Размер двери в электробусе

Обновлено: 11.05.2024

Электробусы в России — востребованный вид техники для перевозки пассажиров, предусматривающий отказ от классического ДВС в пользу электрического привода и АКБ. Рынок активно развивается, появляется все больше новых видов «зеленого» общественного транспорта, совершенствуются и внедряются новые технологии. Свою продукцию представляет Камаз, Лиаз, БМГ и другие бренды. Ниже рассмотрим, как развивается это направление в России, какой транспорт наиболее востребован, и какие он имеет технические характеристики.

  1. Производство электробусов в России
  2. Электробус Камаз 6282
  3. Электробус Лиаз-6274
  4. Опыт эксплуатации
  5. Техническое обслуживание и цены машин
  6. Выводы

Производство электробусов в России

Первые реальные попытки производства электробусов в России пришлись на 2012 год. Именно тогда компания DriveElectroсоздала электрический автобус, отличающийся большой вместимостью, прошедший проверки и переданный в эксплуатацию в Новосибирске. На машинах установлены Li-Ion аккумуляторы, а время полного заряда составляет около 8 часов. При этом запас хода достигал 250 км. Первые электробусы комплектовались GSM-системами и ГЛОНАСС.

В 2015-м начались проверки электробуса для Москвы Лиаз-6274. Интересно, что уже в первой поездке он поломался и не прошел испытания с пассажирами. После существенных доработок в 2017 году транспорт все-таки прошел необходимые испытания. Кроме того, в 2016-м в Москве стартовало тестирование электробуса Камаз 6282 с литий-титановым АКБ и функцией быстрой зарядки.

В 2018 году на выставке в Москве ПК «Транспортные системы» представили электрический автобус «Пионер». Его особенностью было размещение батарейного блока в прицепе, что позволило увеличить вместительность и запас хода. Интересно, что сам «Пионер» не имел аккумуляторов и мог проехать не больше 30-35 км по городу, а с прицепом — почти 200 км.

У производителя БМГ решили отказаться от дневной АКБ, заряжаемой на маршруте. К особенностям модели производителя CR12E относится повышенный запас хода в 300 км, что позволяет использовать технику в течение дня, а в конце ставить его на ночь на подзарядку.В 2021-м планируется выпуск Камаз 6292, выделяющегося сочлененной рамой.

Электробус Камаз 6282

Камаз 6282

Одним из наиболее ярких представителей «зеленого» общественного транспорта считается электробус Камаз 6282, который является детищем Камаз и Нефаз.

Общее описание

Модель «6282» — современный транспорт, прошедший все этапы проверки и показавший себя с лучшей стороны в процессе эксплуатации. Электробус легко распознать постильной зеленой полоске на белой кузовной части, указателю маршрута на передней части и значку со скачущим конем. С учетом характеристики и особенностей можно утверждать, что Камаз 6282 является транспортом нового поколения.

Двигатель и батарея

Электрический автобус Камаз комплектуется парой асинхронных моторов с суммарной мощностью в 320 «лошадей». Этого достаточно, чтобы разогнать машину до 70 км/час. При этом для достижения 60 км/ч затрачивается около 30 секунд. Охладительная система построена на жидкостном принципе, в качестве рабочего состава применяется этиленгликоль.

В роли разработчиков силового оборудования выступила компания DriveElectro. Ее сотрудники вместо классического мотора внутреннего сгорания установили электропортальный мост, работающий вместе с мотор-редуктором. В двигательном отсеке находятся и другие узлы: ресивер, инвертор, компрессорный механизм.
На борту электробуса установлены Li-Ti аккумуляторы, отличающиеся повышенным ресурсом. По заявлению производителей, они выдерживают около 20 000 циклов заряда-разряда, могут работать на морозе (до -30) и имеют функцию быстрого заряда.

Емкости в 105 кВт*ч достаточно для преодоления около 100 км. При этом время заряда занимает не более 20 минут.

Интересно, что в процессе движения происходит восполнение заряда аккумулятора, но для полной зарядки нужно потратить не меньше 20 минут. При этом «заправлять» АКБ можно от разных источников, к примеру, троллейбусной линии, 3-фазной или 1-фазной сети. При использовании первого варианта необходимо применение специального токосъемника.

Технические характеристики

При рассмотрении техники важно выделить характеристики электробуса Камаз 6282.
К базовым стоит отнести:

Технические характеристики Значения
Тип двигателя асинхронный
Мощность, л. с. 312
Охлаждающая жидкость этиленгликоль
Число мест: общее / сидячих 85/24
Максимальная скорость, км/ч 75
Размеры (ДхШхВ), м 12,35х2.55х2,77
Вес, т 18,8
Колесная база, м 6,17
Аккумуляторы Li-Ti емкостью 105 кВт*ч
Пробег на одном заряде, км 100
Время зарядки, мин от 6 до 20
Подвеска пневматика, спереди — независимая, сзади — зависимая

Рабочее место водителя

На водительском месте имеет все необходимое для управления и обслуживания пассажиров. С левой стороны предусмотрена рация для общения, кнопки управления, вентиляционные выходы и другие элементы. На главной рабочей панели перед рулевым колесом имеется многофункциональный дисплей, отображающий необходимый объем информации — скорость, пробег и другие. Справа предусмотрен терминал для приема оплаты и другое дополнительное оборудование.
Плюсом является наличие перегородки, которая находится между водительским местом и пассажирами в салоне. Из особенностей стоит выделить наличие кнопки, активирующей ГУР, трехпозиционный переключатель трансмиссии. Что касается остальных кнопок, они такие же, как в обычном Нефазе.

Дизайн и вместимость салона

Электробусы Камаз в Москве легко справляются с потоком пассажиров, благодаря комфортабельности и удобству. Пол транспортного средства выполнен под ламинат, что характерно для Европы. Главной особенностью является адаптация техники под пассажиров с инвалидностью или мамочек с детскими колясками. Для этого предусмотрена центральная часть салона, в которой более низкий пол.

В салоне Камаз 6282 установлено 24 сидячих места, которые распределены по левую и правую сторону, а также установлены попарно. В задней части электробуса соединено сразу пять сидений. При этом всего пассажирский транспорт может вместить 85 пассажиров, благодаря большой центральной площадке и солидному расстоянию между сиденьями.

Из современных технологий в салонной части предусмотрены USB-порты для зарядки разных устройств. Установлены видеокамеры для контроля пассажиров и их безопасности в салоне, а также системы ГЛОНАСС-навигации.

Электробус Лиаз-6274

Лиаз 6274

Не меньший интерес представляет электробус Лиаз 6274 — первый общественный транспорт с низким полом, изготовленный на мощностях Ликинского автозавода.

Общее описание

Двигатель и батарея

Данная модель комплектуется парой 3-фазных асинхронных моторов по 75 Вт. В 2016-м была проведена оптимизация, после чего автобус получил синхронный мотор Сименс на 160 кВт мощностью 217 «лошадей» и моментом вращения в 1020 Н*м. Аккумуляторные батареи, изготовленные по Li-Ti технологии, находятся на крыше. К их особенностям относится возможность проведения максимально быстрой зарядки в течение 6-18 минут.

Технические характеристики

Отдельно отметим характеристики электробуса Лиаз 6274, по которым можно сравнивать его с другими видами такого транспорта.
К основным стоит отнести:

Технические характеристики Значения
Тип двигателя синхронный
Мощность, л. с. 217
Охлаждающая жидкость этиленгликоль
Число мест: общее / сидячих 110/25
Максимальная скорость, км/ч 80
Размеры (ДхШхВ), м 12х2,5х3,5
Вес, т 18,2
Колесная база, м 5,96
Аккумуляторы Li-Ti емкостью 152 кВт*ч
Пробег на одном заряде, км 200
Время зарядки, мин от 6 до 18
Подвеска пневматика, спереди — независимая, сзади — зависимая

Рабочее место водителя

Водительское место Лиаз 6274 очень похоже на то, что предусмотрено в дизельной версии транспорта. Здесь также применяется приборная панель и рулевая колонка Континенталь. С правой стороны предусмотрен большой дисплей с информацией о ситуации на дороге и состоянии транспортного средства. На нем можно контролировать более 300 показателей в режиме онлайн. На основной приборной панели предусмотрена классическая приборная панель с переключателями. Имеется возможность ручного регулирования пневматической подвески для преодоления наиболее сложных участков дороги.

Дизайн и вместимость салона

Салон Лиаз

Рассматриваемая модель электробуса отличается высоким комфортом и безопасностью для пассажиров.

Здесь предусмотрены блокировочные системы при открытых дверях, камеры наблюдения с круговым обзором, климат контроль, разъемы USB и многое другое. В транспорте предусмотрено 25 мест для сидения, а полная вместимость — 110 человек.

Опыт эксплуатации

Как отмечалось, первый опыт тестирования электробусов в России был не очень удачным. В 2015 году Лиаз 6274 во время испытаний не справился с нагрузкой и поломался. В 2017-м появилась оптимизированная версия транспорта 2-го поколения. При этом активное производство было налажено только недавно из-за высокой конкуренции со стороны китайской и финской техники.
В последние годы электробусы постепенно вытесняют троллейбусы в крупных городах. Применение такой техники позволяет добиться следующих результатов:

  • Обеспечение людей общественным транспортом с учетом уменьшения троллейбусного парка.
  • Снижение расходов на эксплуатацию на 10-30 процентов в сравнении с автобусной или троллейбусной техникой.
  • Уменьшение объема вредных выбросов на территории города.
  • Повышение престижности и конкуренции в сфере общественного транспорта.

При этом все электробусы, эксплуатируемые на территории России, условно делятся на несколько категорий:

С ночной зарядкой. Такой транспорт имеет большое количество аккумуляторов, обеспечивающих больший пробег. Средний запас хода такого транспорта составляет от 100 до 250 км в зависимости от погодных условий, модели и других факторов. Техника отличается меньшей вместительностью из-за того, что большое пространство занимается источниками питания. При этом по опыту эксплуатации средние расходы для одного маршрута находятся на уровне 60-65 млн рублей.

Динамическая подзарядка. Такие электрические автобусы имеют небольшой автономный ход до 40 км, а подзарядка происходит от троллейбусной линии.

Для подключения к проводам применяются специальные раструбы. При этом расходы на реализацию системы небольшие даже с учетом строительства новых троллейбусных сетей. В отличие от классических троллейбусов, электробусы с такой возможностью не привязаны к проводам.

С учетом сказанного специалисты рекомендуют применение электробусов с динамической зарядкой, которая считается наиболее бюджетной. Но на данном этапе крупные города только нарабатывают опыт эксплуатации и пробуют разные виды техники.

Техническое обслуживание и цены машин

Одной из особенностей электрического транспорта является простота конструкции и отсутствие проблем с обслуживанием. Так, в первый рейс машины отправляют в четыре утра, а в последний — после 00.00. Перед отправлением водитель принимает транспортное средство, запускает диагностическую систему, проводит осмотр салона, состояние шин и очистителей стекла.

Кроме того, каждый день проводится полноценное ТО. После рейса транспорт направляется в сервисный центр. Там выполняется полный комплекс работ по подготовке транспорта к смене. На этом этапе проводятся следующие мероприятия:

  • мойка транспортного средства;
  • дезинфекция и очистка салона;
  • контроль рулевой системы;
  • проверка тормозов;
  • оценка работы компрессорного механизма;
  • проверка лампочек;
  • контроль гидравлики и других устройств, имеющих прямое влияние на безопасность.

В целом, ежедневное техническое обслуживание занимает 60-80 минут. Кроме того, главным помощником водителя является сам бортовой компьютер, который анализирует работу техники в онлайн-режиме и помогает удаленно решать проблемы. Если это необходимо, к месту повреждения оправляются специалисты для ремонта.

Современные производители предусматривают специальные боксы, в которых проводится диагностика, техническое обслуживание, текущий и другие виды ремонта. К примеру, в сервисном центре Камаз работает более 130 мастеров, занимающихся вопросами диагностики, слесарного дела, инженеры, администраторы и другие. Этого достаточно, чтобы обслуживать около 300 электробусов, которые уже курсируют по территории Москвы.

Большой интерес представляет цена электробусов Камаз. В зависимости от комплектации и особенностей стоимость одного транспорта находится на уровне 30-56 млн рублей. Если учесть обслуживание, одна единица транспорта Камаз 6282 обходится городу в сумму около 65 млн. Но здесь также учитывается объем заказываемого транспорта.

Для сравнения цена электробуса Лиаз составляет около 30-35 млн рублей. Но здесь также многое зависит от характеристик транспорта, объема поставок и расходов на обслуживание. В большинстве случаев речь идет о покупке новой техники. Если же брать б/у автобусы, цена будет ниже.

Выводы

Электробусы — современный, удобный и простой в обслуживании транспорт, который постепенно вытесняет обычные автобусы и троллейбусы. На начало 2021 года только в Москве работает более 600 машин Лиаз 6274 и Камаз 6282. При этом правительство не планирует останавливаться на достигнутом. Уже ведутся работы по расширению электрического автопарка и оборудования инфраструктуры для технического обслуживания.

Это электробус. Что нужно знать об экологичном городском транспорте

Новые, комфортные, современные… Они вышли на улицы столицы в сентябре 2018 года. Речь об электробусах. Они перевозят пассажиров с раннего утра до позднего вечера.

Москва переходит на электробусы по ряду причин. Так, по сравнению с обычным автобусом электробус экологичнее из-за отсутствия вредных выбросов. Его преимущество перед троллейбусом — в маневренности и возможности поехать по любой улице вне зависимости от контактной сети. К тому же суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10 процентов ниже, чем у троллейбуса.

Достоинства электробусов давно оценили во многих странах мира. Они ходят в Скандинавии, Великобритании, некоторых странах континентальной Европы, в Китае и Белоруссии. Срок службы электробусов составляет 15 лет на условиях сервисного контракта.

Всего в Москве работает более 220 электробусов, которые следуют по 14 маршрутам: Т14, Т25, Т36, Т42, Т47, Т56, Т73, Т76, Т80, Т83, 107, 649, 778, Sk. Ежедневно ими пользуются около 135 тысяч человек.

В первый рейс некоторые электробусы отправляются около 04:00, а в самый последний — после полуночи. Водитель принимает машину перед выходом на маршрут. Он запускает через бортовой компьютер автоматическую систему диагностики, осматривает салон, проверяет шины, стеклоочистители. Среди водителей электробусов есть и супружеская пара — вместе приходят в парк и готовятся к отправке в рейс.

Электробус вмещает 85 пассажиров, причем в нем не менее 30 мест для сидения. Благодаря низкому уровню пола, накопительной площадке и наличию пандуса этим видом транспорта могут пользоваться и маломобильные горожане.

В салоне есть системы климат-контроля и спутниковой навигации, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны и бесплатный Wi-Fi. Двигается электробус практически бесшумно.









Заряжается электробус при помощи пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, расположенных на конечных остановках. Для пополнения заряда батареи требуется от шести до 15 минут. Погодные условия на этот процесс не влияют. Одно из мест, где можно посмотреть, как заряжаются электробусы, расположено в районе ВДНХ, под эстакадой монорельса.

С сентября 2018 года электробусы перевезли более 16 миллионов пассажиров. Горожане все чаще выбирают этот вид транспорта благодаря экологичности и комфорту. Уровень шума и вибрации в салоне электробуса на 30 процентов ниже, чем в салоне автобуса.









Электробусы ежедневно проходят техническое обслуживание. Водитель после рейса передает машину в сервисный центр, где специалисты проводят полный цикл работ для ее подготовки к новой смене. Они моют машину, чистят и дезинфицируют салон, проверяют рулевое управление, тормозные механизмы, работу компрессора, светотехнику, гидро- и другие системы, влияющие на безопасность движения. Все это занимает около часа.

Бортовой компьютер электробуса постоянно анализирует работу системы. Водитель может оперативно связаться с диспетчером, который поможет решить возникающие вопросы удаленно или направит специалистов.









Электробусы поставляют в столицу КамАЗ и группа ГАЗ. По сервисным контрактам производители отвечают за полную функциональность машин и зарядных станций. Они обслуживают и ремонтируют электробусы, при необходимости меняют детали и комплектующие.

В будущем КамАЗ запустит производство электробусов и электрокомпонентов к ним в Москве. Инженерно-производственный центр планируется создать на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода. В год здесь будут выпускать не менее 500 электробусов.


Сегодня городские пассажирские перевозки в основном осуществляются на трамваях, троллейбусах или автобусах с двигателями внутреннего сгорания. Однако все чаще мы слышим об испытаниях инновационного общественного транспорта – электробусах.

Автобусы на электродвигателях мало распространены , но мировые транспортные эксперты считают этот вид транспорта самым перспективным.

Первые образцы

Электробусы не такой уж и новый вид транспорта. Первый электробус был представлен в Лондоне в 1886 году. Он ездил со средней скоростью 11,2 км/ч.

Первый российский электробус, построенный по проекту электротехника Ипполита Романова, появился в начале 20 века. Электробус вместимостью 20 пассажирских мест был оборудован двумя электродвигателями общей мощностью 12 лошадиных сил. Вес электротранспорта составил около 1600 кг, скорость 19 км/час. Источником энергии служила аккумуляторная батарея из 44 элементов, разработанная Романовым.

Публичная демонстрация была проведена в Петербурге. Вывод членов комиссии гласил: «При движении по улице с неровно сколотым снегом, при поворотах и переездах через рельсы конно-железных дорог омнибус шел спокойно, без тряски и качки».

Положительная оценка комиссии позволила И. В. Романову предложить открыть движение электробусов на десяти городских маршрутах. Однако его проекты не получили широкой реализации из-за отсутствия финансирования.

электробус романов

Электромнибус И. В. Романова у Гатчинского дворца 1900 г.

Преимущества перед автобусами с ДВС

1. Коэффициент полезного действия двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине, дизельном топливе или газе, составляет около 22-42%. Такие показатели существенно ниже КПД электродвигателей, который составляет до 90-95%.

2. Традиционные двигатели автобусов и автомобилей очень чувствительны к качеству топлива. Электрический ток легко выравнивается до необходимых значений подстанциями.

3. Электробусы не используют механические тормоза, не выбрасывают в воздух токсичные вещества, что особенно важно в городских условиях.

4. ДВС - источник вибраций, передающихся в салон автобусов. Электродвигатели работают практически бесшумно.

5. Благодаря отсутствию традиционного двигателя, мостов, карданных валов, трансмиссии и выхлопной системы конструкция электробусов позволяет установить абсолютно плоский пол – как в современных автобусах, без ступенек и перепадов высоты, что необходимо для доступа маломобильных пассажиров.

Преимущества перед электротранспортом

1. Традиционный городской электротранспорт не преодолеет препятствия на дороге. При обрыве электросетей из строя выходит вся линия.

2. Конструкция традиционного электротранспорта в ряде случаев, например, при пересечении рельсовых путей или отрыве токороприемников от контактной сети требует остановки, что приводит к снижению скорости движения.

3. Электросети портят вид города.

Преимущества электробусов перед городским электротранспортом

Недостатки электробусов

1. Для массового использования электробусов необходимо создание сети зарядочных станций для проводной или беспроводной зарядки аккумуляторов. Однако в отличие от АЗС, расположение которых строго регламентировано в виду их огнеопасности, зарядные станции для электротранспорта не имеют таких ограничений.

2. Стоимость электробусов все еще достаточно высока. Однако компания Proterra утверждает, что их электробусы уже дешевле дизельных и газовых аналогов. Глава компании Райан Поппл предсказывает, что в течение 10 лет электробусы станут доминировать на рынке наземных городских пассажироперевозок.

компания Proterra утверждает, что их электробусы уже дешевле дизельных и газовых аналогов.

3. Сравнительно небольшой запас хода. Однако и здесь ситуация меняется.

Кроме того, электробусы компании BYD способны подзаряжать друг друга, а также подавать энергию во внешнюю сеть. Такие «батарейки» могут помочь при возникновении чрезвычайных ситуаций с отключением электроэнергии.

В Москве

Пока одни города еще изучают эффективность электробусов, другие уже заявляют о постепенном переходе общественного транспорта на электоротягу. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, столица планирует закупать 300 отечественных электробусов ежегодно.

«Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу создать в Москве комфортную, безопасную и экологичную среду для горожан. Мы планируем создать новый облик транспортной системы столицы с учетом развития новых видов техники. С 2018 года будет осуществляться переход на использование электротранспорта и транспорта на газовом топливе. После испытаний, которые пройдут до конца этого года, мы выберем для Москвы самый надежный и качественный электрический транспорт», - сообщил Максим Ликсутов.

Огромный интерес у общественности вызывает новинка Камского автозавода, ориентированная на перевозку пассажиров, в том числе и групп с ограниченной мобильностью.

Речь идет об электробусе КамАЗ 6282 и его технических характеристиках. Данное транспортное средство эксперты называют очень многообещающим, акцентируя внимание на такие аспекты, как низкопольный кузов, большую вместимость, экономичность, экологичность, низкий уровень шума, комфортабельность и т. д.

Электробусе КамАЗ 6282

Инновационный электробус уже успел пройти тестирование, где показал себя с лучшей стороны. В настоящий момент машина поступила в распоряжение ТП «Мострансавто», где будет эксплуатироваться в реальных условиях, которые подразумевают различную интенсивность пассажиропотока и погодные условия.

Описание

Машину легко узнать по характерным элементам дизайна, в числе которых:

  • стилизованный зеленый пояс на белом основном фоне кузова;
  • светящийся указатель маршрута, расположенный на фронтальной маске;
  • эмблема, где изображен скачущий конь.

Конструкция электробуса, а также его эксплуатационные и технические характеристики позволяют утверждать, что КамАЗ 6282 представляет собой машину второго поколения, которую отличает от предшественника (электробуса НефАЗ модели 529943) новый дизайн и начинка. Новинка изготовлена на базе научно-технического центра КАМАЗ, где и прошли предварительные испытания.

Электробусе КамАЗ 6282

Разница между электробусами первой и второй генерации заметна невооруженным глазом. К таковым можно отнести:

  • горб на крыше, скрывающий литий-титанатные аккумуляторные батареи;
  • объемные колесные арки;
  • остекление увеличенной площади;
  • новый дизайн оптики.

Отметим, что суммарная ёмкость АКБ, установленных на крыше КамАЗ 6282, составляет 70,4 кВт ч.

Кузов нового электробуса 12 метров в длину. Эта конструкция имеет низкий пол по всей длине. Вместительность салона составляет 85 человек, что больше, чем расчетное число пассажиров в ЛиАЗ-6274 на 10 душ. Посадочных мест у новинки 24. Сравнивая две модели электробусов, также отметим, что машина второго поколения с массой в 18,8 тонны тяжелее на восемь сотен килограмм.

Двигатель и батарея

Особого внимания заслуживает асинхронный двигатель, которым агрегатируется КамАЗ 6282. Его характеристики выглядят следующим образом.

  • суммарная мощность – 312 лошадиных сил (2 х 115 кВт);
  • крутящий момент - 2000 оборотов в минуту;
  • охлаждение – жидкостное, где в качестве рабочей жидкости используется этиленгликоль.

Зарядка электробуса КамАЗ 6282

На борту электробуса размещены два электромотора, которые смонтированы по типу мотор-колесо. Каждый из них характеризуется мощностью 115 кВт. Такое тяговое оснащение позволяет машине развивать скорость до 75 км/ч, достигая показателя 60 км/ч за полминуты.

Работа двигателей обеспечивается литий-титанатными аккумуляторными батареями емкостью 105 кВт ч. На восстановление их заряда с 0 до 100 процентов требуется от 6 до 20 минут. Без подзарядки КамАЗ 6282 может проехать до сотни километров.

Эксплуатационные расходы удалось существенно снизить за счет таких факторов, как:

  • 15 лет фирменной гарантии на кузов;
  • 10-летний ресурс аккумуляторов;
  • использование электропортальных мостов ZFAVE130 в конструкции ходовой.

Эти аспекты и еще целый ряд инновационных разработок делают электробус КамАЗ 6282 весьма экономичным в плане сервиса и обслуживания. Так, согласно заключению экспертов, упомянутые расходы в данном случае более чем в два раза ниже, нежели у традиционных автобусов с ДВС аналогичной вместительности.

Портальный мост ZF AVE130

Восполнение заряда АКБ новой машины осуществляется посредством особого оборудования специальной станции. На полное восстановление требуется не более двадцати минут, после чего автотранспорт готов продолжить выполнение поставленной задачи.

Отметим, что в КамАЗ 6282 предусмотрена возможность подзарядки от различных источников электрической энергии, которые характеризуются напряжением в 380 вольт, в том числе и от троллейбусной сети. Для этого используется особый токосъемник.

Силовое электрооборудование новой машины было спроектировано специалистами инжиниринговой фирмы Drive Electro. Роль обычного ДВС отдана электропортальному мосту с парой мотор-редукторов. Помимо того, моторный отсек оснащен высоковольтными инверторами, ресиверами и винтовым компрессором.

Таблица: технические характеристики КамАЗ 6282

Дизайн интерьера

Салон, в котором находятся пассажиры, оформлен в спокойных сине-серых тонах. Пол электробуса, по примеру современного пассажирского транспорта европейских производителей, выполнен под ламинат.

Салон электробуса КамАЗ 6282

Отличительной чертой КамАЗ 6282 является его адаптированность под граждан с детскими колясками и маломобильных людей. Это реализовано за счет пандуса средней двери и накопительной площадки в центральной части салона.

В салоне предусмотрены порты USВ, позволяющие заряжать различные носимые гаджеты. Среди штатного бортового оборудования следует выделить наличие видеокамер в салоне и системы спутниковой навигации.

Кабина водителя электробуса КамАЗ 6282

От пассажирского салона кабину водителя отделяет сплошная перегородка. В этом отсеке установлена инновационная приборная панель в виде многофункционального дисплея, имеется функциональная кнопка для активации гидроусилителя руля, а также 3-позиционный селектор режимов трансмиссии. Прочее оснащение стандартное, как в типичном столичном автобусе НефАЗ.

Обслуживание и стоимость

Практика показывает, что обслуживать электробус ощутимо дешевле и проще, чем дизельный автобус. Такая машина реже проходит регламентное ТО и не нуждается в некоторых расходниках.

Важно и то, что затраты на электроэнергию ниже, чем расходы на горючее, которое необходимо сжечь для осуществления аналогичного объема перевозок, примерно в пять раз. Сегодня стоимость КАМАЗ-6282 составляет порядка 33 миллионов рублей.


КамАЗ-6282 — первый серийный российский электробус совместной разработки НефАЗ и КамАЗ. Это полностью низкопольный электробус, созданный для городской среды. В нем применены основные компоненты тягового электрооборудования, в том числе электропортальный мост и литий-титанатные аккумуляторные батареи энергоемкостью 80 кВт с максимальным запасом хода 70 км. Причем срок службы аккумуляторов до 20 000 циклов. Автобус оснащен 3 дверьми и вмещает в себя до 85 пассажиров. В салоне установлено 33 пластиковых, комфортабельных сиденья, аппарель и есть места для инвалидных колясок, а низкий уровень пола облегчает посадку и высадку пассажиров, в том числе маломобильных людей. Он укомплектован такими узлами и агрегатами как: пневматическая тормозная система, малошумный винтовой электрокомпрессор, рулевое управление с гидроусилителем. Автобус комфортабелен для пассажиров и рентабелен для перевозчиков.

История создания

Устойчивая тенденция в развитых странах к увеличению доли экологически чистых видов транспорта в последние годы затронула и Россию. С конца 2000-х годов изготовители городского пассажирского транспорта создавали опытные модели электробусов, отправляя их на испытания в столицу. Однако рамки экспериментальных работ не давали повода изготовить серию надёжных в эксплуатации машин данного класса.


Опытный образец электробуса КамАЗ-6282. Фото Википедия

Крупные транспортные операторы фактически уходят от прямого ответа на вопрос об итогах испытаний своих электробусов в начале 2010-х годов. Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации отмечает, что в настоящее время электробусы в таких крупных городах, как Берлин, Москва, Лос-Анджелес, Монреаль используются как тестовые экземпляры.

Несмотря на постоянные заявления чиновников о замене троллейбусов на электробусы или просто внедрение инновационного транспорта, сегодня на всю Россию работает лишь два электробуса. Один из них – ЛиАЗ-6274, проходивший испытания в Москве с декабря 2016 г. на маршруте М2 филиала Центрального ГУП «Мосгортранс». Желание подмосковных транспортников получить надёжную и современную машину налицо. Проведя первыми испытания электробуса КАМАЗ-6282, на основании предложений ГУП МО «Мострансавто» осенью 2016-го был создан электробус второго поколения.

Подробное описание, устройство

Машину легко узнать по характерным элементам дизайна, в числе которых:

  • стилизованный зеленый пояс на белом основном фоне кузова;
  • светящийся указатель маршрута, расположенный на фронтальной маске;
  • эмблема, где изображен скачущий конь.


НефАЗ Электробус КамАЗ-6282. Фото Транспортный Центр

Конструкция электробуса, а также его эксплуатационные и технические характеристики позволяют утверждать, что КамАЗ-6282 представляет собой машину второго поколения, которую отличает от предшественника (электробуса НефАЗ модели 529943) новый дизайн и начинка. Новинка изготовлена на базе научно-технического центра КамАЗ, где и прошли предварительные испытания.

Разница между электробусами первой и второй генерации заметна невооруженным глазом. К таковым можно отнести:

  • горб на крыше, скрывающий литий-титанатные аккумуляторные батареи;
  • объемные колесные арки;
  • остекление увеличенной площади;
  • новый дизайн оптики.

12-метровый КамАЗ-6282 полностью низкопольный. Его салон рассчитан на 85 пассажиров (из которых 33 могут ехать сидя), что больше, чем может взять на борт электробус ЛиАЗ-6274. Но и полная масса камского электробуса (18,8 т) на 800 кг выше. Интерьер пассажирской зоны выполнен в спокойных серо-синих тонах, а пол отделан под ламинат — как у многих современных автобусов европейских марок. В зоне сидений смонтировано несколько USВ-разъемов для зарядки гаджетов. Машина адаптирована для маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками: в центральной части салона предусмотрена просторная накопительная площадка, а средняя дверь оборудована пандусом.

Для отопления салона используется обычный жидкостный контур с дизельным подогревателем Webasto (аналогичное решение используется для подогрева аккумуляторов). Поскольку ключевым требованием перевозчика было оснащение машины кондиционером, новый электробус получил накрышную климатическую установку (Eberspaecher AC-515).

Кабина водителя отделена от салона сплошной перегородкой. На рабочем месте все как у обычного городского автобуса НефАЗ, не хуже и не лучше. Из оригинальных решений — инновационная приборная панель в виде многофункционального дисплея, трехпозиционный селектор режимов трансмиссии (вперед, назад, нейтраль) плюс клавиша активации гидроусилителя руля.

Все силовое электрооборудование проектировала частная инжиниринговая компания DriveElectro. Вместо двигателя внутреннего сгорания используется электропортальный мост ZF AVE130 c двумя асинхронными бортовыми мотор-редукторами мощностью по 125 кВт каждый. В моторном отсеке — винтовой компрессор, ресиверы и высоковольтные инверторы.


Салон электробуса КамАЗ-6282. Фото Транспортный Центр

Иная агрегатная база электробуса в сравнении с дизельными или газовыми машинами позволяет хорошо сэкономить. Эксплуатационные расходы удалось существенно снизить за счет таких факторов, как:

  • 15 лет фирменной гарантии на кузов;
  • 10-летний ресурс аккумуляторов;
  • использование электропортальных мостов ZFAVE130 в конструкции ходовой.

Эти аспекты и еще целый ряд инновационных разработок делают электробус КамАЗ 6282 весьма экономичным в плане сервиса и обслуживания. Так, согласно заключению экспертов, упомянутые расходы в данном случае более чем в два раза ниже, нежели у традиционных автобусов с ДВС аналогичной вместительности.

«Заправка» бортовых накопителей энергии осуществляется от станции ультрабыстрой зарядки с помощью полупантографа, так указано в презентационном буклете. Длительность такой зарядки — до 30 минут. Как заявляет производитель, срок службы батареи рассчитан на 7 лет. Эксплуатация транспортного средства возможна при температуре от +40 до -45 градусов Цельсия, что идеально подходит для использования практически во всех регионах России.

Отметим, что в КамАЗ-6282 предусмотрена возможность подзарядки от различных источников электрической энергии, которые характеризуются напряжением в 380 вольт, в том числе и от троллейбусной сети. Для этого используется особый токосъемник.

Вкратце о том, каков «новобранец» в движении. По ощущению с пассажирского места едешь будто в троллейбусе. Динамично разгоняясь, машина без выхлопной трубы хорошо вписывается в транспортный поток. Тишину в салоне нарушают тихий свист электродвигателей да «вздохи» пневмосистемы при торможении. А что с режимом рекуперации? По словам водителя, на 900-метровом съезде с разворотной эстакады можно возвратить в накопители порядка 2–3 % заряда, что на самом деле не так уж и мало.

Модификации

Электробус выпускается в двух исполнениях — с системой ультрабыстрой зарядки от пантографа (OC) и ночной медленной зарядкой пистолетного типа (ONC). Комплектуется аккумуляторами литий-титанатного типа. Запас хода электробуса OC-типа составляет 70 км (без использования систем кондиционирования и отопления), а для электробуса ONC-типа — до 200 км. Электробус в разновидности с ультрабыстрой зарядкой по умолчанию имеет резервную опцию традиционной подзарядки пистолетного типа от трехфазной сети переменного тока 380 В.

Годы выпуска

Основные сведения, характеристики

  • Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ПАО «НефАЗ» — автомобилестроительная компания, входящая в группу предприятий ПАО «КамАЗ» и являющаяся крупнейшим российским производителем спецнадстроек на шасси автомобиля КамАЗ. В декабре 2000 года заводом был представлен первый автобус собственного производства.
  • Назначение. Городской.
  • Класс.Большой.
  • Тип кузова. Каркасный, несущий, вагонного типа, низкопольный, одиночный, из стеклопластиковых панелей.
  • Ресурс кузова, лет. 15.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 12400х2540х3260.
  • Количество и тип дверей. Три двухстворчатые.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 85, в том числе посадочных 33.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Электроэнергия.
  • Тип аккумуляторов. Литий-титанатные (LTO).
  • Энергоемкость, кВт/час. 80.
  • Технически допустимая масса, кг. 18000.
  • Рулевой механизм. С электрогидроусилителем.
  • Тормозная система. Пневматическая.
  • Тип компрессора. Малошумный винтовой электрокомпрессор.

Характеристики шасси

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Естественная.
  • Система отопления. Присутствует.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Тип. Синхронный (электропортальный мост ZF AVE130-400VAC).
  • Мощность двигателя, кВт. 2х125.
  • Максимальный крутящий момент, Нм. 2х485.
  • Система охлаждения. Жидкостная (этиленгликоль).
  • Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая-Независимая, пневматическая с системой электронного управления и функцией наклона кузова.
  • Расход, энергии кВт∙ч/км. 1,2–1,4.
  • Максимальная скорость, км/ч. 70.

Видео

Где купить

Купить автобусы торговой марки КамАЗ/НефАЗ возможно не только у производителей, но и у сотрудников компаний-поставщиков. Предприятие собраны в соответствующем разделе нашего сайта. Также предприятия предлагают услуги аренды, лизинга, переоборудования и ремонта транспорта.

Читайте также: