На чердаке мелькают тени по дому бродит домовой синтаксический прием

Обновлено: 02.05.2024

Пастернак Борис Леонидович является одним из крупнейших русских поэтов 20 века. Одной из выдающихся черт лирики автора является любовь к природе. Он пишет о природе как о едином целом, не разделённом на живое и неживое, он пишет философские стихи, где природа является отражением внутреннего мира человека. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с одним из «природных» стихотворений Пастернака, со стихотворением «Июль». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном тексте.

История создания

Стихотворение «Июль» относится к поздней лирики поэта. Оно было написано летом 1956 года, в то время, когда Борис Леонидович пребывал на даче в Переделкино. Пастернаку нравилось проживать на даче, которую он получил от Литфонда. В уютном доме, находящемся в лесу, автором написано множество произведений, в том числе и роман «Доктор Живаго».

Поздний период творчества поэта характеризуется одухотворённостью изображенной им природы, простотой в изложении, глубокими образами в лирике, наполненными символическим значением. Данный период тесно связан с ранней лирикой поэта. «Ранние» темы вновь укрепляются в творчестве автора в 40-50-х годах.

Жанр, направление, размер

Произведение «Июль» относится к пейзажной лирике автора. Борис Леонидович очень часто обращается к данному жанру, придавая философское звучание строкам, описывая мир природы и мир человека как единое целое, неразлучное, отражающее друг друга.

Пастернак – поэт-модернист, которому присущи и черты футуризма, и черты символизма, что только лишь подчёркивает индивидуальность автора, его самобытность.

Размер стихотворения «Июль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка стихотворения перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Июль» состоит из 7 ёмких строф. Произведение «Июль» можно разделить на 3 смысловые части.

  1. 1-я часть – это первая строфа. Она состоит из четырёх строк, обособленных на конце точками. Данное четверостишие немного запугивает читателя, погружает его в атмосферу мистики, загадки. Автор данной строфой вгоняет читателя в ступор, дабы была возможность дальнейшее воспринимать с трепетом, более глубоко, с замиранием сердца.
  2. 2-я часть – это последующие 2 катрена. Предположив в конце первой строфы, что все загадочные звуки издаёт домовой, автор описывает происходящее в доме, оправдывая всё тем же домовым. «Везде болтается некстати, мешается во все дела…»; «Вбегает в вихре сквозняка и с занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка.»
  3. 3-я часть – заключительные 4-е четверостишия. В них выясняется кто этот самый баловник, шалящий в доме.

«Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?»

«Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Образы и символы

Повествование ведётся от лица жильца дома, в котором происходят мистические действа. Этот жилец – лирический герой стихотворения «Июль», в котором можно разглядеть автора. Герой внимательно, с трепетом, «вслушивается» в атмосферу дома, его воображение рождает таинственные образы.

Прочитав стихотворение «Июль», подсознание рисует очень объёмный, яркий образ таинственного поселенца. Первыми строками поэт интригует читателя: «приведенье», «шаги над головой», «тени», «домовой».

Далее образ становится более чётким, но недостаточно точным. Он, поселенец дома, «болтается», «мешается», «крадётся», «срывает», «вбегает», «взвивает». Этими разнообразными глаголами автор указал на противоречивость «жильца», на его взбалмошный характер. Именно это описание придало читателю уверенность, что «гость» не такой уж и опасный, как казалось вначале стихотворения.

Далее образ становится абсолютно ясным, и «серые» догадки читателя превращаются в «светлое», вполне конкретное лицо. Это «летний дачник-отпускник»!

«Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Поэт описывает «странного гражданина», который таскает в одежде пух одуванчиков, лопуха, который входит в дом через окно, громко разговаривает… Отношение к данному образу кардинально меняется, оно становится доверительным, немного восторженным, образ вызывает улыбку.

В стихотворении «Июль» не встречается ни единого символа! Но обволакивающий образ лета, созданный поэтом, настолько таинственный, чудесный, что его вполне можно принять за символ, который можно расшифровать как чудо, поселившееся в доме, в жизни человека.

Темы, проблемы, настроение

Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»…

Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество – вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.

Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.

Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.

Основная идея

Главная мысль произведения «Июль» — это единство человека и природы.

Лето в стихотворении — «дачник-отпускник», поселившийся в доме лирического героя. Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю легче понять смысл произведения «Июль», которая заключается в том, что природа такой же «полноправный гражданин планеты», как и человек (а, может быть, и более полноправный), что природу нужно уважать, как и человека, что природой можно и нужно восхищаться, вдохновляться.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Июль» не только украшают произведение, но и ясно передают авторские подтексты:

  1. Эпитеты: «баловник-невежа», «жилец приезжий», «недолгий роздых», «степной нечесаный растрепа», «целый дом», «воздух луговой».
  2. Метафора: «летний дачник-отпускник».
  3. Сравнение: «и с занавеской, как с танцоршей».
  4. Главным средством выразительности, на котором строиться всё произведение, можно назвать олицетворение. Автор пишет о лете как о живом существе: «июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…», «июль, домой сквозь окна вхожий. Всё громко говорящий вслух».
  5. В стихотворении использована инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

Автор: Самый Зелёный · Published 01.08.2019 · Last modified 30.12.2021

Анализ пьесы «Дядя Ваня» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Published 20.08.2019

Анализ повести «Наталья, боярская дочь» (Н.М. Карамзин)

Автор: Самый Зелёный · Published 12.01.2022

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Б. Пастернак видел не только внешнюю сторону и красоту природы, но и её характер. Благодаря этому умению в его творчестве появились оригинальные метафоричные образы. Доказательством этого является стихотворение, о котором пойдёт речь в статье. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Июль» по плану.


Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано летом 1956 года, когда поэт пребывал в подмосковной даче.

Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог лирического героя, в котором постепенно создается неординарный образ июля. Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаём», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».

Эпитеты – «нечесаный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых».

Сравнения – занавеска, «как танцовщица».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкине. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта. За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой» , как и его июль. В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Стихотворение посвящено летней тематике. В нём автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почётное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу внаём комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя» , только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола» . Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырёх строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признаётся, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Композиция

Разбор будет неполным без характеристики композиции. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу. Каждая строфа раскрывает какую-то деталь образа летнего месяца. Стих состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в описаниях июля чувствуется чувства и переживания лирического героя, следящего за уходящим летом.

Средства выразительности

Для создания образа июля автор использует разные средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаём», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков» . Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начёсанный растрепа» , «воздух луговой», «недолгий роздых» . Сравнение : занавеска, «как танцовщица» . Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа» .

Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака

Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является стихотворение «Никого не будет в доме», которое он написал в период знакомства со своей будущей женой. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет в доме» по плану.


Краткий анализ

История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о встрече с возлюбленной.

Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».

Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина».

Сравнение – «ты, как будущность, войдешь».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.

Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятение, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине» . Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.

Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.

В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.

В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение героя рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе лирического героя, который знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние» . Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.

Вдруг взор героя переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Её он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.

Композиция

Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства лирического героя. В стихотворении вначале преобладает грустное настроение, но последние строки окрашены надеждой на новую жизнь.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.

Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору: «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» . Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов: «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» . Сравнение «ты, как будущность, войдешь» .

Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».


Таинственный жилец весьма активен: он вмешивается в жизнь всех домочадцев, устраивая повсюду множество безобидных проказ. Лирический герой сообщает о том, что домовой тщательно скрывается, умело маскируясь за «ширмой» природных явлений. К примеру, некоторые его проделки домочадцы списывают на сильные порывы ветра. Лирический герой не желает больше скрывать тайну шустрого невидимки, и разоблачает «баловника – невежу», называя всем его настоящее имя. Так мы узнаём, что в роли домовёнка выступает месяц июль.

Но окончательного возврата к реальности не случается: «призрак» органично трансформируется в «дачника отпускника». Герою очень жаль прощаться с уже полюбившимся озорником, поэтому он очеловечивает месяц июль, наделяя его способностью мыслить и действовать. Таким образом, самый жаркий летний месяц становится самым желанным гостем в доме лирического героя, снимающем у него весь дом в собственное пользование.

История создания

История появления на свет этого замечательного стихотворения связана с отдыхом Пастернака на даче в Переделкино. Дачный домик поэта, располагавшийся в получасе езды от столицы, был предоставлен ему литфондом. Пастернак обожал свою уютную дачу: он с удовольствием возился на огороде, общался с соседями писателями, гулял.

Домик поэта был буквально интегрирован в лес, поэтому Пастернак мог наслаждаться всеми красотами природы в режиме реального времени. Свою дачу поэт считал «местом силы»: его там часто посещало вдохновение. Данное произведение является образцом поздней лирики Пастернака. Оно было написано летом 1956 г., за четыре года до смерти автора. В этот год Пастернак много и с удовольствием творил: за год из-под его «пера» вышло сорок произведений, в которых отсутствовали социально-патриотические мотивы, но было множество ярких образов. Уже «зрелый» автор позволил себе выглядеть в поздних стихах милым «растрёпой», точно таким же, как и его шаловливый июль.

Жанр, направление, размер

Стихотворение является образцом пейзажно-философской лирики. Пастернак часто обращается к этому жанру, придавая пейзажным зарисовкам глубокое философское звучание. Он описывает окружающую природу в единой связке с миром человеческой души. У Пастернака человек неотделим от природы, полностью интегрирован с ней.

В начальных строках произведения отсутствует чёткий портрет действующего образа. Лишь только последовательное повествование позволяет читателям понять, о каком невидимке говорит лирический герой. В связи с этим, в произведении присутствуют черты одного из фольклорных жанров – загадки.

Данное произведение относится к литературному направлению «футуризм». Хотя в нём заметны и черты, присущие символизму. Это лишь подчёркивает самобытность и индивидуальность автора. Поэтический размер – любимый Пастернаком четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не делится на семантические части. Каждое четверостишие работает на то, чтобы раскрыть очередную деталь образа июля. Поэтическое «полотно» включает в себя семь катренов, организованных по следующему принципу: каждый новый катрен продолжает предыдущий по смыслу.

Образы и символы

Произведение наполнено богатой образной палитрой. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ июля – центральный. Название календарного месяца вынесено в заглавие произведения. Лирический герой наделяет июль чертами, свойственными людям: июль представляется нам озорником и хулиганом, который «везде болтается некстати». Но, невзирая на баловство «нового жителя» дома, герой чувствует к нему искреннюю симпатию. Чтобы подчеркнуть характер июля и придать ему живости, лирический герой очеловечивает летний месяц. Отдыхая летом на любимой даче, герой позволяет себе отречься от всех городских проблем. Находясь в расслабленном состоянии, он даёт волю своему воображению и относится к июлю, словно это не месяц, а близкий друг;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он восхищается окружающим миром, радуется тому, что дарит ему июль. Повествование ведётся от лица лирического героя, живущего в том самом дачном доме, в котором поселился неожиданный жилец. Герой является человеком наблюдательным, доброжелательным, весёлым. Он с готовностью сдаёт июлю свой дом в полное пользование;
  • образ «странного гражданина» – этим гражданином является июль. Яркий летний месяц поселился в доме лирического героя. Он ведёт себя чрезвычайно активно: «крадётся», «болтается», «мешается», «срывает», «вбегает» и пр. Посредством использования всех этих глаголов герой делает прямое указание на взбалмошность «странного гражданина». Эти описания придают нам уверенность, что «гражданин» абсолютно не опасен, как могло показаться в начале произведения. Затем образ «странного гражданина» приобретает чёткие очертания, превратившись в «дачника – отпускника»;
  • образ лета – невероятно, но в произведении не присутствует ни одного символа. Образ лета, филигранно созданный автором, представляется читателям настолько таинственным и чудесным, что его можно с лёгкостью принять за символ, который поддаётся расшифровке. Соответственно, образ лета символизирует чудо, поселившееся в жизни человека.

Темы и настроение

Пастернак поднимает в произведении три актуальных для себя и читателей темы:

  1. Тема природы – природа для автора не делима: её невозможно расчленить на сегменты, но можно рассматривать с различных ракурсов. Согласно философии Пастернака, такие понятия, как любовь, природа и творчество составляют основу человеческой жизни. Если рассматривать творчество поэта с данной точки зрения, можно утверждать, что данное стихотворение – это рассуждения Пастернака о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни посредством природы.
  2. Тема связи человека и природы – в произведении раскрывается тема связи природы и человека. К глубокому пониманию этого автор смог прийти лишь на этапе позднего творчества. Пастернак осознал, насколько понятен и родственен окружающий мир душе человека. Природа даёт возможность поэту создавать образы, почерпнутые из реальной действительности, а не придумывать образы, порождённые искусственными философскими рассуждениями.
  3. Тема восприятия мира – согласно содержанию произведения, автор воспринимает июль месяц не как яркий «антураж», или «интерьер», а как отдельную самодостаточную личность, обладающую собственным характером и мнением.

Настроенческий пафос стихотворения светлый, лёгкий, чрезвычайно оптимистичный. Произведение воспринимается читателями, как детское, но при этом в нём присутствует философское звучание, придающее стихотворению глубину и тайну.

Основная идея

Средства выразительности

Средства выразительности, представленные поэтом в произведении, не только украшают стих, но и филигранно передают все нюансы авторских подтекстов:


В произведении описан один из дней, который ожидает лирического героя (поэта) в будущем. Герою представляется следующая картина: он находится в доме совершенно один, за окном тихо падает снег, и в этом царстве абсолютно безмолвной белизны ощутимо предчувствие чуда. В рамках двух начальных строк посредством употребления предлога «кроме», подчёркивается отстранённость лирического героя от внешнего мира людей и событий. Герой полностью растворён в круговерти белой зимней природы, где белый цвет является символом одиночества.

Позитивный эмоциональный настрой лирического героя изменяется в третьем и четвёртом четверостишиях: переживания его становятся унылыми, он находится во власти раздумий о «делах зимы иной». Этими строчками автор передаёт читателям свои угнетённые чувства, связанные с его неудачным опытом семейной жизни. Поэтому сердце романтического героя терзает «не отпущенная вина»: он не имеет душевных сил простить самого себя за то, что решился оставить супругу и ребёнка. Грустный снежный пейзаж способствует тому, что герой вспоминает не только о расставании с бывшей женой, но и о непростой жизни послевоенных лет: прямым указанием на это служит словосочетание «голод дровяной».

В двух заключительных строфах настрой души романтического героя резко меняется: внезапно, словно «будущность», появляется его долгожданная избранница. Герой с чувством искреннего нетерпения ждёт свою возлюбленную, тщательно маскируя своё ожидание. Образ любимой женщины описывается посредством нескольких штрихов: она носит простой наряд из «воздушных хлопьев» снега, приносит с собой много света и дарит зыбкую надежду на светлое будущее.

История создания

История рождения данного стихотворения содержит прямую отсылку к переломному периоду в судьбе Пастернака. Автор написал его в 1931 г., сразу же после того, как состоялось его судьбоносное знакомство с женщиной Зинаидой Нейгауз. На момент знакомства женщина была замужем и имела детей. Пастернак также был женат и имел сына. Несмотря на подобные обстоятельства «непреодолимой силы», между мужчиной и женщиной мгновенно вспыхнул «костёр» любви такой силы, что даже узы брака не смогли помешать этому. Спустя некоторое время после знакомства, Нейгауз и Пастернак решили соединить свои жизни.

Разрыв отношений с первой супругой, повлекший вынужденное расставание с сыном, дался Пастернаку невероятно трудно. Поэт понимал и осознавал собственную вину за происшедшее: в его сердце поселились смятение и «не отпущенная вина». Зинаиде Нейгауз довелось стать второй супругой Пастернака: они прожили всю оставшуюся жизнь вместе. Тем не менее, Нейгауз так и не смогла стать последней страстью поэта: в конце жизни Пастернак увлёкся другой музой по имени Ольга Ивинская.

Произведение было опубликовано в 1932 г., войдя в поэтический сборник «Второе рождение». Известный биограф поэта Дмитрий Быков высказал мнение о том, что всё содержание данного стихотворения устремлено в будущее: оно даже написано «в будущем времени». И это вовсе не странно: создавая произведение, Пастернак находился на пороге новой жизни, начиная «писать» свою семейную историю с чистого листа. По авторитетному мнению Быкова, поэт искренне любил Новый Год, так как именно в это время испытывал острое чувство новизны и счастья.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру любовной лирики: основную роль в нём исполняют чувства и эмоции. Вместе с тем, стихотворные строки насквозь проникнуты настроением печали и грусти, что особенно характерно для жанра элегии. Поэтический размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой. Присутствуют мужские/женские рифмы.

Интонация произведения отличается плавностью и спокойствием: лирический герой не желает чем-либо нарушать безмолвие зимнего дня. Благодаря размеренной тональности повествования, стихотворение превратилось в лирическую песню к известному фильму «Ирония судьбы». Музыку на него написал композитор Микаэл Таривердиев, назвавший текст «нежными стихами».

Композиция

Произведение включает в себя шесть строф. С точки зрения композиционного построения, оно делится на две, тесно связанных друг с другом, части:

  1. Первая часть – описание дома, в условиях которого находится лирический герой. Мы буквально окунаемся: в зимний пейзаж, чувство одиночества героя, его грустные мысли и эмоции.
  2. Вторая часть – осуществляется радикальная смена настроения лирического героя по причине появления любимой женщины. Воздушный образ возлюбленной привносит в сюжет ноты лёгкости и свежести, даря надежду на возможное счастье.

Таким образом, стихотворение включает в себя два смысловых сегмента – это повествование об одиноком доме и мечты романтического героя о встрече с любимой женщиной.

Образы и символы

С целью передачи основной идеи произведения, Пастернак создал следующую палитру образов:

  • образ лирического героя – центральный. Лирический герой полностью идентичен автору. Героем является мужчина, пребывающий в состоянии крайнего смятения и погружения в «океан» собственных переживаний. Он пребывает в состоянии острого одиночества, спровоцированного чувством вины из-за расставания с супругой. Героя окружают лишь темнота и безмолвие, ведь в доме нет ни одной живой души, «кроме сумерек»;
  • образ одинокого (потерянного) человека – данный образ создан в первой части произведения. Но уже во второй части, после раздумий об истинных причинах своих страданий, лирический герой (он же «потерянный человек») видит «лекарство» от своего одиночества – любимую женщину. Теперь он уже не кажется настолько несчастным и покинутым;
  • образ возлюбленной – внезапное появление любимой женщины избавляет романтического героя от одиночества. В данном случае, возлюбленная выступает символом надежды на счастье. Автор не делает подробного описания любимой, но при этом создаёт её образ настолько виртуозно, что он вступает в резонанс с грустью и тоской. Окончание произведения остаётся открытым, поэтому надежды лирического героя остаются лишь надеждами, не более того. Это дарит стихотворным строкам особую чувственность;
  • образ снега – центральный. Едва появляется избранница лирического героя, как всё вокруг буквально преображается. Если, в самом начале произведения, герой воспринимает снег как «белые мокрые пятна», то в конце произведения – это уже «воздушные хлопья», из которых сшито платье избранницы. Таким образом, снег выступает не только как идеальная декорация поэтического действа, но и как передатчик глубинных чувств лирического героя.

Темы и настроение

В произведении поднимается две ключевых темы:

  1. Тема любви – поэт сильно переживает из-за разрыва с первой женой и разлуки с сыном, всё ещё испытывая искреннюю любовь к ним. Он линчует себя за произошедшее, пребывая в состоянии неуверенности относительно будущего. Герой пребывает в подвешенном состоянии, испытывая сомнение относительно правильности своего выбора.
  2. Тема одиночества – лирический герой, существуя в состоянии внутренней борьбы с самим собой, чувствует сильное одиночество. Никто не способен помочь ему принять грамотное, единственно верное решение. Лишь появление новой возлюбленной, ради которой он ушёл из семьи, способно подарить герою робкую надежду на счастье.

Настроенческий спектр произведения имеет широкую амплитуду: от тягостного одиночества – до светлой надежды, спасающей лирического героя из заточения его внутренней «тюрьмы».

Основная идея

Основная идея произведения заключается в утверждении важности духовного возрождения человека. Поэт утверждает мысль о том, что насколько бы сложной не оказалась жизненная ситуация, всегда существует надежда на разрешение всех проблем, достижение светлого будущего. Повествуя о глубочайшей потерянности и одиночестве, лирический герой демонстрирует следующее: излишнее погружение в собственные переживания способны оторвать человека от реальной жизни, посадить его «под замок» внутренней тюрьмы. А, чувство надежды – это именно то, что открывая двери внутренней тюрьмы, дарит свободу.

Средства выразительности

Лирическое «Я» автора раскрывается через обращение к следующим средствам художественной выразительности:

Читайте также: