России предстоит построить новую экономику способную стать фундаментом общественного благосостояния

Обновлено: 17.05.2024

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 33 >> Задание 33.1

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Мы ставим перед собой самые серьёзные задачи: к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. Мы способны эту задачу решить. Но это ведь не самоцель – войти в эту пятёрку; мы с вами понимаем, что от объёма экономики будут зависеть возможности государства по решению социальных вопросов. Это значит: чтобы обеспечить такое динамичное, опережающее движение России вперёд, уже сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике – политике социального развития.

Её содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счёте, – на развитие российского народа. Не просто на сбережение, а на развитие российского народа.

основа социальной политики – это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны поднять средний размер пенсии выше прожиточного минимума и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны. Конечно, следует развивать и действенную поддержку семьи, материнства и детства

В ближайшее время нам необходимо детально заняться обновлением системы социальных обязательств для полноценной реализации принципов доступности и качества социальных услуг. Эту работу нужно вести в постоянном диалоге с гражданским обществом, бизнесом, профессиональными сообществами

Нужно, наконец, избавиться от стереотипа, что «социалка» – это исключительно вотчина государства: уже есть примеры, когда частный бизнес работает в социальных сферах – и с более высоким качеством, и одновременно с меньшими затратами.

В конечном счете, неважно, где оказывается услуга: в государственном, частном или муниципальном учреждении, – главное, чтобы человек мог выбрать устраивающий его вариант. А государство должно оплатить предоставленные услуги в объёме, определённом государственными гарантиями

социальная сфера должна стать полем для заинтересованного партнёрства государства, бизнеса, общественных структур в реализации их совместных программ.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете использованное В.В. Путиным выражение «система социальных обязательств»? В чем, по мнению автора, заключается ее обновление в современных условиях? Как в этом обновлении могут участвовать организации гражданского общества?

2. В.В. Путин предлагает принять меры для того, чтобы обеспечить адекватный уровень доходов людей. Положение каких категорий населения, в первую очередь, призваны улучшить эти меры? (Назовите три таких категории населения). Почему именно этим категориям населения нужна государственная поддержка?

3. В тексте раскрыто значение термина «политика социального развития» в узком и широком смысле. Приведите их, обязательно отметив, какое значение соответствует узкому смыслу, а какое – широкому. Как задача вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира связана с социальной политикой государства? Какая задача непосредственно вытекает из этой связи?

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Эксперт Чечерин заявил, что подорожание ресурсов способно компенсировать спад в экономике России


Персональный брокер «БКС Мир инвестиций» Александр Чечерин заявил в беседе с агентством «Прайм», что Россия может оказаться в выигрыше, невзирая на беспрецедентное давление со стороны Запада, санкции — как уже введенные, так и находящиеся «в проекте», включая введение нефтяного эмбарго со стороны Евросоюза.

Он обратил внимание, что РФ, которая является одним из значимых мировых экспортеров, выгодно подорожание ресурсов. Оно началось еще в пандемию коронавируса, а ситуация на Украине спровоцировала дополнительный рост цен на сырье, металлы и сталь. По мнению эксперта, в ближайшие месяцы это вряд ли изменится.

Как отметил Чечерин, это выгодно российской экономике: спад объемов экспорта может быть скомпенсирован ростом цен. А введение нефтяного эмбарго не предусматривает одномоментного прекращения импорта, но приведет к повышению котировок на энергоносители. Дополнительным источником денег для России может стать увеличение экспорта на рынки, с которыми страна уже работает, а также поиск новых рынков, указал он.

«В первую очередь, мы говорим об азиатском направлении, также заинтересованность в расширении объемов торгов уже выразили в Африке и Латинской Америке. Многие наши компании-экспортеры на этих рынках работают, и перестроение цепочек поставок на увеличение объемов не должны стать большой проблемой», — сказал брокер.

Ранее глава Минфина России Антон Силуанов сообщал, что министерство готовит новые бюджетные правила, которые ограничат расходование средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и не допустят его полного исчерпания.

24 февраля президент России Владимир Путин заявил, что принял решение о проведении военной спецоперации на Украине в ответ на просьбу о помощи от глав ЛНР и ДНР.

Целью операции глава государства назвал «защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима». Решение о проведении операции стало причиной новых санкций против России со стороны США и их союзников.

. Из выступления Президента РАН Ю.С.Осипова на общем собрании Академии 12 ноября 2001г.
Рф предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом общественного благосостояния и оборонной мощи. Для этого нужна передовая научно-технологическая сфера. Громадный ресурс экономики Рф - скопленный государством научный потенциал. Одна из задач - творение в Рф конкурентоспособного сектора больших технологий, способного выступать локомотивом промышленного развития страны. При этом такового развития, которое направлено на завоевание, удержание и расширение экономически и стратегически благоприятных позиций на мировом базаре. Решение этой задачи - одна из главных целей стратегии государственной безопасности. Нашему сообществу пора осознать, что безопасность и технологическая независимость страны в 21 веке будет определяться ее научно - технологическим потенциалом.
В базе науки лежат основательное исследования, они создают основы современных технологий, а также определяют качество образования. Конкретно развитая система фундаментальных знаний лежит в базе решения задачи технологического развития и государственной безопасности.
Вот таковой вот документ. я ничего не понимаю безусловно. и вот 3 вопроса. помогиите пожалуйста ответить на них по этому документу.
1. Почему в качестве главнейших задач выдвигается обеспечение публичного благосостояния и оборонной мощи?
2. На основании имующихся у вас познаний пробуйте разъяснить, какое содежрание вклыдвается в определения ПЕРЕДОВАЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ, Почему научно-технологическую независимость страны?
3. Доказывайте положение о том, что основательные исследования творят базы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высочайшие технологии являются ЛОКОМОТИВОМ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

  • Карина Галгашова
  • Обществознание
  • 2019-06-23 07:35:50
  • 4
  • 1

С первым вопросом могу посодействовать.
Вот представь страну, где люд весь беден, голоден и зол. И еще армии у страны толком нет.
Скажи, долго ли просуществует такая страна? Нет. Ее либо завладеют извне. Или люд там все поначалу "разнесет" от голода и злобы, и теснее потом это неуправляемое "болото" кто-то снаружи завладеет.
Потому первым делом политики решают вопрос, как сохранить для себя страну. Ответ - накормить люд, чтобы безмолвствовал, и вооружить хорошо армию, чтобы никто не лез.

2-ой вопрос плавненько вытекает из первого.
Вооружить армию - это произвести кучу нового и эффективного орудия. Потому наука обязана идти впереди, чтобы поведать, что это за орудие, как его делать.
Под "накормить" люд понимается - дать народу сытость и комфорт. Все эти кучи одежки и новых комфортных приборов надо произвести. Потому вновь нужна впереди наука, которая разработает, как это все сделать классно, и подешевле.
Наука обязана быть в собственной стране. По другому придется с каждой произведенной штуки продукта уплачивать за иностранный патент. Это недешево, поэтому в научном плане очень нужна независимость.

Вопрос 3-ий плавненько вытекает из второго.
Локомотив промышленного развития - это когда наука поведала как раз как делать те удобные приборы (телефоны, утюги), и в стране далее сделали кучу заводов (то есть индустрия), которая все это делает.

дерипаска, экономика, политика, бизнес, промышленность, сельское хозяйство, манифет дерипаски, столыпинский клуб, русал, санкции, финансы, технологии

Фото из аккаунта Олега Дерипаски в соцсети

Олег Дерипаска без всяких сомнений является самым «диверсифицированным» промышленником страны. В своей деловой жизни он создал, приобрел и развил предприятия в десятках ключевых отраслей экономики страны. Если учесть помимо промышленности его активы в сельском хозяйстве, банковском, страховом бизнесе, девелопменте и строительстве, управлении аэропортами, научно-исследовательской деятельности – от ядерных технологий до продолжительности жизни, то можно без риска ошибиться сказать: в его голову стекается вся ключевая информация о состоянии и проблемах всей российской экономики. Из первых рук.

Такая своего рода всеядность Дерипаски – отражение не столько промышленной жадности, сколько его концепции несинхронизированной цикличности, присущей современной экономике. Пока одна отрасль впадает в кризис и депрессию, другая вступает в фазу роста и развития.

Как бы то ни было, Олег Дерипаска владеет информацией о реальных проблемах нашей страны и к его мнению стоит прислушаться.

В минувшую пятницу в рамках Столыпинского клуба основатель «Русского алюминия» изложил ключевые положения своего манифеста. Он дал характеристику новой реальности, наступившей в России после начала специальной военной операции в Украине.

Новая реальность выражается в целом ряде жестких ограничений:

– закрытие зарубежных рынков сбыта традиционной экспортной продукции, в том числе в перспективе отказ европейских стран от импорта российского трубопроводного газа;

– окончательное перекрытие доступа российского бизнеса к международному рынку капитала, который обеспечивал доступное финансирование в условиях ограничительной политики Банка России;

– закрытие доступа к технологиям и оборудованию, а также к компонентам критического импорта, что ставит под угрозу функционирование производственных мощностей, не говоря об их развитии.

Таким образом, ситуация, с которой мы столкнулись сейчас, – это не 2014 год, когда введенные против России санкции были достаточно ограниченными, и не пандемия 2020 года, когда можно было обойтись точечными мерами поддержки населения и компаний и подождать, пока ситуация нормализуется. Сейчас уже нельзя сделать вид, что никаких системных изменений не произошло. Старые условия международных экономических связей не вернутся.

Далее Дерипаска выдвигает ряд предложений по трансформации новой реальности в новую нормальность. Главной чертой новой реальности он предлагает формирование высоких темпов роста на основе всемерного поощрения частной инициативы.

Он достаточно критически относится к инерционности сегодняшних концептуальных антикризисных подходов в управлении экономикой.

«Судя по принимаемым решениям в последнее время, мы все еще пытаемся сохранить старое: опираемся на госсектор и принимаем множество точечных мер, которые, возможно, могут кому-то помочь, но не уберегут всю экономику от масштабного спада. Мы теряем время и распыляем силы на мелкие решения», – отмечает промышленник.

Такой сценарий, сохраняющий модель госкапитализма, означает, что в скором времени нельзя будет говорить ни об экономическом, ни тем более о технологическом лидерстве России. Вместо стабильного общества среднего достатка, за которое большинство населения голосовали при принятии новой Конституции, мы получим сокращение экономики на 30–40%, падение уровня жизни, усиление технологического отставания от стран-лидеров.

Для роста благосостояния населения России, сохранения и упрочения роли страны в мировой экономике нужно выйти на принципиально иную траекторию развития. За ближайшие четыре-пять лет нужно не просто восстановить экономическую и социальную стабильность, но и провести серьезные изменения, которые обеспечат экономику новыми темпами роста (на уровне 7–10% ВВП в год) на качественно иной основе. Нужно вернуться к уже апробированному опыту высоких темпов экономического роста в России 2003–2007 годов, сделав необходимые выводы и используя опыт Китая, Индии и других стран, прошедших период активного роста. Это создаст условия для роста доходов, возникновения к 2030–2035 годам процветающего общества для всех.

Дерипаска в своих тезисах формулирует ключевое отличие потребности России сегодня от предыдущего периода в своем развитии: отказ от госкапитализма и опора на частного предпринимателя.

Переход к свободной рыночной экономике в условиях жесточайших ограничений требует существенных изменений как в целях, так и в инструментах государственной экономической политики.

Целью экономической политики должно стать построение общества среднего достатка, что означает необходимость существенного повышения доходов для значительной части населения. При выходе экономики на темпы роста в 7–10% в год темпы роста реальных доходов наиболее активной части населения должны достигать и превышать 10–12%.

История показывает, что высокие и устойчивые темпы роста экономики, обеспечивающие сбалансированное развитие и повышение доходов для всего общества, возможны только в условиях свободной рыночной экономики с приматом частной собственности. Опора же на госкапитализм и изъятие ресурсов из экономики вместо их инвестирования в конечном счете приводят к госпаразитизму, перекосам в структуре экономики и падению или стагнации реальных доходов граждан.

Для преодоления спада и выхода на устойчивые высокие темпы роста экономическая политика должна быть перестроена именно в направлении стимулирования частного предпринимательства и развития конкуренции. Страна должна стать по-настоящему привлекательной как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.

Для адаптации экономики к новой нормальности и перехода к высоким темпам роста экономики и доходов населения необходимо следующее.

1. Отказ от сложившейся модели госкапитализма.

В частности, необходимы приватизация активов госкомпаний и передача оставшихся в управление пенсионным фондам; снятие массивных административных барьеров, уход от запутанных регуляторных процедур, засилья силовиков. Основным субъектом экономики должен быть предприниматель, а не государственный менеджер.

Госаппарат должен быть сокращен в два раза, силовой аппарат, не относящийся к вооруженным силам, – в три–пять раз. Нужно радикально пересмотреть существующие нормы регулирования (в том числе пересмотреть статьи Уголовного кодекса, создающие широкие возможности уголовного преследования предпринимателей, такие как ст. 159 УК РФ), упростить действующие процедуры и избавиться от избыточных требований и проверок.

2. Построение развитого долгового рынка.

Бизнесу необходимы условия финансирования, обеспечивающие возможности по созданию новых перерабатывающих производств, – приемлемая стоимость финансирования, длинные сроки, отсутствие жестких требований по залогам.

Для этого необходимо не только снижение ключевой ставки, но прежде всего – построение развитого рынка облигаций, основой для развития которого должны стать изменения в политике Банка России: формирование программы по выкупу Банком России облигаций всех типов субъектов экономики, а также изменения в системе формирования Ломбардного списка. Кроме того, необходимо стимулирование спроса на облигации, в том числе через отмену НДФЛ от инвестиций в облигации, и развитие накопительной пенсионной системы.

3. Переход к стимулирующей налогово-бюджетной политике.

Налогово-бюджетная политика должна перейти от накапливания госрезервов к активному стимулированию развития экономики как путем наращивания расходов на снятие инфраструктурных ограничений, так и путем снижения фискальной нагрузки в виде налогов и аналогичных им квазиналоговых платежей.

Важнейшей частью снижения налоговой нагрузки должно стать снижение ставки НДС до 15% при установлении льготной ставки в 10% для совместных предприятий. Кроме того, необходимо снижение налоговой нагрузки на работающее население путем введения необлагаемого минимума дохода при исчислении НДФЛ.

Также требуется кратное увеличение лимитов финансирования на программы субсидирования процентных ставок, реализуемые отраслевыми министерствами для проектов в сфере импортозамещения и развития экспорта. Требуется предоставление субсидий предприятиям, реализующим проекты экспортных и импортозамещающих производств компонентов и материалов. Необходимо расширение программ экспортного кредитования, страхования рисков (в том числе политического характера), ускоренного возмещения НДС.

4. Опора на развитие регионов.

Трансформация экономики, по сути, должна происходить именно в регионах, где работают существующие и создаются новые производства. Именно в регионах находятся и ресурсы, и производства, и предпринимательские инициативы.

Одним из ключевых направлений политики должно стать обеспечение доступности в регионах финансирования на основе развития локальных финансовых систем во всех макрорегионах – экономически связанных группах субъектов РФ (перечень макрорегионов может быть сформирован на основе Стратегии пространственного развития РФ с возможными корректировками с учетом новой реальности).

Во-первых, требуется создание и докапитализация (через субординированный долг) местных кредитных организаций с тем, чтобы в каждом макрорегионе было представлено три типа кредитных организаций по специализации – банк внешней торговли, ипотечный и инфраструктурный банк, банк развития малого и среднего бизнеса. Во-вторых, требуется обеспечить расширенный доступ субъектов РФ и муниципалитетов к облигационному рынку для расшивки узких мест в области транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры.

Вторым ключевым направлением должно стать создание свободных экономических зон, в рамках которых будут созданы стимулы для развития перерабатывающих производств с привлечением иностранного капитала. Привлекательность свободных экономических зон, в свою очередь, определяется доступностью качественных транспортно-логистических услуг, обеспечивающих возможность для предприятий включиться в производственные цепочки, в том числе международные.

Манифест Дерипаски – очень серьезный набор тезисов, предложений и рекомендаций. Его ценность подкрепляется правильной постановкой вопроса о трансформации финансово-экономической политики России от осознания новой реальности к формированию экономики страны новой нормальности. С упором на частную инициативу и высокие темпы роста с обязательным ростом доходов.

Экономическая модель большинства современных стран преимущественно строится на принципах рыночных отношений. К ним относят свободу экономических агентов, конкурентную борьбу за лучшие условия существования, стремление к личному обогащению и получению выгоды. Такая система отношений показала себя наиболее адаптированной под текущие запросы общества. Помимо положительного эффекта и стимулирования экономического роста, она несет ряд негативных тенденций. Одной из них является снижение уровня жизни большей части населения, рост социальной напряженности, связанный с серьезными расхождениями в суммах, получаемых доходов. Индивидуалистский подход в экономике приводит к концентрации капитала в руках небольшой группы людей, что в свою очередь сказывается на благополучии большинства. Неудовлетворенность широкой общественности своим социальным и экономическим положением оказывает отрицательное воздействие на экономический рост и развитие.

Одним из приоритетных направлений в области внутренней экономической политики многих стран становится поиск оптимального распределения национального дохода с целью улучшения положения необеспеченных слоев населения. Здесь вводится понятие общественного благосостояния, которое представляет собой сложную экономическую и социальную категорию. Оно определяется, прежде всего, за счет анализа следующих общенациональных параметров:

  • Стабильность экономической обстановки.
  • Обеспеченность населения.
  • Оптимальность потребления выпускаемого объема продукции.

Потребление включает в себя не только использование материальных благ, но также применение различных продуктов духовного происхождения с целью повышения собственного интеллектуального и культурного уровня.

Стоит отметить, что социальная и хозяйственная жизнь человека тесно связаны между собой. Поэтому для достижения экономического роста необходима социальная стабильность, а для формирования крепкого общественного благосостояния важен экономический рост и развитие. Последний достигается за счет баланса предложения и спроса, а также эффективности работы всей производственной цепочки.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы, влияющие на благосостояние общества

Для начала необходимо разобраться с тем, что подразумевается под человеческим благосостоянием, а также какие факторы оказывают влияние на качество жизни индивида. В общем виде под благосостоянием человека понимается уровень его возможностей, помогающих реализовать жизненную стратегию, и удовлетворить собственные потребности.

Все факторы делятся на - объективные и субъективные. К последним относят личную оценку своего уровня благосостояния. Достаточно часто эта оценка не является адекватной, так как каждый человек имеет свое субъективное мнение. Ее сложно измерить, однако, убрать из конечного результата невозможно. К объективным факторам относят:

  1. Здоровье нации.
  2. Развитость системы здравоохранения.
  3. Доступность и качество общественного питания.
  4. Общий уровень занятости.
  5. Условия и качество труда.
  6. Доступность досуга, условия его получения.
  7. Экологическая обстановка.
  8. Условия жилья и быта.
  9. Доступность безопасности жизни и ее уровень.
  10. Возможность человека развиваться и вести активный социальный образ жизни.

Объективные параметры обычно рассматриваются в форме количественных показателей. Они рассматриваются в динамике, а также сопоставляются с данными других государств.

Основная сложность в оценке общественного благополучия возникает при измерении этого параметра. Часть ученых предлагали рассматривать общую удовлетворенность общества через суммирование всех отдельных мнений о собственном благосостоянии индивида. Но подобная оценка достаточно сложна для расчета и анализа. Кроме того, не каждый человек способен адекватно оценивать свое материальное и социальное положение. Поэтому наиболее популярным методом расчета общественного благосостояния стало отслеживание положительных тенденций в жизни большей части населения отдельного государства. И даже при проигрыше многих жителей, положительный эффект для общества имеет больший вес.

Общественное благосостояние в экономике

Связь между экономикой и социальным удовлетворением общества очевидна. Для поддержания высокого уровня общественного благосостояния необходимо добиться экономической стабильности и положительных тенденций роста. Это достигается путем эффективного распределения ресурсов между различными социальными группами и индивидами, поиска решений при несовпадении интересов частных лиц и общества.

Классическая экономическая школа видела возможности повышения общественного благополучия через увеличение количества объема выпуска и потребления. То есть, он поставил рост благосостояния в зависимость от рационального производства.

В двадцатом веке данная теория была изменена Вильфредо Парето. Он предположил, что увеличение благосостояния возможно в том случае, если размещение ресурсов будет оптимальным, а любое их перераспределение даст положительный социальный эффект.

Пигу считал, что благосостояния можно достичь только через механизмы государственного воздействия на перераспределение доходов и капитала.

В конечном итоге экономика благосостояния выделилась в отдельную область теоретического знания. Она включает в себя не только принципы достижения благополучия, изучение механизмов государственного воздействия и регулирования, а также строится на исследовании социальных потребностей общества.

В настоящее время экономика благополучия общества строится на следующих предположениях:

  • Каждый индивид оценивает свое социальное положение наилучшим способом.
  • Общественное благосостояние зависит от удовлетворенности каждого гражданина
  • Если растет благосостояние одного человека, при этом благополучие другого не уменьшается, то достигается положительный общественный эффект.
  • Удовлетворенность своим положением может подвергаться ранжированию.

Наиболее часто для оценки общественного благополучия используются математические функции и из графические отображения. Они позволяют проследить зависимость благополучия одного индивида или государства в целом от благополучия другого индивида.

Читайте также: