В нижнем этаже дома окна вероятно

Обновлено: 08.05.2024

Преобразуйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины в предложения с придаточными следствия.

Образец : Так как начался дождь , поездку пришлось отменить. - Начался дождь , так что поездку пришлось отменит

1)Работаю с перерывами , так как приходится принимать посетителей.2)Окна , обращённые на запад , казались ярко-золотыми оттого , что заходило солнце.3)Но не могу рассказать вам всего, потому что вы назовёте меня сумасшедшим или не поверите мне.4)В нижнем этаже , по балконом , окна , вероятно ,были открыты , потому что отчётливо слышались женские голоса и смех.

1) Приходится принимать посетителей, так что работаю с перерывами. 2)Солнце заходило, так что окна , обращённые на запад , казались ярко-золотыми. 3)Вы назовёте меня сумасшедшим или не поверите мне, так что не могу рассказать вам всего..4)В нижнем этаже, под балконом, окна, вероятно ,были открыты, так что отчётливо слышались женские голоса и смех.

Дружба между шариком и Рыжиком.
В одном дворе жили две собаки-Шарик и Рыжик.Однажды,гуляя,они нашли кусок свежего мяса.Они отнесли его подальше от других собак и начали делить мясо.Шарик хотел взять большую половину себе,а Рыжику маленькую.Рыжик не согласился и попросил самому делить мясо.Он тоже хотел взять себе большую половину,но теперь отказался Шарик.И тут пошли большие споры.
Потом на встречу им идёт старенький пёс Мухтар и услышав про их споры сказал-“Лучше делить мясо на равные куски,чем остаться обманщиком без друзей”.Они послушались,поделили мясо поровну и помирились.Так же бывает и с людьми,которые любят брать себе большее,чем давать другим.

ВыпАвшему снегу два дня.
Он лёГ на прОмёрЗшую землю и до вЕсны не рАстает.
Теперь ждёшь первого мОрОзного скрипа под нОгами, пЕрЕсвистывания красаВцев снЕгирей, нОчного пОтрескивания вётел, лёгкого мОрОзного дыхания.
Всюду снеГ: на муравЬиных кочках, шИроких сучках деревЬеВ, Оставшихся кое-где листьях дуба, в вОрОнБем гнЕзде, зАпутавшемся среди веток бЕрёзы.

1) Земля - существительное
2) Н. ф. - земля, нариц. , неодуш. , ж. род, 1 скл. , И. п, ед. число.
3) Вам нужно было написать предложение с этим словом, в данном случае: Земля - подлежащее ( подчеркивай одной чертой).

Слово "храбрый" произошло от старо - славянского слова "храбрь". Корень - храбрь.
Храбрый - "хоробрый" - устаревшее русское. Корень - "хоробр"

Для отца ----мОего (мОй)~ отца---- новая~ одежда - была= не радость.---- , а горем-----. (повествоват., невоскл., простое, двусоставное: одежда была- основа ; распространённое, полное, осложнено однородными дополнениями с противительным союзом А).- Папа, пора тебе сшить новый костюм, твой ведь. - Ещё годится! Крепкий и без единой дырки..- Но цвет. - Не может быть иным после пятилетней носки. Доживёшь до моих лет - узнаешь, что такой срок и нас не украшает.- А всё же, папа, почему бы тебе не заказать новый костюм?- Зачем, когда мне и этот хорош? А если другим не нравится, пусть не смотрят. И вообще - кто будет встречать и провожать старого профессора?Годится - глагол, Что делается ? Н.ф. годиться. Пост. пр. : несов. вида, 2 спр., возвратный, непереходный,. Непост. пр. : в изъявит. наклонении, наст.времени, ед. числе, 3 лице. В предложении - сказуемое=.Пятилетней (носки) - прилагательное. Какой ? пятилетний. Пост пр.. : относительное. Непост. : ед.число, женский род, родит. падеж, в предл. Определение ~ Диалог.

Составить из слов текст,слова для справок: подошел к окну,примерил новый наряд,бархатные платья,стеклянные бусы,меховые шапки,пт

Нужно выделить грамматическую основу в предложении Кувшинки зорко следят за ходом солнца и поворачивают себя к нему

Синтаксический разбор предложений: Ёлки слившиеся с курчавым березняком и синеватой листвой дубов, выделялись лишь заносистыми в

Научный стиль – это одна из разновидностей литературного языка, которая применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности. Его главное предназначение заключается в передаче структурированной, логически выстроенной информации, включая аргументацию истинности изложенного. В научном тексте прежде всего представлены понятия, закономерности и факты. Реже – идеи, способы получения знаний, методы, приемы, процедуры анализа.

Этому литературному стилю присущ ряд специфических особенностей, проявляющихся независимо от характера науки (точной, гуманитарной, естественной) и жанровых различий (научная статья или доклад, учебник, монография и пр.). Среди них следует отметить:


  • предварительное обдумывание высказываний;

  • монологический характер;

  • строгий отбор языковых средств;

  • тяготение к нормированной речи.

Фигура Галилео всегда привлекала внимание. Этот великий мыслитель и ученый эпохи Возрождения, который своими теориями и изобретениями внёс вклад в то видение Вселенной, которое мы имеем сегодня, заложив основы современной астрономии.

Его жизнь была очень плодотворной, он никогда не останавливался, создавая всё новые устройства, которые позволили ему приблизиться к истинной природе мира, в которой мы живём. И именно по этой причине у него были проблемы с католической церковью. Галилей внес много вкладов в науку, но основные, широко известные, я приведу ниже.

Галилео был итальянским математиком, астрономом, физиком и изобретателем, родившимся в Пизе в 1564 году. Это один из великих умов эпохи Возрождения, он был известен тем, что осмелился бросить вызов инквизиционному суду и всей католической церкви, доказывая, что некоторые идеи, которые на протяжении веков были хорошо известны на Западе, больше не действительны.

Ему пришлось отречься от многих своих открытий, чтобы спасти свою жизнь, проживая свои последние годы в тени и позоре, считаясь лжецом. На сегодня его вклад в науку широко признан и в 1992 году католическая церковь признала свою ошибку, публично извинившись перед учёным и реабилитировав его, спустя 359 лет после его осуждения.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»

Конспект урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, цели» - это урок объяснения и первичного закрепления знаний.

Предлагаемая разработка по изучению сложноподчиненных предложений актуальна и может быть использована в 9-11 классах не только на уроках объяснения нового материала, но и закрепления полученных знаний. Урок с использованием интерактивных методов позволяет активизировать продуктивную деятельность учащихся. На таком уроке дети учатся делать вывод, формируется умение видеть проблему и находить пути ее решения.

На каждом этапе урока организуются индивидуальная, коллективная работа, работа в парах. Задания ориентированы на развитие знаний и умений учащихся. Используется материал из разделов «Орфоэпия» и «Правописание словарных слов»; включен комплексный анализ текста, являющийся одним из основных этапов подготовки учащихся к ЕГЭ; упражнения письменные чередуются с устной работой.

В качестве материала для закрепления используются творческий диктант, анализ предложений.

Таким образом, содержание материала на таких видах учебной деятельности способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1) сформировать знания учащегося о сложноподчиненных предложениях с придаточными условия, причины и цели;

2) уяснить, что сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели имеют общее значение обусловленности;

3) развивать речь, внимание, мышление, пунктуационную и орфографическую зоркость;

4) воспитывать интерес к богатству языка и уважение к языку в целом.

Задачи урока:

1) научить находить придаточные условия, причины и цели в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;

2) научить ставить к придаточным условия, причины и цели вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, отличать обозначенные виды придаточных от других видов;

3) научить правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений;

4)воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

- воспитывать любовь к своей малой родине, патриотизм

Оборудование урока :

- карточки, листы А-4 с текстами для анализа.

- презентация в программе «PowerPoint» по теме: «Сложноподчиненные предложения»

1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Сегодня необычный урок, потому что у нас присутствуют гости. Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем с проверки домашнего задания по теме «СПП с придаточными места и времени».

Выполните тест “СПП с придаточными места и времени”.

1. Укажите СПП с придаточным времени (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания. (Слайд 2)

А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место.

Б. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок

В. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься.

2. Укажите СПП с придаточным места. (Слайд 3)

А. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

В. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.

3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Ребята, откройте тетради и запишите:

Классная работа.

Задание 3.1. Орфоэпическая разминка. Расставьте ударение в словах. (Слайд 4).

Балуясь, торты, щавель, завидно, зубчатый, каталог, ремень, туфля, столяр, ходатайство, красивее.

Сценка. «Несуразные вещи» (ученики 6 класса).

Задание 3.2 .Опрос теории по теме СПП.

Мозговой штурм. (Слай 5).

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительной связью и подчинительными союзами (или союзными словами) ).

- На какие основные группы по значению они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, причины, цели. Запишите тему. (Слайд 6).

4.1.Работа с текстом.(Приложение 1) (Слайд 7).

> Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Вот пишут: «Малая родина. ». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

(9) Тихая деревенская улица. (10) Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий пес. (11) За околицей - машинный двор. (12) Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15) Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.( 16 ) И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

Задания: (Слайд 8)

1.Определите тему и основную мысль. ( Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

2.Определите стиль и тип речи.

Стиль публицистический

3.Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок

4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

5.Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Расставьте знаки препинания. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Если пробраться туда тайком ,(при каком условии) можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки , блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора. (Слайд 9)

Это СПП с придаточным условия.

Итак, сделаем вывод на данном этапе нашего урока.

Придаточные условия указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении, отвечает на вопрос при каком условии?; присоединяется к главной части предложения при помощи союзов и союзных слов: если; если. то. ; когда (=если); когда. то. ; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если.

4.2. Изучение нового – самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний.

Анализ предложений на карточках, выполнение заданий, вывод – составление схемы (задание в парах).(Приложение 2)

1. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

2. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а прибавляет.

3. На земле было тихо и тепло, оттого что облака почти касались верхушек берез.

4. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными, ввиду того что мы нарушили порядок её выполнения.

- Прочитайте предложения. Что у них общего?

- К чему относится придаточное?

- На какой вопрос отвечает?

- Чем присоединяется к главному?

Сделаем вывод о придаточной части в этих предложениях.

Придаточные причины раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения; отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?; присоединяются к главной части с помощью союзов и союзных слов: потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что.

5. Физкультминутка.

4.3. Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы. (Слайд 10).

1.В(причина).2.Г(причина). 3.А(цели). 4.Б(причины). 5.Е(условия). 6.Д(цели).

-Придаточную часть каких предложений вам было трудно определить?

-На какой вопрос она отвечает? Чем присоединяется к главной части?

Придаточные цели указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?;присоединяются к главной части с помощью союзов и союзных слов: чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

6. Закрепление нового материала

Задание 6.1 . Творческий диктант. Закончите предложения, используя придаточные причины, цели и условия.

Начало быстро темнеть, потому что…

Надо было торопиться, так как…

Если у меня не получается что-нибудь, то …

Я пришел в кинотеатр заранее, потому что …

Если хочешь лучше узнать себя, .

Он пришел, чтобы …

Когда мама сердится, я ….

(Если останется время)

Задание 6.2 . Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы, определите виды придаточных.(Приложение 3).

Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.( условия)

В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.( причины )

Дабы (не)утомить бл..госкло(н,нн)ого читателя разрешите поставить точку .(цели)

А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова.( условия )

Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги.( причина)

Благодаря тому, что он мне помог я успел сдать работу (во)время.( причина )

7. Подведение итогов урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

Придаточные условия, причины и цели

8. Домашнее задание. (Слайд 11)

1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.

2. Творческое задание: используя информацию прочитанного текста, напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, что, на ваш взгляд, связывает человека с малой родиной.

9. Рефлексия. (Слайд 12)

Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить предложения: Сегодня на уроке

-Мне было сложно….

10. Оценки за урок.

1.Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007.

2. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. М.: Просвещение, 2014.

3. Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997.

4. Русский язык в школе (методический журнал) -М.: «Просвещение»,1989.

Сценка "Несуразные вещи"

- Здравствуй!
- Привет!
- Чего это ты несёшь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.
- Что не сумел?
- Отстань!
- Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то?
- Мел несу. Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
- Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
- Вон оно что!
- А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего? Симпатичная?
- Красивая. Зелёная такая.
- Постой, постой. Это что у неё, волосы зелёные что ли?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки!
- У какой Тамарки?
- Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка. "
- Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
- Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!
- Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- Да ну тебя!
- Да! Стой, стой!
- Ну, что ещё?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

1.Работа с текстом.

> Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

(1) Вот пишут: «Малая родина. ». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

(9) Тихая деревенская улица. (10) Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий пес. (11) За околицей - машинный двор. (12) Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15) Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.( 16 ) И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

1.Определите тему и основную мысль. ( Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

2.Определите стиль и тип речи.

Стиль публицистический

3.Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок

4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

5.Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его.

Расставьте знаки препинания. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Анализ предложений на карточках, выполнение заданий, вывод – составление схемы (задание в парах).

1. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.

2. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а прибавляет.

3. На земле было тихо и тепло, оттого что облака почти касались верхушек берез.

4. Результаты лабораторной работы оказались неудовлетворительными, ввиду того что мы нарушили порядок её выполнения.

- Прочитайте предложения. Что у них общего?

- К чему относится придаточное?

- На какой вопрос отвечает?

- Чем присоединяется к главному?

Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы, определите виды придаточных.

Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.( условия)

В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.( причины )

Дабы (не)утомить бл..госкло(н,нн)ого читателя разрешите поставить точку .(цели)

А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова.( условия )

Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги.( причина)

Благодаря тому, что он мне помог я успел сдать работу (во)время.( причина )


На странице представлен материал по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели». Информация полезна для подготовки к ОГЭ.

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии? Относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов:

когда (в значении если);

Если я заболею, я к врачам обращаться не стану.

К врачам обращаться не стану, (при каком условии?) если я заболею – это придаточное условия.

Схема этого предложения:

32

Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

То лучше договорить всё до конца, (при каком условии?) раз мы начали говорить.

Если придаточные условия стоят перед главным предложением, то в последней части (в последнем главном предложении) может быть вторая часть союза – то.

Итак, придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении, отвечают на вопрос при каком условии?, прикрепляются ко всей главной части при помощи союзов: если, ежели, коли, коль, раз, когда (=если), кабы. В главном предложении возможно присутствие второй части союза то, сочетания в том случае, подчёркивающего условное значение. Расположение придаточной условной части по отношению к главной произвольное.

Если падают звёзды, подставишь ли ты им ладонь?

Главное предложение: подставишь ли ты им ладонь, (при каком условии?) если падают звёзды – это придаточное условия в препозиции.

Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Главное предложение: это кому-нибудь нужно, (при каком условии?) если звёзды зажигают – это придаточное условия.

Если ты хочешь слушать, то я хочу петь для тебя.

Я хочу петь для тебя, (при каком условии?) если ты хочешь слушать – придаточное условия.

Если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой.

Я снова бы стал собой, (при каком условии?) если бы я мог выбирать себя – придаточное условия.

А коли у тебя безмозгла голова, иди и землю рой или руби дрова.

Иди и землю рой или руби дрова, (при каком условии?) коли у тебя безмозгла голова – придаточное условия.

Придаточные причины раскрывают или обозначают причину того, о чём говорится в главной части предложения. Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? отчего? по какой причине?. Относятся к главному предложению и присоединяются к нему при помощи союзов:

вследствие того что;

благодаря тому что.

Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы.

Посылаю ей все слёзы в подарок, (почему?) потому что не дожить мне до свадьбы – придаточное причины.

33

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Всякий труд важен, (по какой причине?) ибо облагораживает человека – обратите внимание на союз ибо.

Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался.

Театр наш довольно охотно посещался, (благодаря чему? по какой причине?) благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы – это придаточное причины.

Составные союзы, последней частью которых является союз что, могут расчленяться. Например, в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в состав главного предложения и выполняют в нём функцию указательного слова и являются, соответственно, членами предложения. Например:

Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле.

Итак, придаточные причины указывают на причину или обозначают причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы по какой причине? почему?, прикрепляются ко всей главной части предложения при помощи союзов: потому что, оттого что, потому как, вследствие того что, благодаря тому что, ибо, в силу того что, из-за того что, так как, поскольку. Придаточная часть по отношению к главной в большинстве случаев стоит в постпозиции, т. е. после главной части. Кроме того, надо помнить, что в русском языке нельзя начинать предложение с союзов потому что, ибо.

Право, я буду рад за вас, так как только влюблённый имеет право на звание человека.

Я буду рад за вас, (почему?) так как только влюблённый имеет право на звание человека – придаточное причины.

Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.

Такая густая трава росла только по берегам озера, (почему?) потому что здесь было достаточно влаги – придаточное причины.

В нижнем этаже окна, вероятно, были открыты, потому что отчётливо слышались женские голоса и смех.

В нижнем этаже окна открыты были, (почему?) потому что слышались женские голоса и смех – придаточное причины.

Благодаря тому что он помог мне, я успел сдать работу вовремя.

Я успел сдать работу вовремя, (почему? благодаря чему?) благодаря тому что он помог мне – придаточное причины.

Придаточные цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся к главному предложению. Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов:

Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек.

Я разбудил Пашку, (зачем? с какой целью?) чтобы он не свалился с дрожек – придаточное цели.

Он употребил всё свое красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения.

Он употребил всё свое красноречие, (для чего? с какой целью?) дабы отвратить Акулину от её намерения – придаточное цели.

Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

Надо не только любить, но и быть любимым, (для чего? с какой целью?) для того чтобы быть счастливым – придаточное цели, которое присоединяется к главному предложению при помощи союза для того чтобы.

При расчленении составного союза на отдельные части в придаточном предложении остаётся простой союз чтобы, а остальная часть союза входит в главное предложении и является там указательным словом и членом предложения. Например:

Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна.

Главное предложение включает в себя указательное слово для того, а придаточная часть начинается с союза чтобы. Большой союз для того чтобы мы расчленяем и разносим в разные части предложения (в главное и придаточное).

Придаточное цели нужно отличать от других придаточных предложений с союзом чтобы. Например:

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

От главного предложения мы задаём вопрос что?

Я хочу, (что?) чтоб к штыку приравняли перо – придаточное изъяснительное.

Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете.

Главное предложение содержит указательное слово так. Задаем от него вопрос каким образом?

Время посадки было рассчитано так, (каким образом?) чтобы к месту высадки попасть на рассвете – указываем на образ действия, это придаточное образа действия с дополнительным значением цели.

Итак, придаточные цели указывают на цель или назначение того, о чём говорится в главном предложении, отвечает на вопросы: зачем? с какой целью? для чего? Прикрепляется ко всей главной части предложения при помощи союзов: чтобы; чтоб; для того чтобы; с тем чтобы; затем чтобы; дабы; лишь бы; только бы и т. д. Располагается по отношению к главной части произвольно.

Нужно поставить будильник, чтобы не проспать завтра.

Нужно поставить будильник, (с какой целью?) чтобы не проспать завтра – придаточное цели, стоит после главного предложения.

Дабы не утомить благосклонного читателя, разрешите поставить точку.

Разрешите поставить точку, (для чего? с какой целью?) дабы не утомить благосклонного читателя – придаточное цели.

Он был готов на всё, лишь бы она не уезжала.

Он был готов на всё, (с какой целью?) лишь бы она не уезжала – придаточное цели.

Обратите внимание на сложные случаи. Например:

Он просил, чтобы я подождала его.

Он просил, (о чём?) чтобы я подождала его – придаточное изъяснительное.

Я пришёл, чтобы проститься с вами.

Я пришёл, (с какой целью?) чтобы проститься с вами – придаточное цели.

Что бы ему ни говорили, он никого не слушал.

Он никого не слушал, (несмотря на что?) что бы ему ни говорили – придаточное уступки.

Вид придаточной части

Значение придаточной части

Вопросы

Союзы

указывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении.

при каком условии?

если; если. то. ; когда (=если); когда. то. ; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если.

раскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения.

почему? отчего? по какой причине?

потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что.

указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении.

зачем? с какой целью? для чего?

чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

Задание 1. Определить вид придаточной части сложноподчиненного предложения.

  1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.
  2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы.
  3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек.

Задание 2. Подберите к главным предложениям из левого столбца соответствующие придаточные предложения из правого столбца, определите их вид. Ответ запишите в виде сочетания цифры и буквы.

1. Мама закрыла шторы

А. нужно не только любить, но и быть любимым.

2. Первыми тронулись на юг болотные птицы

Б. так как было душно.

3. Для того чтобы быть счастливым

В. потому что свет мешал малышу спать.

4. Я плохо спал этой ночью

Г. так как болота начали замерзать.

5. Если бы на отмели был песок

Д. чтобы мыслить и страдать.

Е. то можно было бы увидеть следы животного.

Задание 3. Творческий диктант. Закончите предложения, используя придаточные причины, цели и условия.

  1. Начало быстро темнеть, потому что…
  2. Надо было торопиться, так как…
  3. Если у меня не получается что-нибудь, то …
  4. Я пришел в кинотеатр заранее, потому что …
  5. Если хочешь лучше узнать себя, .
  6. Начало быстро темнеть, потому что …
  7. Он пришел, чтобы …
  8. Когда мама сердится, я ….

Задание 4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

  1. Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.
  2. В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.
  3. Дабы (не)утомить бл..госкло(н,нн)ого читателя разрешите поставить точку.
  4. А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова.
  5. Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги.
  6. Благодаря тому, что он мне помог я успел сдать работу (во)время.

Задание 5. Укажите предложение с придаточным условия.
1. Вдали показался дом, который мы искали.
2. Нам рассказали, почему в этой местности бывает так много осадков.
3. Когда прозвенел звонок, все замерли.
4. Раз нет вопросов, можем приступить к выполнению задания.

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитать предложение;
2) найти главную часть, задать от неё вопрос к придаточной части;
3) определить, с помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной;
4) вспомнить, на какой вопрос отвечает придаточное условия и с помощью каких союзов присоединяется к главной части;
5) отметить предложение, удовлетворяющее нужным условиям.

Задание 6. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания 1-9.

(1) Вот пишут: «Малая родина. ». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

  1. Определите тему и основную мысль.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
  4. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.
  5. Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

Задание 7. Укажите, в каких сложноподчинённых предложениях имеется придаточное причины.

а) И вот я завидую этим колоскам, потому что дни, недели и месяцы они стоят над морем немыми свидетелями жизни.

б) Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом.

в) Лесу истощение не грозит, ибо он есть источник постоянно возобновляющийся.

г) Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

Задание 8. Отметьте сложноподчинённое предложение, где знаки препинания поставлены правильно.

а) Вероятно, это был медведь потому что лось кричит не так и только осенью.

б) Все замечания [о Печорине] пришли мне на ум, может быть, потому что я знал некоторые подробности его жизни.

в) Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропе было трудно.

г) Из-за того, что ты боялся все беды твои и случились.

Задание 9. Заменить в данных предложениях деепричастный оборот придаточным причины.

1) Они всю ночь не спали, ожидая прихода поезда.

2) Проделав тяжёлый путь, он очень устал и мечтал поскорее добраться до ночлега.

3) Солгав однажды, он больше не мог надеяться, что ему поверят.

4) Не усвоив пройденного материала, она не могла понять объяснения учителя.

Задание 10. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным условным.

а) Ехать по дороге, пересечённой причудливыми сверкающими сугробами, трудно и было бы совсем невозможно, если бы не женщины-крестьянки, быстро орудующие лопатами.

б) Так что ж, друзья, коль наш черёд, — да будет сталь крепка!

в) Раз начался морозобой в лесу, это значит уже градусов под сорок.

г) Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее, чтобы будущее обратилось в настоящее.

Задание 11. В каких сложноподчинённых предложениях есть придаточное цели?

а) Маленькая, сухонькая старушка, подпираясь клюкою, неспешно вышла на луг, чтобы насладиться утром свежим, пахнущим разнотравьем.

б) Мы должны добиться того, чтобы лучшие писатели и художники дали нам книги, посвящённые народам мира.

в) Нужно иметь привычку, любовь к охотничьим скитаниям и лесным ночлегам, чтобы выдержать тяжёлое испытание.

г) Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.

Задание 12. Закончите предложения, используя придаточные причины.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого



Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:


Вспоминаем то, что знаем Задание: запишите предложения, определите их вид, т.

Вспоминаем то, что знаем Задание: запишите предложения, определите их вид, тип придаточного, постройте схемы. Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия. Я никогда не забуду того ужаса и восторга какие я испытывал. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орел.

Вспоминаем то, что знаем Нужно было отыскать коменданта города и узнать у не.

Вспоминаем то, что знаем Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него, (что?) где находится дивизия. Я никогда не забуду того ужаса и восторга, (какого?) какие я испытывал. Вдруг там, (где?) где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.

Определяем тему урока В чем особенность этого предложения? Я вернусь когда р.

Определяем тему урока В чем особенность этого предложения? Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Какое это предложение? Найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?

 Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

 Цели: уметь опознавать … формировать умение строить …

Цели: уметь опознавать … формировать умение строить …

Цели: уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными (времени) сред.

Цели: уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными (времени) среди других СПП; формировать умение строить СПП с придаточными обстоятельственными (времени).

Работа в парах На какие вопросы отвечает? При помощи чего присоединяются к г.

Работа в парах На какие вопросы отвечает? При помощи чего присоединяются к главному предложению? К чему относится в главном предложении? Составьте схему

Вопросы Союзы/союзные слова Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь т.

Вопросы Союзы/союзные слова Когда Едва Лишь Только Пока С тех пор как Лишь только Как только В то время как По мере того как

 Придаточное предложение времени

Придаточное предложение времени

 Закрепляем Упражнение 140 (1,2,4,5,6) стр. 65 Упражнение 143

Закрепляем Упражнение 140 (1,2,4,5,6) стр. 65 Упражнение 143

Самостоятельная работа Лишь только брезжил рассвет выходила в озеро белая ло.

Самостоятельная работа Лишь только брезжил рассвет выходила в озеро белая лодка. Очнулся он когда солнце стояло уже высоко. Как только ушли миноносцы мы стали ставить палатки и собирать дрова. Задание: запишите предложения, расставьте знаки препинания, определите тип придаточного, постройте схемы.

Ключ (Когда?) Лишь только брезжил рассвет, выходила в озеро белая лодка. Очн.

Ключ (Когда?) Лишь только брезжил рассвет, выходила в озеро белая лодка. Очнулся он, (когда?) когда солнце стояло уже высоко. (Когда?) Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

1.Придаточные обстоятельственные (времени) отвечают на вопросы Где? Куда? Отк.

1.Придаточные обстоятельственные (времени) отвечают на вопросы Где? Куда? Откуда? 2.Местоположение придаточных обстоятельственных (времени) по отношению к главному любое. 3.Главное и придаточное предложения не разделяются запятой. 4.Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными отвечают на вопрос наречия нет да нет да

Подведём итог повторили….. познакомились….. встретились с трудностями….. буд.

Подведём итог повторили….. познакомились….. встретились с трудностями….. будем работать над……

 Домашнее задание Упражнение 142 или 144 +(теория)

Домашнее задание Упражнение 142 или 144 +(теория)

Проверка домашнего задания Выполните тест “СПП с придаточными места и времени.

Проверка домашнего задания Выполните тест “СПП с придаточными места и времени”. 1. Укажите СПП с придаточным места (знаки препинания не расставлены). Расставьте знаки препинания. А. Счастье грибника в том чтобы в субботу на заре попасть в заветное место. Б. Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку как воспитывают вкус к гравюрам и хорошей музыке. В. Настоящего человека всегда тянет туда где трудно. Г. Близкого человека только тогда поймешь когда с ним расстанешься. 2. Укажите СПП с придаточным времени. А. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. Б. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. В. Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. Г. Молодежь должна быть достойна эпохи, в которой она живет.

Критерии 2 прав- «5» 1 прав- «4» 0 прав- «2» Ответ: 1-В 2-А

Критерии 2 прав- «5» 1 прав- «4» 0 прав- «2» Ответ: 1-В 2-А

1 группа-Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли.

1 группа-Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. 2 группа- Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. 3 группа- Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. 4 группа- Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить. 5 группа- Я никогда не забуду того ужаса и восторга какие я испытывал.

1 группа-Первая мысль, которая пришла ему в голову, была мысль о том нельзя л.

1 группа-Первая мысль, которая пришла ему в голову, была мысль о том нельзя ли уйти. (прид. определ.) 2 группа- Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него, где находится дивизия в которую его назначили. (прид. изъяснит) 3 группа- Я оказался в том положении, когда не знаешь нужно уйти или остаться. (прид. определ.) 4 группа- Я чувствовал, что он единственный человек.( прид. изъяснит) 5 группа- Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал.(прид. определ)

Критерии 1 прав- «5» 0 прав- «2»

Критерии 1 прав- «5» 0 прав- «2»

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»

«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели»

Придаточные условия, причины и цели Вид придаточной части Значение придаточно.

Придаточные условия, причины и цели Вид придаточной частиЗначение придаточной частиВопросыСоюзы Придаточная условияуказывает на условия осуществления того, о чем говорится в главном предложении.при каком условии?если; если. то. ; когда (=если); когда. то. ; коли; коль; коль скоро; раз; в случае если. Придаточная причиныраскрывают или обозначают причину того, о чем говорится в главной части предложения. почему? отчего? по какой причине?потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что. Придаточная целиуказывает на цель того, о чем говорится в главном предложении.зачем? с какой целью? для чего?чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

Работа в парах Примеры: 1. Если я заболею к врачам обращаться не стану. 2. По.

Работа в парах Примеры: 1. Если я заболею к врачам обращаться не стану. 2. Посылаю ей все слезы в подарок потому что не дожить мне до свадьбы. 3. Я разбудил Пашку чтобы он не свалился с дрожек.

Работа в парах Примеры: 1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.(усло.

Работа в парах Примеры: 1. Если я заболею, к врачам обращаться не стану.(условие) 2. Посылаю ей все слезы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (причины) 3. Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрожек. (цель)

Критерии 3 прав- «5» 2 прав- «4» 1 прав- «3» 0 прав- «2»

Критерии 3 прав- «5» 2 прав- «4» 1 прав- «3» 0 прав- «2»

ФИЗМИНУТКА

Мама закрыла шторы А. нужно не только любить, но и быть любимым. Первыми трон.

Мама закрыла шторыА. нужно не только любить, но и быть любимым. Первыми тронулись на юг болотные птицыБ. так как было душно. Для того чтобы быть счастливымВ. потому что свет мешал малышу спать. Я плохо спал этой ночьюГ. так как болота начали замерзать. Если бы на отмели был песокД. чтобы мыслить и страдать. Я жить хочуЕ. то можно было бы увидеть следы животного.

1-В 2-Г 3-А 4-Б 5-Е 6-Д

1-В 2-Г 3-А 4-Б 5-Е 6-Д

Критерии 7 прав- «5» 6 прав- «4» 4-5 прав- «3» 0-3 прав- «2»

Критерии 7 прав- «5» 6 прав- «4» 4-5 прав- «3» 0-3 прав- «2»

(Работа в группах) 1 группа- Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя.

(Работа в группах) 1 группа- Если ты хоч..шь слушать то я хочу петь для тебя. 2 группа-В нижнем этаже дома окна вероятно были открыты потому что отчетливо слышались женские голоса и смех. 3 группа-А коли у тебя бе..мозгла голова иди и землю рой или руби дрова. 4 группа-Такая густая трава р..сла только по берегам озера потому что здесь было достаточно влаги. 5 группа- Благодаря тому что он мне помог я успел сдать работу (во)время.

Критерии 1 прав- «5» 0 прав- «2»

Критерии 1 прав- «5» 0 прав- «2»

Домашнее задание. 1 Упражнение 301 1 вар- 1-3 2 вар- 3-5 2 Упражнение 306 1 в.

Домашнее задание. 1 Упражнение 301 1 вар- 1-3 2 вар- 3-5 2 Упражнение 306 1 вар- 1-4 2 вар- 5 -8

Читайте также: