Зачем щебень на железной дороге

Обновлено: 16.05.2024

Начнём с того, что железнодорожный путь - это довольно сложное инженерное сооружение, которое состоит из нижнего и верхнего строения пути. Рассмотрим верхнее строение пути: к нему, помимо рельсов, шпал и их скреплений, также относятся щебеночный балласт и песчаная подушка.

В этой статье нас интересует как раз щебёночный балласт. В былые времена, когда трава была зеленее , когда рельсы были двадцатиметровыми, а шпалы деревянными, рельсошпальную решётку укладывали на подготовленную мелкую каменистую или земляную фракцию, которая уже, в свою очередь, укладывалась на подготовленную земляную поверхность.

Такие железнодорожные пути, построенные, так скажем, по старому образцу, можно, в том числе, определить по растущему «сорняку» внутри и снаружи колеи.

Однако, со временем, поезда становились тяжелее, росла нагрузка на ось, а также, конечно же, возросла скорость движения и железнодорожный путь не справлялся со всеми этими нагрузками, создаваемые вибрации со временем приводили к деформации пути и перемещению рельсов и шпал.

Чем хорош щебень?

В конце концов, со временем стояли появляться железо-бетонные шпалы, а потом и бесстыковой («бархатный») путь, изменились и технологии укладки: под рельсошпальную решетку стали «щедро» насыпать балластный слой из щебня. Его конечно и тогда насыпали, но не в таком объеме.

Чем хорош щебень? Во-первых, благодаря ему, рельсошпальная решетка не «гуляет», а крепко держится на одном месте. Ну точнее как, если за путём не следить - он также будет гулять, но ведь на то у нас и есть путейцы на железных дорогах. Во-вторых, через щебень куда лучше проходит вода, чем через земляной слой, ну и, в-третьих, на щебне ничего не будет расти.

Ну а что касается того, почему бы не залить сначала бетоном, а потом на него положить путь. Во-первых, банально такая технология будет гораздо дороже, а во-вторых, щебень куда лучше справляется в условиях гуляющего грунта, то есть там, где была бы необходим глубокий и дорогой бетонный фундамент.

Да не просто укладывают и еще присыпают щебень сверху. У этого процесса есть свой технологический процесс, отступать от которого нельзя, разные виды и формы специального оборудования, и определенные правила. Да, все гораздо сложнее чем кажется, ведь щебень на железной дороге играет куда большую роль, чем представляет себе обыватель.

Называется кстати щебень в путевом хозяйстве балластом. Его главная задача - сделать так, чтобы готовый уложенный путь не двигался под воздействием внешних факторов, веса и вибрации, проходящих по железной дороге поездов и прочих причин.

Что будет, если пути уложить просто на землю? В каком-то месте, где грунт мягче, со временем он продавится, в других местах, пути попросту "расползутся" из-за вибраций и так далее. Балласт же призван компенсировать все эти воздействия, надежно удерживая шпалы и уложенные на них рельсы на месте и распределив вес пути и поезда по большей площади.

Но и это еще не все. Балласт также отводит от железной дороги воду, и не позволяет пересыхать почве, находящейся под ним летом, или наоборот переувлажняться, теряя тем самым свою несущую способность в более влажное время года.

Чтобы балласт мог эффективно выполнять свои функции, к материалам из которых его насыпают, предъявляются нешуточные требования по форме, размеру, упругости и тому подобное.

Укладка балласта, тоже как уже говорилось куда более сложный процесс, чем просто "насыпать камушки". Его укладывают под шпалы при помощи шпалоподбивочной машины, другой аппарат распределяет уложенный балласт особым образом, затем уплотняют, и в конце концов пераспределяют. В конечном итоге, результат должен соответствовать многочисленным требованиям и ГОСТам. И все ради того, чтобы рельсы не двигались в процессе эксплуатации, а оставались ровно на том месте, куда их уложили

И да, чтобы он со временем не утерял своих свойств, время от времени его еще нужно чистить. Разумеется, никто с щетками вдоль путей не ходит. Для этого тоже есть специальная щебнеочистительная машина.

Возможно, кому-то доводилось брести вдоль железнодорожных путей по крупному, неудобному щебню с острыми гранями. И недоумевать — зачем засыпать им железнодорожное полотно, заполнять пространство под шпалами и между ними?

Или есть какие-то более существенные причины для использования именно такого строительного материала для насыпи?

Камень камушку рознь

Щебень или щебенка получаются путем дробления в специальных машинах твердых горных пород, чаще всего — гранита, известняка, бута. Иногда он является побочным продуктом горнодобывающей промышленности, где дробят породу для того, чтобы добраться для жил редких металлов.

Щебень — незаменимый материал в строительстве. Его подмешивают в бетон, засыпают в основание зданий и сооружений.

Но для разных целей применяются фракции от 5 до 70 мм в диаметре. А в Европе по стандарту величина камушков может начинаться от 3 мм.

Но для железнодорожного полотна используют самую крупную фракцию — в среднем 50-60 мм.

Какую роль играет щебенка в качестве основания полотна под шпалы и рельсы?

Почему на железной дороге нужна самая крупная фракция?

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Электровозы и вагоны создают огромную нагрузку на железнодорожное полотно.

Несмотря на кажущуюся целостность конструкции — она движется, живет своей жизнью под давлением составов и влиянием температуры, осадков, процессов в земной коре. При определенных обстоятельствах это может создать угрозу безопасности.

Поэтому необходимо сделать полотно под шпалами и рельсами максимально устойчивым для нагрузок. Абсолютно жесткое основание под постоянными ударами разрушится. Поэтому нужно покрытие, гибко принимающее и гасящее давление составов, но не рушащееся и не уходящее быстро в землю под весом поездов.

Таким стала крупная фракция щебня.

Все не так просто

Технология насыпи достаточно сложна. Щебень при помощи шпалоподбивочной машины укладывают под шпалы. Затем его электробалластером распределяют до уровня рельсов и шпал и уплотняют уплотнительными и рихтовочными устройствами. После этого распределительная машина засыпает пустоты и, наоборот, удаляет лишнее с полотна.

Периодически во время ремонтов крупный щебень подбивают под полотно и подсыпают между шпал, а также удаляют наносные примеси щебнеочистительной машиной.

Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень? - фото 1

Если вы хотя бы раз путешествовали по железной дороге или просто проходили мимо железнодорожных путей, то замечали, что рельсы возвышаются над насыпью из щебня, в простонародье — щебенки. Давайте разберемся, что представляет собой эта самая щебенка и почему при строительстве основания для путей используют именно ее.

Что такое щебень

Щебень — это сыпучий материал с зернами размером более 5 мм, который получают путем дробления горных пород — например, гранита или известняка, гравия и даже строительного мусора. В зависимости от размера зерен щебень используется в качестве покрытия для пешеходных дорожек и детских площадок, при производстве бетона и бетонных конструкций, строительстве зданий, мостов и магистралей, а также железных дорог — в частности, при строительстве основания для железнодорожных путей. К слову, железнодорожники используют один из самых крупных видов щебня — размер каждой фракции составляет от 25 до 60 мм. И чаще всего вдоль путей выкладывают гранитный щебень, который отличается повышенной прочностью и морозостойкостью.

Зачем нужен щебень на железной дороге

Зачем вдоль железнодорожных путей выкладывают щебень? - фото 2

Все просто: щебень, или щебеночный балласт нужен для того, чтобы зафиксировать рельсы и шпалы на одном месте. И задача эта не из легких, ведь железнодорожные пути могут двигаться — например, из-за перепадов температуры, осадков, движения составов и вибрации, которую создают поезда. Также щебень защищает пути от затопления — во время сильных дождей или в период паводка.

Балласт укладывают под шпалы — для этого строители используют шпалоподбивочную машину. Затем балласт при помощи электробалластера распределяют по уровню рельсо-шпальной решетки и уплотняют при помощи балластоуплотнительных и выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. Наконец, балластораспределительная машина перераспределяет щебень, засыпает пустоты и удаляет лишние зерна с рельсов и шпал. Надо отметить, что щебенка требует регулярной очистки — с этой задачей прекрасно справляется щебнеочистительная машина, которая восстанавливает упругость балласта во время ремонта путей.

Почему же при строительстве железных дорог используют именно щебень? Все дело в форме и структуре самих камешков — каждый из них имеет неровные края и шероховатую поверхность. Это позволяет фракциям крепко «держаться» друг за друга и не позволять железнодорожному полотну «расползаться» и терять форму под воздействием внешних факторов.

Ранее стало известно, когда состоится запуск движения поездов по Крымскому мосту.


Если вы хотя бы раз путешествовали по железной дороге или просто проходили мимо железнодорожных путей, то замечали, что рельсы возвышаются над насыпью из щебня, в простонародье — щебенки. Давайте разберемся, что представляет собой эта самая щебенка и почему при строительстве основания для путей используют именно ее.

Что такое щебень

Щебень — это сыпучий материал с зернами размером более 5 мм, который получают путем дробления горных пород — например, гранита или известняка, гравия и даже строительного мусора. В зависимости от размера зерен щебень используется в качестве покрытия для пешеходных дорожек и детских площадок, при производстве бетона и бетонных конструкций, строительстве зданий, мостов и магистралей, а также железных дорог — в частности, при строительстве основания для железнодорожных путей. К слову, железнодорожники используют один из самых крупных видов щебня — размер каждой фракции составляет от 25 до 60 мм. И чаще всего вдоль путей выкладывают гранитный щебень, который отличается повышенной прочностью и морозостойкостью.

Зачем нужен щебень на железной дороге


Все просто: щебень, или щебеночный балласт нужен для того, чтобы зафиксировать рельсы и шпалы на одном месте. И задача эта не из легких, ведь железнодорожные пути могут двигаться — например, из-за перепадов температуры, осадков, движения составов и вибрации, которую создают поезда. Также щебень защищает пути от затопления — во время сильных дождей или в период паводка.

Балласт укладывают под шпалы — для этого строители используют шпалоподбивочную машину. Затем балласт при помощи электробалластера распределяют по уровню рельсо-шпальной решетки и уплотняют при помощи балластоуплотнительных и выправочно-подбивочно-рихтовочных машин. Наконец, балластораспределительная машина перераспределяет щебень, засыпает пустоты и удаляет лишние зерна с рельсов и шпал. Надо отметить, что щебенка требует регулярной очистки — с этой задачей прекрасно справляется щебнеочистительная машина, которая восстанавливает упругость балласта во время ремонта путей.

Почему же при строительстве железных дорог используют именно щебень? Все дело в форме и структуре самих камешков — каждый из них имеет неровные края и шероховатую поверхность. Это позволяет фракциям крепко «держаться» друг за друга и не позволять железнодорожному полотну «расползаться» и терять форму под воздействием внешних факторов.

Ранее стало известно, когда состоится запуск движения поездов по Крымскому мосту.

Читайте также: