Светильник над доской в школе нормы

Обновлено: 02.05.2024

У большинства людей, страдающих близорукостью, нарушение зрения начинается в возрасте до 14 лет. Около 32% российских выпускников средней школы имеют миопию слабой или средней степени. В этом виноваты многие факторы, в том числе недостаточная освещенность рабочего места в школе. Для профилактики проблем со зрением законодательно утверждены нормы и гигиенические требования к освещенности в учебных заведениях. Они изложены в документе Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ( СанПиН 2.4.2.2821-10 ).

Нормы освещенности и температуры свечения для учебных заведений

Основной показатель для нормирования освещения – уровень освещенности. Он измеряется в люксах (лк). Для разных типов помещений установлены соответствующие нормы:

Освещение в школах по нормам СанПин. Поможем разобраться в требованиях и подобрать необходимые светильники. 🤓

Еще один фактор – спектр цветоизлучения. В учебных классах, согласно СанПиН , свет должен быть белым, естественно-белым или тепло-белым. Это соответствует цветовой температуре 3500-4500 К.

Какие светильники пригодны для школ

Для установки в школьных классах разрешается использовать светильники одного из двух типов:

Но при это нельзя применять в одном помещении светильники разной природы излучения. Размещать их нужно параллельно светонесущей стене. Для освещения доски рекомендуется установка софитов на расстоянии не менее 30 см выше и на отдалении 60 см от доски. Матовые рассеиватели помогут исключить появление бликов.

СанПиН также устанавливает максимально допустимый коэффициент пульсации – 5% . У люминесцентных ламп с электромагнитным пуско-регулирующим аппаратом этот коэффициент может иметь значения от 25% до 60%. К тому же они издают раздражающий шум и требуют несколько минут для перехода в рабочий режим. Допустимым для школ вариантом будут качественные люминесцентные лампы с электронным пуско-регулирующим аппаратом.

Лучшие светильники для сохранения здоровья школьников

Оптимальный выбор для школьных аудиторий любого назначения – светодиодные светильники. Их показатели вписываются во все нормы и гигиенические требования:

У большинства людей, страдающих близорукостью, нарушение зрения начинается в возрасте до 14 лет. Около 32% российских выпускников средней школы имеют миопию слабой или средней степени. В этом виноваты многие факторы, в том числе недостаточная освещенность рабочего места в школе. Для профилактики проблем со зрением законодательно утверждены нормы и гигиенические требования к освещенности в учебных заведениях. Они изложены в документе Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Освещение в школе: требования, нормы СанПиН

Нормы освещенности и температуры свечения для учебных заведений

Основной показатель для нормирования освещения – уровень освещенности. Он измеряется в люксах (лк). Для разных типов помещений установлены соответствующие нормы:

Тип помещения и объект

Уровень освещенности
Е, лк

Классные кабинеты, лаборатории на поверхности рабочего стола

На классной доске

Кабинеты черчения и рисования на столах

Кабинеты информатики на столе

Мастерские по обработке металлов и древесины на станке

Кабинеты и комнаты преподавателей на столах

Спортивный и актовый залы на полу

Еще один фактор – спектр цветоизлучения. В учебных классах, согласно СанПиН, свет должен быть белым, естественно-белым или тепло-белым. Это соответствует цветовой температуре 3500-4500 К.

Какие светильники пригодны для школ

Для установки в школьных классах разрешается использовать светильники одного из двух типов:

Но при это нельзя применять в одном помещении светильники разной природы излучения. Размещать их нужно параллельно светонесущей стене. Для освещения доски рекомендуется установка софитов на расстоянии не менее 30 см выше и на отдалении 60 см от доски. Матовые рассеиватели помогут исключить появление бликов.

СанПиН также устанавливает максимально допустимый коэффициент пульсации – 5%. У люминесцентных ламп с электромагнитным пуско-регулирующим аппаратом этот коэффициент может иметь значения от 25% до 60%. К тому же они издают раздражающий шум и требуют несколько минут для перехода в рабочий режим. Допустимым для школ вариантом будут качественные люминесцентные лампы с электронным пуско-регулирующим аппаратом.

Лучшие светильники для сохранения здоровья школьников

Оптимальный выбор для школьных аудиторий любого назначения – светодиодные светильники. Их показатели вписываются во все нормы и гигиенические требования:

  • коэффициент пульсации составляет от 0 до 4%;
  • необходимый уровень освещенности достигается при меньшем энергопотреблении;
  • можно подобрать нужную цветовую температуру (3500-4500 К);
  • отсутствует шум при работе;
  • экологически безопасны и не требуют особых условий утилизации.

Чтобы узнать больше, прочитайте статью как выбрать светильник для школы?

Модельный ряд, цены и характеристики смотрите в разделе светильники для школы>>>

Какая бы задача по освещению перед вами не стояла - поручите ее нам.

Заказчики

ГБОУ Образовательный Центр "Протон"

1 контракт на 525 868 руб.

ГБОУ Школа г. Москвы № 2101

1 контракт на 468 938 руб.

ФГКУ Комбинат "Азовский" Росрезерва

2 контракта на 423 499 руб.

ГБОУ Школа г. Москвы № 67

1 контракт на 366 540 руб.

ГБОУ Школа г. Москвы № 1248

1 контракт на 239 850 руб

ГБОУ Школа г. Москвы № 712

1 контракт на 64 144 руб. ГБОУ Школа «ИНТЕГРАЛ» г. Москвы 1 контракт на 30 719 руб.

При выборе светильников для школы прежде всего нужно опираться на требования СанПиН для учебных заведений. В них регламентируются нормы освещенности для помещений разного назначения. Если говорить кратко:

  • в классе на уровне парты она должна достигать 500 лк;
  • в мастерской – 300 лк;
  • в спортзале и актовом зале – 200 лк на уровне пола.

Как выбрать светильник для школы

Почему для школы лучше выбирать LED-светильники

Гигиенические нормы освещения требуют, чтобы уровень пульсации света не превышал 5%! Этому показателю наилучшим образом соответствуют светодиодные источники света! Они обладают множеством преимуществ перед лампами других типов:

  • не мерцают,
  • не издают шума,
  • потребляют меньше электроэнергии, создавая больший световой поток,
  • мгновенно достигают максимального уровня свечения,
  • практически не теряют яркости с течением времени,
  • имеют наибольший срок службы (от 50 000 часов),
  • не содержат опасных веществ.

Какими бывают светильники по видам и назначению

Классификация

По способу монтажа

любые типы потолков

коридоры, зоны отдыха

учебные и компьютерные классы

По степени защиты

Применение вторичной оптики

матовые или прозрачные рассеиватели

равномерное распределение света, устранение бликов

направление светового потока

Создадим здоровую рабочую атмосферу в учебном классе с помощью правильного освещения

Светильники в классе нужно подобрать и расположить так, чтобы на каждой парте освещенность составляла 500 лк. Чаще всего для освещения учебных аудиторий используются лед-светильники мощностью 36 – 56 Вт. Но для точного подбора нужно провести светотехнический расчет.

Настроиться на усвоение учебного материала помогает правильно подобранная цветовая температура. Наиболее подходящее для таких целей значение – 4000 К. Слишком высокая температура спровоцирует повышенную возбудимость, а слишком низкая – замедление реакций.

Дополнительно нужно обратить внимание на индекс цветопередачи. Он должен быть не менее 80 Ra, чтобы у школьников не нарушалось восприятие цветов.

Особенности освещения остальных помещений

В коридорах и на лестницах допускается уровень освещенности 100-150 лк. Поэтому здесь можно установить менее мощные светильники.

При освещении спортзала нужно учитывать высоту потолков и возможность попадания в светильник спортивного снаряда. Поэтому здесь нужны светильники с более мощным и узким световым потоком, а также с защитной металлической решеткой.

При подборе осветительных приборов в душевые и бассейн обратите внимание на показатель IP. Вторая цифра в нем указывает на уровень защищенности внутренних элементов светильника от влаги. Чем она больше, тем выше степень защиты.

В зонах отдыха и в столовой достаточно освещенности порядка 200 лк. При этом цветовой спектр можно сместить в сторону более теплого – 3000 К.

Учесть все факторы при подборе освещения в школу не просто, но от этого зависит здоровье детей и их настроенность на учебу. Доверьте решение этого вопроса нашим инженерам.

Мы учтем все нюансы освещения и поможем снизить затраты на закупку светильников!

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные.

2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические" и "Стулья ученические"

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста
(в мм)
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93
(в мм)
Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93
(в мм)
1 1000 — 1150 460 Оранжевый 260
2 1150 — 1300 520 Фиолетовый 300
3 1300 — 1450 580 Желтый 340
4 1450 — 1600 640 Красный 380
5 1600 — 1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

  • между рядами двухместных столов — не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 — 70;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100, а при наличии оборотных классов — 120;
  • от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски — 2,4 — 2,7 м;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом — 80 — 90;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 — 7 лет.

2.4.4. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

2.4.5. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

2.4.6. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.4.7. В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее — заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков — не менее 1,0 м, двухместных — 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 — 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

2.4.8. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Требования к светильникам в школе , представленные в санитарных и строительных нормативных актах, направлены на обеспечение необходимого уровня психологической безопасности и охраны физического здоровья учащихся. Тема весьма актуальна. Распорядок академического дня построен так, что в зимнее время ученики приходят в школу в утренние сумерки, а заканчивают занятия и возвращаются домой, когда солнце уже заходит за пределы горизонта.

Недостаток естественного и несбалансированность искусственного света оказывает вредное воздействие, вызывать чрезмерную утомляемость, слезоточивость, покраснение и прочие болезненные ощущения. Много вопросов у общественности вызывают LED светильники для школы , которые по мнению некоторых, якобы вырабатывают нежелательную для организма электромагнитную пульсацию, обостряющую нервозность и раздражительность. Давайте попробуем разобраться так ли это.

ДОКУМЕНТЫ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОСВЕЩЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

  • классах,
  • коридорах и
  • залах учебных заведений.

Они же разъясняют и корректируют неоднозначные пункты СП 256.1325800.2016 и СП 251.1325800.2016 , касательно запрета на пользование некоторыми видами ламп в зданиях медицинского и образовательного назначения.

Эти документы подразумевают возможность использования в образовательных учреждения (LED) люминесцентных и ламп дневного света. Они обеспечивают нормативы принятые согласно СанПин.2821-10

  • На рабочих столах — от 250 до 750 лк.
  • Над доской — от 350 до 500 лк.
  • Нормы к светильникам для спортзала у пола — от 200 лк.
  • В рекреациях — от 150 лк.

Слишком тусклая освещние напрягает органы зрения и приводит к потрезе зрения. При недостаточном освещении учщиеся ощущают:

  • усталость,
  • пассивность,
  • сонливость.

Слишком яркое свечение может действовать возбуждающе, приводить к нервным напряжениям.

Читайте также: