Византийская плитка варианты дизайна

Обновлено: 28.04.2024

Румповые изразцы в византийском стиле, образующие сложный рельефный фриз с растительным орнаментом.
Особенностью византийского орнамента является роскошная узорчатость, состоящая из переплетения растительных побегов в сочетании с геометрическими элементами: кругами, шариками, треугольниками и т.д.

Сложные линии орнаменталистики, образующие единое пространство с ковровым заполнением, были заимствованы у персов и наложились на элементы эллинской стилистики. Главенствующим растительным мотивом стали стилизованные лилии, аканты, пальметы и другие элементы, нашедшие позднее более аскетичное отражение в романском и других европейских стилях.

Кроме причудливо изрезанного изразца, в котором растительный орнамент переходит с плитки на плитку и составляет бесконечный декоративный фриз, в серии присутствует угловой элемент, полностью повторяющий рельеф изразца и продолжающий орнаментальную полосу.

В добавление к двум упомянутым элементам есть полукруглый угол на 90 градусов, по краям которого повторяется верхний орнамент изразца с одной стороны и линия из объемных шариков с другой.

Наши византийские изразцы наиболее эффектно смотрятся в майоликовой полупрозрачной глазури, когда в углублениях рельефа глазурь имеет более плотный и темный слой, а на гранях более тонкий и светлый. Интересно также частичное расцвечивание плиток с тонированием глазурями, образующими кракелюры. Тогда изразец становится похож на старинное драгоценное изделие, как будто доставшееся по наследству от знатных предков.

Модель изразца скопирована с серебряного оклада из сборника византийских и древнерусских орнаментов собрания князя Г. Г. Гагарина

Румповые изразцы в византийском стиле, образующие сложный рельефный фриз с растительным орнаментом. Особенностью византийского орнамента является роскошная узорчатость, состоящая из переплетения растительных побегов в сочетании с геометрическими элементами: кругами, шариками,

Размеры изразца 184х184 мм и 196х196 мм. Толщина 20 мм.
Стоимость указана за изразец в однотонной глазури без росписи.
Стоимость изразца с росписью считается в каждом случае индивидуально и зависит от сложности росписи.

Румповые изразцы в византийском стиле, образующие сложный рельефный фриз с растительным орнаментом. Особенностью византийского орнамента является роскошная узорчатость, состоящая из переплетения растительных побегов в сочетании с геометрическими элементами: кругами, шариками,

Историческая значимость Византии велика – это одно из самых древних государств, оказавшее огромное влияние на становление науки и культуры многих других стран. На развитие архитектуры этой страны, в свою очередь, оказали воздействие античные, а также восточные и европейские традиции. Долгое время стиль прослеживался исключительно в храмовой архитектуре, но в последнее время он получил распространение в оформлении жилых помещений.




Особенности

Византийский стиль по праву считается первым купольным архитектурным направлением. На протяжении многих веков он развивался в границах могущественной Византийской империи. Наиболее активное становление стиля пришлось на VI-XV века.



Историки по сей день не определили точно, где именно зародилось данное направление — существуют предположения о его древнеримском и восточном происхождении. Это и неудивительно, ведь в византийском декоре заметны характерные черты обоих течений.




В первую очередь, это купола, поставленные на барабан. Изнутри они декорируются полихромной мозаикой. Вес громоздкого купола при помощи парусов перераспределяется по нескольким опорным столбам, размещенным внутри строения.



Все остальные детали византийского стиля представлены сводами, арками, колоннами, а также полукуполами. Византийский стиль стал, пожалуй, первым среди всех западных, где конструкционные элементы, с одной стороны, предельно функциональны, а с другой — гармонируют с необычной оттеночной палитрой. В оконных проемах преобладают арочные формы, они закрыты монолитными плитами с большими отверстиями или решётками.

Двери в византийских домах украшались всевозможными орнаментами, бордюрами и массивными рельефами — подобный подход многократно увеличивает внешнюю фундаментальность и неприступность строения.




Позже для декорирования зданий в византийском оформлении стали использовать кладку из кирпича, большое распространение получила мраморная облицовка, возведение колонн и пилястр. В архитектуре присутствуют карнизы и комбинации окон необычных форм. Со временем сооружения в византийском стиле уменьшились в размерах, но при этом они начали дополняться приделами, то есть небольшими пристройками с разных сторон. Это придавало строениям уникальный и неповторимый вид.



В конце XIX-начале XX века идеи архитектуры нашли применение в русской храмовой культуре, даже возникло отдельное течение — русско-византийский стиль. В наше время черты византийского стиля повсеместно используются в производстве мебели и обустройстве больших просторных современных домов и квартир.



Типичными особенностями византийского направления стали роскошное оформление и изысканность форм. Яркая цветовая палитра было заимствована из восточной культуры, а простота меблировки — у древних римлян, при этом византийское направление лишь частично упростило внешний вид мебели. В декоре четко прослеживаются христианские мотивы.



Украсить дома в византийском стиле совсем нетрудно, любой интерьер состоит из:

  • простой мебели с обшивкой из ярких полотен;
  • восточных текстур;
  • огромного количества подушек;
  • ваз и других предметов декора, инкрустированных драгоценными и полудрагоценными камнями либо цветным стеклом;
  • растительных орнаментов на дверях и оконных проемах;
  • массивных осветительных приборов на золотых цепях;
  • персидских ковров.




Отделка

В качестве основных строительно-отделочных материалов использовались, как правило, кирпич либо камень, скрепленные между собой цементным раствором. Что же касается внутренней облицовки, то византийский декор с его помпезностью требовал применения самых редких и дорогостоящих материалов — чаще всего в ход шли слоновая кость, редкие сорта древесины, мрамор, гранит и, конечно же, золото. Широкое распространение здесь получили обивки из восточных полотен с золотой нитью.

Начиная со времен существования Византийской империи и до наших дней, в дизайне интерьеров сохранились такие приёмы, как:

  • обшивка стен панелями из дерева;
  • оштукатуривание каменной кладки;
  • развешивание занавесок на арочные окна.




В отделке в большом количестве используют цветное стекло, а также полудрагоценные камни, серебряные или золотые изделия. Во внешнем декоре преобладает натуральный камень, гранитная плитка либо штукатурная база. Византийский дизайн допускает декорирование стен при помощи шелка и других дорогостоящих тканей. Что касается напольного покрытия, то оно чаще всего представлено многоцветной мозаикой из мелких мраморных деталей или полудрагоценных камней.

Окна в интерьере жителей Византии преимущественно были большими, имели арочную вытянутую форму. Их драпировали уникальным материалом – византийским шелком, который отличался среди всех остальных видов полотна своим исключительным качеством и контрастной вышивкой.




Выбор мебели

Заимствованная у римского народа простота мебели при обустройстве интерьеров в византийском декоре в полной мере компенсируется обивкой из ткани самых ярких красок. Материалы, используемые для создания мягкой мебели, в то время покрывали золотом, распространение получила инкрустация смальтой, драгоценными камнями и слоновой костью. Стильно в подобном интерьере смотрится балдахин, обшитый позолоченными нитями.

Мебельный декор в обязательном порядке предполагает большое число подушек, даже на кухне.







Декор и освещение интерьера

Отличительной чертой византийского интерьера был и остается яркий разноцветный декор. Для этого направления характерно украшение дверей и окон, а также ниш растительными узорами. Помещение в византийском интерьере буквально переполняется всевозможными предметами декора — это большие вазы из слоновой кости, цветущие растения, а также медная, золотая или серебряная кухонная утварь.

Непременным элементом декора является мозаика из разноцветного стекла. Кстати, изначально ее использовали исключительно для оформления витражей, но чуть позже материал послужил основой для украшения посуды и ваз. Эта помпезность позже передалась направлению барокко.




В основе искусства Византийской империи лежат идеи христианства. Именно поэтому в оформлении помещения часто видны религиозные мотивы — это монограмма Иисуса Христа, изображения барашка, рыбы, а также голуби. Довольно часто встречаются и растительные орнаменты, объединяющие между собой восточную и римскую символику. К ним относят оливковые ветви, миртовое дерево, а также переплетения вьющихся растений.



Дизайн византийского дома всегда отличался своим стремлением к демонстрации богатства и достатка, и это прямо прослеживается в его оттеночной палитре. Применяемые расцветки чаще всего яркие, весьма разнообразные с преобладанием алого, пурпурного, молочно-белого, а также всевозможных полутонов коричневого и голубого.




В средние века искусство Византии оказало колоссальное воздействие на становление культуры и архитектуры многих других стран. Черты этого стиля ярко прослеживаются в большинстве более поздних стилистических направлений, особенно они заметны в романском декоре и готике.

Византийский стиль характеризуется яркостью, помпезностью и роскошью в сочетании с простотой мебели. Для этого направления типично органичное сочетание восточных мотивов с античными и христианскими элементами.




О том, что такое Византия, смотрите в следующем видео.

Ее считают настоящим искусством, позволяющим из небольших элементов с разными цветовыми оттенками создавать картины или образы. Из византийской мозаики, как правило, составляют полотна больших размеров, потому что любоваться подобными произведениями лучше всего издалека. Лишь в этом случае имеющиеся неровности в композиции словно оживляют ее.

Происхождение византийской мозаики

Впервые об этом отделочном материале заговорили в III – IV столетиях нашей эры. Расцвет технологии пришелся на VI – VII и IX – XIV века. Материалы и работы по их монтажу стоили достаточно дорого, поэтому главным заказчиком живописи из византийской мозаики считалась католическая церковь. Древние мозаики, основными мотивами которых являются сюжеты из библии, и сегодня можно увидеть в итальянских храмах.

византийская мозаика в интерьере

Собор Чефалу

Покровителями первых мастеров мозаичного дела стала семья Медичи, создавшая мастерские и выступившая в роли основного заказчика.

Что же такое византийская мозаика? Это эталон, характеризуемый восокохудожественным мастерством. Отличается точностью изображений, большими размерами полотен, наличием контуров для изображенных на ней объектов. Основной целью считается выделение элемента из общего, в большинстве случаев золотистого, фона в просмотре с большого удаления.

Что используется в изготовлении

В те времена мастерами Византии был создан необычный отделочный материал, величаемый смальтой. Как гласят древние предания, византийские мастера смогли обнаружить необычные особенности стекла, способного становиться прочным после добавки в расплавленную массу разных металлов. Так получилась византийская мозаика из смальты в виде стекломассы, в которую добавлялись в различных пропорциях золото, медь, ртуть. Каждый металл в отдельности придавал своеобразные оттенки отделочным блокам, а мастера, пользуясь нехитрыми инструментами, обрабатывали мозаичную плитку, придавая ей геометрические параметры, удобные для монтажа. Творческие проекты из византийской мозаики стали главным элементом отделки для усыпальниц, базилик и соборов.

смальта

Этот материал дал старт плитке из стекла

Для изготовления мозаики из смальты существует два метода:

  • прямой набор – изображение укладывается по поверхности и фиксируется сырой штукатурной смесью;
  • обратный набор – укладка выполняется по кальке, лицевой поверхностью вниз. После этого полотно крепится с тыльной стороны, лицевая подвергается обработке и шлифовке, покрывается восковым слоем.

Различают четыре разновидности смальты:

  • прозрачная – получают из огнеупорных красительных компонентов;
  • глухая (опаловая) – в стеклянное сырье вводится вещество, приглушающее прозрачность. Это может быть диоксид олова либо триоксид сурьмы;
  • жилистая (пятнистая) – в стеклянном куске за счет термической обработки происходит соединение смальты нескольких цветов;
  • золотая либо серебряная – современное название – триплексная смальта, изготовленная запрессовкой фольговой бумаги в двухслойное стекло. Оттенок смальты зависит от толщины фольгового материала и пробы сплава золота. К примеру, раскатанное до состояния прозрачности червонное золото создает зеленоватый оттенок, а его легирование медью либо серебром придает розовость.

Варят смальту в печи, распределив сырье по оттенкам в отдельные небольшие емкости (горшочки), называемые тиглями. Процесс длится от трех до четырех часов, после чего горячее сырье переливается на чугунные сковородки и раскатывается валиком на необходимую толщину.

Смальтовая масса остывает, после чего ее распиливают либо раскалывают на элементы необходимых размеров с учетом задач, стоящих перед мастером-мозаичистом. Особенности византийской мозаики в том, что для миниатюрных работ необходимы тессеры миллиметровых габаритов, а огромные монументальные полотна создаются из крупных пластин.

На начальном этапе производства мозаики варить стекло, чтобы оно получалось прозрачным и светлым, было трудно, и первоначальные варианты отдаленно напоминали идеальную мозаику – мозаичная пластина получалась желтовато-коричневого цвета.

Византийская мозаика: особенности техники

Основным отличием считается золотистый фон, присутствующих практически в каждом интерьерном панно. Еще одна особенность – четкость контурных очертаний каждого объекта, создаваемая уложенными в ряд мозаичными кубиками. При просмотре панно с больших расстояний их поверхность кажется бархатистой.

В стиле так же прослеживается правильность пропорций. Если мы говорим о византийской мозаике, то особенностями этой техники является прямой набор – блоки мозаики укладываются в строгие ряды, плотно один возле другого с четким выделением контуров. На первый взгляд покажется, что подобная техника придаст изображениям оттенок сухости, но в действительности целостность картин и их живость воспринимаются лучше.

Основные отличия

К ним относятся:

  • утонченный и пышный узор картинок из византийской мозаики становится необыкновенно декоративным, выражает идеалы нового направления в культуре;
  • построение композиций основано на обычных пересечениях линий по горизонтали и вертикали, сеточках и диагоналях. Скорей всего, подобную технику позаимствовали из восточных стран;
  • причудливые узоры, напоминающие своей необычностью традиционные орнаменты персидских мастеров;
  • декор наполнен спиралями, пальметтами, свастиками, меандрами, выстроенными на сочетаниях крестов, кругов и квадратов.

Основные мотивы проекта «византийская мозаика»

  • древо жизни – символика используется давно, но мастера постоянно дополняют его новым смыслом. Мотивация полностью пересекается с идеей креста, неся в себе символ евхаристии. Сегодня такая картинка отражает Царствие Небесное и Христа. Выкладывается в виде виноградных лоз;
  • лилия – данным растением символизируется постоянное обновление природы;
  • спираль – данный элемент зачастую преобразуется в соприкасающиеся окружности, наполняющий фон неповторимой сеточкой;
  • плетенка – этот мотив изначально появился из арабского орнамента и стал принципом построения всех композиций;
  • акант – заимствовали такой элемент из античных декоров, символизирует он вечную жизнь;
  • византийский цветок – мотив, применяемый широко. Отличительный признак – в основании имеются усики в виде спирали;
  • монограмма Иисуса Христа – символика представлена скрещенными буквами греческого алфавита X и P. Как правило, по краям размещены знаки «альфа» и «омега»;
  • грифон – олицетворяется сила, божество и мудрость;
  • рыба – ранний символ, означающий Спасителя;
  • голубь – символика очищения души. Зачастую его изображают сидящим на виноградных лозах, держа в клювике оливковую ветвь;
  • венок из лавровых листьев – таким образцом византийской мозаики символизируется венок, который подносился знаменитым военачальникам, выигравшим сражение, либо победителям в олимпийских состязаниях.

Фото композиций из византийской мозаики вы легко найдете в интернете.

Преимущества отделочного материала

С приемами византийской мозаики разобрались, рассмотрим его достоинства. Популярность мозаики объясняется ее неоспоримыми плюсами:

  • продолжительный эксплуатационный период. Мозаику считают вечной живописью, не поддающейся выцветанию, сохраняющей первоначальный оттенок, передающей зрителю полноценность авторского замысла. В отличие живописи, выцветающей, изменяющей цвет от пылевых накоплений, утрачивающей признаки художества от негативного действия влаги, температурных перепадов, смальтовая мозаичная картина смотрится, словно только выложенная, не взирая на достойный срок;
  • свежая, глубокая и обширная цветовая палитра, насчитывающая не одну сотню оттенков, из которой отдельно выделяются золотистые и серебристые смальты;
  • придание мозаике необходимых геометрических параметров, соответствующих заданной композиции. Особой популярностью среди специалистов пользуются пластинки, формой своей напоминающие кубики;
  • устойчивость к погодным условиям. Мозаичный слой не нуждается в защитном покрытии;
  • экономичность и легкость в монтаже и эксплуатации.

Используя известные творческие проекты, из византийской мозаики создают произведения, художественные альбомы которых представлены в интернете. Мозаичный материал не потерял свою популярность и сегодня, его часто применяют для отделки домов и квартир.

Византийский стиль в интерьере

Богатое убранство дома свойственно просторным комнатам. Для их наполнения не нужна скромность и простота. Потому в особняках и современных коттеджах хозяева часто воплощают византийский стиль в интерьере. Сформированный на стыке Римской и Восточной культур, он вобрал лучшие черты той и другой. Как же гармонично вписать древние веяния в современный интерьер? На этот вопрос можно будет ответить, завершив прочтение данного материала.

Суть эпохи

Приближенность к религиозным канонам накладывает свой отпечаток на формирование жилого пространства. В стилистике находят свое применение такие элементы, как:

  • арки;
  • крестообразные формы;
  • мозаики;
  • витражи.

Популярно украшение стен фресками с изображением христианских мотивов. Это могут быть:

Во время развития Византии дома строились из отесанных камней. Потому открытая каменная кладка не станет неуместной в данном стиле. Но это не означает веяния лофт . В случае византии нужно создать имитацию каменных глыб:

  • внушительных;
  • монументальных;
  • как сама империя.

К тому же данной эпохе свойственна обшивка деревом и шелковым полотном.

Что делать со стенами?

Настенное пространство может быть представлено в нескольких вариациях:

  • поверхность, оштукатуренная грубой штукатуркой ;
  • стена, обтянутая полотном;
  • открытая кладка;
  • тканевые обои;
  • стена, завешанная коврами.

Последний мотив более свойственен восточным моделям дизайна. Но византийский стиль стал отражением востока. Поэтому обязательно в нем присутствие ковров как на стенах, так и на полу. Приобретать ковры лучше светлых тонов или темные с броским орнаментом. Ворса должна быть пушистой.

Ковер в византийском интерьере гостиной

Если изделие не вызывает желания к себе прикоснуться, значит стилистика далека от оригинала.

Актуально устройство настенных ниш. Они могут быть в виде полок или шкафчиков. Открытые проемы обрамляются подсветкой в мягких, теплых тонах. Закрытые ниши представляют собой встроенные шкафы. Их закрывают с помощью резных, деревянных дверок с позолоченными ручками. Такой элемент оформления является одновременно функциональным и декоративным.

Вместо фресок можно использовать обычные картины. Желательно приобретать модульные полотна. Они придадут пространству живости, сделав акцент на современности.

Цвета применяются в основном теплые и темные:

  • охра ;
  • шоколадный;
  • персиковый ;
  • цвет корицы;
  • сепия.

Реже используются оттенки синего и серого цветов. Они присущи более позднему периоду, когда византийский стиль стали разбавлять английской классикой.

Комната в византийском стиле с преобладанием стального серого

Обрамление деревянными панелями должно идти по всей поверхности стены. Сочетание дерева и текстиля в отделке стен свойственно классике и необороко . Цвет доски лучше подбирать темный. Состаренное дерево в данном случае не подойдет. Панели должны быть лакированными. Можно использовать резьбу и вставки мрамора.

Вопросы текстиля

Как мы знаем одной из гордостей востока являются его ткани. Потому текстиль в византийской трактовке интерьерных решений применяется в огромных количествах.

Главным элементов таких интерьеров являются шторы. Причем, зашторивались не только оконные проемы. Отделение занавесками относится к:

  • дверным проемам;
  • перегородкам;
  • балдахинам над кроватями и диванами;
  • полотнам, скрывающим стеновые ниши.

Ткани отличаются легкостью, прозрачностью, фактурой. Объединяет их высокое качество и богатая инкрустация. Украшает текстиль:

Подбор мебели

Вариантов для меблировки данного пространство два. Первый, это использование сдержанной, строгой и функциональной конструкции римлян. Второй, применение низких, мягких, располагающих к беседе и отдыху восточных пуфов и сидений.

В первом случае материалом служит дерево. Причем, если элитная порода не подходит по цене можно приобрести модель из обычной сосны.

Деревянная мебель в стиле римских интерьеров

Главное в дизайне:

  • сдержанность;
  • четкость линий;
  • отсутствие рисунка или резьбы;
  • функциональность.

Мебель восточной направленности кардинально отличается. Она должна быть крайне удобной для полулежащего положения. Диваны и кресла отличаются большой шириной сидений, обилием подушек и мягкостью подлокотников.

Широкая кровать в византийском дизайне спальни

Современные мебельные фирмы выпускают целые коллекции под данный стиль. Так как такая мебель пользуется спросом даже для комбинированных стилевых композиций.

В итоге мы можем заметить, что византийский стиль в интерьерах это соблюдение грани между сдержанностью и помпезностью.

Он отражает суровость римлян и веселую открытость восточных людей. Потому для формирования подобных решений необходимо проникнуться традициями тех времен.

Особенно такие интерьеры подойдут для создания гостиных и спален. В обоих необходимо расслабление. А византийские краски и удобство насытят им комнату сполна.


Если, прослеживая этапы развития рассмотренных нами культур древности, мы ещё замечаем какую-то хронологию, то среди последующих стилей мы видим, что они нередко перемешиваются между собой, порождая новые. Так, отпочковавшийся Персидский стиль оказал огромное влияние на Ведический (Индийский), смешался с Дальневосточными течениями (Японский стиль, Дзен, Фен-Шуй, Китайский Стиль), которые так же заимствовали друг у друга элементы. Гремучая смесь снова выхлёстывалась на Европу, порождая то Китайщину (Шинуазри), то Колониальщину (если вспомнить ещё и влияние культур других стран по всему миру, в том числе и обоих Америк), с её разнообразными народными проявлениями. Всё это получило обобщающее название Этнические стили. Мы же пока будем рассматривать развитие европейских стилей, иногда упоминая влияние пришлых культур. Но к отдельному рассмотрению упомянутых Этно-стилей мы обязательно ещё вернёмся.


ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ.

В 330 году из-за междоусобиц, охвативших Римскую империю, император Константин I Великий свою столицу перенёс в Византий (c I века входивший в состав Римской империи) и назвал Константинополем. Византию в средневековье именовали Романией, византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя верховным жрецом. Это отразилось в искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира.
Первые столетия Византийского государства рассматривают как главный этап в формировании мировоззрения византийского общества, с опорой на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Христианство, как философско-религиозная система формировалось сложно и под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Важным компонентом являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства с язычеством приходит компромисс с античным миросозерцанием.


Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями. Прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Строятся крупнейшие официально — культовые сооружения. Междоусобная же борьба феодалов и нашествия варваров сокращают масштабы строящихся объектов, усиливают разницу в подходе к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
ранне — византийский (V — VIII вв.) — когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
средневизантийский (VIII — XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
поздневизантийский (XIII — XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Заимствовав формы из Античности, византийское зодчество их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главное — употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и на Востоке, но помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием четырёхугольного плана при помощи, так называемых парусов, или пандантивов.


Для придания куполу ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями так, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. Система постройки применялась в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс). Сперва купол имел плоскую форму, впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось возвышенной главой и имело ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.


Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров для женщин, присутствующих при богослужении, называясь гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был, не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые (пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом. Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом, расположенных соответственно двум этажам сооружения. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы.


Формирование византийских систем перекрытий:
а — римский крестовый свод:
б — вспарушенный свод на четырех опорах:
в — вспарушенный свод на восьми опорах,
г — купол на парусах;
д — купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е — крестовокупольная система перекрытия

Полный расцвет Византийского Стиля был в первой половине VI века, при Юстиниане, до начала XIII века Византийское искусство испытывало подъём, а по занятии Константинополя латинянами стало приходить в упадок. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, — крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы. Она сберегла в темную пору Средневековья античные предания и технические приемы, облегчив первые шаги искусству эпохи Возрождения. Её прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние — на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.


Характер мебели в Византии полностью сохранился римский, но чрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы — золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. До наших дней не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели на миниатюрах. В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью — низкие диваны, тахты, — заимствованной из Персии и других восточных стран.


Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы.
Растительные мотивы в византийской орнаментики несложны и разделяются на простейшие элементы — пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре.


Орнамент состоящий из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
Отдельно стоит сказать о декоративных материях. Знаменитые византийские шелка с ткаными узорами даже в сохранившихся фрагментах, прошедших испытание временем, поражают тонкостью работы. Шелковые полотнища украшали стены, укреплялись в арочных проемах. В случае если требовалось открыть проемы, занавеси завязывались или оборачивались вокруг колонн. Из Персии и стран Ближнего Востока обильно ввозились ковры и драгоценные ткани, которыми украшались ложа, табуреты и троны.


Внутреннее убранство в Византийском стиле менее всего соответствует определению "мрачное Средневековье". Стены помещений покрываются светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополняется тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Иногда применяется так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требуется особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называется парижской или французской
Значительную роль в убранстве залов играют охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина дома. Доспехи, надо сказать, не всегда выставляются напоказ. Порой они убираются в своеобразные "ниши-шифоньеры" — нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.


Византийский стиль очень помпезен и неудобен для применения в наши дни. Любой имперский стиль требует затрат и идеального вкуса. Легко перебрать с деталями и получить вычурную декорацию. До наших дней не дошло изображений жилого интерьера тех времен, но можно опираться на описания современников Византии.


Основные цвета стиля – золотой и пурпурный. Второй – оптимален для спальни. Это делалось для того, чтобы каждое утро вы ощущали себя рожденным в пурпуре, или, как тогда говорили, порфирогенитом. Так должны были рождаться императоры. И самой насыщенной в плане цвета в спальне должна быть кровать. Можно поставить балдахин из легкой ткани с золотой каймой или с золотистым рисунком. Блестящие нити должны создавать эффект мерцания. Стены – на тон светлее. Можно постелить и развесить по стенам иранские ковры, также хорошо будут смотреться подушки.


Гостиную, если позволяют размеры, делают залом для пиров. Стены надо отделать так, чтобы имитировать цветные мраморные пластины. Главное – это не допустить ошибки в цвете, и лучше всего сделать эскиз. Но достаточно неширокого фриза с растительным орнаментом. Мягкую мебель надо выбирать с драпировкой из ярких восточных тканей. Необходимо добавить несколько подушек-валиков.
Напольную мозаику из полудрагоценных камней можно имитировать состаренной керамической плиткой с геометрическим рисунком.

Читайте также: