Компоненты задачи 1 класс на доску
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 20.09.2024
Работа содержит конспект урока по теме и презентацию с использованием ИКТ.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 19.94 КБ |
temazadachapervyyklass.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по теме "Задача и её логические части» ".
Учитель начальных классов МБОУ Гимназии №24 г. Ставрополя
Забелло Людмилы Владимировны
Образовательные: дать понятие о задаче и её логических частях, учить составлять задачи по схеме и рисунку.
Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, экологической культуры уч-ся.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.
Уметь составлять задачи по схемам и рисунку.
Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.
Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.
Л.Г. Петерсон. Математика. «Учусь учиться» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. – Издательство « Ювента», 2012.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Дата проведения: 5 декабря.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)
- Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт с использованием интерактивной доски)
1.Игра «Исправь ошибку»
2.Игра «Ко какое выражение решал»
3.Игра «Кто в каком домике живёт»
4.Игра «Поймай рыбку»(повторяем состав числа 7)
5.Игра»Забей гол» (повторяем состав числа 9)
6.Составьте выражения по рисунку:
Как найти целое? ( Надо части сложить)
-Как найти часть? (Надо из целого отнять известную часть)
7.Четыре цыплёнка стоят
И на скорлупки глядят.
Два яйца в гнезде у наседки лежат.
Сколько будет цыплят
Как решили? Какое математическое выражение составили?
-Почему я приготовила именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)
2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-А теперь внимание. Как бы вы назвали задание, которое мы выполняли?( задачи в стихах)
-А что такое задача?( математический рассказ).
-Достаточно ли у нас знаний о задаче или нам надо узнавать что-то новое.
3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.
- Прочитайте оба текста на доске про себя, вслух. Какой текст можно отнести к уроку окружающего мира, а какой к математике?
1. Таня и Саша пошли в лес.Таня нашла рыжики, а Саша 2 белых гриба. Все ли грибы съедобные?
2.В лесу Таня нашла 4 рыжика, а Саша 2 белых гриба. Сколько всего грибов нашли дети?
4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
-Можете ли мы с уверенностью ответить на этот вопрос?(Нет. Недостаточно знаний)
- Почему?
III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.
1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага),где возникло затруднение.
- Давайте разобьём задачу на смысловые части.
Условие. У Тани 4 рыжика, а у Саши 2 белых гриба .
Вопрос. Сколько всего грибов нашли дети?
- Вопрос в задаче подталкивает к решению. Чтобы правильно это сделать, надо составить схему и посмотреть, что неизвестно, целое или часть.
Выражение. Используя данные, составляем математическое выражение.
Решаем его.Это решение. В скобках пишем наименование, о чём решали задачу.
Ответ: Чтобы правильно написать ответ, надо ещё раз прочитать вопрос.
2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий(алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.
Можем мы эту схему отнести и к 1 тексту?( Вопрос не требует решения. Данных должно быть не меньше 2.
IV. Построение проекта выхода из затруднения .
Обдумывание будущих учебных действий.
Из каких частей состоит задача?
- Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)
-Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.
V. Реализация построенного проекта.
Откройте учебники на с 44. Найдите № 2.
Вам предстоит поработать в парах. Чтобы работа прошла успешно, надо уметь слушать друг друга, не ссориться.
Соотнесение частей задачи, проверка. Назовите условие, вопрос, решение, ответ.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться,)
Составьте задачу №3. Назовите её части по образцу.
VIII. Включение в систему знаний .
- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.
Составить задачу №4. Назовите условие, вопрос. Выполним схему. Что неизвестно, целое или часть? Как наити часть? Какое математическое выражение можно составить?
Запишем решение. Какое наименование в скобках?
Как правильно написать ответ? Ответ.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.-Какие новые знания мы сегодня добавили ? (Задача состоит из условия, в котором не меньше 2 данных, вопроса, который требует решение, схемы, решения, ответа)
- Оцените свою деятельность и своё настроение на уроке. Дети выбирают один символ,( солнце или тучу) и объясняют свой выбор.
2. Закончите предложения
Мне интересно было.
Я узнал(а).
К сожалению, не смог(ла).
Теперь я буду…
Задачу можно разложить на 4 компонента. Первым будет условие, здесь подробно описываются детали задачи. Далее идет компонент – вопрос. На этом этапе нам формулируют задачу, которую мы решим. Третий этап самый главный – решение. Теперь мы с помощью своих знаний решаем задачи. И заключительный этап – ответ. Это коротко сформулированный ответ на задание. Более наглядно компоненты задачи рассматриваются в картинках ниже.
Составные части задачи в картинках.
Наглядная иллюстрация для школьников.
Структура задачи.
Как построена задача?
Компоненты задачи.
Изображение с наглядным примером.
Для детей.
Любую задачу можно разложить на эти компоненты.
Для начальных классов.
Примеры на урок математики.
Текстовая задача; условие задачи; вопрос задачи; решение задачи.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.– с. 88 – 89.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, - с. 33 – 34.
На уроке мы узнаем, как построена задача и как называются структурные элементы задачи. Научимся решать задачи, записывать решение задачи и ответ. Сможем выделять задачи из предложенных текстов.
Основное содержание урока
Послушайте два рассказа и сравните их:
1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?
2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.
Какой из этих текстов мы будем изучать на уроке математики, а какой на уроке окружающего мира?
Первый текст на уроке математики, так как в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй на уроке окружающего мира.
Как называется текст с вопросом, для ответа на который нужны математические вычисления?
Такой текст называется «Задача».
Сегодня на уроке мы узнаем, какой текст называется задачей и из каких частей она состоит.
Тема нашего урока: «Задача. Структура задачи».
Посмотрите ещё раз на текст знакомой нам задачи и ответьте на вопрос.
Что в ней известно?
В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?
Что мама купила 3 перца и 4 морковки.
Это называется - условие задачи, другими словами, это то, что в задаче известно.
Что в задаче нужно узнать?
Сколько всего овощей купила мама.
Это вопрос задачи. Это о чём спрашивают в задаче, то, что нужно узнать.
Что нужно сделать, чтобы сосчитать, сколько мама купила овощей?
Нужно к трём прибавить четыре, получится семь овощей.
Это решение задачи.
Ещё раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него.
Мама купила семь овощей.
Это ответ задачи.
На уроке мы поймём, как построена задача – в ней есть условие и вопрос.
Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.
Составьте условие задачи по рисунку.
В корзинке четыре луковицы, ещё две луковицы лежат рядом.
Сколько всего луковиц?
Как решить такую задачу? Сложением или вычитанием?
Четыре да ещё две, задача решается сложением.
Запишем решение. К четырём прибавить два получится шесть.
Осталось записать ответ задачи. Ответим на вопрос задачи: всего шесть луковиц.
Ещё раз посмотрите внимательно на этот же рисунок:
Составьте другую задачу, которая будет решаться вычитанием:
В корзине было четыре луковицы, из неё взяли две луковицы.
Сколько луковиц осталось в корзине?
Как записать решение?
Из четырёх вычесть два, получится две луковицы.
Осталось записать ответ задачи.
Разбор тренировочных заданий.
Рассмотрите рисунок, дополните условие и решите задачу.
На огороде с одного куста сорвали 2 кабачка, а с другого куста 6 кабачков. Сколько кабачков собрали с двух кустов?
Ответ: 8 кабачков.
Выберите только те тексты, которые являются математическими задачами.
Верные равенства обозначьте синим цветом, а неверные красным.
Прочитайте задачу и установите соответствия между её компонентами.
Попробуйте заменить овощи соответствующей цифрой.
Подсказка: у каждой цифры своя маска. На одинаковых цифрах - одинаковые маски.
Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.
Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
I Ситуация успеха.
1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.
Очень трудная задача
- С чего начнём? (с разминки)
- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.
- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)
- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)
- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)
2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.
Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?
Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?
Найдите разность чисел 9 и 2
Найдите сумму чисел 6 и 1.
Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?
Увеличьте 3 на 4
Уменьшите 10 на 3
- Что особенного заметили? (все ответы число 7)
- Сколько результатов? (7)
- Что вспомнили? (состав числа 7)
- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.
- А только ли числа можно сравнивать?
- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.
(Работают в паре по карточке № 1)
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.
1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.
- В чём сходство и различие?
Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.
Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет
Вывод: Математический рассказ,
Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.
Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.
Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
- Какой из этих рассказов является задачей?
- Что известно в нашей задаче?
- Что содержит условие? (числовые данные)
- Что нужно узнать?
- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.
- Какие компоненты содержит задача?
- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.
(Работают в группе по карточке №2)
Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.
Сколько всего звёзд вырезали дети?
-Назовите условие, вопрос.
- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.
- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.
- Почему надо сложить? (ищем целое)
- Каким математическим выражением запишем? (2+4)
- Это еще одна часть задачи – решение.
- После того, как решили надо записать ответ.
- Еще одна часть задачи.
Запись в тетради: 2+4=6(зв.)
- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.
(Работают в группе по карточке № 3)
В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?
- Решите задачу (запишите решение в тетради).
- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)
- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.
Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?
- Ну, а теперь задача-сюрприз.
- Прочитайте задачу (карточка № 4)
В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)
- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.
- Запишите решение и ответ.
V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?
Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.
Самоанализ урока – смотрите документ.
Содержимое разработки
Урок математики в 1 классе
Учитель начальных классов: Митюгина Наталья Викторовна
Шидертинская средняя общеобразовательная школа
Тема урока: Задача. Компоненты задачи.
Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.
Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
I Ситуация успеха.
1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.
Очень трудная задача
- С чего начнём? (с разминки)
- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.
- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)
- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)
- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)
2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.
Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?
Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?
Найдите разность чисел 9 и 2
Найдите сумму чисел 6 и 1.
Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?
Увеличьте 3 на 4
Уменьшите 10 на 3
- Что особенного заметили? (все ответы число 7)
- Сколько результатов? (7)
- Что вспомнили? (состав числа 7)
- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.
- А только ли числа можно сравнивать?
- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.
(Работают в паре по карточке № 1)
Карточка № 1
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.
1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.
- В чём сходство и различие?
Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.
Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет
Вывод: Математический рассказ,
Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.
Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.
Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
- Какой из этих рассказов является задачей?
- Что известно в нашей задаче?
- Что содержит условие? (числовые данные)
- Что нужно узнать?
- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.
- Какие компоненты содержит задача?
- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.
(Работают в группе по карточке №2)
Карточка № 2
Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.
Сколько всего звёзд вырезали дети?
-Назовите условие, вопрос.
- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.
- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.
- Почему надо сложить? (ищем целое)
- Каким математическим выражением запишем? (2+4)
- Это еще одна часть задачи – решение.
- После того, как решили надо записать ответ.
- Еще одна часть задачи.
Запись в тетради: 2+4=6(зв.)
III Упражнения
- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.
(Работают в группе по карточке № 3)
Карточка № 3
В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?
- Решите задачу (запишите решение в тетради).
- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)
- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.
Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?
- Ну, а теперь задача-сюрприз.
- Прочитайте задачу (карточка № 4)
В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)
- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.
- Запишите решение и ответ.
V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?
Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.
Тема урока: Задача. Компоненты задачи.
Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.
Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
Задача 1 этапа: психологически настроить детей на изучение нового, познакомить с этапами урока, отработка устного счёта, систематизация знаний по составу числа 7, формирование логической операции сравнение.
Задача 2 этапа: формирование логической операции сравнение, определение понятий, анализа; формирование представлений о задаче и терминах, связанных с этим понятием.
Задача 3 этапа: формирование умения видеть в задаче главное.
Это 1 й урок по теме задача, его специфика – дать установку на последующие этапы работы над задаче. Т.к. это постановочный урок, то его главной целью было ввести детей в новый материал, мотивировать на дальнейшую работу.
Для создания учебной ситуации использованы уже усвоенные детьми знания о математическом рассказе, т.к. велась предварительная подготовка на протяжении нескольких уроков.
При организации работы в группе дети д.б. выявить и отличить задачу от других текстов.
-75%
Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.
Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
I Ситуация успеха.
1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.
Очень трудная задача
- С чего начнём? (с разминки)
- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.
- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)
- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)
- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)
2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.
Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?
Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?
Найдите разность чисел 9 и 2
Найдите сумму чисел 6 и 1.
Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?
Увеличьте 3 на 4
Уменьшите 10 на 3
- Что особенного заметили? (все ответы число 7)
- Сколько результатов? (7)
- Что вспомнили? (состав числа 7)
- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.
- А только ли числа можно сравнивать?
- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.
(Работают в паре по карточке № 1)
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.
1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.
- В чём сходство и различие?
Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.
Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет
Вывод: Математический рассказ,
Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.
Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.
Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
- Какой из этих рассказов является задачей?
- Что известно в нашей задаче?
- Что содержит условие? (числовые данные)
- Что нужно узнать?
- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.
- Какие компоненты содержит задача?
- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.
(Работают в группе по карточке №2)
Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.
Сколько всего звёзд вырезали дети?
-Назовите условие, вопрос.
- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.
- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.
- Почему надо сложить? (ищем целое)
- Каким математическим выражением запишем? (2+4)
- Это еще одна часть задачи – решение.
- После того, как решили надо записать ответ.
- Еще одна часть задачи.
Запись в тетради: 2+4=6(зв.)
- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.
(Работают в группе по карточке № 3)
В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?
- Решите задачу (запишите решение в тетради).
- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)
- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.
Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?
- Ну, а теперь задача-сюрприз.
- Прочитайте задачу (карточка № 4)
В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)
- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.
- Запишите решение и ответ.
V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?
Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.
Самоанализ урока – смотрите документ.
Содержимое разработки
Урок математики в 1 классе
Учитель начальных классов: Митюгина Наталья Викторовна
Шидертинская средняя общеобразовательная школа
Тема урока: Задача. Компоненты задачи.
Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.
Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
I Ситуация успеха.
1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.
Очень трудная задача
- С чего начнём? (с разминки)
- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.
- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)
- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)
- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)
2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.
Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?
Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?
Найдите разность чисел 9 и 2
Найдите сумму чисел 6 и 1.
Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?
Увеличьте 3 на 4
Уменьшите 10 на 3
- Что особенного заметили? (все ответы число 7)
- Сколько результатов? (7)
- Что вспомнили? (состав числа 7)
- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.
- А только ли числа можно сравнивать?
- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.
(Работают в паре по карточке № 1)
Карточка № 1
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.
1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?
2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.
- В чём сходство и различие?
Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.
Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет
Вывод: Математический рассказ,
Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.
Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.
Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.
- Какой из этих рассказов является задачей?
- Что известно в нашей задаче?
- Что содержит условие? (числовые данные)
- Что нужно узнать?
- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.
- Какие компоненты содержит задача?
- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.
(Работают в группе по карточке №2)
Карточка № 2
Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.
Сколько всего звёзд вырезали дети?
-Назовите условие, вопрос.
- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.
- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.
- Почему надо сложить? (ищем целое)
- Каким математическим выражением запишем? (2+4)
- Это еще одна часть задачи – решение.
- После того, как решили надо записать ответ.
- Еще одна часть задачи.
Запись в тетради: 2+4=6(зв.)
III Упражнения
- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.
(Работают в группе по карточке № 3)
Карточка № 3
В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?
- Решите задачу (запишите решение в тетради).
- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)
- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.
Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?
- Ну, а теперь задача-сюрприз.
- Прочитайте задачу (карточка № 4)
В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)
- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.
- Запишите решение и ответ.
V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?
Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.
Тема урока: Задача. Компоненты задачи.
Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.
Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.
Воспитывать интерес к математике.
Задача 1 этапа: психологически настроить детей на изучение нового, познакомить с этапами урока, отработка устного счёта, систематизация знаний по составу числа 7, формирование логической операции сравнение.
Задача 2 этапа: формирование логической операции сравнение, определение понятий, анализа; формирование представлений о задаче и терминах, связанных с этим понятием.
Задача 3 этапа: формирование умения видеть в задаче главное.
Это 1 й урок по теме задача, его специфика – дать установку на последующие этапы работы над задаче. Т.к. это постановочный урок, то его главной целью было ввести детей в новый материал, мотивировать на дальнейшую работу.
Для создания учебной ситуации использованы уже усвоенные детьми знания о математическом рассказе, т.к. велась предварительная подготовка на протяжении нескольких уроков.
При организации работы в группе дети д.б. выявить и отличить задачу от других текстов.
-75%
Читайте также: