Выберите лесничего сосна под окном детального просмотра информации о сосне

Обновлено: 04.05.2024

Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста.

  • познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной;
  • учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
  • обогащать словарный запас по лексической теме “Ель и сосна”;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  • расширить кругозор детей;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;
  • воспитывать любознательность, интерес детей к объектам живой и неживой природы;
  • способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Ход занятия

Слайд 2

Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из леса прилетела сова и принесла какое-то письмо. Что же в нем? А, здесь загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Слайд 4

В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.

***

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Сосна).

Слайд 5

Педагог. Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто есть такие стихотворные строки:

Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце? –
Говорят они: - Осина. –
Только мне не верится
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Педагог. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?

Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева.

Ель и сосна - хвойные деревья.

Слайд 6

Существует более 100 видов сосен. В нашей местности растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая сосна.

Слайд 7

Ель - высокое стройное дерево. У нас можно встретить два вида ели: - голубая и обыкновенная.

Слайд 8

Сосна - неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах.

Слайд 9

Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.

Слайд 10

Сосна - светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это дерево теневыносливое.

Слайд 11

Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.

Слайд 12

Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.

Слайд 13

Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.

Слайд 14

Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная.

Слайд 15

У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.

Слайд 16

Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.

***

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Слайд 17

Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками.

Слайд 18

У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое.

Слайд 19

Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.

Слайд 20

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.

Слайд 21

Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.

Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.

Физминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки - ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)

Слайд 22

У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.

Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый.

Слайд 23

Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.

Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый цвет.

У хвоинок есть дыхательные “окошечки” - устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания.

Слайд 24

У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Определить возраст дерева можно по мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К полученному значению прибавить пять. Это число и будет возрастом дерева.

Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева.

Слайд 25

Специалисты, чтобы определить возраст дерева, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.

Слайд 26

Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более 9000 лет.

Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса.

В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем дереве, они решили посетить его и взять от него какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не погибла!

В наше время расположение сосны в парке держится в секрете, и сосна никому не показывается.

Слайд 27

Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.

Слайд 28

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.

Слайд 29

Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору.

Слайд 30

В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.

Слайд 31

Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.

Слайд 32

Делают детские игрушки.

Слайд 33

Слайд 34

Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.

Слайд 35

Сосна и ель - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем.

Слайд 36

Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.

Слайд 37

На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он первый издал указ и приказал украшать дома и улицы еловыми и сосновыми ветками.

С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой нарядной, пушистой, душистой.

Слайд 38

В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений.

Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.

Слайд 39

Для того чтобы сохранить лесные богатства, в нашей стране существует Лесной Кодекс.

Слайд 40

Педагог. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!

Слайд 41

Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.

  • Лес, в котором растут сосны, называется . (сосновый бор)
  • Лес, в котором растут ели, называется. (ельник)
  • Семена у ели и сосны находятся в. (шишках)
  • Елочка – короткая иголочка,
  • Сосна – игла. (длинна)
  • Елка колет, сосна. (гладит)
  • У хвоинок “дыхательные окошечки” называются. (устьица)
  • Имя самой древней сосны. (Мафусаил)
  • Самая древняя ель растет на горе. (Фулу)
  • Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле, это - . (янтарь)
  • Лесные богатства надо. (беречь, охранять)

Педагог. Наше занятие подошло к концу.

Слайд 42

Спасибо за внимание!

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

2. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.

3. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М.: Изд. ООО Белый город, 2013. – 144 с.

4. Подрезова Т. И. Материал к занятию по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – 4-е изд.-М.: Айрис – пресс, 2009. -256с.

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013. – 64 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

2 класс

Комплексная работа

Фамилия, имя: _____________________________________

Класс: _____

Внимательно прочитай текст и выполни задания

Что необыкновенного в обычных соснах?

С давних времён существуют на Земле сосны. А точнее, целое семейство – сосновые. Это дружное семейство объединяет таких близких родственников, как сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. Произрастают они в основном в Северном полушарии. Огромные леса, состоящие большей частью из сосновых пород, называют тайгой.

Все сосновые имеют хвою, которая живёт на деревьях от двух до пяти лет. Смена хвои происходит постепенно. На зиму сбрасывает хвою только лиственница.

Какие сосны без шишек! У разных деревьев и шишки разных размеров. У сосны длина шишки до пяти сантиметров, а у ели до пятнадцати сантиметров. Шишки кедра имеют длину до тринадцати сантиметров. Каждая кедровая шишка содержит от тридцати до ста пятидесяти семян. С одного дерева можно получить до двенадцати килограммов чистого ореха. Из этих семян в Сибири делают кедровое масло.

Семена кедра распространяются кедровками и бурундуками, которые питаются этими семенами и делают запасы. Семена сосны и ели распространяются с помощью ветра. Выпав из шишки, семя, снабжённое крылышком, начинает быстро вращаться. Крутящееся семя опускается медленно, и ветер относит его далеко от дерева.

Сосны и ели вырастают очень высокими – до восьмидесяти метров. Кедр может быть высотой до сорока четырёх метров.

У сосновых ценная древесина. Особое место здесь занимает лиственница. Её древесина отличается высокой прочностью, влагостойкостью и долговечностью. Её используют для подводных сооружений, в кораблестроении. Из неё делают мебель, строительные материалы. Из смолы хвойных деревьев вырабатываются необходимые человеку вещества – скипидар, канифоль, дёготь.

Хвойные деревья не только радуют глаз круглый год. В зимнее время хвойные деревья очищают воздух и наполняют его кислородом. Сосновые обладают оздоравливающими свойствами. (245 слов)

1. К какому жанру относится текст? Отметь ˅.

2. О чём говорится в тексте?

В тексте говорится о _______________________________________________

3. Как по-другому можно озаглавить текст?

4. Установи правильную последовательность плана текста (вставь

нужные цифры):

Шишки сосновых деревьев.

Семена в сосновом лесу.

Хвоя сосновых деревьев.

Польза соснового леса.

Высота сосновых деревьев.

5. Продолжи заполнение схемы:

6. Найди утверждение, противоречащее содержанию текста:

А) Сосновые леса в основном произрастают в Северном полушарии.

Б) У разных деревьев и шишки одинакового размера.

В) Семена сосны и ели распространяются с помощью ветра.

Г) На зиму сбрасывает хвою только лиственница.

7. Пользуясь текстом, запиши ответ на вопрос:

Что такое тайга?

Тайгой называют______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Впиши в таблицу название дерева в соответствии с длиной его шишки:

____________________

_____________________

____________________

9. Заполни таблицу:

Название дерева

Высота этих деревьев

______________________

______________________

10. Заполни таблицу:

Способ распространения семян

Дерево, семена какого так распространяются

Распространяются кедровками и бурундуками, которые питаются этими семенами и делают запасы.

_________________________

Распространяются с помощью ветра.

___________ и _____________

11. Заполни схему:

Свойства: Использование:

1.высокая прочность 1.для подводных сооружений 2.__________________ 2._______________________ 3.__________________ 3._______________________

12. Из смолы хвойных деревьев вырабатываются (перечисли):

13. Какую пользу приносят сосновые леса?

Постарайся составить три предложения.

14. Придумай и запиши вопросы, ответы на которые есть в тексте. Постарайся написать три вопроса.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________

15. Найди в тексте по одному – два слова на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу, не изменяя формы слова. Подчеркни орфограмму.

Название орфограммы

Слова с данной орфограммой

1.Проверяемые безударные гласные в корне слова.

______________________________

______________________________

2. Парные согласные в корне слова.

______________________________

______________________________

3.Мягкий знак – разделительный.

______________________________

______________________________

16. У какого растения высота меньше, чем у лиственницы, но больше, чем у пихты? Обведи букву.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Глагол.ppt

Презентация по русскому языку по теме «Глагол» Подготовила учитель начальных.


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста


«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация по русскому языку по теме «Глагол» Подготовила учитель начальных.

Презентация по русскому языку по теме «Глагол» Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Верхне-Колчуринская СОШ» Алькеевского МР РТ

Что обозначают глаголы? а)предмет б)признак предмета; в)действие предмета.

Что обозначают глаголы? а)предмет б)признак предмета; в)действие предмета.

Подбери глаголы. Хитрость-…, крик-…, стрельба-…, письмо-…, свист-. ходьба-.

Подбери глаголы. Хитрость-…, крик-…, стрельба-…, письмо-…, свист-. ходьба-…, пение-. скрип-… .

Выпиши глаголы. Говорят, тишина, снег, падал, день, принес, росла, красивый.

Выпиши глаголы. Говорят, тишина, снег, падал, день, принес, росла, красивый, избушка, посыпались, ковры, весёлый, пела.

Измени по числам. Знаю-…, видит-…, Поёшь-…, сделают-…, Гремят-…, цветёт-…, См.

Измени по числам. Знаю-…, видит-…, Поёшь-…, сделают-…, Гремят-…, цветёт-…, Смешит-…, греют-… .

Образуй начальную форму. Растаял-…, белеют-…, пищали-…, любит-…, стояла-…, та.

Образуй начальную форму. Растаял-…, белеют-…, пищали-…, любит-…, стояла-…, тащит-…, достаю-…, ловили-… .

Вставь пропущенные буквы У р…ки ст…ят сосны. С…сна любит расти в сухих местах.

Вставь пропущенные буквы У р…ки ст…ят сосны. С…сна любит расти в сухих местах. Зимой и летом сосны з…лёные. Воздух в с…сновом б…ру радует нас ч. стотой. Среди корней в…дна н…ра кр…та.Он ж…вет под з…млёй. В с…сновом б…ру ж…вут белки,дятлы и с…ва.

У реки стоят сосны. Сосна любит расти в сухих местах. Зимой и летом сосны зе.

У реки стоят сосны. Сосна любит расти в сухих местах. Зимой и летом сосны зелёные. Воздух в сосновом бору радует нас чистотой. Среди корней видна нора крота.Он живет под землёй.В сосновом бору живут белки, дятлы и сова.

Краткое описание документа:

Презентацию можно использовать при закреплении и обобщении знаний о глаголе в начальной школе.

По третьему слайду дети " подбирают однокоренные глаголы к данным именам существительным . Следовательно можно использовать его при изучении однокоренных слов.

По четвертому слайду дети "учатся различать разные части речи и выбирать среди них глаголы . В этой презентации можно рассмотреть вопросы изменения глаголов по числам,о начальной форме глагола, упражняться в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

Измени по числам.
Знаю-…,
видит-…,
Поёшь-…,
сделают-…,
Гремят-…,
цветёт-…,
Смешит-…,
греют-… .

Образуй начальную форму.
Растаял-…,
белеют-…,
пищали-…,
любит-…,
стояла-…,
тащит-…,
достаю-…,
ловили-… .

Вставь пропущенные буквы

У р…ки ст…ят сосны. С…сна любит расти в сухих местах. Зимой и летом сосны з…лёные. Воздух в с…сновом б…ру радует нас ч. стотой. Среди корней в…дна н…ра кр…та.Он ж…вет под з…млёй. В с…сновом б…ру ж…вут белки,дятлы и с…ва.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

учени____ 3 класса Б МБУ «Лицей №51»

____________________________________________

Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Одно из самых распространённых деревьев нашей страны -сосна. Это вечнозелёное, хвойное дерево. Известно около ста видов сосны, и расселились они от крайнего севера до крайнего юга. В средней полосе чаще можно встретить сосну обыкновенную. Это крупное дерево до 40 метров высотой, с широкой кроной, пропускающей много света.

Сосна может расти и на голых скалах, и на болотистых почвах, и на сухих песках. Корни её уходят глубоко в землю и крепко удерживают дерево на любой поверхности. Не случайно научное название дерева в переводе означает «скала».

Но зато к свету сосна очень требовательна. Поэтому ев в лесу дерево тянется ввысь, поближе к свету, и ветки с хвоей находятся почти на самой макушке. Могучие стволы похожи на стройные колонны, и кажется, что они шумят своими зелёными кронами где-то под самым небом.

Сосна - одно из самых долговечных деревьев. Правда, она очень чувствительна к ядовитым газам, которые выбрасывают трубы заводов.

Умеете отличать ель от сосны? У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

Очень много пользы приносит сосна. Всё в ней используется человеком: и древесина, и хвоя, и почки, и светлая, прозрачная смола. Сосновые леса очень красивы, богаты ягодами, грибами, лекарственными травами, всякой живностью.


Выпиши в алфавитном порядке, что использует в сосне человек.


Задание № 3

Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том,

чем сосна отличается от ели. Проверь. Если ошибся, исправь.


Задание № 4

Подчеркни жанр, к которому относится этот текст:

сказка, рассказ, басня, научно-популярная статья.


Задание №5

Напиши, как ты понимаешь слово «долговечное».


Задание № 6

Из последнего предложения выпиши слово, в котором все

согласные мягкие, и слово, в котором все согласные твёрдые.


Задание № 7

Выпиши из текста подчёркнутые слова, определи в них

орфограмму и подбери проверочные слова.

Проверяемая безударная гласная в корне

Парный по звонкости / глухости согласный в середине слова


Задание № 8

Выпиши лишнее слово : сосновый, сосна, сосенка, соснуть.

__________________________________________________________________


Задание № 9

Из последнего абзаца выпиши первое предложение,

подчеркни главные члены.


Задание № 10

Найди в тексте информацию о высоте сосны.

Запиши её в дециметрах.


Задание № 11

На сколько метров берёза ниже сосны,

если высота берёзы - 17 метров?

Информацию о высоте сосны найди в тексте.

Задание № 12


Запиши выражение и найди его значение:

разность чисел восемнадцать и пятнадцать увеличить в три раза.


Задание № 13

Соедини текст задачи со знаком действия, с помощью которого

ты будешь её решать.

Высота дуба -20м , а молодой берёзки- на 15м меньше. Какова высота молодой берёзки?

На первой полке 25 книг, а на второй-30 книг. Сколько книг на двух полках?

Одна тетрадь стоит 4 рубля. Сколько стоит 3 таких тетради?

18 конфет раздали детям, по 3 штуки каждому. Сколько детей получили конфет?


Задание № 14

Поставь V под изображением дерева, о котором

рассказывается в тексте.









Задание № 15


Распредели в таблице названия объектов:

стол, сосна, камень, собака, песок, трактор.

Объекты живой природы

Объекты неживой природы

Объекты, сделанные человеком


Задание № 16

Какое из перечисленных действий человека способствует сохранению природы? Запиши выбранный тобой номер ответа.

1) выброс автомобильных газов в атмосферу;

2) заготовка древесины;

3) создание заповедников;


4) слив отходов в реку.


Задание № 17

Напиши, что может принести вред сосне.

________________________________________________________________


Задание № 18

Укажи V неверное высказывание .

Сосна может расти на любых почвах.

Сосна- тенелюбивое растение.

Сосна приносит много пользы человеку.

Задание № 19


Найди в словах приставки и последовательно впиши их в клетки. У тебя получилось новое слово. Выдели в этом слове корень .



Для поливки огорода требуется 30 вёдер воды. Хватит ли воды, чтобы полить весь огород, если папа принёс 24 ведра воды, а сын - в 4 раза меньше. Запиши решение и ответ.

Если численность лиственных и хвойных деревьев примерно одинакова, лес называют смешанным. Если преобладают хвойные деревья, лес называют хвойным. А если наоборот - лиственным или широколиственным. Рассмотри таблицу и поставь V в первом столбце таблицы напротив названия лесов, в которых произрастает сосна обыкновенная.

Цель: Дать знания о лесах России, показать их разнообразие, способствовать формированию чувства любви к родной природе, ответственности за неё. Развивать кругозор учащихся, компьютерную грамотность. Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать текст, находить и использовать изобразительно-выразительные средства.

Оборудование: карта природных зон России, компьютер, проектор, презентации “Лесная зона России”, “Звуки леса”, атласы. На доске план характеристики природной зоны. Выставка книг о лесе, природе.

Деятельность учителя: ставит цели и задачи урока, организует работу с картами, работу с текстом, проводит викторину, оценивает презентации, организует творческую работу. Подводит итоги урока. Курирует работу по подготовке детских презентации к уроку.

Деятельность учащихся: подготовка презентаций, работа с картой, выразительное чтение стихотворений, выполнение творческих работ, участие в викторине.

Ход урока

Полюбуйся – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый,
Затевает карнавал.
Закружился клён с осиной,
Утки крячут под лозиной,
Лес танцует…
Вдруг – устал…
Дни бегут за днями следом.
Лес утих и поредел,
Притворился дряхлым дедом…
Поседел…
Похолодел…
Но меня ты не обманешь
Белой шапкой снеговой.
Ты по-прежнему живой!
Ты опять зелёным станешь
И опять меня притянешь
Клейкой почкой
И травой,
Птичьей песней хоровой!

1. Учителя географии и литературы говорят о целях и задачах урока.

Затем учитель географии вспоминает с учащимися, как даётся характеристика природных зон, каким пользуются типовым планом, учащиеся находят его в тетради.

2. Самостоятельная работа

  1. какова площадь лесов в России?
  2. какую долю страны они занимают?
  3. какие виды лесов есть в России?
  4. какие леса встречаются в Чувашии? (лучшие ответы оцениваются учителем).

Идёт фронтальная работа с классом по плану характеристики природной зоны: положение, климат зоны лесов.

3. Знакомство с зоной лесов

(Презентация “Лесная зона России”. Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

4. Учитель литературы проводит беседу о теме леса, природы в творчестве русских писателей, ведёт работу с текстом (В. Песков “Лес в октябре”). В ходе работы с текстом ученики определяют стиль текста, тип речи, главную мысль, изобразительно – выразительные средства, использованные писателем в данном произведении.

Месяц жёлтых метелей. Сначала листок за листком тихо валятся книзу. Но вот покрепчал мороз – и клён на опушке как будто за ночь остригли. Рыжая причёска ворохом лежит возле ног. И всё кругом теряет лист за листом. В тихий день разлита между деревьями жёлтая музыка. Листья кружатся в медленном танце, повисают на паутинах, золотым шитьём ложатся на ёлки, на зелёные подушки кукушкина льна, на тёмные шары можжевельника и тихие окна лесной воды. Лесные дороги покрылись жёлтым ковром. Листья не поблекли и не подсохли ещё, глушат шаги, мягкой подстилкой лежат в колее, в сырую погоду липнут на тележное колесо, вертятся мохнатым кругом. Листья ещё не успели прикрыть грибы, ещё можно найти грузди, опёнки, россыпи медных пахучих рыжиков. Напоказ стоит ядовитая красота мухоморов.

Дожди. Туман. Белая соль мороза. С каждым днём всё гуще огонь листопада. И приходит, наконец, день жёлтой метели. Закружилось, перепуталось всё в лесу. Шорох, мелькание жёлтого, красного. Вихри, круговороты. Листья кружатся в просеках, с опушки уносятся в поле, сугробами собираются по канавам…

Стихло всё. Лес тот и не тот. Стоит прозрачный и грустный, как после пожара. Далеко видно и далеко слышно. Листья жухнут и начинают шуршать. И всё в лесу настороженно слушает этот шорох. (В. Песков)

6. А теперь послушаем звуки леса и отдохнём…(Приложение 1).

Ученица читает стихотворение Кузьменковой Ольги “Лес”

Ах, как красив наш лес родимый!
Ты только присмотрись:
Осинка шепчется с рябинкой,
А сосны рвутся ввысь,
Берёза кланяется тополю,
И ели встали в хоровод,
А клён в свои ладоши хлопает,
И всё шумит, растёт, живёт.
И как богат наш лес родимый!
Вокруг ты оглянись:
Грибы, орехи и малина
По лесу разбрелись.
А костяника с земляникой
На солнце греют бок.
Нам шепчут клюква и брусника:
“Сорви меня, дружок”.
Лисицы, волки и медведи
В глухом лесу живут,
А зайцы, белки – их соседи,
Мелькают там и тут.
Остановись, постой минутку:
Услышишь трели соловья,
Увидишь журавля и утку,
Рой мошкары и комарья.
Всё перечислить невозможно,
Чем так богат лес – исполин.
Всё сохранить несложно:
Нас очень много – лес один!

7. Учитель географии: пришло время домашнего задания: ребята выступают с презентациями, подготовленными дома (о сосне, берёзе, лиственнице – самых распространенных породах деревьев России и главном дереве Чувашии – дубе). У учащихся на партах лежат листочки для оценки презентаций по 5- балльной системе, подсчитывают баллы ассистенты (Приложение 2).

8. Викторина о лесе.

1. До сих пор в художественной и научно-популярной литературе можно встретить такие выражения: “корабельный лес”, “корабельная роща”. Какое растение при этом имеется в виду? (сосна).

2. Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт? (строение корневой системы).

3. Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда, как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему? (сосна – светолюбивое дерево).

4. Это произошло в 1596 г. Знаменитый путешественник Жак Картье отправился в экспедицию к берегам Канады. Через некоторое время все на корабле заболели цингой. Когда корабль подошел к реке Святого Лаврентия, 26 матросов умерли. Высадившись на берег, путешественники не нашли в окрестных лесах ни лимонов, ни овощей. Индейцы, живущие в этих местах, дали путешественникам несколько советов, которые помогли им вылечиться от страшной болезни. Что же посоветовали индейцы? (пили отвар хвои или жевали хвою).

5. Самое высокое дерево из распространенных в России хвойных растений – достигает 70 м. Укороченных побегов нет. Хвоя одиночная, плоская. Шишки прямостоячие, при созревании рассыпающиеся. Образует темнохвойные леса на обширной территории Сибири. Древесина используется в производстве бумаги, из коры добывают ценный бальзам (пихта).

6. Светолюбивое дерево, образующее светлые леса. Древесина твердая, смолистая, долговечная. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. Шишки мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветвях несколько лет. Широко распространена на Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (лиственница).

7. Высокое дерево, образующее леса на обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. На укороченных побегах – пучки из 5 хвоинок. Дает ценную древесину и крупные съедобные семена, называемые орешками, из которых добывают ценное масло (кедр).

8. Сколько кубических метров воздуха очистит лес площадью 40 гектаров за 5 лет, если известно, что 1 гектар лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн куб м воздуха?(3600 млн куб м)

9. В 1 куб м городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 куб м лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз?(555)

10. Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 кв. км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства – в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 кв. км безлесного пространства(1100 тонн).

11. Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами (яблони).

12. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства – Троицы.

Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки (берёза).

13. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. Их изображение есть на гербах, медалях и монетах многих стран. Дерево это является одной из лесообразующих пород Северного полушария.

Древние славяне верили, что это дерево священное, приписывали ему чудодейственную силу и посвящали его богу грома и молнии Перуну. Изображение Перуна вырезали только из древесины этого дерева (дуб).

14. Деревом жизни называют люди это растение. Оно сыграло важную роль в развитии многих культур и цивилизаций.

Ветвь этого дерева является символом мира, изображена на гербах многих стран и на флаге Организации Объединенных Наций (ООН) (финиковая пальма).

15. С глубокой древности ветвь этого дерева является символом достатка и благополучия. Это дерево уже более 4500 лет выращивают во всех субтропических странах ради плодов, содержащих до 50–70% масла.

Упоминания об этом дереве встречаются в папирусах Древнего, Египта, оно изображено на монетах, древних вазах и амфорах (оливковое дерево).

8. Пришла пора вновь отдохнуть: ученики знакомят учащихся с календарём друидов для данного класса, выполненным в форме презентации, ребята узнают, какие “деревья” учатся в их классе.

9. Учитель литературы: настала пора для творческой работы. Учащиеся пишут работы в разных жанрах (эссе, синквейн, репортаж, стихотворение). Время для выполнения работы – 5–7 минут (в это время показ презентации с музыкой “Осенние зарисовки”).

10. После окончания работы некоторые из ребят зачитывают свои работы перед классом.

11. Домашнее задание: читать §24

12. В заключение урока учителя подводят итоги, выставляют оценки и награждают небольшими призами авторов лучших презентаций, лучших творческих работ, победителей викторины и активных учащихся.

Читайте также: