Старые наличники на окна в деревянном доме

Обновлено: 17.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Деревянные наличники старой России

Иван Хафизов, фотограф из Москвы, коллекционирует наличники, точнее, их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.

Резные деревяшки вокруг окошек милых домиков помнят все. Для одних это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе. Для современного человека традиционные оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Они едва ли не единственный, одинаково тепло принимаемый всеми, элемент народной архитектуры.

Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций. Они отличаются удивительным разнообразием в зависимости от того, в какой области, городе или селе были изготовлены. Давайте окунёмся в прошлое с коллекцией самых разных «окошек в рамках», причудливо вырезанных и раскрашенных произведений народного искусства.

Первыми фотографиями в коллекции стали снимки наличников города Энгельс Саратовской области в 2007 году. Там было сделано больше сотни фотографий.

Следующим городом стал Ростов: наличники там совсем другие, чем в Энгельсе. Можно сказать, налицо две совершенно разные школы резьбы по дереву.

Яркие наличники города Мышкин Ярославской области служат украшением коллекции.

Наличники «города невест» Иваново вытянуты вертикально, ярко выкрашены, с преобладающей нижней частью в виде раскосых полотенец-юбок.

Ажурные наличники города Шуя (Ивановская область)

Кинешма (Ивановская область)

Распространенное расслоение на «каменный центр и деревянные окраины» обошло город Владимир стороной. Деревянные дома разбросаны по городу более-менее равномерно. Возможно, поэтому среди наличников Владимира остутствует какая-либо общая черта.

Такая косичка встречается здесь весьма часто.

Наличники города Костромы разнообразны, красивы и на удивление в хорошем состоянии. Кроме того, Кострома отличается особенными, специфическими элементами, которых больше нигде нет.

Металлический жетон, закрепленный над наличником гласит, что дом построен организацией «Саламандра». Такой жетон говорит о том, что дому больше ста лет.

Общими для большинства Костромских наличников является полукруглое навершие.

Навершие этого наличника украшено резными птичками.

А в навершии этого наличника — драконы.

Еще одна характерная особенность Костромы — это склонность местных мастеров украшать боковинки. Так делают далеко не везде.

По словам автора коллекции, самое удивительное в поездках за наличниками — это контраст красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос от хозяев домов — «Да зачем они вам? Были б красивые, а эти!» И это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.

Необычные наличники с навершием в виде короны в городе Чита.

Эти Касимовские наличники (Рязанская область) — самые старые из тех, что висят на жилом доме. Им 169 лет.

В России можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. И самый простой путь сохранить всё как есть — фотографировать памятники деревянной старины как можно больше. Только так их действительно можно сберечь.
здесь

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна - способ сделать свой дом уникальным

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

    Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом доработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

    Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать. если есть навык

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Схема резного наличника

Еще кронштейны

Еще кронштейны

Полотенчики или боковые узоры

Полотенчики или боковые узоры

Возможные схемы

Возможные схемы

Это резьба непрорезная

Это резьба непрорезная

Варианты украшений

Варианты украшений

Чертежи и схемы

Чертежи и схемы

Прорезные, накладные, с коронами

Прорезные, накладные, с коронами

Центральные элементы для вертикальных планок

Центральные элементы для вертикальных планок

Разные стили, но, без сомнения, эффектны

Разные стили, но, без сомнения, эффектны

Стиль совершенно другой.

Стиль совершенно другой…


В целом, те наличники, которыми мы привыкли восхищаться, массово появились примерно в середине 19-го века, когда стали доступными не только оконное листовое стекло (и в деревенских домах появились высокие прямоугольные окна), но и инструменты для тонкой обработки дерева.



Как раз и самый декоративный и привычный нам стиль наличников, с прорезным узором, пошел из 19-го века.



Соответственно, и окна в деревянных домах были совсем небольшие, узкие горизонтальные с задвижками или квадратные «красные» окна со ставней. Наличников таким не требовалось, поскольку конструктивно наличник понадобился, когда в окнах появились рамы, и надо было закрыть щель между рамой и стеной.



Обрамление квадратного "красного" окна называлось "окосячка", а само такое окно - косящатое. Вот так примерно выглядели деревенские окна вплоть до 17-го века, только стекол почти ни у кого не было.

Как ни странно, хотя на Руси резьба по дереву была одним из традиционных промыслов, и мастерство резьбы было высочайшего уровня, деревенские окна практически не украшались (ведь и без наличника можно было как-то обозначить окно – но окна были самыми простыми).



"Царское место" (трон) в Успенском соборе Московского Кремля (середина 16-го века) - пример мастерства русских резчиков по дереву. Однако делать резные деревянные обрамления окон в то время было не принято.

Очень редко и скупо украшались и окна каменных храмов – в русской традиции было делать в стенах храмов узкие высокие проемы-прорези, редко с рамкой, чаще – без всяких украшений.



Храм Иоанна Предтечи в Коломне, старая часть с окнами-прорезями датируется 14-м веком.

Поэтому предположения, что традиционный декор окон (и карнизов) идет от стремления людей «защитить красотой» те места дома, куда может проникнуть нечистая сила, основаны на совсем недавних примерах декора. В строениях до 17-го века окна, вероятно, никак не украшались, как ни удивительно это звучит сейчас.

Хотя в европейской традиции как раз украшенные по периметру окна, это прослеживается от античных строений, окна украшались и во времена готики, и, конечно, в эпоху Возрождения.



Остатки римского дома (1 век н.э.), Верона

В Россию каменный оконный декор в виде «резного» узора принесли итальянские архитекторы, например, Петр Франциск Анибале, построивший шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Этот храм - один из первых примеров резных декораций по периметру окон в европейском стиле, и это начало 16-го века.



Шатровая церковь Вознесения в Коломенском

В 16-17 веках применение каменного декора вокруг окон стало общим правилом, и в строительстве храмов, и в городской архитектуре, перенимавшей европейские стили. Дальше, вероятно, украшение окон пошло «в народ» - в селах строились храмы с каменной резьбой вокруг окон, крестьяне начали тоже украшать окна изб, у кого была возможность.



Стена Крестовоздвиженского собора в Соликамске, конец 17-го века - декор обрамления окон к концу 17-го века стал очень разнообразным

Замечено, что в местности, как правило, преобладают один-два стиля наличников, то есть можно говорить о муромских или суздальских наличниках, и даже о стилях отдельных сел, например, в Подмосковье славится Хорлово. Это свидетельствует о том, что люди перенимали у ближайших соседей, в местном храме или усадьбе стиль декора и дальше творили плюс-минус в рамках этого направления.



Интересный дом (Брянская область) - у него декором выделена центральная часть, три центральных окна отличаются наличниками арочной формы и отделены узором-полуколонной. Это отражение архитектурного приема раскреповки, когда часть стены выдвигается вперед (характерно для барокко) - то есть вот так "в народ" перетекло копирование какого-то барочного особняка, но в упрощенном виде.

Очень интересные резные дома можно найти в Сибири, там народ жил побогаче и мог нанимать хороших мастеров для украшения своего жилища. Но эти красивейшие наличники – второй половины 19-го века и позже.



На юге и на Украине, где не строили деревянных домов, а жили в мазанках, не появилось и деревянных наличников, но зато рамы раскрашивались.

Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных строений, Швеции, например, резной красоты на окнах не придумали. То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы, развитие и реализация этой идеи в дереве – чисто наше явление, и очень характерная черта русского стиля.



В орнаментах русских резных наличников часто находят «древние», чуть ли не дохристианские символы (вертикальный ромб – символ солнца, горизонтальный ромб – символ пашни и т.п.). На самом деле украшения носят, в общем-то, случайный и фантазийный характер, сильно отличаются в разных местностях, да и в знание древней символики у столяра 19-го века верится с трудом.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 1

Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.

Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 2

По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.

Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 3

Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.

Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 4

Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.

Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 5

Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 6

Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.

Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 7

Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.

Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 8

Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».

Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 9

Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.

Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 10

В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.

Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.

Оконные наличники как символ защиты в русском зодчестве, фото № 11

В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.

Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.

Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».

Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.

Казалось бы, ну что можно сделать из оконных деревенских наличников? Тем более из старых, так сказать, отживших свой век. Несомненно, эти предметы уникальны, самобытны, но ведь это уже не модно, не оригинально, не креативно. Ведь сейчас так много других, более современных, более удобных материалов для отделки на любой вкус.

А не тут-то было, скажу я вам! Посмотрите, какие уникальные вещи из этого «ненужного хлама» делает художник из Москвы Виталий Жуйков.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 1

Однако идея создания коллекции предметов интерьера из старых наличников, дверей, амбарных досок пришла к нему не сразу. Сначала Виталий занимался реставрацией старой мебели, а точнее — стульев. «Я их реставрировал, красил в интересные цвета, придумывал необычные сидушки, спинки, и люди начали обращать на это внимание, им стало интересно: ведь подобные вещи не только необычны по дизайну, но ещё и практичны. Когда я только начал заниматься этим, мне в соцсетях постоянно присылали фотографии выброшенных стульев и адреса, где их можно было найти», — рассказывает художник.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 2

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 3

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 4

Но однажды летом он гостил в Удмуртии и увидел, как знакомая, решив обшить свой старый дом сайдингом, выбрасывает наличники. Виталий не смог пройти мимо ставшей ненужной старины и привёз свой первый наличник в Москву, обработал его, вставил зеркало. С этого всё и началось. Впоследствии деятельность по переделке стульев стала художнику неинтересна, и он полностью переключился на работу со старинными предметами. Коллекция, созданная им из этих предметов, получила название UТВАРЬ и слоган «Выносимая грубость бытия». В нее вошли серия наличников Portal, столы из старых дверей, сундуки-комоды, зеркала из спилов старых деревьев.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 5

Наличник-стеллаж Portal brutнайден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1920-е гг.) Оснащен полками из старых заборных досок, найденных в д. Макшаки. Задняя стенка обита ржавым кровельным железом, найденным на старом участке в д. Дулесово.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 6

Наличник-стеллаж Portal red — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1940-1950 гг.) Отремонтирован и окрашен красной матовой эмалью.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 7

Наличник-стеллаж Portal steelage — найден в г. Кинешма (Ивановская обл.) (примерно 1950-е гг.) Отреставрирован, выбелен тонирующим акриловым лаком, полки обработаны маслом. На задней стенке натянута пластиковая сетка-рабица. Поверхность стеллажа фактурная, с облупившейся старой краской.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 8

Наличник-зеркало Portal skipper — найден в доме под снос в г. Ижевске (примерно 1920-е гг.) Верхняя часть украшена перекрещенными якорями (когда-то Ижевский и Воткинский заводы ковали морские и речные якоря, поэтому мастера использовали этот символ для того, чтобы показать свою причастность к производству)

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 9

Наличник-зеркало Portal karl — найден на ул. Карла Маркса в г. Ижевске (отсюда и название karl) (примерно 1950-е гг.) Небольшой и аккуратный, оснащен зеркалом с фацетом.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 10

Наличник-зеркало из коллекции Portal. Найден в г. Сарапул (примерно 1930-1940-е гг.)

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 11

Наличники-зеркала PORTAL Shatura — найдены в г. Шатура (Московская обл.) (примерно 1940-е гг.)

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 12

Наличник-стеллаж Steelage — найден в г.Сарапуле в доме под снос (примерно 1950-е гг.) Полки изготовлены из старой амбарной доски. Конструкция обработана маслом с воском. На заднюю стенку натянута пластиковая сетка-рабица черного цвета.

В течение двух лет художник собирал эти предметы для своей коллекции в Сарапуле. «Дело в том, что я знаю эту местность, знаю дома, их историю, людей, которые там жили. Мне легче и приятнее работать, когда чувствую, что есть отдача, какая-то энергия. Корни дают о себе знать. Поэтому каждый год я заказываю «Газель» и везу предметы старины в Москву», говорит Виталий. В поисках рабочего материала для своих работ он устраивает целые экспедиции: ездит по деревням, знакомится с хозяевами и оставляет записки на заброшенных домах с предложениями о покупке наличников.

Что касается стоимости таких изделий, то здесь все зависит от размера и года создания самого наличника. Если это очень старый наличник, Виталий старается не вносить никаких дизайнерских новшеств, а просто вставлять зеркало. Ведь это уже антиквариат, и ценен сам факт его существования. Например, в запасах художника имеется экземпляр 1905 года и ещё несколько старинных наличников величиной более трёх метров. Такие экземпляры можно смело назвать бесценными, поэтому и цена на них — по запросу. Стоимость готовых изделий из наличников попроще — от 20 тыс. рублей. Их покупают ценители дачной эстетики и любители современных стилей (лофт, минимализм и т.д.). Особый интерес проявляют иностранцы.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 13

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 14

Этот наличник-стеллаж теперь живёт во Франции

На изготовление одного зеркала из наличника уходит приблизительно одна неделя. Если это стеллаж, то времени требуется гораздо больше. Технология изготовления таких изделий довольна проста: их зачищают, обрабатывают антисептиком, затем в ход идут масло и воск. Лак используется крайне редко, т.к. на дереве появляется неприятная химическая пленка. Если дерево не крашеное, то его обрабатывают только маслом, предварительно пройдясь по поверхности металлической щёткой. «Когда я вижу, что наличник крашенный, а цвет — не очень интересный, то с чистой совестью выкрашиваю его в какие-то модные интересные цвета. С ним уже ничего не сделать: старую краску никак не снять, зачастую там её — несколько десятков слоёв» — признаётся художник.

Срок службы обработанных наличников — более 100 лет! Максимум, что может произойти с деревом, по словам Виталия, — небольшое ссыхание. Но это обычно происходит при его эксплуатации на улице. А в домашних условиях такой предмет интерьера может прослужить десятки, а то и сотни лет.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 15

Поленница из фрагментов старого разрушенного наличника

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 16

Несмотря на то, что наличники — это все-таки деревенская тематика, и казалось бы, лучше всего они будут смотреться где-нибудь в загородном доме или на даче, дизайнер считает что им самое место именно в городской квартире: «. Очень хорошо смотрятся в городских минималистичных интерьерах, хорошо контрастируя со стеклом, бетоном и привнося в такой дизайн свою теплоту. В городской среде наличники становятся акцентным предметом, вокруг которого можно выстроить весь интерьер. Это как некая скульптура, арт-объект, который играет очень яркую роль. На мой взгляд, здесь они смотрятся гораздо лучше, чем в загородных дачных домах, где они зачастую просто теряются», — говорит создатель необычных предметов.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 17

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 18

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 19

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 20

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 21

Сейчас уже появились и последователи, которые копируют идею переделки старых оконных наличников в различные полезные вещи для дома. «Но я не сержусь — это ведь не плохо, что люди начали обращать внимание на вещи с историей, необычные фактуры» — говорит Виталий.

Кроме того, в современнй дизайн городской квартиры отлично впишется и креативная мебель Виталия Жуйкова, также выполненная из старых и кому-то совершенно ненужных предметов. Например:

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 22

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 23

Стол из корыта, найденный в одной из поездок в Удмуртию в поисках наличников; его отдали впридачу (а ведь из него когда-то хрюшки кушали)

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 24

Или вот этот журнальный стол Implant 2 — сделан из старых церковных напольных досок, найденных возле храма в селе Яромаска, Удмуртия. В столешницу инкрустирована дубовая резная вставка от дверцы старого шкафа. Сам шкаф был найден в доме под снос в Ижевске. Ножки сделаны из стоек перил, взятых с дачи в селе Степаново. Стол тонирован и пропитан маслом с воском.

Вещи с душой, или Новое решение для дома из старых наличников, фото № 25

Стол Amabar. Столешница изготовлена из старой деревенской двери, найденной в селе Нечкино (примерно 1950-е гг.) Обработан маслом и воском. Подстолье из металлического профиля.

Но Виталий не собирается останавливаться на достигнутом! Как говорится, талантливый человек— талантлив во всем: «На данный момент вот увлёкся плетением по дереву. Вообще я открыт ко всему, всеяден. Мне очень интересно экспериментировать и пробовать что-то новое. Сейчас присматриваюсь к керамике и думаю, почему бы не совместить в моём творчестве два направления: наличники и керамику. Конечно, наличники — это «рабочая лошадка». Они меня кормят и дают возможность экспериментировать. В планах же — создание штучного дизайна, небольших серий, коллекционных вещей, которые не хотелось бы потом повторять».

Конечно, может быть кто-то скажет: «Ерунда какая-то, всякий хлам собирает»! Но, на мой взгляд, — это уникальные вещи! Стильно, необычно, изящно и неповторимо! А главное — прекрасная возможность сохранить уходящие предметы нашего прошлого, которое уже никогда не вернется!

«Новодел — это другое. Его сразу видно. В нём нет той души, истории, фактуры, которая присутствует в вещах, проживших долгую жизнь». (Виталий Жуйков).

Читайте также: