В чьих трудах был заложен фундамент механистической картины мира и механистического мировоззрения

Обновлено: 17.05.2024

(от греч. mechane, machine — орудие, машина) — теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения; теория универсального объяснения посредством действующей причины, противопоставляемой конечной причине, или цели; доктрина, гласящая, что природа, подобно машине, является таким целым, функционирование которого автоматически обеспечивается его частями. В космологии М. впервые был провозглашен Левкиппом и Демокритом, заявлявшими, что природа объяснима с помощью атомов, находящихся в движении, и пустоты. М. поддерживался Г. Галилеем и др. учеными 17 в. Согласно Р. Декарту, сущность материи состоит в протяженности, и все физические явления объяснимы через законы механики. М. в биологии представляет собой утверждение, что любые организмы могут быть полностью объяснены на основе механических принципов; противоположностью М. здесь является витализм.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

односторонний метод познания, основанный на признании механич. формы движения материи единственно объективной. М. наз. также соответствующее этому методу миропонимание и основанные на нём подходы к общенауч. (прежде всего естеств.науч.) и мировоззренч. проблемам. В своём конкретном применении М. выступает как крайняя форма редукционизма. Для М. характерно отрицание качеств. специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механич. формы движения, М. переносит понятия механики в область физики, химии и биологии, в результате чего «неизбежна путаница» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 407), и в духе механики трактует такие филос. категории, как причинность, взаимосвязь и др.

Отд. черты М. встречаются уже в антич. атомизме и ср.-век. номинализме. В 16—18 вв. М. приобрёл значение господствующего направления в филос. мышлении о природе, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематич. разработку и широкое практич. применение. М. нашёл распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах), а также среди идеалистов (сочетаясь с различными типами идеалистич. систем). Так, Декарт, выделяя «душу» в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механич. автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно «потому, что мир есть машина»; Кант признавал гипотезу о единственности механич. связи необходимой предпосылкой естеств.-науч. исследования. Типичными представителями М. в 19 в. были Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг.

Будучи одним из осн. проявлений метафизич. способа мышления, М. не способен учесть реальной диа-лектич. сложности движения и строения материального мира. М. как филос. позиция обусловил мировоззренч.. кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естеств.-науч. познание и углубившие его основы, требовали диалектического осмысления. В этот период М. привёл многих естествоиспытателей к агностицизму, витализму и идеализму.

Для естествознания 20 в. в целом характерно преодоление М., связанное с освоением диалектич. метода познания. Однако применение диалектич. методологии не всегда было сознательным (см. Естественнонаучный материализм), поэтому появление новых или углубление старых сфер исследования в естествознании нередко вело к рецидивам М. Так, своеобразная разновидность М. возникла на почве кибернетики, некоторые представители которой игнорировали отличие живых систем от автоматов и пытались свести к кибернетич. схемам всю деятельность человека. Гл. путь преодоления М. как в мышлении отд. учёных, так и в науч. мысли в целом — последоват. разработка проблем науки под углом зрения материалистич. диалектики, представляющей собой основу для союза философии и естествознания.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; В и слобоков А. Д., Марксистская диалектика и иовр. . . 1962 ; К е д ? о в Б. М., Предмет и взаимосвязь естеств. наук, М 19672; Ойзерман Т. И., Гл. филос. направления, М., 1971.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

односторонний метод познания и соответствующее ему миропонимание, основывающееся на представлении, будто механич. форма движения есть единственно объективная. Последоват. проведение этого взгляда приводит к отрицанию качеств. многообразия явлений в природе и обществе, к представлению о многообразии как о лишь субъективной иллюзии. Более широко М. понимается как вообще метод "сведения" сложных явлений к их более простым составляющим, метод разложения целого на части, неспецифичные для данного целого (на биологич. отношения, когда речь идет о социальных явлениях, на физико-химические, когда речь идет о биологии и т.д.). Однако, напр., тот факт, что устойчивость органич. молекул объясняется с помощью квантово-механич. законов движения, не может служить основанием для вывода, что биология сводится к квантовой механике и не имеет своих специфич. закономерностей.

Исторически М. выступал в качестве господств. направления науч.-материалистич. мысли на протяжении 16–18 вв. и составлял исторически обусловленную ограниченность естествознания и философии этого периода. Эта ограниченность исторически оправдана тем, что механика была в то время единств. наукой, получившей достаточное развитие и применение в произ-ве, и потому казалась "наукой вообще", абсолютной наукой, руководствующейся соответственно абс. методом – математикой, понимаемой в основном механистически. Классич. представителями М. могут считаться Галилей, Ньютон, Лаплас (в естествознании), Гоббс, Ламетри, Гольбах (в философии), Типичными представителями М. в 19–20 вв. являлись Бюхнер, Фохт, Молешотт, Дюринг. Односторонне-механистич. подход к познанию природных и общественно-историч. явлений уже внутри указанного периода подвергался критике со стороны выдающихся представителей диалектич. мышления (Спинозы, Лейбница, отчасти Дидро). Как ограниченно оправданный метод мышления он был "снят" Гегелем (к-рому, кстати, принадлежит и сам термин "М.") в более высоком, диалектическом понимании задач и природы мышления.

Критикуя М., Гегель одновременно отождествлял его недостатки с природой материализма вообще. Гегель ". хотел унизить материализм эпитетом "механический". Но дело в том, что критикуемый Гегелем материализм – французский материализм XVIII века – был действительно исключительно м е х а н и ч е с к и м. " (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 568–69).

M. есть пройденный историч. этап развития материалистич. философии, и всякая попытка возродить М. в условиях совр. науч. развития должна расцениваться как вульгаризация, противоречащая и объективным закономерностям историч. развития знания, и их выражению в диалектич. логике.

Возможность возрождения М. постоянно сохраняется в силу того факта, что любая, сколь угодно сложная и развитая форма движения материи заключает в своем составе механич. движение как одну из сторон. Механика, – именно потому, что ее законы получены путем абстрагирования от качественной специфики любой из материальных систем и в силу этого выражают лишь абстрактно-всеобщие, пространственно-временные условия сущест-вования любой из них, – не может ничего сказать о том, что именно и почему происходит во Вселенной внутри этих условий, подобно тому, как грамматика ничего не может сказать о содержании тех произведений, к-рые созданы в согласии с ее требованиями. Поэтому с законами механики и могут быть согласованы не только различные, но и прямо противоположные процессы и явления. Но при этом они обязательно утрачивают свою качеств. специфику и представляются с их абстрактно-всеобщей стороны, т.е. непротиворечиво. Поскольку М. и есть т. зр. такого сведения, постольку все реальное богатство качеств. многообразия явлений в природе и обществе является, с т. зр. М., продуктом чистой случайности. Так, напр., для механистич. материализма ". тот факт, что материя развивает из себя мыслящий мозг человека, есть чистая случайность, хотя и необходимо обусловленная шаг за шагом там, где это происходит" (там же, с. 523–24).

По отношению к любой форме движения, кроме чисто механической, М. естественно и логично приводит к выводу о принципиальной невозможности ее точного познания. M. y Галилея, Гоббса, франц. материалистов ни в малейшей степени не затронут агностицизмом. Но в 19 в. перед лицом громадного обогащения естествознания содержанием, диалектическим по существу, среди естествоиспытателей-механистов распространяются агностич. взгляды. Знание, раскрывающее природу надмеханич. областей движения, где в силу вступают как раз качеств. различия и соотношения меры, М. объявляет ненаучным. Этот нигилизм в отношении диалектики приводит М. к тому, что на место третируемых им диалектич. понятий и категорий он подставляет понятия неких внешних сил, в к-рых реальные моменты, абстрагированные от движения, превращаются в самостоятельно существующие механич. "причины" этого движения, в особые "силы". В пределах механики эта методология не приносит большого вреда, но как только т. зр. механики превращают в единственно научную, т.е. становятся на позицию М., эта методология тотчас же обнаруживает свою несостоятельность. "В механике причины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и биологии, и тогда неизбежна путаница" (там же, с. 407).

Особенно наглядно эта антинаучность М. проявляется в экскурсах сторонников M. в область проблемы мышления, сознания, вообще человеч. деятельности, связанной с проблемой цели, свободы и т.п. категорий. Пытаясь изобразить мышление как функцию механич. системы, М. оставляет без внимания все те условия, при к-рых мозг действительно мыслит. Представители М. в кибернетике игнорируют специфич. отличия автоматов от живых систем, к-рым присущи состояния потребности, самостоят. выработка цели и критерий отбора реакций и т.д., а в отношении человека игнорируют все действит. движущие причины процесса мышления, – чувственно-предметную деятельность обществ. человека, преобразующего природу, связанные с ней цели и т.д., также принимая эти причины за нечто данное и пытаясь толковать их в свою очередь чисто механически. Столь же несостоятелен М. и в трактовке проблемы жизни. Тем самым М. оказывается питательной почвой для витализма, телеологии и идеализма, старающихся заполнить те "белые пятна", к-рые М. неспособен заполнить принципиально, а не только "на сегодняшний день". Поэтому витализм и телеология являются неизбежным дополнением М.

Диалектич. материализм установил на основе обобщения данных науки, что механич. движение есть сторона, абстрактно-всеобщее условие всякого движения. В составе высших, надмеханич. процессов оно оказывается "побочной формой", необходимой, но далеко не достаточной для характеристики природы этих процессов. В составе этого высшего низшие формы движения проступают самостоятельно лишь при соскальзывании с высшего уровня развития на низший. Так, физико-химич. процессы выступают самостоятельно в живом организме в полную силу лишь с его смертью. Тем самым М. как вполне реальная, но абстрактно-всеобщая характеристика действительности и ее науч. выражения был преодолен и "снят" в составе более глубокого понимания действительности и процесса ее теоретич. познания.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Гегель, Энциклопедия филос. наук, ч. 1, Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, его же. Наука логики, Соч., т. 5, 6, М., 1937–39; Самускевич А. В., Нек-рые филос. вопросы атомистики и борьба против М. в совр. физике, в сб.: Науч. тр. по философии [Белорус. ун-та ], вып. 1, Минск, 1956; Вислобоков А. Д., Марксистская диалектика и совр. M., M., 1962.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

МЕХАНИЦИЗМ — метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своем конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для него характерны отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механические формы движения, механицизм переносит понятия механики в область физики, химии и биологии и в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.

В 16—18 вв. механицизм приобрел значение господствующего направления, что было обусловлено особым положением в этот период механики как науки, ранее других получившей законченную систематическую разработку и широкое практическое применение. Механицизм нашел распространение в мировоззрении естествоиспытателей (Галилей, Ньютон, Лаплас), философов-материалистов (Гоббс, Ламетри, Гольбах). Декарт, выделяя “душу” в качестве отличия человека от остального мира (не имеющего в себе источника движения), приравнивал любые др. организмы к искусным механическим автоматам. Вольф полагал, что познание истины возможно “потому, что мир есть машина”. Типичными представителями механицизма в 19 в. были Бюхнер, К. фохт, Я. Молешотт, Е. Дюринг.

Механицизм как философская позиция обусловил мировоззренческий кризис в 19 в. в ряде отраслей естествознания и связанных с ними областях философии: новые открытия, радикально преобразовавшие естественно-научное познание и углубившие его основы, требовали отказа от редукционизма. Б. А. Старостин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Механическая картина мира является первой физической картиной мира. В период ее возникновения, а именно в 17 веке, наиболее изученным, разработанным разделом физики была механика. И именно она стала основой механической картины мира. Именно принципы и идеи механики являлись наиболее существенными знаниями о физических закономерностях, и именно они наиболее широко отражали физические процессы, происходящие в природе.

Механика, в общем смысле, рассматривает механическое движение материальных объектов (тел или частиц) в пространстве. Такими примерами механического движения являются колебания земной коры, движение небесных тел, воздушные течения и т.д. Взаимодействия, возникающие в момент механического движения, являются действиями тел друг на друга, в результате чего происходит изменение скоростей этих тел в пространстве, либо их деформация.

Механика является фундаментальной физической теорией, к важнейшим понятиям механики относятся:

  • Материальная точка. Это тело, формы и размеры которого не являются существенными в данной конкретной задаче;
  • Твердое тело. Это тело, расстояние между любыми точками которого является неизменным.
  • И материальная точка, и твердое тело имеют следующие характеристики:
  • Масса – мера количества вещества. Она всегда постоянна.
  • Вес –сила воздействия тела на опору, он не является постоянным, то есть может меняться.
  • Выражение массы и веса происходит через физические величины – координаты, импульсы, энергию, силу.

В основе механической картины мира находится атом. Согласно теории атомизма, весь мир, в том числе и человек, состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, которые двигались в пространстве и времени, подчиняясь законам механики. Вещество, которое состоит из этих атомов называется материей, такое представление о материи называется корпускулярным.

Готовые работы на аналогичную тему

Законы механики

Законы механики считались фундаментом мироздания, согласно механической картине мира. Они регулировали движение всех материальных тел и атомов, поэтому понятие механического перемещения – другими словами, движения –является ключевым. Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве с течением времени, и оно является единственным видом движения. Абсолютно любое движение можно считать как сумму пространственных перемещений. Три закона Ньютона объясняли движение.

Все взаимодействия, согласно механической картине мира, сводятся к гравитационному взаимодействию – наличию силы притяжения между телами. Закон всемирного тяготения определяет величину этих сил. То есть, массу тела можно определить, зная массу другого тела и силу гравитации, которая является постоянным, действует всегда, между любыми телами и придает всем телам одинаковое ускорение.

Основные положения механической картины мира

Ньютоном был предложен принцип дальнодействия. Он означал, что взаимодействие между телами осуществляется без материальных посредников и мгновенно. Согласно этой концепции, пространство и время представляются как особые среды, которые вмещают в себя взаимодействующие тела.

Кроме этого, Ньютоном была предложена концепция абсолютного пространства и абсолютного времени, которые существуют вне зависимости от материи. Абсолютное пространство, в соответствии с этой концепцией, играет роль вместилища материальных тел в природе. Однако на существование абсолютного пространства эти тела повлиять не способны, то есть если предположить полное исчезновение материальных тел, пространство даже в этом случае останется неизменным. То есть, пространство, время и материя являются сущностями, независимыми друг от друга.

Таким образом, согласно механической картине мира, Вселенная есть четко отлаженный механизм, в котором все тела связаны между собой, существование Вселенной подчиняется строгим законам. Случайность в ней невозможна, она исключалась из механической картины мира полностью. Случайным могло бы считаться то, о чем нет знаний, но по причине того, что мир является рациональным, то получение знаний о неизвестном лишь вопрос времени. Такой принцип выражается в форме динамических законов.

В механической картине мира человек являлся лишь природным объектом, наряду с другими телами, жизнь и разум не носили никакой качественной специфики. Согласно механической картине мира, исчезновение человека никаким образом не могло бы изменить что-либо в мире, он бы продолжил свое существование согласно законам. Нематериальные качества, присущие только человеку, в данной концепции не рассматривались. На данном этапе не было задачи постичь человека, он рассматривался лишь как один из элементов хорошо отлаженной системы. Считалось, что мир природный, и его объективное описание в точности отражает реальность.

Механическая картина мира явилась основой для разработки земной, небесной и молекулярной механики. Развитие техники привело к тому, что механическая картина мира стала абсолютной. Представления Ньютона также были абсолютизированы, то есть все разнообразие природных явлений пытались свести к форме движения материи. Отсюда появился механистический материализм, который позже, с развитием физики, был признан несостоятельным, так как с помощью законов механики описать тепловые, электрические, магнитные явления не представлялось возможным. Стало понятно, что существенное изменение взглядов на мир стало неизбежным, физика нуждалась в новых знаниях.

Механическая картина мира явилась одним из этапов развития физической картины мира, с развитием науки ее основные положения сохранились, развитие науки лишь показало, что механическая картина мира носит относительный характер. Дальнейшее развитие физики показало, что несостоятельным является не вся механическая картина мира, а лишь ее начальная философская идея, механицизм. В 19 веке произошел скачок в развитии физической науки, на основе механической картины мира стали возникать элементы новой – электромагнитной картины мира.

Механицизм – это философское мировоззрение и метод познания мира, согласно которому в основе любого явления лежат механистические принципы и закономерности, описываемы с помощью языка математики.

Предпосылки к зарождению механицизма в античности

Механицизм как новый философский принцип и подход к описанию о объяснению окружающего бытия во всех его аспектах и проявлениях – от движения планет, до общественных и психологических феноменов, начал формироваться в Новое время в трудах таких выдающихся философов как:

  • Г. Галилея,
  • И. Бекмана,
  • Т. Гоббса,
  • Р. Декарта и многих других.

Однако основы механицизма были заложены еще задолго до этого в античной философии и науке. Особенностью античного мировоззрения и картины мира было представление о вселенной, как о живом организме, в котором все его части взаимосвязаны между собой благодаря особым, сверхъестественным связям. Так разъясняя движение небесных тел Аристотель, указывал, что каждое из них стремится в то место, которое ему положено согласно его внутренней природе, а также духовной сущности. По этой же причине легкие предметы стремятся вверх, к небесной сфере, а тяжелые вниз, к подземному миру. Подобное, основанное на мифорелигиозном мировоззрении, органическое понимание природы накладывало серьезное ограничение на возможность ее понимания и описания как с помощью чувственного познания (ибо воспринимаемые явления не отражают сущности процессов), так и с помощью развитого логико-математического аппарата, поскольку последний относился к сфере неживого, абстрактного и не мог быть перенесен на природу.

Несмотря на это уже в период античности было сформировано представление о числе как абсолюте, выведенном за рамки бытового употребления и используемого в качестве универсального средства для описания мира в рамках школы пифагорейцев. Левкиппом и Демокритом были заложены основы атомистического понимания бытия, согласно которым мир состоит из бесконечного числа бесконечно малых материальных частиц, которым присуще движение, и взаимодействие которых создает все видимое многообразие окружающего мира. Наконец, единственной наукой античности оставалась математика, которая получила в свое распоряжение аппарат формальной логики, и достигла достаточных высот для создания описательных моделей процессов окружающего мира, создание которых, как уже отмечалось, противоречило представлению античных мыслителей о природе как живом организме.

Развитие механицизма в Новое время

В Новое время достижения античной философии подверглись значительному переосмыслению. Благодаря развитию наук и внедрению их в практику, природа, больше не рассматривалась в качестве живого организма, напротив, она стала вещью, ресурсом, который человеку необходимо познать и подчинить. Приложение математического языка и формальной логики к вопросам познания природы, дало возможность для развития естествознания, а расцвет изобретательства и механики позволил соотнести всю сложность и гармоничность природных явлений со сложностью и гармонией хорошо отлаженного механизма, например, механизма часов.

Готовые работы на аналогичную тему

Так Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее , разрабатывая свою теорию познания, вводит понятия субъекта и объекта.

Субъект – это активное познавательное начало, обладающее способностью действовать направленно.

Объект – это пассивная сторона познавательного процесса, на которую направлены усилия субъекта.

Объективация природы делает ее не более сложным, но доступным для изучения предметом, который категориально ничем не отличается от предметов более простых и не имеет собственной специфики. Сложность того или иного явления связана в первую очередь с количеством его составных частей и связей между ними, а не с их сущностью.

Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее определяет мир как простую массу всех находящихся в нем вещей. Каждая вещь — это тело, которое имеет измеряемые физические параметры – массу, протяжённость; каждая из частей этого тела, также в свою очередь является телом, вплоть до самых мельчайших частиц. А поскольку все что находится в мире является вещами, которые могут быть измерены, то и взаимодействия между ними могут быть просчитаны с помощью математических формул.

Наибольший расцвет механицизма связан с именем И. Ньютона, который разработал принципы интегрального и дифференциального счисления и смог с их помощью объяснить движение небесных тел. Предложенные Ньютоном способы счисления оказались настолько эффективными, что с их помощью пытались описать все возможные процессы, особенно не вдаваясь в их суть. Так для описания передачи тепла был создан особые проводник – газ теплород, для передачи света – эфир, а для магнетизма – силовые линии магнитного поля. Создание этих метафизических, как оказалось в последствии тел было необходимым в механистической картине мира, поскольку любое взаимодействие могло происходить лишь при непосредственном соприкосновении между собой твердых материальных тел, самыми мельчайшими из которых являлись атомы, казавшиеся вечными и неделимыми как в учении Демокрита.

Основные положения и критика механицизма

Механицизм на протяжении 17-19 веков являлся универсальной доктриной, которая позволяла объять весь спектр проявлений природы и подвести их под стройную систему математических формул, способных объяснить все ее многообразие за счет расчетов взаимодействия реальных материальных тел.

Принципы механицизма считались универсальными и примелись для описания любых систем. Основными из них являются:

  • принцип дискретности – материя состоит из неделимых частиц, атомов, различающихся между собой массой;
  • принцип перемещения – движение материи представляет собой механическое перемещение тел и их частей в пространстве;
  • принцип субстанциональности пространства – пространство представляет собой особую субстанцию, которая обладает протяженностью и не зависит от ее материального наполнения, т.е. однородна;
  • принцип причинности – для любого действия или движения есть причина в виде внешней силы, которая была приложена к действующему телу;
  • принцип взаимосвязи – все тела связаны друг с другом с помощью сил тяготения, которые действуют на любых расстояниях и не нуждаются во внешней причине.

Основная критика механицизма, помимо его неспособности объяснить некоторые артефакты – например то же тяготение, которое полностью противоречит принципу причинности, состояла в том, что для него не существовало разницу между типами описываемых объектов. Взаимодействия между людьми в обществе, ничем не отличались от взаимодействия бильярдных шаров и пытались быть описаны с помощью один и тех же принципов. Игнорирование специфики качественно более сложных систем достигалось за счет редукционизма на более низкий уровень. Так социальное взаимодействие низводилось к биологическому, то в свое очередь к физико-химическому, а оно наконец к механическому взаимодействию атомов.

· Происходит секуляризация (обмирщение) культуры, католическая церковь постепенно утрачивает идеологическое господство. Религиозно-реформаторские движения (М. Лютер) усилили эти тенденции.

Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, начало которой положили поэты, писатели, художники, ученые. Этой традиции присущи антисхоластичскаянаправленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности. Для гуманистической философии характерен акцент на проблемах воспитания и образования человека, развитии художественного творчества.

Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся «писания человеческие». Подобная ориентация обеспечивала познание мира человеческих переживаний и эмоций. Появились две тенденции:

1. возвращение к классикам

2. возвращение к природе

В рамках ренессансной культуры:

· изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент;

· формируется философия политики, у истоков которой стоял Макиавелли;

· разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма.

В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:

1. гуманистический (XIV – первая половина XV вв.): гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценность объявляется человек «свободный» и «благородный». Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом». Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека;

2. философский неоплатонизм(вторая половина XV в.), в рамках которого происходило возвращение идеи о человека как микрокосмосе;

3. натурфилософский(к. VX – VXI вв.): сущностью становится глубокий интерес к природе. Становление натурфилософии обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней. Основу натурфилософии составлял пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала.

№7

Предпосылки:

· Развитие капиталистической системы хозяйства;

· Завершение создания экспериментально-математического естествознания;

· Ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций;

· Синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;

· Изменение статуса Бога, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;

· Оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;

· Изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.

Особое место в разработке научных и философских проблем принадлежит Исааку Ньютону, открытия которого произвели подлинную революцию. Его трудами был заложен фундамент механической картины мира и механистического мировоззрения. Содержание научного метода Ньютона составили принципы, устанавливаемые на основе опыта путем индукции. Цель этого опыта – противопоставление достоверного естествонаучного знания домыслам натурфилософского характера.

Проблема метода заняла особое место и в философии. С первых шагов влияние новой науки поляризует философские воззрения. Появляются два направления: эмпиризм(Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).


Последующие шаги в создании новой картины мира были сделаны итальянским ученым, одним из основателей точного естествознания Галилео Галилеем (1564-1642 гг.) и немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630 гг.). Оба они были убежденными последователями Коперника. Галилей впервые использовал подзорную трубу собственной конструкции для астрономических наблюдений, обнаружив горы на Луне, т.е. открыв, что Луна имеет не идеальную форму шара, присущую якобы лишь телам «небесной природы», а имеет вполне «земную» природу. Таким образом, была поколеблена идея, идущая еще от Аристотеля, о принципиальном различии между «совершенными» небесными телами и несовершенными земными. Другие астрономические открытия Галилея - обнаружение четырех спутников Юпитера (1610 г.), выявление фаз Венеры, наблюдение пятен на Солнце - имели огромное мировоззренческое значение, подтверждающее материальное единство мира. Наглядно было показано, что Земля не является единственным центром, вокруг которого должны обращаться все тела. Наконец, он доказывает, что Млечный путь состоит из скоплений бесчисленных звезд. Эти астрономические открытия совершили подлинный переворот в астрономической науке. Это было важным доказательством в пользу коперниковскои системы мира[1].

Галилео Галилей выступил также противником механики и астрономии Аристотеля. Он опровергал учение Аристотеля о том, что тяжелые тела падают быстрее, чем легкие. Изучая кинематику движения тел, он впервые использовал понятие инерции. Согласно господствовавшей тогда аристотелевской концепции понятие инерции не существовало и считалось, что всякое движение, кроме естественного, требует непрекращающегося воздействия, и прекращение воздействия приводит к немедленному прекращению движения. Галилей выступил против такой концепции.

Используя понятие инерции, Галилей объяснил, почему Земля при обращении вокруг Солнца и вращении вокруг своей оси сохраняет как атмосферу, так и все, что находится в атмосфере и на земной поверхности. Здесь проявился открытый Галилеем принцип относительности для механических явлений, известный как принцип относительности Галилея и утверждающий, что если законы механики справедливы в одной системе координат, то они справедливы и в любой другой системе координат, движущейся прямолинейно и равномерно относительно первой, т.е. в инерциальных системах отсчета. В другой формулировке закон звучит так: никакими опытами, проведенными в инерциальной системе отсчета, нельзя доказать, покоится система отсчета или движется! равномерно и прямолинейно. Все законы механики во всех инерциальных системах отсчета проявляются одинаково, в них пространство и время носят абсолютный характер, т.е. интервал времени и размеры тел не зависят от состояния движения системы отсчета[2].

Одновременно с законом инерции Галилей использовал и другое основное положение классической механики - закон независимости действия сил. Он применил его к движению тел в поле силы тяжести Земли.

В своих философских воззрениях, опирающихся на естественнонаучные выводы, Галилей стоит на позициях новой основанной им механической натурфилософии, механистического естествознания.

Он исходит из признания бесконечной и вечной Вселенной, всюду единой. Утверждает, что небесный мир состоит из таких же физических тел, как и Земля. Все явления природы, по его мнению, подчиняются одинаковым законам механики. Сама материя как реальная субстанция вещей состоит из абсолютно неизменных атомов (здесь Галилей опирается на атомизм Демокрита); всевозможные ее проявления сводятся к чисто количественным свойствам, поэтому все в природе можно измерить и вычислить; движение материи выступает в единой, универсальной механической форме. Во всех явлениях природы, по представлениям Галилея, обнаруживается строгая механическая причинность, поэтому в отыскании причин явлений и познании их внутренней необходимости состоит основная, подлинная цель науки, «высшая ступень знания».

Источником познания, по Галилею, является опыт. Он осуждал схоластику, оторванную от действительности и опирающуюся исключительно на авторитеты. Метод научного исследования Галилея сводился к тому, что из наблюдений и опытов устанавливается предположение - гипотеза, проверка которой на практике дает физический закон. В основных чертах этот метод стал методом естествознания.

До Галилея физика и математика существовали порознь. Он связал физику, объясняющую характер и причины движения, и математику, позволяющую описать это движение, т.е. сформулировать его закон. Как один из основателей классической механики, Галилей сделал два принципиально важных шага: обратился к физическому опыту и связал физику с математикой.

При разработке своей системы мира Коперник исходил из предположения, что Земля и планеты обращаются вокруг Солнца по круговым орбитам. Чтобы объяснить сложное движение планет по эклиптике, ему пришлось ввести в свою систему 48 эпициклов. И лишь благодаря усилиям немецкого астронома Иоганна Кеплера система мира Коперника приобрела простой и стройный вид. Кеплер совершил следующий шаг - открыл эллиптическую форму орбит и три закона, движения планет вокруг Солнца. Первые два закона Кеплера были опубликованы в 1609 г., третий - в I 1619 г. Наиболее важным для понимания общего устройства Солнечной системы был первый закон, утверждавший, что планеты обращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, а Солнце находится в фокусе одного из этих эллипсов. В свое время греки предполагали, что все небесные тела должны двигаться по кругу, потому что круг - самая совершенная из всех кривых. Хотя греки знали многое об эллипсах и их математических свойствах, они не дошли до понимания того, что, небесные тела могут двигаться как-то иначе, нежели по кругам или сложным сочетаниям кругов. Кеплер первым отважился высказать такую идею. Его законы имели решающее значение в истории науки прежде всего потому, что они способствовали доказательству закона тяготения Ньютона.

Кеплер настаивал на физическом объяснении явлений природы, не признавал теологических представлений (например, он доказывал, что кометы являются материальными телами), а также антропоморфного понимания природы, наделения ее духоподобными силами, выступал против алхимиков и астрологов.

Учение Кеплера о законах движения планет имело огромное значение для формирования естественнонаучной картины мира, i открывало путь к поиску более общих законов механического движения материальных тел и систем.

Становление и дальнейшее развитие механики зависело от математических описаний физических закономерностей, и в этом направлении необходимо выделить работы французского ученого] Рене Декарта (1596-1650 гг.). Декарт заложил основы аналитической геометрии, применил ее аппарат к описанию перемещения тел, разработал понятия переменной величины и функции [3]. Я «Началах философии», опубликованных в 1644 г., Декарт сформулировал три закона природы. Первые два выражают принцип инерции, в третьем формулируется закон сохранения количества движения. В познании мира Декарт ставил на первое место проницательность ума. Он считал, что с помощью логических рассуждений можно построить картину мира. Последователей Декарта называли картезианцами (Картезий - латинизированное имя Декарта).

В мире Декарта материя тождественна пространству, все пространство заполнено материей, пустоты нет. Атомы отрицаются, материя делима до бесконечности. Все явления Декарт сводил к механическим перемещениям. Все взаимодействия осуществляются через давления, столкновения - одни части материи давят на другие, толкают их. Весь мир заполнен вихревыми движениями (движениями по кругу). Беспредельная делимость материи у Декарта не вполне последовательно сочетается с существованием «частиц материи». У Декарта имеются три типа таких частиц: вездесущие частицы неба, частицы огня и частицы плотной материи. Движение производится силой, исходящей от Бога. Эта же сила делит непрерывную материю на части и частицы и сохраняется в них, являясь источником их кругового (вихревого) движения, при котором одни частицы выталкиваются со своих мест другими.

Велика роль французского ученого и в развитии астрономии, Вселенная рассматривалась им как саморазвивающаяся система. Первоначально она находилась в хаотическом состоянии, затем движение частиц материи приобрело характер центробежных вихревых движений, в результате которых образовались небесные тела, включая Солнце и планеты. Таким образом, возникновение Солнечной системы и всей Вселенной происходит, по Декарту, без божественного вмешательства, на основе законов природы. «Бог так чудесно установил эти законы, что даже если предположить, что он не создал ничего, кроме сказанного (т.е. материи и движения), и не внес в материю никакого порядка, никакой соразмерности, а, наоборот, оставил лишь самый невообразимый хаос. то и в таком случае этих законов было бы достаточно, чтобы частицы хаоса сами распутались и расположились в таком прекрасном порядке, что они образовали бы весьма совершенный мир»[4].

Учение Декарта явилось единой наукой. Как и философы древности, Декарт включил в свое учение натурфилософию. Однако в основу своей натурфилософии Декарт положил механику, и она носила механический односторонний характер, что было характерно для естествознания того времени. Декарта можно считать основоположником принципа близкодействия в физике. Вол новая теория света, теория электромагнитного поля, молекулярная физика являются развитием идей Декарта. Действительно, в трудах многих крупнейших физиков XIX в. можно найти идеи, которые являются развитием идей Декарта, высказанных им еще в XVII в.

Период формирования и становления естественных наук приходится примерно на XVII в.: начинается он с работ Галилея и заканчивается исследованиями Ньютона.

Галилей и Кеплер, исходя из динамических и кинематических законов Аристотеля, переосмысливали его механику и в итоге перехода от геоцентризма к гелиоцентризму пришли к своим кинематическим законам. Эти законы предопределили принципиально единую для земных и небесных тел механику Ньютона со всеми сформированными им классическими законами механики, включая закон всемирного тяготения. Галилей, изучая свободное падение тел, первым ввел понятие инерции и сформулировал принцип относительности для механических движений, известный как принцип относительности Галилея. Решающий вклад в становление механики внес английский физик Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)

Стройную логическую систему физической картине мира придали законы механики, полученные Ньютоном и изложенные в его гениальной работе «Математические начала натуральной философии» (кратко - «Начала») в 1687 г. [5]. Ньютон больше, чем кто-либо из других мыслителей его поколения, внес в научную картину мира не только нового содержания, но и принципиально новый стиль однозначного объяснения природы. Ньютон создал основы теории гравитационного поля, вывел закон тяготения, определяющий силу тяготения, которая действует на данную массу в любой точке пространства, если заданы масса и положение тела, служащего источником сил тяготения, т.е. притягивающего к себе другие тела.

Динамические законы Ньютона не только следуют из соответствующих кинематических законов Галилея и Кеплера, но и сами могут быть положены в основу всех трех кинематических законов Кеплера и обоих кинематических законов Галилея, а также всевозможных теоретически ожидаемых отклонений от них из-за сложного строения и взаимных гравитационных возмущений взаимодействующих тел.

И. Ньютон полагал, что мир состоит из корпускул, образующих тела и заполняющих пустоты между ними. Установив закон всемирного тяготения, Ньютон не дал объяснения причин тяготе и механизма передачи взаимодействия. Молодой Ньютон считал, что взаимодействие через пустоту осуществляет Бог. Позднее он приходит к гипотезе эфира как переносчика взаимодействия.

Период становления механики со временем превратился в период ее торжества. Механика стала основой мировоззрения. Все, что создал сам человек, все, что есть в природе, имеет, считалось, единую механическую сущность. Этому способствовали и дальнейшие открытия в естествознании, особенно в астрономии более позднего периода.

формирование механистической картины мира потребовало несколько столетий и завершилось лишь к середине XIX в. Ее следует рассматривать как важный этап в становлении естественнонаучной картины мира.

В этой системе мира вещества состоят из атомов и молекул, находящихся в непрерывном движении. Взаимодействия между телами происходят при непосредственном контакте (при действии сил упругости и трения) и на расстоянии (при действии сил тяготения). Пространство заполнено всепроникающим эфиром. Взаимодействие атомов рассматривается как механическое. Нет понимания сущности эфира. Согласно механистической картине мира гравитационные силы связывают все без исключения тела природы, они являются не специфическим, а общим взаимодействием. Законы тяготения определяют отношение материи к пространству и всех материальных тел друг к другу. Тяготение создает в этом смысле реальное единство Вселенной. Объяснение характера движения небесных тел и даже открытие новых планет Солнечной системы было триумфом ньютоновской теории тяготения. ч Механистическая картина мира была основана на следующих четырех принципах.

1. Мир строился на едином фундаменте - на законах механики Ньютона. Все наблюдаемые в природе превращения, а также тепловые явления на уровне микроявлений сводились к механике атомов и молекул, их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Считалось, что открытие в середине XIX в. Закона сохранения и превращения энергии также доказывало механическое единство мира.

2. В механистической картине мира все причинно-следственные связи однозначные, здесь господствует лапласовый детерминизм. В мире существует точность и возможность предопределения будущего.

3. В механистической картине мира отсутствует развитие - в целом таков, каким он был всегда. Механистическая картина мира фактически отвергала качественные изменения, сводя все к чисто количественным изменениям.

4. Механистическая картина исходила из представления, что микромир аналогичен макромиру. Считалось, что механика микромира может объяснить закономерности поведения атомов и молекул.

По своей сути эта картина мира являлась метафизической, все многообразие мира сводилось к механике, качественное развитие, как и все происходящее в мире, представлялось строго предопределенным и однозначным.

Метафизические взгляды на картину мира приводили и самого Ньютона к постоянному отступлению от естественнонаучного мировоззрения и к объяснению явлений сверхъестественными силами, т.е. вмешательством бога. Ньютон полагал, что Солнечная система от века существует такой, какой мы ее знаем сейчас. Но в таком случае начальное положение планеты на орбите и ее начальная скорость не находят физического объяснения. По Ньютону, планеты получили начальную скорость в виде толчка от бога. Устойчивость Солнечной системы также не находит своего объяснения с помощью одних только сил тяготения, и Ньютон оставляет здесь место действию божественных сил.

Таким образом, Ньютонова концепция сил отводила определенную роль в природе богу, в отличие от картезианской физики, которая каждое явление объясняла специальной моделью вихря и согласно которой бог, однажды создав природу, уже больше в нее не вмешивается. В философских моделях мировоззрения это нашло глубокое отражение во всей противоречивости и сложности, присущей духовному миру человека в эпоху освобождения от путсхоластики.

Естественнонаучная картина мира в собственном смысле слова, как мы уже отметили, начинает формироваться только в эпоху возникновения научного естествознания в XVI-XVII вв. Анализируя процесс перестройки сознания в эпоху XVI-XVII вв., западный исследователь экстерналистского направления Э. Цильзель считает, что становление новых буржуазных экономических отношений, пронизанных духом рационализма, привело к постепенному ослаблению религиозного, магического восприятия мира и укреплению рациональных представлений о мироздании. А поскольку развитие производства потребовало развития механики, то картина мира данной эпохи приобрела механистический характер.

В истории научного знания классическая механика была новой теоретически развитой областью естествознания, ставшей основой л механистической картины мира. Механистическая картина мира была и остается тем началом, на котором основываются последующие картины мира, опирающиеся на успехи синергетики или идеи глобального эволюционизма.

Одной из характерных черт общенаучной картины мира является то, что ее основой выступает картина мира той области познания, которая занимает лидирующее положение в данный исторический период. В XVII-XVIII вв. лидирующее положение среди наук занимала механика, поэтому естественнонаучная картина мира получила название механистической. Законы механики распространялись также на общество и на человека.

Читайте также: