Фундамент колокольни ивана великого

Обновлено: 08.05.2024

Колокольня Ивана Великого (колокольня «Иван Великий»), украшающая Соборную площадь Московского Кремля, – доминанта средневекового архитектурного комплекса. Помимо самой трехъярусной башни, ансамбль включает в себя Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Колокольня возводилась в 1505-1508 годах по замыслу зодчего из Италии Бона Фрязина. В 1600 году, получив дополнительный ярус звона, колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. Это белоснежное 81-метровое сооружение не утрачивало своих позиций до 1883 года, когда был построен храм Христа Спасителя.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Колокольня Ивана Великого

Основные моменты

Колокольня Ивана Великого возводилась в самое интересное и продуктивное для средневековой архитектуры Москвы время – в эпохи правления Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Тогда каноны русского зодчества были обогащены и усложнены итальянскими архитекторами, приглашенными на Русь. Своей высотой, изящным силуэтом и умеренным декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, но Бон Фрязин создал не четырехгранную конструкцию, характерную для подобных сооружений на его родине, а восьмигранную, отдавая дань русской зодческой традиции.

Монументальное башнеобразное сооружение, имеющее чуть выраженную коническую форму, удивляет легкостью и стройностью. Этими качествами башня обязана композиционному построению своих объемов – каждый следующий ярус-восьмигранник меньше предыдущего в диаметре и высоте. Толщина стен первого яруса колокольни – 5 м, а второго – уже 2,5 м. Ярусы завершаются галереями, где помещаются колокола – замечательные памятники отечественного литейного искусства XVI-XVIII веков. На постаменте перед колокольней красуется Царь-колокол.

Из 33 колоколов, входящих в коллекцию Музеев Московского Кремля, 22 размещены на ярусах колокольни Ивана Великого, в проемах прилегающих к ней Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Эти здания, построенные в XVI-XVII столетиях, подверглись серьезным разрушениям при отступлении наполеоновских солдат из Москвы. Их сегодняшний облик с элементами классицизма и неоготики – результат восстановительных работ, начавшихся после изгнания французов из России.

История колокольни Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого возвышается на самом видном месте Боровицкого холма – там, где с 1329 года стояла небольшая церковь. Это был первый известный нам храм из камня «иже под колоколы» в Москве. Его построили по волеизъявлению князя Ивана Калиты и посвятили тезоименитому святому московского правителя – Иоанну Лествичнику, философу, богослову из Византии.

В конце XV – начале XVI столетия осуществлялась масштабная реконструкция Кремля, инициированная князем Московским Иваном III Великим. К работам были привлечены итальянские зодчие, инженеры, знакомые с архитектурой и искусством эпохи Возрождения. Они появились в Москве после женитьбы Ивана III на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог, воспитывавшейся в Риме. В 1505 году, ознаменовавшемся кончиной князя, церковь Иоанна Лествичника была снесена, и к востоку от нее начали возводить восьмигранную колокольню по образцу итальянской башни-кампанилы. Автором проекта выступил зодчий по прозвищу Бон Фрязин, предположительно, выходец из северной Италии.

Двухъярусная колокольня высотой в 60 м и внутристенными лестницами была достроена в 1508 году. В первом ее ярусе разместилась новая церковь Иоанна Лествичника. Выше сконструировали промежуточный этаж, над которым была устроена нижняя площадка звона. Второй, более узкий, ярус, представлял собой стройный постамент для опоры следующего уровня звонов. Площадки для колоколов были украшены арочными проемами.

Колокольня Ивана Великого стала доминирующим сооружением ансамбля, включившего в себя три собора – Успенский, Архангельский и Благовещенский, у которых не было собственных звонниц. Использовалась она и как наблюдательный пункт: со второго яруса было удобно отслеживать очаги возникновения пожаров и вовремя замечать приближение неприятеля к городу. Окрестности обозревались отсюда на 25-30 км.

В 1532 году зодчий из Италии Петрок Малый приступил к возведению к северу от колокольни церкви Воскресения с площадкой, на которой можно было бы разместить дополнительные колокола. Известно, что к исходу XVII столетия она уже не использовалась как место поклонения, а служила звонницей, получившей имя «Успенская».

В эпоху царствования Бориса Годунова над двухъярусной колокольней Ивана Великого выросла надстройка, послужившая барабаном для золоченой главы. Так, эта архитектурная жемчужина достигла актуальной высоты. Автором проекта третьего яруса предположительно является отечественный зодчий Федор Конь. Завершение строительства башни датируется 1600 годом.

Гармоничный комплекс колокольни сложился к последнему десятилетию XVII века. В ту пору частью его уже стала и Филаретова пристройка с шатровым завершением. Возведенная по рекомендации патриарха Филарета, изначально она служила еще одной звонницей для размещения большого колокола.

Филаретова пристройка и Успенская звонница были взорваны французами в 1812 г. Здания воссоздали к 1819 году, но не в строго аутентичном облике. Самой же колокольне, заминированной отступавшими захватчиками, удалось уцелеть, но не чудесным образом, а благодаря уникальной прочности несущих конструкций. Этот факт подтвердил предположения тех историков, которые считали, что зодчему Бону Фрязину были известны секреты военной инженерии.

Существует популярная, но не подтвержденная история о злоключениях купольного креста колокольни Ивана Великого во время пребывания в Москве французов. Тогда в башне размещались канцелярия оккупантов и оптический телеграф. Незадолго до исторического пожара Наполеон распорядился снять крест. Говорили, так он хотел продемонстрировать, что Москва пала, или же просто перепутал колокольню с Благовещенским собором, о котором шла молва, будто его венчает крест из цельного золота. Когда мародеры взобрались на кровлю купола, их атаковала стая ворон. Отбиваясь от птиц, солдаты упустили крест, который спускали на веревке, и тот рухнул на землю. Обломки продемонстрировали, что крест был всего лишь позолоченным. По свидетельству одного из москвичей, среди незадачливых «альпинистов» оказались двое горожан. Они якобы были расстреляны чуть ли не самим Наполеоном, презиравшим предателей.

После революции богослужения в храме Иоанна Лествичника прекратились, а колокольный звон был запрещен в Москве в 1918 году. Благовест колокольни Ивана Великого нарушил молчание лишь 1992 г., в Светлое Воскресение Христово. В 2000-х была проведена реставрация исторического сооружения, после чего здесь разместились разноплановые экспозиции Музея истории Московского Кремля.

Видео: Внутри колокольни

Что посмотреть

Колокольня Ивана Великого считалась важной туристической достопримечательностью еще в дореволюционной Москве. В первых путеводителях по городу, которые начали издаваться в конце XVIII столетия, путешественникам рекомендовалось непременно увидеть эту «достопамятность» и подняться под ее купол. Экскурсоводами в то время выступали звонари, которых всегда можно было найти возле Царь-колокола. Александр Пушкин, чье детство протекало в Москве, часто поднимался на колокольню вместе со своим дядькой Тимофеем Козловым. А Михаил Лермонтов утверждал, что тот, кто не побывал на вершине Ивана Великого, «не имеет понятия о Москве».

Сегодня подняться на колокольню можно в составе экскурсии, в хорошую погоду. Зимой она закрыта для посещения, а весной и осенью подъем разрешается при отсутствии дождя и ветра. Наверх ведут 137 ступеней, преодолеть потребуется всего лишь 25 м. Смотровая площадка, откуда можно запечатлеть чудесные панорамы, расположена в первом ярусе звонов, на уровне, соответствующем примерно 1/3 высоты здания. В этой локации находится 6 мощных колоколов с «низкими» голосами, в том числе «Медведь» (7223 кг) и «Лебедь» (7371 кг), впервые отлитые в XVI веке и перелитые по прошествии двух столетий мастером Семеном Можжухиным.

На следующем ярусе расположились колокола поменьше – от 820 до 3280 кг. Среди них – старейшие из сохранившихся в Кремле: «Корсунский», перелитый из более древнего звона в 1559 году, а также «Немчин» 1550 года, с изящным растительным орнаментом и надписью на старонемецком языке, вероятно, являвшийся военным трофеем. В последнем ярусе разместились самые миниатюрные колокола – от 164 кг.

Тройку крупнейших представителей «Ивановской колокольной фамилии» можно увидеть в проемах Филаретовой пристройки и Успенской звонницы. Великопостный (или Семисотный, Вседневный) колокол, отлитый в 1704 г. и расположенный в пристройке, отличает богатая пластическая разработка рельефных орнаментов в барочной стилистике, горельефы херувимов. Он весит 13 071 кг.

Безусловным лидером трио гигантов выглядит Успенский колокол (65 320 кг). Некоторые другие его наименования – «Воскресный», «Праздничный», «Большой». Отлитый в 1817 г. из колокола, датировавшегося 1760 годом, он искусно декорирован горельефными портретами императора Александра I и членов его семьи. Успенский колокол висит в центральном проеме одноименной звонницы. По соседству с ним красуется Реут (либо Ревун), изготовленный в 1622 году Андреем Чоховым – умельцем, отлившим Царь-пушку.

На нижнем уровне звонницы разместился выставочный зал Музеев Московского Кремля, где любопытно осмотреть раритеты из кремлевского собрания. Хорошо организованное внутреннее пространство Успенской звонницы позволяет проводить здесь и передвижные выставки, представляющие коллекции различных отечественных и зарубежных музеев.

В самой колокольне Ивана Великого, в нижнем ярусе, также работает музей. Его экспозиция посвящена истории зодческого ансамбля Кремля. Тут можно увидеть аутентичные фрагменты белокаменного декора не дошедших до нас кремлевских построек, сведения о которых хранят древние летописи.

Практическая информация

Целиком осмотреть достопримечательности Соборной площади можно в составе экскурсии. В программу входит, в том числе, посещение двух музеев, расположенных в колокольне Ивана Великого и в Успенской звоннице. Стоимость полного билета – 500 рублей. Льготным категориям населения предоставляются скидки.

Заплатив 350 рублей, туристы могут подняться на колокольню и познакомиться с музейной экспозицией, расположенной на первом ярусе. Ежедневно, кроме четверга, проводится шесть 45-минутных сеансов. Летом и до 30 сентября организуется дополнительный, седьмой, сеанс. Максимальное число экскурсантов – 10 человек, дети до 14 лет не допускаются.

Стоит учесть: если вдруг пойдет дождь, то даже при наличии билета попасть внутрь колокольни будет невозможно. Билеты продаются в Александровском саду, у Кутафьей башни. Чтобы приобрести их, лучше подойти к кассам пораньше – к 09:00-09:30.

Как добраться

Ближайшие к колокольне Ивана Великого станции метрополитена – «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».

Также можно доехать на автобусе № м5 или 158 до остановки общественного транспорта «Красная площадь».

Строительство нового храма-колокольни осуществил в 1508 году итальянский архитектор Бон Фрязин. В первом ярусе колокольни, представляющей собой трехъярусный столп высотой около 60 м, был размещен престол древней церкови Иоанна Лествичника храма. Два ее нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой.

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве мин, заложенных во время Отечественной войны 1812 года французскими войсками под соборные звонницы. Видимо, характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента. Он возведён на сплошном свайном поле — на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу. На этом свайном поле был сложен фундамент, а выше него — ступенчатый белокаменный стилобат. На нём из кирпича был возведён уникальный столпообразный храм «под колоколы», достигавший сначала более 60 метров в высоту.

В 1600 году по указу царя Бориса Годунова колокольня была надстроена еще одним ярусом и высоким барабаном с золоченой главой, верхняя часть которого украшена золоченой памятной надписью на синем фоне, возвещающей о начале правления династии Годуновых: «Извалением святыя Троицы, повелением Великого государя, царя и Великого князя Бориса Фёдоровича, Всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича Великого князя Фёдора Борисовича Всея Руси храм совершён и позлащён во второе лето государство их…» ( А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013) . К этому же времени относится и пояс килевидных кокошников у основания барабана купола, который соединил воедино восьмигранник третьего яруса и цилиндр барабана, подчеркнув устремленность колокольни вверх. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского.

Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни — «Иван Великий». Значение столпа как главной и поэтому самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше «Ивана Великого». Факт запрещения не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на «Иване Великом». В народе о высоком человеке говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

Фрагмент золоченой памятной надписи на куполе и барабане колокольни «Иван Великий»
Панорама Кремля начала XIX в.

В начале XVIII века князь А.Д. Меншиков поставил в Москве церковь Архангела Гавриила (Меншикову башню). Первоначально над существующими ныне четырьмя каменными ярусами башни возвышался деревянный пятый, украшенный часами и увенчанный высоким шпилем со статуей архангела Гавриила, так что в общей сложности башня была на 3 метра выше «Ивана Великого». Меншикову башню стали называть в народе «сестрой Ивана Великого». Но главенствовала она в небе Москвы недолго. Ударом молнии огромный шпиль Меншиковой башни снесло. И опять Иван Великий стал самым высоким зданием в Москве. В народе это событие было немедленно истолковано как наказание светлейшему князю, поставившему себя выше царских особ, за гордыню. И даже в 1913 году при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы ее высота была одним метром ниже кремлевской звонницы.

На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.

© 1997-2022 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Колокольня Ивана Великого

В самом центре Москвы на Соборной площади московского Кремля возвышается церковь-колокольня из белого кирпича Святого Ивана III Великого, объединившая всё многообразие древних храмов Кремля в общий архитектурный ансамбль. В ансамбль входят столп колокольни Иван Великий, Успенская звонница и Филаретова пристройка.

В настоящий момент колокольня Ивана Великого является музеем истории московского Кремля. На первом этаже Успенской звонницы расположен выставочный зал, в котором идет демонстрация памятников искусства не только Кремля, но и самых разных музеев со всего света. В качестве экспонатов посетителям представлены панорама Москвы, ряд фрагментов белокаменного зодчества XIV века и множество других редкостей.

Ансамбль колокольни «Иван Великий». Вид из Большого Кремлёвского сквера.

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название Ивановской Именно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

Колокольня Ивана Великого

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Колокольня Ивана Великого

Высота колокольни Ивана Великого

Сразу после возведения новой церкви в 1508 году горожане были поражены размерами новой святыни — такие высокие каменные храмы не возводились ни в Москве, ни во всей Руси. В самой высокой точке храм достигал в высоту 81 м.

Святыня сразу же стала выразителем могущества и силы столицы. Белокаменный «столп славы» огромных размеров, возвышающийся своей сияющей золотом главой над кремлевским холмом, сообщал всем подъезжающим к городу о величии Москвы.

Вид с колокольни Ивана Великого

В настоящее время с колокольни открывается удивительный вид на исторический центр столицы. Несколько веков назад, в отсутствии плотной застройки, с верхней точки колокольни можно было рассмотреть территорию на 30 м вперед, что позволяло использовать святыню в качестве ключевого дозорного пункта города. Есть сведения о том, что путь наверх, состоящий из 429 ступеней, в свое время преодолели Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

Вид на Архангельский собор с колокольни Ивана Великого

Колокольня выше колокольни Ивана Великого

На протяжении долгих лет Ивановская колокольня продолжала оставаться наиболее высоким сооружением в Москве. Все попытки возвести что-то выше нее оказывались провальными.

Тем не менее спустя какое-то время ближайшим сподвижником императора Петра I Александром Меньшиковым была построена церковь Архангела Гавриила, которая составила в высоту 84,4 м. Святыня превысила колокольню Ивана Великого на три метра, что привело к недовольству москвичей.

Когда башню церкви поразила молния, уничтожившая верхнюю деревянную часть, горожане посчитали это божьей карой за покушение на авторитет святыни Кремля. А в 1860 году колокольня передала пальму первенства по высоте появившемуся в столице храму Христа Спасителя, который теперь оказался первым в списке наиболее высоких сооружений Москвы.

Колокольня Ивана Великого

Фундамент

Творение Бон Фрязина получилось очень устойчивым и прочным. В то время вокруг церкви ходили легенды, что архитектором настолько сильно был заглублен фундамент, что он добрался до уровня Москва-реки. На самом же деле итальянцем были лишь покрыты камнем дубовые сваи, это позволило им спастись от гниения.

Звонница в диаметре составила 25 м, толщина стен первого яруса была очень внушительной — в некоторых местах она доходила до пяти метров.

Каждый восьмигранный ярус колокольни имеет меньшие диаметр и высоту, чем идущий перед ним. Также у них есть едва заметная конусность. Благодаря подобной структуре сооружение наполняется зрительной легкостью и необыкновенной устойчивостью.

Бытовало мнение, что фундамент святыни очень глубокий, но затем стало известно, что всю махину выдерживают дубовые сваи лишь 4,5 м в длину. На вторых и третьих ярусах-звонах прорезаны высокие окна, их украшают изящные «ломбардские» арки. Надстройка верхнего круглого яруса произошла при Борисе Годунове, он выполняет роль барабана для золоченой главы. На первом этаже была обустроена крохотная церковь Иоанна Лествичника.

Колокольня Ивана Великого

Звон колоколов

Звон является обязательным сопровождением православного богослужения, а Иван Великий был и продолжает оставаться основной звонницей Москвы. Именно с него прозвучал первый удар большого колокола, который провозгласил начало звона по всему городу в период православных праздников. Колокола замолчали в 1918 году, лишь один раз их было слышно в 1921 году. В 1992 году, после перерыва в 74 года, снова зазвенели колокола на колокольне Ивана Великого.

Точное число колоколов, которые венчают Филаретовскую пристройку, звонницу и колокольню Ивана Великого, составляет 21 штуку. В древности колокола подвешивались на деревянные балки, лишь начиная с XIX века балки стали металлическими.

Звонница и Филаретовская пристройка имеют лишь три колокола. Наиболее объемным является Успенский, его другое название — Праздничный, весит он свыше 65 тонн. Данный колокол отливали известные мастера-литейщики Русинов и Завьялов в XIX веке. Успенский колокол абсолютно заслуженно считают самым большим из всех действующих колоколов и лучшим в вопросе звуковых характеристик — его чистота тона и сила звука поражают.

Третий ярус колокольни

Колокол Ревун или Реут также имеет большие размеры, тем не менее он в два раза уступает Успенскому, его вес составляет более 32 тонн. У колокола длинная история, его создание относят к 1622 году, работал над ним мастер Андрей Чехов.

В XVIII веке русский литейщик И. Моторин отлил еще один колокол для колокольни Ивана Великого, он получил название Вседневного или Семисотного. Он также является частью Филаретовской пристройки, его вес составляет более 13 тонн.

Прочие 18 колоколов занимают средний и нижний ярусы колокольни. Нижний ярус снабжен шестью колоколами: Лебедем, Медведем, Широким, Новгородским, Ростовским и Слободским. Средний ярус имеет 9 колоколов. Два из них обладают одинаковыми названиями — Корсунские, их отличает беловатый цвет. Остальные семь носят названия Новый, Марьинский, Немчин, Корсунский (еще один), Безымянный, Даниловский и Глухой.

На верхнем ярусе колокольни расположены три колокола без названия.

Звон колоколов: видео

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

Как добраться до колокольни Ивана Великого в Москве

Ближе всего к месту расположены станции метро «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции» и «Охотный ряд».

На автобусе доезжают до остановки «Красная площадь», сюда движутся маршруты № м5, № 158.

В городе можно вызвать одну из служб такси: Uber, Максим, Gett или Яндекс. Такси.

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Колокольня «Иван Великий» в ансамбле Ивановской площади Московского Кремля

Колокольня была возведена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату — 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532–1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом — Филаретову пристройку.

В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп «Иван Великий» устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814–1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI–XVII веков.

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям. Осмотр музея сопровождают индивидуальные аудиогиды. По окончании аудиоэкскурсии посетители выходят на обходную галерею, откуда открывается прекрасный вид на Кремль и окрестности с высоты птичьего полёта.

© 1997-2022 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля и является его композиционным центром. Храм-колокольня почти вплотную с юга примыкает к Успенской звоннице с Филаретовой пристройкой, составляя вместе единый архитектурный ансамбль. Храм Николы Гостунского, расположенные в Успенской звоннице, ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Первый храм

Первые сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника относятся к 1329 году. Летописи сообщают о закладке каменной церкви и о её последующем освящении:

В лето 6837 месяца Маиа в 21, на память святого правовернаго царя Костянтина и матере его Елены, основана бысть церковь каменая на Москве, во имя святого Ивана Лествичника. Того же лета совръшена бысть и священа месяца [сентября] в 1, на память святаго отца Симеона Стлъпника [1].

В 1346 году храм был расписан. В том же году "мастерю Бориско слил три колокола великиа, а два малыя" [5]; согласно Никоновской летописи, мастер имел прозвище Римлянин, что может указывать на его происхождение.

В 1475 году в церковь были перенесены саркофаги с мощами святителей из разобранного второго Успенского собора:

Того же месяца 16, бысть пренесение мощей чюдотворца Петра из церкви Пречистыа в Иван Святый под колоколы, и прочих митрополитов, Феогнаста, Киприана, Фотиа и Ионы [6].

Указание на то, что храм был "под колоколы" делает его старейшей известной подколокольной церковью. Об объёмном решении храма ныне можно судить только по результатам раскопок 1913 года под руководством П. П. Покрышкина, в ходе которых была раскрыта часть сооружения, имеющая граненый внешний абрис. В восточной части внутри были открыты экседра, которая может быть интерпретирована как апсида, и кладка северной и южных стен. Эти фрагменты не дают оснований для реконструкции здания как "средней высоты башнеобразного призматического восьмигранника с закомарами, барабаном и главой" [7], сделанной по подобию более поздних столпообразных церквей "под колоколы" XVI века. Небольшой фрагмент архивольта, найденный в забутовке фундамента храма-наследника, можно лишь условно относить к храму 1329 года постройки, что не позволяет делать заключений о его наружном убранстве.

Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).
Освящение Московской церкви прп. Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1670-е гг. (БАН. 31.7.30-1. Л. 309).

Возведение Боновской колокольни

тогда же и другую церковь разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836, заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте [8].

Новый храм, хотя и следовал в русле образцов архитектуры Ренессанса и итальянской традиции колколен, но отличался рядом новых решений, лёгших в основу развития характерной русской традиции центрических подколоколенных сооружений. Здание Бона Фрязино является столпом в виде "восьмерика на восьмерике" высотой около 60 метров, с храмом на первом ярусе. Каким было завершение столпа неизвестно: реконструкция, предполагающая завершение третьего яруса куполом наподобие завершения собора Московского Высокопетровского монастыря оспаривается. Сравнение с аналогами и анализ изображений столпа на миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов позволяют предположить, что завершение храма должно было быть в виде кирпичного шатра, подобно завершению итальянских кампанил [10]. Храм не был расписан внутри. Снаружи, как и другие постройки итальянских мастеров того времени, храм-колокольня был раскрашен "под кирпич" и украшен белокаменными деталями.

С середины XVI века Иоанновский храм-колокольня стал соседствовать с неоднократно перестраивавшейся звонницей.

Лета 7108 царь и великий князь велел прибавить у церкви Ивана Великого высоты 12 сажен и верх позлатити, и имя свое царское велел написати [11].

Надстройку храма-колокольни увязывают с началом строительства нового главного собора - "Святая Святых" - в рамках единого замысла создания в Московском Кремле вселенского духовного центра. Зодчий, надстроивший колокольню, точно неизвестен - указывают имена Ф. Коня или Ивана Вилье. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, а золочёная луковичная глава - сблизила облик колокольни с русской традицией.

Новый храм - первый многоярусный столпообразный храм "под колоколы" в русской архитектурной традиции - стал знаковым в истории русской архитектуры. Все известные центрические, круглые, восьми- или девятигранные подколоколенные сооружения на Руси построены после него и в той или иной степени находятся под его влиянием. Благодаря колокольне Ивана Великого композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем развитие в русской архитектуре. На протяжении двух веков колокольня Ивана Великого оставалась самым высоким зданием на Руси. Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни - "Иван Великий". Значение столпа как главной и самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше "Ивана Великого". На деле запрещение не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на "Иване Великом". В большие праздники на площади собирались толпы людей, ожидавших первого удара большого колокола с Ивановской колокольни. Название колокольни вошло в народные присловья: о высоком человеке стали говорить: "Вырос детинушка с Ивана Великого"; громогласное чтение - подобно тому, как царские указы читались на площади у Ивана Великого - стало называться чтением "во всю ивановскую".

Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.
Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.

От Романовых до наших дней

По смерти Годунова храмозданная надпись на барабане колокольни была залеплена, но вновь открыта по повелению царя Петра Алексеевича. Возведение нового Московского Гаврииловского храма - "Меншиковой башни" в 1707 году, впервые в России превысившей колокольню Ивана Великого, ознаменовало крутой поворот в русской истории, связанный с реформами Петра I.

В 1812 году французские войска заложили под колокольню и звонницы мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Звонницы оказались полностью уничтожены, а колокольня треснула, но устояла. Французы также предприняли снятие креста с колокольни в том же году, в виду существовавшей в то время московской легенде о том, что крест на Иване Великом был выполнен из чистого золота. Крест оказался отнюдь не золотым, а деревянным, обитым позолоченной медью. Русский предатель снявший крест был тут же расстрелян по приказу Наполеона. После ухода французов на колокольню был сделан новый крест. Впервые после изгнания Наполеона москвичи услышали звон колоколов Ивана Великого в декабре 1813 году. Полностью ансамбль колокольни был восстановлен в 1814-1815 годах. Храм Иоанна Лествичника на нижнем ярусе был возобновлён профессором Мудровым и вновь освящён в 1822 году.

Колокольня служила одновременно Успенскому, Архангельскому и Благовещенскому соборам Кремля. Она также использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX века на втором её ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации императора-страстотерпца Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. При этом всё это время колокольня оставалась открытой для паломников, посещавших кремлёвские святыни. Храм колокольни был возобновлён в 1874 году тщанием московских хоругвеносцев. В 1913-1914 годах колокольня была отреставрирована, а на месте древнего храма 1329 года были проведены раскопки. В помещениях колокольни, кроме храма, находилась часть Патриаршей ризницы (с 1898 года); под нижним ярусом колокольни жили пономари и сторожа соборов.

Колокольня пострадала после обстрела Московского Кремля в 1917 году: восточная и юго-восточная стороны были повреждены снарядами, по стенам было много выбоин и пулевых ран. С 1918 года Кремль стал для православных "закрытым городом" - служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились вплоть до падения советской власти. В отличие от соборов и дворцов, колокольня Ивана Великого не стала музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля. При этом постройка была закрыта для посещений. Памятник реставрировался в середине 1950-х и в конце 1970-х годов.

Храм-колокольня был формально передан Русской Православной Церкви в начале 1990-х годов, но богослужения не совершались. В 2008 году, после 90-летнего перерыва, в отреставрированную кремлёвскую колокольню вновь допустили посетителей. В декабре того же года было объявлено об открытии музея в колокольне, и вскоре здесь расположился музей истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. Одновременно, по состоянию на 2017 год, Ивановский храм-колокольня числился действующей церковью в составе Центрального благочиния Московской (городской) епархии [12].

Колокольня Иван Великий
Колокольня Иван Великий

Архитектура

В целом план церкви следует известному в архитектуре Ренессанса типу храма-октаконха, но содержит значительные модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия двух лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от трёх экседр, сделав три стороны западной части восьмерика прямыми. Он также упразднил окно в северной экседре, так что храм освещается только четырьмя окнами. Конструкция оконных проемов необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, а с другой - высотой конх над экседрами. Световой проём, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проёма в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проёма, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт восьмигранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования первого яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжёлые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому архитектор создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое восьмигранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются три камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, которая предположительно предназначалась для подъёма сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метров) сузил стены восьмигранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны которой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Второй ярус столба, который условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счёт чего над сводами галереи первого яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба, представляет из себя постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, второго яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъём с первого яруса звона на второй осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства второго яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в которых висели колокола. В центре площадки второго яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его - каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над вторым ярусом звона, как и над первым, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Таким образом, постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счёт полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

Годуновская надстройка завершающая храм-колокольню представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены "тромпы", образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для русских сооружений конца XVI века. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между которыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует два ряда кокошников - аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана, прорезанный восемью щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделённая каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из трёх регистров золотом на синем фоне, которая гласит:

Извалением Святыя Троицы, повелением великого государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича великого князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года.

Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены. Венчающая колокольню золочёная луковичная глава - одна из первых подобных глав на каркасе в русской архитектуре. Крест на главе составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами.

Декор храма-колокольни призван подчеркнуть логику построения объема, прежде всего ярусность общей композиции. Аркатура на кронштейнах, помещенная под карнизом, который отмечает основание нижнего яруса звона, - типичный элемент романской архитектуры. При этом карниз совмещает готицизирующие элементы (трёхлопастные арки) и классицистические (сухарики, капельки и овообразные детали). Более упрощённые карнизы подчеркивают другие горизонтальные членения столпа (трёхлопастные арки и сухарики).

Источники и особенности

Несмотря на отсутствие прямых аналогий, церковь Иоанна Лествичника вписывается в ряд итальянских колоколен. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. В XII-XV веках в различных областях Италии строились восьмигранные столпообразные сооружения. Также во многих итальянских кампанилах используется приём уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (ср. восьмигранную колокольню при церкви Сан-Никола в Пизе, XII-XIII вв.).

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в "Трактате об архитектуре" Филарете (1460-1464 годы) [13]. Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов области Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336).

При этом, композиция Ивановской колокольни имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итальянских зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции - редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напримпер в Ломбардии. В итоге Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Осуществив свой проект, архитектор вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Документы, литература

Использованные материалы

[2] Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 74.

[3] Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 75-76.

[4] Предположение высказано А. Ф. Малиновским. См. Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.

[7] Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., "Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля", Культура средневековой Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 77.

[9] Бондаренко И. А., "Реконструкция Соборной площади Моск. Кремля в кон. XV - нач. XVI в. и творческий метод итал. мастеров", Архит. наследство, М., 1995, вып. 38, с. 210-211.

[10] Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, сс. 80-82.

[13] Петров Д. А., "О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого", К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 81.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

"КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО" еще можно поискать:

Читайте также: