Деформационный шов в стене из бетона

Обновлено: 28.04.2024

Температурный шов – это деформационный шов в бетонной конструкции или основании. Наружный температурный шов-разрез разделяет дом на расчетные секции, в целях защиты материала стен, фундаментов и т.д. от деформаций в результате изменений температур бетона. Температурные швы обычно выполняют комбинированно с усадочными и компенсирующими сдвиги отдельных участков постройки в результате подвижек грунтового основания (сезонные осадки-пучения грунтов, как известно, ни предсказуемыми, ни равномерными быть не могут). Другие комбинации деформационных швов, к которым относятся и температурные, делают в целях разгрузки монтажных стыков между отдельными сборными элементами дома. Стыки должны сопротивляться не только поперечным и продольным напряжениям, но самым опасным – скручивающим, поэтому узлы стыков разрабатывают с деформационными швами. Расположены деформационные швы монтажных стыков на участках примыканий: бетонный пол с колоннами, маршами лестниц, пандусами и бордюрными камнями. А также и на любых участках конструкции, где есть излом плоскости или «ступенька» - например, перепад высот стяжки или плиты.

Температурный шов 10433

Температурные швы являются компенсационными, относятся к условно-эластичным и не имеют никакого отношения к усадочным швам и рабочим (технологическим или холодным) швам бетонирования. Совмещение температурного и усадочного шва всегда индивидуально и выполняется различно для массивного монолита, плит и стяжек.

Температурный шов 10446

Чтобы не запутаться в обширной терминологии: для упрощения классификации швов нужно подразделять их по нагрузкам и воздействиям на конструкцию, которые эти швы должны компенсировать.

Температурный шов 10434

Температурно-усадочные швы

Температурно-усадочные швы – это совмещение деформационных швов различного назначения в один, когда это возможно. Все температурно-усадочные швы обязательно герметизируют.

Температурный шов 10432

Усадочный шов

Усадочный шов фрагментирует конструкцию (плиту), при этом разрез никогда не доводят до нижней грани плиты. Усадочные напряжения в бетоне велики, и если не разгрузить плиту, то бетон не просто растрескается, а может стать непригодным к дальнейшей эксплуатации (или потребуется сложный дорогостоящий ремонт, установка пакеров и инъекции) из-за ряда глубоких сквозных трещин в напряженных зонах. Усадочный разрез делают по расчету – на часть высоты плиты, тем самым ослабляя рабочее сечение. «Где тонко, там и рвется»: усадочная трещина пойдет предсказуемо в глубину реза и не выйдет на загерметизированную поверхность конструкции. Усадочные швы часто совмещают с другими швами, в этих случаях может не быть ни трещин, ни разломов. Усадочные швы – это компенсаторы деформаций в массивах ж/б конструкций. Благодаря усадочным швам происходит компенсация деформаций усадок. Например, когда бетонная стяжка схватывается, она в силу физических факторов не может твердеть и терять влагу совершенно равномерно. Стяжку режут на карты – квадраты расчетной площади (в самых простых случаях для армированных стяжек это карты 6*6 м, если размер стяжки меньше – шов не нужен), и предусмотренные разрезы исключают появление непредусмотренных трещин.

Температурный шов 10435

Усадка бетона

Усадка бетона, или изменение объема забетонированных конструкций, начинается сразу же после завершения укладки бетонной смеси, продолжается в течение схватывания и твердения бетона и не всегда заканчивается после набора прочности - до нескольких месяцев и даже дольше. Потеря в объеме в результате усадки обычно находится в пределах 1-1,5%, это незаметно на глаз, но тем не менее может привести к растрескиванию бетона, отслаиванию поверхностного слоя и резкому снижению долговечности постройки - если не приняты меры по компенсации усадочных деформаций. Особенно опасны усадки бетона для несущих конструкций фундаментов, стен, перекрытий и т.д. Нормы допускают процент усадки, равный 3% для тяжелого бетона, или 0,4 мм/метр линейной конструкции. Уменьшение объема массивных конструкций вследствие усадки обязательно следует учитывать при бетонировании.

Температурный шов 10439

Величина усадки бетона зависит от многих факторов:

  • От количества цемента – прямая зависимость;
  • От вида цемента: высокоактивный и глиноземистый цемент даст большую усадку по сравнению с портланцементом;
  • От водоцементного отношения – чем больше воды в бетонной смеси, тем сильнее будет усадка;
  • От вида заполнителя: чем пластичнее заполнитель, тем меньше усадка;
  • От удельного веса и крупности заполнителя: чем плотнее и крупнее заполнитель – тем меньше усадка. Бетон с пористым крупным заполнителем и песком мелкой фракции даст большую усадку.
  • От качества уплотнения бетонной смеси при заливке. Вибро-уплотнение дает плотную упаковку зерен мелкого и крупного заполнителя и минимизирует пустоты, вследствие этого и усадка бетона намного меньше. Укладка с некачественным уплотнением приводит к усадочным трещинам в конструкции.

Температурный шов 10440

Процесс усадки бетона делится на стадии:

Первая усадка – пластическая, начинается уже при заливке смеси в опалубку и продолжается, пока вода испаряется из растворной смеси. Если не принять мер ухода за бетоном, не увлажнять и не защищать поверхности конструкций от солнца, ветра и излишнего тепла, то можно получить критическую усадку уже через 6-12 часов – до 4-5 мм/м, что приведет к образованию крупных поверхностных трещин. Что касается влаги, уходящей из жидкого бетона через неизолированную деревянную опалубку, из не укрытых грузовых и приемных емкостей, при слишком долгой перевозке смеси в жару и так далее – все эти нарушения технологии бетонирования приводят к снижению итоговой прочности конструкции, а в частности - к увеличению усадки. Компенсировать потерю воды можно пластификацией, но не превышая дозу реагента согласно инструкции. Разбавлять бетон водой для возвращения ему пластичности - значит увеличить усадку и снизить прочность. Пластическую усадку несложно уменьшить, но вторая стадия усадки необратима.

Температурный шов 10442

Вторая усадка – аутогенная, проходит в бетоне во время твердения и набора прочности. В защищенном бетоне величина этой усадки невелика – до 1-2 мм/м, но для массивного фундамента или стяжки — это достаточно серьезно. Чтобы предотвратить образование микротрещин, выполняют усадочные швы. Кроме того, бетонирование массивов в жару – это риск «запарить» бетон, поскольку при гидратации идет сильная экзотермия, что в итоге (если не охлаждать массив) даст внутренние напряжения в бетоне и трещины в конструкции. Снизить усадку можно и нужно, оптимизируя процесс укладки и ухода за бетоном. Оптимально - совмещать рабочие и усадочные швы.

Температурный шов 10441

Усадкой «при высыхании» современных бетонных конструкций обычно можно пренебречь. Но старое правило – заливать фундаменты и давать им выстояться около года – вовсе не архаизм, многие частные строители так и делают: заливают ленту или плиту весной, зимой бетону уже не грозят деформации и следующей ранней весной удобно начинать кирпичную кладку. Снижает усадку и армирование, и точный подбор состава бетона, и грамотное введение пластификаторов одновременно с уменьшением количества воды в бетоне.

Температурный шов 10438

Несколько «усадочных» нюансов:

  • Если в составе вяжущего много извести, то сильную поверхностную усадку может дать карбонизация.
  • Тяжелые бетоны дают меньшую усадку, чем легкие и пористые.
  • При зимнем бетонировании не обойтись без антиморозных добавок, и нельзя забывать, что они могут способствовать увеличению усадки. Бесконтрольно пластифицировать бетон тоже нельзя, любая присадка должна быть в нормативных пределах по технической характеристике.
  • Укладка смеси с тщательным вибрированием или штыкованием смеси значительно уменьшает усадку бетона. Уплотнять бетон можно любым способом: вибратором или садовой лопатой – главное эффективно выгнать воздух из смеси. Уплотнять заканчивают не раньше, чем прекратится появление воздушных пузырьков и на поверхности не появится цементное молочко.
  • Уход за бетоном: уложенный бетон должен быть влажным, оптимально 70-75% влажности, это снижает усадку.
  • Чем больше массив конструкции, тем больше значение усадки. На малых формах усадка незаметна и практически безвредна.
  • Усадка неармированных конструкций больше, чем усиленных армокаркасами.
  • Вовремя (при замесе) введенная пластификация снижает усадку, добавка пластификатора при форс-мажоре, например, чтобы реанимировать бетон на четвертом часу его жизни в миксере – увеличивает усадку и снижает прочность итогового бетона.

Температурный шов 10443

Экстремальные условия работ, зимнее и летнее (в жару) бетонирование, пренебрежение технологией приготовления, укладки и уплотнения бетонной смеси приводят к увеличению усадки и снижению прочности бетона.

Температурный шов 10444

Конструкция температурного шва

Устройство и конструкция температурных швов имеют свои особенности, отличающие эти швы от деформационных швов других видов. Например, в здании температурный шов делит весь надземный объем, но «не трогает» фундаментную часть: в грунте сооружение защищено от резких температурных перепадов. В бетонных полах и стяжках температурный шов оптимально совмещать с усадочным, а если технология и процесс частной стройки на нужном уровне – то и с конструкционным (рабочим) швом бетонирования.

Температурный шов 10437

Расстояние между температурными швами

Шаг температурно-усадочных швов рассчитывают исходя из вида бетона, массивности и протяженности конструкций, климата и условий работы и еще многих факторов. Этот шаг может быть меньше 0,5 м в бетонной стяжке узкого коридора, и до десятков метров в сборной ж/б конструкции. Таблица 10.2.3 СП63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции, исключительно для примера:

Температурный шов 10436

Температурный шов в бетоне

Для того, чтоб компенсировать нагрузки от подвижек грунтового основания и постройки относительно отмостки, делают температурный шов. Например, разделение отмостки и ее гибкая привязка с фундаментом будут демпфировать нагрузки, и отмостка не будет подвергаться критическим деформациям и прослужит долго. Пример: классический температурно-усадочный шов в бетоне:

Деформационный шов в железобетонных конструкциях выполняется с целью снятия давления на элементы в зонах, где материал может деформироваться под воздействием различных негативных факторов.

Чаще всего изначальное состояние железобетона нарушается по причине сильных температурных скачков, при наличии очаговой усадки грунта, в местах с высокой сейсмической активностью, в других ситуациях, когда наблюдаются небезопасные нагрузки, существенно уменьшающие несущие функции монолита.

как делать деформационные швы

Что такое деформационный шов

Деформационные швы – это предусмотренное проектом деление конструкции здания на фрагменты в горизонтальной (вертикальной) плоскости, благодаря которому удается компенсировать напряжение в определенных зонах несущего каркаса. Если это напряжение не устранить, то могут существенно измениться геометрические размеры, положение, свойства железобетона.

Благодаря швам удается придать зданиям проектную величину упругой подвижности. Деформационные швы бывают разных видов в соответствии с типом напряжения, которое призваны компенсировать: сейсмические, осадочные, конструкционные, усадочные швы, температурные.

Когда выполняется деформационный шов, конструкция делится на отдельные блоки, придавая монолиту упругость и способность выдерживать серьезные нагрузки без деформации. Стыки герметизируются специальным изолирующим материалом, который должен быть гибким и стойким к разным воздействиям.

какими бывают деформационные швы

Визуально деформационный шов в монолитном железобетоне представляет собой разрезы в поверхности, делящие конструкцию на блоки определенной величины. У каждого шва есть задача, которую он призван выполнить. Усадочный шов делают в железобетонных стяжках для предупреждения образования трещин на поверхности при постепенном затвердевании и наборе прочности бетоном.

В таком случае швы делают прямолинейными, не допуская даже минимальных закруглений и поворотов. Расстояние между ними напрямую зависит от глубины, ширины стяжки, типа площадки (закрытая/открытая).

Из-за особенностей расположения и параметров конструкции в зданиях могут применяться комбинации разных видов швов, которые одновременно защищают сразу от нескольких причин возможной деформации. Особенно актуален такой подход при строительстве высоких протяженных зданий, с большим числом разных элементов и конструкций.

схема выполнения деформационных швов в доме из арболита

  • Размещение частей конструкции на грунте с разными свойствами
  • При выполнении пристроек к уже существующему зданию
  • Если отдельные части строения имеют разницу по высоте больше 10 метров
  • Все случаи, в которых можно ожидать неравномерной просадки фундамента

Наибольшие расстояния между деформационными швами в ЖБ конструкциях

Расчет на температурные показатели и усадку не осуществляется для конструкций стандартного типа с трещиностойкостью третьей категории с напряженными/ненапряженными изделиями, но при условии, что расстояние между швами меньше нормативных пределов. Деформационные швы могут быть горизонтальными и вертикальными.

  • Для каркасных конструкций из дерева и металла – 40 метров для наружных построек, 60 метров для отапливаемых
  • Сборные сплошные конструкции – 30 метров для неотапливаемых зданий и 50 метров для отапливаемых
  • Монолитные каркасные конструкции из тяжелых марок бетона – 30 и 50 метров соответственно
  • Каркасные монолитные конструкции из легкого бетона – 25 и 40 метров соответственно
  • Монолитные здания из твердых составов – 25 метров для неотапливаемых помещений и 40 для отапливаемых
  • Ячеистый бетон – 20 и 30 метров соответственно

Если возводится одноэтажное здание из армированного каркасного бетона, расстояние между швами можно увеличивать в среднем на 20% относительно значений в таблице. Табличные данные можно применять, когда создаются вертикальные связи в средине отделенного блока в каркасных зданиях. Такие связи размещаются по краям блока и при воздействии деформаций приближают работу каркаса к цельному сооружению аналогичного типа.

правила выполнения деформационных швов

  • Выполняются во всех зданиях с трещиностойкостью первой и второй категорий.
  • Проходят по всей высоте на здании, благодаря чему деформация на отдельных зонах конструкции проходит свободно. Швы могут проходит от вершины основания до начала крыши, деля стены и все перекрытия.
  • Ширина стандартного шва равна 2-3 сантиметрам, шов заполняется пропитанной толем либо смолой паклей, несколькими слоями рубероида, герметиком.
  • Монтаж парных балок на 2 колоннах гарантирует правильный температурный шов в сборных и монолитных конструкциях. В каркасных зданиях он комфортен при появления серьезных и динамических нагрузок на перекрытия.
  • Осадочный шов нужен при нахождении здания на разной высоте или грунте.
  • Температурно-усадочный шов нужен при соединении новой пристройки к старой конструкции.
  • Раздвижение пар колонн с выполнением опоры на отдельные основания, а также монтаж встречных балочных консолей дают возможность сделать качественный деформационный шов. Также часто между отдельными частями здания делают вкладной пролет из плит и балок.
  • В монолитных зданиях усадочный шов формируют так: от одной части сооружения конец балки опирается на консоль свободно, она является продолжением перекладины другой части конструкции. Элементы, которые соприкасаются, соединяются аккуратно, чтобы избежать трения, разрушающего консоли.

Как выполняются

Термический и усадочный (а также сейсмический и осадочный) типы швов могут совмещаться в конструкции – получается усадочно-температурный (и сейсмически-осадочный) шов. Первый проходит по ширине и длине здания от верхней части фундамента до кровли, второй же предполагает полное деление конструкции на независимые один от другого блоки.

В таком случае железобетонный короб делится на вертикальные швы шириной 2-3 сантиметра, заполненные гидрофобным упругим герметиком. Правильное размыкание может обеспечить монтаж в смежных областях соседних частей парных балок и колонн.

создание деформационных швов в железобетонных конструкциях

В постройках разной высоты и на разных грунтах даже при условии объединения вкладным пролетом делают осадочные швы. Температурное расширение в отмостке из армированного бетона компенсируют делением на двухметровые квадраты посредством монтажа в опалубке пропитанных битумом брусков из дерева. Примыкание опалубки к стенам должно быть подвижным и герметичным.

Бетонные полы деформируются, если их площадь превышает 30 квадратных метров, провоцируя распространение трещин. Поверхность стяжки режут на глубину четверти-половины высоты, чтобы материал разорвался под швами. Площадки стяжки могут быть размером до 6 метров и не только квадратными, но и с соотношением сторон 1:1.5. Стыки разных материалов, залитых в разное время стяжек выполняют демпферами.

устройство деформационного шва

Изоляционные швы отделяют стяжку от стен на всю высоту по периметру здания, их заполняют упругими материалами. Также изолируются от стяжки пола колонны, лестничные марши. Плиты перекрытий монолитного типа отделяются разрезами от несущего каркаса конструкции, оптимальная ширина высчитывается индивидуально.

Межэтажные перекрытия заливаются фрагментами определенного размера. Все пустоты заполняют герметиком, заделывают. Делятся по всей высоте на отдельные блоки и ленточные основания, что компенсирует напряжения и нагрузки.

Шаг разрезания фундамента: 30 метров на слабо- и 15 метров на пучинистых грунтах. Швы заполняют долговечными герметиками. Вертикальными конструкциями наружных/внутренних стен создаются горизонтальные сечения, делящие здание на отсеки. Высота отсека для внутренней стены – 30 метров, для фасадной – 20.

В такие размыкания каркаса монтируют завернутый дважды в толь шпунт, он забивается паклей, потом герметизируется глиной. Ширина шва может составлять от 3 миллиметров до 100 сантиметров.

  • Разрезы должны идти по осям колонн, стыковаться с углами швов, проходящих по периметру колонн.
  • Карты пола должны быть квадратной формы либо со сторонами 1:1.5, прямыми, без ответвлений. Чем меньше величина карты, тем меньше риск хаотичной деформации монолита.
  • В проездах/проходах швы делают на расстоянии, идентичном ширине стяжки (в случае, когда проход больше 3.6 метров, в центре можно сделать продольный шов).
  • Расстояние между швами на открытых площадках – максимум 3 метра по всем направлениям.
  • Деформационные швы выполняются с использованием формующих реек, в противном случае разрезы создают после завершающей обработки бетона.
  • Стандартные швы по стяжке нарезают блоками 6х6 метров в треть толщины слоя бетона.
  • Место расположения и число швов устанавливают, исходя из усадки бетона, коэффициента температурного расширения, вероятных деформаций мест сопряжения стен и пола, фундамента и колонн, и т.д.
  • Все швы обязательно герметизируются, исходя из условий эксплуатации и требований.
  • Могут использоваться специальные рельс-рейки, укладывающиеся в каркас на этапе заливки.

Железобетонные конструкции в процессе эксплуатации могут быть подвержены различным нагрузкам и воздействиям, компенсировать которые удается за счет выполнения деформационных швов.

Холодный шов при бетонировании выполняют довольно часто при наличии определенных условий и необходимости. Так, в ходе реализации монолитных работ с использованием бетонного раствора заливку производят горизонтально слоями одинаковой толщины. Обычно укладку бетона осуществляют непрерывно, перекрывая слои до схватывания.

Когда же объемы работ слишком большие и бетонируют с перерывами, перекрытие уложенного раньше слоя следующим делают лишь после набора монолитом нужной прочности. В таком случае актуально выполнение холодных швов в зонах соприкосновения уложенных в разное время слоев. Этот шов еще называют рабочим и при условии соблюдения технологии его создания, а также при наличии прямой необходимости такой вариант позволяет сохранить прочность бетона и основные характеристики конструкции.

Рабочий шов бетонирования чаще всего делают там, где сложно или невозможно осуществлять заливку непрерывно: обычно это большие площади, требующие временных и трудозатрат на монтаж опалубки и арматурного каркаса. Продолжительность укладки бетона всегда ограничивается временем начала схватывания смеси в уложенном ранее слое.

Оптимальное время перекрытия слоев определяют в условиях строительной лаборатории, точный показатель зависит от погодных условий, специфики цемента, температуры и влажности окружающей среды. Если строительная смесь укладывается с перерывами, возобновлять работы можно лишь при наборе слоем прочности более 1.5 МПа с выполнением рабочих швов при бетонировании. Данная технология актуальна как в частном, так и в промышленном строительстве.

как герметизируют холодные швы

По своей сути рабочий шов – это всегда ослабленное место, но если сделать все правильно и в соответствии с требованиями СНиП, то такое решение поможет избежать проблем с нарушением целостности конструкции и понижением прочности из-за неодновременной заливки.

Благодаря устройству рабочего шва удается добиться максимальных характеристик бетона, снизить деформационные нагрузки, правильно уменьшить площади заливаемых участков. Технология заливки бетона не предполагает возможности заливки смеси слоями без проведения дополнительных мероприятий для обеспечения прочности и надежности.

Причины возникновения

Технология заливки монолита предполагает использование двух методов – непрерывной заливки раствора и укладки картами в виде отдельных блоков. Предпочтительный вариант – использование первого способа, обеспечивающего лучшие условия схватывания и твердения бетона.

Такая укладка предполагает пластичность нижнего слоя в момент заливки верхнего, что гарантирует хорошую адгезию, равномерный набор прочности и монолитность. Но реализовать метод удается далеко не всегда.

гидроизоляция рабочего шва в бетоне

  • Ограниченное время рабочих смен, наличие перерывов в работе техники, спецтранспорта.
  • Временные затраты на монтаж арматурных каркасов, лесов, сборку опалубки.
  • Ограничение нагрузок на поверхность, которая еще не набрала достаточную прочность.
  • Бетонирование закладных деталей, вводов коммуникаций.
  • Обеспечение направленных деформаций изделий и элементов при нагружении.
  • Создание первым этапом горизонтальной части конструкции, вторым – вертикальной.
  • Большие перерывы в работе после схватывания раствора.
  • Нехватка опалубки, технологического оборудования, лесов.
  • Недостаточный объем бетона для заливки в один цикл.
  • Недоукомплектованность бригады работников.
  • Малая мощность техники, недостаточная квалификация кадров.

В случаях, когда избежать этого невозможно, швы бетонирования и места их расположения продумывают заранее. Желательно избегать возможности появления спонтанных швов, а заранее согласовывать их с проектировщиком, делать в соответствии с технологическими перерывами, соблюдать технологию. Запрещено выполнение таких стыков в конструкциях, где есть растягивающие усилия.

В чертежах холодный шов бетонирования обозначается выноской с его названием и указанием точных размеров от осей конструкции, здания. Кроме технологических, часто в конструкции делают деформационные швы, основная задача которых – компенсировать усадочные и температурные перемещения монолита бетона.

В получившийся зазор монтируют изоляционные полосы, специальные рейки либо шнуры. Эти стыки также обязательно выносятся на проектный чертеж с обозначением.

Недостатки рабочих швов

Избежать основных минусов обустройства холодных швов можно в случае учета их в проекте и правильного выполнения. Когда же устройство швов не предполагалось, но они получились спонтанно, могут появляться существенные проблемы.

  • В зоне стыка появляется ослабленный участок, что представляет опасность для ответственных и нагруженных конструкций, так как снижается несущая способность.
  • В микротрещины может попадать вода, провоцируя протечки и корродирование арматуры, самого бетона. Зимой вода замерзает и разрушает монолит.
  • Понижение водонепроницаемости, морозостойкости, механической прочности камня.
  • Значительное уменьшение срока эксплуатации конструкции/здания.
  • Наличие заметных дефектов на поверхности монолита.

В зоне стыка на поверхности бетона появляется точка внутренних напряжений с преобладанием растягивающих усилий. Бетон прекрасно работает на сжатие, а вот другие виды нагрузок выдерживает не так легко. Область шва деформируется постепенно, повышая риски разрушения всего здания или конструкции.

Ситуация становится еще более серьезной, если в холодные швы попадает вода. Она вымывает компоненты камня, ускоряет разрушение материала. Особенно это опасно в случаях, когда фундаментный монолит заглублен в почву, также есть риски для резервуаров, гидротехнических сооружений. Агрессивные вещества из грунта провоцируют химическую коррозию бетона.

Если холодные швы не предусмотреть в проекте или сделать не по технологии, попавшая вовнутрь вода также будет способствовать механическому повреждению монолита зимой за счет попеременных замораживания и оттаивания.

как нарезаются холодные швы

Расположение швов по СНиП

Нормы и правила выполнения холодных швов бетонирования прописываются в соответствующих документах. Основное требование такое: независимо от условий, шов не должен стать зоной концентрации напряжения. Расположение стыка должно быть выполнено перпендикулярно оси колонн, балок, любой плиты, других бетонируемых элементов/конструкций.

  • Для отдельных балок с выполнением шва в границах средней трети пролета.
  • Для монолитно объединенных с плитами балок крупных габаритов (стык делают на отметке 20-30 миллиметров ниже поверхности плиты).
  • Для колонн при условии, что стык находится на отметке низа капителей, прогонов, подкрановых балок либо верха фундамента.
  • Для массивов, сводов, арок, резервуаров, сложных конструкций, сооружений, где швы располагают в предусмотренных проектом зонах.
  • Для плоских плит, где шов можно обустроить в любом месте, но исключительно параллельно меньшей стороне плиты.

правильное расположение холодных швов по СНиП

Идеальный вариант – это когда холодный шов совпадает с положением минимальной (нулевой) поперечной силы в конструкции монолита. Такое место находят при выполнении специальных расчетов (в эпюре сил поперечного типа).

При проведении расчетов вручную находят место пересечения эпюрой горизонтали (именно тут поперечная сила обычно стремится к нулю). При проведении расчетов с применением программ анализируют эпюры поперечных сил либо их цветных схем (так более наглядно).

На всех схемах и чертежах стык слоев бетона обозначают пунктиром. Чтобы более четко определить, делают выноску с названием «рабочий шов бетонирования». Схемы, указанные в чертежах, должны быть четко выполнены, изменять положение стыков запрещено. Все рекомендации и нормы указаны в СНиП 3.03.01-87.

Технология устройства

Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.

Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.

  • Правильный выбор места стыка на основе СП 70.13330.2012 (тут четко указаны допустимые границы для плоских/ребристых плит, колонн, балок). Для отмосток, полов, иных покрытий зоны выбирают в соответствии с объемами бетона и использующейся технологией.
  • Создание ровного края в процессе бетонирования, ожидание момента набора смесью минимум 1.5 МПа (обычно время выжидания составляет 1-3 суток).
  • Подготовка стыка с использованием механического или химического метода очистки. Но мастера советуют комбинировать оба способа.
  • Заливка участка стыка бетоном, уплотнение и выравнивание смеси.
  • В случае отсутствия предварительной подготовки места шва бетон прорезают вдоль стыка специальной машиной с соответствующим алмазным диском.

заполнение холодного шва

В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги.

Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.

Обязательно очищают арматуру. Растворы, залитые в разных слоях, должны демонстрировать идентичные показатели и характеристики, основными из которых являются прочность и несущая способность.

как и чем заполняют холодный шов

Рекомендации

Холодный шов обустраивается с обязательными мероприятиями по гидроизоляции. Правильно выполненная защита позволит исключить возможность попадания в шов воды, улучшит свойства монолита. Для качественной гидроизоляции применяют инъектирование, специальные смеси, набухающие шнуры и гидрошпонки.

Сначала твердый бетонный монолит шлифуют алмазными дисками, качественно очищают, потом закладывают вовнутрь шнур или заполняют мастикой. Основная задача в таком случае – качественная защита краев от попадания влаги.

Хорошо себя показали гигроскопичные материалы – неопрен, каучук, пористая резина и любые вещества, способные тянуться. Современный рынок предлагает большой выбор герметиков, подходящих для реализации задачи.

спонтанные холодные швы в бетоне

  1. Инъектирование цементно-песчаного раствора, силикатными и силоксановыми смесями. Шов заполняют раствором через специальные пакеты под давлением. Компоненты оказываются в структуре бетона, создают непроницаемую для воды мембрану. Актуально для влажных поверхностей.
  2. Использование пенетрирующих смесей, которые проникают вовнутрь. Шов заполняют гидропробкой, затирают пастой гидроизолирующей. Таким образом обычно ремонтируют стены подвалов, трещины на фундаменте, но не используют метод для испытывающих динамические нагрузки конструкций.
  3. Прокладка шнура на основе бетонита и каучука, который впитает влагу и защитит стык.
  4. Использование инъекционного шланга – набухающие неопреновые вставки обеспечат максимальную герметизацию стыка.
  5. Гермитовый профиль – специальная прокладка из пористой резины, которая уплотняет и не дает проникать вовнутрь влаге.
  • Большую адгезию можно обеспечить, обработав затвердевший уже бетон клеевыми, битумными, грунтовочными составами.
  • В условиях высотного домостроения швы делают со специальным армированием – применяются 1 и больше сеток разного типа, двухсторонние шпонки, сделанные из оцинкованной стали.
  • При спонтанном появлении холодных стыков соединения между слоями желательно расшить по периметру и залить герметиком.

Чтобы обеспечить прочность и долговечность конструкции или здания, необходимо соблюдать технологию заливки. И при больших объемах, наличии перерывов в работе обустройство холодных швов нужно внести в проект и выполнить правильно, что обеспечит наилучшие технические характеристики готового монолита.

Деформационные швы в бетонных полах обычно представляют собой технологические разрезы в толще монолита, которые призваны понижать воздействия разных усилий и факторов на покрытия и расположенные к ним близко архитектурные конструкции. Деформационные швы бывают разного вида в зависимости от возложенных на них функций, требования к ним прописаны в СНиП и проектной документации зданий.

Несмотря на прочность и другие положительные характеристики, бетон боится деформаций и некоторых видов усилий. При появлении даже небольшого напряжения он может растрескаться. Бороться с деформациями и сохранять бетон в первоначальном виде призван деформационных шов.

  • Внутреннее напряжение, спровоцированное высыханием (в среднем каждый метр стяжки «укорачивается» на 1 миллиметр и это немного, если речь не идет о десятках метров площади) – устраняется усадочными швами.
  • Расширение от воздействия температуры – часто трещины появляются под теплыми полами, в неотапливаемых помещениях, при перепадах температур. Снизить риск деформаций помогает температурный шов.
  • Усадка самого здания – понизить воздействие этого фактора на бетонный пол помогают осадочные швы.
  • Заливка стяжки не одним заходом, из-за чего часто можно наблюдать трещины на стыке старого и нового слоев. Тут делают конструкционные швы.
  • Землетрясения – для исключения деформации бетонного слоя в опасных зонах обустраивают сейсмологические швы.

Трещины в стяжке могут появляться хаотично, становясь причиной понижения качества и свойства (прочности, длительности эксплуатации, стойкости к различным воздействиям) бетона. Если обустроены теплые полы, то трещины могут стать причиной порывов в системе, других проблем.

Деформационные швы делают для того, чтобы снять напряжение со слоя материала и даже в случае появления трещин сделать так, чтобы они распространились в «правильных» (специально предусмотренных) местах. Швы могут выполняться как на этапе заливки бетона, так и после его застывания.

как правильно выполнять деформационные швы

Основные особенности и необходимость применения

Различные воздействия способствуют распространению трещин в бетонных полах, что негативно сказывается на качестве и длительности эксплуатации покрытия, а также прочности всего здания. Своевременное и правильное обустройство деформационных швов позволит полностью устранить или хотя бы уменьшить усадочные расширения и вызванное ими напряжение.

Основные негативные факторы, вызывающие деформации в бетона – ползучесть самого материала, проходящие в нем химические реакции, процессы усадки пола и здания, землетрясения, температурные перепады, изменение уровня влажности в воздухе.

  • Общая площадь стяжки составляет более 40 квадратных метров
  • Пол выполнен сложной конфигурации
  • Любая сторона помещения по длине превышает 8 метров
  • В процессе эксплуатации наблюдаются повышенные температуры, сильная влажность
  • По СНиП швы делают: в местах соединения пола, возле дверных проемов по всему периметру стен
  1. В процессе бетонирования – после выполнения заливки и шлифовки, в предполагаемом месте шва монтируют обработанную антиадгезионным составом планку, которая потом удаляется после твердения монолита, канавки заделываются герметиком.
  2. На застывшем основании – швы пилят на затвердевшем полу специальными инструментами, болгаркой с алмазными дисками. Обычно швы делают через двое-трое суток после финишной отделки бетона. Нарезая швы, важно соблюдать постоянную глубину (она должна быть равной 30% толщины стяжки) и ровность, целостность краев.
  • Разметка поверхности пола.
  • Проверка и настройка оборудования.
  • Нарезка пробного шва с проверкой качества.
  • Нарезка штроб на остальной площади с формировкой в том же направлении, в котором выполнялась заливка.
  • Герметизация швов герметиком.

Типы повсеместно используемых швов

Швы выполняются в железобетонных и бетонных конструкциях, полах. Разные типы швов обустраиваются для разных целей и ликвидации определенных негативных воздействий на бетонный монолит.

устройство усадочных швов

Расстояние между швами

Деформационные швы призваны уменьшать и ограничивать напряжения разного типа в бетонных полах. При их выполнении важно правильно рассчитать расстояние и схему. Нормы гласят, что расстояние между швами не должно превышать 150 метров для отапливаемых зданий сборного типа и 90 для монолитных конструкций. Если отопления нет, расстояние уменьшается на 20%.

В остальном же расстояния выбираются в соответствии с параметрами, формой, величиной пола и т.д. Обычно делают квадратами по несколько метров, обводят вокруг колонн, других конструкционных элементов таким образом, чтобы швы не шли Т-образно, избегая острых углов (желательно квадратами резать). Чем меньше карта швов, тем меньше трещин будет.

Самостоятельное устройство водонепроницаемого деформационного шва с металлическим профилем

Устройство деформационных швов в бетонных полах может осуществляться с использованием специального металлического профиля, что актуально в промышленных помещениях.

  • Длинным штукатурным правилом или шнурком размечается линия прорезки штроб шириной в 20-30 и глубиной до 4 сантиметров (соответствует высоте металлического профиля).
  • Нарезка шва штроборезом (сразу нескольких, с последующей вырубкой бетона перфоратором, зачисткой круглошлифовальной машиной).

процесс нарезки деформационных швов

  • Осуществление контроля уровня с применением лазерного нивелира.
  • Заливка дна шва слоем упрочненного полимербетона, чистовая обработка поверхности.
  • Вставка специальных болтов в профили, установка их в правильное положение, соединение двух профилей в цельную конструкцию с фиксацией гайками и соединительными элементами. Расстояние между профилями может быть разным, указывается в проекте с учетом типа деформационного шва. Следят, чтобы нижняя плоскость профилей лежала без перекосов в любую из сторон. Профиль в место входит без усилий. На стыках профилей расположены направляющий стержень и отверстие, которые гарантируют прочность соединения нескольких элементов в одну конструкцию. До соединения элементы можно намазать качественным клеем по металлу.

соединение профилей в деформационном шве

  • Закрепление профиля дюбелями, высверливание на расположенных горизонтально широких плоскостях отверстия нужного диаметра по величине пластиковых элементов дюбелей. Примерная глубина отверстия, которое высверливается, должна быть больше на 2-3 сантиметра, чем длина дюбеля, тогда его вбить будет проще.
  • Закручивание до упора электрической дрелью металлических элементов дюбелей, проверка качества фиксации. Дюбеля крепятся с шагом в 40-50 сантиметров.
  • Демонтаж установочного комплекта – снятие гаек и металлической стяжки, которая крепится втулками со внутренней резьбой. Болты после выкручивания можно не срезать, так как они находятся ниже верхней плоскости профилей и в будущем к ним будет закреплена декоративная вставка. На профилях также нужно открутить гайки временной фиксации болтов.
  • Укладка эластичной сменной вставки: вдоль профиля раскатывается рулон (начиная с торца), вдавливается в посадочные выступы осторожно и до упора. Вставка должна лечь ровно, без пропусков и перекосов, оставшийся кусок отрезают монтажным ножом.
  • Установка декоративных накладок из нержавеющей легированной стали (чаще всего применяется для нагруженных полов) или алюминия. В поверхность накладок входят торцы монтажных болтиков. Все фиксируется гайками, положение регулируется, исключая зазоры между лежащими рядом элементами. Далее нужно снять защитную пленку.
  • Установка защитного кожуха на профиль (он удаляется после того, как покрытие застыло).
  • Заливка пола бетоном.

Нарезные швы

Такие швы делают в помещениях с небольшой площадью, с использованием специальных механизмов, с шагом в 3-5 метров. Швы заделываются гибкой вставкой с герметиком либо только пластическим герметиком.

Заделка швов качественным гибридным герметиком

Устройство деформационных швов в бетонных полах требует их защиты, для чего используются гибридные герметики.

  • Очистка швов от пыли шпателем, пылесосом, металлическим приспособлением. Удаление пыли на всех близлежащих поверхностях.
  • Грунтовка поверхности специальным составом и кистью в несколько слоев (там, где примыкают плоскости шва к будущему слою герметика). Грунтовка наносится на горизонтальные поверхности и внутри шва.
  • Прокладка шовного шнура в шов на глубину до 10 миллиметров.
  • Вставка баллона с герметиком в монтажный пистолет, удаление торца упаковки ножом, накрутка наконечника пистолета.
  • Удаление кончика под углом 45 градусов наконечника так, чтобы выход трубки получился чуть больше ширины заделываемого шва.
  • Наконечник прикладывают к полу, начинают заполнение герметиком швов, двигаясь вдоль шва и аккуратно выдавливая массу.
  • Выжидание пары минут, удаление шпателем лишнего.

Шпаклевка швов двухкомпонентным герметиком

Этот метод требует больше времени и сил, но зато позволяет получить идеально ровную поверхность и пластичный, очень прочный шов.

  • Приготовление герметика по инструкции: в емкость вливают компонент, добавляют затвердитель, смешивают все, выжидают пару минут. Потом шпаклевку нужно использовать быстро (точное время указано на упаковке).
  • Приготовление приспособления для заливки вещества в шов: в крышке чистой пластиковой бутылки объемом до 2 литров делают отверстие диаметром 5 миллиметров, возле дна бутылки делают отверстие диаметром до 50 миллиметров (через него заливается герметик).

что нужно для шпаклевки деформационных швов

  • Бутылка заполняется герметиком до половины, крышка прислоняется к шву, шов заполняется герметиком.

заделка деформационных швов

  • Застывает герметик в течение 12 часов (может и больше, производитель все указывает).
  • После затвердения материала поверхность шва нужно зашлифовать круглошлифовальной машиной.

Деформационные швы в бетонных полах можно и нужно выполнять там, где есть риск повреждения бетона из-за напряжения и нагрузок. Если сделать все правильно, удастся устранить все негативные воздействия и обеспечить полу прочность, эстетику, качество и длительный срок эксплуатации.

Для чего нужен и как правильно формируется деформационный шов

Объекты из железобетонных составляющих, монолитные дорожки и отмостки возводятся с использованием различных материалов и методик направленных на упрочнение конструкций. Рассмотрим, с какой целью устраивается деформационный шов. Ознакомимся с разновидностями технических зазоров, критериями их выбора, возможными вариантами их заполнения. Читайте до конца и Вы узнаете об основных особенностях формирования канавок в затвердевшем бетоне.

Техническое описание

Под деформационным швом подразумевается линия разреза монолитной конструкции. Необходима она для того, чтобы от перепадов температуры и влажности, изменения давления на архитектурные элементы здания не происходили разрушительные процессы. Например, во время усадки дома или от сейсмического движения грунта могут лопнуть стены, перекрытия, фундамент. Также нередко трещины наблюдаются на пешеходных дорожках и отмостке из бетона или асфальта.

Если рассматривать в комплексе строительные объекты, которые нуждаются в устройстве деформационных швов, то можно выделить несколько отдельных вариантов:

  • протяженные стены, перекрытия, дорожные полотна, мостовые;
  • природное основание в виде слабого грунта, сейсмически активные регионы;
  • климатические зоны, для которых характерны обильные осадки.

С одной стороны разрез элемента нарушает его целостность и конструкция становится не монолитной, а состоящей из отдельных блоков. С другой стороны наличие деформационных швов способствует повышению устойчивости дома. Это обосновано улучшением общего уровня сопротивления здания к переменчивым нагрузкам различного рода.

Разновидности

Строение и его составные части могут быть повреждены по причинам, которые имеют различную природу. На основании этого осуществляется классификация деформационных разрезов. Выделяются среди них следующие варианты:

  • температурный – компенсирует линейные смещения от перепадов температур, устраивается только на стенах;
  • осадочный – формируется в условиях высокой вероятности появления неравномерного давления на грунт со стороны строения (не симметричное здание по этажам, близкое расположение различного рода зданий);
  • антисейсмический – отдельные блоки с колебаниями почвы справляются лучше, чем цельная конструкция;
  • усадочный – монолитный дом и его части по мере затвердевания бетона уменьшается в размерах, что способствует образованию избыточного напряжения в теле конструкций (формируется только на этапе набора прочности раствора, после завершения процесса усадочный шов заполняется раствором);
  • изоляционный – устраивается такой деформационных разрез в бетонных полах, вдоль стен и колонн, вдоль фундамента под оборудование либо смежные конструкции с целью заглушения нагрузки на них динамического характера;
  • конструкционный – назначение здесь аналогично усадочному, только исключено рассмотрение вертикальных подвижек.

Первый тип формируются чаще других для различного рода объектов. Перепады температурных условий эксплуатации наблюдаются во многих климатических зонах, что объясняет их распространенность. Компенсирующие тепловое расширение деформационные швы устраиваются в стенах вдоль всего монолитного здания за исключением фундаментной части.


Физические параметры

Расположение и геометрия деформационных швов в железобетонных конструкциях рассматривается на этапе проектирования того или иного объекта. Планирование осуществляется с учетом действующего свода СНиП 2.03.03 от 1988 года. Здесь стоит обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Температурный режим. Обязательно устройство деформационных швов в монолитных железобетонных конструкциях в условиях, когда присутствуют показания термометра ниже и выше нуля. Расположение разрезов: ось колонны, зазоры между плитами перекрытий, основание под стяжку (если есть). Ширина зависит от предельных линейных колебаний, которые определяются инженерными расчетами. В качестве заполнителя для технических пустот используется полимерный состав, который обладает хорошей пластичностью.

Примером послойно может выступать такое решение: пенопласт, два жгута из вспененного полиэтилена с полиуретановой смолой между ними слоем около 10 мм.

Важно соблюдать все проектные данные, которые касаются мероприятий по компенсации различного рода нагрузок. Отклонения повышают вероятность образования трещин, которые не всегда получается обнаруживать своевременно под отделочными материалами. Нередко приходится формировать разные по типу разрезы на тех или иных архитектурных элементах объекта.


Выбор заполнителя

Тип заполняющего материала для деформационного шва в стяжке пола или стене определяется физическими параметрами зазора и назначением конкретной конструкции. Это могут быть временные и постоянные решения, с разной степенью эластичности. Рассмотрим детальнее востребованные варианты:

  • Герметик на основе силикона. Допустим в таких условиях: низкая механическая нагрузка, небольшая обслуживаемая площадь. Специалисты рекомендуют использовать однокомпонентные составы, так как они характеризуются лучшим качеством.
  • Профилированная лента. Изготавливается материал из полимерного сырья либо модифицированной резины. Закладка осуществляется на этапе заливки конструкций универсального типа.
  • Уплотнитель. Используется для заполнения деформационных швов в полу из цементного раствора в небольших по площади помещениях. Материал представлен эластичным жгутом или полосой из полиэтилена со вспененной структурой. Дополнительно зазоры подлежат герметизации силиконовой пастой.

Дорогостоящее, но наиболее практичное решение для работ с крупными площадками, геометрически сложными конструкциями, нагруженными полами – металлопрофиль. Монтаж проводится на этапе заливки раствора. Состоит двухсторонний профиль из металлической основы, пластиковых или резиновых вставок. Последние обеспечивают герметизацию зазора.


Технология работ с монолитом

Чаще деформационный шов в стяжке или стене формируется после полного застывания монолита или спустя 48 часов после заливки. Начинается процесс с разметки линий, по которым с помощью специального оборудования или болгарки с алмазным диском наносятся разрезы. Далее с помощью перфоратора и насадки в форме лопатки из широких зазоров устраняется лишний бетон.

Дно канавки должно быть ровным по глубине, без лишних камней и мусора. Если планируется установка металлического профиля, то дополнительно выполняется выравнивание заглубления полимербетоном с последующим шлифованием. Под герметизирующую пасту усадочные или другие швы в бетонных полах и стенах подлежат обязательной очистке от пыли и грунтованию. Однокомпонентный состав после нанесения через несколько минут приглаживается чистым увлажненным шпателем. Двухкомпонентный герметизирующий материал имеет жидкую консистенцию, поэтому он просто заливается в деформационную канавку. Сглаживание такой шпаклевки выполняется после застывания средства с использованием шлифовального диска.

Видео описание

В этом видео мастер рассказывает нужны ли деформационные швы температурного типа в облицовке коттеджа:


Коротко о главном

Деформационный шов устраивается в теле железобетонных конструкций для компенсации движений под воздействий различного рода нагрузок.

В зависимости от причин, которые могут спровоцировать появление трещин и разрушение монолита, различают несколько типов зазоров: осадочные, температурные, конструкционные, усадочный, изоляционный, антисейсмический.

Чаще всего устраивается температурный тип шва, так как он должен быть сформирован в условиях отрицательных и положительных показаниях термометра.

Глубина канавки составляет минимум 30% от общей высоты монолита.

В зависимости от назначения конструкции, эксплуатационных условий и размеров зазора в поперечном сечении используются различные заполнители: силиконовый герметик, полимерная или резиновая лента, эластичный жгут из вспененного полиэтилена либо металлический профиль.

Расположение, форма поперечного сечения и тип деформационного шва определяется на этапе проектирования с учетом всех факторов и инженерных расчетов.

Читайте также: