Компоненты задачи 1 класс на доску

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 20.09.2024

Работа содержит конспект урока по теме и презентацию с использованием ИКТ.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx 19.94 КБ
temazadachapervyyklass.pptx 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме "Задача и её логические части» ".

Учитель начальных классов МБОУ Гимназии №24 г. Ставрополя

Забелло Людмилы Владимировны

Образовательные: дать понятие о задаче и её логических частях, учить составлять задачи по схеме и рисунку.

Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, экологической культуры уч-ся.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Планируемые результаты.
Предметные:

Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.

Уметь составлять задачи по схемам и рисунку.

Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.

Л.Г. Петерсон. Математика. «Учусь учиться» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. – Издательство « Ювента», 2012.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дата проведения: 5 декабря.

Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)

-  Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт с использованием интерактивной доски)

1.Игра «Исправь ошибку»

2.Игра «Ко какое выражение решал»

3.Игра «Кто в каком домике живёт»

4.Игра «Поймай рыбку»(повторяем состав числа 7)

5.Игра»Забей гол» (повторяем состав числа 9)

6.Составьте выражения по рисунку:

Как найти целое? ( Надо части сложить)

-Как найти часть? (Надо из целого отнять известную часть)

7.Четыре цыплёнка стоят

И на скорлупки глядят.

Два яйца в гнезде у наседки лежат.

Сколько будет цыплят

Как решили? Какое математическое выражение составили?

-Почему я приготовила именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)

2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-А теперь внимание. Как бы вы назвали задание, которое мы выполняли?( задачи в стихах)

-А что такое задача?( математический рассказ).
-Достаточно ли у нас знаний о задаче или нам надо узнавать что-то новое.

3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

- Прочитайте оба текста на доске про себя, вслух. Какой текст можно отнести к уроку окружающего мира, а какой к математике?

1. Таня и Саша пошли в лес.Таня нашла рыжики, а Саша 2 белых гриба. Все ли грибы съедобные?

2.В лесу Таня нашла 4 рыжика, а Саша 2 белых гриба. Сколько всего грибов нашли дети?

4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
-Можете ли мы с уверенностью ответить на этот вопрос?(Нет. Недостаточно знаний)
- Почему?

III. Выявление места и причины затруднения.
- У нас возникло затруднение.

1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага),где возникло затруднение.
- Давайте разобьём задачу на смысловые части.

Условие. У Тани 4 рыжика, а у Саши 2 белых гриба .

Вопрос. Сколько всего грибов нашли дети?

- Вопрос в задаче подталкивает к решению. Чтобы правильно это сделать, надо составить схему и посмотреть, что неизвестно, целое или часть.

Выражение. Используя данные, составляем математическое выражение.

Решаем его.Это решение. В скобках пишем наименование, о чём решали задачу.

Ответ: Чтобы правильно написать ответ, надо ещё раз прочитать вопрос.

2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий(алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

Можем мы эту схему отнести и к 1 тексту?( Вопрос не требует решения. Данных должно быть не меньше 2.

IV. Построение проекта выхода из затруднения .
Обдумывание будущих учебных действий.

Из каких частей состоит задача?
- Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)
-Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.

V. Реализация построенного проекта.

Откройте учебники на с 44. Найдите № 2.

Вам предстоит поработать в парах. Чтобы работа прошла успешно, надо уметь слушать друг друга, не ссориться.

Соотнесение частей задачи, проверка. Назовите условие, вопрос, решение, ответ.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться,)

Составьте задачу №3. Назовите её части по образцу.

VIII. Включение в систему знаний .
- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.

Составить задачу №4. Назовите условие, вопрос. Выполним схему. Что неизвестно, целое или часть? Как наити часть? Какое математическое выражение можно составить?

Запишем решение. Какое наименование в скобках?

Как правильно написать ответ? Ответ.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.-Какие новые знания мы сегодня добавили ? (Задача состоит из условия, в котором не меньше 2 данных, вопроса, который требует решение, схемы, решения, ответа)

- Оцените свою деятельность и своё настроение на уроке. Дети выбирают один символ,( солнце или тучу) и объясняют свой выбор.

2. Закончите предложения
Мне интересно было.
Я узнал(а).
К сожалению, не смог(ла).
Теперь я буду…


Задачу можно разложить на 4 компонента. Первым будет условие, здесь подробно описываются детали задачи. Далее идет компонент – вопрос. На этом этапе нам формулируют задачу, которую мы решим. Третий этап самый главный – решение. Теперь мы с помощью своих знаний решаем задачи. И заключительный этап – ответ. Это коротко сформулированный ответ на задание. Более наглядно компоненты задачи рассматриваются в картинках ниже.


Составные части задачи в картинках.


Наглядная иллюстрация для школьников.


Структура задачи.


Как построена задача?


Компоненты задачи.


Изображение с наглядным примером.


Для детей.


Любую задачу можно разложить на эти компоненты.


Для начальных классов.


Примеры на урок математики.

Текстовая задача; условие задачи; вопрос задачи; решение задачи.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1.– М.: Просвещение, 2017.– с. 88 – 89.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика рабочая тетрадь. 1 кл. 1 ч.– М.: Просвещение, - с. 33 – 34.

На уроке мы узнаем, как построена задача и как называются структурные элементы задачи. Научимся решать задачи, записывать решение задачи и ответ. Сможем выделять задачи из предложенных текстов.

Основное содержание урока


Послушайте два рассказа и сравните их:

1. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?

2. В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. В овощах очень много витаминов, они очень полезные.

Какой из этих текстов мы будем изучать на уроке математики, а какой на уроке окружающего мира?

Первый текст на уроке математики, так как в нём есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления, а второй на уроке окружающего мира.

Как называется текст с вопросом, для ответа на который нужны математические вычисления?

Такой текст называется «Задача».

Сегодня на уроке мы узнаем, какой текст называется задачей и из каких частей она состоит.

Тема нашего урока: «Задача. Структура задачи».

Посмотрите ещё раз на текст знакомой нам задачи и ответьте на вопрос.

Что в ней известно?

В магазине мама купила 3 перца и 4 морковки. Сколько всего овощей купила мама?

Что мама купила 3 перца и 4 морковки.


Это называется - условие задачи, другими словами, это то, что в задаче известно.

Что в задаче нужно узнать?

Сколько всего овощей купила мама.

Это вопрос задачи. Это о чём спрашивают в задаче, то, что нужно узнать.

Что нужно сделать, чтобы сосчитать, сколько мама купила овощей?

Нужно к трём прибавить четыре, получится семь овощей.


Это решение задачи.


Ещё раз прочитайте вопрос задачи и ответьте на него.

Мама купила семь овощей.

Это ответ задачи.


На уроке мы поймём, как построена задача – в ней есть условие и вопрос.

Будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ.


Составьте условие задачи по рисунку.


В корзинке четыре луковицы, ещё две луковицы лежат рядом.


Сколько всего луковиц?



Как решить такую задачу? Сложением или вычитанием?

Четыре да ещё две, задача решается сложением.

Запишем решение. К четырём прибавить два получится шесть.



Осталось записать ответ задачи. Ответим на вопрос задачи: всего шесть луковиц.


Ещё раз посмотрите внимательно на этот же рисунок:

Составьте другую задачу, которая будет решаться вычитанием:



В корзине было четыре луковицы, из неё взяли две луковицы.

Сколько луковиц осталось в корзине?



Как записать решение?



Из четырёх вычесть два, получится две луковицы.

Осталось записать ответ задачи.


Разбор тренировочных заданий.

Рассмотрите рисунок, дополните условие и решите задачу.


На огороде с одного куста сорвали 2 кабачка, а с другого куста 6 кабачков. Сколько кабачков собрали с двух кустов?

Ответ: 8 кабачков.

Выберите только те тексты, которые являются математическими задачами.


Верные равенства обозначьте синим цветом, а неверные красным.



Прочитайте задачу и установите соответствия между её компонентами.


Попробуйте заменить овощи соответствующей цифрой.


Подсказка: у каждой цифры своя маска. На одинаковых цифрах - одинаковые маски.


Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.

Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.

I Ситуация успеха.

1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.

Очень трудная задача

- С чего начнём? (с разминки)

- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.

- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)

- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)

- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)

2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.

Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?

Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?

Найдите разность чисел 9 и 2

Найдите сумму чисел 6 и 1.

Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?

Увеличьте 3 на 4

Уменьшите 10 на 3

- Что особенного заметили? (все ответы число 7)

- Сколько результатов? (7)

- Что вспомнили? (состав числа 7)

- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.

- А только ли числа можно сравнивать?

- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.

(Работают в паре по карточке № 1)

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.

1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.

- В чём сходство и различие?

Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.

Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет

Вывод: Математический рассказ,

Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.

Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.

Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.

- Какой из этих рассказов является задачей?

- Что известно в нашей задаче?

- Что содержит условие? (числовые данные)

- Что нужно узнать?

- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.

- Какие компоненты содержит задача?

- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.

(Работают в группе по карточке №2)

Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.

Сколько всего звёзд вырезали дети?

-Назовите условие, вопрос.

- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.

- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.

- Почему надо сложить? (ищем целое)

- Каким математическим выражением запишем? (2+4)

- Это еще одна часть задачи – решение.

- После того, как решили надо записать ответ.

- Еще одна часть задачи.

Запись в тетради: 2+4=6(зв.)

- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.

(Работают в группе по карточке № 3)

В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?

- Решите задачу (запишите решение в тетради).

- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)

- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.

Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?

- Ну, а теперь задача-сюрприз.

- Прочитайте задачу (карточка № 4)

В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)

- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.

- Запишите решение и ответ.

V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?

Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.

Самоанализ урока – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок математики в 1 классе

Учитель начальных классов: Митюгина Наталья Викторовна

Шидертинская средняя общеобразовательная школа

Тема урока: Задача. Компоненты задачи.

Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.

Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.

I Ситуация успеха.

1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.

Очень трудная задача

- С чего начнём? (с разминки)

- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.

- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)

- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)

- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)

2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.

Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?

Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?

Найдите разность чисел 9 и 2

Найдите сумму чисел 6 и 1.

Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?

Увеличьте 3 на 4

Уменьшите 10 на 3

- Что особенного заметили? (все ответы число 7)

- Сколько результатов? (7)

- Что вспомнили? (состав числа 7)

- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.

- А только ли числа можно сравнивать?

- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.

(Работают в паре по карточке № 1)

Карточка № 1

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.

1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.

- В чём сходство и различие?

Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.

Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет

Вывод: Математический рассказ,

Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.

Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.

Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.

- Какой из этих рассказов является задачей?

- Что известно в нашей задаче?

- Что содержит условие? (числовые данные)

- Что нужно узнать?

- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.

- Какие компоненты содержит задача?

- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.

(Работают в группе по карточке №2)

Карточка № 2

Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.

Сколько всего звёзд вырезали дети?

-Назовите условие, вопрос.

- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.

- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.

- Почему надо сложить? (ищем целое)

- Каким математическим выражением запишем? (2+4)

- Это еще одна часть задачи – решение.

- После того, как решили надо записать ответ.

- Еще одна часть задачи.

Запись в тетради: 2+4=6(зв.)

III Упражнения

- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.

(Работают в группе по карточке № 3)

Карточка № 3

В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?

- Решите задачу (запишите решение в тетради).

- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)

- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.

Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?

- Ну, а теперь задача-сюрприз.

- Прочитайте задачу (карточка № 4)

В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)

- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.

- Запишите решение и ответ.

V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?

Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.

Тема урока: Задача. Компоненты задачи.

Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.

Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.

Задача 1 этапа: психологически настроить детей на изучение нового, познакомить с этапами урока, отработка устного счёта, систематизация знаний по составу числа 7, формирование логической операции сравнение.

Задача 2 этапа: формирование логической операции сравнение, определение понятий, анализа; формирование представлений о задаче и терминах, связанных с этим понятием.

Задача 3 этапа: формирование умения видеть в задаче главное.

Это 1 й урок по теме задача, его специфика – дать установку на последующие этапы работы над задаче. Т.к. это постановочный урок, то его главной целью было ввести детей в новый материал, мотивировать на дальнейшую работу.

Для создания учебной ситуации использованы уже усвоенные детьми знания о математическом рассказе, т.к. велась предварительная подготовка на протяжении нескольких уроков.

При организации работы в группе дети д.б. выявить и отличить задачу от других текстов.


-75%


Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.

Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.

I Ситуация успеха.

1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.

Очень трудная задача

- С чего начнём? (с разминки)

- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.

- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)

- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)

- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)

2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.

Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?

Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?

Найдите разность чисел 9 и 2

Найдите сумму чисел 6 и 1.

Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?

Увеличьте 3 на 4

Уменьшите 10 на 3

- Что особенного заметили? (все ответы число 7)

- Сколько результатов? (7)

- Что вспомнили? (состав числа 7)

- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.

- А только ли числа можно сравнивать?

- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.

(Работают в паре по карточке № 1)

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.

1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.

- В чём сходство и различие?

Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.

Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет

Вывод: Математический рассказ,

Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.

Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.

Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.

- Какой из этих рассказов является задачей?

- Что известно в нашей задаче?

- Что содержит условие? (числовые данные)

- Что нужно узнать?

- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.

- Какие компоненты содержит задача?

- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.

(Работают в группе по карточке №2)

Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.

Сколько всего звёзд вырезали дети?

-Назовите условие, вопрос.

- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.

- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.

- Почему надо сложить? (ищем целое)

- Каким математическим выражением запишем? (2+4)

- Это еще одна часть задачи – решение.

- После того, как решили надо записать ответ.

- Еще одна часть задачи.

Запись в тетради: 2+4=6(зв.)

- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.

(Работают в группе по карточке № 3)

В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?

- Решите задачу (запишите решение в тетради).

- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)

- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.

Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?

- Ну, а теперь задача-сюрприз.

- Прочитайте задачу (карточка № 4)

В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)

- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.

- Запишите решение и ответ.

V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?

Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.

Самоанализ урока – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок математики в 1 классе

Учитель начальных классов: Митюгина Наталья Викторовна

Шидертинская средняя общеобразовательная школа

Тема урока: Задача. Компоненты задачи.

Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.

Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.

I Ситуация успеха.

1. Прочитайте, что нас ждёт на этом уроке.

Очень трудная задача

- С чего начнём? (с разминки)

- Каждый урок мы тренируем свою память, мышление, развиваем математическую речь, учимся сравнивать, анализировать, наблюдать. В этом нам помогают числа.

- Какое число мы встретили сегодня утром? (7)

- О чём оно нам рассказало? (сегодня седьмой день зимы)

- А что вы можете рассказать о числе 7? (место на числовом луче, состав числа)

2. – Продолжим разминку. Сегодня у нас будет немножко необычный математический диктант. В чем его особенность, вы расскажите, когда мы его напишем.

Я задумала число, вычла из него 5 и получила 2. Какое число я задумала?

Первое слагаемое 4, второе слагаемое – 3. Чему равна сумма?

Найдите разность чисел 9 и 2

Найдите сумму чисел 6 и 1.

Уменьшаемое 8, вычитаемое 1. Чему равна разность?

Увеличьте 3 на 4

Уменьшите 10 на 3

- Что особенного заметили? (все ответы число 7)

- Сколько результатов? (7)

- Что вспомнили? (состав числа 7)

- Сравните 7 с предыдущим числом, с последующим числом.

- А только ли числа можно сравнивать?

- Ну, если всё, то попробуем сравнить математические рассказы. Это будет очень интересное задание.

(Работают в паре по карточке № 1)

Карточка № 1

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик.

1 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный шарик. Сколько всего шариков у Вовы?

2 рассказ: У Вовы 2 красных шарика и 1 зелёный.

- В чём сходство и различие?

Сходство: математические рассказы, одинаковые числа, про Вову и шарики.

Различие: первый рассказ содержит вопрос, а во втором – его нет

Вывод: Математический рассказ,

Который содержит условие, вопрос, числовые данные называется задачей. Но вопрос и условие должны быть взаимосвязаны по смыслу.

Условие – это часть задачи, в которой рассказывается о том, что неизвестно, содержит числовые данные.

Вопрос – это часть задачи, в которой сообщается о том, что нужно узнать.

- Какой из этих рассказов является задачей?

- Что известно в нашей задаче?

- Что содержит условие? (числовые данные)

- Что нужно узнать?

- Это вопрос, т.е. то, что надо найти, искомое.

- Какие компоненты содержит задача?

- Сейчас я предлагаю вам решить симпатичную задачу. Но прежде, чем её решить, её надо найти и доказать, что это задача.

(Работают в группе по карточке №2)

Карточка № 2

Кайрат вырезал 2 звезды, а Айсулу 4 вырезала 4 звезды.

Сколько всего звёзд вырезали дети?

-Назовите условие, вопрос.

- Что надо найти? Это искомое, которое требует решения.

- Прежде, чем приступить к решению, надо выбрать действие: сложение или вычитание.

- Почему надо сложить? (ищем целое)

- Каким математическим выражением запишем? (2+4)

- Это еще одна часть задачи – решение.

- После того, как решили надо записать ответ.

- Еще одна часть задачи.

Запись в тетради: 2+4=6(зв.)

III Упражнения

- Теперь попробуем решить очень трудную задачу, но тоже очень интересную.

(Работают в группе по карточке № 3)

Карточка № 3

В некотором царстве жила принцесса. Однажды утром принцесса вышла в сад, а в руке у неё было 5 белоснежных роз. Принцесса укололась шипами цветов и выронила из рук 2 розы. Сколько роз осталось в руке у принцессы?

- Решите задачу (запишите решение в тетради).

- Что значит решить задачу? (Записать математическое выражение и найти его значение.)

- Чтобы не бояться этой задачи, надо избавиться от лишних слов, т.е. подчеркнуть главные, опорные слова с числовыми данными.

Было 5 роз, выронила 2 розы. Сколько роз осталось?

- Ну, а теперь задача-сюрприз.

- Прочитайте задачу (карточка № 4)

В бублике одна дырка, а в кренделе 3 дырки. Сколько всего дырок в кренделе и в бублике? (рисунок на доске)

- Эту задачу составил для вас Григорий Остер, который любит давать вредные советы.

- Запишите решение и ответ.

V R Вы хорошо потрудились. Что было самым интересным сегодня? А трудным?

Нарисуйте гору знаний. Обозначьте себя на этой горе.

Тема урока: Задача. Компоненты задачи.

Способствовать формированию представлений о задаче. Уточнить термины, связанные с понятием «задача»: условие, вопрос, решение, ответ. Учить отличать задачу от текста.

Содействовать развитию математического языка, умению рассуждать анализировать, работать с текстом задачи, обрабатывая его. Развивать логическое мышление.

Воспитывать интерес к математике.

Задача 1 этапа: психологически настроить детей на изучение нового, познакомить с этапами урока, отработка устного счёта, систематизация знаний по составу числа 7, формирование логической операции сравнение.

Задача 2 этапа: формирование логической операции сравнение, определение понятий, анализа; формирование представлений о задаче и терминах, связанных с этим понятием.

Задача 3 этапа: формирование умения видеть в задаче главное.

Это 1 й урок по теме задача, его специфика – дать установку на последующие этапы работы над задаче. Т.к. это постановочный урок, то его главной целью было ввести детей в новый материал, мотивировать на дальнейшую работу.

Для создания учебной ситуации использованы уже усвоенные детьми знания о математическом рассказе, т.к. велась предварительная подготовка на протяжении нескольких уроков.

При организации работы в группе дети д.б. выявить и отличить задачу от других текстов.


-75%

Читайте также: