Заполнение бетоном полых свай

Обновлено: 16.05.2024

В стандартном исполнении винтовые сваи окрашиваются снаружи. Внутри сваи остается ничем не покрытый металл, поэтому после закрутки необходимо как-то защитить его от коррозии.

Оцинкованные сваи обрабатываются полностью, в том числе и изнутри (полное погружение сваи в ванну с горячим цинком). Для них заполнение чем-либо не так критично, как для обычных (хотя тоже желательно).

Многие монтажники заливают внутрь сваи бетон. Это может быть оправдано при соблюдении следующих условий:

  • заливается бетон заводского производства;
  • после заливки бетон вибрируется для уплотнения и устранения лишнего воздуха;
  • в холодное время года для равномерного застывания раствора производится его подогрев;
  • свая с бетоном внутри оставляется на 2-3 недели без приварки оголовка для его полного затвердевания на всей длине сваи.

Как Вы понимаете, никто такие условия не соблюдает. Намешали лопатой в тазу на глазок, закидали во внутрь (и вокруг еще напачкали), и сразу оголовок варить. Так и остаются внутри сваи слоями песок, цемент и вода.

МИФ: после того, как через много лет металл сгниет останется бетонный столбик, который продолжит держать строение.

РЕАЛЬНОСТЬ: это может быть хоть как-то справедливо только для свай большого диаметра (219мм, 315мм и более) и то при условии соответствующего армирования и применения качественного раствора. Все, что меньше (а это основная масса устанавливаемых свай) просто не выдержит боковых нагрузок из-за тонкости столба.

Применять ЦПС (цементно-песчаную смесь) гораздо технологичнее. Можно взять готовую или сделать самому на месте (песок с цементом 1:3). Аккуратно засыпали через воронку, утрамбовали немного чтобы выгнать лишний воздух, и все, можно смело варить оголовок и продолжать стройку.

Внутри сваи нет влаги, нет доступа воздуха (при хорошей приварке оголовка сплошным швом), а значит нет и коррозии. Возникающий на стенках конденсат будет впитываться смесью, благодаря чему она со временем затвердеет. И нет той грязи, которую разводят вокруг при бетонных работах.

Полые сваи и сваи-оболочки, не требующие по расчету бетонного заполнителя, следует заполнять бетоном класса не ниже В7,5 или раствором марки М100, а в пределах слоя сезонного промерзания-оттаивания и выше - бетоном класса не ниже В15 с соблюдением требований по предотвращению образования трещин,
Полые сваи и сваи-оболочки, не требующие по расчету бетонного заполнителя, следует заполнять бетоном класса не ниже В7,5 или раствором марки М100, а в пределах слоя сезонного промерзания-оттаивания и выше - бетоном класса не ниже В15 с соблюдением требований по предотвращению образования трещин.

Было – допускается. стало – СЛЕДУЕТ!

Аргументы за:
1. Есть требование выполняй.
2. Перестраховка на всякий случай, т.к. много не мало (больше не меньше).
3. Стальные сваи со стволом из труб относятся к полым сваям или сваям-оболочкам, т.к. у них есть полость.
4. Пункт 8.15б относится к стальным сваям (весь пункт).
5. Выполнение требований «добровольного» перечня утв. Приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687.
6. Обеспечение характеристик безопасности согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
7. Так в любом случае лучше и надежней.
8. Без СТУ (месяц только на рассмотрение и согласование).

Аргументы против заполнения:
1. Кардинальная смена традиций конструирования. СП 24.13330, СП 50-102, СНиП 2.02.03
2. Зачем делать то что не будет работать, в чем нет смысла?
3. СП 24 не относит стальные сваи со стволом из труб к полым сваям или сваям-оболочкам.
В раделе 6 СП 24 явно указаны такие виды свай как:
- железобетонные круглые полые сваи диаметром до 0,8 м, заглубляемые вибропогружателями без выемки или с частичной выемкой грунта и не заполняемые бетонной смесью;
- сваи-оболочки железобетонные диаметром более 0,8 м, погружаемые вибропогружателями с выемкой грунта из их полости и заполняемые частично или полностью бетонной смесью.
4. В одном пункте любого НТД может содержаться все что угодно и по различным направлениям. Упоминание трещин это указание на бетон.
5. Адепты «ЗА», одобряя-принимая-продвигая первую часть требований – «СЛЕДУЕТ заполнять», игнорируют вторую часть – «С СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ по предотвращению образования трещин» которая неразрывно связана с первой.
Причина слепости адептов «ЗА»:
- предотвращение образования трещин в бетоне обеспечивается армированием;
- любой заказчик далеко и на долго пошлет проектную организацию предлагающую вместо стандартных стальных свай комплекты 2 в 1 ( ж.б. свая плюс стальная или ж.б. свая плюс неизвлекаемая труба).
6. Пункт 8.15б СП 24 (как и п. 6.3.10 СП 25) императивно ставит себя выше п 2 ч. 6 ст. 15 тех регламента от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
7. Благими намерениями вымощена дорога в з АД.
8. СТУ на сваи без заполнения согласовываются.

Как у вас обстоят дела с заполнением стальных свай бетоном?
В чем я ошибаюсь? Криворукость подрядчика и пункты 6, 7, 8 вне обсуждения.

негодяй со стажем

Все давно пройдено. У нас плюют на переписки с проверяющими и закладывают бетон. Обучение эксперта обходится дольше чем внесение изменений. Проверяющий доволен, у проектировщика есть бумага что это не его хотелки, заказчик платит, подрядчик иногда заполняет иногда экономит.
Лично мое мнение такое
бетон в полой свае или оболочке это про железобетонные сваи ибо трещат они пустые и выходят из строя раньше положенного. Климат и вода делают свое дело даже если внутри было сухо. Все остальное дело добровольное.
Абзац 3 в 8.15б это ошибка, инородный предмет в проруби.

Вы упустили еще один пункт против
Есть просто принцип СП 24.1330.2011
Есть принцип I СП 25.13330.2012
Есть принцип II СП 25.13330.2012
Рассмотрите их содержимое в контексте темы и вам станет нисмишно в цирке.

Винтовые сваи заполняют бетоном во время монтажа. Но зачем? А чем заполнять сваи — бетонным раствором? Полусухой или сухой смесью? На эти вопросы мы и ответим в нашей статье!

Как заполнять винтовые сваи - бетоном или сухой смесью?

Зачем заполнять винтовые сваи?

Многие полагают, что заполнение сваи необходимо для того, чтобы утяжелить конструкцию и придать тем самым дополнительную устойчивость при подвижках грунта. Однако это не так: винтовые сваи прочно вкручены ниже глубины промерзания в плотные слои грунта, поэтому и боковое, ни вертикальное давление не повлияет на устойчивость свайно-винтового фундамента.

Для повышения устойчивости и несущей способности фундамента используют металлическую обвязку: уголки, профильные трубы, швеллеры или двутавровые балки, которая связывает свайное поле, превращая его единую конструкцию.

Полость свай заполняют бетоном для того, чтобы влага не скапливалась на внутренних стенках, не вызывала коррозию и не разрывала сваю изнутри при замерзании.

Снаружи винтовые сваи защищены от коррозии только порошковой краской. Внутри сваи металл ничем не обработан, поэтому конденсат может нанести серьезный вред металлоконструкции и существенно снизить несущую способность фундамента.

Установленные винтовые сваи нельзя оставлять пустыми, их обязательно нужно бетонировать. Но чем заполнять сваи — жидким бетоном, полусухой или сухой смесью? Давайте разбираться.

Заполнение свай жидким бетоном

При заливке винтовых свай жидким бетоном образуется довольно много пустот — пузырьков воздуха. В этих пустотах также образовывается конденсат, который разрушает бетон, а затем — стенки трубы. Чтобы избавиться от пузырьков воздуха и сделать смесь однородной, сразу после заливки применяют строительный вибратор.

При вибрировании часть лишней воды, которая содержится растворе для текучести и удобоукладываемости, отслаивается (так называемое цементное молоко). Бо́льшая часть этой воды остается в свае.

Как заполнять винтовые сваи - бетоном или сухой смесью?

Также стоит учитывать, что внутри сваи, закрытой сверху оголовком, бетон высыхает очень медленно. Если в обычной опалубке лишняя влага из бетона испаряется, то в закрытой свае влаге некуда деться. Бетон в полости трубы может высыхать в течение нескольких лет. Соответственно, он регулярно подвергается циклам замерзания/оттаивания

Заполнение винтовых свай полусухим бетоном

Полусухой раствор — с достаточным количеством воды — намного меньше расслаивается при обработке вибратором. Но таким раствором сложно заполнить трубу с малым диаметром (до 89 мм). Воздушных пустот образовывается значительно больше, по сравнению с жидким бетоном.

Полусухая смесь меньше боится расслоения, но при этом трудоемкость значительно увеличивается.

Как заполнять винтовые сваи - бетоном или сухой смесью?

«Мокрая» заливка занимает много времени монтажа, необходимо отмывать инструменты (лопату, воронку). Со временем инструмент попросту выйдет из строя. Чтобы ускорить процесс заливки бетоном, то можно вызвать АБН, однако это дополнительные денежные траты.

Сухая засыпка винтовых свай

Сухая смесь в трубе остается в первоначальном состоянии очень долгое время. Цемент в трубе «вытягивает» влагу из воздуха, не позволяя образовываться конденсату на протяжении нескольких лет.

Плотность сухой засыпки значительно выше, по сравнению с жидкой, поэтому воздуха в трубе остается очень мало.

Как заполнять винтовые сваи - бетоном или сухой смесью?

Кроме этого, для заполнения трубы сухой смеси не требуются дополнительные инструменты — смесь можно засыпать прямо из мешка.

Подведем итог

Итак, что мы узнали из статьи:

Винтовые сваи заполняют бетоном для того, чтобы увеличить несущую способность свай?

Нет! Заполнение полости свай необходимо для того, чтобы вытеснить воздух и защитить тем самым внутренние стенки трубы от коррозии. Для увеличения несущей способности свайного фундамента используют металлическую обвязку.

Чем заполнять полость винтовой сваи?

Жидкий бетон. В смеси образуются полости воздуха, в результате чего снижается способность защиты от образования влаги. При устранении воздушных пузырьков жидкий бетон расслаивается и образуется так называемое бетонное молоко. В закрытом пространстве бетон будет высыхать несколько лет. Также для заливки требуются дополнительные инструменты, такие как лопата и воронка, а иногда и тяжелая техника (АБН).

Полусухая смесь. Не пригодна для заполнения свай малого диаметра. Воздушных карманов образуется еще больше, чем у жидкого бетона. Очень трудозатратный процесс, в результате которого инструменты требуют регулярной очистки и в скором времени попросту выйдут из строя.

Сухая смесь. Плотность значительно выше, по сравнению с жидким бетоном и полусухой смесью, поэтому внутри трубы остается очень мало воздуха (кислорода). Цемент «вытягивает» из воздуха влагу, не позволяя конденсату образовываться на внутренних стенках. В герметичной свае смесь остается сухой в течение многих лет. Для засыпки внутрь трубы не требуются дополнительные инструменты. Основную функцию — вытеснить воздух (кислород) из трубы — и предотвратить образование конденсата на стенках, сухая смесь полностью выполняет.

 как делают упрочнение винтовой сваи - засыпать или заливать бетоном

Свайно-винтовой фундамент может выдерживать большие нагрузки от веса здания. Это является причиной, по которой винтовые сваи используются в качестве несущей опорной конструкции при строительстве каркасных домов. Чтобы повысить прочность опор, полость лопастных труб заполняют раствором. Зачем винтовые сваи заливают бетоном, можно ли заполнять их сыпучим материалом и как правильно это делать – разбираемся подробно в статье.

Насколько оправдано бетонирование винтовых свай для фундамента?

 нужно ли бетонировать винтовые сваи при строительстве свайно-винтового фундамента

При строительстве свайно-винтового фундамента у многих возникают сомнения, касательно того, нужно ли заливать бетон в винтовые сваи. Есть мнение, что бетонирование свай может провоцировать негативные последствия.

Поклонники такой теории утверждают, что бетон и металл имеют разное температурное расширение. Вследствие большего линейного удлинения, бетон увеличивается в объеме. Это способствует образованию в нем микротрещин. По капиллярам влага будет проникать в структуру, накапливаться и провоцировать ржавление стенок винтовой сваи.

Однако на практике нет ни единого доказанного случая, когда бетонирование приводило бы к подобному последствию. Наоборот, заливка раствора в полость лопастных труб оказывает положительное влияние на опоры:

Одним из факторов, которые оказывают положительное влияние на металл является то, что бетон сам по себе щелочной материал. Такая среда в меньшей степени склонна вызывать реакции с обычной углеродистой сталью. Таким образом достигается дополнительное снижение вероятности активации процессов ржавления поверхности металлических внутренних стенок опор.

Заливка или засыпка винтовых свай для фундамента?

 чем засыпать винтовую сваю фундамента для упрочнения

Всегда ли необходимо заливать винтовые сваи бетоном или можно засыпать их другими материалами – это еще один вопрос, которым интересуются строители. В действительности при возведении свайно-винтовых фундаментов могут применяться и сыпучие материалы. Особенно это делать актуально при строительстве дома в зимний период, когда на улице температура ниже +5 градусов. При такой температуре использование раствора недопустимо.

В данном случае логичным будет вопрос о том, чем именно засыпать винтовые сваи внутри. Ведь обычный песок и щебень не подходят абсолютно. Такой слой будет обладать гигроскопичностью. За счет этого свойства, в полости труб будет скапливаться влага и провоцироваться разрушение стенок от коррозии.

К материалам, которые засыпают в винтовые сваи при монтаже, относятся:

Эти сыпучие материалы обладают одинаковым эффектом. После засыпки в ствол, смеси хорошо уплотняются, вытесняя воздух из полости. Обладая гигроскопичностью, пескоцемент впитывает влагу из воздуха. Накапливая влагу, цемент начинает набирать прочность, становясь плотным сплошным каменным слоем.

По причине более простого обращения, а также благодаря более качественному вытеснению воздуха из полости, многие специалисты засыпают в винтовые сваи сухую смесь, вместо бетонирования. Как поступать в конкретном случае, решает каждый сам.

Как залить бетон в винтовую сваю?

 как выполняется заливка бетонного раствора в полость винтовой сваи

Правильная технология заполнения стволов винтовых труб бетоном следующая:

  • Процесс заливки бетона осуществляется после того, как свайное поле полностью подготовлено и верхние части труб обрезаны под оголовки.
  • В бетономешалке замешивается раствор. Он должен быть однородным по всей структуре.
  • Для удобства заливки лучше использовать строительное ведро. Чтобы раствор не растекался по наружным стенкам и попадал точно ствол, рекомендуется применять металлическую воронку.
  • Воронка устанавливается на отверстие сваи сверху и производится заполнение полости бетоном до краев.
  • Производится процедура вытеснения воздуха из залитого раствора. Для этого следует использовать металлический прут. Его длина должна быть таковой, чтобы доставать до нижней точки внутри ствола.
  • Когда бетон схватится, устанавливаются оголовки. Их выравнивают строго по горизонтальности и приваривают к стволу. Дальше сварной шов зачищается и окрашивается для защиты от внешней среды и коррозии.

 нужно ли использовать щебень при бетонировании винтовых свай фундамента

Еще один вопрос, которые может возникать при упрочнении свай фундамента бетонированием - нужно ли добавлять щебень. Каменный материал существенно сокращает объем используемого бетонного раствора. Поэтому его применение кажется разумным и экономически целесообразным.

Стоит иметь в виду, что применение щебня может вызывать образование воздушных прослоек. Вытеснить воздух из полости при большой глубине залегания винтовой сваи является очень сложной задачей. Поэтому применение щебня в таких конструкциях не рекомендовано.

Какой бетон нужно использовать для заливки в полость сваи?

 какой бетон использовать для бетонирования винтовой сваи фундамента

При выборе бетона оперируют его марочной прочностью. Чем выше параметр, тем большая стойкость материала к нагрузкам. По этой причине, обязательно оценивается тип здания и его вес.

Если раствор готовится самостоятельно, то следует выбирать цемент с соответствующей марочной прочностью.

В целях уменьшения расхода цемента, в раствор допускается вводить песок. При изготовлении цементно-песчаного раствора стоит выбирать цемент повышенной марочной прочности М400 или М500. Таким образом достигается получение подходящего бетона.

Можно ли не заливать бетоном винтовую сваю фундамента?

 можно ли не бетонировать сваи при строительстве свайно-винтового фундамента

Бетонирование является отличным способом повышения прочности и несущей способности винтовой сваи. Однако такой процесс требует дополнительного вложения финансов на покупку строительных сыпучих материалов. Также применение данного способа укрепления свайного фундамента несет в себе дополнительные трудозатраты.

Устанавливать свайный фундамент без заливки бетона можно, если для этого применяются толстостенные трубы. Профессиональные строители допускают монтаж без засыпки и бетонирования, когда используются винтовые сваи с толщиной стенок от 5 мм до 7 мм. До образования сквозной коррозии в таких изделиях могут пройти многие десятилетия. Поэтому они обладают не только огромной несущею способностью, но и наиболее высоким сроком службы.

Нюансом применения толстостенных винтовых свай для изготовления фундамента является их высокая цена. Она в разы выше стандартных лопастных труб. Также возрастают траты на установку свай в грунт. Ведь вкрутить такое изделие можно только с привлечением механизированных средств и техники.

В большинстве, целесообразность использования толстостенных свай обоснована при строительстве крупных каменных домов, двух и трехэтажных строений. Если нужен фундамент на сваях для маленьких домиков, одноэтажных построек и зданий каркасного типа, то экономичнее, проще и быстрее делать его из обычных винтовых свай с последующей заливкой полости бетоном.

Мнение о том, что заполнение винтовой сваи необходимо, чтобы утяжелить конструкцию и придать ей дополнительную устойчивость при подвижках грунта ошибочно: опоры прочно вкручиваются в плотные слои грунта и пучение никак не влияет на стабильность свайно-винтового основания. К тому же для повышения показателей жесткости и несущей способности фундамента используют металлическую обвязку: уголки, профильные трубы, швеллеры или двутавровые балки, с помощью которых создается монолитное свайное поле.

Зачем винтовые сваи заполняют изнутри?

Полость свай заполняют бетоном для того, чтобы влага не скапливалась на внутренних стенках свай и не приводила к самопроизвольному разрушению металла — коррозии.

Снаружи винтовые сваи защищены от коррозии порошковым покрытием. Внутри — необработанный металл. Конденсат способен нанести серьезный вред металлоконструкции и существенно снизить срок службы стального основания. При другом “разрушительном сценарии” влага попадает внутрь конструкции из внешней среды — такое возможно, если труба опоры негерметична. Результат — замерзшая вода попросту разрывает сваю изнутри.

Вывод — винтовые сваи ни в коем случае нельзя оставлять пустыми, их обязательно нужно бетонировать. Но чем заполнять сваи — жидким бетоном, полусухой или сухой смесью? Давайте разбираться.

Заполнение свай жидким бетоном

Основной проблемой заливки винтовых свай жидким бетоном является образование значительного количества пустот — пузырьков воздуха. В этих пустотах образовывается конденсат, который разрушает бетон, а затем — стенки трубы. Чтобы избавиться от пузырей воздуха в бетонной смеси, сразу после ее заливки применяют строительные вибраторы. Вибрация в толще бетонного раствора способствует поднятию пузырей воздуха вверх и равномерному распределению наполнителя внутри конструкции.

Однако следует учитывать, что при этом процессе, часть лишней воды, которая содержится растворе для текучести и удобоукладываемости, отслаивается (так называемое цементное молоко). Большая часть лишней воды остается в свае. В результате этого застывший бетон похож на губку и почти не имеет прочности.

Жидкая бетонная смесь сохнет в закрытой свае несколько лет. Лишняя влага отслаивается от раствора и при замерзании может разорвать трубу изнутри.

Также стоит учитывать, что внутри сваи, закрытой сверху оголовком, бетон высыхает очень медленно. Если в обычной опалубке лишняя влага из бетона испаряется, то в закрытой свае влаге некуда деться. Поэтому бетон в полости трубы может высыхать в течение нескольких лет. Соответственно, он регулярно подвергается циклам замерзания/оттаивания.

Заполнение винтовых свай полусухим бетоном

Полусухой раствор — с достаточным количеством воды — намного меньше расслаивается при обработке вибратором. Но таким раствором сложно заполнить трубу с малым диаметром (до 89 мм). Воздушных пустот образовывается значительно больше, по сравнению с жидким бетоном.

Полусухая смесь меньше боится расслоения, но при этом трудоемкость монтажного процесса значительно увеличивается.

«Мокрая» заливка занимает много времени при монтаже, к тому же вам потребуется отмывать инструменты — лопату и воронку. Вызов АБН в значительной степени ускорит процесс, однако данная опция в той же степени увеличит общую стоимость монтажных работ.

Сухая засыпка винтовых свай

Сухая смесь в трубе остается в первоначальном состоянии очень долгое время. Воздух в трубе остается «сухим», поскольку цемент «вытягивает» из него влагу и не позволяет образовываться конденсату на протяжении нескольких лет. Разность дневных и ночных температур провоцирует обмен «сухого» воздуха в трубе с внешним влажным через отверстие под оголовком.

Сухой раствор вытесняет кислород из полости сваи и «вытягивает» влагу из остатков воздуха. Благодаря чему на стенках нет конденсата. В закрытой свае смесь остается сухой на протяжении многих лет.

Кроме этого, для заполнения трубы сухой смесью не потребуются дополнительные инструменты — смесь можно засыпать прямо из мешка.

Подведем итог:

Заполнение полости свай необходимо для того, чтобы вытеснить воздух и защитить тем самым внутренние стенки трубы от коррозии. Для увеличения несущей способности свайного фундамента используют металлическую обвязку.

Чем заполнять полость винтовой сваи?

❌ Жидкий бетон. В смеси образуются полости воздуха, в результате чего снижается способность защиты от образования влаги. При устранении воздушных пузырьков жидкий бетон расслаивается и образуется бетонное молоко. В закрытом пространстве бетон будет высыхать несколько лет. Также для заливки требуются дополнительные инструменты, такие как лопата и воронка, а иногда и тяжелая техника (АБН).

❌ Полусухая смесь. Не пригодна для заполнения свай малого диаметра. Воздушных карманов образуется еще больше, чем у жидкого бетона. Очень трудозатратный процесс, в результате короткого инструменты требуют регулярной очистки и в скором времени попросту выйдут из строя.

✅ Сухая смесь. Плотность значительно выше, по сравнению с жидким бетоном и полусухой смесью, поэтому внутри трубы остается очень мало воздуха (кислорода). Цемент «вытягивает» из воздуха влагу, не позволяя конденсату образовываться на внутренних стенках. В герметичной свае смесь остается сухой в течение многих лет. Для засыпки внутрь трубы не требуются дополнительные инструменты.

Основную функцию — вытеснить воздух (кислород) из трубы и предотвратить образование конденсата на стенках — сухая смесь полностью выполняет.

Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал — впереди огромное количество интересной информации о строительстве и еще больше мнений экспертов.

Читайте также: