Штукатурка для скульптурной живописи своими руками

Обновлено: 02.05.2024

Я люблю работать в технике импасто, когда краска наносится фактурно с определенным рельефом. В этом мне помогают несколько видов мастихинов, жесткие кисти и спонтанный, непосредственный подход к созданию картины. Масляные краски недешевы, и работа в такой технике является достаточно дорогим удовольствием. К счастью, можно значительно удешевить процесс с помощью рельефной пасты. Но не дорогой из художественных магазинов, а сделанной своими руками. Пастой, которая легко окрашивается небольшим количеством масляных красок, и поэтому делает объемную живопись менее дорогостоящей. Сегодня я поделюсь одним из способов создания такой пасты.

Да, к слову. Если вы не горите особым желанием вдаваться в подробности и хотите перейти сразу к сути, то посмотрите видео с "рецептом":

Как сделать рельефную пасту

Для этого нам понадобится микрокальцит - мраморная мука. Это высококачественный минеральный наполнитель, который широко применяется в лакокрасочной промышленности. Он присутствует в качестве наполнителя во многих художественный масляных красках в разных пропорциях для экономии дорогостоящих цветных пигментов и придания краскам особых свойств. На его основе мы и будем делать пасту. Микрокальцит стоит недорого, его легко найти в интернете. Я нашла организацию, которая продавала его в розницу от 5 кг. Цена год назад составляла 40 руб. за килограмм .

В зависимости от тонкости помола мрамора рельефная паста бывает: грубая, тонкая и гибкая.

Для некоторых декоративных целей может подойти грубая паста, в её основе микрокальцит крупной фракции - 50 микрон. Краски после высыхания будут матовыми и пористыми. Тонкая паста имеет фракции микрокальцита от 2 до 10 микрон. Её консистенция менее пастозная, и она держит меньший рельеф. Гибкая рельефная паста более текучая, изготавливается из микрокальцита мельчайшего помола в 2 микрона и идеально подходит для живописи.

Для наших целей нужен микрокальцит с размером фракции 2 микрона.

Для приготовления 150 мл. связующего потребуется:

  • 20 мл. уайт спирита (столовая ложка)
  • 100 мл. рафинированного подсолнечного масла
  • 30 мл. акрил-стирольного лака.
  • 300 гр. микрокальцита (по объему около 400 мл)

В итоге получается примерно 300 мл. пасты. Этого количества мне хватает на один холст размером 35*50 см.

Ставим отмеренное масло в пластиковой или стеклянной таре на 1 минуту в микроволновку. Нам нужно нагреть его примерно до 70-80 градусов. Далее, перемешивая, вводим в горячее масло уайт спирит. Я использую Уайт спирит фирмы Тиккурила, он без запаха. Сразу после этого добавляем небольшими порциями порошок микрокальцита и тщательно перемешиваем. Ставим в микроволновку ещё на 10 сек. В горячую пасту добавляем лак. И снова хорошенько перемешиваем, чтобы не было комочков.

После 10 минут работы у меня получилась гибкая рельефная паста отличной консистенции. Стоимость всех компонентов составила около 30 руб.

Если вы всё сделали правильно, то паста будет напоминать сметану, но намного плотнее. При этом она легко окрашивается небольшим количеством масляной краски. Количество зависит от силы пигмента краски. Кроющих кадмиев нужно меньше, чтобы окрасить большое количество пасты, более слабых и прозрачных красок нужно добавлять больше. В процентном соотношении можно вводить масляные краски в рельефную пасту от 5 до 70% в зависимости от задачи и техники.

Для создания белой рельефной пасты нужно ввести приблизительно 10% титановых белил. После разбавления она становится более пластичной. Белую пасту можно использовать для корпусного письма или осветлять ею другие краски.

Теперь можно смело креативить и не задумываться о дороговизне подобного стиля.

Скульптурная живопись декоративной штукатуркой не относится к ремонтным работам. Это — искусство, украшающее жизненное пространство. Мы привычно считаем, что живопись — создание картины с помощью красок, покрывающих холст. А скульптура — создание объёмного (рельефного или барельефного) изображения. Синтез двух искусств, основным материалом которого стало штукатурное тесто, — вещь не новая, однако, «заигравшая» по-новому с появлением современных декоративных смесей.

Что такое скульптурная живопись

Особая техника живописи декоративной штукатуркой заключается в лепке рельефных изображений из окрашенной штукатурной массы, хорошо держащей придаваемую мастихином (некоторые делают это ещё и пальцами) форму. То есть, это не живопись, когда краски наносят на основу кистью или мастихином, получая разноцветные живописные полотна.

Скульптурная живопись штукатуркой

С другой стороны, это и не скульптура, получаемая лепкой из глины. Данное искусство назвали рельефной живописью, поскольку результат получается чем-то средним, объединяющим оба вида творчества. Как в любом искусстве живопись штукатуркой выполняется особыми приёмами.

Рабочим материалом служит декоративная штукатурная масса, содержащая волокнистый наполнитель с армирующим средством. Благодаря волокнам тонкие лепестки цветочных композиций легко формируются, даже сырая масса держит форму, не трескаясь при высыхании. Штукатурный раствор окрашивается до применения. Поэтому скульптурная живопись после формирования не окрашивается.

Фото картин, сделанных декоративной штукатуркой

Чтобы вы получили представление, насколько скульптурная живопись декоративной штукатуркой прекрасна, а также как она смотрится в интерьере, предлагаем посмотреть фотографии.

Какая штукатурка подходит для скульптурной живописи

Приёмы формирования высоких рельефов можно легко понять, посмотрев видеоролики, в которых запечатлены мастер–классы. Однако сам материал, от которого более, чем наполовину, зависят возможности мастера и успех процесса, чаще всего работающие в этой технике, готовят материалы сами. Смеси, предлагаемые производителями, дешёвыми назвать невозможно. Кроме того, иногда самодельные смеси позволяют добиваться особенных результатов.

Некоторые из мастеров (вопреки «традиции» держать в тайне собственные ноу-хау) делятся рецептурой смесей, которые можно изготовить самостоятельно. Качественное тесто для лепки облегчает освоение техники создания рельефных изображений.

С другой стороны, преодоление трудностей порождает настоящего мастера, который во всём становится способным открыть новые возможности для творчества.

Впрочем, чаще новички не намереваются посвятить лепке всю жизнь. Поэтому, если планы любительские, и нужен быстрый результат, или для процесса обучения приёмам, ниже приведены рецепты «самопальной» штукатурки.

штукатурка для скульптурной живописи

Основой массы служат полимерные связующие и волокнистый наполнитель.

  • иметь долгий период жизни;
  • не быть слишком клейкой (не тянуться за инструментом);
  • быть пластичной;
  • держать пространственную форму;
  • не быть склонной к усадке.

Составы, изготовленные в заводских цехах, не всегда удовлетворяют этим требованиям в полной мере. Начинать можно даже с работы универсальной акриловой шпаклёвкой ВГТ. Материал держит рельеф высотой до 2 см. Штукатурка способна держать рельефные формы, возвышающиеся над основанием до 3см.

Из готовых продуктов популярны:

  • Marmur Stucco;
  • VGT Барельеф;
  • Clavel Riviera;
  • авторская смесь мастера Евгении Ермиловой.

Рабочие инструменты

Тонкая работа требует «тонких» инструментов.

Список стандартных «рабочих рук»:

    Мастихин – инструмент, используемый не только живописцами. Внешне рабочая лопатка напоминает миниатюрную кельму. Сделана рабочая часть из тонкой пластины нержавейки. Пружинит, изгибаясь. Чем мягче мастихин, тем удобнее работать. Мастихины разнятся размерами и формами лопатки.

Мастихин

Тонкое «лезвие» края позволяет соскребать лишний подсохший материал с основания, набирать массу. Узкий конец позволяет выполнять лепку в местах с трудным доступом. Размеры мастихина определяют величину лепестков, получаемых набором пасты на лопатку. Чем больше лопатка, тем крупнее лепесток. Кончик лопатки должен быть закруглён.

Новичкам для старта достаточно будет 2-3 мастихинов разных размеров, самой популярной лепестковой формой

Кисть малярная с мягким ворсом

  • Шпатель (средней или малой ширины) применяют для формирования базового слоя.
  • Ножи и скребки понадобятся, если нужно загладить или процарапать узор. Пригодятся стамески или заточенные отвёртки. Можно изготовить подобный инструмент из подручных средств.
  • Кондитерский шприц с нужной формой насадки. Есть готовые пасты, упакованные в тюбики с наконечниками.

Кондитерский шприц

Скульптурная живопись декоративной штукатуркой

Те, кто освоил или только попробовал скульптурную живопись, по-разному отзываются о процессе освоения техники. Одни говорят, что постижение приёмов просто, другие высказываются противоположно. Поэтому каждый познаёт степень сложности на опыте собственном.

Порядок выполнения следующий:

  • подготовка основания;
  • замешивание и колерование пасты;
  • подбор эскиза, перенесение картинки на стену;
  • создание рельефного панно.
  • высушивание, покрытие лаком.

Остающиеся на лопатке следы раствора подсыхают быстрее, чем масса в ведёрке.

Насохший раствор препятствует правильному формированию. Поэтому лопатку мастихина регулярно очищают влажной тканью или салфеткой.

Основание для скульптурной живописи

Некоторые композиции мастера создают прямо на стенах, то есть, на оштукатуренных или бетонных поверхностях. Вообще же для создания уникальной скульптуры подойдёт любая основа, обладающая жёсткостью. Это может быть: картон, гипсокартон, фанера, керамика, даже стекло (масса имеет высокую адгезию). Прочность высохшей «лепнины» близка к каменной, поэтому из декоративной массы можно создавать сувениры или бижутерию.

Основание подготавливают. Процедура подготовки проста, в чём-то аналогична подготовке под нанесение декоративной штукатурки. Требуется очистить (для увеличения адгезии) и выровнять основание.

Поверхность ДВП будет прочнее удерживать скульптуру, если её обработать наждачкой. Для той же цели основание грунтуют. Часто наносят ровный слой (2-3 мм) применяемого для «лепки» раствора, который становится основанием для «прикрепления» частей изображения. Но все же чаще всего в качестве основания используют гипсокартонные листы.

Колеровка основания акриловыми красками

Если штукатурная или шпаклёвочная масса, применяемая для базового слоя, уже окрашена, то получится ровный цвет фона подложки барельефа. Его можно сделать с переливами или цветовыми переходами, сделав на палитре несколько кучек пасты, заколерованной в разные оттенки или тона. Тогда, создавая фон, пользуются шпателем (и дополнительно кистью), смешивая тона при нанесении массы на основание, растушёвывая. Допускается при колеровке использовать акриловые краски.

Колеровка основания

Готовим и переносим эскиз

Эскиз можно нарисовать самому, если имеется умение, либо распечатать из сети интернет. Для переноса на стену или холст, рисуют сеточку, и переносят рисунок по точкам как по клеткам тетрадного листа в детстве.

Можно распечатанный в нужном масштабе эскиз перенести с бумаги на основание через копирку.

эскиз для скульптурной живописи

Колеруем штукатурку

Цветовые решения будущего «художества» подбирают соответственно гамме интерьера. Можно обойтись только двумя цветами, один из которых – белый. Смешивая их на палитре, получают переходные тона. А, имея штукатурку трёх цветов (красный, жёлтый, синий) легко получить любой цвет радуги. Рельефные поверхности кроме цвета, имеют светотеневое выражение. Это также нужно учитывать заранее.

Колеровать штукатурку принято также, как поступают художники в традиционном «ремесле» живописи. На палитру горкой накладываются пасты разного цвета, набирая от которых мастихином порции, переносят массу на свободный «пятачок», где два материала смешивают.

Колеруем штукатурку

Формируем скульптуру

Скульптурная живопись декоративной штукатуркой создаётся по принципу: каждый мазок должен создавать один элемент. Например, один мазок — один лист «вылепливаемого» цветка. Один мазок — один готовый лепесток. Эта техника близка к приёму работы мастихином «импасто».

Объёмная картина создаётся последовательным наложением деталь за деталью, пока из красочного «конструктора» не соберётся готовый объект. Существует два приёма набора штукатурной массы на лопатку мастихина и несколько приёмов прикрепления мазка к основанию.

Чем меньше угол между лопаткой и палитрой при наборе массы на мастихин, тем тоньше получится изготовляемый лепесток. С другой стороны, чем тоньше лепесток, тем труднее ему держать форму, приданную при наборе и прикреплении.

Чтобы получить ровный, аккуратный край лепестка, мастихин с небольшой частью набранного раствора «вытирают» со стороны этого края о палитру. После этого продолжают набор массы, отщипывая порции от горки другим краем лопатки. При этом набираемая паста сдвигает штукатурную массу (уже набранную) в сторону края будущего лепестка. Лепесток на пластинке мастихина «растёт», превращаясь в наплыв над краем лопатки.

Скульптурная живопись штукатуркой

«Собранное» изображение просушивают, а затем покрывают бесцветным лаком. Лаковое покрытие продлевает службу картины, защищая её материал от воды.

Рецепт самодельной смеси

Штукатурку для скульптурной живописи можно сделать своими руками. В процессе освоения техники, поняв механику, а также постигнув, какие рабочие качества нужны пасте, всегда можете поэкспериментировать. Как сделали это многие мастера, ведущие мастер классы (видео ниже).

Декоративный состав 1.

База пасты — гипсовая универсальная штукатурка Knauf Fugen. Данный материал недорог, отличается малой усадкой. С разведённой смесью можно работать полчаса.

Готовить порцию штукатурки можно в половинке от резинового мяча. Такая ёмкость легко очищается от «сухариков» схватившегося раствора.

Снабдить Fugen волокнами поможет добавка шёлковой штукатурной смеси фирмы Paritet (базовое покрытие №1). Понадобится вода, в которую сначала добавляют базовое покрытие и дают волокнам распределиться равномерно. Затем по толике, перемешивают и добавляют Fugen. После «настаивания» гипсовой штукатурки (~ 5-10 мин) и перемешивания, массу можно пускать в дело.

гипсовая универсальная штукатурка Knauf Fugen

Декоративный состав 2.

  1. В качестве компонента – поставщика волокон берут шёлковую штукатурку (что указана выше). Можно вместо неё взять фибровое волокно – 10 мл (1 колпачок).
  2. Основой служит 200 гр. декоративного акрилового состава с мраморным наполнителем.
  • отмерить нужное количество акрилового декоративного состава, помещаем в стеклянную банку (которую можно закрыть герметично и хранить до 2 месяцев);
  • фиброволокно намочить, добавить в первый раствор;
  • смесь перемешивают, используя мастихин (до размещения фиброволокон равномерно).

Мастер классы полезное видео

Видеоряд поможет ознакомиться с приёмами, используемыми на всех стадиях процесса создания картины, имеющей рельефный вид.

Скульптурная живопись декоративной штукатуркой (после первых робких шагов «чайника», открывающего для себя новый мир) может превратиться в хобби. Так увлекателен творческий процесс, так трогательны «штукатурные полотна». После «плоских» декоративных штукатурок при помощи мастихина и вдохновения открывается объемный мир.

Сегодня я хочу вам рассказать о шпатлевках и штукатурках, которые я испытала собственноручно в, так называемой, декоративной объемной (рельефной) живописи. Примеры работ в этой технике вы наверняка встречали на просторах Интернета в декоре часов, рам, настенных панно (картин):

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 1

Но мастера, работающие в данном жанре, судя по отзывам, делиться не любят, особенно в том, что касается материалов. А этот вопрос, я считаю, в данной живописи является основным. Работа с мастихином придет с ежедневной тренировкой и практикой, а хорошие и правильные материалы решают, как быстро это мастерство вам откроется.

Я в данной технике не работаю, но мне стало интересно, насколько сложно подобрать тот самый идеальный материал для создания этих работ. И быть может я найду применение этой техники и в своих работах.

Поэтому, чтобы облегчить ваш поиск и систематизировать свой, я расскажу и, по возможности, покажу то, что опробовала сама. Могу сказать сразу, пока я не нашла идеальной формулы, но работать есть с чем.

В данной технике используется штукатурка, усиленная синтетическими и целлюлозными волокнами, которые позволяют создать достаточно высокий объем даже у тонких элементов.

Готовых штукатурок с микроволокнами на нашем рынке очень мало, в основном это дорогостоящие импортные декоративные материалы.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 2

Недавно на российском рынке появилась декоративная штукатурка с целлюлозными волокнами «Барельеф» фирмы VGT. К сожалению, опробовать ее мне пока не удалось, в Санкт-Петербурге она не представлена ни в одном дистрибьютерском магазине, но обязательно достану и попробую.
СОСТАВ: Водная дисперсия стирол-акрилового сополимера с добавлением лиственной целлюлозы, микромрамор, модифицирующие добавки.
ЦЕНА: за банку 6 кг (минимальная фасовка) 1020 рублей у дистрибьютера в Москве.

Первое, что испробовала, это немецкую декоративную штукатурку Marmur Stucco, которую можно было приобрести у нас в городе на развес.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 3

СОСТАВ: Материал на основе мелкодисперсного мраморного наполнителя, усиленный синтетическими и целлюлозными волокнами.

ЦЕНА: около 550 рублей за килограмм.

Первая мысль при покупке – ДОРОГО!

Вторая – было бы здорово, если бы сработала, и я успокоилась даже, несмотря на высокую цену материала. Но, не все так просто, увы. Для каких-то декораторских приемов она идеальна, но для создания объёмных цветов в сочетании с мастихиновой живописью не сработала:

  1. очень липкая полимерная основа, сильно залипает на мастихин и тянется за ним.
  2. Консистенция жидковата, элементы растекаются, как «плюшечки». Нельзя сделать достаточный объем в высоту, максимум 5-6 мм.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 4

Из положительного – идеально белая по цвету, хорошо колеруется, прочно держится даже на окрашенной поверхности.

Аналогично немецкой Мармур есть в продаже французская штукатурка Torchis Саман, сходны и по цене, и по качеству.

Следующим этапом я попробовала шпатлевку-замазку по монтажной пене NEOMID, питерского производства.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 5

ЦЕНА: 200 рублей за 1,4 кг.

СОСТАВ: на акриловой основе с армирующими микроволокнами, которые позволяют заполнять полости глубиной до 10 см без растрескивания. Круто!

Да еще что ни свойство, то фантастика:

  • Устойчива к растрескиванию;
  • Безусадочная;
  • Содержит армирующие волокна;
  • Содержит биоцидные добавки, для предотвращения образования грибка и плесени
  • Пластична и удобна в работе;
  • Влагостойкая;
  • Экологически безопасна, не содержит токсичных компонентов;
  • Высокая адгезия к любым видам строительных оснований.

В работе мастихином, оказалась идеальна, НО! Цвет серый, при высыхании он значительно светлеет, при колеровке не предсказуем. Я бы с ним с удовольствием работала, но для новичков этот состав с точки зрения цветовых решений будет сложноват.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 6

Если абстрагироваться от цвета, отличный материал для тренировок!

Данную шпатлевку я взяла за эталон и продолжила свой поиск.

Следующим этапом, я решила посмешивать материалы.

Чтобы уменьшить растекаемость и липкость немецкой штукатурки Мармур, я добавила в нее:

Эксперимент №1 — шпатлевку по дереву фирмы Текс, причем шпаклевка у меня оказалась уже не свежей, слегка плотной. Это помогло, но не сильно. Она по-прежнему залипала на мастихин и не позволяла выкладывать высокие элементы.

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 7

Декоративная штукатурка для рельефной живописи. Часть 1, фото № 8

Эксперимент №2 – добавила сухой гипс, а точнее алебастр… Категорически нет! Все от чего пыталась избавиться, усугубилось. Даже показать нечего :(

Больше я решила не мучать дорогущую штукатурку Мармур, а перейти к совершенно другому материалу. О нем и о результатах своих экспериментов я расскажу в следующей статье.



Сегодня я хочу вам рассказать о шпатлевках и штукатурках, которые я испытала собственноручно в, так называемой, декоративной объемной (рельефной) живописи. Примеры работ в этой технике вы наверняка встречали на просторах Интернета в декоре часов, рам, настенных панно (картин):


Но мастера, работающие в данном жанре, судя по отзывам, делиться полной информацией не любят, особенно в том, что касается материалов. А этот вопрос, я считаю, в данной живописи является основным. Работа с мастихином придет с ежедневной тренировкой и практикой, а хорошие и правильные материалы решают, как быстро это мастерство вам откроется.

Я в данной технике не работаю, но мне стало интересно насколько сложно подобрать тот самый идеальный материал для создания этих работ. И быть может я найду применение этой техники и в своих работах.

Поэтому, чтобы облегчить ваш поиск и систематизировать свой, я расскажу и, по возможности, покажу то, что опробовала сама. Могу сказать сразу, пока я не нашла идеальной формулы, но работать есть с чем.

В данной технике используется штукатурка, усиленная синтетическими и целлюлозными волокнами, которые позволяют создать достаточно высокий объем даже у тонких элементов.

Готовых штукатурок с микроволокнами на нашем рынке очень мало, в основном это дорогостоящие импортные декоративные материалы.

Недавно на российском рынке появилась декоративная штукатурка с целлюлозными волокнами «Барельеф» фирмы VGT. К сожалению, опробовать ее мне пока не удалось, в Санкт-Петербурге она не представлена ни в одном дистрибьютерском магазине, но обязательно достану и попробую.



СОСТАВ: Водная дисперсия стирол-акрилового сополимера с добавлением лиственной целлюлозы, микромрамор, модифицирующие добавки.

ЦЕНА: за банку 6 кг (минимальная фасовка) 1020 рублей у дистрибьютера в Москве.


Первое, что испробовала, это немецкую декоративную штукатурку Marmur Stucco, которую можно было приобрести у нас в городе на развес.


СОСТАВ: Материал на основе мелкодисперсного мраморного наполнителя, усиленный синтетическими и целлюлозными волокнами.

ЦЕНА: около 550 рублей за килограмм.

Первая мысль при покупке – ДОРОГО!

Вторая – было бы здорово, если бы сработала, и я успокоилась даже, несмотря на высокую цену материала. Но, не все так просто, увы. Для каких-то декораторских приемов она идеальна, но для создания объёмных цветов в сочетании с мастихиновой живописью не сработала:

1. очень липкая полимерная основа, сильно залипает на мастихин и тянется за ним.

2. Консистенция жидковата, элементы растекаются, как «плюшечки». Нельзя сделать достаточный объем в высоту, максимум 5-6 мм

Из положительного – идеально белая по цвету, хорошо колеруется, прочно держится даже на окрашенной поверхности.

Аналогично немецкой Мармур есть в продаже французская штукатурка Torchis Саман, сходны и по цене, и по качеству.

Следующим этапом я попробовала шпатлевку-замазку по монтажной пене NEOMID, питерского производства.


ЦЕНА: 200 рублей за 1,4 кг.

СОСТАВ: на акриловой основе с армирующими микроволокнами, которые позволяют заполнять полости глубиной до 10 см без растрескивания. Круто!

Да еще что ни свойство, то фантастика:

· Устойчива к растрескиванию;

· Содержит армирующие волокна;

· Содержит биоцидные добавки, для предотвращения образования грибка и плесени

· Пластична и удобна в работе;

· Экологически безопасна, не содержит токсичных компонентов;

· Высокая адгезия к любым видам строительных оснований.

В работе мастихином, оказалась идеальна, НО! Цвет серый, при высыхании он значительно светлеет, при колеровке не предсказуем. Я бы с ним с удовольствием работала, но для новичков этот состав с точки зрения цветовых решений будет сложноват.


Если абстрагироваться от цвета, отличный материал для тренировок!

Данную шпатлевку я взяла за эталон и продолжила свой поиск.

Следующим этапом, я решила посмешивать материалы.

Чтобы уменьшить растекаемость и липкость немецкой штукатурки Мармур, я добавила в нее:

Эксперимент №1 - шпатлевку по дереву фирмы Текс, причем шпаклевка у меня оказалась уже не свежей, слегка плотной. Это помогло, но не сильно. Она по-прежнему зал

ипала на мастихин и не позволяла выкладывать высокие элементы.



Эксперимент №2 – добавила сухой гипс, а точнее алебастр… Категорически нет! Все от чего пыталась избавиться, усугубилось. Даже показать нечего.

Больше я решила не мучать дорогущую штукатурку Мармур, а перейти к совершенно другому материалу. О нем и о результатах своих экспериментов я расскажу в следующей статье.


Современный дизайн становится более сложным и оригинальным. На смену традиционным обоям приходят лакокрасочные материалы и декоративная штукатурка или шпатлевка. Разнообразные техники нанесения раствора создают поверхность с имитацией натурального камня, необычной фактурой или объемным рисунком.

Можно ли сделать картину из шпаклевки

Шпаклевка – это быстросохнущий прочный материал, который не склонен к усадке. Легко наносится и распределяется по поверхности. Специалисты используют раствор для базового и финишного выравнивания, нанесения декоративного слоя или создания декоративных картин. В качестве инструментов выступают валики, шпатели, кисть, шприц. Оригинально смотрятся венецианская и версальская техника отделки.

Из недостатков декорирования шпатлевкой выделяют сложность удаления покрытия при капитальном ремонте.

Какая шпаклевка подходит для создания картин

От качества используемого материала зависит красота и долговечность создаваемого полотна. Опытные мастера готовят смеси для работы самостоятельно. Начинающие предпочитают пользоваться готовыми смесями.

В сети представлены варианты самостоятельного изготовления шпатлевки. Рецепт смеси включает наполнитель, растворитель и клеевой компонент. Чаще это гипс, вода и клей. Перед использованием массу тестируют на участке стены.


Основные компоненты для изготовления шпаклевки своими руками

Основные компоненты для изготовления шпаклевки своими руками

Материалы для создания рисунка должны соответствовать ряду требований:

Соответствие данным стандартам гарантирует, что масса во время укладки будет ложиться на места. После высыхания рисунок не деформируется.

Выбор шпаклевки от производителей отличается разнообразием. Из готовых составов популярностью пользуются:

  • Marmur Stucco;
  • Clavel Riviera;
  • VGT Барельеф;
  • авторский состав от Евгении Ермиловой.


Декоративные шпаклевочные составы

Декоративные шпаклевочные составы

Как подготовить поверхность для нанесения рисунка

Для нанесения рисунка декоративной шпаклевкой необходимо предварительно подготовить основание.

Работы проводятся в несколько этапов.

1.Оценка поверхности. Стены внимательно изучают на наличие дефектов и оценивают средний перепад.

Дополнительной подготовкой является тестирование выбранной шпаклевки. Ее наносят на участок стены, где он менее заметен. При необходимости образец окрашивают в нужный цвет. Это позволяет оценить качество смеси, а также скорректировать оттенок пигмента.

Техники создания картин из шпаклевки

Картины из шпаклевки делятся на виды в зависимости от используемых материалов для нанесения и техники. Например, объемная текстура или барельефы на стене, выполненные шпателем, шприцем или трафаретом.

Среди наиболее популярных вариантов для создания декоративной поверхности – валик, шпатель, мастихин, кисть, версальская и венецианская техника . Красивые узоры получаются с помощью трафаретов.

Картины из шпаклёвки нельзя выполнять единым набором инструментов – каждый случай требует особого подхода

Картины из шпаклёвки нельзя выполнять единым набором инструментов – каждый случай требует особого подхода

Валиком

Работа валиком наиболее проста. Благодаря разнообразию шубок мастер может получить любой результат. Специалисты рекомендуют приобрести тот валик, который наиболее подходит по рисунку. Если такой не нашелся, то его делают самостоятельно. Для этого используют малярный инструмент и бельевую веревку, шнур, полиэтилен, мех или другие основы.

Для создания узора используют разные техники:

Выбор техники зависит от личных предпочтений и желаемого результата.

Шпателем

Шпатель – удобный инструмент для декорирования стен. Его используют для создания произвольной текстуры или сложной картины. В первом случае всю поверхность покрывают неровными произвольными мазками. Линии делают волнообразные или зигзагообразные.

В случае картины работа более сложная. Сначала готовят эскиз. Подбирают необходимые инструменты – шпатели разной ширины. Контуры рисунка предварительно переносят на стены. Согласно линиям накладывают смесь, меняя толщину слоя и создавая шпателем штрихи. Работы завершают затиркой и тонированием.

Для создания объемной картины из шпаклевки используют шпатель

Для создания объемной картины из шпаклевки используют шпатель

Мастихином

Мастихин – это стальная упругая пластина в виде лопаточки, которая соединена с ручкой изогнутым стержнем. Лопатка может иметь произвольную форму. В классическом варианте она клиновидная или ромбовидная. Также встречаются лопаточки округлой формы, со скошенным лезвием, прямоугольные, овальные. Различные не только формы, но и размер мастихинов. Используется для создания живописных полотен или поделок из штукатурки, шпатлевки, гипса.

Наносить шпаклевку мастихином намного удобнее, чем шпателем

Картина создается с помощью раствора и разного вида мазков. Среди техник наиболее популярны широкие пастозные мазки. Их выполняют широкой частью инструмента. Объемные точечные делают самым кончиком. Процарапыванием острым краем лезвия позволяет изобразить тонкие ветви деревьев или стебли травы. Наносить шпаклевку мастихином намного удобнее, чем шпателем

Для создания рельефных линий используют продольные движения плоской частью лопаточки. В зависимости от разворота инструмента и нажима линия может менять толщины и ширину. Мастихин – наиболее подходящий инструмент для создания объемных панно.

Кистью

Кисть – простое, но оригинальное решение для создания рисунка по декоративной шпаклевке. В зависимости от размера и формы кисти узор будет отличаться. Для работы используют мягкий или жесткий ворс, плоскую или круглую форму.

Сделать на стене креативный рисунок шпатлевкой можно с помощью кисти

Создать на стене креативный рисунок шпатлевкой можно с помощью кисти

Инструментом водят по поверхности вертикально, оставляя продольные полосы, или делают круговые движения. Хорошо смотрится рисование плоской кистью. Специалисты рекомендуют перед отделкой протестировать различные техники нанесения.

По-версальски

Перед нанесением техники по-версальски необходимо предварительно подготовить основание, обеспечив ему лучшее сцепление с основой. Для этого используют кварцгрунт для декоративных штукатурок.

Кварцевая грунтовка прочно сцепляет поверхность с отделочными материалами, сохраняя гладкость и равномерность покрытия

Кварцевая грунтовка прочно сцепляет поверхность с отделочными материалами, сохраняя гладкость и равномерность покрытия

Для нанесения массы применяют шпатель или гладилку, финишный рисунок придают кельмой. Движения делают или волнообразные, или хаотичные. Когда поверхность просохла, ее покрывают грунтом и вододисперсионной краской. В завершении серебрянкой покрывают выступающие контуры.

По-венециански

Отделка по-венециански предполагает использование множества слоев разного тона. Базовое покрытие колеруют в основной оттенок. Обычно он более темного или светлого цвета. Слой равномерно наносят на поверхность шпателем. После высыхания базу зачищают и шлифуют.

С помощью венецианской отделки можно создать эффектную имитацию полированного мрамора с красивым рисунком из прожилок

С помощью венецианской отделки можно создать эффектную имитацию полированного мрамора

Когда первый слой высох, наводят строительный раствор. Весь объем разделяют на 2 части, в которые добавляют основной колер разной интенсивности. Массу наносят на стену тонким слоем, попеременно меняя тон. Участки разглаживают между собой. Готовую отделку покрывают лаком или воском. Поверхность напоминает мрамор.

С помощью газеты

Обычная газетная бумага тоже может выступить в качестве инструмента для декорирования:

Стартовую шпаклевку наносят толщиной 5-6 миллиметров
1.В методе используют стартовую шпаклевку. Ее наносят толщиной 5-6 миллиметров.
Газеты сминают и оборачивают пленкой
2. Газеты сминают в произвольном порядке и оборачивают пленкой.
Комок прикладывают в произвольном порядке к стенам
3. После этого комок прикладывают в произвольном порядке к стенам. Движения проводят по всей плоскости.
Когда облицовка просохнет, ее покрывают акриловой краской или лаком
4. Когда облицовка просохнет, ее покрывают акриловой краской или лаком.

Для создания эффекта состаривания, окрашенную поверхность обрабатывают мелкой шкуркой. Это позволяет осветлить декор в выступающих частях.

Шприцем

Техника нанесения шпаклевки шприцем простая и быстрая. Картины получаются проще, но смотрятся привлекательно. Для работы выбирают шприцы объемом 50-60 мл. Большой объем позволяет сократить количество заправок и получить более массивные контуры.

На стену рисунок из шпаклевки выдавливают шприцем:

Сначала обводят контур
1.Сначала обводят контур.
Заполняют пустоты в нужном порядке
2. Затем заполняют пустоты в нужном порядке.
Для декорирования выбирают массы с длительным периодом жизни
3. Для декорирования выбирают массы с длительным периодом жизни. Это позволяет скорректировать рисунок во время его создания.
Готовую композицию затирают наждачкой
4. Готовую композицию затирают наждачкой, сглаживая острые участки, и покрывают грунтом или тоном.

Для защиты используют лак на акриловой основе.

С использованием трафарета

Начинающим мастерам для создания оригинальных картин рекомендуется использовать трафареты. Они позволяют создать выпуклый рисунок за короткий период. Принцип заключается в установке трафарета и заполнении пустот быстрозатвердевающим раствором. Когда масса схватывается, рамку снимают и переставляют на новое место. Работы продолжается.

Объемный рисунок на стене можно выполнить при помощи трафарета

Объемный рисунок на стене можно выполнить при помощи трафарета

Для декорирования изображения используют краску. Поверхность покрывают одним или несколькими оттенками. Они делают композицию выразительнее.

Комбинирование методов

Комбинированный метод предполагает мастера использование двух и более техник. Это значит, что могут быть задействованы сразу несколько техник отделки или видов инструментов. Отлично смотрится применение фоновой текстурной шпатлевки и объемного рисунка, выполненного трафаретом или мастихином.

Комбинированый метод позволяет применять в одном декорировании две техники

Наиболее выгодно в комбинированном варианте смотрятся цветы, кружевные узоры, растительные мотивы. Комбинированый метод позволяет применять в одном декорировании две техники

Другие варианты

Если необходимо креативное решение, то на помощь приходят подручные средства. Оригинальная текстура на шпатлевке получается при использовании губки, мочалки, а иногда гвоздя.

Опытные мастера для доработки рисунка используют пальцы, массажную щетку. В опытных руках даже листья растений способны создать настоящий шедевр.

Однако все подручные варианты требуют опыта работы и уверенной твердой руки. Начинающим мастерам рекомендуется ограничиться специализированными инструментами.

Время высыхания и способы закрепления картины

Важный этап работы – просушивание слоев. Интервал выдерживают перед каждым подходом. В среднем шпатлевка сохнет от нескольких часов до суток. Специалисты рекомендуют оставлять раствор на 24 часа. Признак равномерного просыхания – отсутствие на поверхности темных пятен.

На просушку каждого дополнительного слоя потребуется 24 часа

На просушку каждого дополнительного слоя потребуется 24 часа

На сроки влияет:

  • тип смеси;
  • особенности основания;
  • толщина нанесения;
  • климатические условия в помещении.

Поверх штукатурки наносят краску. В качестве закрепителя выступает акриловый лак. Он надежно защищает слой от истирания, выгорания, механического повреждения во время очистки.

Ролики, кисти и другие подручные средства в умелых руках создают оригинальные текстуры. Для воспроизведения объемных картин мастера применяют мастихины, шпатели или шприцы. Картины из шпаклевки на стенах смотрятся необычно и позволяют украсить дизайн интерьера.

А вам приходилось делать рисунки на стенах при помощи шпаклевки? Какие инструменты использовали? Остались ли довольны результатом? Делитесь опытом в комментариях.

Видео по теме

Читайте также: