Как построить лабиринт из камней

Обновлено: 30.04.2024

Классический лабиринт (он же Критский) выглядит как на рис. 14. Заметьте, что в нём две группы окружностей: внешняя и внутренняя — в каждой по четыре штуки. Сначала человек движется по внешним окружностям, потом переходит на внутренние и, в конце концов, приходит в центр. Внешние и внутренние окружности это внешнее и внутреннее в формуле Христа.


Рис. 14 — Классический критский лабиринт

Как строить лабиринт. Порядок построения любого лабиринта показан на рис. 15. Лабиринты отличаются друг от друга по количеству углов (ниже вы поймёте о чём идёт речь) и формой: в основе одних лежит вила, в основе других — крест. Существуют также лабиринты, в основе которых лежит форма человека с его пятью членами (см. [72]). Отдельно стоят лабиринты, в которых 30 углов, а крест в них присутствует в неявном виде, о них мы подробно поговорим позже.


Рис. 15 — Принцип построения лабиринтов

Заготовки для построения лабиринтов и сами лабиринты показаны на рис. 16–21. Сложность лабиринтов зависит от того, сколько углов вы к нему добавляете. Пусть вас не смущает то, что вход у критского лабиринта, который построил я, зеркальный по отношению к классическому, просто до него я построил несколько лабиринтов, у которых вход был слева, поэтому здесь я решил сделать вход справа. С другой стороны, в мире существует немало лабиринтов именно с таким расположением входа.


Рис. 16а — основа для построения троичного лабиринта-вилы


Рис. 16б — лабиринт-тройка, построенный мной


Рис. 16в — он же зимой


Рис. 17а — основа для построения шестиричного либиринта-вилы


Рис. 17б — шестеричный лабиринт-вила, который построил я


Рис. 17в — шестеричный лабиринт, вид сверху


Рис. 17 г — он же зимой


Рис. 18а — основа для построения четверичного лабиринта-креста


Рис. 18б — четверичный лабиринт-крест, который построил я


Рис. 18в — он же зимой


Рис. 19а — основа для построения восьмеричного лабиринта-креста — классический критский лабиринт


Рис. 19б — Критский лабиринт, построенный мной


Рис. 19в — Критский лабиринт, построенный мной


Рис. 19 г — он же зимой


Рис. 20 — основа для построения двенадцатеричного лабиринта-креста


Рис. 21 — основа для построения десятеричного лабиринта-человек

Смысл лабиринтов. У каждого из них свой, мы разберём только два лабиринта, над смыслом остальных подумайте сами.

Лабиринт-вила. Если вы посмотрите на лабиринт на рис. 16а-в, то увидите перед собой вилу, концы которой загнуты. Тупик, куда заходит идущий по лабиринту человек, это и есть место, где живёт Минотавр — наше я. Вила состоит из двух концов, один из которых загнут, указывая на замкнутое на себя я, а другой конец — другая противоположность — окружает со всех сторон это я. Например, мужчину окружают со всех сторон женщины — женское начало, а женщину — мужчины. Заходя в лабиринт, это можно увидеть и прочувствовать, как вас всегда окружает то, что вы отрицаете.

Далее, оба конца вилы — оба начала — со всех сторон окружает ручка, если можно так сказать, вилы, которая олицеторяет целостность и единство мира.

В общем, смысл данного лабиринта заключается в следующем. Наше замкнутое на себя я со всех сторон окружает отрицаемая нами противоположность (чем больше отрицаний, тем больше таких окружностей), а саму вилу противопложностей окружает со всех сторон целостный мир, а за этим миром мир с его противоположностями лежит ещё нечто, пустота — вот что можно почувствовать и пережить в данном лабиринте.

Лабиринт-крест. Посмотрите на рис. 18а-в. Перпендикулярные линии креста указывают на два начала — мужское и женское, состоящие внутри себя из противоположностей. Загнутый конец, где живёт Минотавр, это позиция ума или мысль, взгляд на вещи, в которых замкнулся человек. Например, кто-то замкнулся на демократии, кто-то на деньгах, на женщинах, на религии, на интернете, а противоположная позиция отрицается, конечно же. Но она, как можно увидеть из рисунка, никуда не девается, она окружает я со всех сторон — это другой конец линии, который огибает весь лабиринт. Например, моралиста со всех сторон окружает разврат, материалиста — верующие, и т. п. Причём не только окружают, а достают, раздражают. О том, как вас достаёт то, что вы отрицаете, можно подумать, придя в центр лабиринта к Минотавру.

Далее. Посмотрите, как противоположности горизонтальной линии, которая представляет другое начало, меняются местами: левый конец горизонтальной линии уходит направо, а правый — налево, окружая замкнутое на себя я. Что это означает? То, что в голове видение перевернулось — это действует Гордеев узел (см. [24–25]). Он переворачивает всё, что вы видите вокруг и представляя белое чёрным, черное — белым, добрые намерения — как злые, злые — как добрые, и т. д. Так в голове поселются путанка и ложь, иллюзия. Эту иллюзию, этот обман тоже можно поискать, когда вы придёте к Минотавру.

Всё, что вы видите вокруг, это не так, всё наоборот. Отсюда известная поговорка: Выслушай женщину и поступи наоборот.

Как работать с лабиринтом. Если вы мысленно пойдёте по лабиринту, то заметите, что попеременно переходите с одной стороны лабиринта на другую — это идёт соединение левого и правого — мужского и женского начал — по сути, здесь соединяются левая и правая половины тела, при этом полушария мозга начинают работать синхронно.

Внешние и внутренние окружности это внешнее и внутреннее в знаменитом выражении Христа: Когда вы соедините внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ, вы соединитесь с Богом. А где в лабиринте верх и низ? Это мы обсудим ниже.

Как ходить по лабиринту? Это ясно сказано в истории о падении Иерихона. Иисус Навин семь раз обошёл город Иерихон с Ковчегом Завета, трубя в трубы юбилейные, и стены города пали. Иначе говоря, если вы, думая с любовью о волнующей вас проблеме, пройдёте по лабиринту по семи окружностям в центр, она решится, и вы окажетесь в раю в данном месте своего существа.

Переход с одной стороны лабиринта на другую это и есть те самые трубы ювилейные — вилы, в которые «трубит» идущий по лабиринту человек. Посмотрите на рис. 22, видите, в профиль труба в точности изображает вилу?

Лабиринт соединяет разорванный ум в целое… С помощью чего единый ум разрывается? Его рвут сети ума. Поговорим о них (более подробно о сетях ума смотрите учебник «Строение и Законы Ума» [25]).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как на самом деле действует классический лабиринт — Спас в силах

Как на самом деле действует классический лабиринт — Спас в силах Это открытие пришло неожиданно, после того, как одна женщина, пройдя критский лабиринт (см. рис. 14 и 19а, б, в), спросила: «А где же тут квадрат, тут должен быть квадрат?» Логика была простая: раз квадрат проводит

Можно ли строить дом на месте сгоревшего

Можно ли строить дом на месте сгоревшего Из письма:

15.17. КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ

15.17. КЛАССИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ Душевный дискомфорт не всегда считается болезнью. Однако именно он вызывает множество функциональных расстройств, страдая от которых человек вынужден обращаться к врачам. После обследования обычно выясняется, что проблема со здоровьем

Мудры, дающие власть и помогающие строить карьеру развивать свое дело

Мудры, дающие власть и помогающие строить карьеру развивать свое дело Мудра, помогающая стать харизматичным лидером (особенно хорошо работает во время публичных выступлений) Кому понадобится мудра Качества лидера могут быть необходимы в самых разных ситуациях. Эта

Строить или разрушать

Строить или разрушать Если вам необходимо приумножение, построение, восстановление чего-то, представьте это нечто и повторяйте: «сорок сороков». Помните, как величалось в старой Москве невиданное множество церквей – именно так, магически: сорок сороков.Между прочим,

Классический период

Классический период За очень короткий по историческим меркам срок, примерно на протяжении шести веков, с IV по X век н. э., народы майя, в особенности те, что жили в центральной области, достигли невиданных интеллектуальных и художественных высот. Причем в это время подобных

ЛАБИРИНТ

ЛАБИРИНТ После 17 августа на нашу семью обрушились напасти. Дочь Светлана работала в банке, тот рухнул, и она осталась без работы. Предприятие, на котором работаю я, несло большие убытки. У мужа тоже дела шли неважно. Как назло, Константин вдребезги разбил свою новую машину,

Классический период истории майя

Классический период истории майя Достигнув определенной стабильности, цивилизация майя устремилась к новым высотам изощренности и экстравагантности. Археологи, изучавшие жизнь древних майя, находились под глубоким впечатлением от их достижений и восхищались ими.

Классический период истории майя

Классический период истории майя Достигнув определенной стабильности, цивилизация майя устремилась к новым высотам изощренности и экстравагантности. Археологи, изучавшие жизнь древних майя, находились под глубоким впечатлением от их достижений и восхищались ими.

Ли Санелла КУНДАЛИНИ: КЛАССИЧЕСКИЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

Ли Санелла КУНДАЛИНИ: КЛАССИЧЕСКИЙ И КЛИНИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ [Кундалини] создает вселенную из Своего собственного бытия, и именно Она Сама становится этой вселенной. Она становится всеми элементами мироздания и входит во все разнообразные формы, которые мы видим вокруг. Она

Раздел 5 Сочувствие как искусство строить отношения

Раздел 5 Сочувствие как искусство строить отношения Как мать, которая защищала бы свое дитя даже ценой жизни, Питай в сердце бесконечную любовь ко всем живущим. Пусть твои добрые мысли пронизывают весь мир. Наполни ум сочувствием. Будда Шакьямуни Три главы этого

Как строить прочные отношения

Как строить прочные отношения Вся методика воспитания детей с раскрытием природы Будды посвящена установлению глубоких и теплых взаимоотношений, в которых могли бы развиваться и родители, и дети. Идеи и взгляды буддизма составляют канву этих методов, а практические

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове в Архангельской области.

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове в Архангельской области.

Илья Тимин /Sputnik

Древние люди старательно выкладывали спиралевидные узоры на земле. Сегодня о предназначении этих сооружений пишут целые научные работы.

Большой Заяцкий остров – одна из главных достопримечательностей Соловецкого архипелага, которая притягивает туристов со всей страны. Здесь, на берегу Белого моря, вдали от цивилизации, находятся самые крупные в Европе каменные лабиринты - сотни камней, выложенных в форме спирали. Похожие конструкции ученые и местные жители находят в самых разных местах Русского Севера. Кто их сделал и для чего?

Кто построил лабиринты?

Лабиринт II-I веков до нашей эры на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага.

Лабиринт II-I веков до нашей эры на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага.

Похожие лабиринты находят по всему миру, однако наибольшее их количество сосредоточено на Соловецких островах (Архангельская область), около 35, причем 14 из них - на Большом Заяцком острове. Кроме этих лабиринтов, здесь нашли сотни курганов, нагромождений из валунов, дольменов, что доказывает, что раньше острова архипелага в Белом море были обитаемы. Известно, что в I тысячелетии до нашей эры на Соловках жили кочевые саамские племена, но они не были их первыми народами - радиоуглеродный анализ предметов показал следы присутствия людей уже в VI-VII тысячелетиях до нашей эры. Лабиринты датируют примерно I-II тысячелетием до нашей эры, то есть, по всей видимости, они были построены до саамов или протосаамов. Впрочем, отдельные каменные узоры могли появиться и позднее.

Умбский лабиринт в Мурманской области.

Умбский лабиринт в Мурманской области.

Также лабиринты часто находят на островах архипелага Кузова в Карелии и недалеко от города Кандалакша в Мурманской области. Встречаются лабиринты и в некоторых районах Сибири. Все они находятся либо на островах, либо в устьях рек, то есть у воды.

Лабиринт в Карелии на острове Олешин.

Лабиринт в Карелии на острове Олешин.

Лабиринты бывают разных типов: с одной спиралью, с двумя, концентрические, с крестообразным пересечением. Диаметр - от 5 до 30 метров. Издалека они не очень заметны, лучше всего видно ссверху. Камни, из которых сложен лабиринт, не закреплены никаким раствором. Сами камни тоже природной формы и большинство без следов обработки.

Что говорят ученые?

Еще один лабиринт из Карелии.

Еще один лабиринт из Карелии.

Описывать северные лабиринты начали в XIX веке, хотя упоминания о таких конструкциях встречаются в середине XVI в отдельных преданиях (одно из самых первых было найдено в записях о переговоров со шведами в 1552 году). Раньше их называли «вавилонами» из-за сложной формы. Вот что пишет врач и член Русского географического общества Александр Елисеев в 1883 году: «По нашему мнению, эти лабиринты, как и другие каменные узоры нашего севера, должны быть отнесены к совершенно оригинальному виду мегалитических построек и могут быть поставлены рядом с кругами кромлехов или простыми каменными кругами без центрального сложения, а также около великорусских курганов…Более или менее определенное положение вавилонов указывает, что они принадлежали одной определенной группе народов. Замысловатая же форма этих сложений имеет, без сомнения, символическое значение или мифическую подкладку; завиток, сложенный из камней, не имеющий конца, по аналогии с символической бесконечной линией других народов арийских и негрийских, может символизировать и бесконечность мира, и змея, т. е. злое начало». Он также говорит, что лабиринты для некоторых северных народов считаются святыми местами.

Соловецкий лабиринт.

В 1925 году этими лабиринтами заинтересовался этнограф Николай Виноградов, который оказался на Соловках в заключении, но ему позволялось выходить за пределы лагерных стен. Он обследовал несколько островов, очень подробно описав большую часть лабиринтов, и пришел в выводу, что они все разные и по форме, и по ориентации на стороны света, а потому они могли предназначаться для разных целей, как культовых, так и символических. На сегодняшний день это самое подробное научное описание лабиринтов (две его книги 1927 года на русском: первая и вторая).

Лабиринт на Соловках.

Лабиринт на Соловках.

Другой узник Соловков, священник и философ Павел Флоренский в 1930-х высказал предположение, что лабиринты были надгробием, не давая душе вернуться в мир живых. Археологические раскопки опровергли эту версию.

Ритуалы или быт?

Лабиринт на Соловках.

Лабиринт на Соловках.

Ученые до сих пор не знают, для чего предназначены эти лабиринты. Многие современные исследователи считают, что такие сооружения имели ритуальный смысл. Спираль - это один из древнейших символов во всем мире, который встречает в каждой культуре в том или ином виде и особенно часто бывает связан с обрядами, например, инициацией. Так называемые «испытания лабиринтом» были и в древнегреческом эпосе (помните историю о лабиринте Минотавра?), и в средневековой христианской традиции как символ очищения от грехов (они сохранились в соборах Шартра и Амьена во Франции). Проходя по лабиринту, человек прощается со своим прошлым и открывает для себя что-то новое.

Рукотворные лабиринты на Заяцком острове.

Рукотворные лабиринты на Заяцком острове.

Однако кроме ритуалов, лабиринты, по крайней мере, некоторые из них могли иметь и чисто практический смысл. Советский археолог Нина Гурина, изучив карельские и мурманские лабиринты, предположила, что они предназначались для ловли рыбы. Дело в том, что раньше уровень воды мог быть выше, и такие каменные ловушки «запирали» рыбу, не отвлекая людей от других дел.

Вот, например, в этом видео российские блогеры пытаются повторить каменную ловушку для рыбы по технологии индейского племени Канады - она немного другая по форме, но тоже представляет собой лабиринт. Как они говорят, заняло у них это всего 20 минут.


Мы уже писали о роли камней в жизни славян. Сегодня мы поговорим об интересных спиралевидных каменных сооружениях. Эти сооружения имеют сакральный характер и нам важно дать чёткое пояснение про цели и задачи этих сооружений, как в культурном плане, так и с точки зрения обрядовости.

Спиралевидные каменные сооружения встречаются по всему миру, Россия не исключение, а даже, скорее, центр данного археологического наследия. Хотя лабиринты часто встречаются во Франции или Индонезии, в России находятся самые популярные и многочисленные Соловецкие лабиринты. Там самое больше скопление - до 35 шт. на острове Большой Заяцкий.

Данные сооружения типологизировать несложно. Это спиральные лабиринты, которые имеют один вход, он же служит и выходом. Это каменные сооружения различного диаметра. В большинстве своём это камни высотой до 0.5 метра. Человеку дабы пройти лабиринт требуется от 5 до 30 минут в зависимости от размера лабиринта. Все лабиринты рукотворные. Они делались из камней, которые, собственно, находятся поблизости от места архитектурного памятника. Датируются такие археологические памятники 1-2 веком до н.э.

В чём не приходится спорить с учёными, так это в том, что это сооружения солярного культа. Иными словами, люди, которые их сооружали, верили в божественность солнца. В науке данные лабиринты называют солнечными розетками. По причине того, что в большинстве своём у круга есть точка в центре. А круг с точкой по центру, безусловно, относится к солярным символам.

Учёные спорят до сих пор, для чего сооружались данные сакральные места. Самым дурацким, на мой взгляд, служит достаточно распространённая версия о том, что это ловушки для рыб. Дескать, после прибоя рыба запутывалась в лабиринте и оставалась лежать на земле. Вот представляю себе, как наши предки придумали настолько сложную систему для ловли рыбы? Это не умно, это глупо, нецелесообразно, мелко и непрактично. Да и сооружения достаточно красивые, дабы быть просто ловушкой.

Ближе всех, на мой взгляд, подобрался к сути учёный Н. Виноградов:
«Это были обряды… погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».


Да, я много рассуждал над вопросом - зачем эти сакральные места строили предки. И показалась наиболее разумной теория о местах для крадирования. Смотрите сами, эти лабиринты имеют схему вселенной, учёные нашли там остатки не сгоревших костей, и святилище, по всем канонам славянского капища, имеют один вход и выход. Итак, это получается сакральное место для обрядов. Почему? По спирали душу умершего перенаправляли в Навий мир, а есть только вход по причине того, что по всем славянским обычаям мертвец не должен найти выход. Так, раньше вырубался в стене выход, дабы вынести покойника из дома. Это для того делалось, чтобы он не вернулся в мир живых. Поэтому можно смело сказать, что структура лабиринта и его контекст чётко указывает на погребальную обрядовость и можно смело соглашаться с учёным Виноградовым.

Есть ещё одно верное предположение, что лабиринты служили и для проведения празднеств. Так, не в каждом из лабиринтов археологи нашли следы крадирования. И тут они опять правы, так как учёные сравнивают лабиринты со змеями. Почему правы? Да по причине славянского излюбленного хоровода, который закручивает энергию лучше всего – змейка! Именно в таких лабиринтах его и использовали на славянских празднествах наши предки. Это нас приводит к тому, что лабиринты были двух типов. Погребальные и праздничные. И использовались они исключительно в обрядово-сакральных целях нашими предками.

С точки зрения славянской философии такой лабиринт активизирует сакральное место и налаживает прямой канал связи с Богами и либо мост между мирами. Это, безусловно, культовое место, которое использовалась ранее нашими предками. И сейчас так же мы можем наблюдать возросший интерес к каменным лабиринтам, судя по отзывам с обрядов. Так что наши современники правильно поняли данные природные капища.


Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?

«Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.

Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Взглянем на них подробнее …


Фото 2.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.

На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.


Фото 3.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт – это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.


Фото 4.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых – более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.


Фото 5.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».


Фото 6.

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)


Фото 7.

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.

В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006)


Фото 8.

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»


Фото 9.

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.


Фото 10.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.


Фото 11.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали.Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.


Фото 12.

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренскийо Соловецких лабиринтах в 1935 году:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере…»

Загадочные лабиринты продолжают манить своей тайной, будет ли она раскрыта когда-нибудь?


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.

Мне всегда казалось, что для того, чтобы нарисовать лабиринт нужно для начала выбрать правильный путь, нарисовать его, а потом начать рисовать все что вокруг. Однако посмотрев, как один из японцев рисует гигантские лабиринты засомневался в своем выводе.

Вот посмотрите, действительно ли это так.

Номура работая уборщиком в течение дня. Ночью приходил домой и рисовал лабиринт. Он потратил семь лет работая над удивительным и замысловатым рисунком напоминающим карту токийского метро. Закончив его в 1983 году, Номура спрятал стопки листов на чердаке и забыл о них.


Спустя 30 лет, его дочь нашла их, перебирая отцовские вещи, обнаружила стопки листов формата А1. Поделивший этим в твиттере, новость тут же становится вирусной.






В то время, дочь спросила, сможет ли он нарисовать ещё, но получила отказ: «Нет. Хватит с меня лабиринтов»

Но он, очевидно, передумал. В 2015 Номура нарисовал лабиринт 2-го поколения, который, по его словам, «красивее и проще».


,

Номура начал рисовать лабиринт впервые за 32 года.





Новый лабиринт(слева), старый лабиринт(справа)

И вот 3 октября 2019 года дочь Номура опубликовала твит, что её отец начал рисовать новый лабиринт.


"​Мой отец снова рисует лабиринт размером А1. Это третье поколение. Плотность рисунка будет такая же как в первом поколении. Работа займёт приблизительно полгода." - написала девушка в Твиттере

Читайте также: