Нужно ли красить после грунтовки металл

Обновлено: 02.05.2024

Вначале нужно определиться какой именно краской будет окрашиваться металл, какой это металл цветной, или черный.

Если производитель (эта информация есть на баллоне с аэрозольной краской, или на банке краски) указывает что требуется предварительное грунтование, то нет смысла не придерживаться рекомендаций производителя.

Если используете аэрозольную краску, то к ней можно приобрести и грунтовку аэрозольную.

Предварительное грунтование требуется для следующего:

Улучшается адгезия (сцепляемость, если проще, краски с поверхностью).

Уменьшается расход краски.

Покраска с грунтовкой более качественная и долговечная.

В составе грунтовок по металлу есть специальные антикоррозийные добавки защищающие металл от ржавчины.

Но технически (то есть просто взять и нанести краску на поверхность) можно покрасить металл и без предварительного грунтования.

То есть просто не обращать внимание на рекомендации производителя, красить с нарушением технологии, но настоятельно рекомендую этого не делать, если нужна грунтовка, то не экономим на ней.

Есть эмали (в данном случае речь идёт о лакокрасочном материале, а не эмали в "классическом" понимании, то есть стекловидной массе) которые можно наносить и без предварительного грунтования поверхности.

Речь идёт о грунт-эмалях работающих по схеме 2 в одном (и краска и грунтовка в одном составе), или же работающих по принципу 3 в одном (грунтовка, краска и защита от коррозии в одном "флаконе).

Вот, для примера такая краска


Красить можно прямо по ржавчинные, но на мой взгляд это больше рекламный ход, советую ржавчину всё же предварительно удалить и категорически нельзя наносить краску на "рыхлую" ржавчину.

В этих случаях можно обойтись без предварительного грунтования поверхности (в составе краски уже есть грунтовка).


Краску на металл можно наносить методом распыления, можно кистями, валиком.

Если остановились на аэрозольной грунт-эмали, то вначале определяемся с подготовительными работами.

Если ранее металл был окрашен, то удаляем старую краску можно смывками.

Очищаем поверхность от пыли, грязи.

Если поверхность слишком гладкая можно её зашкурить.

Если есть ржавчина удаляем её (нужны преобразователи ржавчины).

Далее обезжириваем поверхность.

Затем встряхиваем баллон с аэрозольной краской и распыляем её с расстояния 150-20 мм от поверхности, слой равномерный.

После просушки (но не полной) 1 слоя наносим второй.

Практически точно такая же подготовка нужна при окраске поверхности кистями, валиком.

Если речь о вертикальной поверхности, то окраска производится сверху вниз и как правило в 2 слоя с просушкой.

Если требуется предварительная грунтовка металла, то и в этом случае подготовка та же и плюс нанесение грунтовки с просушкой.

В некоторых случаях (но не во всех) можно обойтись и без грунтовки, но если производитель краски не допускает окрашивание металла без грунтовки, то советую придерживаться этой рекомендации и металл загрунтовать.


Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с окрашиваемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов.

Кроме того, грунтовки могут выполнять и другие функции: защищать металл от коррозии, перекрывать поры и другие дефекты окрашиваемой поверхности, а также обеспечивать адгезионное сцепление в системах антикоррозионной защиты металла.

Для начала их можно поделить на 2 группы:

Заборные как правило передаются нам по наследству со словами какая это классная штука и как рисковал брат/кум/сват/сосед вынося его через проходную своего завода)))

Или покупаются на рынке, разлитыми в пластиковые бутылки от прохладительных напитков. Как правило с такой же историей как и те что передавались по наследству)))

Или покупаются в хозмагах и строительных магазинах.

Заборными я их называю потому как они универсальные. Ими можно покрасить и металлический и деревянный забор))) А вот машину не стоит))

Да, они бывают действительно классными, которые держатся как зубами! Но! Пробовать их можно только если у вас есть опыт и вы можете покрасив жестянку и дождавшись высыхания определить качество этого грунта.

Большая половина материала который привозит народ со словами "грунт у меня есть свой" отдаю им назад, ибо им только заборы красить!

Но даже хорошие заборные грунты я применяю только на днище, внутрянке, скрытых полостях. И только тогда когда бюджет совсем скудный.
Как они поведут себя после нанесения на них краски — ХЗ…

Они как правило идут двухкомпонентные. Комплект состоит из двух баночек которые мешаются в определённой пропорции (в зависимости от того какой грунт. изучаем инструкцию или визуально прикидываем её исходя из объёма баночек в комплекте.) Пропорции могут быть от 5:1 до 1:1. Других пока не встречал…
Но кислотные грунты бывают и однокомпонентные.

Нормальные грунты в свою очередь можно разделить на:

1) Антикоррозионные (кислотные) — служат для нанесения первым слоем. Наносится очень тонким слоем, не более 30мкм! Обязательно должны быть перекрыты!
2) Эпоксидные — отличная зашита! Но так же желательно перекрыть их.
3) Наполнительные — служат для запонения пор, рисок от наждачки и других неровностей окрашиваемой поверхности. По ним уже можно смело красить!

В большинстве случаев после борьбы со ржавчиной для выравнивания поверхности придётся использовать шпатлёвку.
Много копий сломано в спорах о том как её наносить. На голый метал или на грунт.

В нашем случае всё очевидно. Поверхность ремонтная, после ржавчины и/или сварки. Её необходимо сначала грунтовать!

По материалам каждый выбирает сам. Это зависит от толщины вашего кошелька и региона проживания. Зачастую многие пишут что первый раз слышат про тех производителей материалы которых я советую применять.

В последнее время я плотно подсел по грунтам на Novol, по вспомогательным материалам и материалам для антикора на APP.

Ибо у этих фирм классное сочетание цена/качество/доступность.

Откровенных разочарований в них у меня не было. Да и подделок под них у нас нет!

Поэтому буду рассказывать какие материалы я использую приводя примеры по этим фирмам.

Начнём по порядку.
Для начала ещё раз хорошенько отмываем поверхность, продуваем её сжатым воздухом.
Затем матуем поверхность. Делается это для улучшения адгезии.

Адгезия (от лат. adhaesio – прилипание) – способность лакокрасочного покрытия к прочному сцеплению с окрашиваемой поверхностью. Адгезия обусловлена физическим и химическим взаимодействием активных групп связующего с активными центрами на поверхности подложки. При низкой адгезии ЛКМ к поверхности пленка краски будет легко отслаиваться, то есть покрытие будет недолговечным, с низкими защитными и механическими свойствами. Огромное значение для повышения адгезии ЛКМ к подложке играет правильная подготовка поверхности к окрашиванию.

Очень интересный способ подготовки металла встретил в БЖ у vmg1961

Да и в остальных темах там много интересного!

Для этих целей используем наждачку. Наносим ей риски на металле. грунт за них будет лучше держаться.
Имхо оптимальный вариант — 240-я. Если использовать более крупную то риски будут слишком глубокими, их сложно будет заполнить и получить ровную поверхность.
Если тереть более мелкой то адгезия будет ниже!

Если мы используем новые детали то их так же надо подготовить. Причём более тщательно, т.к. качество их металла оставляет желать лучшего!

Они обычно идут в чёрном транспортировочном грунте. Грунт этот надо обязательно счищать! до голого металла. Как изнутри так и снаружи.

Дополнено со слов vmg1961

"Если "черный" транспортный грунт катафорезный, и об этом есть соответствующая наклейка — сдирать его категорически не надо. Ибо под ним, как правило, слой меиталлического цинка. Его можно либо разматовать и перекрыть эпоксидным — либо использовать специальные адгезионные грунты для гладких поверхностей.

На приличных деталях клеится этикетка с указанием, что деталь загрунтована катафорезным грунтом. Если ее нет то делаем тест. Тряпку мочим растворителем для краски — кладем ее на деталь и ждем 15-30 минут. Если растворитель никак не повлиял на грунт — то это правильный, катафорезный. Если грунт повреждается растворителем — его надо сносить нафиг. Этот тест еще называют "сольвент-тест"…"


Перед нанесением грунта на заматованную поверхность её обязательно обезжирить!

Это конечно можно делать и обычным растворителем, но в дальнейшем перед покраской мы всё равно будем использовать специальный обезжириватель (антисиликон).
Всё равно банку покупать. Поэтому лучше купить её заранее и использовать на всех этапах.
Я в основном покупаю такой


Затем ждём полного выветривания обезжиривателя и приступаем к грунтованию кислотником.

Все грунты которые я использую — двухкомпонентные!

Кислотник обычно использую Novol Protect 340



Как я уже писал выше наносится он очень тонким слоем! Перебарщивать не стоит. Поэтому только краскопульт, кистью не вариант.

Учитывая толщину слоя матовать его нельзя!

Кислотник как и грунт-наполнитель "пористые", они пропускают влагу! Их обязательно надо перекрывать.

Дополнено со слов vmg1961

"Эпоксидный грунт НЕЛЬЗЯ наносить на кислотный. Потому что на поверхности кислотного грунта после высыхания образуется пленка фосфатов, с которыми у эпоксидника адгезии нет.
Поэтому: на металл наносится кислотный грунт, полная сушка — матование (если наносили кистью и слой получился толстым, если слой тоненький то матовать не надо!) — АКРИЛОВЫЙ или ПОЛИУРЕТАНОВЫЙ — полная сушка, матование и только потом эпоксидный грунт.
Если акриловый грунт после высыхания выхлядит как бархат — то это брак. Это он вскипел."

Поэтому подождём пока он подсохнет и перекрываем его эпоксидным грунтом.

Эпоксидник обалденная штука! Он очень твёрдый. не пропустит к кислотнику никакую гадость!


Его главный плюс сразу же является и минусом. Его поверхность "стеклянная" для достижения хорошей адгезии его необходимо матовать! Но матуя мы убьём на корню его преимущество. Поэтому грунтуем им минимум в 2-3 слоя. Выдержка между слоями не менее 15 минут. Но долго не тяните, т.к. через 12 часов он полностью затвердеет! (это при 20 градусах, а в жаркую погоду гораздо быстрее!)

Нанеся несколько слоёв мы надёжно защитим поверхность от проникновения влаги, а при матовании не повредим нижние слои. Тем самым не похерим его защитные свойства.

Для матования производитель советует следующую градацию наждачки:
"На сухо", механическая Р360 Р500
"На сухо", вручную Р400 Р500
Есть ещё "На мокрую", но оно нам не надо!

Далее после матования мы продуваем поверхность, обезжириваем и на носим герметик.
Герметик обязательно наносить на места сварки и вычищенные заводски швы и стыки кузовных панелей.
Я им ещё и арки обильно промазываю. Так что кантика почти не остаётся, так грязи негде задерживаться)))


Так и в банках большего объёма, для нанесения кистью


Различия артикулов (620-630) вызвано разной упаковкой.

Но больше всего мне понравился Inter Troton Master
В состав его добавлена алюминевая пудра.


За счёт меньшего объёма он выходит дороже своих собратьев. Но работать с ним классно!

Когда я делал своё авто то у меня был халявный стекольный герметик.
Применял его. Штука обалденная, но вот цена)))) Хороший стекольный клей-герметик стоит раза в 3 дороже шовного.

А есть ещё такая классная штука как Гравитекс-герметик APP U 210


Если работать им под низким давлением и держать сопло близко к поверхности он очень красиво ложиться как оригинальный герметик!

А если давление и расстояние побольше то он ложится мелким барашком, как родной гравитекс!

Герметикам надо дать время хорошо просохнуть! И только потом перегрунтовывать эпоксидником. Если не высохнет до конца то грунт слезет!

Перед грунтованием естественно продуть и обезжирить.

Эпоксидный грунт на герметик также наносим в 2-3 слоя. с небольшой межслоевой сушкой. Как и при перегрунтовке кислотника.

НО! Для матования эпоксидника которым мы перекрыли герметик наждачка не годится!
Поэтому используем скотч брайт З60.


Матовать им эпоксидник не так просто! Надо уловить момент когда грунт уже достаточно высох и не тянется, но ещё не задубел.

Следующим слоем на поверхности кузова наносится грунт-наполнитель, например

Novol Protect 310


На днище и в арках можно обойтись и без него. Но и с ним хуже не будет)))

Про материалы для антикора поговорим в следующей части!

PS_1 Ни один маляр не будет долго и упорно бодаться с вашей ржавчиной, полностью удалять транспортировочный грунт и т.п. Они просто с большего зашкурят и загрунтуют обычной грунтовкой. Вылезет всё довольно быстро. максимум через 2 года. Это в лучшем случае. После особо одарённых рыжеет через полгода!

Если не хотите услышать от него ответ "а что ты хотел, машина то не новая, да ещё и ржавая" То избавляйтесь от ржавчины сами!

Господа маляры, никого не хотел обидеть. Но вы же знаете сами что среди вас на 10 человек приходится 9 мудаков которые только позорят вашу профессию! А оставшимся 10% честь и хвала. Но хорошо если их наберётся 10%((

PS_2 Для продувки я использую компрессор. Любой, даже очень дорогой компрессор немного плюётся маслом и влагой. Даже если регулярно сливать конденсат влага будет. Она будет образовываться в шлангах при прохождении через них нагретого компрессором воздуха. То что при покраске надо использовать масловлагоотделитель все знают. Но он необходим даже при продувке! Советую купить вот такого малыша который крепится перед самым пистолетом.


Стоит он около 10 баксов, а польза от него огромная!

PS_3 Небольшой совет по обезжиривателю. Не пользуйтесь сразу целой банкой. лучше отлить 2/3 в пластиковую бутылку от растворителя или даже от обычной воды. С неё и наливать проще будет и закручивается она проще. А оставленная 1/3 пускай ждёт своего часа при покраске. Стоя в уголке она сохранится лучше и будет гарантировано чистой.

PS_4 Берите грунты разных цветов!
Кислотник — кирпично-красный
Эпоксидник — светло-серый
Так вы будете видеть хорошо ли вы перекрыли предыдущий слой или нет!
Цвет наполнительного выбирается исходя из будещего цвета краски.

PS_4 Грунт, за исключением эпоксидного, не является защитой. Нельзя ездить на загрунтованной машине! Всякая гадость с дороги (сажа, солярка, масла) попадают на него с дороги. особенно в дождь. поэтому перед покраской его обязательно придётся удалить и нанести по новой. Иначе либо облезет либо в скором времени опять проявится ржавчина!

И в завершение очень полезное видео по нанесению грунтов!


Для удобства покраски и сушки, в любом случае надо снимать все навесные детали (двери, крылья, капот, багажник и стекла), затем, при наличии любых видов сквозных повреждений лакокрасочного покрытия (вздутия, сколы, трещины, царапины и т.п.) рекомендуется зачистить кузов до чистого металла, при необходимости — полностью. После этого необходимо произвести осмотр кузова на наличие очагов возникновения коррозии и прочих повреждений (вмятины, трещины, сквозная коррозия и т.п.), и при выявлении таковых, принять меры к их устранению. Очаги коррозии, так же как и возможные швы, оставшиеся после сварочных работ, следует зачистить лепестковым кругом до придания ровности поверхности, а затем металлической щеткой — насадкой на дрель. Зачистку рекомендуется производить до полного устранения рыхлых слоев и скопления мелких гигроскопичных частиц. После этого необходимо обезжирить поверхность ацетоном, затем обезводить спиртом, а затем, прогревая поверхность пром. феном до температуры ~80°, обработать металл цинк-марганцевым преобразователем ржавчины (типа "Цинкарь") в соответствии с инструкцией.
После выполнения вышеописанных процедур можно приступать к выравниванию поверхностей (если требуется) шпаклевкой и наносить грунт.

Грунт, так же как и краску, рекомендуется наносить в несколько слоев с промежуточной сушкой 15-20 минут.Грунт рекомендуется наносить при помощи пистолета-распылителя с диаметром дюзы 1,4 мм при давлении воздуха ~2,5 -3 атм. Первый слой грунта (опылочный) наносится на сухую обезжиренную и обеспыленную поверхность плавными продольными движениями с расстояния ~30-40 сантиметров, при этом необходимо следить, чтобы точка возврата пистолета находилась за пределами окрашиваемой детали. Во время нанесения первого слоя на поверхности образуется слегка заметный (пылеобразный) слой грунта, необходимый для лучшей связки грунта с обрабатываемой поверхностью. Промежуточная сушка составляет 5-10 минут в зависимости от типа и густоты грунта. Второй слой (полусухой) наносится тем же образом, но немного более интенсивно, и промежуточная сушка занимает ~10-15 минут, после которой наносится третий слой (полумокрый), который ПОЧТИ полностью "заливает" оставшиеся поры, и промежуточная сушка его составляет 15-20 минут. После этого наносится последний четвертый слой (мокрый), который полностью укрывает всю поверхность, заполняя оставшиеся промежутки и микро-неровности. После этого поверхность необходимо выдержать до полного высыхания грунта (см. инструкцию). Затем можно производить подготовку поверхности к нанесению краски.

Для подготовки загрунтованной поверхности к нанесению краски необходимо нанести на нее "проявочный" слой грунта другого цвета, дать высохнуть и затем, при помощи водостойкой наждачной бумаги Р320-Р400 с применением воды обрабатывать поверхность до полного удаления проявочного грунта. Это делается для индикации неровностей основного грунта и придания поверхности равномерной гладкости. Затем необходимо "заматовАть" поверхность тем же способом (с применением воды), наждачной бумагой Р500-Р600 для удаления осташихся микронеровностей и царапин. После обработки поверхность необходимо промыть водой, просушить, обезжирить, обезводить и обеспылить. После этого можно приступать к окраске.

Окраска поверхности производится пистолетом-распылителем с диаметром дюзы 1-1,2мм под давлением 2-2,5 атм. Краска наносится на поверхность тем же способом, что и грунт. При этом важно следить за изгибами и прочими сложными формами рельефа поверхности и наносить краску максимально аккуратно, дабы избежать образования потеков. Использовать слишком густую краску не рекомендуется, поскольку образуется "шагрень" (эффект апельсиновой корки), которую будет сложно устранить даже при полировке поверхности, в то время как слишком жидкая краска будет обладать плохой укрывистостью и может образовать потёк в самом неожиданном месте. Для достижения максимального качества покраски необходимо процеживать краску через специальную воронку-ситечко, а при отсутствии такового, через обрезанную верхнюю часть пластиковой бутылки с надетым на нее капроновым чулком плотностью 40DEN. Кроме этого необходимо следить за отсутствием пыли в помещении. в котором производится окраска. После нанесения последнего слоя краски, необходимо дать краске выстояться в течении 1-2 часов, для обеспечения её равномерного загустевания, и после этого, при необходимости, можно повышать температуру в помещении для ускорения процесса сушки. При этом для нагрева лучше использовать "статические" электронагреватели типа инфракрасных излучателей, спиральных обогревателей или мощных галогенных ламп, поскольку тепловые пушки и тепловентиляторы будут создавать рециркуляцию воздуха в помещении, череватую оседанием на поверхности пыли и других посторонних частиц, приводящих к повышению сорности, а газовые горелки и вовсе могут привести к возгоранию, не считая сжигаемого воздуха и оседания на поверхности слоя копоти.
После окончательного высыхания краски можно приступать к полировке, либо подготовке поверхности к нанесению лака.

Для подготовки поверхности к нанесению лака, необходимо тщательно обработать её водостойкой наждачной бумагой Р600-Р800 с применением обильного количества воды. Обработку следует производить круговыми движениями с усилием 3-5кг до полного приобретения покрытием однородной матовой поверхности. После этого поверхность следует промыть водой, просушить, обезжирить, обезводить и обеспылить. Затем можно наносить лак.

В заключении этого "краткого экскурса" хотелось бы посоветовать побольше терпения и кропотливости тому, кто задастся целью
добиться идеального результата. Может в описании процессов и упущены некоторые моменты, но если что непонятно, как говорится — пишите письмы!

Удачной покраски и ровных дорог!

21 мая 2013 Метки: подготовка к покраске , покраска , покраска кузова , грунтовка и покраска , полировка , самостоятельная покраска , малярка авто , малярные работы

Обязательно ли грунтовать металлическую поверхность перед покраской? Для чего это нужно? Что произойдет, если это не сделать?

Грунтовка на металлические поверхности наносится по следующим соображениям:

Значительно (практически в разы) уменьшается количество краски которой окрашивают металл, то есть первое предназначение экономия краски.

Защитные действия грунтовки, то есть защита от коррозии.

Качество покраски увеличивается в разы.

Увеличивается долговечность металла (я об эксплуатации).

Вот это основное, при выборе промежуточного слоя (он же грунтовка) обязательно учитывайте не только состояние металла, но и какой это металл, грунтовки разные, есть грунтовки для цветных металлов, для чёрных, оцинкованных поверхностей и так далее.

Грунтование металлов перед окраской важнейший этап, если этого не сделать, то краски и эмали (особенно если это наружные работы), под негативным воздействие внешней среды начнут "отскакивать" (шелушиться, отслаиваться) от поверхности, вот так это выглядит.


Да и та же ржавчина очень быстро начнёт проступать через краску.

Грунтовать или нет металлическую поверхность, нужно решать самостоятельно, но, грунтовка помогает сохранить на длительное время слой покраски, также, после грунтовки на металлическую поверхность гораздо проще и лучше наносить краску.

Также, благодаря грунтовке, слой краски будет намного надежнее, чем тот слой краски, который Вы нанесете без грунтовки. Также, грунтовка металлической поверхности защищает поверхность от коррозии и от ржавчины, улучшается лакокрасочность поверхности.

Если не будете наносить грунтовку на металлическую поверхность, то очень быстро поверхность начнет шелушиться, придется удалять старый слой краски и снова обрабатывать поверхность, чтобы она была красивой.

Перед тем как начать грунтовать металлическую поверхность нужно выбрать грунтовку, так как её есть несколько видов, ив зависимости от поверхности, от, метала нужно выбирать ту, которая больше всего подходит.

Грамотный выбор грунтовки по металлу по различным критериям

Производители строительных материалов поставляют на торговые площадки множество средств для предварительной обработки основания. К таковым относится грунтовка по металлу. Рассмотрим, чем составы различаются, как правильно их использовать. Ознакомимся с принципами действия грунтов, их особенностями. После прочтения статьи перед лакировкой или окрашиванием подготовка металлических изделий будет выполнена правильно с учетом технологии декоративной отделки.

Обязательно ли грунтование металла

По технологии окрашивания и лакирования процесс включает в себя три этапа: подготовка рабочей поверхности, грунтование и финишная отделка. То есть второй этап это не рекомендация производителя, а обязательное мероприятие. Здесь решается сразу несколько задач:

  1. Обеспыливание. Одно из условий получения качественного результата – чистое основание. Уборка и мытье – не достаточные меры для устранения мельчайших крупиц, что способны повлиять на ЛКМ. Грунтовка для металла под покраску их скрепляет с поверхностью и нейтрализует негативный эффект.
  2. Адгезия. Краски и лаки даже предназначенные для отделки конкретного материала с разной степенью взаимодействуют с тем или иным составом. Грунтовка служит посредником, который исправляет ситуацию и повышает прочность сцепления ЛКМ с основанием.
  3. Выравнивание. Для создания декоративной пленки кроме прочего необходимо создать однородное состояние рабочей поверхности. Здесь без грунта для металла не обойтись даже в случае с новыми изделиями.

Существует еще сопутствующий эффект, свойственный всем грунтовочным составам. Заключается он в снижении расхода декоративных материалов. Хотя при работе с основами высокой плотности это утверждение спорно. Но точно упрощается процесс, краски с лаками лучше и равномернее распределяются по поверхности.

Наряду с базовыми свойствами составов выделяются дополнительные, свойственные той или иной группе материалов. Так, грунтовки для металла или по ржавчине изготавливаются способны оказывать защитное действие от окружающих условий. Как правило, это влага и химические реагенты, которые провоцируют и способствуют развитию коррозионных процессов.

После выполнения грунтования правильным составом с соблюдением технологического процесса можно приступать к окрашиванию либо лакировке металла. Результат будет качественным, прочным и надежным. Обработанные конструкции будут служить дольше с сохранением заданных форм и характеристик.

Группы грунтовочных составов

Первый критерий выбора грунтовки по металлу – назначение. Составы могут быть пригодны для чистого, ранее окрашенного металла либо по ржавчине.


Последние нередко применяются с нарушением инструкции. Здесь подразумевается обязательное удаление коррозионных образований. Допустимо присутствие тонкого налета, который механически удалять не рекомендуется из-за риска серьезного повреждения металлических изделий (мягкие, тонкослойные, сильно стертые).

Со средствами для ранее окрашенных поверхностей подход схожий. Здесь обязательно удаление отслаивающихся участков, выравнивание трещин, сколов и углублений путем ошкуривания. Перед абразивной обработкой металла можно использовать кордщетку и шпатель для грубой очистки.

Первая группа грунтов предполагает выбор с учетом природы металлического основания. Это черный или цветной металл, слой оцинкованного покрытия на стальных конструкциях. Каждый из вариантов не универсален. Применение для иного основания приводит к результатам, которые будут отличаться от заявленных в худшую сторону.

Отдельный тип грунтовок по ржавчине для наружных и внутренних работ по металлу – серия 3 в 1.

Это универсальные материалы для финишной отделки металла с функцией защиты от агрессивных условий эксплуатации. Также покрытие проявляет инертность к коррозии, предупреждает ее развитие. Наносить средство нужно в 2-3 слоя.


Характеристика подвидов

Второй критерий выбора грунтовки по ржавчине и металлу – функциональный ингредиент (вяжущее вещество, добавки). Главный компонент в составе задает основные технические характеристики материалу. Также он важен для выбора декоративной краски или лака, чтобы была хорошая совместимость.

Обзорная характеристика (потребительские свойства) различных подвидов грунтовок представлена в таблице.

Тип грунта Описание Особенности
Алкидный В готовом виде содержит серый или коричневый пигмент. Создает тонкую пленку высокой плотности за счет быстрого испарения. Обладает хорошей адгезией с органическими красками и лаками. Недорогое средство относится к группе универсальных материалов для наружного и внутреннего использования, работ с большинством оснований по природе. Это достоинство также можно отнести к минусам из-за короткого срока действия, относительно невысокой адгезии с плотным металлом (не проникает). Допустим грунт для отделки акриловыми ЛКМ.
Ортофосфорный или фосфатирующий Кислотная база характеризуется инертностью к ржавчине. Состав оказывает защитное действие: предотвращает развитие и повторное появление коррозии. Содержащийся пигмент придает массе различные оттенки серого. Грунт обладает хорошей адгезией к органическим ЛКМ. Материал допустим для обработки поврежденных коррозией поверхностей. Чаще покрывается сталь, реже алюминий и оцинковка. Сухой остаток отличается термостойкостью (до +220 градусов по Цельсию).
Акриловый Синтетическое вяжущее водорастворимое, что объясняет отсутствие запаха и быстрое высыхание. Состав не содержит токсичных веществ. Проявляет хорошую адгезию к черным и цветным металлам. Последующее окрашивание либо лакировка допустима водорастворимыми составами. Применяется чаще для внутренних работ из-за меньшей устойчивости к природным явлениям на фоне альтернативных материалов (например, алкидный грунт или ортофосфорный)
Эпоксидный Грунтовка по металлу и ржавчине для наружных работ обладает высокой адгезией к любому металлу. Проявляет стойкость к перепадам влажности и температуры. Из-за сильного запаха чаще применяется снаружи здания. Большим спросом пользуется в автомобильной промышленности.
Пассивирующий с содержанием металлов В состав могут входить соединения цинка, хрома, калия, стронция, свинца, кальция, бария. Хроматы способны подавить коррозионный процесс практически на любом металлическом основании. Принцип действия – смена химически активного состояния металла на пассивное. В составе на упаковке может быть указано содержание хроматов. Оптимальным и наиболее эффективным показателем концентрации считается 0,062 моль/л (меньшее количество провоцирует появление ржавчины).
Протекторный с металлическими соединениями Здесь в состав входят порошкообразный алюминий, цинк или магний. Содержание металла может достигать 90 %. Принцип действия состава со свинцом (сурик)основан на химической активности добавок со ржавчиной. Результат реакции по свойствам схож с цементным камнем. Алюминиевая пудра из-за малого веса всплывает, поэтому образуется покрытие схожее с оцинковкой.
Изолирующий с нейтральными пигментами Образует тонкослойное водонепроницаемое покрытие. Срок службы короткий. Сухой остаток разрушается под воздействием природных явлений. Нарушенная пленка теряет защитные свойства, подлежит удалению и обновлению.


Относительно назначения рассматривается 2 момента: условия эксплуатации и природа основания. К последним относятся такие металлы:

  • цветной – медь, алюминий, латунь (допустима оцинковка);
  • черный – чугун, железо и его сплавы, сталь;
  • оцинкованноепокрытие (в том числе цветные металлы).

Отдельный подвид грунтовок предназначен для работ с металлом, на поверхности которого имеются масляные пятна и копоть. Такие участки сложно очистить, лакокрасочные материалы здесь отслаиваются из-за плохой адгезии. Грунтовочный состав также препятствует проникновению веществ сквозь образуемую пленку.

Есть еще грунт по ржавчине преобразующего действия. При взаимодействии состава со ржавчиной получается хрупкое и практически нерастворимое вещество. Эта прослойка самостоятельно не имеет защитных свойств, но способствует проникновению пассивирующих составов. Так формируется пленка высокой прочности.

Видео описание

В этом видео показаны результаты тестирования антикоррозионных грунтовок после нанесения на чистый металлический образец автомобильного корпуса:

Технология проведения работ

Рабочее основание подлежит очистке от грязи, пыли, отслаивающихся элементов или полностью от старого покрытия. При необходимости применяется обезжириватель. Далее выполняется грунтование.

Как правило, достаточно формирования одного равномерного слоя. Методы нанесения предполагают напыление состава (аэрозоль, краскопульт) или распределение жидкости валиком, кистью. Максимальный расход получается при работе с последним инструментом.


Коротко о главном

Грунтование металла перед финишной отделкой необходимо независимо от его состава.

Грунт защищает основание от коррозии, воздействия окружающих условий, обеспечивает хорошую адгезию с красками и лаками.

Различают грунтовку по составу, назначению и принципу действия.

Существуют отдельные виды грунтовок: преобразователи ржавчины и универсального действия для финишной отделки (серия 3 в 1).

Читайте также: