Как сделать светелку на крыше

Обновлено: 01.05.2024

Помните, герои литературных произведений XIX века, навещая тетушек-помещиц или городскую родню, частенько поселялись в мезонинах. Практически у всех классиков можно найти описание традиционных жилищ мало-мальски состоятельных граждан. Например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» оно звучит так: «Дом был довольно ветх, но наружность имел приятную: одноэтажный, с мезонином, окрашенный серенькою краской и с красною железною крышкой».

А вот из Мамина-Сибиряка: «Это было низкое деревянное здание с мезонином, выкрашенное желтою краской; фронтон составляли толстые белые колонны, как строились при Александре I». И ещё из гоголевских «Мертвых душ»: «Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Примеры можно продолжать и продолжать. А что же все-таки такое этот самый «вечный мезонин» и представлен ли он в современной архитектуре, или так и остался в давно минувших временах?

Каким он был?

Мезонин — это надстройка над одно-двухэтажными домами, деревянными или каменными, представляющая собой дополнительный жилой полуэтаж. Дело в том, что высоты чердака, как правило, было недостаточно для того, чтобы сделать хотя бы часть его «обитаемым» и прирастить таким образом полезную площадь дома. Поэтому приходилось сооружать небольшую прямоугольную надстройку, выступающую над кровлей и имеющую для освещения одно-три окна в торцевой стене. Поскольку в архитектуре тогда царствовал классицизм, исповедующий симметрию, полуэтаж следовало располагать перпендикулярно главному фасаду, строго по центру, а именно — над парадным крыльцом с колоннами. И если в дворянских усадьбах каноны стиля соблюдались неукоснительно, то домовладельцы попроще следовали им на свой лад: например, даже когда вход в здание находился со двора, окнами мезонин все равно смотрел на улицу. Ведь надстройка служила не только целям увеличения жилой площади, но и украшала дом и свидетельствовала о состоятельности его хозяина: ее фронтон оформляли ажурной резьбой , дополняли балкончиком с витыми колонками и балясинами, декорировали окна витражами и шпросами .

В домах с двускатными или вальмовыми кровлями полуэтаж мог располагаться как поперек, так и вдоль оси конька. Кроме прямоугольника, традиционной формой конструкции являлась крестообразная, которая позволяла вывести окна мезонина на все четыре стороны и, при достаточных размерах, устроить в нем не одно, а несколько помещений. Иногда конфигурацию надстройки усложняли и делали ее шестигранной, в виде башенки и др.


Наши современники могут назвать эту часть избы мезонином и отчасти будут правы. Помещение и в самом деле чем-то его напоминает. Правда, мезонин больше является полуэтажом, стандартной комнатой, расположенной непосредственно под крышей дома. В данном случае – это чердачок на трехскатной крыше, фронтон которого вынесен вперед.

Дома крестьян строились строго рационально, без излишеств / Фото: club.season.ru

Дома крестьян строились строго рационально, без излишеств. Тогда зачем люди сооружали на первый взгляд абсолютно не функциональную, ненужную с практической точки зрения и сложную конструкцию.

Такие чердачки всегда были украшены резьбой, балкончиками, заметными издали фронтонами / Фото: pl.pinterest.com

Некоторые решат, что делалось это для красоты, чтобы показать окружающим свой статус. Ведь такие чердачки всегда были украшены резьбой, балкончиками, заметными издали фронтонами. И в этом они не очень-то и ошибаются. Но у сооружения было и вполне конкретное предназначение. Кстати, называлось оно всегда «светелка».

Зачем нужна была светелка

Такие светелки в своих домах крестьяне строили еще в восемнадцатом столетии / Фото: Pinterest

Такие светелки в своих домах крестьяне строили еще в восемнадцатом столетии. В основном они имелись в избах в Северной и Средней России. Данная комната устраивалась над стеной, находящейся напротив входа в дом над зимним теплым помещением, а выходила она окном на улицу. Если сама изба была и летним, и зимним помещением, то светелка исключительно летним.

Поднимались в нее по небольшой лестнице, которая вела из сеней на чердачное помещение / Фото: natalba.livejournal.com

Поднимались в нее по небольшой лестнице, которая вела из сеней на чердачное помещение. Обязательным элементом светелки было красивое окно, украшенное резьбой и другими декоративными элементами. Если сравнивать с другими окнами избы, это было значительно больше и обеспечивало комнате большее количество света. Здесь девушки рукодельничали, отдыхали, занимались сушкой различных трав, даже гостей хозяева размещали именно в этом помещении.

Здесь девушки рукодельничали, отдыхали, занимались сушкой различных трав / Фото: ikm-inta.ru

Жарко в светелке не было даже летом. Все дело в том, как в жилых строениях крылись крыши. Это был тес, который укладывался в 2 слоя, а под ним была береста, а не как сейчас, железо. Пользовались данным помещением, начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью.

Будете смеяться, но в нашем садовом домике и патио (итальянское?), и светёлка (русская?), и окно французское (!) не только прекрасно уживаются, но и находятся одна над другим и одно в другой.
Ух ты, прямо почти загадка получилась!

Наша светёлка — романтика дачного образа жизни.

.



Но так было не всегда.

Апрель 2012-го

Поднимаемся по лестнице.

Под


Смелее, смелей.

Тут такая темень, и свалка (. ), что съёмка, видимо, не получится.

- Ну, хоть наружу выглянем.


Ну, хоть наружу выглянем.

Фото «до»

- Дааааа.



— Дааааа.

Засучаем рукава повыше! Работа по созданию светёлки у нас будет в два этапа: экстерьер и интерьер. Пошаговый план работ, материалы и инструменты — в двух отдельных постах, на которые легко будет перейти в конце этого обзора — только тем, кому стало интересно А здесь — лишь обзор эмоций и недоразумений

Этап первый. Французское окно в российском дачном домике

дж


Сначала впустим побольше света, коли светёлку строим!

- Ой? Чтобы не дуло?!


Ой? Чтобы не дуло?! А как же светёлка.

- Так что ли получше будет?

— Так что ли получше будет?

- А что если так?


А что если так?

- Нееет! Ну, кто-то трудится, а кто-то к0том.


Нееет! Ну, кто-то с п0том трудится, а кто-то к0том.

- Готово!


Готово! Нет, ну, не совсем, конечно. , надо бы ещё отделку как-то организовать.

Июнь-2014:


Так зАпросто!


Вуаля.

«После» — фото №1 (экстерьер):

.


А более детально установку французского окна можно посмотреть там — экстерьер

Но мы же обещали вам светёлку. Помним.

Этап второй. Светёлка — комната в нашем садовом домике

Идём внутрь. Поднимаемся по лестнице:

Поднимаемся по лестнице. На кота не наступите!


— … На кота не наступите!

- Кто на кого ещё наступит.


— Кто на кого ещё наступит.

- Ну, уже лучше.


Ну, уже лучше — с окном-то французским.

А так.


А так.

- Вообще, крутизна.


Вообще, крутизна. Но на светёлку, признаться, пока не тянет, нет

… Спустя всего недельку поднимаемся вновь наверх:

- Выходим наверх.


Покрасили… Довольно светло уже.

- Ну, пока так.


Ну, пока так.

Начинаем понемногу создавать интерьер:

.


Новая мебель из старых шкафов, плюс некоторые элементы дизайна.

По прошествии (будете смеяться) трёх лет.

«После» — фото №2 (интерьер)

.


Ну, вот. Вроде, готово всё , а полное описание светёлки смотрим там — интерьер

Функции данного помещения

Обратимся вновь к источникам: "… Ох уж эта светёлка - и прилепа, и шикарна… Такое помещение предназначалось обычно для женской половины дома, в которой барышни и девицы проводили большую часть времени за творчеством: вышивание и кройка; придумывание нарядов и украшение платьев; прядение и вязание; плетение и рукоделие; письменность и рисование; чтение, музыка и песнопение; гадания, обряды и ворожба".

А у нас-то ЧТО здесь?

.


Во-первых, просто — УЮТ! Можно книжечку почитать или с ноутом посидеть (у нас его нету, кстати)

.


Летом поставим шезлонги*) широко распахнём окно и будем любоваться пейзажем… Огородом.

джл


Фасоль «Блюхильда» дорастает до конька! Представляете?!

*) вот эти шезлонги, чтобы вы представили наглядно.


*) вот эти шезлонги, кстати, чтобы вы представили наглядно.

. этим пейзажем.


… ну, или садом, если огородом любоваться не хотим.

.


Или можно закрыть окно… и всё равно любоваться.

.


.

Весной можно доращивать рассаду.


Чуть не забыла: весной можно доращивать рассаду.

И (пока без фотографий) ещё один секретик: летними тёплыми ночами наша светёлка превращается в сеновал под звёздным небом… — расстилается огромный матрас, наполненный свежим ароматным сеном, распахиваются створки французского окна, и .

… лунный свет заливает всё кругом.


… лунный свет заливает всё кругом.

Какое красивое слово «Светёлка» прям веет уютом, светом и радостью
С удовольствием прочитала
И котик прикольный

Надя, ну ты в своём репертуаре! Если я начинаю тебя читать, то остановиться не могу! Хорошая светёлка получилась, с этим не поспоришь! Я всё порывалась про лежаночку намекнуть, чтобы было где прилечь после трудов праведных, а оказывается уже всё продумано, и даже лучше, с ароматом свежего сена! Умилила твоя живность, прямо такая вся ми-ми-ми-шная, что котик, что пёсик, так и хочется потискать! Да и муж тоже ничего! Вы очень красивая пара, а уж рукастые какие, вообще слов нет! Только будьте очень аккуратными, слишком лестница крутая. Я даже не представляю, как туда-сюда с рассадой перемещаться! Вы большие молодцы! А я пойду ещё чего-нибудь у тебя подсмотрю (очень нравится навес над патио (итальянским), как это назвать правильно — пергола?)

Надюша, я очень буду ждать продолжение рассказов про благоустройство! Мне сама по себе такая тема интересна, так ещё написано лёгким читаемым слогом, с юмором, и с прикольными смайликами! Я вот думаю, какая ты молодец, что всё фотографировала, каждый год, все переделки! Зато теперь есть возможность сравнить то, что было, и новый вариант! Я сейчас очень жалею, что нет фотографий наших преображений, никак не приучу себя ходить с телефоном и всё фиксировать. Поэтому обязательно пиши, знай что благодарный читатель в моём лице у тебя уже точно есть!
Мужу, если что, мои нижайшие извинения, если я вдруг его ненароком обидела! Видит Бог, не хотела! Он большой молодец, настоящий Хозяин с большой буквы, под стать котику!
И ещё, у меня шок, что я уже весь участок ваш истоптала, и первый, и второй рядышком, и у грядок на голубой табуреточке посидела, и в светёлку поднималась, оглядела все окрестности, и на патио винца холодного попила, вдыхая аромат пионов! И вдруг слышу холодное натянутое ВЫ! Здрасьте! Приехали! Так дело не пойдёт, Баба Яга против! Ко мне, пожалуйста, на ТЫ!

экстерьер пока в планах.

Хорошая работа, Надежда, уважаю! Я тоже при строительстве «летней кухни», не знаю, почему их так называют у нас, подзаморочился, ну, думаю,«светёлка „неплохая получилась… Кстати, слово очень понравилось.Лебедей с клумбы в этом году убираю, вроде как неактуально, хотя жаль, сам делал…
экстерьер пока в планах.

а интерьер вроде ничего получился.

а интерьер вроде ничего получился.

отдохнуть летом после баньки есть где.

отдохнуть летом после баньки есть где.

Александр, у Вас очень хорошая светёлка получилась. И мебель плетёная очень понравилась. Можно ещё чем-нибудь украсить стены — тут, я думаю, у Танюши лучше получится. А над диваном висит проектор?

Спасибо, Ольга, главный «дизайнер»-младшенький сынишка… Над диваном действительно проектор, экран пока на каркасе, съёмный, в заказе автоматизированный… Иногда вечерами фильмы смотрели…Только всё таки лучше на Ты…

Спасибо, поняла. А что касается «на Ты», так я только «за» и теперь буду обращаться к тебе просто Алекс. Ок?

Это слово точно слышали все: светелка. Только мало кто может растолковать, где оно располагалось в избах крестьян и усадьбах людей побогаче. И для каких нужд использовалось. Оказывается, помещение было весьма функциональным.

Мезонин? Мансарда? Светелка!

Бывая в деревнях, многие обращали внимание на необычные окошечки на чердаках. Часто они украшены резьбой, различными балясинами, иногда под ними имеется даже небольшой балкончик. Красиво. Но есть ли у окошка и чердачного объема за ним какое-то особое предназначение? И как оно называется, это верхнее помещение?

Мезонин? Не совсем, хотя близко по смыслу. Но мезонин был практически полуэтажом, где можно было полноценно жить, хотя бы в теплое время года.

Мансарда? Но для нее характерна особая крыша со скатами, что так и называется мансардной. Отсюда и больший объем помещения под такими скатами.

А тут сооружение больше похоже на декоративное. Вот только для крестьянских изб не очень-то характерно стремление к вычурности, интерьерности. Больше в чести утилитарность.

Помнится, Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» рассказывал, что старуха сначала перебралась в избу со светелкой. После ее убогой землянки это было весьма статусно. И все же, зачем эта светелка и откуда термин?

Почему там не жарко?

Все довольно просто и логично. Светелка — потому что светло. Высокое расположение окна плюс довольно большой его размер давали возможность хорошо освещать помещение. Нижние окна, собственно избы, были небольшими, ради сохранения тепла в долгие русские зимы. А тут, наверху, такая роскошь, буйство света.

Но почему при обилии солнечных лучей в этом помещении было, по рассказам стариков и опыту некоторых сохранившихся помещений, всегда не жарко? На юге таких помещений, похоже, не строили. Они больше характерны для Севера и средней части страны. Но и тут бывают весьма жаркие летние деньки.

А в светелке всегда прохладно, комфортно. Как? За счет правильного обустройства крыш. Их крыли тёсом, причем, обкладывали двумя слоями, а меж ними была прокладка из бересты.

Женская рукодельная и клуб по интересам

Это была полноценная комнатка, хоть и невысокая. Забирались в нее по лесенке, что шла из сеней. В ходу светелка была не только летом, но и в весенние, осенние дни. Окно называлось красным, то есть, красивым. Украшалось оно не только снаружи, но часто и изнутри.

Предназначалось это помещение, прежде всего, для мастериц. Женщины там занимались всевозможным рукоделием: у оконца было хорошо что-то вязать, шить, плести корзинки, прясть шерсть, обдумывать наряды на праздники.

Тут же, в глубине чердачного помещения, сушили и хранили сено. На нем можно было и поспать в теплые ночи, и разместить гостей.

А еще девушки, женщины пели, разговаривали, обменивались новостями. В определенные дни практиковалось гадание и прочие обряды. Можно было даже поворожить на суженого-ряженого. В общем, это было нечто вроде старинного женского клуба.

Кто-то назовёт это необычное помещение мезонином, и будет не совсем неправ.

Помещение действительно напоминает мезонин. Но мезонин, это, скорее, полуэтаж под крышей (от греческого «mesos» - средний, находящийся между), полноценная комната под крышей.

А здесь – чердак с вынесенным вперёд фронтоном на трёхскатной кровле.

В крестьянском домостроении всё было до предела рационально. И вдруг такая, казалось бы, бесполезная, многодельная и нефункциональная вещь.

Для красоты? Выделиться? Показать, что я лучше других, богаче, успешнее? Ведь вычурный чердачок на крыше издалека видно.

Отчасти да. «Чердачки» украшали затейливой резьбой, балясинами, балкончиками, фигурными фронтонами.

Но было у строения и утилитарное применение.

И вообще, что это я чердачок, да чердачок. Ведь помещение это имеет своё название, хорошо известное всем нам с детства. Помните?

«Перед ней изба со светёлкой…»

То есть Пушкин не преминул подчеркнуть, что статус старухи резко повысился. Из землянки она переехала не просто в избу, а в избу «со светёлкой».

Вот это вот странное помещение непонятного назначения и называется светёлкой. А заодно из «Сказки» мы узнаём, что светёлки были у крестьян в ходу ещё в XVIII веке.

Светёлка над избой характерна для Средней и Северной России. Я, по крайней мере, на юге таких помещений не встречала.

Маленькие окна, да ещё спрятанные под внешними нависающими элементами декора, давали мало света. Светёлка была лишена этих недостатков. Этот дом без светёлки. Классическая изба, крытая тёсом, с сенями и клетью.

Маленькие окна, да ещё спрятанные под внешними нависающими элементами декора, давали мало света. Светёлка была лишена этих недостатков. Этот дом без светёлки. Классическая изба, крытая тёсом, с сенями и клетью.

Светёлка устраивалась над той стеной дома, в которой располагался красный угол (напротив входа в избу), над тёплым зимним помещением и смотрела на улицу. Но, в отличие от избы, светёлка была сугубо летним помещением.

Попадали в светёлку по лестнице, ведущей на чердак из сеней.

В светёлке обязательно было устроено красное окно (красное не потому, что красной краской покрашенное, а потому, что с переплётом, красивое).

Окна в крестьянских избах делались маленькими из-за дороговизны стекла и экономии тепла в холодное время. Даже несмотря на электрическую подсветку (это, разумеется, музей) в доме темновато.

Окна в крестьянских избах делались маленькими из-за дороговизны стекла и экономии тепла в холодное время. Даже несмотря на электрическую подсветку (это, разумеется, музей) в доме темновато.

Окно – довольно большое по сравнению с остальными окнами избы. Это окно давало много света. В светёлке девушки занимались рукоделием, в ней сушили травы, спали или укладывали гостей. Это была полноценная комната.

Светёлку можно увидеть в фильме «Место встречи изменить нельзя». Именно в ней Шарапов беседует с Левченко перед выходом на «дело».

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». Бывший штрафник Левченко сторожит бывшего командира Шарапова в светёлке.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». Бывший штрафник Левченко сторожит бывшего командира Шарапова в светёлке.

Можно подумать, что в светёлке летом стоит адская жара, но это не так. Ведь крыши, даже в зажиточных домах крыли тёсом в два слоя с проложенной под ним берестой, а не железом.

Светёлкой пользовались с весны и до осени. А ещё я заметила грустную вещь: дома, построенные после того, как в нашу деревню пришло электричество, лишились такого своеобразного архитектурного украшения. Видимо, за ненадобностью и сложностью устройства.

В нашем стареньком доме светёлка сохранилась частично. При замене кровли прежние хозяева ободрали внутреннюю обшивку, оголив стропил и обрешётку. От окна осталась только часть (остальное закрыли кровельным железом). Но даже несмотря на это света в помещении достаточно.

В нашем стареньком доме светёлка сохранилась частично. При замене кровли прежние хозяева ободрали внутреннюю обшивку, оголив стропил и обрешётку. От окна осталась только часть (остальное закрыли кровельным железом). Но даже несмотря на это света в помещении достаточно.

Относительно новые дома можно отличить по простой двускатной крыше со слуховым оконцем.

А жаль. Уходит красота деревянного зодчества, теряется. Вот и слово «светёлка» скоро останется только в «Сказке о золотой рыбке».

Читайте также: