Клеить обои является словосочетанием не является словосочетанием

Обновлено: 28.04.2024

Словосочетание — это сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски или толь­ко по смыслу.

Узнаем, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, какие сло­ва мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, чем сло­во­со­че­та­ние отли­ча­ет­ся от сло­ва и предложения.

Понятие о словосочетании

Словосочетание состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва. Главным явля­ет­ся то сло­во, от кото­ро­го ста­вит­ся вопрос к дру­го­му сло­ву, зави­си­мо­му от него:

  • крас­ная роза — роза (какая?) красная;
  • плыть по реке — плыть (по чему?) по реке;
  • рука­ва реглан — рука­ва (какие?) реглан.

В соче­та­нии «крас­ная роза» при­ла­га­тель­ное «крас­ная» тоже при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­скую фор­му един­ствен­но­го чис­ла жен­ско­го рода име­ни­тель­но­го паде­жа, как и суще­стви­тель­ное «роза». А в соче­та­нии «плыть по реке» гла­гол «плыть» по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски тре­бу­ет от суще­стви­тель­но­го «река» при­нять фор­му датель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. В соче­та­нии «рука­ва реглан» сло­ва свя­за­ны по смыс­лу, так как сло­во «реглан» не изменяется.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии одно сло­во по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски под­чи­ня­ет­ся дру­го­му. Между сло­ва­ми в сло­во­со­че­та­нии обя­за­тель­но суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь.

С этой точ­ки зре­ния уточ­ним, что такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском языке.

Словосочетание — это син­так­си­че­ская еди­ни­ца, кото­рая состо­ит из двух и более слов и стро­ит­ся на осно­ве под­чи­ни­тель­ной связи.

Словосочетание назы­ва­ет пред­ме­ты, явле­ния, дей­ствия и их при­зна­ки более точ­но, деталь­но, кон­крет­но, чем одно слово.

Сравним:

  • сест­ра — род­ная сестра;
  • идти — идти по тропинке;
  • юбка — юбка в клетку.

Словосочетание и предложение

Словосочетание в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ет закон­чен­ной мыс­ли и поэто­му не име­ет инто­на­ции сооб­ще­ния. Основной еди­ни­цей обще­ния людей явля­ет­ся пред­ло­же­ние. Предложение — это более круп­ная еди­ни­ца речи. Она име­ет грам­ма­ти­че­скую осно­ву, состо­я­щую из под­ле­жа­ще­го и сказуемого.

Это сло­во­со­че­та­ния, в кото­рых одно сло­во зави­сит от дру­го­го и толь­ко. Словосочетание не может пере­дать сооб­ще­ние о чем-либо, выра­зить прось­бу или офор­мить вопрос о чём-то, как предложение.

Словосочетания, объ­еди­ня­ясь по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски, явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для предложения.

Белые обла­ка плы­вут по сине­му небу.

В пред­ло­же­нии содер­жит­ся закон­чен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет пред­мет речи (обла­ка плы­вут).

Словосочетание - это

Слова в сло­во­со­че­та­нии свя­зы­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски с помо­щью окон­ча­ния, окон­ча­ния и пред­ло­га, например:

  • светл ая ком­нат а
  • тан­цу ешь в зал е
  • ид ешь у озер а .

Только по смыс­лу свя­за­ны сло­ва в словосочетаниях:

  • мед­лен­но плы­вёшь
  • нау­ка победить
  • рабо­та­ет вздыхая
  • дол­го мол­чит .

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неизменяемым:

  • наре­чие (мед­лен­но, долго)
  • неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла (побе­дить)
  • дее­при­ча­стие (взды­хая).

Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву толь­ко по смыслу.

Запомним, что под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , кото­рые явля­ют­ся глав­ны­ми и рав­но­прав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, не состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние.

Посмотрите видео, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся, что такое словосочетание:

Виды словосочетаний

Словосочетания по сво­е­му стро­е­нию и зна­че­нию быва­ют раз­ны­ми. Определим вид сло­во­со­че­та­ния в зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи явля­ет­ся глав­ное в нём слово.

Именные словосочетания

Словосочетание может быть постро­е­но из суще­стви­тель­но­го (глав­ное сло­во) и при­ла­га­тель­но­го (зави­си­мое сло­во) и обо­зна­ча­ет пред­мет и его признак:

  • кра­си­вое пла­тье
  • яркие крас­ки
  • виш­нё­вое варе­нье
  • люби­мая сказ­ка
  • в спор­тив­ном рюк­за­ке
  • ост­рая боль
  • по широ­кой доро­ге
  • через узкую сту­пень­ку .

Такие сло­во­со­че­та­ния назы­ва­ют­ся имен­ны­ми. Главное сло­во в них может быть выра­же­но так­же само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи — име­нем при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем или числительным.

  • блед­ный от стра­ха (имя прилагательное);
  • пятый в оче­ре­ди (чис­ли­тель­ное);
  • мы с мамой (место­име­ние).

Глагольные словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ным сло­вом может быть гла­гол и его фор­мы (дее­при­ча­стие) , а суще­стви­тель­ное — зави­си­мое сло­во. Такая пара слов обо­зна­ча­ет дей­ствие и пред­мет, кото­рый с ним связан:

  • купать (кого?) щенка
  • бро­шу (что?) палку
  • нари­су­ем (что?) дом
  • отпра­вив (что?) посылку
  • накор­мить (кого?) котёнка
  • убрать (с чего?) со стола
  • при­во­дить (во что?) в школу
  • опла­тив (что?) проезд
  • пой­ти (на что?) на ярмарку
  • вер­нул­ся (во что?) в среду.

Эти сло­во­со­че­та­ния назы­ва­ют­ся гла­голь­ны­ми. Глагол (дее­при­ча­стие) — глав­ное сло­во в сочетании.

От гла­го­ла зави­сит наре­чие в этих словосочетаниях:

  • быст­ро про­чи­тать — про­чи­тать (как?) быстро;
  • ска­зать сго­ря­ча — ска­зать (поче­му?) сгоряча;
  • посту­пить назло — посту­пить (с какой целью?) назло;
  • рано встать — встать (когда?) рано;
  • дви­гать вверх — дви­гать (куда?) вверх.

Наречные словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии, наобо­рот, может быть глав­ным наре­чие , от кото­ро­го зави­сит сло­во дру­гой части речи. От наре­чия мож­но поста­вить падеж­ный вопрос к зави­си­мо­му существительному:

  • наедине (с чем?) с при­ро­дой;
  • быст­рее (чего?) зву­ка;
  • дале­ко (от чего?) от горо­да
  • бли­же (к чему?) к краю.

Такие сло­во­со­че­та­ния назы­ва­ют­ся нареч­ны­ми. В нареч­ных сло­во­со­че­та­ни­ях могут быть свя­за­ны два сло­ва этой части речи толь­ко по смыслу:

  • очень весело;
  • крайне неосторожно;
  • абсо­лют­но неверно;
  • слиш­ком быст­ро.

Итак, в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют словосочетания:

  • имен­ные
  • гла­голь­ные
  • нареч­ные

Видеоурок «Словосочетание. Его роль в языке. Главное и зависимое слово»

2. Обособленные члены предложения с определяемым словом словосочетанием являться - могут или не могут ?

3. Если в словосочетании одно слово синтаксически зависит от другого, такой тип связи называется - подчинением или примыканием ?


2) Выбери правильное слово, которое дополнит предложение в соответствии с правилом.

1. Соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи, называется словосочетанием или основой предложения.

2. В современном русском языке существуют два основных вида синтаксической связи — сочинительная и примыкательная или подчинительная.

3. Подлежащее и сказуемое являться словосочетанием могут не могут.


3)Словосочетание или нет?

1. Во сне
•является словосочетанием
•не является словосочетанием

2. Быстро читать
•является словосочетанием
•не является словосочетанием

3. Бегать, прыгать
•является словосочетанием
•не является словосочетанием

4)Определи виды словосочетаний.

1. Хорошая стрижка.
По степени слитности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное.
По структуре: простое или сложное.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются: при помощи окончания или при помощи окончания и предлога или по смыслу.

2. Обращение к другу.
По степени слитности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное.
По структуре: простое или сложное.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются: при помощи окончания или при помощи окончания и предлога или по смыслу.

3. Чёрная школьная доска.
По степени слитности компонентов: синтаксически свободное или синтаксически несвободное.
По структуре: простое или сложное.
Отношения между главным и зависимым словами выражаются: при помощи окончания или при помощи окончания и предлога или по смыслу.

Ответ:

Объяснение:

Ответ:

1) 1. Несвободными 2. Могут 3. Подчинение

2) 1. Словосочетанием 2. Сочинительная и подчинительная 3. Не могут

3) 1. не является 2. является 3. не является

4) 1. свободное, простое, при помощи окончания 2. не свободное, простое, при помощи окончания и предлога 3. свободное, сложное, при помощи окончания

Объяснение:

Пример несвободного словосочетания: анютины глазки

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

1) подлежащее и сказуемое;

2) обособленные члены предложения с определяемым словом;

3) ряды однородных членов;

4) слова с предлогами типа: вокруг дома, по дороге т. п.

Отношения между главным и зависимым словами выражаются грамматически:

1) при помощи окончания:

Пример: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) отцу;

2) при помощи окончания и предлога:

Пример: письмо (к кому?) к матери;

Пример: бегает (как?) хорошо.

Новые вопросы в Русский язык

1.КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСТУПКИ АЛЕКСАНДРЫ АВРАМОВНЫ?2.ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЛА? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕ! ПЛИИИИЗ Текст из учебника: Жил на свете человек Ал … ександра Аврамовна Деревская (девичья фамилия Семёнова) родилась 6 мая 1902 года в семье работника нефтепромыслов. До 1918 года Александра училась в женской гимназии. Потом стала работать в госпитале в родном городе. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном Константиновичем Деревским, который стал её мужем. Своих детей у семьи не было. Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. Супруги не были по профессии педагогами, но они умели в своей дружной семье повседневно утверждать дух взаимопомощи, уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду. А у самой Александры Аврамовны крепло стремление обогреть своим теплом, душевностью, нежностью, заботливыми руками всех тех деток-сирот, которые встречались на её жизненном пути и, которые, по её мнению в этом нуждались. В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою и без того многочисленную семью взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и представителей других народов. А.А. Деревская умерла 22 июня 1959 года, была похоронена на городском кладбище в городе Ромны. На её могиле установлена плита: «Ты наша совесть, наша молитва Мама. Земной поклон тебе. Твои дети (далее перечислены имена 48 детей)». Именем А.А. Деревской названа малая планета № 2400.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (По рассказу Сергей Лукьяненко Новая, новая сказка. ) Почему свой рассказ автор называет сказкой? Назови все значения этого с … лова и подумай, в каком значении использует это слово автор.

1.Укажите, где правда, а где ложь. • 1.наука о русском языке имеет много разделов • 2.орфография изучает звуки речи • 3.лексикология изучает слова • 4 … .синтаксис изучает предложение и существительное 2.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику. • 1.существительное • 2.корень • 3антонимы • 4.основа • 5.прилагательное • 6.глагол 3.Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка • 1.звуки речи • 2.части речи • 3.части слова • 4.буквы 4.Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки. • 1.Под сталом лежит и жмурится кот. • 2.На празднике, все поздравляли ветеранов. • 3.Скора начнутся холода и пайдёт снег. • 4.Вчера ребята пришли домой позно. 5.Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки. • 1.Низко над землёй летают ластачки. • 2.Дождь, с силой, барабанил, по крыше. • 3.Яна почему ты не слушаешь что я тебе гаворю. • 4.Давай пойдём в музей, и, посмотрим на картины. 6.Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются. • 1.орфографическими • 2.морфологическими • 3.графическими • 4.орфоэпическими 7.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику. • 1.суффикс • 2.алфавит • 3.звонкие • 4.гласные • 5.безударные • 6.приставка 8.Слова как части речи изучает такая наука, как. • 1.морфемика • 2.морфология • 3.лексика 4.синтаксис 9. Распределите слова по разделам языка : фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис Звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный

Анализируя предложения из рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, установите соответствие между выделенным словом, его принадлежностью к части ре … чи и функцией в предложении. 1) А он КАК обвил мою шею ручонками, ТАК И не оторвался до самого места. 2) «Папка родненький! Я знал! Я знал, ЧТО ты меня найдешь!» 3) И я из последних сил, но пошёл. КАК ТОЛЬКО солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. 4) Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, И всё рухнуло в единый миг, остался я один ------------------------------------------------------------------------------------ A) подчинительный союз; служит для связи предложений в тексте С) сочинительный союз; служит для связи предложений в тексте И) подчинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного Б) сочинительный союз; служит для связи однородных членов предложения В) сочинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного

• Выпишите: - примеры относительных, притяжательных, качественных прилагательных; - краткие прилагательные; — прилагательные в сравнительной и превосх … одной степени; — сложные прилагательные, объясните способ образования и правописание; - несколько прилагательных, выделите суффиксы, объясните их написание. • Сделайте морфологический разбор нескольких прилагательных. • Составьте план, подготовьте пересказ текста.​

Из Данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть Смешной, смеётся, смех, насмешка. Награда, наградить, вознаграждение, награждать

Здравствуйте, не могли бы вы помочь с составлением сочинение по данной картине, понимаю что одного фото будет мало, но надеюсь на помощь.Спасибо:)

TheMasha55

1.КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОСТУПКИ АЛЕКСАНДРЫ АВРАМОВНЫ?2.ПОЧЕМУ ОНА ТАК ПОСТУПАЛА? ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕ! ПЛИИИИЗ Текст из учебника: Жил на свете человек Ал … ександра Аврамовна Деревская (девичья фамилия Семёнова) родилась 6 мая 1902 года в семье работника нефтепромыслов. До 1918 года Александра училась в женской гимназии. Потом стала работать в госпитале в родном городе. Тут она познакомилась с раненным красноармейцем Емельяном Константиновичем Деревским, который стал её мужем. Своих детей у семьи не было. Деревские взяли на воспитание троих детей-сирот. Супруги не были по профессии педагогами, но они умели в своей дружной семье повседневно утверждать дух взаимопомощи, уважения друг к другу, стремление к знаниям, к честному труду. А у самой Александры Аврамовны крепло стремление обогреть своим теплом, душевностью, нежностью, заботливыми руками всех тех деток-сирот, которые встречались на её жизненном пути и, которые, по её мнению в этом нуждались. В суровые годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись благородство и самопожертвование семьи Деревских, когда они в свою и без того многочисленную семью взяли на воспитание семнадцать маленьких ленинградцев, родители которых погибли на фронте или умерли от голода. К концу войны Деревские усыновили и удочерили 35 сирот. Здесь нашли семейный уют дети русских, украинцев, узбеков, евреев, немцев, мордвин, чувашей и представителей других народов. А.А. Деревская умерла 22 июня 1959 года, была похоронена на городском кладбище в городе Ромны. На её могиле установлена плита: «Ты наша совесть, наша молитва Мама. Земной поклон тебе. Твои дети (далее перечислены имена 48 детей)». Именем А.А. Деревской названа малая планета № 2400.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. (По рассказу Сергей Лукьяненко Новая, новая сказка. ) Почему свой рассказ автор называет сказкой? Назови все значения этого с … лова и подумай, в каком значении использует это слово автор.

1.Укажите, где правда, а где ложь. • 1.наука о русском языке имеет много разделов • 2.орфография изучает звуки речи • 3.лексикология изучает слова • 4 … .синтаксис изучает предложение и существительное 2.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали морфемику. • 1.существительное • 2.корень • 3антонимы • 4.основа • 5.прилагательное • 6.глагол 3.Расположите в правильной последовательности, начиная с минимальной единицы языка • 1.звуки речи • 2.части речи • 3.части слова • 4.буквы 4.Выберите предложения, в которых сделаны орфографические ошибки. • 1.Под сталом лежит и жмурится кот. • 2.На празднике, все поздравляли ветеранов. • 3.Скора начнутся холода и пайдёт снег. • 4.Вчера ребята пришли домой позно. 5.Выберите предложения, в которых сделаны пунктуационные ошибки. • 1.Низко над землёй летают ластачки. • 2.Дождь, с силой, барабанил, по крыше. • 3.Яна почему ты не слушаешь что я тебе гаворю. • 4.Давай пойдём в музей, и, посмотрим на картины. 6.Если человек неправильно произносит сочетания звуков или неправильно ставить удаление в словах, то такие ошибки называются. • 1.орфографическими • 2.морфологическими • 3.графическими • 4.орфоэпическими 7.Выберите понятия, с которыми мы познакомились, когда изучали фонетику. • 1.суффикс • 2.алфавит • 3.звонкие • 4.гласные • 5.безударные • 6.приставка 8.Слова как части речи изучает такая наука, как. • 1.морфемика • 2.морфология • 3.лексика 4.синтаксис 9. Распределите слова по разделам языка : фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис Звук, слово, предложение, слог, лексическое значение, сказумое, корень, синоним, вид, определение, приставка, подлежащее, гласный звук, антоним, суффиксальный, дополнение, согласный звук, многозначное слово, фразеологизм окончание, прямое значение, второстепенный член, переход из одной части речи в другую, переносное значение, ударение, обстоятельство, гласный, омоним, суффикс, падеж, приставочный

Анализируя предложения из рассказа «Судьба человека» Михаила Шолохова, установите соответствие между выделенным словом, его принадлежностью к части ре … чи и функцией в предложении. 1) А он КАК обвил мою шею ручонками, ТАК И не оторвался до самого места. 2) «Папка родненький! Я знал! Я знал, ЧТО ты меня найдешь!» 3) И я из последних сил, но пошёл. КАК ТОЛЬКО солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем. 4) Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, И всё рухнуло в единый миг, остался я один ------------------------------------------------------------------------------------ A) подчинительный союз; служит для связи предложений в тексте С) сочинительный союз; служит для связи предложений в тексте И) подчинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного Б) сочинительный союз; служит для связи однородных членов предложения В) сочинительный союз; служит для связи простых предложений в составе сложного

• Выпишите: - примеры относительных, притяжательных, качественных прилагательных; - краткие прилагательные; — прилагательные в сравнительной и превосх … одной степени; — сложные прилагательные, объясните способ образования и правописание; - несколько прилагательных, выделите суффиксы, объясните их написание. • Сделайте морфологический разбор нескольких прилагательных. • Составьте план, подготовьте пересказ текста.​

Из Данных слов выбрать глаголы и подчеркнуть Смешной, смеётся, смех, насмешка. Награда, наградить, вознаграждение, награждать

Здравствуйте, не могли бы вы помочь с составлением сочинение по данной картине, понимаю что одного фото будет мало, но надеюсь на помощь.Спасибо:)

Словосочетание состав­ля­ют сло­ва, свя­зан­ные меж­ду собой под­чи­ни­тель­ной свя­зью грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу. Не все соче­та­ния слов удо­вле­тво­ря­ют этим тре­бо­ва­ни­ям и явля­ют­ся словосочетаниями.

Как пра­ви­ло, сло­во­со­че­та­ние состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва, кото­рые свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос.

В рус­ском язы­ке не все сло­ва, ока­зав­ши­е­ся рядом в пред­ло­же­нии или в тек­сте, явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Например, нель­зя назвать сло­во­со­че­та­ни­ем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , так как они состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния и меж­ду ними суще­ству­ет рав­но­прав­ная связь:

Во-вторых, соче­та­ния слу­жеб­ных слов (сою­зов, частиц, пред­ло­гов) со зна­ме­на­тель­ны­ми частя­ми речи не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми, так как меж­ду ними нет под­чи­ни­тель­ной свя­зи, например:

  • тоже нари­сую, так­же при­ся­ду (союз и глагол);
  • какой чудес­ный, слов­но шёл­ко­вый (части­ца и прилагательное);
  • буд­то при­слу­ши­ва­ет­ся (части­ца и глагол).

Служебные сло­ва не име­ют само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния. К ним невоз­мож­но задать вопрос от дру­го­го сло­ва, то есть нель­зя уста­но­вить под­чи­ни­тель­ную связь частиц, сою­зов и пред­ло­гов со сло­ва­ми само­сто­я­тель­ных частей речи. Предлоги обра­зу­ют с суще­стви­тель­ны­ми и место­име­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ские фор­мы этих слов, не явля­ю­щих­ся словосочетанием.

Нужно обра­тить осо­бое вни­ма­ние на соче­та­ния суще­стви­тель­ных или место­име­ний (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ных частей речи) с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми, кото­рые лег­ко спу­тать с дру­ги­ми частя­ми речи, например:

  • бла­го­да­ря прохожему;
  • невзи­рая на погоду;
  • напро­тив дома;
  • в тече­ние часа;
  • в про­дол­же­ниераз­го­во­ра;
  • насчет щен­ка;
  • напо­до­бие сферы;
  • соглас­но расписанию;
  • вбли­зи него;
  • напе­ре­кор судьбе;
  • око­ло меня;
  • мимо вас;
  • рядом со мной.

Отметим так­же, что не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми слож­ные и состав­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла, состав­ные сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и наре­чий, например:

  • буду петь, будешь верить, пус­кай гово­рит, пусть напи­шет, давай постро­им, давай­те подумаем;
  • более кра­си­вый, менее сон­ный, наи­бо­лее силь­ный, наи­ме­нее тон­кий, самая вни­ма­тель­ная, гром­че всех.

Не являются словосочетанием

Ряды одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния , соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью, так­же не назо­вём словосочетаниями:

  • при­е­дет либо ночью, либо днем;
  • видим реки и ручьи;
  • мел­кая, но быст­рая речка;
  • то солн­це, то дождь вечером.

Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, или фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты , не чле­нят­ся на состав­ля­ю­щие их сло­ва. Синтаксически они явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния. Фразеологизм обыч­но мож­но заме­нить словом-синонимом, например:

  • не раз­мы­кать уст — молчать;
  • пове­сить нос — расстроиться;
  • кри­вить душой — обманывать;
  • ни свет ни заря — рано.

Соответственно в рус­ском язы­ке фра­зео­ло­гизм не явля­ет­ся словосочетанием.


Все начинается со слов: чтобы донести свою идею, мы соединяем слова друг с другом в словосочетания и формируем предложения. В этой статье узнаем, какие бывают виды словосочетаний и рассмотрим примеры.

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Читайте также: