Строительство автомобильных дорог дорожные покрытия

Обновлено: 27.04.2024

Дорожная одежда помогает обеспечить автомобильным дорогам максимально возможные эксплуатационные характеристики за счет определенной функциональности каждого из технологических слоев. Если конструкция дорожной одежды будет сооружена с нарушениями или ошибками, физико-механические характеристики дороги будут ниже расчетных, что сократит срок службы полотна.


«Дорожная одежда – конструкция из нескольких технологических слоев, используемая при строительстве автомобильных дорог, пешеходных зон и некоторых других объектов. Основное назначение многослойной дорожной одежды – перераспределение и поглощение нагрузки на покрытие, а также повышение характеристик дорожного полотна»

Автомобильные дороги высокой категории имеют более сложную конструкцию дорожной одежды, чем дороги низких категорий, что обусловлено различным назначением объектов. Однако стоимость работ по укладке асфальта и устройства основания окупается за счет достижения высокой прочности и долговечности покрытия, а также снижения потребности в ремонте.

Для чего дорожная одежда делается многослойной


Оптимально подобранные материалы конструктивных слоев, а также их количество и толщина, позволяет наиболее эффективно поглощать внешнюю нагрузку на дорожное полотно, а также обеспечивать высокую прочность и устойчивость всего сооружения.

Благодаря правильной конструкции дороги, нагрузка, создаваемая транспортным потоком, перераспределяется на большую площадь, а также затухает по мере углубления. Соответственно, дорожная одежда должна обладать характеристиками, подходящими для расчетной нагрузки на дорожное полотно.

Пример. Для федеральной трассы, по которой постоянно движется не только легковой, но и грузовой транспорт, толщина некоторых технологических слоев будет больше, а используемые материалы качественней. Кроме того, необходимо учитывать рост транспортной нагрузки в будущем. Также для усиления конструкции возможно использование дополнительных материалов и технологий.

Как распределяется прочность слоев

Область дорожной одежды Краткое описание
Верхние конструктивные слои Имеют более высокую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления механическому износу, деформации и растяжению.
Нижние конструктивные слои Имеют более низкую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления на сжатие и сдвиги.

Другими словами, чем дальше от поверхности, тем ниже прочность и твердость материалов, так как на разную глубину приходится нагрузка разного характера. Именно благодаря такому формату укладки дорожная одежда имеет высокие и сбалансированные физико-механические характеристики.

Какие конструктивные слои имеет дорожная одежда


Дорожная одежда практически для любого объекта состоит из следующих групп слоев:

  • Поверхностный слой износа;
  • Верхний слой;
  • Основание;
  • Земляное полотно.

Если детальнее, то типовая конструкция дорожного полотна выглядит следующим образом:

  • Несколько слоев различного асфальтобетона;
  • Щебеночный слой из щебня разных фракций;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Земляное полотно.

Также при строительстве некоторых типов автодорог между слоями асфальтобетона может быть уложена дополнительная геосетка, чтобы повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетонного покрытия.

Кроме того, между слоями асфальта и щебня, а также между соседствующими слоями асфальтобетона осуществляется проливка битумными эмульсиями, что повышает адгезию. Битум нельзя назвать отдельным конструктивным слоем, однако ни одна дорожная одежда без него не обходится.

Верхние слои асфальтобетона


Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА) является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

Материал Описание
Горячий асфальт Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальт Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений.

Щебеночный слой


Качественный щебень под слоями асфальтобетона способен увеличить характеристики всей дорожной одежды. Укладывается щебеночный слой либо сразу смешанными фракциями, либо сначала более крупными, а сверху более мелкими. Это необходимо для обеспечения достаточной плотности данного технологического слоя.

Чем выше будут характеристики щебня, тем выше будут показатели всего слоя. К примеру, на сегодняшний день нередко используется так называемый «черный щебень». Дорожная одежда с применением такого материала будет еще более прочной и устойчивой.

Черная щебеночная смесь представляет собой сбалансированную пропорцию щебня и вяжущего материала. Щебень может быть гранитным, гравийным или известняковым. В роли вяжущего материала чаще всего выступают битумные эмульсии.

Геосетка или георешетка


Геосетка или георешетка – специальный материал из прочных синтетических нитей и волокон, в процессе скрепления которых формируется сетчатая структура. Имеет высокую прочность и длительный срок службы, а также может иметь различную гибкость. Геосетка под щебеночным слоем выполняет армирующую функцию, за счет чего вся дорожная одежда становится более устойчивой и долговечной.

Геосетка является разновидностью георешеток, однако имеет более плоскую форму, тогда как георешетки делаются объемными.

Помимо повышения прочности, геосетка также воспринимает вертикальную нагрузку от проезжающих транспортных средств, превращая ее в горизонтальную и распределяя на большую площадь. За счет этого воздействие на более глубокие слои значительно снижается.

Таким образом, геосетка имеет три основных свойства:

  • Армирование с повышением прочности;
  • Перераспределение нагрузки;
  • Разделение конструктивных слоев.

Если бы не геосетка, щебень бы попросту вдавливался в песок, из-за чего дорожная одежда быстро бы приходила в негодность за счет нарушения конструкции.

Однако дорожная одежда с геосеткой имеет и другие преимущества:

  • Сокращение расхода щебня на 40%;
  • Сокращение экономических и трудовых затрат;
  • Увеличение продолжительности срока службы.

Песчаный слой


Песчаная подушка способствует стабилизации дорожного полотна. Слой уплотненного песка обеспечивает амортизацию, а также частично выполняет дренажную функцию. Чаще всего используется песок с мелкими фракциями.

Типовая дорожная одежда включает песчаный слой толщиной около 40 сантиметров. Изначально песка отсыпается больше, однако в процессе уплотнения объем уменьшается.

Геотекстиль


Геотекстиль внешне напоминает обыкновенную ткань, однако изготавливает он из прочных синтетических материалов. При строительстве автомобильных дорог чаще всего используется геотекстиль из полипропиленовых или полиэфирных синтетических волокон, однако в качестве исходных могут быть и некоторые другие материалы.

Подобное геополотно отличается высокой прочностью, достаточной эластичностью, длительным сроком службы и экологичностью.

Дорожная одежда с геотекстилем обладает более высокими характеристиками, благодаря свойствам данного материала:

  • Создание армирующего эффекта (в совокупности с геосеткой прочность конструкции может быть увеличена в 2-2,5 раза);
  • Разделение конструктивных слоев;
  • Дренажная функция;
  • Препятствие прорастанию растений из грунта.

С учетом того, что около 80% грунта в нашей считается глинистым, использование геотекстиля просто необходимо, чтобы обеспечить достаточную прочность и влагоизоляцию.

Грунтовое или земляное полотно


Перед тем, как начать строительство дороги, грунтовое основание должно быть правильно подготовлено. За счет этого вся дорожная одежда будет обладать более высокими характеристиками, вследствие чего увеличится срок службы автодороги в целом и каждого конструктивного слоя отдельно.

После выкапывания котлована нужной глубины земляное полотно расчищают и уплотняют, чтобы начать строительство. Также на данном этапе происходит сооружение дренажной системы, которая позволит эффективно отводить воду в сторону и дороги.

Классификация дорожных одежд


Выше была описана дорожная одежда с типовой конструкцией. Однако в некоторых случаях дорожная одежда может иметь меньше конструктивных слоев, параллельно с чем понижается и категория покрытия. Классифицировать дорожные одежды можно по жесткости и уровню эксплуатационных характеристик.

В зависимости от жесткости выделяются:

  • Жесткая дорожная одежда – имеет цементобетон в основании или покрытии;
  • Нежесткая дорожная одежда – конструкция без использования цементобетона.

В условиях российского климата применение цементобетона в качестве покрытия невозможно, так как данный материал разрушается под воздействием низких температур в совокупности с транспортной нагрузкой.

Однако нежесткая дорожная одежда обладает достаточно высокими физико-механическими характеристиками, которые вполне подходят для строительства автодорог высоких категорий.

Также дорожная одежда может классифицироваться по надежности

Используется при строительстве дорог любых категорий, имеет ориентировочный срок службы 15 лет (для асфальтобетонного покрытия).

Характеризуется покрытием из высококачественного асфальтобетона или цементобетона. Как правило, это горячий мелкозернистый асфальтобетон с высокой плотностью I или II марки, а также ЩМА.

Используется при строительстве дорог IV-V категорий, имеет ориентировочный срок службы 12 лет (для асфальтобетонного покрытия).

Характеризуется покрытием из асфальтобетона или цементобетона среднего качества. Как правило, это горячий мелкозернистый асфальтобетон с высокой плотностью II или III марки.

В качестве покрытия также допускается использование черного щебня.

Обратите внимание, что указанный срок службы может отличаться от реального. Это связано с тем, что на разных дорогах может быть разная нагрузка, различные климатические условия, для устройства покрытий может использоваться различный асфальтобетон и так далее.

Выводы


Дорожная одежда – многослойная конструкция, включающая в себя различные технологические слои из разных материалов. Используется при строительстве автомобильных дорог, а также пешеходных зон и некоторых других территорий.

Конструкция дорожной одежды может отличаться в зависимости от типа объекта, для которого производится строительство. Например, дорожная одежда для автомобильных дорог I или II категории будет включать больше материалов (обязательно высокого качества) будет отличаться от дорожной одежды для дорог IV-V категорий.

За счет многослойности обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик дороги. Верхние слои предназначены для сопротивления износу и механическим нагрузкам, а более глубокие слои отвечают за стабилизацию. Кроме того, нагрузка от транспортных средств затухает по мере углубления, а также распределяется на большую площадь за счет некоторых конструктивных элементов (в данном случае это геосетка).

Какие слои включает конструкция дорожной одежды:

  • Асфальтобетон;
  • Щебень;
  • Геосетка или георешетка;
  • Песчаный слой;
  • Геотекстиль;
  • Грунтовое полотно.

При этом для верхних слоев используется комбинация из асфальтобетона различной плотности, где самый прочный асфальт находится на поверхности. Также возможно использование дополнительных материалов для повышения эксплуатационных характеристик.

Классифицировать дорожную одежду можно по жесткости и уровню надежности. Капитальная дорожная одежда используется для дорог высоких категорий, а некоторые другие разновидности вовсе могут не иметь асфальтобетонного покрытия (например, грунтовые дороги).

От того, насколько правильной конструкцией будет обладать дорожная одежда зависят эксплуатационные характеристики и срок службы автомобильных дорог и других подобных сооружений.

Дорожное строительство представляет собой многосложный процесс, включающий в себя множество этапов и имеющий некоторые особенности. Под дорожным строительством понимается не только сооружение автомобильных дорог, но и устройство тротуаров, различных пешеходных зон, подъездных путей, а также техническое обслуживание и ремонт дорожного покрытия.


«Дорожное строительство всегда начинается с проектирования и расчетов. Именно на этом этапе учитываются все нюансы, производятся необходимые расчеты, определяется бюджет и сроки, количество и вид требуемых материалов, а также подготавливается проектная документация»

Перед тем, как заказать асфальтирование, тем более строительство автомобильной дороги, рекомендуем самостоятельно ознакомиться с некоторыми особенностями и нюансами данного процесса. Это позволит получить максимальный результат, не затратив при этом лишних средств. Кроме того, владея определенной информаций, вы не позволите ввести себя в заблуждение.

Какие этапы включает дорожное строительство автомобильных дорог


Дорожное строительство является сложной технической задачей, поэтому данный процесс всегда начинается с предварительного планирования и расчетов. Только после подробного анализа и учета всех факторов можно приступать к проведению дорожно-строительных работ, которые проводятся в несколько основных этапов.

Также предварительное планирование позволяет оценить объем работ и общую площадь дорожного полотна. Цена за м 2 укладки асфальта будет снижаться по мере увеличения площади асфальтирования.

Основные этапы строительства автомобильных дорог:

  • 1. Подготовительный:
    • 1.1. Геодезические исследования;
    • 1.2. Разработка плана строительства дороги;
    • 1.3. Проектно-конструкторские расчеты;
    • 1.4. Экономические расчеты;
    • 1.5. Подготовка проектной документации.
    • 2.1. Устранение препятствий, вырубка деревьев (если требуется);
    • 2.2. Работы с грунтом:
      • 2.2.1. Снятие;
      • 2.2.2. Отсыпка;
      • 2.2.3. Выравнивание;
      • 2.2.4. Уплотнение.
      • 3.1. Укладка геотекстиля – разделяет конструктивные слои, способствует водоотведению, повышает прочность конструкции;
      • 3.2. Отсыпка и уплотнение песчаного слоя – толщина около 40 см после уплотнения, способствует амортизации и стабилизации сооружения;
      • 3.3. Монтаж геосетки или георешетки – существенно повышает прочность конструкции, разделяет технологические слои, снижает нагрузку на основание;
      • 3.4. Отсыпка и уплотнение щебеночного слоя – для обеспечения высокой плотности сначала отсыпается слой крупных фракций, а затем мелкофракционный щебень; щебеночный слой повышает прочность конструкции, а также выступает непосредственным основанием для асфальтобетона;
      • 3.5. Проливка щебня битумной эмульсией – обеспечивает достаточную адгезию (сцепление).
      • 4.1. Укладка асфальтобетона – поэтапно, в несколько слоев;
      • 4.2. Монтаж геосетки между слоями асфальта – нужно для повышения армирования (опционально, часто для дорог с высокой загруженностью);
      • 4.3. Каждый слой асфальтобетона должен отдельно уплотняться сразу после укладки – это обеспечит максимальную плотность и прочность покрытия.
      • 5.1. Устройство тротуаров;
      • 5.2. Монтаж бордюров;
      • 5.3. Устройство ливневой канализации;
      • 5.4. Установка ограждений;
      • 5.5. Нанесение дорожной разметки;
      • 5.6. Установка дорожных знаков;
      • 5.7. Создание коммуникаций;
      • 5.8. Монтаж освещения.

      Дорожное строительство, на каждом его этапе, должно осуществляться с соблюдением технологии, а также в соответствии всем нормативным требованиям. В некоторых случаях после завершения работ также проводятся природоохранные мероприятия, которое могут включать монтаж шумозащитных экранов и замену окон в домах, располагающихся вблизи дороги.

      Выбор материала для устройства дорожного покрытия: основные виды асфальтобетона


      На сегодняшний день дорожное строительство, а также проведения ремонтных работ, может осуществляться с использованием нескольких разновидностей асфальтобетонных смесей. Однако для строительства автомобильных дорог, особенно высоких категорий и с высокой загруженностью, разрешается использование только определенных видов асфальта, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками.

      Основные виды асфальтобетона по типу заполнителя

      Вид асфальта Где используется
      Песчаный Только для тротуаров и других пешеходных зон. Имеет невысокую прочность.
      Гравийный Для дорог со средней загруженностью. Может иметь среднюю или высокую прочность.
      Щебеночно-мастичный (ЩМА) Для дорог вплоть до I категории, имеющих повышенную загруженность – фактически может использоваться для любых автодорог и пешеходных зон. Имеет повышенную прочность.

      Самым высоким качеством обладает именно щебеночно-мастичный асфальтобетон, который используется для устройства большинства современных дорожных покрытий. В его состав входит щебень из твердых горных пород, что существенно повышает прочность за счет образования внутреннего каркаса. Также в состав ЩМА добавляются специальные синтетические волокна, препятствующие растеканию битума.

      Дорожное строительство также часто подразумевает устройство тротуаров. Для асфальтирования пешеходных зон можно использовать песчаный асфальт. Пешеходы оказывают значительно меньшее воздействие на покрытие, чем постоянный автомобильный трафик, поэтому тротуару не требуется иметь высокую прочность.

      Виды асфальтобетона по зернистости

      Зернистость Характеристики и область применения
      Крупнозернистый Диаметр фракций заполнителя – от 20 до 40 мм.

      Используется для устройства внутренних слоев покрытия, способствуя его стабилизации. Снижает вероятность образования колеи. Защищает более глубокие слои, препятствует прохождению влаги.

      Используется в поверхностных слоях, где принимает на себя механическое воздействие транспортных средств, защищает менее прочные внутренние слои конструкции, препятствует попаданию воды.

      Дорожное строительство производится с использованием обоих видов асфальтобетона. В первую очередь отсыпается крупнозернистая смесь, а поверх нее укладывается мелкозернистый асфальт. Такой тандем позволяет сбалансировать свойства и характеристики покрытия.

      Виды асфальтобетона по особенностям и температуре укладки

      Разновидность Описание
      Горячий асфальт Обладает высокими характеристиками и приемлемой стоимостью, за счет чего используется для асфальтирования большинства автомобильных дорог и других покрытий.

      Основной особенностью литого асфальта является то, что его не нужно уплотнять – материал самостоятельно набирает прочность в процессе остывания.

      Таким образом, дорожное строительство лучше осуществлять с использованием горячего щебеночно-мастичного асфальта, поэтапно укладывая слои разной зернистости (от крупных к мелким). Это позволит обеспечить максимальные эксплуатационные характеристики и длительный срок службы без лишних финансовых затрат.

      Какие особенности имеет дорожное строительство в загородных поселках, деревнях и СНТ


      Дорожное строительство различных проселочных дорог подразумевает менее жесткие требования к качеству покрытия. Это связано с тем, что на таких дорогах относительно невысокий автомобильный трафик, за счет чего существенно снижается воздействие на дорожное полотно.

      На сегодняшний день можно выделить 4 основных варианта сельских дорог:

      • 1. Обыкновенная автодорога IV категории, имеющая 2 полосы и оснащенная стандартной дорожной одеждой;
      • 2. Укрепленная и стабилизированная грунтовая дорога;
      • 3. Щебеночная автодорога;
      • 4. Автомобильная дорога из асфальтогранулята (асфальтовая крошка).
      • 1. Вырывается котлован;
      • 2. Уплотняется грунтовое основание;
      • 3. Сооружается классическая дорожная подушка:
        • 3.1. Геотекстиль;
        • 3.2. Песок;
        • 3.3. Георешетка;
        • 3.4. Щебень.

        Такая грунтовая дорога после уплотнения будет иметь достаточно высокую прочность. В некоторых случаях можно произвести укладку асфальтобетона, что существенно повысить качество и срок службы покрытия.

        • 1. Местность выравнивается;
        • 2. Отсыпается и уплотняется слой щебня не менее 15 см.

        Проселочные автодороги обходятся гораздо дешевле, чем городские или скоростные. При этом за невысокую стоимость можно получить достаточно качественное и эстетичное покрытие, которое будет иметь длительный срок службы. Дорожное строительство такого формата также осуществляется значительно быстрее.

        Почему лучше заказывать дорожное строительство «под ключ»


        Дорожное строительство в формате «под ключ» подразумевает 100% проведение всех необходимых мероприятий, без необходимости доработок и какого-либо участия заказчика на протяжении всего процесса. Сюда входит как проектирование и непосредственное проведение работ, так и закупка материалов, их доставка, вывоз грунта, привлечение спецтехники, облагораживание территории и т.д.

        Что дает проведение полного комплекса работ одной организацией:

        • Максимальную согласованность действий;
        • Соблюдение сроков сдачи объекта;
        • Соблюдение качества на всех этапах;
        • Контроль квалифицированности сотрудников;
        • Снижение финансовых затрат.

        При этом важно, чтобы подрядчик имел достаточно ресурсов, высокий профессионализм и большой опыт проведения подобных работ, так как перед ним стоит задача своими силами организовать и осуществить дорожное строительство – начиная с проектирования, заканчивая укладкой асфальта и облагораживанием территории.

        Что еще дает заказчику дорожное строительство под ключ:

        • Не требуется приезжать на объект и контролировать строительный процесс;
        • Не требуется подбирать, закупать и организовывать доставку материалов;
        • Не нужно арендовать спецтехнику, подбирать квалифицированных рабочих;
        • Снижаются финансовые затраты;
        • Сокращаются сроки сдачи объекта.

        При выборе дорожно-строительной компании рекомендуется обратить внимание на несколько нюансов, которые позволят максимально сократить затраты, получив при этом результат высокого качества.

        Как минимизировать затраты на дорожное строительство без потери качества


        Сохранить бюджет при строительстве автомобильной дороги можно несколькими способами. Например, если дорога не будет иметь высокую загруженность, то нет острой необходимости использовать самые качественные и дорогие материалы.

        Однако качественные характеристики покрытия напрямую влияют на срок службы автомобильной дороги – чем лучше физико-механические характеристики асфальтобетона, тем дольше прослужит такое покрытие, и тем реже будет требоваться его обслуживание или ремонт. Поэтому современное дорожное строительство производится с упором на высокое качество покрытия.

        Лучше всего удешевить дорожное строительство без потери качества – этого можно добиться, если правильно выбрать подрядчика.

        Что должен иметь подрядчик, чтобы сделать дорожное строительство максимально выгодным для заказчика:

        • Асфальтобетонный завод (желательно несколько);
        • Свой парк дорожной спецтехники;
        • Собственное проектное бюро;
        • Высококвалифицированных специалистов;
        • Достаточно большой опыт строительства дорог.

        Асфальтобетонный завод (АБЗ) в собственности дорожно-строительной компании позволяет обеспечить минимальную стоимость асфальтобетонных смесей, а также 100% контроль качества. Плюсом будет наличие АБЗ вблизи объекта строительства – это позволит сократить логистические расходы.

        Собственная спецтехника позволяет исключить из сметы расходы на аренду асфальтоукладчиков, дорожных катков, самосвалов и другого необходимого оборудования.

        Свое проектное бюро, при условии высокого профессионализма специалистов, позволит максимально оптимизировать дорожное строительство, а также учесть все необходимые детали на этапе проектирования.

        Высокая квалификация сотрудников и большой опыт строительства позволяют обеспечить высокое качество дорожного полотна. Вследствие этого в будущем снизится потребность в техническом обслуживании покрытия, что позволит исключить затраты по данному пункту. Также дорожное строительство, проводимое компетентными специалистами, завершается гораздо быстрее.

        Выводы


        Дорожное строительство является сложным техническим процессом, требующим учета множества нюансов. Устройство автомобильных дорог и пешеходных зон должно производиться строго по технологии, а также с соблюдением нормативных и других требований.

        Дорожное строительство включает в себя 5 крупных этапов:

        • 1. Исследования, расчеты и проектирование;
        • 2. Подготовка местности;
        • 3. Сооружение дорожной подушки;
        • 4. Укладка асфальта;
        • 5. Облагораживание территории.

        Пять основных этапов строительства автомобильной дороги включает в себя, в общей сложности, свыше 30 более мелких мероприятий, каждое из которых является многосложным процессом. Также в некоторых случаях, после завершения строительства, проводятся природоохранные мероприятия.

        При этом устройство загородных проселочных дорог не имеет таких же высоких требований, как строительство городских или скоростных автодорог, так как транспортная нагрузка в таких местах в сотни раз меньше. На сегодняшний день существует 4 бюджетных варианта для устройства сельских дорог, позволяющих обеспечить высокое качество и достаточно долгий срок службы.

        Если дорожное строительство производится с допущением ошибок, нарушением технологии или халатным отношением, получить качественное дорожное полотно невозможно. Физико-механические характеристики такой дороги будут значительно снижены, что приведет к преждевременному разрушению покрытия.

        Поэтому важно выбрать дорожно-строительную компанию, обладающую высокой квалификацией и достаточно большим опытом. Особенно если речь идет о строительстве дороги высокой категории. Более того, правильно выбранный подрядчик сможет минимизировать ваши затраты, и организовать дорожное строительство с максимальной эффективностью.

        Работы по строительству ведутся практически непрерывно и днем, и ночью. Каждый не раз, наверное, видел, как строители кладут асфальт на дорогах, но вряд ли задумывался о том, что из себя представляет весь процесс строительства дороги.

        Первый этап любого строительства (или реконструкции) - проектирование. Затем проводятся геологические изыскания, которые определяют рельеф территории, состав и свойства грунта, состояние почв, атмосферного воздуха, поверхностных вод и т.д. На основании этих данных разрабатывается план строительства дороги.


        Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на следующие этапы:

        • подготовительные работы (вырубка деревьев, разборка ограждений и т. п.)
        • земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т. д.)
        • прокладка новых или перекладка существующих инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства
        • устройство оснований «дорожного пирога» (устройство подстилающего слоя из песка, «заливка» основания из щебня или бетона)
        • укладка асфальтового покрытия
        • благоустройство прилегающих к дорогам территорий (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т. п.)
        • природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги)

        Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный «скелет») распределяется асфальтовая смесь, затем она «утаптывается» - и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит срок службы дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия не случайно называют «слоем износа» - ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей.


        Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол.

        Самым распространенным строительным материалом является асфальтобетон. Асфальтобетон - это смешанные вместе щебень, песок, каменная мука и собственно расплавленный асфальт. Эту «начинку» выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, именно из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют «дорожный пирог». Количество слоев зависит от различных факторов, но прежде всего - от предполагаемой транспортной нагрузки.

        В нижние слои «пирога» кладут более крупный щебень, для того чтобы дорога была крепкой, устойчивой, долговечной. А в верхние слои засыпают щебень помельче - это придает покрытию дороги такие качества, как высокая износостойкость и водонепроницаемость. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается несколько шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали.


        Еще один вид асфальта - так называемый литой асфальт. Это смесь, приготовленная при очень высоких температурах. Вязко-текучую смесь привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячую выливают на место будущей дороги. Дорога, сделанная из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и воздействию шипованых шин и противогололедных реагентов. Кроме того, литой асфальт хорошо поглощает шум.

        Укладывают асфальт при помощи специальной техники - асфальтоукладчиков. Каток, утрамбовывающий асфальт, делает поверхность дороги ровной и крепкой. Кстати, существует такая разновидность катка, как виброкаток. Его постоянная вибрация дает дополнительную «утрамбовку», и асфальт становится еще более плотным и прочным.

        Строительство дорог постоянно совершенствуется. Новые технологии позволяют добиться улучшения состава асфальтобетонного покрытия, благодаря чему дороги становятся еще более безопасными и прочными. Для включения в состав асфальта разрабатываются специальные компоненты, улучшающие сцепные свойства с автомобильными колесами - на таких дорогах водителям не страшен дождь или легкое обледенение. Новые модификаторы для битума позволяют асфальтобетону при резких скачках температур не растрескиваться. Такой модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками защитит покрытие от «капризов природы», когда дороги то замерзают, то оттаивают, от чего их качество портится.

        Грунтовые дороги получили широкое распространение как в России, так и в странах Западного мира. Они являются преобладающим типом автострад в сельской местности, а также небольших городах с малой интенсивностью движения. Из 900 тыс. км дорожного полотна России на грунтовку приходится более 150 тыс. км.

        Монтаж грунтовой дороги

        Характеристика грунтовой дороги

        Главная отличительная черта грунтовых автодорог, обеспечивающая их широкое распространение и востребованность по всему миру - низкая стоимость строительства и содержания. Это обеспечивается за счет использование дешевых материалов и простых технологий на стадии создания дорожного полотна.

        Срок службы составляет до 50 лет (при условии соблюдения всех технологий и правильного текущего содержания).

        Наиболее значимый недостаток этого типа дорог - низкая прочность покрытия. Грунтовка не выдерживает значительной нагрузки и интенсивного движения автотранспорта, поэтому строительство этого типа дорог допустимо лишь на маршрутах с низкой интенсивностью движения и малым количеством грузовых и тяжелых машин.

        Грунтовые дороги очень требовательны к климатическим условиям. В зимне-весенний период для поддержания эксплуатационных свойств грунтовки необходимо осуществлять комплекс дополнительных работ по усилению и укреплению покрытия от распутицы, в летний период для борьбы с пылью дорогу необходимо обрабатывать хлоридом кальция.

        Классификация грунтовых дорог

        Основные виды грунтовых дорог:

        • полевая (2 узкие полосы);
        • проселочная (укатанное полотно, иногда обрабатывается грейдером);
        • улучшенная (имеет верхнее дорожное покрытие).

        Для строительства грунтовых дорог используются грунт, гравий, щебень и песок. В зависимости от основного типа материала выделяют следующие виды грунтовок, различающиеся по своим транспортно-эксплуатационным и потребительским параметрам.

        Песчаная грунтовая дорога

        Подходит для территорий с минимальной транспортной нагрузкой (в течение суток проезжает не более 10 легковых автомобилей).

        • Удаление верхней части грунта.
        • Подготовка "дорожного корыта", уплотнение его стенок и основания.
        • Засыпка в "корыто" песка.
        • Утрамбовка верхнего слоя с помощью катка.

        Основной недостаток песчаных дорог - быстрое разрушение покрытия ливневыми дождями и талыми водами. Так как дорога не возвышается над окружающей территорией, песчаный слой быстро подвергается размыву осадками и стоками.

        Щебеночная грунтовая дорога

        Предназначена для территорий с регулярным автомобильным движением. Добавление щебня позволяет повысить прочность дорожного покрытия: мелкие частицы материалы заполняют промежутки между крупными, повышая тем самым плотность полотна.

        Щебеночная грунтовая дорога

        Строительство грунтовых дорог из щебня осуществляется в 3 этапа:

        • Создание "дорожного корыта".
        • Застил нижнего горизонта щебнем крупной фракции (40х70).
        • Застил верхнего горизонта щебнем более мелкой фракции (40х20).

        Песчано-гравийная грунтовая дорога

        Дороги данного типа создаются на территории коттеджных посёлков. По эксплуатационным характеристикам она чуть превосходит грунтовку из щебня, отличается невысокой стоимостью строительства и быстрой укладкой.

        Для застила грунтовых дорог этого типа используется песчано-гравийная смесь. Алгоритм строительства аналогичен созданию грунтовых дорог из щебня.

        Основной недостаток - малый срок эксплуатации. Дорога быстро разрушается водными стоками, осадками, а также в результате сезонных температурных колебаний.

        Послойная грунтовая дорога

        Наиболее устойчива к внешним воздействиям и транспортной нагрузке. Дороги этого типа могут создаваться в любых климатических зонах России, они подходят как для проезда легковых автомобилей, так и для грузового и тяжелого автотранспорта. Устойчивы к температурным перепадам, большому количеству жидких и твердых осадков.

        Для застила послойных грунтовых дорог используются песок и гравий. Технология строительства:

        • Обустройство "дорожного корыта".
        • Застил нижнего слоя песком, обеспечивающим хороший дренаж и отвод сточных вод.
        • Застил верхнего слоя мелким щебнем, способствующим уплотнению структуры дорожного полотна.

        Этапы строительства грунтовых дорог

        Большинство грунтовых дорог полевого и проселочного типов образуются естественных путем, в результате утрамбовки почвенного слоя автомобильным транспортом. Строительные работы требуются для создания улучшенных грунтовых дорог с более высокими эксплуатационными характеристиками и потребительскими свойствами, а также возможность круглогодичного использования.

        Компания Транском осуществляет услуги по строительству и усилению грунтовых дорог, как в городской, так и в сельской местности:

        В постоянно растущей, расцветающей Москве благоустройство ведётся круглосуточно, без перерывов на выходные и праздничные дни, ночные часы. Многочисленные организации предлагают услуги по строительству дорог в Москве и области. Качество материалов для дорожного покрытия должно соответствовать действующим стандартам и нормам, а исполнители обладать большим опытом. Наша дорожно - строительная организация «Транском» гарантирует строгое соблюдение технологий при сооружении всех видов дорог.

        строительство дороги в Москве

        Цены на строительсво дорог

        п\п Подготовка основания дорожного полотна Ед. изм. Цена, руб.
        1. Выборка грунта с погрузкой вывозом и утилизацией м 3 400
        2. Планирование территории с использованием виброкатка м 2 75
        3. Устройство основания из песка толщина 30 см. м 2 2275
        4, Устройство основания из цементно-песчаной смеси 5 см м 2 130
        5. Устройство основания из гравийного щебня толщиной 15 см м 2 320
        6. Устройство сонования из щебня известнякового 10 см м 2 200
        7. Устройство сонования из вторичного щебня 15 см м 2 190
        8. Устройство основания из асфальтовой крошки толщиной 15 см м 2 155
        9. Устройство основания из армированного бетона толщ. 15 см. м 2 870
        10. Обработка основания битумной эмульсией. м 2 20
        п\п Асфальтирование Ед. изм. Цена, руб.
        1. Устройство покрытия из смеси мелкозернистой толщиной 4-5 см м 2 550
        2. Устройство покрытия из смеси мелкозернистой толщиной 4-5 см м 2 570
        3. Устройство покрытия из смеси мелкозернистойо толщиной 4-5 см м 2 560
        4. Асфальтирование с использование — щебеночно-мастичного асфальта м2 850
        п\п Асфальтирование тротуаров Ед. изм. Цена, руб.
        1. Асфальтирование тротуаров из мелкозерпнистой асфальтобетонной смеси м2 650
        2. Асфальтирование тротуаров из песчанной асфальтобетонной смеси м2 680
        3. Асфальтирование тротуаров из крупнозернистой асфальтобетонной смеси м2 690
        п\п Ремонт дорожного покрытия Ед. изм. Цена, руб.
        1. Ямочный ремонт м 2 620
        2. Резка асфальта толщ. 5 см алмазным диском м.п. 100
        3. Устранение трещин дороги м.пог 280
        п\п Благоустройство Ед. изм. Цена, руб.
        1. Нанесение разметки шириной 10 см м.п. 55
        2. Установка бортового камня БР 100.30.15 м.п. 750
        3. Установка газонного бортового камня БР 60.20.8 м.п. 690
        4. Установка и наращивание горловин колодцев. шт. от 2100
        5. Благоустройство газона: отсыпка плодородного слоя земли толщ. 15 см, посев семян м 250
        Устройство дренажной системы м.п. 1900
        п\п Демонтаж Ед. изм. Цена, руб.
        1. Разборка асфальтобетонного покрытия толщ. 5 см с вывозом м 2 125
        2. Фрезерование асфальтобетонного материала толщ. 5 см м 2 60
        3. Демонтаж бортового камня с вывозом м.п. 100
        4. Погрузка и вывоз мусора м 3 400

        Различные категории дорог

        • Федеральные магистрали I и II категории.
        • Дороги регионального значения с включением автотрасс, возводимых на сложных группах.
        • Промышленные дороги и подъездные пути к объектам промышленного назначения.
        • Городские дороги и обеспечение транспортной доступности к сельским поселениям и коттеджным посёлкам.
        • Устройство основания для технологических путей и временных дорог.
        • Сооружение развязок.

        Компания «Транском», занимающаяся дорожным строительством, имеет собственную производственную базу, большой парк спецтехники и продуманную стратегию работ, которая позволяет сделать услугу доступную для потребителей.

        Подготовка основания для дороги

        Этапы и технология

        Применение тех или иных технических решений определяется категорией будущей трассы, её возможной транспортной нагрузки, условиями возведения. Наиболее рациональный и часто используемый способ - технология строительства с асфальтобетонным покрытием. Устройство дороги в Москве проводится с соблюдением следующих этапов работы.

        • Подготовительные мероприятия включают в себя вырубку растительности, демонтаж ограждений, сооружение земляных насыпей, прокладка необходимых коммуникаций.
        • Для подготовки качественного основания осуществляют выемку грунта на глубину 82 сантиметров.
        • Для получения желаемого, односкатного или двускатного профиля основания разравнивают и уплотняют грунтовым катком.
        • В качестве первого слоя подушки используют слой песка в 40 см. Песок уплотняют грунтовым катком.
        • Для отделения слоя песка на него укладывают геотекстиль и только потом засыпают щебень крупной фракции. Слой щебня уплотняют катком.
        • Последний слой подушки основания – мелкофракционный щебень, который после уплотнения проливают битумной эмульсией.
        • Укладка крупнозернистой асфальтобетонной смеси и уплотнение катком в 7-10 тонн.
        • Проливка битумной эмульсии и укладка слоя мелкозернистого асфальта в качестве финишного покрытия.
        • Укрепление обочин.
        • Благоустройство дороги и прилегающих территорий предполагает нанесение разметки на полотно, установка ограждений и дорожных знаков, монтаж бордюров, ливневой канализации, освещения.

        В качестве природоохранных мероприятий вдоль дороги могут быть установлены шумозащитные экраны.

        Специалисты нашей компании «Транском» разработают и экономически обоснуют проект любой сложности, чтобы клиенты получили гарантированный результат без лишних финансовых затрат и в самые короткие сроки. Можно подать заявки на выполнение задачи по строительству дороги заранее, чтобы все необходимые работы были выполнены в тёплое время года.

        Работы по реконструкции и ремонту дорог

        Расширение территории Москвы и появление новых стандартов, предъявляемых к дорожной системе, требует проведения профилактических работ, частичной или полной реконструкции дороги. Оставьте заявку на сайте нашей компании, чтобы специалисты фирмы составили техническое задание. Получайте детальный проект реконструкции в минимально короткие сроки.

        Ремонт дороги

        • Стандартная технология по реконструкции дорог состоит из нескольких этапов работ.
        • Старое покрытие снимают с помощью самохвальной фрезы. Фрезерование осуществляется на глубину до 10 см.
        • Обрабатываются области с вспученной поверхностью.
        • Основание очищается от старых и пришедших в негодность наполнителей.
        • Для обеспечения высокого качества и прочности дорожного полотна основание проливают битумной эмульсией.
        • Укладка выравнивающего слоя проводится с помощью асфальтобетонной смеси марки В2 без ограничения по толщине слоя.
        • Колодцы под определённую отметку устраиваются до нанесения финишного асфальтового слоя.
        • Работы по асфальтированию проводятся путём нанесения 5 см любого из выбранных видов материала.
        • Уплотнение проводится с помощью асфальтового катка.
        • Обочины укрепляют щебнераспылителем.
        • Работы по благоустройству дороги.

        Цена на строительство дороги

        Любому заказчику хочется получить от строительной компании услуги высокого качества, но по умеренной цене. Нам удаётся удерживать цены на устройство объектов дорожного строительства ниже общепринятых московских расценок.

        • Профессионально организованная деятельность является залогом снижения цен. Мы работаем с поставщиками материалов напрямую, не обращаясь к услугам посредников и не переплачивая за щебень, гравий, асфальтобетонные смеси.
        • Свой автопарк, укомплектованный разнообразной спецтехникой, удешевляет процесс прокладки. Компания не тратится на дорогую аренду автогрейдеров, катков, самосвалов, поэтому может удерживать цену на минимально возможном уровне.
        • Использование новых технологий, позволяющих проводить прокладку трасс в любое время года.

        Подробнее про стоимость дорог читайте на нашем сайте.

        Если вы хотите получить действительно качественные услуги в Москве и области, обращайтесь в «Транском» к авторитетной компании, накопившей за годы работы в сфере строительства богатый опыт. Позвоните по телефону, пообщайтесь со специалистами, обсудите мельчайшие подробности проекта. В результате тщательной подготовительной работы, составления проекта по реконструкции вы получите многие км гладкого и надёжного основания, которое будете использовать в течение долгого времени.

        Читайте также: