Восстановление арматуры в несущей стене

Обновлено: 03.05.2024

Бывает сверлишь бетонную стену, бур встал на месте и ни на миллиметр не продвинется. Свистит, греется, перегорает, но вперед не идет. Попали в арматуру. Расскажу 5 проверенных на практике способов ее обойти.

Есть такой закон — подлости. Пока ты не знаешь о какой-то сложности, не сталкиваешься с ней. Но как только узнаешь, арматура начинает попадаться в каждой стене. Извините, но о проблеме я вам уже рассказал. Поэтому давайте рассмотрим, как с ней бороться.

Самое простое решение

Встретили арматуру в стене, отступаем в сторону сантиметра 1,5-2 и сверлим новое отверстие. Если не уверены в какую арматуру попали (в горизонтальную или вертикальную), смещение делаем по диагонали.

Понять, что на пути бура стоит арматура просто. Вставляем в отверстие магнитную отвертку (намагниченный гвоздь или дюбель). На кончике появится металлическая стружка.

Самое правильное решение

В продаже есть специальные буры по бетону и арматуре. Они проходят через металл не хуже чем через бетон. Как правило, они имеют четырехгранную или корончатую режущую часть.

Стоят такие сверла в несколько раз дороже обычных. Покупать его, чтобы сделать одно отверстие не очень разумно.

Если зацепили арматуру по касательной

Способ может не сработать в высокопрочных бетонах. Чтобы не оставить в стене обломанный каленый бур, давим на перфоратор с умом, а не со всей дури.

Если попали в центр прута арматуры

Вставляем в шуруповерт или дрель сверло по металлу того же диаметра что и бур, которым сверлили. Просверливаем арматуру. Навылет сверлить ее не обязательно. Как только услышали, что металл сильно «шархает» по бетону, можно остановиться. Даже если просверлили армирование не до конца, бур сделает свое дело.

Сверло по металлу после такой операции придется выбросить. А может понадобится и не одно сверло. Лучше взять с запасом. Или приготовиться по ходу дела его подточить.

Прут проходит через отверстие подрозетника

Даже дорогие коронки не всегда справляются с арматурой. Их особенно жалко выбрасывать из-за одной отлетевшей победитовой напайки. Поэтому давать — «глаза на лоб» — не наша методика.

Выбиваем перфоратором небольшие штробы у прута за пределы подрозетника. Вырубаем металл зубилом и продолжаем сверлить. Можно сделать пропилы болгаркой и выдернуть кусок арматуры, который нам мешает. Только будет много пыли, даже с использованием пылесоса.

Да, получается не совсем аккуратно и эстетично. Однако шпаклевка наше всё. Исправим на чистовой отделке.

девы не спрашивайте подробностей, итак хреново.
Строители задели несущую стену, 8 см срезали. Управляющая компания это обнаружила. Пока грядет скандал. Задам вопрос, как ее востановить - по проекту восстановления? Штраф будет?

усилите металлоконструкцией, если эксперты скажут что несущая способность утрачена. Штраф - не знаю, но если будет - не разоритесь особенно.

Уточню. Я готова восстановить, арматура не задета, просто сбит бетон. Неужели нельзя востановить без восстановительного проекта?

Монолит новый.
Как востанавливают? Заказывают проект восстановления? Или просто залить спецбетоном обратно?

На форуме можно только примерно что-то посоветовать. Мы не знаем ни этажность, ни протяженность стены, ни чем рабочие там орудовали - от перфоратора могут пойти трещины, если осторожно срезали чем-то вроде болгарки, то все намного лучше.

Обычно ж/бетон заделывают расширяющимся цементом, маркой не ниже, чем у бетона. Для надежности усиливают рамой из уголков или швеллеров, с промежуточными распорками. Можно попробовать найти инженера для консультации, ищите в инете фирмы с подобным профилем. Вам это не больше, чем в 5 т.р. обойдется, с выездом.

Выставьте опалубку и залейте туда пескобетон. Придет управляющая организация, а у вас все как и было.
Но, канеш, непонятно, как вас этак угораздило

да какие там инженеры то в управляющей компании? Так права покачать только - к проектированию никакого отношения не имеют - по любому заставит проект делать, а он только подписать сможет с умным видом )

Вы хвастаетесь или жалуетесь?
А я встречала, с инженерами. С которыми проще решить все проблемы, чем привлекать третьи организации.

Если не зодокументировано, что срезали, нарастите и сделайте удивленное лицо. У меня снесено 20 см, никого не спрашивала.

вы знаете, я тоже готова все залить обратно, тк два прутика металлоконструкции не были спилены. Но мне не дает управляющая компания. Более того, я позвонила в бюро, которое режет несущие стены и они даже отказались выезжать, тк это не существенно, сказали залейте составом по опалубке и все. А управляющая компания пошла по беспределу - они пытаются меня раскрутить на проект восстановления сбитого бетона в 10 см, при этом металлоконструкция на месте. Пока я была в отъезде вне Москвы, они вырезали мой замок, выгнали рабочих и опечатали квартиру. Как это называется? У меня там мое личное имущество осталось. Сорваны сроки работы. Сорвана поставка материалов из строительного магазина. Сорваны сроки возврата арендованой техники. А мне по телефону сказали, что не разрешат мне проводить ремонтные работы дальше, пока я не принесу проект восстановления. Была у адвоката. Адвокат сказал , что это безпредел. Готовим претензию.
Меня вообще в курс ни кто не ставил о таких мероприятиях и я даже не видела этот кусок стены, никаких актов я не подписывала и в глаза не видела.
Техники из независимой компании по телефону мне сказали, что вообще не нужно ничего восстанавливать, оставить все как есть, а взять три месяца на узоканивание этого среза.

Выбор способа и методов ремонта бетона с оголением арматуры зависит от степени разрушения конструкции. В зависимости от глубины дефектов бетона можно выделить следующие степени разрушения конструкции:

  • поверхностные разрушения до 20 мм
  • средняя степень разрушения 20-40 мм
  • высокая степень разрушения 40-100 мм
  • очень высокая степень разрушения более 100 мм

Поверхностные разрушения до 20 мм, как правило, не затрагивают арматуру.

Дефекты бетона средней степени разрушения и выше диагностируют участки оголения металлической арматуры. Ремонт дефектов в этом случае требуется производить с устройством антикоррозийной защиты металлической арматуры, а в иных случаях с заменой самой арматуры или ее части.

Защита арматуры от коррозии обязательна и производится до укладки ремонтных материалов. Это значительно уменьшает вероятность образования нового коррозионного слоя в результате воздействия на арматуру влажности, агрессивных сред и т.д. Для защиты арматуры от коррозии применяются пассивирующие составы, которые создают на поверхности металла препятствующий коррозии защитный слой.

В системе ремонтных и гидроизоляционных материалов «КТтрон» для защиты арматуры от коррозии служит состав «КТтрон-праймер».

Выбор технологического решения для ремонта дефектов бетона с оголением арматуры

Выбор технологического решения по ремонту конструкции при наличии участков оголения арматуры зависит от степени коррозии (см. таблицу 1).

Таблица1 – Выбор технологического решения ремонта конструкции в зависимости от степени коррозии арматуры

  1. Удаление продуктов коррозии с арматуры.
  2. Защита арматуры от коррозии.
  3. Восстановление защитного слоя бетона без требования усиления конструкции.
  1. Удаление продуктов коррозии с арматуры.
  2. Защита арматуры от коррозии.
  3. Восстановление бетона с усилением конструкции (без дополнительной установки арматуры).
  1. Удаление продуктов коррозии с арматуры.
  2. Установка дополнительной арматуры или замена существующего арматурного каркаса.
  3. Защита арматуры от коррозии.
  4. Восстановление бетона с усилением конструкции.

Технология ремонта дефектов бетона с оголением арматуры

Технология ремонта дефектов бетона, в том числе дефектов с оголением арматуры, подробно описана в СТО КТ 62035492.007-2014 «Материалы и системы «КТ ТРОН®» для усиления, ремонта и гидроизоляции строительных конструкций», в п. 3 Технология производства работ.

Особенности ремонта дефектов бетона с оголением арматуры

  • Глубина расчистки бетона за арматурой должна быть минимум 20 мм.
  • Оголенную арматуру лучше всего очищать от коррозии при помощи пескоструйного аппарата.
  • При отсутствии такой возможности, следует очистить арматуру от следов коррозии металлическими щетками, промыв дополнительно струей воды под давлением 300 атм.
  • При разрушении арматуры более чем на 30 %, следует ее заменить на новую.
  • На очищенную арматуру следует нанести защитный состав «КТтрон-праймер».

Произвести укладку ремонтного материала, необходимого для конкретного технологического решения, одним из двух методов:

    Заполнить полость дефекта тиксотропным материалом «КТтрон-3», «КТтрон-3 Т500» или «КТтрон-4 Т600» методом послойного нанесения (см. рисунок 1). При этом толщина каждого слоя должна быть не более 30 мм.

Ремонт бетона с оголением арматуры 1.jpg

а) – дефект строительной конструкции с оголением арматуры
б),в) – вскрытие и ремонт дефекта

1 – строительная конструкция; 2 – арматура; 3 – материал «КТтрон-праймер»;
4 – материал «КТтрон-3», «КТтрон-3 Т500» или «КТтрон-4 Т600»
Рисунок 1. Ремонт дефектов бетона с оголением арматуры тиксотропными материалами

Ремонт бетона с оголением арматуры 2.jpg

а) – дефект строительной конструкции с оголением арматуры;
б),в) – вскрытие и ремонт дефекта;

1 – строительная конструкция; 2 – арматура; 3 – материал «КТтрон-праймер»;
4 – опалубка; 5 – материал «КТтрон-3 Л400», «КТтрон-3 Л600» или «КТтрон-4 Л600»


Рисунок 2. Ремонт дефектов бетона с оголением арматуры литьевыми материалами.

Указанные материалы относятся к категории материалов для конструкционного ремонта. Применение данных ремонтных материалов позволяет восстанавливать не только геометрические размеры конструкций, но и их несущую способность. В восстановленной конструкции основа и ремонтный материал работают как единое целое.

Для более полного совпадения характеристик ремонтного материала с основанием следует придерживаться следующего правила. Для ремонта бетонов с марочной прочностью ниже М300 следует применить материалы «КТтрон-3» и «КТтрон-3 Л400». А для более прочных оснований применить материалы «КТтрон-3 Т500», «КТтрон-3 Л600», «КТтрон-4 Т600», «КТтрон-4 Л600».

В этой статье подборка технологий по ремонту фундаментов, колонн, стен, перекрытий и других конструкций, встречающихся в частном строительстве.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Что дешевле: демонтировать железобетонную конструкцию и смонтировать заново, либо выполнить ремонт, продлив срок эксплуатации на десятки лет?

Как отремонтировать железобетонные конструкции

  • Причины и виды повреждений, подлежащих ремонту
  • Основные способы ремонта
  • Лечение трещин
  • Устранение крупных дефектов
  • При оголении арматурного каркаса
  • Правила, обязательные к соблюдению

Причины и виды повреждений, подлежащих ремонту

Практически все бетонные изделия обладают деформативностью и могут менять форму при изменении действующих нагрузок. Сама бетонная смесь обладает крайне малой прочностью на растяжение, что компенсируется армированием конструкции. Однако это не решает проблемы полностью: в бетоне всё равно образуются трещины, но микроскопического размера и гораздо более многочисленные.

Благодаря арматурным связям бетон обретает долговечность: мелкие трещины никак не влияют на прочностные характеристики, а сам предел допустимого трещинораскрытия определяется техническими стандартами на изделие. Однако со временем даже мелкие трещины расширяются из-за трения и эрозии, к тому же не исключено, что условия эксплуатации железобетона поменяются на менее благоприятные, что вызовет ускоренный износ конструкции.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Внешне такие явления проявляются как раскрытие широких и глубоких трещин, а также в виде отслоения частей бетона, вплоть до оголения арматурного каркаса. Основная причина — вода, которая насыщает поры и, расширяясь при замерзании, изнутри разрушает бетонную оболочку. Если вода добралась до арматуры, последняя интенсивно корродирует, при этом разбухающая ржавчина препятствует сцеплению бетона с металлом и разрывает конструкцию изнутри.

Всего выделяют 5 степеней повреждений:

  • Загрязнения, раковины и усадочные трещины.
  • Выколы, шелушение и обветшание поверхности.
  • Сплошные выколы, пятна ржавчины, неактивные трещины до 0,2 мм.
  • Трещины более 0,2 мм, образование сталактитов.
  • Откалывание крупных кусков с оголением арматуры, образование пустот и расслоений.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно



По типам повреждения различают:

  • не влияющие на свойства конструкции;
  • сокращающие срок эксплуатации (истончение защитного слоя);
  • снижающие несущую способность (исключение части арматуры из работы из-за оголения).

В целом можно сказать, что если из-за оголения защитных слоёв бетона не произошло деформации арматурного каркаса, изделие может быть восстановлено относительно легко. Исключение составляют случаи глубокой коррозии — когда при попытке добраться до неповреждённой ржавчиной арматуры обнаруживается, что ею поражён весь каркас. Тогда изделие признаётся непригодным к эксплуатации и подлежит замене.

Основные способы ремонта

Существует два вида ремонта — с восстановлением несущей способности и без такового. В последнем случае действия носят косметический характер — заполняются трещины, сколы и раковины, выполняется выравнивание поверхности. Такие виды ремонта могут выполняться как в процессе возведения для устранения дефектов литья, так и по мере эксплуатации.

Ремонт с восстановлением несущей способности выполняют в следующих случаях:

  • При увеличении нагрузки на конструкцию сверх проектной.
  • При ухудшении условий эксплуатации.
  • При ускоренном износе конструкции и появлении повреждений 3 типа 4–5 степеней.

Суть любого ремонта заключается в восстановлении массы бетона и заполнении свежим раствором тех участков, где произошло отслоение и осыпание. Если видна арматура, главная задача при ремонте — предотвратить распространение коррозии и добиться отличной адгезии смеси к металлу. Нередко в этих целях применяют ремонтные составы с полимерными составляющими.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Основных способов ремонта три:

  • Лечение трещин путём их заполнения.
  • Восстановление формы и плоскостей путём нанесения слоя бетона на поверхность.
  • Восстановление связи бетона с арматурой и заделка мест оголения каркаса.

Отдельно выделяют усиление железобетонных конструкций. Путём увеличения массы и габаритов конструкции достигается повышение несущей способности. В таких случаях после простейшей подготовки попросту выполняют приливы к изделию, которые после затвердевания принимают на себя часть нагрузки.

Лечение трещин

При ремонте трещин нужно понимать, являются ли они активными. Во многих случаях появление тонких трещин свидетельствует о том, что конструкция меняет форму из-за колебаний температуры, сейсмической активности или из-за изменения свойств грунта. Такие деформации, как правило, носят обратимый характер, то есть трещины закрываются после восстановления исходной формы. Если в момент раскрытия заполнить их несжимаемым материалом, после обратной деформации конструкции ещё более широкая трещина появится на обратной стороне изделия.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Активные трещины принято устранять составами, сохраняющими способность растягиваться и сжиматься не менее 50% от изначальных размеров. Лечение трещин до 0,3 мм хорошо производить поверхностной заделкой, используя эпоксидные смолы ЭЛД-283, ЭЛД-552.

Более широкие трещины заполняют на всю глубину с помощью инъецирования: по всей протяжённости раскола с шагом 10–15 см сверлятся отверстия, через которые с помощью шприца вводится эпоксидная смола. Такой метод ремонта помогает существенно снизить водопоглощение бетона, устранить проникновение влаги и атмосферного кислорода к арматуре.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Чтобы отличить активные трещины от неактивных, на них крепят маяки из густо замешанного строительного гипса. На неактивной трещине маяк не треснет и не отпадёт. Если маяк лопнул, а трещина на нём ровная, без сколов, при этом есть видимый зазор, это указывает на то, что разлом в данный момент расширяется. Если на лопнувшем маяке кромки разлома рваные и раскрошенные, либо одна часть маяка отпала — трещина в данный момент сокращается.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Если обследование маяками в течение года показало, что трещина неактивная, её можно заделать несжимаемым материалом, таким как мелкодисперсный пескобетон той же марки, из которой отливалась конструкция. Предварительно необходимо трещину расшить — удалить сколы и осыпающиеся частицы на краях, продуть сжатым воздухом. В зависимости от ширины, неактивная трещина также лечится либо поверхностной заделкой с помощью шпателя, либо инъецированием цементного раствора.

Устранение крупных дефектов

Если ремонт трещин не был произведён своевременно, деструктивные явления поражают защитный слой бетона, что приводит к откалыванию и осыпанию крупных фрагментов. Поверхность бетона при этом испещрена широкими, но неглубокими трещинами, ямами, при постукивании молотком слышен гулкий звук — под поверхностью образовались пустоты.

В таких случаях защитный слой бетона восстанавливают, предварительно удалив все остатки, подвергшиеся разрушению. Достаточно часто приходится счищать с поверхности выколов и ям достаточно толстые слои рыхлого и осыпающегося бетона. Его оставлять нельзя, ведь прочность повреждённого бетона значительно ниже проектной.

Очищенную поверхность подвергают фактурированию — с помощью чеканки оставляют множество мелких засечек, способствующих более качественному сцеплению нового слоя со старым. Края восстанавливаемого участка подрубают зубилом, образуя ровную кромку глубиной не менее 10 мм.

Нанесение бетонной массы выполняют либо мастерком послойно, либо напылением под давлением — этот способ наиболее технологичный и действенный. После восстановления защитного слоя за бетоном требуется уход в течение 7–10 дней, который заключается в периодическом увлажнении поверхности и слежении за границами заделанных участков.

При оголении арматурного каркаса

Если разрушение бетона произошло на глубину залегания арматуры, ремонт нужно выполнять безотлагательно. Дальнейшее ослабление массы может привести к тому, что армирующие прутья согнутся и конструкция необратимо потеряет свои свойства.

В первую очередь необходимо выполнить разделку бетона вглубь залегания арматуры и убедиться, что коррозия не тронула металл на глубине более 50–60 мм. Если повреждения более глубокие — следует оголить каркас до появления незатронутых коррозией участков. Если из-за ржавчины диаметр арматуры уменьшился более чем на 10%, каркас необходимо усилить. Для этого к существующему стержню привязывается новый, длина перехлёста с нетронутой арматурой должна быть не меньше 40 диаметров.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Также при устранении дефектов с оголением арматуры практикуется привязка к каркасу армирующей сетки. Она позволяет избежать сползания толстого слоя свежего бетона и при этом препятствует раскрытию новых трещин на проблемном участке.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Стальные элементы нужно тщательно очистить от ржавчины, высолов и прочих загрязнений. Арматуру нужно хорошо отмыть преобразователем ржавчины на бескислотной основе, а затем покрыть густым цементным молоком, используя кисть. Не дожидаясь его высыхания, повреждённый участок заполняют свежим бетоном. Процедура подготовки краёв и поверхности больших выколов была описана выше.

Правила, обязательные к соблюдению

Есть три основных требования к проведению ремонта железобетонных изделий. Главное из них — ремонтный состав должен быть идентичным, или по крайней мере совместимым с тем, который использовался при сооружении конкретной части бетонной конструкции.

С полимерными материалами особых проблем в плане совместимости нет, однако смеси на цементном связующем следует выбирать тщательно, учитывая тип и марку цемента, род и фракцию наполнителя, водоцементное отношение и наличие присадок. Если область ремонта окажется неоднородной, из-за разницы физических свойств свежий состав быстро отколется от поверхности.

Ремонт железобетонных конструкций: когда возможен и как выполнить правильно

Второе правило — соблюдать температурный режим. Проведение ремонтных работ запрещается, если в локальной зоне температура превышает 10 °С или ниже +5 °С. Кроме того, существуют требования к конструкциям, испытывающим повышенное влияние температурного расширения — каркасам зданий, опорам, балкам перекрытия, ж/б изделиям, эксплуатирующимся под прямыми солнечными лучами. Их средняя температура в момент ремонта не должна превышать 20 °С.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Ремонт железобетонных конструкций

Причины и виды повреждений, подлежащих ремонту

Практически все бетонные изделия обладают деформативностью и могут менять форму при изменении действующих нагрузок. Сама бетонная смесь обладает крайне малой прочностью на растяжение, что компенсируется армированием конструкции. Однако это не решает проблемы полностью: в бетоне всё равно образуются трещины, но микроскопического размера и гораздо более многочисленные.

Благодаря арматурным связям бетон обретает долговечность: мелкие трещины никак не влияют на прочностные характеристики, а сам предел допустимого трещинораскрытия определяется техническими стандартами на изделие. Однако со временем даже мелкие трещины расширяются из-за трения и эрозии, к тому же не исключено, что условия эксплуатации железобетона поменяются на менее благоприятные, что вызовет ускоренный износ конструкции.

Трещины в бетоне

Внешне такие явления проявляются как раскрытие широких и глубоких трещин, а также в виде отслоения частей бетона, вплоть до оголения арматурного каркаса. Основная причина — вода, которая насыщает поры и, расширяясь при замерзании, изнутри разрушает бетонную оболочку. Если вода добралась до арматуры, последняя интенсивно корродирует, при этом разбухающая ржавчина препятствует сцеплению бетона с металлом и разрывает конструкцию изнутри.

Всего выделяют 5 степеней повреждений:

  1. Загрязнения, раковины и усадочные трещины.
  2. Выколы, шелушение и обветшание поверхности.
  3. Сплошные выколы, пятна ржавчины, неактивные трещины до 0,2 мм.
  4. Трещины более 0,2 мм, образование сталактитов.
  5. Откалывание крупных кусков с оголением арматуры, образование пустот и расслоений.

Откалывание бетона и обнажение арматуры

По типам повреждения различают:

  • не влияющие на свойства конструкции;
  • сокращающие срок эксплуатации (истончение защитного слоя);
  • снижающие несущую способность (исключение части арматуры из работы из-за оголения).

В целом можно сказать, что если из-за оголения защитных слоёв бетона не произошло деформации арматурного каркаса, изделие может быть восстановлено относительно легко. Исключение составляют случаи глубокой коррозии — когда при попытке добраться до неповреждённой ржавчиной арматуры обнаруживается, что ею поражён весь каркас. Тогда изделие признаётся непригодным к эксплуатации и подлежит замене.

Основные способы ремонта

Существует два вида ремонта — с восстановлением несущей способности и без такового. В последнем случае действия носят косметический характер — заполняются трещины, сколы и раковины, выполняется выравнивание поверхности. Такие виды ремонта могут выполняться как в процессе возведения для устранения дефектов литья, так и по мере эксплуатации.

Ремонт с восстановлением несущей способности выполняют в следующих случаях:

  • При увеличении нагрузки на конструкцию сверх проектной.
  • При ухудшении условий эксплуатации.
  • При ускоренном износе конструкции и появлении повреждений 3 типа 4–5 степеней.

Суть любого ремонта заключается в восстановлении массы бетона и заполнении свежим раствором тех участков, где произошло отслоение и осыпание. Если видна арматура, главная задача при ремонте — предотвратить распространение коррозии и добиться отличной адгезии смеси к металлу. Нередко в этих целях применяют ремонтные составы с полимерными составляющими.

Ремонт и восстановление железобетонных конструкций

Основных способов ремонта три:

  1. Лечение трещин путём их заполнения.
  2. Восстановление формы и плоскостей путём нанесения слоя бетона на поверхность.
  3. Восстановление связи бетона с арматурой и заделка мест оголения каркаса.

Отдельно выделяют усиление железобетонных конструкций. Путём увеличения массы и габаритов конструкции достигается повышение несущей способности. В таких случаях после простейшей подготовки попросту выполняют приливы к изделию, которые после затвердевания принимают на себя часть нагрузки.

Лечение трещин

При ремонте трещин нужно понимать, являются ли они активными. Во многих случаях появление тонких трещин свидетельствует о том, что конструкция меняет форму из-за колебаний температуры, сейсмической активности или из-за изменения свойств грунта. Такие деформации, как правило, носят обратимый характер, то есть трещины закрываются после восстановления исходной формы. Если в момент раскрытия заполнить их несжимаемым материалом, после обратной деформации конструкции ещё более широкая трещина появится на обратной стороне изделия.

Покрытие пола эпоксидной смолой

Активные трещины принято устранять составами, сохраняющими способность растягиваться и сжиматься не менее 50% от изначальных размеров. Лечение трещин до 0,3 мм хорошо производить поверхностной заделкой, используя эпоксидные смолы ЭЛД-283, ЭЛД-552. Более широкие трещины заполняют на всю глубину с помощью инъецирования: по всей протяжённости раскола с шагом 10–15 см сверлятся отверстия, через которые с помощью шприца вводится эпоксидная смола. Такой метод ремонта помогает существенно снизить водопоглощение бетона, устранить проникновение влаги и атмосферного кислорода к арматуре.

Инъектирование трещин в бетоне

Инъектирование бетона

Чтобы отличить активные трещины от неактивных, на них крепят маяки из густо замешанного строительного гипса. На неактивной трещине маяк не треснет и не отпадёт. Если маяк лопнул, а трещина на нём ровная, без сколов, при этом есть видимый зазор, это указывает на то, что разлом в данный момент расширяется. Если на лопнувшем маяке кромки разлома рваные и раскрошенные, либо одна часть маяка отпала — трещина в данный момент сокращается.

Маяк для наблюдения за трещинами в бетоне

Если обследование маяками в течение года показало, что трещина неактивная, её можно заделать несжимаемым материалом, таким как мелкодисперсный пескобетон той же марки, из которой отливалась конструкция. Предварительно необходимо трещину расшить — удалить сколы и осыпающиеся частицы на краях, продуть сжатым воздухом. В зависимости от ширины, неактивная трещина также лечится либо поверхностной заделкой с помощью шпателя, либо инъецированием цементного раствора.

Устранение крупных дефектов

Если ремонт трещин не был произведён своевременно, деструктивные явления поражают защитный слой бетона, что приводит к откалыванию и осыпанию крупных фрагментов. Поверхность бетона при этом испещрена широкими, но неглубокими трещинами, ямами, при постукивании молотком слышен гулкий звук — под поверхностью образовались пустоты.

В таких случаях защитный слой бетона восстанавливают, предварительно удалив все остатки, подвергшиеся разрушению. Достаточно часто приходится счищать с поверхности выколов и ям достаточно толстые слои рыхлого и осыпающегося бетона. Его оставлять нельзя, ведь прочность повреждённого бетона значительно ниже проектной.

Ремонт трещин в бетонном полу

Очищенную поверхность подвергают фактурированию — с помощью чеканки оставляют множество мелких засечек, способствующих более качественному сцеплению нового слоя со старым. Края восстанавливаемого участка подрубают зубилом, образуя ровную кромку глубиной не менее 10 мм.

Ремонт трещин в бетонном полу

Нанесение бетонной массы выполняют либо мастерком послойно, либо напылением под давлением — этот способ наиболее технологичный и действенный. После восстановления защитного слоя за бетоном требуется уход в течение 7–10 дней, который заключается в периодическом увлажнении поверхности и слежении за границами заделанных участков.

При оголении арматурного каркаса

Если разрушение бетона произошло на глубину залегания арматуры, ремонт нужно выполнять безотлагательно. Дальнейшее ослабление массы может привести к тому, что армирующие прутья согнутся и конструкция необратимо потеряет свои свойства.

В первую очередь необходимо выполнить разделку бетона вглубь залегания арматуры и убедиться, что коррозия не тронула металл на глубине более 50–60 мм. Если повреждения более глубокие — следует оголить каркас до появления незатронутых коррозией участков. Если из-за ржавчины диаметр арматуры уменьшился более чем на 10%, каркас необходимо усилить. Для этого к существующему стержню привязывается новый, длина перехлёста с нетронутой арматурой должна быть не меньше 40 диаметров.

Восстановление несущей способности колонны

Также при устранении дефектов с оголением арматуры практикуется привязка к каркасу армирующей сетки. Она позволяет избежать сползания толстого слоя свежего бетона и при этом препятствует раскрытию новых трещин на проблемном участке.

Заделка глубоких повреждений в бетоне

Стальные элементы нужно тщательно очистить от ржавчины, высолов и прочих загрязнений. Арматуру нужно хорошо отмыть преобразователем ржавчины на бескислотной основе, а затем покрыть густым цементным молоком, используя кисть. Не дожидаясь его высыхания, повреждённый участок заполняют свежим бетоном. Процедура подготовки краёв и поверхности больших выколов была описана выше.

Правила, обязательные к соблюдению

Есть три основных требования к проведению ремонта железобетонных изделий. Главное из них — ремонтный состав должен быть идентичным, или по крайней мере совместимым с тем, который использовался при сооружении конкретной части бетонной конструкции. С полимерными материалами особых проблем в плане совместимости нет, однако смеси на цементном связующем следует выбирать тщательно, учитывая тип и марку цемента, род и фракцию наполнителя, водоцементное отношение и наличие присадок. Если область ремонта окажется неоднородной, из-за разницы физических свойств свежий состав быстро отколется от поверхности.

Нанесение ремонтной смеси для бетона

Второе правило — соблюдать температурный режим. Проведение ремонтных работ запрещается, если в локальной зоне температура превышает 10 °С или ниже +5 °С. Кроме того, существуют требования к конструкциям, испытывающим повышенное влияние температурного расширения — каркасам зданий, опорам, балкам перекрытия, ж/б изделиям, эксплуатирующимся под прямыми солнечными лучами. Их средняя температура в момент ремонта не должна превышать 20 °С.

Правило третье: в момент ремонта бетон не должен быть насыщен водой. Допускается лишь смачивание поверхности и промывка трещин перед внесением ремсостава, однако при этом следует дождаться полного впитывания влаги. Если высушить бетонную конструкцию не представляется возможным, следует добавить в ремонтную смесь модификатор, обеспечивающий адгезию к сырому бетону.

Читайте также: