Размеры старого кирпича который использовался в 19 веке

Обновлено: 25.04.2024

Город Санкт-Петербург в 1710-х годах набирал свой рост, правда не так быстро, как хотелось бы царю. Желающих добровольно переселиться сюда почти не находилось, тогда правительство стало действовать силой.

В 1713 году Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга , приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны. Сделано это было специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга.

Одновременно с этим был установлен так называемый кирпичный налог, который был обязан оплачивать каждый, кто въезжал в город. Размер налога составлял ровно один кирпич. Отголоском той эпохи является Кирпичный переулок Санкт-Петербурга, на месте которого, согласно одной из теорий, хранились кирпичи, полученные в счёт уплаты этого налога.

Во времена царствования Петра I контроль за качеством кирпича был очень жестким. После переправки кирпичей по воде на судах (самый удобный способ) их перегружали на тележки. После прибытия в пункт назначения кирпичи сваливали с телеги, и если хотя бы три кирпича кололось, то вся партия считалась бракованной.

Вплоть до середины XIX века изготовление кирпича в стране было операцией сложной и трудозатратной, по большей части, в силу её примитивности. Формовка заготовок для кирпичей выполнялась исключительно вручную. Просушивался кирпич только в тёплый период года, а обжигался в наспех сооружённых временных печах. Новый виток развития кирпичного производства начался в последующие годы.

Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и в большинстве своем не имеет клейм. Первые клейма на кирпичах появились при Борисе Годунове с изображением единорога и двуглавого орла. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.


В Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.

Безусловно, идеальным вариантом клейма вообще было бы наличие в нем даты, обозначение изготовителя и сведения о месте производства. Такие клейма на российских изделиях встречаются нечасто и в основном относятся ко второй половине XIX - началу XX вв. Из датированных клейм наиболее старым является клеймо «1777» на тычке кирпичей из построек усадьбы Марфино Мытищинского района Московской области. Можно предположить, что с введением в 1700 г. Петром I арабского обозначения цифр, на различных изделиях, в том числе и на строительных материалах, включая кирпич, могли появиться клейма с арабским обозначением годя уже в первом десятилетии XVIII в.

Кроме клейма кирпичи «опознаются» по цвету: например, петербургский современный кирпич («морской») равномерно охряной, старинный пресноводный - в широкой гамме: Колпинские глины, взятые у реки Ижоры, придавали кирпичу красный цвет, Тосненские - розово-желтый, глины, взятые на Неве - рябиновый.

Изучение и «разгадывание» клейма – весьма увлекательный и познавательный процесс с привлечением чрезвычайно важных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии.

IMG_3516.jpg

На фото: Инчик Всеволод Владимирович (в середине), доктор технических наук, профессор, основатель музея петербургского кирпича при СПбГАСУ


Публикуемая табличка взята из работы Игоря Андреевича Киселева «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам». Вот, что пишет Игорь Андреевич: значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей.

В России регламентация этих размеров была осуществлена Петром Первым и в начале XVIII века предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 3 дюйма без четверти (7 см).

К середине XIX века эти данные уже изменились. Русский архитектор Иван Иванович Свиязев в 1833 году писал о размерах кирпича: Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка. Вероятно, что речь идет о его книге «Руководство к архитектуре, составленное для студентов Горного института архитектором Свиязевым».

Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение исследование Киселева, просто я захотел собрать все известные мне на сегодняшний день источники, говорящие о размерах кирпича. Поверить алгеброй гармонию. Если есть, что добавить, буду весьма признателен. Хотелось бы понять, куда и зачем этот процесс двигался?

Самое первое по времени упоминание о размерах кирпича я нашел в книге российского историка, доктора исторических наук, Андрея Владимировича Сперанского «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства».

За Андроньевым монастырем Аристотель Фиоравенти устроил кирпичный завод и показал новые приемы выделки кирпича, дав его размер. Здесь добавлю ровно два слова: Фиоравенти выходец из Италии, с 1475 года жил и работал в России архитектором.

Но, размеры кирпича Андрей Владимирович не называет, отсылая к работе Павла Петровича Смирнова «Города Московского государства в первой половине XVII века». Том I, страница 190.

Мое знакомство с этой книгой еще не состоялось, но размеры аристотелевского кирпича я нашел в книге мытищинского краеведа Валентина Ивановича Маслова «Кирпичики».

Валентин Иванович говорит следующее: . аристотелевский кирпич имел в длину 6 1/2 вершков, ширину 2 1/2 вершка и толщину 1 1/2 вершка.

Весьма обстоятельно подошел к размерам кирпича доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета В.В.Инчик в статье «Производство кирпича и строительство в московском государстве в 16-17 веках».

Среди оборонительных построек начала XVI века выделяется кремль Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.), стены башен которого были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.).

Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем (32х16х8 см.).

. церковь Вознесения в Коломенском, выстроенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см.

Стены Смоленского кремля выкладывались из хорошо обожженного крупноформатного кирпича, средний размер которого составлял 31х15х8 см. Строительство Смоленского кремля проходило на протяжении семи лет - с 1595 по 1602 гг.

Размеры кирпича на протяжении XVII века были разнообразны, но впервые Борисом Годуновым была утверждена «мера кирпичу»: 7х3х2 вершка (31х13х9 см.), получившая название «Государев большой кирпич».

Вильгельм Де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов на 1735 год» приводит такие данные: . когда уже высохнет и обожжен будет, чтоб был не менее в длину семи, в ширину трех с полу, в толщину одного и трех четвертей вершка.

Далее, из статьи профессора Алексея Васильевича Филиппова «Клейма древнерусских кирпичей в Москве и их расшифровка». Даниловские кирпичные сараи состояли в Приказе каменных дел, значились «под Даниловской слободой» или «под Даниловым монастырем». В 1761 году даниловский кирпич взят за образец по размерам. Кирпич с маркой «Д» имел длину 295-300 миллиметров, ширину 150-155 миллиметров, толщину 80-82 миллиметра.

Достаточно серьезно о размерах кирпича в книге Конорова А.В. «К истории кирпича в России», помимо ряда уже упомянутых размеров кирпича, еще названы два размера.

В начале XVIII века Петр I установил размеры, которые затем долго считались эталонными – 28х14х7 см.

В 1811 году Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 26,6х13,3х6,7 см.

«Правила для единообразной и прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в С.-Петербурге, так и в других местах России на казенных и частных заводах» от 1847 года говорили следующее. Кирпич N1 (красный С.-Петербургских Заводов) по обжигу должен быть длиною 6, шириною в 3 и толщиною в 1,5 вершка.

И еще один документ самого конца 19-го века, называется «Кондиции на поставку кирпича для подземных сооружений по устройству первой московской канализации». Прямой кирпич должен иметь размеры: длину 10", ширину 5", толщину два и 1/2".

Намеренно в тексте не переводил размеры кирпича в одну систему, оставлял так, как написано в источнике. А в табличке перевел в сантиметры из расчета: 1 вершок = 4,445 см, 1 английский дюйм = 2,54 см.

Вы занялись ремонтом и не знаете, как сделать интерьер уникальным и красивым? Тогда вам следует обратить своё внимание на такой строительный материал, как кирпич девятнадцатого в. С его помощью можно украсить абсолютно любое помещение. Различные варианты кладки, идеальное сочетание с другими строительными материалами, большая природная гамма оттенков. У такого кирпича нет недостатков. Он устойчив к нагрузкам. При его кладке на землю для создания площадок либо же дорожек не нужно использовать бетонную основу. Старый кирпич 19 века можно применять и для облицовки фасадов зданий. Также, многие современные дизайнеры активно применяют его в качестве декора для формирования непревзойдённого, оригинального и роскошного интерьера. Из него строят арки, межкомнатные перегородки, камины, возводят колоны и многое другое. Тут ограничений нет. Всё зависит от вашей фантазии.

Старый кирпич выпущенный на рубеже XIX - го века.

Кирпич старого образца выпущенный в 19 веке обладает ещё одной особенностью – он не нуждается в дополнительной пропитке. Простояв в стенах зданий сотни лет, он по-прежнему остаётся крепким и обладает удивительной и неповторимой природной фактурой. Благодаря тому, что старинный кирпич формировался мастерами при изготовлении исключительно вручную, второго аналогичного вам не найти. Каждый такой материал уникален и прекрасен.

Кроме всего этого, он обладает высокой прочностью, устойчив к ультрафиолетовым лучам и механическим нагрузкам. Также, ему не страшны перепады температуры. Купить старинный кирпич девятнадцатого века можно в нашей компании. У нас имеется достаточное количество данного строительного материала, которого вполне хватит для возведения нескольких домов. С помощью нашего кирпича вы сможете создать удивительный экстерьер либо интерьер, и чувствовать себя причастным к истории. Цены на кирпич 19 века в зависимости от ряда параметров с которыми вы можете ознакомиться по ссылке.

РАЗМЕРЫ КИРПИЧА старого образца выпущенного в 19 столетии: 270 на 130 на 70 мм (средние), есть и другие размеры этого века.

В нынешнее время самой востребованной недвижимостью является дом, построенный из кирпича. С годами его цена только лишь возрастает. Особенно это относится к домам, при строительстве которых применялся имперский кирпич начала 20 века. Обусловлено это тем, что данный царский материал является частью истории. Изготавливался такой царский кирпич вручную. Второго такого вы не найдете, поэтому данный строительный материал поистине уникален. Если относится к нему с осторожностью, то он способен прослужить ещё не один десяток лет. Благородный кирпич двадцатых веков применяется не только для возведения домов. Его очень часто применяют при оформлении интерьера помещения. Это может быть, как классическая интерпретация архитектурных элементов, так и современный дизайн «лофт». Ни один любой другой строительный материал не способен передать ту гамму оттенков, неповторимую старинную форму, эстетичность и сколы на поверхности, которые сотворило само время. Купить старинный кирпич царского производителя двадцатого века вы можете позвонив по указанному телефону.

Царский Кирпич выпущенный на рубеже XIX - XX века.

Данный королевский кирпич в 20 веках формовался вручную и затем запекался в специальных печах на протяжении порядка 28 дней. Такой технологический процесс изготовления сделал роскошный кирпич 19 века - нач 20 очень прочным и морозоустойчивым материалом. Все эти "высокие" качества сохранились и до сегодня. Роскошные кирпичи XX века во многом превосходит современные строительные материалы по качеству и долговечности. Его можно использовать для строительства домов, облицовки фасадов, а также в интерьере.

Индивидуальность является сегодня трендом. Каждый из нас хочет сделать своё жильё эксклюзивным. Также, он является экологически чистым материалом, так как при его изготовлении применялась исключительно натуральная глина. Цена на старинный государев кирпич 20 века - зависит от ряда параметров, вы можете прочитать о них по ссылке или уточнть цену по телефону.


Публикуемая табличка взята из работы Игоря Андреевича Киселева «Датировка кирпичных кладок по визуальным характеристикам». Вот, что пишет Игорь Андреевич: значительную роль при датировке кирпичной кладки играют данные о длине, ширине и высоте кирпичей.

В России регламентация этих размеров была осуществлена Петром Первым и в начале XVIII века предусматривала длину 11 дюймов (28 см), ширину 5 1/2 (14 см) и толщину 3 дюйма без четверти (7 см).

К середине XIX века эти данные уже изменились. Русский архитектор Иван Иванович Свиязев в 1833 году писал о размерах кирпича: Определенная Правительством мера кирпича есть следующая: длиною 6 (26,5 см), шириною 3 (13,3 см), толщиною 1 1/2 (6,7 см) вершка. Вероятно, что речь идет о его книге «Руководство к архитектуре, составленное для студентов Горного института архитектором Свиязевым».

Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение исследование Киселева, просто я захотел собрать все известные мне на сегодняшний день источники, говорящие о размерах кирпича. Поверить алгеброй гармонию. Если есть, что добавить, буду весьма признателен. Хотелось бы понять, куда и зачем этот процесс двигался?

Самое первое по времени упоминание о размерах кирпича я нашел в книге российского историка, доктора исторических наук, Андрея Владимировича Сперанского «Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства».

За Андроньевым монастырем Аристотель Фиоравенти устроил кирпичный завод и показал новые приемы выделки кирпича, дав его размер. Здесь добавлю ровно два слова: Фиоравенти выходец из Италии, с 1475 года жил и работал в России архитектором.

Но, размеры кирпича Андрей Владимирович не называет, отсылая к работе Павла Петровича Смирнова «Города Московского государства в первой половине XVII века». Том I, страница 190.

Мое знакомство с этой книгой еще не состоялось, но размеры аристотелевского кирпича я нашел в книге мытищинского краеведа Валентина Ивановича Маслова «Кирпичики».

Валентин Иванович говорит следующее: . аристотелевский кирпич имел в длину 6 1/2 вершков, ширину 2 1/2 вершка и толщину 1 1/2 вершка.

Весьма обстоятельно подошел к размерам кирпича доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета В.В.Инчик в статье «Производство кирпича и строительство в московском государстве в 16-17 веках».

Среди оборонительных построек начала XVI века выделяется кремль Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.), стены башен которого были выложены большемерным кирпичом (30х14х8 см.).

Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичом (32х16х8 см.).

. церковь Вознесения в Коломенском, выстроенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см.

Стены Смоленского кремля выкладывались из хорошо обожженного крупноформатного кирпича, средний размер которого составлял 31х15х8 см. Строительство Смоленского кремля проходило на протяжении семи лет - с 1595 по 1602 гг.

Размеры кирпича на протяжении XVII века были разнообразны, но впервые Борисом Годуновым была утверждена «мера кирпичу»: 7х3х2 вершка (31х13х9 см.), получившая название «Государев большой кирпич».

Вильгельм Де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов на 1735 год» приводит такие данные: . когда уже высохнет и обожжен будет, чтоб был не менее в длину семи, в ширину трех с полу, в толщину одного и трех четвертей вершка.

Далее, из статьи профессора Алексея Васильевича Филиппова «Клейма древнерусских кирпичей в Москве и их расшифровка». Даниловские кирпичные сараи состояли в Приказе каменных дел, значились «под Даниловской слободой» или «под Даниловым монастырем». В 1761 году даниловский кирпич взят за образец по размерам. Кирпич с маркой «Д» имел длину 295-300 миллиметров, ширину 150-155 миллиметров, толщину 80-82 миллиметра.

Достаточно серьезно о размерах кирпича в книге Конорова А.В. «К истории кирпича в России», помимо ряда уже упомянутых размеров кирпича, еще названы два размера.

В начале XVIII века Петр I установил размеры, которые затем долго считались эталонными – 28х14х7 см.

В 1811 году Инженерный департамент Военного министерства составил «Урочный реестр по части гражданской архитектуры», в котором указывалось, что кирпич должен иметь размеры 26,6х13,3х6,7 см.

«Правила для единообразной и прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в С.-Петербурге, так и в других местах России на казенных и частных заводах» от 1847 года говорили следующее. Кирпич N1 (красный С.-Петербургских Заводов) по обжигу должен быть длиною 6, шириною в 3 и толщиною в 1,5 вершка.

И еще один документ самого конца 19-го века, называется «Кондиции на поставку кирпича для подземных сооружений по устройству первой московской канализации». Прямой кирпич должен иметь размеры: длину 10", ширину 5", толщину два и 1/2".

Намеренно в тексте не переводил размеры кирпича в одну систему, оставлял так, как написано в источнике. А в табличке перевел в сантиметры из расчета: 1 вершок = 4,445 см, 1 английский дюйм = 2,54 см.


P.S. Московский коллекционер Сергей Лавров по моей просьбе измерил однобуквенные кирпичи из своей коллекции, вот, что получилось. «Д» - 280х140х86 мм. «П» - 290х150х85 мм. «Орлёный» - 295х154х80 мм.

Читайте также: