Разработка урока по физике с использованием интерактивной доски

Обновлено: 10.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Интерактивная доска SMA RT Notebook

на уроках физики на примере темы

"Электричество"- 8 класс

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет, она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Моя цель как педагога, учителя физики – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, научить делать научные открытия, самостоятельно добывать знания.

Бурное развитие информатики, появление персональных компьютеров, глобальной сети Интернет изменило общество в целом и жизнь каждого отдельно взятого человека. Компьютер не входит в нашу жизнь, он уже вошел в нее и прочно в ней обосновался! Уроки физики, созданные с применением компьютерной техники, приобретают совершенно новый образ. Хотя основные этапы урока остаются прежними, появляются новые возможности.

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART Notebook на уроках физики.

Все задания можно использовать при фронтальном и индивидуальном опросе, при закреплении материала, при проверке знаний. Все зависит от целей урока и поставленных задач.

1-2



Стрелка приборов не закреплена, поэтому ее можно устанавливать на любое место шкалы деления и повторять задание несколько раз.

Функция доски - вращение объекта позволяет учителю экономить время - не надо перечерчивать новую шкалу. Можно заранее заготовить слайды со шкалами любых измерительных приборов

(амперметр, вольтметр, мензурка, барометр и т.д.) Учителю остается только менять положение стрелки прибора.


4


Другой вид задания. Значение физической величины дано (сила тока). Надо правильно установить стрелку прибора.

При решении задач я часто использую обратные задачи. Они способствуют развитию критического мышления и неформальному пониманию изученного материала.


Маркером нарисовать обозначение каждого предмета в цепи. Для проверки внизу экрана за “шторкой” находиться ответ.

Функция – затенение экрана – “шторка” и функция маркер

Функция – затенение экрана очень помогает скрывать ответ и быстро его показывать.


Найти соответствия – соединить маркером картинки приборов и их обозначения в цепи.

Функция – маркер позволяет в интересной игровой форме проверить знания учеников.

Если ученик не правильно соединил объекты на экране, то другой ученик , использую маркер другого цвета исправляет ошибки на доске.

Такие задания можно использовать при фронтальном и индивидуальном опросе.


7

Нарисовать маркером цепь. За “шторкой” внизу экрана находится ответ.

Используется функция-маркер .

Задания на составление цепи можно предложить много на одном уроке. Быстрая смена заготовленных слайдов экономит время учителя. Ластик доски помогает стирать неправильное решение задачи. Ребята с удовольствием выполняют эти задания на интерактивной доске





8

1 и 2 вопрос – ученик маркером показывает, как идет ток в цепи, если включить ключ

3-4 вопрос - маркером другого цвета показать, как идет ток в цепи, если включить ключ №2 (первый ключ отключен)

Тема урока: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Базовый учебник: «Физика-8» Перышкин А.В., 2014 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Продолжительность: 45 мин.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый.

-выяснить зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника и от вещества проводника;

-сформировать понятие удельного сопротивления проводника;

- научиться рассчитывать сопротивление проводника;

- показать применение приобретенных знаний в быту и технике;

- осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;

- интересными формами урока способствовать усвоению основного материала,

- формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки экспериментальной работы.

- создать условия для развития творческих и исследовательских навыков;

- формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;

- развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

- развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.

- способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

- совершенствование умений анализировать, делать выводы, взаимодействовать в паре, в группе, планировать эксперимент, выступать перед аудиторией, отбирать информацию,

- формировать целостную систему знаний по теме «Сопротивление проводников»;

- выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Оборудование урока : источник тока, провода соединительные, ключ, амперметр, доска с набором проволок.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, программное обеспечение Smart.

1. Самоопределение к деятельности. Слайд 1

Везде исследуйте всечасно,

Что до конца еще неясно,

Чего еще не видел свет -

Границ Познанью вовсе нет.

Мир знаний бесконечен и по физике в том числе, и сегодня мы сделаем еще один шаг в этот мир. В частности, в рамках нашей темы мы расширим наши знания об электрическом сопротивлении.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задания размещены на слайдах разработанной презентации. Выполняются обучающимися на интерактивной доске. Слайды 2-8.

3 . Постановка учебной задачи

Мы изучаем раздел «электрические явления». Многое уже умеем и знаем по данному вопросу. Давайте попробуем такую жизненную задачу. Например, нам нужно узнать сопротивление проводки в нашем помещении. Для некоторых приборов это важно. Давайте определим сопротивление данного куска провода. Вы скажите, что сейчас любую информацию. Но интернет не всегда может быть под рукою, а также для конкретного провода он не даст вам ответа. Он лишь окажет помощь в нахождении справочной информации. А рассчитывать сопротивление придется непосредственно Вам. Итак, можете вы определить сопротивление данного проводника? Нет. А почему? Потому, что нет соответствующих знаний и навыков. Сегодня вы убедитесь, что это несложно сделать.

Из прошлых уроков мы знаем, что проводники оказывают сопротивление электрическому току, причем у разных проводников разное сопротивление. Зависит от длины, площади поперечного сечения, материала проводника. Как все это взаимосвязано мы не знаем. Как рассчитывать мы не умеем.

Какова тема нашего урока? Цели нашего урока?

4. Построение проекта выхода из затруднений Слайд 9-10.

В) Формулирование выводов экспериментов. Формула для расчета сопротивления проводника. Слайд 12.

Г) Выясняем самостоятельно по учебнику единицу измерения удельного сопротивления. Работа с таблицей удельных сопротивлений. Вопросы: Какие вещества лучше всего использовать в качестве проводников в электропроводки? Какие вещества в качестве изоляторов? Какие в качестве материала спиралей нагревательных элементов?

6. Первичное закрепление изученного материала (4 мин):

Решение качественных задач по группам.

7. Включение нового знания в систему знаний (А) Сделать расчет сопротивления данного провода. Имеется кусок провода с маркировкой, рулетка, таблица удельных сопротивлений (длина 50 см, площадь 2,5 мм 2 , алюминий).

Решает обучающийся у доски. Решение записывается в тетради.

Б) Решить по вариантам устно задачи УПР 20 (2 б, 2 в)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Слайд 15-16 (ссылка)

9. Рефлексия Слайд 17-18. (Выбери соответствующее состояние)

10. Домашнее задание . Слайд 19.

11. Заключительный этап . Слайд 20.

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

До свидания, ребята. Успехов вам в дальнейшем изучении нашей прекрасной науки – ФИЗИКИ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением интерактивной доски

Урок с применением интерактивной доски.Автор: Таскаева Елена Михайловна Образовательное учреждение:Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»Класс.


Урок с применением интерактивной доски. тема урока" Западные демократии" УМК Кузовлев В,П, 10-11 класс.

Тип урока. Вводный. Комплексное применение знаний и способов деятельности, с применением интерактивной доски. Используется презентация по теме " Западные демократии. Парламентская Демократия. Политиче.

Элементы уроков с применением интерактивной доски

Элементы уроков с применением интерактивной доски на уроках математики 5 - 11кл.

Элементы уроков с применением интерактивной доски

Работа с интерактивной доской на уроках математики 5 - 11кл.


Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»».


Урок с применением интерактивной доски "Завоевания Александра Македонского".

Урок истории в 5 классе с применением интерактивной доски. Тема урока: "Завоевания Александра Македонского". Цель урока: ознакомить учащихся с завоевательным походом Александра Македонс.


Разработка урока с применением интерактивной доски Mimio: Сообщающиеся сосуды.

Материал предназначен для обучающихся 7 класса, изучающих физику по учебнику Перышкина А. В.

ВложениеРазмер
urok.istochniki_sveta. docx 104.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №47/1 по разделу: «Световые явления» в 8 классе.

Знание и умение учащегося

Средства достижения цели

  1. знать различия искусственных и естественных источников света
  1. знать что искусственные источники можно разделить на тепловые и люминесцентные
  1. определение точечного источника света, светового пучка, луча света;
  2. определение луча света;
  1. закон прямолинейного распространения света;
  2. закон независимости распространения световых пучков;
  1. механизмы образования тени и полутени;
  1. сформировать представление о световых явлениях; продемонстрировать характерные признаки световых явлений
  2. показать роль света в природе и жизни человека;
  1. ввести понятие о свете - как видимом излучении;
  2. Дать понятие о видах излучения
  1. познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить, что искусственные делятся на тепловые и люминесцентные;
  1. привести примеры точечного источника света, светового пучка, луча света;
  2. дать определение точечного источника света, светового пучка, луча света;
  1. дать определение закона прямолинейного распространения света; независимости распространения световых пучков;
  2. разъяснить закон прямолинейного распространения света; независимости распространения световых пучков;
  3. привести примеры образования тени полутени
  4. объяснить природу солнечных и лунных затмений;

Примеры с явными признаками оптических явлений (фото,

текст на слайде

примеры (рисунки, фотографии)

Текст на слайде, флеш- анимация

Модель солнечного затмения (видеофрагмент)

  1. выделять оптические явления из множества физических явлений;
  1. объяснять роль света в жизни человека и окружающего мира;
  1. приводить примеры различных источников света;
  1. различать по типу источники света (искусственные, естественные);а искусственные по процессу излучения на тепловые и люминесцентные
  1. объяснять механизм получения тени и полутени.

Привести примеры различных физических явлений

Привести примеры демонстрирующие роль света в жизни человека и природы.

Привести примеры различных источников света

Привести признаки искусственных и естественных источников света

Продемонстрировать механизм получения тени и полутени

Фото, рисунки, флеш-анимация

Картинки, текст (списком)

Тема: Источники света. Прямолинейное распространение света.

Цели урока: Познакомить учащихся с примерами искусственных и естественных источников. Разъяснить закон прямолинейного распространения света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Образовательная: сформировать представление о световых явлениях, свете - как видимом излучении, естественных и искусственных источниках света, раскрыть сущность закона прямолинейного распространения света, показать роль света в природе и жизни человека.

Развивающие: формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории, формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений.

Воспитательная: показать практическое значение знаний о световых (оптических) явлениях, воспитывать любовь к прекрасному.

Методы урока: объяснительно - иллюстративный

Тип урока: урок изучения нового материала

  1. Оргмомент
  2. Целепологание и мотивация
  3. Актуализация знаний учащихся о физических явлениях
  4. Изучение нового материала
  5. Первичное закрепление учебного материала
  6. Информация о домашнем задании
  7. Рефлексия (подведение итогов урока).
  1. Оргмомент:
  2. Целепологание и мотивация:

Природа разнообразна, многолика, таинственна. Наука о природе- физика, позволяет разделить многообразие природы на физические явления, происходящие в ней: тепловые, электрические, механические, магнитные, ядерные, световые (оптические). Нами изучены механические явления, тепловые, электрические, магнитные, но самые интересные – световые нам предстоит изучить. Сможем ли мы выделить из множества явлений природы только оптические (световые) и понять процессы, позволяющие нам любоваться природой.

(Приводятся примеры различных физических явлений (картинки, видео). Учащиеся называют примеры различных явлений, те, которые уже изучили. Если могут, то определяют оптические явления.)

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.

Учитель рассказывает учащимся о значении света в познании человеком окружающего мира. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

(Рассказ учителя сопровождается наглядными примерами.)

«Минутный эксперимент»: закрыть на одну минуту глаза и представить себе «жизнь во тьме»!

План изложения нового материала:

  1. Свет как видимое излучение;
  2. Естественные и искусственные источники света;
  3. Пучок и луч;
  4. Закон прямолинейного распространения света;
  5. Тень и полутень.

В обыденной речи слово "свет" мы используем в самых разных значениях: свет мой, солнышко, скажи. ученье – свет, а неученье – тьма. В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение.

*С вет – это электромагнитное излучение, вызывающее у человека зрительные ощущения. Такой способностью обладают только электромагнитные волны с частотами 4·10 14 – 8·10 14 Гц, которые являются видимым излучением. Однако, некоторые насекомые, например, пчелы способны «видеть» невидимое ультрафиолетовое излучение. А специальные приборы "ночного видения", часто используемые в военных целях, позволяют человеку видеть мир в инфракрасных лучах.

Эти три вида излучения видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное обладают очень многими схожими свойствами.

*В идимое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения объединяют общим названием – оптические излучения, а раздел физики, занимающийся их изучением, называют оптикой. Таким образом, свет в широком смысле этого слова – это все оптические излучения.

Вопрос классу: Чем отличается излучение утюга или кипятильника от излучения электрической лампы накаливания? (предметом, который дает это излучение – т.е. источником)

Источниками света – называют тела, способные излучать свет.

Всякое светящееся тело состоит из огромного числа «элементарных излучателей»- называемых в физике точечными источниками излучений . Таким образом, оптическое излучение источников света представляет собой набор излучений отдельных атомов и молекул.

(Учащимся демонстрируются фотографии, видео, рисунки с различными источниками света. Цель демонстрации в подведению учащихся к пониманию, что существуют естественные источники света и искусственные источники света.)

Демонстрация: представляются различные источники света (горящая свеча, спичка, светящаяся лампа, фотографии или слайды Солнца, звезд, молнии, полярного сияния, радуги, светящихся живых организмов, рыб и т.д.).

Вопрос классу: что общего у этих источников и чем они отличаются?

Учитель: существуют естественные и искусственные источники света.

*Естественные источники света – это Солнце, звезды, атмосферные заряды, а также светящиеся объекты животного и растительного мира (светлячки, гнилушки и т.п.).

К искусственным источникам света относятся лампы накаливания, экран телевизора, пламя свечи и др., которые изготовлены руками людей.

Искусственные источники света, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения излучения разделяют на тепловые и люминесцентные.

( На слайде схема.)

Тепловые источники светят потому, что сильно нагреты, например, пламя свечи или расплавленный металл на сталелитейном заводе.

Люминесцентный свет иначе называют "холодным светом". Источники этого света имеют невысокую температуру, например, лампа дневного света или экран телевизора. ( На фотографии изображена рука в резиновой перчатке, держащая колбу с самосветящейся (люминесцирующей) жидкостью.)

Вопрос классу: приведите примеры естественных и искусственных источников света (выделите из числа предложенных естественные и искусственные, сгруппируйте их).

Основными понятиями геометрической оптики являются световой пучок и луч. Эти понятия не одно и то же.

Пучок света можно наблюдать, а луч чертить на бумаге.

Обычно источники испускают свет одновременно во всех направлениях в пространстве, как, например, обычная лампа. Но если ее закрыть непрозрачным корпусом с отверстием, то свет будет распространяться в виде светового пучка , расширяющегося по мере удаления от источника.

*Цилиндрические или конические каналы, внутри которых распространяется свет, называют световыми пучками .

(Например, на фотографии справа вы видите пучок желтоватого света от шахтерской лампы)

Как вы думаете, оказывают ли влияние друг на друга пересекающиеся пучки света? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт.

Демонстрация: Возьмем два фонарика, расположив их так, чтобы световые пучки пересекались. Вы видите, что синий луч правого фонарика проходит сквозь красный луч левого. Однако это не приводит к искажениям изображений на экране.

Итак, закон независимости распространения света утверждает, что световые пучки, пересекаясь, не влияют друг на друга. Однако этот закон справедлив лишь для световых пучков небольшой интенсивности.

Изображая распространение света на чертежах, световые пучки обычно заменяют лучами. * Световой луч – это линия, указывающая направление распространения энергии в пучке света. Луч является геометрической моделью физического понятия "пучок света". Характерной особенностью светового луча, как и луча геометрического, является его прямолинейность.

Однако, между ними есть и принципиальное различие: геометрический луч прямолинеен всегда, а луч света - только в прозрачной однородной среде.

Геометрическая оптика базируется на трех законах:

  1. Закон прямолинейного распространения света;
  2. Закон отражения света;
  3. Закон преломления света.

*Свет в однородной среде распространяется прямолинейно – так формулируется закон прямолинейного распространения света.

Вопрос классу: какие примеры вы можете привести для подтверждения прямолинейного распространения света?

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени .

*Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.

(Рассмотрим экспериментальное подтверждение закона прямолинейного распространения света. Проделаем опыты.)

В качестве источника света возьмем обычную электрическую лампочку. Правее нее подвесим на нити мяч. Проводя опыт в темной комнате, мы легко увидим на экране тень мяча. Кроме того, в пространстве правее мяча возникнет некоторая область, в которую световые лучи (световая энергия) не проникают.

Это пространство называют областью тени.

Воспользуемся теперь лампочкой с баллоном из белого стекла. Мы увидим, что теперь тень мяча окружена полутенью. И в пространстве правее мяча существует как область тени, куда лучи света не проникают вообще, так и область полутени, куда проникают лишь некоторые лучи, испущенные лампой.

*Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

Итак, оба физических явления – образование тени и образование полутени – являются экспериментальным подтверждением закона прямолинейного распространения света.

Образованием тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в её тень, то наблюдается лунное затмение.

Закон прямолинейного распространение света находит практическое применение в строительстве, прокладке дорог, определении высоты предметов и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для чего нужна интерактивная доска? Чем урок с использованием интерактивной доски отличается от проведения урока с помощью компьютера и мультимедийного проектора? Попробуем на примере конкретного урока физики в 7 классе показать новые возможности, которые открываются с использованием на уроке интерактивной доски.

Можно сделать общие выводы

Интерактивная доска не облегчила подготовку к уроку, но сделала процесс творческим и позволила вносить инновации в работу.

Конечно, учителю надо потратить много времени при подготовке таких новых уроков, но все они сохраняются в электронном виде, их можно при необходимости только редактировать, добавляя что-то новое. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.

Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Основные функции интерактивной доски, используемые на уроке

1 – Функция – рисование маркером.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что:

записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях;

любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Приведу пример заданий с использованием маркера.

Задания на повторение пройденного материала

8 класс – тема – “Электрические явления”

1 – Задания на повторение пройденного материала

Ученик маркером соединяет физические величины, их обозначение, единицы измерения. Если есть ошибки, то их исправляет другой ученик. Для этого можно использовать функцию стиральная резинка или маркер другого цвета.

Такие задания можно составить по любой теме, по курсу физики любого класса.


2 - Задания на повторение изученных формул

Учитель экономит время, т.к.

Не надо заранее выписывать задания на доске;

Задания можно быстро менять, повторять и таким образом опросить большое количество учеников;

Рукописные записи, сделанные на экране, можно сохранять как для последующего просмотра, так и для печати.

Перемещение объектов

Эта функция доски позволяет перемещать по поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах


Ученики перемещают уравнения в таблицу.

Такие задания можно составить по любой теме.

Я заранее готовлю таблицы, которые заполняются картинками, формулами. Если ученик сделает ошибку, объект не надо стирать, его можно быстро передвинуть в правильное место.

В 7 классе, при отработке понятии «цена деления мензурки», я предлагаю ребятам по рисунку найти цену деления и объем воды. Так как я хочу отработать у ребят навык определения цены деления, то рисую уровень воды в мензурке в виде линии, которая легко перемещается.

После быстрой смены уровня воды задание выполняется заново с новыми условиями.

Такие творческие наглядные задания ребята любят и с удовольствием выполняют, а учитель может повторять задания несколько раз, и тогда мы получаем нестандартный тренажер для систематической проверки знаний.

В 8 классе при изучении темы “Строение атома” я создала нарисованный объект-атом, в котором можно передвигать кружочки - протоны, нейтроны и электроны. Можно, например, дать задание изобразить атом бора, водорода и превратить их в положительные ионы. Передвигая кружочки, учащиеся с удовольствием выполняют интерактивное задание и зарисовывают его в свои тетради.

Аналогичное задание рисунок-тренажер я создала по теме «Электрическая цепь» – в 8 классе.

Все элементы цепи - амперметр, вольтметр, сопротивления, лампы и другие приборы легко перемещаются. Ученик составляет цепь сам и находит общее сопротивление

Учитель может менять соединение сопротивлений или предложить ученику придумать свою цепь и решить задачу. Числовые значения сопротивлений учитель может изменять.

Данный тренажер позволяет составлять много задач и отрабатывает чтение последовательного и параллельного соединения в цепи.

Функция электронной ширмы (Затенение экрана)

При объяснении новой темы или проверки знаний ширма может скрыть рисунок, схемы, числа, которые впоследствии можно открыть в нужный момент.

Например, при переводе физических величин в систему интернациональную (СИ), за ширмой находятся правильные ответы. Ученик, после выполнения задания сам откроет ширму и проверит себя.

Программа для подготовки материалов к уроку

Интерактивная доска сопровождается специальной собственной программой для создания своего рода презентации к уроку, состоящей из отдельных страничек с различной информацией. Учитель можно вставлять с помощью этой программы на странички любой учебный видеофильм, анимацию и просматривать все это, не выходя из одной презентации. Очень удобно, когда весь материал урока находится в одном месте. Создается целая база уроков-презентаций по всем темам.

Можно сделать общие выводы

Интерактивная доска не облегчила подготовку к уроку, но сделала процесс творческим и позволила вносить инновации в работу.

Конечно, учителю надо потратить много времени при подготовке таких новых уроков, но все они сохраняются в электронном виде, их можно при необходимости только редактировать, добавляя что-то новое. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.

Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают! На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Т.о. использование интерактивной доски на уроках физики позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит подробное описание приемов и методов использования интерактивной доски на уроке физики. Будет полезна другим учителям предметникам, имеющим данное ТСО в кабинете.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Возможности использования интерактивной доски на уроках физики"»

Пасанова Светлана Викторовна,

учитель физики высшей

квалификационной категории

МОУ ««Ребрихинская средняя

общеобразовательная школа»,

село Ребриха

Ребрихинского района

Алтайского края

«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать

самому – и я научусь».

Китайская народная мудрость

Возможности использования интерактивной доски на уроках физики.

Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно- коммуникационных технологий.

Современные школьники имеют совершенно иной, чем в былые годы психотип. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса.

Неотъемлемым атрибутом любого учебного класса всегда являлась школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником.

Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.

ИД не только соответствует способу восприятия информации поколения современных школьников, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика, не зависимо от его уровня знаний и умений.

Учитель при работе с ИД может использовать следующие ресурсы:

мультимедийные продукты от известных производителей (мультимедийные приложения к учебникам, виртуальные лаборатории и практикумы, интерактивные наглядные пособия);

собственные презентации и материалы, сконструированные в стандартных программах;

собственные мультимедийные продукты, выполненные в программах сопровождения ИД.

Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании –это характерные признаки мультимедийных приложений к учебникам и интерактивных наглядных пособий.

Как можно использовать на уроке встроенные программные средства ИД?

Цвет рекомендуется использовать для акцентирования внимания учащихся на чем-то важном, обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, построения нескольких графиков в одной плоскости.


Например, учащимся могут быть предложены задания, при выполнении которых используются разные цвета маркеров.




Заметки на экране могут применяться для того, чтобы сформулировать на экране какой-либо вопрос, проблему, причем рукописные записи на экране можно сохранять для дальнейшего просмотра, анализа, печати.


Перемещение объектов позволяет учащимся составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах и многое другое.





Функция затемнения нижней части экрана удобна в тех случаях, когда учитель планирует воспроизводить информацию на слайде поэтапно. Например, сначала условие задачи, а затем её решение.


Просмотр действий видеозаписи выполненных на доске, можно использовать для анализа фрагментов урока. Данная функция позволяет отложить проверку и оценку работы ученика. Запись в режиме реального времени информирует учителя, когда ученик испытывает затруднения, как он исправлял свои ошибки.

Компьютерное моделирование на интерактивной доске вызывает у учащихся живой интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента.

Динамическая ситуация, развивающаяся на экране, часто подсказывает новую проблему, которую учащимся интересно решить самим.

За счёт созданной интерактивной среды, учащиеся могут самостоятельно проводить исследования, моделировать различные события, выполнять практические задания.

Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

Как можно использовать ИД на различных этапах урока.

Создавая мультимедийное сопровождение урока, учитель может конструировать слайды для различных этапов урока. Слайды целесообразно использовать как отдельные страницы при актуализации, повторении, изучении нового материала, закреплении изученного.

Перед учителем открываются широкие возможности по созданию материалов индивидуального и фронтального опроса, текущего и итогового контроля. Варианты заданий, уровень их сложности, время и место включения в урок определяет сам учитель. Учитель при этом находится в постоянном поиске, повышает свой профессиональный уровень.

Какие проблемы могут возникнуть при использовании ИД?

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество.

Однако большинство из них не имеют методического сопровождения и конкретных рекомендаций по применению и порождают определённые проблемы.

Цифровые образовательные ресурсы, предназначенные для мультимедийного сопровождения урока, которые предлагает издательство «Дрофа», снабжены различными интерактивными тренажёрами и тестами. Но, к сожалению, обычно они представлены в одном варианте, что позволяет опросить, протестировать и оценить только одного ученика.

Слайды презентаций, выполненные учителем в программе Microsoft Power Point, могут быть использованы как отдельные страницы. Однако, данная программа не позволяет перемещать и изменять объекты в режиме просмотра. Перемещение объектов может происходить в режиме редактирования, но при этом слайды имеют малый масштаб и их использование не всегда удовлетворяет принципам удобочитаемости.


ИД разных производителей имеют программное обеспечение различных функциональных возможностей. Поэтому учитель должен конструировать сопровождение урока, исходя из особенностей конкретной доски.

В отличие от обычной доски, при работе на ИД, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать урок.

Учитель и ученик работают как партнеры. Ученик активно «добывает» новое знание, разрешает проблемные ситуации, работает с разными источниками информации. В результате происходит развитие его интеллектуальных и творческих способностей.

Возможность интерактивного взаимодействия способствует формированию устойчивых навыков получения и анализа необходимой информации. Хотя подготовка к уроку, с использованием ИД требует значительных временных затрат, учителю легче конструировать урок, поскольку он имеет возможность варьировать ход урока с учетом уровня подготовки учащихся и особенностей аудитории.

Использование ИД не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяет улучшить запоминание учебного материала. ИД открывает широкий диапазон для педагогического поиска учителя, моделирования им проблемных учебных ситуаций.

Применение любых цифровых образовательных ресурсов позволяет делать акцент на развитие каждого ребенка, на формирование способности к самообучению.

Интерактивные доски - это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия учителя с классом. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учащимися.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания. Результаты анкетирования школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету. Ученики отмечают, что уроки с использованием ИД, являются для них наиболее интересными и запоминающимися.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что эффективность современного урока определяется уровнем его интерактивности.

Панюкова С.В., Байков А.С. «Возможности использования интерактивной доски на уроках информатики», журнал « Информатика в образовании», №1- 2008г.

Примечание: В качестве иллюстративных приложений автор использовал изображения слайдов, выполненных в программах Microsoft Power Point, Notebook.lnk.

Читайте также: