Устройство покрытий тротуаров из бетонной плитки типа брусчатка рядовым или паркетным мощением

Обновлено: 18.05.2024


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Конструкция тротуара с покрытием из брусчатки:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

2.2. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:


час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, входят следующие технологические операции:

- рытье и уплотнение земляного корыта;

- устройство прослойки из геотекстильного материала типа дорнит (при необходимости);

- устройство подстилающего морозозащитного слоя;

- установка бортового камня;

- устройство щебёночного основания;

- устройство монтажного слоя из песчано-цементной смеси 1:10;

- устройство покрытия из брусчатки с последующим заполнением швов.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (грузоподъемность 13,0 т); поливомоечная машина ПМ-3У (6000 л); виброплита TSS-VP90N (вес 90 кг, глубина уплотнения 150 мм до 0,95); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша 0,28 м, глубина копания 5,46 м); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса 48 кг, объем загрузки 90 л); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220В, 11 кВт, 150 кг); самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т).


Рис.1. Автосамосвал КамАЗ-55111


Рис.2. Поливомоечная машина ПМ-3У


Рис.3. Виброплита TSS-VP90T


Рис.4. Каток тротуарный DM 2


Рис.5. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT


Рис.6. Электростанция Honda ET12000


Рис.7. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.8. Брусчатка ГП

2.6. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

- Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;

- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

монтаж брусчатки

Современная и качественная брусчатка снискала в последние годы огромную популярность в качестве долговечного и эстетичного материала для обустройства подъездных путей или садовых дорожек на приусадебной территории.

Самостоятельная укладка брусчатки не представляет сложностей даже при отсутствии опыта и специальных навыков. В статье рассмотрим варианты и способы укладки брусчатки.

Особенности видов и выбора материала

Брусчатка может быть представлена несколькими видами, которые различаются основными характеристиками и параметрами, что отражается на выборе материала в каждом конкретном случае:

  • Бетонная брусчатка или ФЭМ, многим известная как стандартная тротуарная плитка, прекрасно зарекомендовала себя при обустройстве общественных мест и приусадебных территорий. Выпускается в широкой цветовой гамме и разнообразной формы. Основное достоинство такого материала представлено доступной для рядового потребителя стоимостью. К минусам тротуарной плитки можно отнести высокий риск выгорания, недостаточную устойчивость к истиранию и агрессивным реагентам. Кроме всего прочего, низкий уровень влагостойкости оказывает негативное влияние на показатели морозоустойчивости, поэтому средний срок службы покрытия не превышает семь лет.
  • Натуральная гранитная брусчатка характеризуется стойкостью к негативному воздействию ультрафиолета и долговечностью. Самый бюджетный вариант представлен простой колотой шашкой, имеющей серое или черное окрашивание. Такой материал не слишком удобен для ходьбы, поэтому чаще применяется в мощении автомобильных заездов. Шлифованная гранитная брусчатка обладает более высокими качественными характеристиками, поэтому её стоимость на порядок выше.
  • Брусчатка клинкерного типа относится к категории натуральных материалов. Основой служит глина, обжигаемая при высокотемпературных режимах. Такой вариант брусчатки отличается низкими показателями водопоглощения и легко переносит температурные перепады. В процессе производства не добавляются искусственные пигменты, поэтому окрашивание полностью зависит от характеристик сырья и температурных разниц при печном обжиге. Клинкер устойчив к ультрафиолету и способен на протяжении всего эксплуатационного периода сохранять первоначальный цвет.

брусчатка из бетона

При выборе следует помнить, что материалы отечественного производства не всегда уступают в качестве зарубежным аналогам, но их стоимость, как правило, более доступная.

Качественная брусчатка имеет однородное окрашивание, а сколы и трещины должны отсутствовать полностью. При постукивании камень издаёт не глухой, а очень характерный звонкий звук.

Общая технология укладки брусчатки

Рассмотрим, как правильно укладывать брусчатку. Самостоятельная укладка покрытий из брусчатки потребует грамотного использования строительных материалов, правильного применения оборудования, а также строгого соблюдения технологии мощения, прописанной в технической сопроводительной документации.

Подготовка

Технологией обустройства дорожных покрытий предусматривается использование следующего стандартного набора инструмента:

киянка

  • резиновый молоток или киянка;
  • садовая метла;
  • деревянные или металлические разметочные колышки;
  • строительный уровень;
  • строительная рулетка;
  • щетка с крупной щетиной;
  • ровный деревянный брусок;
  • ёмкость для приготовления раствора;
  • строительный мастерок;
  • лопата совковая и штыковая;
  • грабли и тачка;
  • вибротрамбовка или инструмент ручного типа;
  • шланг или лейка поливочная с душевой насадкой;
  • машинка для шлифования;
  • диски для резки камня;
  • средства индивидуальной защиты.

В зависимости от выбранного способа укладки, количество и тип используемых материалов могут варьироваться.

Основание

Поэтапное обустройство основания под брусчатку предполагает установку разметочных колышков или маячков, а также соблюдение следующих несложных мероприятий:

  • определение уклона для стока воды, который должен составлять примерно 0,5 см на каждый квадратный метр;
  • определение количества грунта на участке и, при необходимости, досыпка или удаление почвы с последующим выравниванием;
  • выполнение расчета высоты основания с учетом усадочных процессов при стандартном уплотнении;
  • замер высоты песчаной подушки и закрепление шнурки порядовки на расчётном уровне между установленными кольями.

слои грунта под плитку

Основание под плитку

На заключительном этапе необходимо отсыпать песчаную подушку, разровнять её граблями и основательно пролить водой, что позволит выполнить правильное выравнивание при помощи профиля.

Окантовка

При наличии бордюра любое покрытие выглядит более аккуратным и завершенным. С этой целью чаще всего используются уже готовые бордюрные элементы или непосредственно брусчатка больших размеров.

Для окантовки дорожки прорывается дополнительная траншея вдоль предварительно натянутой шнурки. Подлив цементного раствора в траншею выполняется в процессе укладки бордюрных элементов.

Необходимо добиваться максимально плотного прилегания всех составных частей друг к другу при помощи киянки.

Укладка полотна

отбор качественной брусчатки

Приобретенную брусчатку перед укладкой необходимо отсортировать, удаляя все блоки, имеющие брак по размерам, сколы или трещины.

Блоки с обрезанными бракованными участками используются в подгонке по краям.

Для узорной укладки полотна требуется заблаговременно подготовить схему с отметкой положения камней в соответствии с их цветом.

Укладка на песок предполагает предварительное увлажнение песчаной подсыпки и легкое рыхление верхнего слоя. Для монтажа на поверхность «сухого раствора» подготавливается кладочная смесь на основе части цемента М300 и трёх частей песка. Из полученной смеси нужно выполнить ровный слой под мощение.

Блоки укладываются начиная от бордюра, выравниваются в трех плоскостях по натянутой шнурке. Допускается выполнять укладку внутри специально сколоченных деревянных коробов. Осаживать камень нужно при помощи не слишком сильных ударов резиновой киянки.

При необходимости под основание блоков добавляется смесь. Квадратную брусчатку рекомендуется класть способом «шов в шов», а прямоугольные блоки чаше всего укладываются с шовным смещением. На заключительном этапе уложенное полотно трамбуется.

Финишная обработка

Обязательный этап, предназначенный для защиты сформированного покрытия от негативных внешних факторов с целью обеспечения долговечности.

цементно-песчаный раствор

Примерно через сутки после укладки полотна, выполняется следующий объём работ:

  • приготовить цементно-песчаный состав в соотношении 1:3, и рассыпать смесь по всей поверхности уложенной брусчатки с целью качественного заполнения швов;
  • при помощи щетки с крупной щетиной удалить с покрытия излишки цементно-песчаной смеси и умеренно увлажнить поверхность.

Сухую засыпку можно заменить жидким раствором. При укладке брусчатки на песок, примерно через двое суток после финишной обработки, обязательно производится финальная трамбовка.

Укладка брусчатки на бетонное основание — технология

Правильная укладка брусчатки таким способом предполагает создание качественного бетонного основания:

  • разметка площади под укладку при помощи натянутой шнуровки;
  • подготовка траншеи глубиной в четверть метра в соответствии с разметкой;
  • засыпка на дно траншеи щебеночного слоя высотой 10-15 см с необходимым уклоном и последующей трамбовкой;
  • установка опалубки по периметру;
  • приготовление цементно-щебеночно-песчаного раствора из расчёта пропорции 1:2:3;
  • залив раствора слоем в 30-50 мм и укладка армирующей сетки с последующей повторной заливки смеси толщиной 5-10 см.

Технология укладки брусчатки на песок

Как уложить брусчатку на песок? Мощение брусчаткой по песчаному основанию имеет некоторые особенности, которые обязательно должны быть учтены в процессе укладки. Данная технология предполагает применение в качестве подложки гравия и песка. Нижний песчаный слой, с точки зрения качественных характеристик материала, особого значения не имеет.

Поверх песчаной подушки нужно засыпать щебеночный слой высотой в 15-20 см, что позволит получить максимально равномерное распределение нагрузки по всей площади покрытия. Пустоты и верхний слой засыпаются мелкодисперсным песком, полностью очищенным от примесей.

технология укладки плитки на песок

Схема-пирог укладки брусчатки

Подготовленное основание смачивается водой, а после просыхания засыпается рабочая «подушка» из смеси песка и сухого цемента с учётом стандартного уклона. Укладка по такому основанию выполняется в соответствии со стандартной установленной технологией.

Востребованность классического способа мощения обуславливается многими положительными моментами строительного материала, включая надёжность получаемого покрытия и возможность придать территории индивидуальный стиль. Главным условием получения долговечного полотна является строгое соблюдение технологии на всех этапах обустройства, а также правильный выбор качественного строительного материала.

Видео на тему


Разнообразие строительных материалов для отделки площадок и дорожек заставляет даже искушенного потребителя задуматься над вопросом, что из этого лучше всего выбрать. В этой статье мы постарались ответить на все встречающиеся вопросы, по такому виду тротуарного материала, как брусчатка – укладка, характеристики, разновидности и прочие, чтобы Вам не пришлось искать дополнительную информацию.


Что такое колотая брусчатка

Свое название этот материал получил от слова «брусок». Все дело в том, что первоначальная технология его производства основана на раскалывании твердых каменных пород на бруски одинаковой формы и размеров. Их затем укладывали на подготовленную площадку, заполняя подготовленную территорию. Особенно в этом плане преуспели строители дорог много-много веков тому назад. И хотя сегодня многое делается на иной лад, технология укладки тротуарного камня практически осталась без изменения.

Необходимо отметить, что изначально созданная технология производства используется и сегодня – так получают брусчатку, которую называют колотой.

Пиленная и колото-пиленная брусчатка

Со временем менялось производство. На смену кувалдам и клиньям пришло разного рода оборудование. Второй шаг в эволюции брусчатки был сделан, когда камни научились распиливать, соответственно, и бруски стали называть пиленными. Такая брусчатка отличается от колотой одинаковой формой и размерами каждого бруска.

технология укладки тротуарного камня

Эта разновидность тротуарного камня стала проще в укладке. Да и дороги стали ровнее, по ним легче и удобнее стало ходить. Поэтому, пиленая брусчатка считается самой востребованной, хотя и стоит немалых денег.

Производители не стали останавливаться на этих двух моделях. Так на свет появился симбиоз этих разновидностей – колото-пиленная. Технология производства такой брусчатки достаточно проста. Сначала камень пилят на бруски, а затем их раскалывают по требуемым размерам. И именно этой колотой поверхностью материал укладывают вверх, делая лицевой стороной.

Клинкерная плитка

Немцы, как родоначальники производства многих строительных материалов, придумали изготавливать брусчатку из сланцевой глины. Они стали формировать из них бруски, которые затем обжигали при высоких температурах. Этот материал получил название клинкерной брусчатки. Первый опыт был зафиксирован 200 лет тому назад. Клинкерный материал уложили в одном из немецких городов. И, как показала жизнь, она очень долговечная и эксплуатируется до сих пор. То есть брусчатка из глины по своим эксплуатационным характеристикам не уступает своим каменным собратьям. Но у нее есть одно большое преимущество – она в разы дешевле.

арматура при укладке дорожек из брусчатки зачем

Бетонная брусчатка

Современный вид тротуарного камня – бетонная брусчатка. Хотя назвать ее чисто бетонной нельзя. Уже давно производители в процессе изготовления стройматериала стали вносить в сырьевой состав различные добавки, которые увеличивают прочность изделия, его износостойкость. При этом добились производители повышения такой характеристик как морозоустойчивость, что для северных регионов немаловажный фактор.

К плюсам можно добавить и следующее:

бетонная брусчатка за счет внесения в сырьевую массу красителей может быть разного цвета;

заливаемые формы также могут быть разными, именно этим решилась проблема угловых элементов, поворотов, скруглений, где сейчас обходятся без подрезки;

цена дешевле и каменной разновидности, и клинкерной.

Что касается недостатков, то необходимо отметить, что минус у бетонного вида один – человеческий фактор. Не соблюли пропорции смеси, особенно цемента, получили низкого качества материал. А значит, говорить о длительном сроке службы уже не приходится.

укладка тротуарной брусчатки

Преимущества и недостатки брусчатки

О некоторых плюсах и минусах уже было сказано. Добавим еще некоторые, которые определят конструктивные особенности этого стройматериала.

Укладка тротуарной брусчатки проводится на дренажную подушку. То есть во время и после дождя на таких аллейках никогда не увидите луж.

Дорожки из брусчатки очень легко отремонтировать, если из строя вышла одна или сразу несколько.

Если по каким-то причинам произошли подвижки грунта, то это никак не отразиться на каменном покрытии.

На морозе брусчатка не трескается, в жару не плавится.

Это экологичный материал, который при изменениях температурного режима эксплуатации не выделяет в окружающую среду вредных веществ.

Покрытие дорожек и площадок брусчаткой не требует присутствия тяжелой техники, что уменьшает себестоимость процесса.

Само покрытие смотрится красиво и дорого.

Теперь о минусах:

Из всех предлагаемых рынком материалов для покрытия тротуаров брусчатка самая дорогая.

Процесс укладки тоже обойдется в копеечку, потому что под покрытие надо уложить хорошее основание. Да и просто так без квалификации, опыта и навыков с этим материалом не совладать – качество конечного результата может разочаровать.

Особое внимание дренажной системе. Без нее основание вымоется дождями и таящим снегом, что приведет к просадкам дорожного покрытия.

По колотой брусчатке неудобно ходить на каблуках.

Хотелось бы добавить, что и в далекие времена, когда брусчатку стали укладывать на дорогах и в городах, не каждый город мог себе этого позволить. И в те старинные времена это было удовольствие не из дешевых. Не говоря о современности.

брусчатка укладка

Технология мощения брусчатки

Начнем этот раздел с рекомендации. Не стоит использовать этот дорогой материал для покрытия дорожек хозяйственного назначения. К примеру, тропинка до котельной, сарая или курятника. Здесь лучше использовать тротуарную плитку или другое более дешевое покрытие.

И опять возвращаемся к дороговизне брусчатки. В самом начале процесса надо определиться с количеством необходимого материала. Поэтому рекомендуется на листке бумаги набросать чертеж отделываемой площадки или дорожки, определить ее площадь, а затем рассчитать требуемое количество тротуарного камня. Конечно, перед этим надо определиться с размерами брусков.

А вот теперь немаловажный вопрос – какую брусчатку выбрать. Дайте разберемся.

Среди натуральных разновидностей (каменной и клинкерной) лучше отдать предпочтение гранитной. Среди гранитных идеальный вариант – пиленый.

Среди искусственных камней предпочтение отдавайте тем, которые изготовлены методом вибропрессования. Не стоит выбирать яркоокрашенные изделия. В них в большом количестве внесены красители, которые снижают прочность.

И еще несколько полезных советов относительно бетонной брусчатки:

при ударе камня о камень должен быть слышен звонкий звук, а не глухой;

брусчатка должна быть без трещин и сколов;

изделия из одной партии должны быть одного размера и цвета.

Что касается толщины искусственного камня, то выбирать его по этому параметру надо с учетом ожидаемых нагрузок. К примеру, на пешеходных дорожках можно укладывать брусчатку толщиною 40-60 мм, на дорогах, по которым будут перемещаться легковые автомобили – 80 мм, под грузовые лучше уложить 100-миллиметровые бруски.

И последнее – схема укладки. Здесь нет никаких ограничений. Все на усмотрение заказчика. Дизайнеры же предлагают достаточно много схем.

Подготовка основания для брусчатки

Сразу надо обозначить, что в зависимости, куда будут укладывать брусчатку, выбирается и технология подготовки основания. Рассмотрим несколько вариантов.

Пешеходные дорожки

Это участки малой загруженности, поэтому и требования к ним мягкие. Как готовят основание:

Выкапывают траншею глубиною 230-40 см. Ширина на 20 см больше, чем предполагаемая ширина пешеходной зоны.

На дно стелют геотекстиль.

По краям траншеи устанавливают на бетонный раствор бордюры.

Между ними засыпают песок толщиною 15-25 см, который выравнивают по горизонтали.

Еще один слой геотекстиля.

Слой мытого песка толщиною 15-20 см. Его выравнивают и утрамбовывают.

Видео описание

В видео показано количество уложенных слоев под мощение брусчатки:

Дорожки и площадки с умеренной нагрузкой

Сюда добавляются слои стройматериалов, которые увеличивают прочность основания.

В котлован укладывают геотекстиль.

Песок толщиною 10-15 см, который обязательно трамбуют.

Следующий щебеночный слой толщиною 10-15 см, который также выравнивается и утрамбовывается. Вместо него можно залить бетон марки М100 или М150. Чтобы увеличить прочность, в бетон можно заложить металлическую сетку с ячейками размером 100х100 мм из проволоки диаметром 3 мм.

Последний слой – это смесь из песка и цемента в соотношении 10:1. Его задача – удержать вымывание песка из нижнего слоя и стать скрепляющим раствором для самой брусчатки.

Участки с большими нагрузками и проблемными грунтами

Здесь также укладывают геотекстиль и засыпают песчаную и щебеночную подушку. А вот теперь необходимо залить бетон с армированием. Арматура нужна для формирования решетки, которую в свою очередь укладывают на подставки. То есть армирующий каркас не должен лежать на щебне. Он должен оказаться внутри бетонного слоя. В качестве подставок можно использовать любой металлический профиль, камень или специальные подставки.

Для чего используется арматура при укладке дорожек из брусчатки (зачем она необходима, какие нагрузки гасит). Ее задача – не дать бетонной плите растрескаться под действием больших нагрузок.

Итак, бетон залит на армирующий каркас. Надо дать время, чтобы раствор схватился. На это может уйти до одного месяца. Не стоит опережать события, лучше подождать, чтобы бетон набрал свою марочную прочность.

И последний слой – песчано-цементный в соотношении 10:1.

технология укладки тротуарного камня

Монтажный процесс

Все готово, можно переходить к укладке тротуарного камня. Точно по выбранной схеме бруски укладывают друг около друга. Обязательно каждый элемент тротуарного покрытия выставляют по горизонтали, применяя строительный уровень. Обязательно проверяют уровень и между элементами.

Некоторые мастера устанавливают разметочный шнур, выставив его по горизонтали. И уже по нему проводят монтаж брусчатки. Вдавливание каменных элементов проводят киянкой. Если какой-то элемент оказался ниже остальных, его убирают с места и подсыпают цементно-песчаную смесь.

Есть два метода укладки: впритык и с зазором. Во втором случае для создания пространства между камнями используют пластмассовые крестики.

технология укладки тротуарной брусчатки

Давайте обозначим последовательно технологии укладки тротуарной брусчатки:

делается подсыпка цементно-песчаной смеси на площади 1-2 м²;

проводят выравнивание слоя;

собирают по выбранной схеме элементы брусчатки с выравниванием их по уровню или разметочному шнуру;

делают увлажнение, чтобы цементно-песчаная смесь затвердевала;

переходят на уложенные камни и далее ведут укладку «от себя» по той же технологии, в точности соблюдая последовательность строительных операций.

Как только вся дорожка будет выложена брусчаткой, ее засыпают мокрым песком или цементно-песчаной смесью, чтобы заполнить зазоры между камнями. После чего остатки выметают.

Следующий этап – вибропрессование. Для этого используют виброплиту. Основное назначение этой операции – окончательная установка брусчатки по месту. Некоторые мастера советуют этот процесс проводить с поливкой воды. Сразу нагружать дорожку не рекомендуется. Дайте ей выстоять 5-7 дней, чтобы покрытие отстоялось.

Видео описание

В видео показан один из вариантов, как надо правильно укладывать брусчатку:

Как ухаживать за брусчаткой

В принципе, каких-то сложных мероприятий проводить не надо. Но учтите, что даже каменные изделия требуют к себе бережного отношения. Поэтому рекомендуется использовать веники или щетки с мягким ворсом. То же самое касается, если стоит задача помыть брусчатку водой.

Самое сложное время – зима. Снег лучше убирать деревянными лопатами. Если на поверхности образовалась наледь, не убирайте ее ломами и металлическими лопатами. Оптимально – посыпать песком.

технология укладки тротуарного камня

Заключение по теме

Итак, мы с Вами разобрались в технологии мощения брусчатки. Рассмотрели ее разновидности и критерии выбора. А также указали, как правильно делать основу в той или другой ситуации. На самом деле этот материал для дорожек и площадок не только самый дорогой (особенно каменный вариант), но и один из самых прочных. При кажущейся простоте укладки этого дорожного покрытия он один из сложнейших. Поэтому отдавайте предпочтение той компании, в штате которой есть мастера, имеющие опыт укладки материала этого типа.

Технические рекомендации
по устройству тротуаров из бетонных плит

Дата введения 2005-03-09

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.

ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95

Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис", ЗАО "СДМ Гидропривод", а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП "НИИМосстрой"), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис"), В.Н.Аракельянц (ЗАО "СДМ Гидропривод").

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой", ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.

Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой;
5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- покрытием из бетонных плит

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.


Рис.1. Виброплита TSS-VP90T


Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM


Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Читайте также: