Клеить обои является словосочетанием не является словосочетанием
Обновлено: 28.04.2024
Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.
Узнаем, что такое словосочетание в русском языке, какие слова можно назвать словосочетанием, чем словосочетание отличается от слова и предложения.
Понятие о словосочетании
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к другому слову, зависимому от него:
- красная роза — роза (какая?) красная;
- плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
- рукава реглан — рукава (какие?) реглан.
В сочетании «красная роза» прилагательное «красная» тоже принимает грамматическую форму единственного числа женского рода именительного падежа, как и существительное «роза». А в сочетании «плыть по реке» глагол «плыть» по смыслу и грамматически требует от существительного «река» принять форму дательного падежа единственного числа. В сочетании «рукава реглан» слова связаны по смыслу, так как слово «реглан» не изменяется.
Итак, в словосочетании одно слово по смыслу и грамматически подчиняется другому. Между словами в словосочетании обязательно существует подчинительная связь.
С этой точки зрения уточним, что такое словосочетание в русском языке.
Словосочетание — это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более слов и строится на основе подчинительной связи.
Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.
Сравним:
- сестра — родная сестра;
- идти — идти по тропинке;
- юбка — юбка в клетку.
Словосочетание и предложение
Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Основной единицей общения людей является предложение. Предложение — это более крупная единица речи. Она имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого.
Это словосочетания, в которых одно слово зависит от другого и только. Словосочетание не может передать сообщение о чем-либо, выразить просьбу или оформить вопрос о чём-то, как предложение.
Словосочетания, объединяясь по смыслу и грамматически, являются строительным материалом для предложения.
Белые облака плывут по синему небу.
В предложении содержится законченная мысль, развивается действие, которое выполняет предмет речи (облака плывут).
Слова в словосочетании связываются по смыслу и грамматически с помощью окончания, окончания и предлога, например:
- светл ая комнат а
- танцу ешь в зал е
- ид ешь у озер а .
Только по смыслу связаны слова в словосочетаниях:
- медленно плывёшь
- наука победить
- работает вздыхая
- долго молчит .
В этих словосочетаниях зависимое слово является неизменяемым:
- наречие (медленно, долго)
- неопределенная форма глагола (победить)
- деепричастие (вздыхая).
Оно присоединяется к главному слову только по смыслу.
Запомним, что подлежащее и сказуемое , которые являются главными и равноправными членами предложения, не составляют словосочетание.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, что такое словосочетание:
Виды словосочетаний
Словосочетания по своему строению и значению бывают разными. Определим вид словосочетания в зависимости от того, словом какой части речи является главное в нём слово.
Именные словосочетания
Словосочетание может быть построено из существительного (главное слово) и прилагательного (зависимое слово) и обозначает предмет и его признак:
- красивое платье
- яркие краски
- вишнёвое варенье
- любимая сказка
- в спортивном рюкзаке
- острая боль
- по широкой дороге
- через узкую ступеньку .
Такие словосочетания называются именными. Главное слово в них может быть выражено также самостоятельными частями речи — именем прилагательным, местоимением или числительным.
- бледный от страха (имя прилагательное);
- пятый в очереди (числительное);
- мы с мамой (местоимение).
Глагольные словосочетания
В словосочетании главным словом может быть глагол и его формы (деепричастие) , а существительное — зависимое слово. Такая пара слов обозначает действие и предмет, который с ним связан:
- купать (кого?) щенка
- брошу (что?) палку
- нарисуем (что?) дом
- отправив (что?) посылку
- накормить (кого?) котёнка
- убрать (с чего?) со стола
- приводить (во что?) в школу
- оплатив (что?) проезд
- пойти (на что?) на ярмарку
- вернулся (во что?) в среду.
Эти словосочетания называются глагольными. Глагол (деепричастие) — главное слово в сочетании.
От глагола зависит наречие в этих словосочетаниях:
- быстро прочитать — прочитать (как?) быстро;
- сказать сгоряча — сказать (почему?) сгоряча;
- поступить назло — поступить (с какой целью?) назло;
- рано встать — встать (когда?) рано;
- двигать вверх — двигать (куда?) вверх.
Наречные словосочетания
В словосочетании, наоборот, может быть главным наречие , от которого зависит слово другой части речи. От наречия можно поставить падежный вопрос к зависимому существительному:
- наедине (с чем?) с природой;
- быстрее (чего?) звука;
- далеко (от чего?) от города
- ближе (к чему?) к краю.
Такие словосочетания называются наречными. В наречных словосочетаниях могут быть связаны два слова этой части речи только по смыслу:
- очень весело;
- крайне неосторожно;
- абсолютно неверно;
- слишком быстро.
Итак, в зависимости от способа выражения главного слова различают словосочетания:
- именные
- глагольные
- наречные
Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»
2. Обособленные члены предложения с определяемым словом словосочетанием являться - могут или не могут ?
3. Если в словосочетании одно слово синтаксически зависит от другого, такой тип связи называется - подчинением или примыканием ?
2) Выбери правильное слово, которое дополнит предложение в соответствии с правилом.
1. Соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи, называется словосочетанием или основой предложения.
2. В современном русском языке существуют два основных вида синтаксической связи — сочинительная и примыкательная или подчинительная.
3. Подлежащее и сказуемое являться словосочетанием могут не могут.
3)Словосочетание или нет?
1. Во сне
•является словосочетанием
•не является словосочетанием
2. Быстро читать
•является словосочетанием
•не является словосочетанием
3. Бегать, прыгать
•является словосочетанием
•не является словосочетанием
4)Определи виды словосочетаний.
1. Хорошая стрижка.
По степени слитности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное.
По структуре: простое или сложное.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются: при помощи окончания или при помощи окончания и предлога или по смыслу.
2. Обращение к другу.
По степени слитности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное.
По структуре: простое или сложное.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются: при помощи окончания или при помощи окончания и предлога или по смыслу.
3. Чёрная школьная доска.
По степени слитности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное.
По структуре: простое или сложное.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются: при помощи окончания или при помощи окончания и предлога или по смыслу.
Ответ:
Объяснение:
Ответ:
1) 1. Несвободными 2. Могут 3. Подчинение
2) 1. Словосочетанием 2. Сочинительная и подчинительная 3. Не могут
3) 1. не является 2. является 3. не является
4) 1. свободное, простое, при помощи окончания 2. не свободное, простое, при помощи окончания и предлога 3. свободное, сложное, при помощи окончания
Объяснение:
Пример несвободного словосочетания: анютины глазки
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
1) подлежащее и сказуемое;
2) обособленные члены предложения с определяемым словом;
3) ряды однородных членов;
4) слова с предлогами типа: вокруг дома, по дороге т. п.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются грамматически:
1) при помощи окончания:
Пример: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) отцу;
2) при помощи окончания и предлога:
Пример: письмо (к кому?) к матери;
Пример: бегает (как?) хорошо.
Новые вопросы в Русский язык
1.КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСТУПКИ АЛЕКСАНДРЫ АВРАМОВНЫ?2.ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЛА? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕ! ПЛИИИИЗ Текст из учебника: Жил на свете человек Ал … ександра Аврамовна Деревская (девичья фамилия Семёнова) родилась 6 мая 1902 года в семье работника нефтепромыслов. До 1918 года Александра училась в женской гимназии. Потом стала работать в госпитале в родном городе. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном Константиновичем Деревским, который стал её мужем. Своих детей у семьи не было. Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. Супруги не были по профессии педагогами, но они умели в своей дружной семье повседневно утверждать дух взаимопомощи, уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду. А у самой Александры Аврамовны крепло стремление обогреть своим теплом, душевностью, нежностью, заботливыми руками всех тех деток-сирот, которые встречались на её жизненном пути и, которые, по её мнению в этом нуждались. В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою и без того многочисленную семью взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и представителей других народов. А.А. Деревская умерла 22 июня 1959 года, была похоронена на городском кладбище в городе Ромны. На её могиле установлена плита: «Ты наша совесть, наша молитва Мама. Земной поклон тебе. Твои дети (далее перечислены имена 48 детей)». Именем А.А. Деревской названа малая планета № 2400.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (По рассказу Сергей Лукьяненко Новая, новая сказка. ) Почему свой рассказ автор называет сказкой? Назови все значения этого с … лова и подумай, в каком значении использует это слово автор.
1.Укажите, где правда, а где ложь. • 1.наука о русском языке имеет много разделов • 2.орфография изучает звуки речи • 3.лексикология изучает слова • 4 … .синтаксис изучает предложение и существительное 2.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику. • 1.существительное • 2.корень • 3антонимы • 4.основа • 5.прилагательное • 6.глагол 3.Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка • 1.звуки речи • 2.части речи • 3.части слова • 4.буквы 4.Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки. • 1.Под сталом лежит и жмурится кот. • 2.На празднике, все поздравляли ветеранов. • 3.Скора начнутся холода и пайдёт снег. • 4.Вчера ребята пришли домой позно. 5.Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки. • 1.Низко над землёй летают ластачки. • 2.Дождь, с силой, барабанил, по крыше. • 3.Яна почему ты не слушаешь что я тебе гаворю. • 4.Давай пойдём в музей, и, посмотрим на картины. 6.Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются. • 1.орфографическими • 2.морфологическими • 3.графическими • 4.орфоэпическими 7.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику. • 1.суффикс • 2.алфавит • 3.звонкие • 4.гласные • 5.безударные • 6.приставка 8.Слова как части речи изучает такая наука, как. • 1.морфемика • 2.морфология • 3.лексика 4.синтаксис 9. Распределите слова по разделам языка : фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис Звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный
Анализируя предложения из рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, установите соответствие между выделенным словом, его принадлежностью к части ре … чи и функцией в предложении. 1) А он КАК обвил мою шею ручонками, ТАК И не оторвался до самого места. 2) «Папка родненький! Я знал! Я знал, ЧТО ты меня найдешь!» 3) И я из последних сил, но пошёл. КАК ТОЛЬКО солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. 4) Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, И всё рухнуло в единый миг, остался я один ------------------------------------------------------------------------------------ A) подчинительный союз; служит для связи предложений в тексте С) сочинительный союз; служит для связи предложений в тексте И) подчинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного Б) сочинительный союз; служит для связи однородных членов предложения В) сочинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного
• Выпишите: - примеры относительных, притяжательных, качественных прилагательных; - краткие прилагательные; — прилагательные в сравнительной и превосх … одной степени; — сложные прилагательные, объясните способ образования и правописание; - несколько прилагательных, выделите суффиксы, объясните их написание. • Сделайте морфологический разбор нескольких прилагательных. • Составьте план, подготовьте пересказ текста.
Из Данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть Смешной, смеётся, смех, насмешка. Награда, наградить, вознаграждение, награждать
Здравствуйте, не могли бы вы помочь с составлением сочинение по данной картине, понимаю что одного фото будет мало, но надеюсь на помощь.Спасибо:)
1.КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСТУПКИ АЛЕКСАНДРЫ АВРАМОВНЫ?2.ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЛА? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕ! ПЛИИИИЗ Текст из учебника: Жил на свете человек Ал … ександра Аврамовна Деревская (девичья фамилия Семёнова) родилась 6 мая 1902 года в семье работника нефтепромыслов. До 1918 года Александра училась в женской гимназии. Потом стала работать в госпитале в родном городе. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном Константиновичем Деревским, который стал её мужем. Своих детей у семьи не было. Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. Супруги не были по профессии педагогами, но они умели в своей дружной семье повседневно утверждать дух взаимопомощи, уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду. А у самой Александры Аврамовны крепло стремление обогреть своим теплом, душевностью, нежностью, заботливыми руками всех тех деток-сирот, которые встречались на её жизненном пути и, которые, по её мнению в этом нуждались. В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою и без того многочисленную семью взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и представителей других народов. А.А. Деревская умерла 22 июня 1959 года, была похоронена на городском кладбище в городе Ромны. На её могиле установлена плита: «Ты наша совесть, наша молитва Мама. Земной поклон тебе. Твои дети (далее перечислены имена 48 детей)». Именем А.А. Деревской названа малая планета № 2400.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (По рассказу Сергей Лукьяненко Новая, новая сказка. ) Почему свой рассказ автор называет сказкой? Назови все значения этого с … лова и подумай, в каком значении использует это слово автор.
1.Укажите, где правда, а где ложь. • 1.наука о русском языке имеет много разделов • 2.орфография изучает звуки речи • 3.лексикология изучает слова • 4 … .синтаксис изучает предложение и существительное 2.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику. • 1.существительное • 2.корень • 3антонимы • 4.основа • 5.прилагательное • 6.глагол 3.Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка • 1.звуки речи • 2.части речи • 3.части слова • 4.буквы 4.Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки. • 1.Под сталом лежит и жмурится кот. • 2.На празднике, все поздравляли ветеранов. • 3.Скора начнутся холода и пайдёт снег. • 4.Вчера ребята пришли домой позно. 5.Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки. • 1.Низко над землёй летают ластачки. • 2.Дождь, с силой, барабанил, по крыше. • 3.Яна почему ты не слушаешь что я тебе гаворю. • 4.Давай пойдём в музей, и, посмотрим на картины. 6.Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются. • 1.орфографическими • 2.морфологическими • 3.графическими • 4.орфоэпическими 7.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику. • 1.суффикс • 2.алфавит • 3.звонкие • 4.гласные • 5.безударные • 6.приставка 8.Слова как части речи изучает такая наука, как. • 1.морфемика • 2.морфология • 3.лексика 4.синтаксис 9. Распределите слова по разделам языка : фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис Звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный
Анализируя предложения из рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, установите соответствие между выделенным словом, его принадлежностью к части ре … чи и функцией в предложении. 1) А он КАК обвил мою шею ручонками, ТАК И не оторвался до самого места. 2) «Папка родненький! Я знал! Я знал, ЧТО ты меня найдешь!» 3) И я из последних сил, но пошёл. КАК ТОЛЬКО солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. 4) Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, И всё рухнуло в единый миг, остался я один ------------------------------------------------------------------------------------ A) подчинительный союз; служит для связи предложений в тексте С) сочинительный союз; служит для связи предложений в тексте И) подчинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного Б) сочинительный союз; служит для связи однородных членов предложения В) сочинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного
• Выпишите: - примеры относительных, притяжательных, качественных прилагательных; - краткие прилагательные; — прилагательные в сравнительной и превосх … одной степени; — сложные прилагательные, объясните способ образования и правописание; - несколько прилагательных, выделите суффиксы, объясните их написание. • Сделайте морфологический разбор нескольких прилагательных. • Составьте план, подготовьте пересказ текста.
Из Данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть Смешной, смеётся, смех, насмешка. Награда, наградить, вознаграждение, награждать
Здравствуйте, не могли бы вы помочь с составлением сочинение по данной картине, понимаю что одного фото будет мало, но надеюсь на помощь.Спасибо:)
Словосочетание составляют слова, связанные между собой подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
В русском языке не все слова, оказавшиеся рядом в предложении или в тексте, являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными частями речи не являются словосочетаниями, так как между ними нет подчинительной связи, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Служебные слова не имеют самостоятельного лексического значения. К ним невозможно задать вопрос от другого слова, то есть нельзя установить подчинительную связь частиц, союзов и предлогов со словами самостоятельных частей речи. Предлоги образуют с существительными и местоимениями грамматические формы этих слов, не являющихся словосочетанием.
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
- благодаря прохожему;
- невзирая на погоду;
- напротив дома;
- в течение часа;
- в продолжениеразговора;
- насчет щенка;
- наподобие сферы;
- согласно расписанию;
- вблизи него;
- наперекор судьбе;
- около меня;
- мимо вас;
- рядом со мной.
Отметим также, что не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
- приедет либо ночью, либо днем;
- видим реки и ручьи;
- мелкая, но быстрая речка;
- то солнце, то дождь вечером.
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Синтаксически они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно в русском языке фразеологизм не является словосочетанием.
Все начинается со слов: чтобы донести свою идею, мы соединяем слова друг с другом в словосочетания и формируем предложения. В этой статье узнаем, какие бывают виды словосочетаний и рассмотрим примеры.
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Читайте также: