Вид углубленной гравюры основанный на протравливании кислотой металлической доски

Обновлено: 28.04.2024

(итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(итал.acquatinta – окрашенная вода), метод гравирования, разновидность офорта. Основан на протравливании кислотой поверхности металлической доски с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесённым с помощью кисти кислотоупорным лаком. Изобретён в 1765 г. французским художником Ж. Б. Лепренсом. Первоначально акватинта предназначалась для воспроизведения (репродукции) рисунков тушью и акварелью. Создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Великий испанский мастер Ф. Гойя использовал технику акватинты в сочетании с офортом в знаменитой серии «Капричос» (1797—98). В кон. 18 в. появилась цветная акватинта, в которой использовалась печать с нескольких досок (Ж. Ф. Жанине, Л. Дебюкур). В нач. 19 в. в Англии выпускались целые альбомы гравюр, исполненные в технике цветной акватинты. Среди русских художников 20 в. выдающимися мастерами акватинты были Е. А. Кибрик и И. И. Нивинский.


Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Смотреть что такое АКВАТИНТА в других словарях:

АКВАТИНТА

Iсм. Гравирование.II(лат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичан. смотреть

АКВАТИНТА

(итал. acquatinta, от acquaforte — офорт и tinto — окрашенный, тонированный) вид гравюры (См. Гравюра), основанный на протравливании кислотой ме. смотреть

АКВАТИНТА

акватинта ж. 1) Гравюра на металле, передающая неодинаковую тональность изображаемого с помощью смоляной пыли. 2) Рисунок, выполненный таким способом. смотреть

АКВАТИНТА

акватинта ж. полигр.aquatint

АКВАТИНТА

акватинта сущ., кол-во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гравюра

АКВАТИНТА

Акватинта (лат.) — гравирование (см. Гравирование) на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу, металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью расплавить этот порошок. От этого между зернышками мастики являются незаметные промежутки, на которые затем должна действовать царская водка. Но если при этом расплавливании температура будет хоть на один градус ниже требуемой, то порошок отстанет и доска будет слишком подвержена действию царской водки; если же, опять, температура будет выше требуемой, то порошок образует непроницаемый покров, который не пропустит совсем кислоты. Прием, употребляемый в Швейцарии, т. наз. Гус-акватинта, состоит в том, что вместо посыпания доски порошком она поливается раствором канифоли в спирте; спирт улетучивается и оставляет требуемые трещинки. При этом способе доска покрыта бывает более равномерно. Затем посредством кисточки покрываются все светлые места раствором асфальта в скипидаре (т. е. веществом, не изменяющимся от царской водки); при этом самые светлые места покрываются раньше всех, и сейчас же доска подвергается вытравлению так долго, сколько это нужно для самых легких тонов тушевки; затем покрываются этим раствором по интенсивности светлые места и так дальше до тех пор, пока останутся только самые темные места. Если дело касается передачи рисунка мелом, то на доске, покрытой канифолью, надо работать кистью, обмакнутой в водный раствор меда или сахара с некоторым количеством сажи, совсем как на бумаге. Затем вся доска покрывается асфальтовым лаком, кот. в местах, не тронутых кистью, присыхает, и тогда доска опускается в воду; в ней мед растворяется, и рисунок таким образом обнажится. Тогда начинается вытравливание, которое, смотря по тому, содержится ли в оригинале более и менее чернил, должно быть повторено несколько раз. Посредством комбинирования обоих этих методов можно довести гармонию в этом способе гравировки до высшей степени совершенства.


. смотреть

АКВАТИНТА

АКВАТИНТА(итал. aqua tinta - окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой.Слов. смотреть

АКВАТИНТА

АКВАТИ́НТА, и, ж.1. полігр. Метод гравіювання, що базується на протравлюванні кислотою поверхні металевої пластини через наплавлений на неї асфальтовий. смотреть

АКВАТИНТА

1) Орфографическая запись слова: акватинта2) Ударение в слове: акват`инта3) Деление слова на слоги (перенос слова): акватинта4) Фонетическая транскрипц. смотреть

АКВАТИНТА

Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При этом на пластине образуется мелкое, так называемое, акватинтное зерно. Далее пластину травят в несколько приемов с выкрыванием – от светлых тонов к темным. Создается эффект, близкий к полутоновому рисунку. Этот способ часто применяется в сочетании с офортом, которым воспроизводятся контурные линии и мелкие детали изображения. Может быть использована в качестве печатной формы. Существует несколько способов получения акватинты. Краткий толковый словарь по полиграфии.2010. Синонимы: гравюра. смотреть

АКВАТИНТА

(от ит. acquatinta, от лат. aqua - вода + ит. tinta - тон, оттенок) - вид гравюры, полученной путем травления кислотой металлической пластины в промежу. смотреть

АКВАТИНТА

(итал. acquatinta) - вид гравюры, основ. на травлении кислотой поверхности металлич. пластины, покрытой смолистым (канифольным) или асфальтовым порошком. Многократное травление создает эффект разнообразных тональных решений. Применяется часто с офортным штрихом. Техника А. была изобретена в 1768 франц. художником Ж. Б. Лепренсом и первонач. применялась для репродуцирования акварелей. Сочетая А. и офорт, работал Ф. Гойя (серия гравюр "Капричос" и др.). В. 19 и 20 вв. ведутся поиски новых технологий.

. смотреть

АКВАТИНТА

Квна Квит Квинта Квант Ква Катин Кат Кантата Кант Канва Канат Канава Кан Каин Каватина Кава Итак Инта Инк Икт Иванка Иванк Иван Витта Витт Вита Вит Винт Вика Квт Виан Кина Ватт Ватник Кит Накат Ватка Нива Нивка Ника Нит Нитка Ватин Нтв Такин Такт Танк Тата Татка Ватикан Вата Ванта Вакат Твин Вак Аттик Антиква Ант Аник Анат Актив Акт Акант Акан Авт Авиа Аант Тнк Акватинта Аквинат Аки Актант Актин Анк Анти Антик Титан Тит Тина Тик Атака. смотреть

АКВАТИНТА

Графічна техніка на металі, заглиблена, близька до офорту, від якого відрізняється тим, що на металевій пластині витравлюють плями, а не штрихи; відбит. смотреть

АКВАТИНТА

-и, ж. 1) тільки одн. Різновид заглибленого гравірування, що здійснюється травленням кислотою із застосуванням асфальтового порошку. 2) Гравюра, малюн. смотреть

АКВАТИНТА

аквати́нта (італ. acquatinta, від acquaforte – офорт і tinto – забарвлений, тонований) 1. Ручний спосіб виготовлення друкованої форми у вигляді заглибленої гравюри на металі. 2. Різновид гравюри, оснований на травленні кислотою вкритої тонким шаром асфальту або каніфолі металевої платівки, на яку голкою нанесено зображення. смотреть

АКВАТИНТА

I акват`инта(разновидность гравюры на меди; техника травления пятном) Aquatinta граф.IITuschmanier граф.

АКВАТИНТА

акватинта [ит. acquatinta] - вид гравюры 2, получаемой травлением металлической пластины сквозь нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль, в результате чего изображение на оттиске (см. гравюра 3) приближается по характеру к тоновому рисунку, передавая полутона воспроизводимого оригинала.


. смотреть

АКВАТИНТА

акватинта; ж. (іт., від лат. вода і забарвлений, тонований) 1. Ручний спосіб виготовлення друкованої форми у вигляді заглибленої гравюри на металі. 2. Різновид гравюри, оснований на травленні кислотою вкритої тонким шаром асфальту або каніфолі металевої платівки, на яку голкою нанесено зображення. смотреть

АКВАТИНТА

аквати́нта, аквати́нты, аквати́нты, аквати́нт, аквати́нте, аквати́нтам, аквати́нту, аквати́нты, аквати́нтой, аквати́нтою, аквати́нтами, аквати́нте, аквати́нтах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: гравюра. смотреть

АКВАТИНТА

Ударение в слове: акват`интаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: акват`инта

АКВАТИНТА

АКВАТИНТА (итал . acquatinta), метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.


. смотреть

АКВАТИНТА

АКВАТИНТА (итал . acquatinta), метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.


. смотреть

АКВАТИНТА

АКВАТИНТА (итальянское aquatinta, буквально - окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку.
. смотреть

АКВАТИНТА

АКВАТИНТА (итал. acquatinta) - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком.
. смотреть

АКВАТИНТА

(итальянское aquatinta, буквально - окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. смотреть

АКВАТИНТА

аквати/нта, -ы Синонимы: гравюра

АКВАТИНТА

- (итал. acquatinta) - метод гравирования, основанный напротравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленнойасфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощьюкисти кислотоупорным лаком. смотреть

АКВАТИНТА

-и, ж. 1》 тільки одн. Різновид заглибленого гравірування, що здійснюється травленням кислотою із застосуванням асфальтового порошку.2》 Гравюра, малю. смотреть

(итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(итал. acquatinta – окрашенная вода), метод гравирования, разновидность офорта. Основан на протравливании кислотой поверхности металлической доски с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесённым с помощью кисти кислотоупорным лаком. Изобретён в 1765 г. французским художником Ж. Б. Лепренсом. Первоначально акватинта предназначалась для воспроизведения (репродукции) рисунков тушью и акварелью. Создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Великий испанский мастер Ф. Гойя использовал технику акватинты в сочетании с офортом в знаменитой серии «Капричос» (1797—98). В кон. 18 в. появилась цветная акватинта, в которой использовалась печать с нескольких досок (Ж. Ф. Жанине, Л. Дебюкур). В нач. 19 в. в Англии выпускались целые альбомы гравюр, исполненные в технике цветной акватинты. Среди русских художников 20 в. выдающимися мастерами акватинты были Е. А. Кибрик и И. И. Нивинский.

Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.


Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Полезное

Смотреть что такое "Акватинта" в других словарях:

акватинта — акватинта … Орфографический словарь-справочник

АКВАТИНТА — (итал. aqua tinta окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАТИНТА ит. Собственно:… … Словарь иностранных слов русского языка

АКВАТИНТА — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку … Современная энциклопедия

Акватинта — (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальнымспособом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретениеангличанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом.По одному способу, металлическая доска, на которой… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Акватинта — (от ит. acquatinta, от лат. aqua вода + ит. tinta тон, оттенок) вид гравюры, полученной путем травления кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Она создает эффект, близкий к… … Реклама и полиграфия

Акватинта — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АКВАТИНТА — (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком … Большой Энциклопедический словарь

акватинта — сущ., кол во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

акватинта — Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При… … Справочник технического переводчика

Акватинта — (от лат. aqua вода + итал. tinta тон, оттенок) разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом … Издательский словарь-справочник

вид гравюры (См. Гравюра), основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. А. применяют в сочетании со штриховым Офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры «чистой» А. без офортных штрихов (отдельные листы графической серии «Капричос» Ф. Гойи (См. Гойя)).

Ф. Гойя. «За то, что была чувствительна». Акватинта. Лист из серии «Капричос». 1790-е гг.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Акватинта" в других словарях:

акватинта — акватинта … Орфографический словарь-справочник

Акватинта — (итал. acquatinta, от acquaforte офорт и tinto окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к… … Художественная энциклопедия

АКВАТИНТА — (итал. aqua tinta окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКВАТИНТА ит. Собственно:… … Словарь иностранных слов русского языка

АКВАТИНТА — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку … Современная энциклопедия

Акватинта — (дат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальнымспособом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретениеангличанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом.По одному способу, металлическая доска, на которой… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Акватинта — (от ит. acquatinta, от лат. aqua вода + ит. tinta тон, оттенок) вид гравюры, полученной путем травления кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Она создает эффект, близкий к… … Реклама и полиграфия

Акватинта — (итальянское aquatinta, буквально окрашенная вода), вид гравюры, основан на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий тоновому рисунку. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АКВАТИНТА — (итал. acquatinta) метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесенным с помощью кисти кислотоупорным лаком … Большой Энциклопедический словарь

акватинта — сущ., кол во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

акватинта — Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При… … Справочник технического переводчика

Акватинта — (от лат. aqua вода + итал. tinta тон, оттенок) разновидность офорта, при которой на печ. форме получают ровные плоскости различной силы тона. Применяется как самостоятельный прием или в комбинации с обычным офортом … Издательский словарь-справочник


Акватинта (итал. aqua) — вода, итал. tinta — оттенок) разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.

Содержание

Технология

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования [1] . Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола — канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле. Акватинтные пятна позволяют достигать названных эффектов в чрезвычайно широком диапазоне, зависящем от величины, формы и разреженности протравленных углублений. Существует много дополнительных приёмов, обогащающих тональные характеристики акватинты (применяются, например, промежуточные способы обработки досок с помощью наждачной бумаги, соли, сахарного песка, применяют так называемую «офсетную» грунтовку, зернение стали, «пропечатку», тонирование стальной щёткой и другие виды механического воздействия на поверхность печатной формы). Отсутствие возможности нанесения рисующего штриха, линии, и делает настоящий богатейший эффектами приём вспомогательным, заставляет использовать его в офорте только в сочетании с основными способами и манерами работы на доске; все названные особенности и определяют то, что обычно акватинту сочетают с травлёным штрихом и сухой иглой, и уже крайне редко — в чистом виде. Такое травление создаёт при одноцветной печати эффект тонового рисунка, помимо названных графически техник, напоминающего также гризайль. Цветные виды офорта с использованием акватинты, печатающиеся с нескольких досок, могут иметь сходство с литографскими оттисками или карандашными рисунками. [2]

Технология эта подразумевает несколько этапов и соответствующий набор инструментов и приспособлений, что делает возможным полноценное использование данной техники в гравюре на металле только при наличии хорошо оборудованной мастерской и владении достаточно сложными приёмами, обладании навыками и некоторыми «секретами». [2]

История



Авторство этого нового вида офорта приписывают трём французским художникам. Среди первых, кто начал использовать акватинту, был Жан Батист Лепренс — создатель знаменитых «Русских типов», В других источниках первым называют Ж.-Ш. Франсуа, в то же время третьи приписывают первенство в использовании этого приёма Р. де Сен-Нону, якобы изобретшему запудривание доски асфальтовой пылью [3] Как бы то ни было, появление этой манеры всеми исследователями относится к 60-м — 70-м годам XVIII века. [2]

Мастера акватинты

Акватинта была разработана и нашла применение, прежде всего, как репродукционная техника, в настоящем качестве она имела место и развивалась до конца XVIII века. Французские мастера достигли необычайной изощрённости в совершенствовании методов репродуцирования, виртуозного воспроизведения сложных тональных градаций. В своих офортах эти художники, добиваясь передачи тончайших нюансов фактурного насыщения, о трудоёмкости рабочего процесса с печатной формой говорит тот факт, что используя с этой целью мелкодисперсную пыль, они доводили число травлений более чем до двадцати этапов. [2] [4]

Очень возрастает спрос на использование акватинты по мере развития цветного репродуцирования, когда совершенствующаяся цветная печать стала нуждаться в обогащении воспроизведения разной степени насыщением, глубиной тонального фактора. В числе достигших наибольшего успеха в этом направлении нельзя обойти молчанием имя Ж.-Ф. Жанине, который был первым, кто начал применять цвет в лависе, что дало ему возможность с помощью этой новой манеры весьма эффектно имитировать и репродуцировать акварельные и гуашевые работы, в основном мастер воспроизводил этим способом произведения О. Фрагонара. Больших успехов в использовании акватинты добились также Ш.-М. Декурти, А. Ф. Жирар и Л.-Ф. Дебюкур. [2] [4]

В Европе эта техника не находила широкого распространения вплоть до конца XVIII века, и её развитие в предшествующий период протекало значительно менее активно нежели во Франции и под сильным влиянием добившихся большого успеха в её освоении тамошних мастеров. Только благодаря Франциско Гойе на рубеже XVIII и XIX веков произошли радикальные перемены в использовании этой богатой своими выразительными возможностями офортной манеры. Художник дал толчок новому, по-настоящему творческому пониманию широты валёрных возможностей акватинты. Мастер использовал сочетание основных рисующих качеств травлёного штриха и сухой иглы с лаконичными разной насыщенности плоскостями настоящей манеры, он с успехом демонстрирует достоинства этого сочетания в полнокровном решении замыслов своего «Капричоса». В отдельных случаях Ф. Гойя прибегал к применению акватинты и практически в чистом виде. Вообще художником сделано очень много красивых, выразительных офортов в настоящей манере. Помимо указанной наиболее известногой графической сюиты, с применением нескольких тоновых технологий им созданы «Деспаратес» (1814—1819).. «Тавромахия» (1815), «Бедствия войны» (1810—1820) и другие циклы. Н. Ф. Гойя известен не только как блестящий офортист, но и как автор детально разработанной системы приёмов, большая выразительность которых построена на хорошо согласуемых лаконичном глубоком штрихе и больших локальных однородных пятнах акватинты. художник был одним из первых, кто начал применять строгую, но живую и экспрессивную линию и глубокие по тону, структурно насыщенные протравленные плоскости, когда формирование объёма не входит в задачи штриха, лишь контурно, конструктивно поддерживающего эти большие самостоятельно тонально активные «заливки», притом использование ахроматических градаций крайне «экономно», и этот лаконизм служит, в конце концов, достижению большей содержательности и драматическому соответствию ему формы. [2] [4]



Достаточно быстро акватинта была принята хорошо развитой полиграфией Германии, из немецких мастеров репродукционной и авторской гравюры на металле можно назвать К. Кунца и Ф. Флейшмана. Во всех европейских странах акватинта получила постепенное распространение на протяжении XIX века. Её развитие сопровождалось последовательным поиском новых выразительных средств, совершенствованием техники и технологии. В арсенал приёмов приходит использование наждака, широкое применение жидких грунтов, обработка доски морской солью и другими способами, улучшающими графические, валёрные возможности этой манеры. С вхождением в обиход станковой авторской гравюры на металле, такое применение акватинты медленно, но планомерно вытесняет репродукционную её функцию, чему в немалой степени способствовало появление и совершенствование литографии и фотомеханических способов воспроизведения. Уже к началу XX века очень сильно возрос интерес к акватинте. как богатой возможностями художественной станковой графической технике. Многие мастера офорта создают произведения, в которых приёмы травления настоящим способом находят весма удачное применение. Среди тех, кто использовал акватинту мы видим Э. Мане. Т.-А. Стейнлена, Ф. Ропса, М. Клингера и очень многих других художников. Современная западно-европейская и американская графика использует акватинту очень активно, мастера офорта постоянно экспеиментируют, вводят новые способы и дополнительные приёмы обработки печатной формы. [2] [4]

Россию, если не брать в учёт А. Н. Оленина и А. Г. Ухтомского, а также некоторых других художников начала—середины XIX века, которые в своих эпизодических офортных опытах прибегали к использовнию мягкого лака, лвиса и акватинты, наиболее интересными работами, с точки зрения использования художественных качеств акватинты, представлены в конце XIX — начале XX века В. Д. Фалилеев, М. В. Якунчикова и И. И. Нивинский, а также М. А. Фомин и М. А. Добров.

(лат.) наз. гравирование на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу, металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью расплавить этот порошок. От этого между зернышками мастики являются незаметные промежутки, на которые затем должна действовать царская водка. Но если при этом расплавливании температура будет хоть на один градус ниже требуемой, то порошок отстанет и доска будет слишком подвержена действию царской водки; если же, опять, температура будет выше требуемой, то порошок образует непроницаемый покров, который не пропустит совсем кислоты.Прием, употребляемый в Швейцарии, т. наз. Гус-акватинта, состоит в том, что вместо посыпания доски порошком она поливается раствором канифоли в спирте; спирт улетучивается и оставляет требуемые трещинки. При этом способе доска покрыта бывает более равномерно. Затем посредством кисточки покрываются все светлые места раствором асфальта в скипидаре (т. е. веществом, не изменяющимся от царской водки); при этом самые светлые места покрываются раньше всех, и сейчас же доска подвергается вытравлению так долго, сколько это нужно для самых легких тонов тушевки; затем покрываются этим раствором по интенсивности светлые места и так дальше до тех пор, пока останутся только самые темные места. Если дело касается передачи рисунка мелом, то на доске, покрытой канифолью, надо работать кистью, обмакнутой в водный раствор меда или сахара с некоторым количеством сажи, совсем как на бумаге. Затем вся доска покрывается асфальтовым лаком, кот. в местах, не тронутых кистью, присыхает, и тогда доска опускается в воду; в ней мед растворяется, и рисунок таким образом обнажится. Тогда начинается вытравливание, которое, смотря по тому, содержится ли в оригинале более и менее чернил, должно быть повторено несколько раз. Посредством комбинирования обоих этих методов можно довести гармонию в этом способе гравировки до высшей степени совершенства.

Найдено 4 изображения:

вид гравюры (См. Гравюра), основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А. создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. А. применяют в сочетании со штриховым Офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры «чистой» А. без офортных штрихов (отдельные листы графической серии «Капричос» Ф. Гойи (См. Гойя)).

акватинта ж. 1) Гравюра на металле, передающая неодинаковую тональность изображаемого с помощью смоляной пыли. 2) Рисунок, выполненный таким способом.

акватинта
ж. полигр.
aquatint

акватинта сущ., кол-во синонимов: 1 • гравюра (21) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гравюра

Акватинта (лат.) — гравирование (см. Гравирование) на меди или стали тушевальным способом, подражает рисункам тушью, сепией и др. и есть изобретение англичанина Gilpui. Такое гравирование производилось различным образом. По одному способу, металлическая доска, на которой контуры уже написаны и вытравлены, посыпается мелко измельченной мастикой или канифолью и нагревается над углями с целью расплавить этот порошок. От этого между зернышками мастики являются незаметные промежутки, на которые затем должна действовать царская водка. Но если при этом расплавливании температура будет хоть на один градус ниже требуемой, то порошок отстанет и доска будет слишком подвержена действию царской водки; если же, опять, температура будет выше требуемой, то порошок образует непроницаемый покров, который не пропустит совсем кислоты. Прием, употребляемый в Швейцарии, т. наз. Гус-акватинта, состоит в том, что вместо посыпания доски порошком она поливается раствором канифоли в спирте; спирт улетучивается и оставляет требуемые трещинки. При этом способе доска покрыта бывает более равномерно. Затем посредством кисточки покрываются все светлые места раствором асфальта в скипидаре (т. е. веществом, не изменяющимся от царской водки); при этом самые светлые места покрываются раньше всех, и сейчас же доска подвергается вытравлению так долго, сколько это нужно для самых легких тонов тушевки; затем покрываются этим раствором по интенсивности светлые места и так дальше до тех пор, пока останутся только самые темные места. Если дело касается передачи рисунка мелом, то на доске, покрытой канифолью, надо работать кистью, обмакнутой в водный раствор меда или сахара с некоторым количеством сажи, совсем как на бумаге. Затем вся доска покрывается асфальтовым лаком, кот. в местах, не тронутых кистью, присыхает, и тогда доска опускается в воду; в ней мед растворяется, и рисунок таким образом обнажится. Тогда начинается вытравливание, которое, смотря по тому, содержится ли в оригинале более и менее чернил, должно быть повторено несколько раз. Посредством комбинирования обоих этих методов можно довести гармонию в этом способе гравировки до высшей степени совершенства.

(итал. aqua tinta - окрашенная вода) гравирование на стали и меди тушевальным способом, так что рисунки сделаны как бы подкрашенной водой.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ит. Собственно: подкрашенная вода; в гравировальном искусстве так называется особый род рисунков, как будто сделанный подкрашенной водой.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ит. acquatinta) вид гравюры 2, получаемой травлением металлической пластины сквозь нанесенную на неё асфальтовую или канифольную пыль, в результате чего изображение на оттиске (см. гравюра3) приближается по характеру к тоновому рисунку, передавая полутона воспроизводимого оригинала.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

[ ит. ] – один из видов углублённой гравюры на металле с предварительным припудриванием пластины асфальтовым порошком и травлением кислотой

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

ы, ж. (ит. aquatinta лат. aqua вода + tinctum намоченный; погруженный, обмакнутый).
полигр. Вид гравюры, получаемой травлением металлической пластины сквозь нанесенную на нее асфальтовую или канифольную пыль, в результате чего изображение на оттиске передает полутона воспроизводимого оригинала.

Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

(итал. acquatinta, от acquaforte - офорт и tinto - окрашенный, тонированный), вид гравюры, основанный на протравливании кислотой металлической доски сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку; может служить и для цветной печати. Акватинту применяют в сочетании со штриховым офортом, обогащая его игрой тональных и фактурных оттенков. Встречаются и примеры "чистой" акватинты без офортных штрихов (отдельные листы графической серии "Капричос" Ф. Гойи).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

(итал.acquatinta – окрашенная вода), метод гравирования, разновидность офорта. Основан на протравливании кислотой поверхности металлической доски с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением, нанесённым с помощью кисти кислотоупорным лаком. Изобретён в 1765 г. французским художником Ж. Б. Лепренсом. Первоначально акватинта предназначалась для воспроизведения (репродукции) рисунков тушью и акварелью. Создаёт эффект, близкий к тоновому рисунку. Великий испанский мастер Ф. Гойя использовал технику акватинты в сочетании с офортом в знаменитой серии «Капричос» (1797—98). В кон. 18 в. появилась цветная акватинта, в которой использовалась печать с нескольких досок (Ж. Ф. Жанине, Л. Дебюкур). В нач. 19 в. в Англии выпускались целые альбомы гравюр, исполненные в технике цветной акватинты. Среди русских художников 20 в. выдающимися мастерами акватинты были Е. А. Кибрик и И. И. Нивинский.


Л. Ф. Дебюкур. «Утреннее прощание». Цветная акватинта. 1787 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Читайте также: