Просто как упасть с бревна

Обновлено: 29.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классах

Учитель русского языка и литературы 1 категории школы-гимназии №118 Джунусова К.Т.

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, словари (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской

Академии наук по разряду русского языка и словесности

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

Проспер Мериме - французский романист и новеллист

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Николай Васильевич Гоголь – прозаик, драматург, поэт, критик, публицист

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только
в падении и возвышении человеческого голоса!

Николай Михайлович Карамзин — русский историк, писатель и поэт

Ход мероприятия

Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !

Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов. -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ !

«Нам не дано предугадать. »

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

27 февраля 1869

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Москва, 1915

4 чтец

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Анна Ахматова

Устная речь

Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни.

Дорогие ученики! Сегодня в этом зале мы приветствуем сильнейших представителей 8 классов, знатоков русского языка. У нас 6 команд. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Правила игры: в каждом туре игра . Время размыш­ ления над вопросом -. одна минута . За каждый правильный ответ 1 очко. Победительницей будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.

Всему название дано,

И зверю, и предмету.

Вокруг вещей – полным-полно,

И безымянных – нету.

И все, что может видеть глаз,

За нами, перед нами,

И все, что в памяти у нас,

Любой он речи государь –

Наш всезнающий …(словарь.)

На словесном склоне.Выстроились кони.

Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова.)

В текст слова чужие вставим,

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги).

Мы приставимся всегда

Лишь к началу слова.

И меняем без труда

Смысл его на новый

В речи – очень много нас: У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.

И еще другие есть, Всех нас трудно перечесть.

И запомните, друзья,

В языке без нас нельзя! (Приставки).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ


Задание 1. Кого А.С.Пушкин называл «рыцарями парнасских гор»?

(«Рыцарями парнасских гор» А.С.Пушкин называл поэтов).

Задание 2. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 3. Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

1. Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо (Клей).

2. Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы).

3. Куча, толпа насекомых (Рой).

4. Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево (Куст).

5. Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды (Ворота).

Задание 4. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. .

Задание 5. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

1. Птицы одинакового оперенья держатся вместе. (Одного поля ягодки, два сапога пара.)

2. Когда море вернет всех погибших в нем. (Когда рак на горе свиснет.)

3. У него еще за ушами не просохло. (Молоко на губах не обсохло.)

4. Для каждой собаки наступит ее день. (Будет и на нашей улице праздник.)

5. Не стоит пороха и дроби. (Овчинка выделки не стоит.)

6. Черная овца в семье. (В семье не без урода; паршивая овца в стаде.)

7. Птичка в руках стоит двух в кустах. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе.)

8. Просто, как пирог. (Как дважды два.)

9. Хранить в вате. (Беречь как зеницу ока).

10. Холодный, как огурец. (Холоден как лед.)

11. Называть лопату лопатой. (Называть вещи своими именами.)

12. Не стоит и пуговицы. (Гроша ломаного не стоит.)

13. Убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев.)

14. На другой стороне холма трава зеленее. (Там хорошо, где нас нет.)

15. По самые локти. (По горло.)

16. Что для одного – мясо, то для другого – яд. (Что русскому хорошо, то немцу смерть.)

17. Просто, как упасть с бревна. (Как дважды два.)

Задание 6. Подбери фразеологизм к его толкованию.

1. Овладевать собой, успокаиваться.

2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

3. Прежде всего, в первую очередь.

4. Недружно, в постоянной ссоре.

5. Становиться благоразумнее, образумливаться.

6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь.

7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.

8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует.

9. Помогать в трудную минуту, выручать.

10. Временно, незаконно.

11. Поступать так, как прежде, в молодости.

12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.

1. Голод не тетка – пирожка не подбросит.

2. Хлопот полон рот, а закусить нечем.

3. Яблоко от яблоньки недалеко падает, но далеко катится.

4. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

5. У страха глаза велики, да ничего не видят.

6. Все люди братья, как Каин и Авель.

7. Курочка по зернышку клюет, да весь двор загадит.

8. Ума палата, да ключ потерян.

9. Денег некуда девать, кошель не на что купить.

10. Друг познается в беде, как золото в огне.

11. Новая метла по-новому метет, а как сломается – под лавкой валяется.

12. Семь бед – один ответ, восьмая беда совсем никуда.

Задание 8. а) Что означает фразеологический оборот подпустить турусы на колёсах и архаизм турусы, входящий в его состав?

(Фразеологический оборот подпустить турусы на колёсах имеет значение «солгать, присочинить». По одной из версий, выражение связано с названием древней осадной башни на колёсах: такие башни – турусы – применялись при осаде городов, окруженных толстыми каменными стенами. С турусов в осажденных пускали стрелы, метали камни и зажигательные снаряды. Рассказы о турусах на колесах в новые времена стали восприниматься как выдумки).

б) С каким русским национальным обрядом связаны фразеологизмы заварить кашу и расхлебывать кашу?

(Каша – русская национальная еда. В древности она была обрядовым блюдом на свадебных пирах. Древнерусское выражение чинити кашу (заварить кашу) означало «устраивать свадебный пир». В этих пирах принимало участие множество людей, поэтому переносное значение выражения заварить кашу – внести беспорядок, неразбериху, сумятицу).

Задание 9. Какие фразеологические обороты обыграны в следующих цитатах?

Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу (И. Ильф, Е. Петров). 2. Мы рано укладываемся дрыхнуть на дешевеньких лаврах (М. Горький). 3. У ребенка, что на уме, то и на карандаше (Д. Заславский). 4. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонил его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно пялило свои лучи во все стороны (А. П. Чехов).

Задание 10. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговоркиДело – смело; шило – мешок; Труд – пруд; болит – говорит; коса – камень; перо – топор; время – потеха; лес – щепка; журавль – синица; телега – сани; ьрод – вода; слово – воробей.

Задание 11. О каких фразеологизмах идёт речь?

1. Это выражение появилось в XI веке на Руси, когда вся община, облагавшаяся какой-либо податью, отвечала перед властями за ее выплату независимо от того, клонился ли кто от внесения своей доли. Таким образом, каждый чувствовал свою ответственность за всех, и все отвечали за одного.

С течением времени это выражение стало выступать в ином качестве, с оттенком неодобрительным. Сейчас обычно так говорят в ситуации, где нарушители закона покрывают друг друга из страха перед соучастниками, судом, наказанием.

2. Некогда царь Алексей Михайлович велел прибить у дворца своего в селе Коломенском, на столбе длинный ящик. Он ежедневно прочитывал сам вложенные туда челобитья. До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Богомольный царь, ревностный к церковному благолепию, поспешил отменить обычай. Ящик сделан был длинным в соответствие свиткам, на которых писались все документы до Петра. Из царских теремов выходило решение скорое, но, проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков, дело «волочилось»: где застрянет, где совсем исчезнет. Недобрые слухи про московскую «волокиту» или еще образнее про «московскую держь» в народном представлении остались все те же, а кремлевский ящик из длинного превратился в «долгий», потому что решение иногда приходилось ждать очень долго, дело «волочилось», проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков.

3. Этот фразеологический оборот, выступающий в значении «застыть на месте; стать неподвижным», восходит к жестокому акту возмездия, имевшему место во время правления на Руси царя Алексея Михайловича (XVII в.): женщину, посягнувшую на жизнь мужа, живой закапывали в землю по самые уши и оставляли на мучительную смерть.

4. Это выражение осталось в обращении со времени пребывания поляков в Москве, в 1610 году: последние хотя и пировали с москвичами, но, соблюдая опасливость и скрывая вражду, буквально держали за пазухой кунтушей на всякий случай булыжные камни.

5. Автор этого выражения царь Алексей Михайлович. В XVII веке была широко распространена соколиная охота – «потеха». По указанию царя был составлен свод правил соколиной охоты, где он также сделал приписку, оканчивающуюся словами, которые бы напоминали о том, чтобы за потехой (охотой) не забывали о деле – государственной службе. Позже смысл этих слов расширился, афоризм царя Алексея Михайловича стал пословицей, означающей «всему свое время».

6. Так говорится о человеке, по внешнему виду, выражению лица которого можно определить его физическое и душевное состояние, некоторые черты характера, намерения. Возникло в результате метафоризации свободного сочетания, отражающего жестокие обычаи XVII века: клеймение на лице, позже – на лбу каленым железом название буквы б (так расправлялись с бунтовщиками, ставя им отличительный знак «от прочих добрых и неподозрительных людей»).

2. Положить в долгий ящик;

3. Стоять как вкопанный;

4. Держать камень за пазухой;

5. Делу время, потехе час;

6. На лбу (лице) написано;

Лингвистические «почемучки»

Задание 8. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

2. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на реке Сена.)

3. Какой город летает? (Орел.)

4. Какая земля никогда не состарится? (Новая земля.)

5. Какое крыло никогда не летает? (У здания, машины.)

6. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на швейной машине.)

7. Какой бор никогда не имеет листвы? (Химический элемент.)

8. Всякий ли пар способен подниматься? (Пар – пашня, оставленная без посева.)

9. Какое коромысло летать может? (Род крупных стрекоз.)

10. Каким ключом нельзя открыть замок? (Источник, музыкальный ключ.)

11. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

12. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).

13. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (Тень).

14. Чем больше из неё берешь, тем больше она становится (Яма).

15. Кто говорит на всех языках? (Эхо).

16. Сидит кошка на окошке, голова и хвост, как у кошки, но всё же не кошка. Что за зверь? (Кот).

17. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень).

18. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огонь).

19. Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь? (В шляпку).

Без чего не испечешь хлеба? (Без корки).

Задание 9. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану?

Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.

(По 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Даны следующие предложения со словом что :

1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

3. Всё утро я думал, что скажу матери.

4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

5. Что, у вас каждый день такой?

6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

За правильный ответ - 13 баллов

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)

А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы-.

2. Убить двух птиц одним камнем-.

3. По самые локти-.

4. Просто, как упасть с бревна-.

5. Чёрная овца в семье-.

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская-

2. Ахиллесова пята-

3. А Васька слушает да ест-

4. Игра не стоит свеч-

5.В костюме Адама и Евы-

6. Много шума из ничего-

(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

За правильный ответ - 1 балл

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

За правильный ответ - 2 балла

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.

Какие буквы "изгнали" из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов

Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. " Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)

3. " Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)

4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы - 2 балла
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения- 2 балла
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
  • сочинения- 2 балла
  • соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
  • балла

Итого: 10 баллов

Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.

Даны следующие предложения со словом что :

1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

3. Всё утро я думал, что скажу матери.

4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

5. Что, у вас каждый день такой?

6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

1. В первом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение , его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частица . Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.

Б) ХОДИЛИ также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)

А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит ( не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).

2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев ( Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)

3. По самые локти-по горло (очень много)

4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)

5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)

2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология

3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)

4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)

5.В костюме Адама и Евы-Библия

6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)

(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

"Лишнее"слово - сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

За правильный ответ - 1 балл

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.

За правильный ответ - 2 балла

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.

Какие буквы "изгнали" из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли "буквой-страшилищем".

Буква ЕР . Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.

Буква ИЖИЦА . Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" — V. Ижица - разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.

За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов

Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. " Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)

3. " Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)

4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)

Структура вариантов заданий олимпиады в известной мере соотносится с муниципальным и региональным этапами Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Задания отражают следующие разделы языкознания: фонетика, орфоэпия, морфемика, словообразование, лексикология, морфология, синтаксис. Варианты состоят из 9 вопросов. Расположение заданий в рамках письменного тура определяется необходимостью смены форм умственной деятельности, переключения внимания и степенью сложности.

ВложениеРазмер
olimpiadnye_zadaniya_dlya_5-11_klassov_po_russkomu_yazyku.docx 379.97 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

2016-2017 учебный год

Задания рассчитаны на 2 часа

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Запишите полученное слово и

составьте 3 словосочетания с антонимами к нему.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить значения этих слов. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей : Вова, Гена, Гриша, Дуня, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф .

..гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением (70-100 слов).

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

2016-2017 учебный год

Задания рассчитаны на 2,5 часа

Определите, сколько раз согласные звуки, имеющиеся в слове день, встречаются в следующем тексте.

Мы мчались в боях

Держали в зубах.

Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Омска, Одессы, Баку, Курска, Парижа, Кубы, Перу?

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

Мы говорим: « Дом сгорел дотла». Что такое тло ?

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам. хороший умом. вторая натура. Конь играет удилами. Плохой человек славится озорством. Что хорошему человеку помеха. . человека по речам. . болтун языком. . то дурному утеха. Привычка…

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Есть в истори… нашей страны одна праз…ничная дата о к…торой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истори… и культуры. Это праз…ник П(п)обеды – 9 М(м)ая.

Хр…нить праз…ник – значит сохранять в душе то чу…ство ед…нения в к…тором спл…лись гордость за О(о)течество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям вера в добро. Праз…ник П(п)обеды это праз…ник жизни победивш…й смерть. И в этом его великий смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью П(п)обеды. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз. ника старшим – в…теранам служившим во благо О(о)тчизны.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может рассказать суффикс о слове?» (70-100 слов)

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

2016-2017 учебный год

Задания рассчитаны на 2,5 часа

Расставьте ударение в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение, феномен.

Ниже зашифрована довольно известная фраза. Расшифруйте её. Объясните закономерности, которые помогают расшифровать эту фразу.

Шыр-пир ю пяпюжкы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

Определите падеж имён существительных в следующих предложениях:

По улицам слона водили. Цыплят по осени считают. Ель заслоняет клён. Музей посетили экскурсанты. Аквариум – искусственный водоём или резервуар для содержания рыб, водных животных и растений.

Даны пары наречий-антонимов:

(в)шутку – (в)серьёз, (не)спеша – (в)торопях, (в)начале – (на)последок, (на)перерез – (в)догонку, (на)яву – (во)сне, (в)слух – (про)себя, (в)доволь – (в)обрез.

В скольких парах оба наречия пишутся слитно? Укажите их. Спишите наречия-антонимы, раскрыв скобки.

Образуйте, по возможности, формы повелительного наклонения от следующих глаголов: петь, пить, поить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, лечь, ехать, видеть .

Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:

«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ , небось. (И он ударил её кнутом.) Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ. ..». (И.С. Тургенев. Записки охотника)

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:

1) Стиснув зубы, они продолжали работать.

2) Низко опустив голову, она вышла из комнаты.

3) Ребята слушали, широко раскрыв глаза.

4) Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Сергеева-Ценского «Наш язык». Какова основная мысль текста? Найдите индивидуально-авторское слово. Как называются такие слова? Дайте современное толкование слов вещее, святотатцы.

И слово вещее мы ценим,

И слово русское мы чтим,

И силе слова не изменим,

И святотатцев заклеймим, –

Тех, кто стереть готовы грани

Всех слов родного языка,

Всех самоцветов, цветотканей,

До нас дошедших сквозь века…

Напишите сочинение-рассуждение на одну из данных тем (не менее 70 слов)

1) «Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир» (М. Кронгауз)

2) «Умейте читать с интересом и не торопясь» (Д. Лихачев)

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

2016-2017 учебный год

Задания рассчитаны на 3 часа

Какие звуки может обозначать буква «И»? Перечислите условия, в которых данная буква обозначает эти звуки. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

В современной психиатрии часто используется термин «фобия», обозначающий иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов. Слово «фобия» имеет греческое происхождение (греч. Φόβος — «страх»). Названия многих навязчивых страхов образуются путем сложения латинских или греческих слов. Например, аквафобия (от лат. aqua — вода и греч. φόβος — страх) — страх воды, плавания .

Прочитайте данные ниже названия фобий. Определите боязнь, что они обозначают.

  1. Астрофобия -
  2. Библиофобия -
  3. Гелиофобия -
  4. Графофобия -
  5. Монофобия -
  6. Неофобия -
  7. Ксенофобия -
  8. Теофобия -
  9. Токсикофобия -
  10. Хронофобия –

В книге Льва Васильевича Успенского «Слово о словах» есть рассказ о говорах, окружающих Великие Луки, где на вопрос: «Вань, а ваши где?» – можно было услышать:

– Да батька уже помешался, так ён на будворице орет, а матка, тая шум с избы паше…

Сопоставьте этот пример с пословицами Песни играть – не поле орать. Дураков не орут, не сеют, они сами родятся .

Каково значение слова « орать» в русских говорах?

Попытайтесь сами перевести ответ Вани на современный литературный язык, используя данные ниже подсказки.

В псковских говорах слово будворица – ободворица означает «приусадебный участок», «огород»; шум – «мусор»; помешаться – «пахать поле по второму разу».

Какие из следующих слов можно отнести более чем к одной части речи? Укажите эти части речи. Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

Простой, рассердит , сердит , подвиг , смог.

Что означает выражение втирать очки ? Объясните, как оно возникло в языке.

Объясните различия в написании данных слов:

Каково лексическое значение данных ниже слов? Укажите род этих существительных, образуйте и запишите форму именительного падежа множественного числа.

Выделите грамматические основы в приведенных ниже предложениях. Определите, являются ли эти предложения простыми или сложными. Охарактеризуйте каждую часть сложного предложения как двусоставную или односоставную и определите тип односоставного:

Письмо отправлено на прошлой неделе, это можно легко проверить по штампу на конверте.

Мальчику задали легкий вопрос, но он так растерялся, что не смог на него ответить.

Напишите сочинение-рассуждение (100-150 слов), раскрывая смысл высказывания К.А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но прежде всего – требованием смысла». В сочинении используйте 2-3 лингвистических термина.

Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап)

2016-2017 учебный год

Задания рассчитаны на 3 часа

1. Внимательно прочитайте отрывок из рассказа Варлама Шаламова «Шоковая терапия». Письменно объясните значение слова «крупорушка». Укажите, каким способом образовано данное слово, бывшее в активном употреблении ещё шестьдесят лет тому назад, в эпоху Никиты Хрущёва.

Еще в то благодатное время, когда Мерзляков работал конюхом и в самодельной крупорушке – большой консервной банке с пробитым дном на манер сита – можно было приготовить из овса, полученного для лошадей, крупу для людей, варить кашу и этим горьким горячим месивом заглушать, утишать голод, еще тогда он думал над одним простым вопросом. Крупные обозные материковские кони получали ежедневно порцию казенного овса, вдвое большую, чем приземистые и косматые якутские лошаденки, хотя те и другие возили одинаково мало.

2.В чешском языке, который, как известно, является славянским, фраза «Очи к долу» в переводе на русский обозначает выражение: «Опустить глаза вниз». Объясните, какое общее древнее значение «роднит» следующие слова: дол, долина, Подолье (историческая область на Украине).

3. Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, танцовщица, апостроф, иконопись, некролог, обеспечение, духовник, осведомишься.

4. От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

Догадайтесь , какие фразеологизмы и поговорки используют по - русски в ситуациях , когда англичане говорят : Не стоит и пуговицы Убить двух птиц одним камнем На другой стороне холма и трава зеленее.

Что для одного - мясо, для другого - яд.

Просто, как упасть с бревна.


Не стоит ни гроша.

Подстрелить двух зайцев.

Хорошо там, где нас нет.

Что для русского хорошо то для немца - смерть.


В предложении ?

В темноте не видно, что одна пуговица вырвана с мясом , а на шарфе чернеет пятно .

У слов пуговица и пятно какие падежи?


Задание 9?

Подберите русские фразеологизмы - синонимы к иноязычным :

Не стоит и пуговицы (англ.

Что для одного – мясо, то для другого – яд (англ.

Это пока еще написано на звёздах (нем.

Голова с головой (франц.

Поставит жизнь в зависимость от шанса (англ.


Какие числительные наиболее часто используются в русских пословицах и поговорках?

Какие числительные наиболее часто используются в русских пословицах и поговорках.


Напишите русский фразеологизм с таким же значением и сходим образом, как иностранный приведенный ниже⬇️⬇️⬇️ : Убить 2 птиц одним ударом Убить 2 одной хлопушкой Убить 2 птиц одним выстрелом Объясните, ?

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и сходим образом, как иностранный приведенный ниже⬇️⬇️⬇️ : Убить 2 птиц одним ударом Убить 2 одной хлопушкой Убить 2 птиц одним выстрелом Объясните, ПОЧЕМУ МЫ МОЖЕМ ГОВОРИТЬ О НЕПОЛНОМ СХОДВСТЕ русского фразеологизма и с иностранным.

В интернете - нет!


Даны фразеологизмы на иностранных языках?

Даны фразеологизмы на иностранных языках.

Значение фразеологизмов - "сразу выполнить два нужных, важных дела, решить две важные проблемы.

" Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации "одно орудие / средство убивает двух сразу.

"Убить двух птиц одним камнем", англ.

2. "Убить двух мух одной хлопушкой", нем.

3. "Убить двух птиц одним выстрелом" исп.

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением.

Объясните, почему мы можем говорить о неполном сходстве русского фразеологизма с иностранными.


Антоним к фразеологизму убить двух зайцев?

Антоним к фразеологизму убить двух зайцев.


Выполни одно из заданий по обрпзцу 1?

Выполни одно из заданий по обрпзцу 1.

Глаз - глаза, холм - холма, снег - снега.

2. росы - роса, грозы - гроза, травы - трава.


Прочитай?

Выполнить одно из заданий по образцу.

Глаз - глаза, холм - холмы снег - снега, росы - роса, грозы - гроза, травы - трава.


Какие фразеологизмы зашифрованы в картинках?

Какие фразеологизмы зашифрованы в картинках?

? убить двух зайцев.


Даны фразеологизмы на иностранных языках?

Даны фразеологизмы на иностранных языках.

Значение всех фразеологизмов - сразу выполнить два нужных , вы жены дела, решить две важные проблемы.

Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации, , одно орудие, средство убивает сразу двух.

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением.

Объясните , почему мы можем говорить о не полном сходство русского фразеологизм с иностранными.


Сочинение 1. Мой замысел доказать всем, что все люди разные. Все люди видят этот мир по своему, кто - то думает, что это рай, а кто - то думает, что ему не повезло в жизни. 2. Например : для меня этот мир прекрасный и многообразный. В этом мире, ..


Вчера за на улице косили траву Деовчка заплела косу Не прикасайся к раскалённому мангалу Снежинка коснулась меня Это было лёгкое касание Андрей начал косить под больного.


Сегодня на уроке мы будем учить алфавит. - алфавит словарное слово. Моя мама купила бананы. - бананы словарное слово. В Москве пройдет парад на Красной Площади. - Москва, Красная площадь словарные слова. Сегодня учитель объяснял новый материал ..


Сегодня в классе мы повторяли алфавит. На улице был мороз, мы с мамой зашли в кафе попить кофе и какао. Сегодня дежурными были только девочки. Для приготовления супа нужны капуста, картофель и морковь.


Перед впереди и перед остриженный.


Сколько именных словосочетаний (главным словом (х) является существительное, прилагательное, местоимение, числительное) использовано в предложениях? Солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса. Тотчас хлынул торопливый, косой и широкий л..


Сколько душе угодно - кот наплакал.


Ты очень мало съел, Ты очень много бегал, я очень медленно ходил, я очень быстро читал.


Вылезал (от куда? ) из трещины.


Ты гладишь жесткий колосок. Сколько труда в нем! Людского и машинного труда : удобряли землю, пахали, боронили, сеяли. Чтобы он был породистым, над каждым зернышком работали ученые. Теперь прибавим ко всему этому труд самой природы : солнце стара..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и сходим образом, как иностранный приведенный ниже⬇️⬇️⬇️ : Убить 2 птиц одним ударом Убить 2 одной хлопушкой Убить 2 птиц одним выстрелом Объясните, ПОЧЕМУ МЫ МОЖЕМ ГОВОРИТЬ О НЕПОЛНОМ СХОДВСТЕ русского фразеологизма и с иностранным.

В интернете - нет!


Может - убить двух зайцев одним ударом.


Убить / поймать двух зайцев

Неполное сходство объясняется различием в культуре стран, мифологией и особенностями фольклора.


Определите, каким русским фразеологизмам соответствуют приведенные ниже фразеологизмы из других языков : 1) записать за ушами (чешск?

Определите, каким русским фразеологизмам соответствуют приведенные ниже фразеологизмы из других языков : 1) записать за ушами (чешск.

) - 2) делать из иглы вилы (польск.

) - 3) как козёл в колодец (польск.

) - Объясните значение указанных вами русских фразеологизмов.


Догадайтесь , какие фразеологизмы и поговорки используют по - русски в ситуациях , когда англичане говорят : Не стоит и пуговицы Убить двух птиц одним камнем На другой стороне холма и трава зеленее?

Догадайтесь , какие фразеологизмы и поговорки используют по - русски в ситуациях , когда англичане говорят : Не стоит и пуговицы Убить двух птиц одним камнем На другой стороне холма и трава зеленее.

Что для одного - мясо, для другого - яд.

Просто, как упасть с бревна.


Даны фразеологизмы на иностранных языках?

Даны фразеологизмы на иностранных языках.

Значение всех этих фразеологизмов - "бывалый, опытный человек, которого трудно провести, обмануть.

" Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации ''старое или побывавшее в переделках животное - бывалый человек" ; an old bird("старая птица", англ.

) ; стар зец ("старый заяц", сербскохорв.

) ; un vieux lapin ("старый кролик", фр.

) ; un toro corrido ("бык, участвовавший в корриде", исп.

) ; Напишите русский фразеологизм (или русские фразеологизмы) с таким же значением и похожим образом.


Даны фразеологизмы на иностранных языках?

Даны фразеологизмы на иностранных языках.

Значение фразеологизмов - "сразу выполнить два нужных, важных дела, решить две важные проблемы.

" Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации "одно орудие / средство убивает двух сразу.

"Убить двух птиц одним камнем", англ.

2. "Убить двух мух одной хлопушкой", нем.

3. "Убить двух птиц одним выстрелом" исп.

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением.

Объясните, почему мы можем говорить о неполном сходстве русского фразеологизма с иностранными.


Русские фразеологизм с таким же значением и похожим образом?

Русские фразеологизм с таким же значением и похожим образом.


Антоним к фразеологизму убить двух зайцев?

Антоним к фразеологизму убить двух зайцев.


! ПОМОГИТЕ?

Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из пословиц( Не убив медведя шкуру не продают ).


Какие фразеологизмы зашифрованы в картинках?

Какие фразеологизмы зашифрованы в картинках?

? убить двух зайцев.


Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением : to livencor («жить в клевере», англ?

Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением : to livencor («жить в клевере», англ.

) ; живети као бубрег у ло у («жить как почка в масле», сербскохорв.

) ; vire comunqe pât («жить как петух в мармеладе», франц.

) ; wie dMamSpeck lbn («жить как червяк в сале», нем.

Сформулируйте значение всех данных фразеологизмов.

2. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов отличается от других и в чём его отличие.

3. Напишите русский фразеологизм с тем же значением и с похожим на при - ведённые фразеологизмы образом.

Объясните, в чём отличие образа, положен - ного в основу русского фразеологизма, от внутренней формы приведённых выше примеров.


Даны фразеологизмы на иностранных языках?

Даны фразеологизмы на иностранных языках.

Значение всех фразеологизмов - сразу выполнить два нужных , вы жены дела, решить две важные проблемы.

Это значение возникло на основе образного переосмысления ситуации, , одно орудие, средство убивает сразу двух.

Напишите русский фразеологизм с таким же значением и схожим образным значением.

Объясните , почему мы можем говорить о не полном сходство русского фразеологизм с иностранными.

Вы находитесь на странице вопроса Напишите русский фразеологизм с таким же значением и сходим образом, как иностранный приведенный ниже⬇️⬇️⬇️ : Убить 2 птиц одним ударом Убить 2 одной хлопушкой Убить 2 птиц одним выстрелом Объясните, ? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Сочинение 1. Мой замысел доказать всем, что все люди разные. Все люди видят этот мир по своему, кто - то думает, что это рай, а кто - то думает, что ему не повезло в жизни. 2. Например : для меня этот мир прекрасный и многообразный. В этом мире, ..


Вчера за на улице косили траву Деовчка заплела косу Не прикасайся к раскалённому мангалу Снежинка коснулась меня Это было лёгкое касание Андрей начал косить под больного.


Сегодня на уроке мы будем учить алфавит. - алфавит словарное слово. Моя мама купила бананы. - бананы словарное слово. В Москве пройдет парад на Красной Площади. - Москва, Красная площадь словарные слова. Сегодня учитель объяснял новый материал ..


Сегодня в классе мы повторяли алфавит. На улице был мороз, мы с мамой зашли в кафе попить кофе и какао. Сегодня дежурными были только девочки. Для приготовления супа нужны капуста, картофель и морковь.


Перед впереди и перед остриженный.


Сколько именных словосочетаний (главным словом (х) является существительное, прилагательное, местоимение, числительное) использовано в предложениях? Солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса. Тотчас хлынул торопливый, косой и широкий л..


Сколько душе угодно - кот наплакал.


Ты очень мало съел, Ты очень много бегал, я очень медленно ходил, я очень быстро читал.


Вылезал (от куда? ) из трещины.


Ты гладишь жесткий колосок. Сколько труда в нем! Людского и машинного труда : удобряли землю, пахали, боронили, сеяли. Чтобы он был породистым, над каждым зернышком работали ученые. Теперь прибавим ко всему этому труд самой природы : солнце стара..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: