0-0 - короткая рокировка, 0-0-0 - длинная рокировка, +- - у белых выигранное положение, -+ - у черных выигранное положение, - у белых преимущество, - у черных преимущество, - у белых немного лучше, - у черных немного лучше.

При записи хода полной шахматной нотацией вначале указывается его порядковый номер, который отделяется от самого хода для белых точкой, а для черных - тремя точками. При ходе белых и ответе черных номер указывается только для белых. После порядкового номера хода и точки (или трех точек) указывается обозначение фигуры, делающей ход (кроме пешек), поле, с которого она пошла, и после тире или знака взятия - поле, на которое она передвинулась. Пример: 1. е2-е4 g7-g5 2. Кg1-f3 f7-f6? 3. Кf3:g5! f6:g5?? 4. Фd1-h5Х. То есть первым ходом белые передвинули пешку с е2 на е4, а черные пошли пешкой с g7 на g5. Вторым ходом белые сыграли конем с g1 на f3, а черные пешкой с f7 на f6. Третьим ходом белые побили конем f3 пешку на g5, а черные побили пешкой f6 на g5. И четвертым ходом белые передвинули ферзя с d1 на h5 и объявили черным мат.

При записи хода краткой шахматной нотаций указывается только поле, на которое фигура пошла, а поле, с которого она передвинулась не записывается. Запись приведенной выше партии краткой нотацией будет выглядеть так: 1. е4 g5 2. Кf3 f6? 3. К:g5! fg?? (при взятии пешкой двоеточие здесь не ставится, а указывается только с какой вертикали на какую перемещается пешка) 4. Фh5Х. Иногда случаются положения, когда на какое-либо поле могут пойти, к примеру, две белые ладьи. В этом случае при краткой нотации появится, например, такая запись: 25. Лае1, то есть на поле е1 пошла ладья с вертикали а. При записи партии краткой нотацией бывают и другие аналогичные проблемы, мы будем объяснять их в соответствующих местах пособия.

Настольные игры занимали существенную часть нашего, сначала детского, а затем и подросткового досуга. Весь день в футбол не побегаешь – ногам тоже отдых требуется. Поэтому играли в них много и охотно. Дома, в подъездах, в школе на уроках, в пионерских лагерях, в электричках. В дождливую и холодную погоду.
Расскажу только о играх на шахматной доске. Их не так уж много:
Шахматы
Шашки
Поддавки в шахматы и шашки
Уголки
Шашки Чапаева (щелчки)
Коняшки (с кубиком)
Шахматы с кубиком
Линии
Вот, пожалуй, и всё.

Больше всего я преуспел в шахматах. На нашей лестничной площадке жил один дядечка, пенсионер и большой любитель шахмат. Вот и повадился он ходить ко мне по вечерам играть в шахматы пару-тройку партий. Причём, чтобы у меня был хоть какой-то интерес, давал мне фору – играл без ферзя или без обеих ладей. Ну, это первые годы, потом в качестве форы стали фигурировать кони и слоны, потом и фору перестал давать…
Первые годы игра проходила по одному сценарию – я сразу уходил в «глухую защиту», а мой соперник планомерно её продавливал. Как и тов. Бендер, я не баловал дядечку разнообразием дебютов, в первой партии разыгрывал Сицилианскую защиту, во-второй - Защиту Нимцовича. Но зато крепость этих защит постоянно возрастала. Допустив прорыв в каком-либо месте, я на досуге находил контрмеры и в следующий раз такая фигня уже не прокатывала.
Апофеозом шахматной эпопеи стал день, когда я неожиданно для своего соперника перешёл в нападение. Он привык, что я только защищаюсь и в построениях своих фигур допускал вольности. Вот и получил разгром за каких-то 15-20 минут!
Имея такого спарринг-партнёра, я довольно уверенно чувствовал себя в игре с ровесниками и пацанами постарше.

А вот шашки мне как-то не давались. При всей кажущейся простоте тактики и стратегии. Некоторое время я пытался понять секреты постоянных побед некоторых моих приятелей, но видно не было на то хорошего стимула. Дальше взятой (и так до конца и не прочитанной) в библиотеке книги, дело не сдвинулось.

Хочу заметить, что появление во дворе новой (для нас) игры, вызывало бум. Иногда на день, иногда и на месяц. К таким играм на шахматной доске я отнесу «Уголки» и «Коняшки» и расскажу о них поподробнее – вдруг кто-то не знает или забыл. Плюс новинка сезона - "Линии".

Расставить шашки для игры в уголки можно несколькими способами. Также и количество шашек может быть разным – для квадрата 9 или 16, для треугольника 10 или 15.

Правила игры.
1. Цель игры занять своими шашками клетки, на которых изначально расположены шашки соперника. Кто это сделает быстрее, тот и выиграл.
2. Ходить можно в любую сторону на одну клетку (по горизонтали, вертикали и диагонали). Естественно, клетка, на которую перемещается шашка, должна быть свободной от своих и чужих шашек.
3. Шашки могут перепрыгивать через свои и чужие шашки. Прыжков может быть любое количество – это всё считается за один ход.
4. Перепрыгивать можно только через одну шашку (через две, стоящих рядом, нельзя).

5. Было ещё такое правило – если один игрок вывел из своего «города» (изначального места построения) все свои шашки, то соперник должен ходить только шашками, остающимися в своём «городе».

Правила игры.
1. Играть можно вдвоём, втроём и вчетвером. Когда игроков больше двух, то надо как-то пометить свои шашки, если они не отличаются формой или цветом.
2. Количество шашек на каждого игрока - четыре. В начале игры они находятся рядом с доской, в углах.

3. Цель игры выстроить свои шашки по диагонали от своего угла. Кто сделает это первым, тот и победил.

4. Игроки по очереди кидают кубик. При выпадении шестёрки, игрок получает возможность поставить одну из своих шашек на свой угол доски. Далее он передвигает её по периметру доски. На какое количество клеток – определяет число на брошенном им кубике. Доведя шашку до своего угла, он загоняет её по диагонали до центра доски.
5. Настигая шашку противника можно через неё перепрыгнуть. Если же число на выброшенном кубике позволяет накрыть шашку другого игрока, то шашка противника снимается с доски и тому надо снова вводить её в игру.

Изобрёл игру в далёком уже 1969 году канадец Клод Суси (Claude Soucie).
Здесь нет «войнушки», хотя есть возможность кушать чужие шашки. В начале игры игроки расставляют свои шашки по 6 штук по противоположным краям доски, не занимая угловых клеток.

Далее игроки делают ходы поочерёдно любой из своих шашек. Шашку можно перемещать в любом направлении, но на такое количество полей, сколько всего на этой «линии» шашек обоих цветов. Можно перепрыгивать через шашки своего цвета. Через чужие шашки перепрыгивать нельзя, но можно съесть чужую шашку, если ваш ход приходится ровно на то поле, которое та занимает.

Цель игры — сгруппировать свои шашки так, чтобы они были связаны между собой, все до единой примыкали друг к другу ортогонально или по диагонали. При этом не важно, сколько у вас осталось шашек. Иногда меньшим количеством шашек это бывает сделать легче. А одна-единственная шашка у игрока — это победа! (Надо признать, что такого в моих партиях ни разу не случалось).

Если после хода одного из игроков создалось выигрышное положение для обеих сторон,

то. э-э-э. тут трактовка правил менялась. В первом издании своей знаменитой книги A Gamut of Games (1969) Сид Сэксон описал это положение как ничейное. В дальнейшем возобладала идейная линия противников ничьих, и во втором издании книги Сэксон исправил свою «ошибку»: с тех пор в этой ситуации победителем признается тот, чей ход был последним.

Lines of Action — это безусловный шедевр, жемчужина в ожерелье лучших абстрактных игр. Можно попробовать разные стратегические построения и варианты движения к слиянию своих шашек.

Очередная игра на шахматной доске под названием уголки очень занимательна и, наверняка, доставит много приятных минут. Предложим несколько вариантов игры в неё. Выбирайте сами, который придётся вам больше по вкусу.

Как расставить шашки для игры в уголки

Вот возможные расстановки для игры в УГОЛКИ. Пешки расположились по УГЛАМ друг против друга по диагонали. Они занимают квадрат–ГОРОД 3 на 3. Кстати, расстановки для игры в «УГОЛКИ» могут быть и другие. Например, 3 на 4 или 4 на 4, то есть на доске расставляется по 9 или даже по 16 Пешек–Шашек. Интересно диагональное построение 10 или 15 шашек.

Уголки

Уголки

Правда, при большом количестве шашек игра может затянуться, так как возникнут заторы. Но, возможно, что взаимная БЛОКАДА многим может доставить удовольствие. Потребуется столько выдумки и фантазии, чтобы преодолеть заторы из своих и чужих Пешек.

Правила игры в уголки на шахматной доске

  1. Надо поменяться местами. Выигрывает тот, кто первый полностью займёт территорию вражеского ГОРОДА своими ПЕШКАМИ.
  2. Ходить можно по горизонтали и по вертикали вперёд и назад в любом направлении на одну клетку.
  3. Можно Пешками перепрыгивать через свои и чужие Пешки. Можно перепрыгивать за один ход несколько раз подряд.
    Например, Пешка g2 может перепрыгнуть несколько Пешек и оказаться на а8!
    1. g2–e2–е4–с4–с6–а6–а8.
    Чёрная Пешка b7, в свою очередь, допрыгнет до поля h1.
    1. . b7–b5–b3–d3–f3–h3–h1.
  4. Перепрыгивать можно только через ОДНУ Пешку. Например, Белая Пешка h2 не может сразу перелететь через cтоящие рядом g2 и f2. Не путай. Можно несколько раз через одну Пешку за один ход, но не разом через несколько Пешек, стоящих рядом!
  5. Иногда бывает, что из вредности один из противников не выводит из своего города Пешки, чтобы не пустить Пешки противника в свой город. Поэтому можно ввести для ВРЕДНЮГ дополнительное правило.
  6. Как только один из противников освободит все поля в своём ГОРОДЕ (расположение Пешек в начале игры), то же незамедлительно делает его соперник. Он обязан ходить только Пешками, оставшимися в своём городе. Это правило избавит Вас от «вреднючек»!
  7. Есть и другие разновидности игры в УГОЛКИ. Усложните эту игру! Добавьте к правилам пере-движения Пешек по диагонали. Также во всех направлениях можно и перепрыгивать через Пешки–Шашки.
    Белые: 1. g3–e5–c7; чёрные: 1. . с8–e6–g4.

Не считаешь, что на КАНИКУЛЫ мы сделали вам отличный подарок? Теперь вы знаете, что делать длинными летними вечерами. Осваивайте новые игры, и придумывай свои.

Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора и сайт запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеет автор Костров Всеволод Викторович. С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.

Не забудьте посетить еще один интересный сайт Кострова Ярослав Всеволодовича, посвященный европейской сертификации.

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка. Почти все исследователи отмечают, что у детей, которые занимались шахматами, в дальнейшем отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.

Существует много принципиально различных подходов к обучению шахматам. Один из видов – это игра.

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.

Для ребенка игра - это самое интересное и захватывающее занятие. В процессе игры дети незаметно для себя познают мир, развивают свои способности и обретают различные навыки. Многим из них не надоедает играть, даже когда они обзаводятся собственными детьми. Правильно организованная игра творит чудеса. Благодаря игре ребенка можно обучить, воспитать, перевоспитать, развить определенные черты характера (находчивость, сообразительность, инициативу), усовершенствовать навыки или подготовить к школе.

Погружаясь с азартом в игровой процесс, дети незаметно для себя решают важные дидактические задачи. С раннего возраста дидактические игры решают важную педагогическую роль. Сначала их дома используют родители. Затем к процессу подключаются педагоги дополнительного образования. Удобные дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс и являются эффективным средством в достижении поставленных целей.

ВложениеРазмер
didakticheski_igry_dlya_doshkolnikov.docx 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактически игры для дошкольников

при обучении игры в шахматы

Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.
  2. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). Игру можно проводить в форме соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит фишки на заданные линии.
  3. Игра с кубиками. Из кубиков темного и светлого оттенков нужно построить «горизонталь», «вертикаль» и «диагональ».
  4. Детям раздаются вырезанные из плотной бумаги квадратики (белого и черного цвета). Необходимо выложить из квадратов дорожки – горизонталь, вертикаль (чередуя между собой белые и черные поля) или диагонали (составляются диагонали черного и белого цвета, самая маленькая диагональ, самая большая).
  5. В тетради, в заранее нарисованной шахматной диаграмме, дети закрашивают синим цветом горизонталь, зеленым – вертикаль, красным – диагональ.
  6. Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).
  7. В тетради с нарисованной диаграммой детям предлагается обозначить центр с помощью условных символов (крестиков, цветочков, звездочек и т.д.).
  1. Шахматная нотация

Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Какой буквы не хватает?». Карточки с буквами алфавита располагаются на столе в ряд так, как они расположены на шахматной доске. Затем несколько букв из этого ряда убирается и детям предлагается найти недостающие буквы и поставить их на место.
  2. «Шахматное лото». Для каждого ребенка подготавливаются фишки с обозначением на них шахматной нотации в количестве от 5 до 64 (в зависимости от уровня подготовленности ребенка). Правила игры такие же как в обычно лото – фишку надо поставить на соответствующее ей место на шахматной доске.
  3. «Почта». На большом красочном конверте пишется «шахматный» адрес – например улица В, дом 2, или любой другой. Детям рассказывается о том, что почтальон принес загадочный конверт с необычным адресом и предлагается детям рассмотреть конверт и отгадать, кому же он адресован. После того, как адресат найден, конверт открывается, а там детей ожидает сюрприз – это могут быть силуэты букв шахматного алфавита, которые раздаются детям и предлагается раскрасить их, кто как хочет. После выполнения задания дети называют каждый свою букву.
  4. «Найди адрес». Дети получают по несколько фишек с указанием «адреса» поля: необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски.

Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Найди фигуру». На столе расставляются белые и черные шахматные фигуры, детям необходимо найти ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.
  2. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
  3. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.
  4. «Снежный ком». Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т.д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.
  5. «Черные и Белые пешки». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами. На первый стульчик ложится черная пешка, на второй – белая пешка. Дети бегают, по сигналу собираются возле своих стульчиков.
  6. «Какой фигуры не стало». В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.
  7. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
  8. «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
  9. Подвижная игра: «Найди домик для своей пешки». Дети делятся на две команды. По сигналу составляют по очереди, каждый у своей доски пешки.
  10. Подвижная игра: «Берегитесь пешки». Дети в шапочках Королей (Белых и Черных) гуляют по шахматному полю. Выбегает пешка и ловит тех, кто не успел встать на свое поле.
  11. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детй, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
  12. "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
  13. «Кто быстрее». Детям предлагается посостязаться – кто быстрее соберет одинаковые шахматные фигуры (например, один ребенок собирает ладьи, другой – слонов, третий – коней).
  14. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Педагог с закрытыми глазами берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно, открывает глаза и спрашивает детей: "Так?" Дети поправляют педагога. Затем меняются ролями.
  15. «Ряд». Детям предлагается поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.
  16. «Пирамида». Предлагается детям построить пирамиду из ладей: на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросить у детей, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
  17. «Прятки». В кабинете прячется несколько шахматных фигур. Дети должны найти их и назвать. Потом фигуры прячут дети.
  18. «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.
  19. «На стуле». На стул ставится какая-нибудь шахматная фигура. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают дети. Счет идет до трёх и на счет "три" дети бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
  20. «Шахматный теремок». Из деревянной шахматной доски делается "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.
  21. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» - король, «баба» - ферзь, «заяц» - пешка, «лиса» - конь, «волк» - слон, «медведь» - ладья, а колобок - шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест - колобок от неё убежит.
  22. «Шахматная репка». Садим «репку» - клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «Жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.
  23. «Белые и чёрные». В беспорядке расставляются на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляется в сторону одна из фигур, и говорится ее название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет педагог и т. д.
  24. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Педагог убирает одну из фигур в коробку. Просит ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
  25. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.
  1. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Цель: Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Мешочек». Каждый ребенок достает из мешочка по одной фигуре и расставляет ее на то место, которое данная фигура занимает в начальной позиции.
  2. «Что пропало?». В начальной позиции не хватает несколько фигур. Необходимо определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.
  3. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
  4. «Король, найди свое место». На столах стоят шахматные доски, рядом Белые и Черные Короли. Дети уходят на определенное расстояние и по сигналу должны добежать до своей доски и поставить Королей на место.
  5. «Путаница». Расставляется начальная позиция на шахматной доске, перепутав фигуры местами. Дети должны проверить правильность расстановки фигур в начальной позиции и расставить фигуры так, чтобы начальное положение оказалось правильным.
  6. «Пешки, в домики». Детям надеваются шапочки с черными и белыми фигурами пешек. На напольной шахматной доске дети бегают и по сигналу встают на места своих фигур.
  7. «Найди свое место». Детям надеваются шапочки белых и черных фигур. Выбираются два ведущих. По сигналу педагога ведущие ставят свои фигуры на места на напольной шахматной доске. Один ведущий отвечает за белых, другой – за черных.
  8. «Кто быстрей составит фигуры». Дети делятся на три команды. На стол ложатся три доски и уже знакомые фигуры. По сигналу дети по очереди составляют фигуры на доски.
  9. «Фигуры в домики». Дети надевают шапочки знакомых фигур. По сигналу педагога дети встают на свои места на напольной шахматной доске.
  10. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти

Дидактические игры и задания:

  1. «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
  2. «Разыгрывание позиций». Педагог ставит на доску одну из игровых позиций с участием изучаемых фигур. Сначала один ребенок играет одними фигурами, а второй – другими, затем дети меняются фигурами и снова разыгрывают данную позицию. В процессе этой игры дети упражняются в маневрировании фигурами на шахматной доске таким образом, чтобы не попасть под удар неприятельской фигуры, и, в свою очередь, уметь нападать на фигуры противника, а также предвидеть события на шахматной доске на один-два хода вперед.
  3. «Цепочка». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
  4. «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их
  5. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
  6. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
  7. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника
  8. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
  9. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
  10. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
  11. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее -побить незащищенную фигуру.
  12. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
  13. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
  14. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти.

Целью является помочь детям старшего дошкольного возраста усвоить основы шахмат.

Благодаря шахматам можно постигать основы шахматных знаний и развить навык самоорганизации, привить чувство ответственности за принятое решение. И тем самым научить детей старшего дошкольного возраста играть в шахматы. Наконец, шахматы могут стать замечательной формой проведения свободного времени: общения со сверстниками, нахождения общих интересов с взрослыми. Думаем, что наша работа принесет реальную пользу воспитателям в работе с детьми в дошкольных учреждениях и родителям.

Желаем успехов! Удачного Вам творчества!

Дидактическая игра

Повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку и развитие мелкой моторики руки; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:
  • Мешочек
  • Шахматная доска
  • Шахматные фигуры
  • Пластилин (черный, белый), доски для лепки
Правила игры:

Вариант 1. Могут играть все дети. Детям предлагают по очереди достать шахматные фигуры из

«Волшебного мешочка» и ставить фигуры на шахматной доске, где они должны стоять перед игрой. Вариант 2. Играют все. Детям раздают черные, белые пластилины и доски для лепки. Предлагаем по очереди по одному достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка». Тот кто достал фигуру говорить и ставить фигуры на шахматной доске, остальные дети лепят из пластилина

Дидактическая игра

Повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • Мешочек
  • Шахматные фигуры
  • Большие карточки с фигурами 20-30 шт.
  • Фишки 50-80 шт.

Детям раздают по 2-3 шт. большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки 15-20 шт.. Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот вставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.

Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»

Повторить положение шахматных фигур на доске.

Предлагаем детям представить шахматный город, где есть дома с улицами, номерами домов. Улицы - это вертикали, дома – это горизонтали.

Для начала поселим фигуры в городе. Каждая клеточка –

площадь, где стоит дом. Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой улице живете? А еще какие по соседству живут? Кто больше знает кто, где живет?

Например, король живет на улице «b» в доме № 7, ферзь живет на улице «с» в доме № 4 и т.д.

Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В.Костров, Д.Давлетов)

Научить, быстрей отыскивать любое шахматное поле.

Играют по два ребенка. Берем две доски и фигуры каждой доске по одному цвету, сажаем детей друг от друга подальше. Предлагаем представить, что они стали адмиралами,

руководящими мощными эскадрами кораблей, а доски будут у вас – морями, океанами.

Ставим на доске из фигур и пешек эскадру кораблей и по- очереди говорим место фигуры так начинается бой. Первыми начинают фигуры белые. После боя меняем фигурами.

Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «ранен» или «убит». Кто больше попадет, тот победитель.

Задача игрока:

Потопить раньше вашего соперника корабли противника. Стрелять будем по очереди, но если попали, то ход снова ваш.

Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В.Костров, Д.Давлетов)

Повторить передвижение фигур по шахматной доске.

Материалы для игры:

  • Курица (любая шахматная фигура);
  • Зернышко (фигура пешки);
  • Демонстрационная доска. Правила игры:

Расставляем на демонстрационной доске несколько фигур пешек (зернышко) любого цвета и курицей (любая фигура) уничтожаем все зернышки по очереди.

Задачей курицы в том, чтобы как можно меньше делать ходов и съесть все зернышки. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой зернышки.

И важная задача:

Курица не может перепрыгивать зернышки.

Дидактическая игра

Повторить координаты шахматной доски; вызвать интерес к игре.

Игра проводится на демонстрационной доске, играют двое детей. Один из них на доске, хаотично, расставляет 8 пешек. Другой должен стрелять, т.е. угадать координаты пешек.

Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «убит».

Нападающий делает 8 выстрелов. Потом играющие меняются местами. Подсчитываются очки. Кто сделал больше попаданий, тот выигрывает

Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.

Правила игры:

Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки:

  • На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.
  • Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.
  • Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

Развитие смекалки, логического мышления.

На столах выложены конверты с разрезными на 3-4 части шахматными фигурами. Учащиеся должны подобрать так части, чтобы получилась шахматная фигура, затем взять бросовый материал – косточки и выложить из них такую же шахматную фигуру.

Игра на смекалку

Развитие смекалки, воображения; расширение кругозора.

Правила игры:

На большом листе ватмана написаны большим шрифтом вопросы, учащиеся должны быстро и правильно на них ответить, например:

  • У какого Слона нет хобота? (у шахматного)
  • Какой Король не умеет говорить? (шахматный)
  • Что за чудо-поле, на котором мышке тесно, а свободно Слону? (на шахматной).
  • На каком Слоне нельзя прокатиться? (на шахматном)
  • Какая клетка всегда только квадратная? (шахматная)
  • Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ)
  • Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь).

Подвижная игра

Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • Шапочки шахматных фигур и накидки (на каждого ребенка)
  • Шахматное поле 3х3м.

Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур и накид).

Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится.

Звучит музыка - шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят.

Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается.

Подвижная игра

Научить по записи находить положения фигур на шахматной доске.

Материалы для игры:

  • Конверты с письмами
  • Шахматное поле
  • Шахматные фигуры

В этой игре повторяется расположение фигур на доске. Фигуры заранее находят свои места на шахматном поле – это их расположение домов (адрес, где они живут). Один ребенок становится почтальоном и должен доставить фигурам письма по адресу. На письме написано адрес дома, а имя фигуры не называется. Почтальон по записи доставляет письмо и говорит, какая фигура там живет.

Так игра продолжается до тех пор, пока не раздаст все письма. Затем меняются местами фигуры, почтальоном становится другой ребенок.

Повторение хода коня; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • шахматное поле 3х3м
  • шапочка коня и накид
  • ловушки из красного картона 64 шт.
Правила игры:

Вариант 1. Игра начинается с угла а1 на шахматном поле. Один из играющих одевает шапочку коня и ходит на шахматном поле ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки.

Задача играющего – расставить как можно больше ловушек на шахматном поле.

Вариант 2. Играют двое сразу. Начинают с угла а1 и h8. вдвоем одевают шапочку коня и ходят ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки. Выигрывает тот у кого больше ловушек на поле.

Подвижная игра

Повторение знание фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • Чудокуб
  • Шахматное поле
  • Шапочки шахматных фигур и накид
  • Пластилины (белые, черные), доски для лепки

Вариант 1. Игра проводится на шахматном поле. Дети по-очереди бросают «Шахматный чудо-куб» ( не имеет роли цвет шахматной фигуры). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накид (фигура, накид может быть любой). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.

Вариант 2. Игра проводится на шахматном поле. Дети по-очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белые фигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накид (фигура, накид может быть или черным, или белым). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.

Вариант 3. Играют все дети. На столе лежат пластилин белый и черный, доски для лепки и на шахматном поле стоит «Шахматный чудо-куб». Дети по-очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белыефигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура, остальные дети лепят из пластилина эту фигуру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Дидактические и подвижные игры по ПДД для дошкольников

материал содержит много игр по ПДД.


Дидактические и подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Дидактические и подвижные игры для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии /эмоционально-волевой сферы/, подобраны с учетом возможности их использования педагогами как на занятиях, так.


Дидактические и подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Дидактические и подвижные игры для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии /эмоционально-волевой сферы/, подобраны с учетом возможности их использования педагогами как на занятия.


Дидактические и подвижные игры с мячом

Картотека игр с мячом. Мяч об пол Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч. Описание игры. Дети распределяются на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена кажд.


Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и .

Читайте также: