Приклеил скотчем к стене

Обновлено: 04.05.2024

Самый обычный банан, приклеенный скотчем к стене, продали за 120 тысяч долларов. А потом его съели. Что это: очередной хайп ради хайпа или глубокая идея постмодернизма?

Банан, приклеенный скотчем к стене, выставили на художественной ярмарке Art Basel в Майами 3 декабря 2019 года. Автор Маурицио Каттелан назвал свою работу «Комедиант».

Необычный арт-объект привлек много внимания. Через несколько дней на выставке уже был фурор. В конечном итоге галерея смогла продать сразу три экспоната по цене от 120 до 150 тысяч долларов. Покупателями стали ценители из Франции, последний лот решено было продать музею.

В заключительный день на ярмарке произошел казус. Художник Давид Датуна подошел к стенду, снял с него банан и, улыбаясь на камеру, съел. Акциониста задержала охрана, но конфликт быстро уладили.

Свой поступок Датуна объяснил просто: это тоже был перформанс под названием «Голодный художник».

Голодный художник. Мое художественное исполнение. Я люблю работы Маурицио Каттелана и мне очень нравится эта инсталляция. Она очень вкусная .

В чем смысл банана, приклеенного к стене?

Итальянский художник Маурицио Каттелан широко известен в искусствоведческих кругах. Он работает в жанре провокационных инсталляций. Самая знаменитая работа — золотой унитаз под названием «Америка» стоимостью более 1 миллиона евро.

Его впервые выставили в 2016 году в нью-йоркском музее, а всем посетителям дали возможность использовать унитаз по назначению. Арт-объект тоже постигло несчастье: спустя три года его украли .

Учитывая статус Каттелана и состояние современного искусства, можно предположить, что художник вообще ничего не вкладывал в «Комедианта». Это отчасти правда. Он рассказал изданию Art Net, что выставленный банан был всего лишь прототипом. По его образцу художник собирался сделать полноценное произведение, из бронзы или смолы.

Где бы я ни путешествовал, у меня этот банан всегда висел на стене. Я не мог понять, как его закончить. В конце концов, однажды я проснулся и сказал себе: Банан должен быть бананом.

Таким образом, арт-объект символизирует одновременно муки художника и все современное искусство в целом. Сегодня вы можете сделать великое произведение из ничего.

Наверняка многие, кто интересуется миром искусства, слышали о том, что арт-объект в виде почерневшего банана, приклеенного к белой стене кусочком серебристого скотча, был продан за 120 тысяч долларов. Покупатель произведения неизвестен. Большинство людей, узнавших о произошедшем, удивляются и задаются вопросом, почему такую простую работу удалось продать за такие большие деньги?

Банановый ажиотаж

Причина такой популярности произведения и его высокой стоимости кроется в авторе работы. Ее создал Маурицио Каттелан, известнейший итальянский художник, который в основном занимается инсталляциями. Он стал популярен в конце прошлого века, когда в лондонской академии искусств была выставлена скульптура Папы Римского, которого придавил метеорит, в результате чего глава Католической церкви упал. Объект под названием «Девятый час» удалось продать за 800 тысяч долларов.

Творчество Каттелана отличается провокационностью и нестандартностью, что позволяет его работам вызывать общественный ажиотаж и продаваться за огромные денежные суммы. Стоит отметить, что у художника нет профессионального образования по направлению искусства, он обучился всему самостоятельно.

Специалисты высказывают мнение, что, несмотря на свою простоту, «банановый перфоманс» (официальное название произведения – «Comedian»), имеет интересный и яркий внешний вид, вызывает сильные ассоциации. В частности, в приклеенном банане можно разглядеть крест, у которого одна сторона прямая, а другая – изогнутая. Одна часть креста состоит из кусочка скотча, а другая - из почерневшего банана. Глядя на объект, зрители могут почувствовать приятные эмоции и вдохновение.

Произведение выставлено в Майами, в галерее Art Basel Miami Beach. Узнав о перфомансе со съедобным фруктом, многие задаются логичным вопросом, что будет с арт-объектом, когда банан испортится. По словам многих искусствоведов, фрукт просто будет заменен на аналогичный, но свежий. Ведь в данном случае значение имеет не само произведение в первоначальном виде, а его концепция.

Нужно отметить, что само название объекта («Comedian») полностью оправдывает себя, ведь работа носит комедийный характер: посетители будут заходить в галерею и спрашивать, что это такое висит на стене? Узнав о том, что это произведение искусства, у людей возникнет желание смеяться.


Самый обычный банан, проданный за 120 тысяч долларов и съеденный в рамках перформанса, вдохновил людей на новый флешмоб. Они клеят свои фрукты к стенам и предметам, и правильно делают. Ведь главная идея самой работы: банан должен оставаться бананом.

Банан, приклеенный скотчем к стене, выставили на художественной ярмарке Art Basel в Майами 3 декабря 2019 года. Автор Маурицио Каттелан назвал свою работу “Комедиант”.

Банан за 120 тысяч долларов

Необычный арт-объект привлек много внимания. Через несколько дней на выставке уже был фурор. В конечном итоге галерея смогла продать сразу три экспоната по цене от 120 до 150 тысяч долларов. Покупателями стали ценители из Франции, последний лот решено было продать музею.

World Record всё. Успех яйца в инстаграме пытаются повторить банан, хот-дог и рубль

В заключительный день на ярмарке произошел казус. Художник Давид Датуна подошел к стенду, снял с него банан и, улыбаясь на камеру, съел. Акциониста задержала охрана, но конфликт быстро уладили.

Свой поступок Датуна объяснил просто: это тоже был перформанс под названием “Голодный художник”.

Голодный художник. Мое художественное исполнение. Я люблю работы Маурицио Каттелана и мне очень нравится эта инсталляция. Она очень вкусная Давид Датуна

В чем смысл банана, приклеенного к стене?

Итальянский художник Маурицио Каттелан широко известен в искусствоведческих кругах. Он работает в жанре провокационных инсталляций. Самая знаменитая работа – золотой унитаз под названием “Америка” стоимостью более 1 миллиона евро.

Его впервые выставили в 2016 году в нью-йоркском музее, а всем посетителям дали возможность использовать унитаз по назначению. Арт-объект тоже постигло несчастье: спустя три года его украли.

Учитывая статус Каттелана и состояние современного искусства, можно предположить, что художник вообще ничего не вкладывал в “Комедианта”. Это отчасти правда. Он рассказал изданию Art Net, что выставленный банан был всего лишь прототипом. По его образцу художник собирался сделать полноценное произведение, из бронзы или смолы.

Где бы я ни путешествовал, у меня этот банан всегда висел на стене. Я не мог понять, как его закончить. В конце концов, однажды я проснулся и сказал себе: Банан должен быть бананом. Маурицио Каттелан

Таким образом, арт-объект символизирует одновременно муки художника и все современное искусство в целом. Сегодня вы можете сделать великое произведение из ничего.

Флешмоб с приклеенным бананом

Примечательно, что сотрудники галереи не стали наказывать Давида Датуна, съевшего банан. Фрукт просто заменили новым. А само произведение осталось целым, поскольку “банан – это всего лишь идея”.

Ситуация вокруг арт-объекта вдохновила людей на мемы и пародии. Во-первых, на том месте, где висел банан, кто-то написал мемную фразу “Эпштейн не убивал себя”. Надпись быстро закрыли, но акция засветилась в соцсетях.

Во-вторых, в твиттере и инстаграме стали появляться арты, посвященные самому дорогому банану в мире. Карикатуристы попытались изобразить фрукт, поднявший столько шума.

Приклеенный скотчем банан

Приклеенный скотчем банан

Приклеенный скотчем банан

Наконец, набирает популярность новый флешмоб. Люди выкладывают фотографии со своими бананами, приклеенными к стенам и предметам.

Банан приклеенный к стене

Банан приклеенный к стене

Догадайтесь, кто только что увеличил стоимость дома на 120 тысяч долларов?

Банан со скотчем

Банан приклеенный к стене

Вызываю всех голодных художников: этот продается со скидкой 50%

Банан за 120 тысяч долларов съели

Во флешмобе отметились некоторые бренды. Например, производители клейкой ленты Flex Tape, которая тоже стала известным мемом.

банан на стене

А некоторые пошли дальше и принялись клеить к стене другие фрукты, овощи и продукты. Кому морковку за 50 тысяч евро?

Флешмоб с бананом

Флешмоб с бананом

Я продам это за 100 тысяч долларов. Гарантирую, что сохранится надолго.

Похожего эффекта год назад добился художник Бэнкси, уничтоживший свою картину в шредере. Разрезанная на кусочки «Девочка с воздушным шаром» выросла в цене и спровоцировала флешмоб в соцсетях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Банан, приклеенный скотчем к стене, называется «Комик». Этот экспонат создал художник Маурицио Каттелан, известный и другими провокационными работами, например, золотым унитазом.

На выставке Art Basel в Майами продали работу за $120 тысяч, но один из посетителей ее съел. Это банан, приклеенный к стене

На прошлой неделе на выставке современного искусства «Арт-Базель» в Майами-Бич французскому коллекционеру была продана работа современного художника Маурицио Каттелана. Работа называется «Комик» и представляет из себя обычный банан, приклеенный серым скотчем к стене.

Как сообщает The Guardian, в итоге эту работу съел другой художник по имени Дэвид Датуна. Сначала он подошел к экспонату как обычный посетитель, затем снял со стены банан и начал его есть.

Свои действия Датуна назвал перформансом «Голодный художник», отметив, что «уважает Маурицио». Он также выложил у себя в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) видео, на котором видно, как он ест работу.

Датуна — уроженец Тбилиси и гражданин США, проживающий в Нью-Йорке. Он известен как автор работ в стиле нео-поп и инсталляций на тему климата.

По данным The Guardian, покупателю не стоит сильно беспокоиться по поводу съеденного экспоната, так как работа предоставляется со специальным сертификатом. Это значит, что произведение считается подлинным, пока у него есть сертификат, а его владелец всегда может заменить банан.

«Датуна не уничтожил произведение искусства. Банан — это лишь идея», — заявил директор музея Люсьен Террас.

Капитан полиции, которого вызвали на место инцидента отметил, что это был «интересный случай».

Как пишет Artnet News, Маурицио Каттелан работал над идеей инсталляции около года. «Где бы я ни путешествовал, я делал этот банан на стене. Я не мог понять, как его закончить. В итоге однажды я проснулся и сказал себе: "банан должен быть бананом", — рассказал художник.

«Комика» предоставила на выставку парижская галерея Perrotin. По словам основателя галереи Эммануэля Перротена, работа Каттелана — это «символ международной торговли», который несет в себе двойной смысл.

Маурицио Каттелан известен своими провокационными работами. В 1991 году он выставил «невидимую» скульптуру, а потом убедил полицейских, что ее украли. Когда в 1993 году его пригласили на Венецианскую биеннале, он отдал свое выставочное место в субаренду рекламному агентству. В 1999 году он приклеил скотчем к стене галереи своего собственного дилера и назвал эту работу «Идеальный день».

Художник также прославился работой «Америка» — это унитаз из золота 750-й пробы стоимостью свыше миллиона евро. В сентябре эту работу похитили из Бленхеймского дворца.

стиль

стиль

У него есть еще пара футбольных проектов.

В прошлом году в мире активно обсуждали работу итальянского художника Маурицио Каттелана. Мужчина приклеил банан к стене серебристым скотчем, назвал работу «Комедиант» и показал ее на ярмарке искусства «Арт Базель» в Майами.


Каттелан купил бананы по 30 центов в продуктовом магазине и сделал три экземпляра «Комедианта». Два взяли по 120 тысяч долларов, за третий просили уже 150 тысяч.

За эти деньги покупатель получил не только банан и скотч, а сертификат подлинности и 14-страничную инструкцию, где указаны примерные размеры банана, как часто его надо менять, угол наклона, высота крепления и другие параметры.

«Комендиант» возбудил людей и медиа. New York Post поместил работу Каттелана на обложку: «Мир искусства сошел с ума – приклеенный скотчем фрукт продали за 120 тысяч долларов». Начали спорить, можно ли вообще считать банан на стене искусством.


Каттелан работал над «Комедиантом» около года. Путешествуя, он приклеивал банан к стене гостиничного номера. Маурицио перепробовал разные вариации: банан из смолы и бронзы, банан, окрашенный бронзовой краской. Но в итоге вернулся к идее с обычным бананом.

Какой смысл в работе? Нет четкого ответа. Каттелан – провокатор и веселый мужик, попробовать понять его можно через творчество и жизнь. Галерист Эммануэль Перротен считает, что в «Комедианте» все тщательно продумано (инструкция на 14 страниц подтверждает), а бананы – символ международной торговли и классический прием юмора.

Билли и Беатрис Кокс, купившие один из экземпляров, заявили: «Мы осознаем абсурдность того, что «Комедиант» – недорогой и скоропортящийся продукт и пара дюймов клейкой ленты. Увидев споры об искусстве и обществе, мы решили купить работу. Понимали, что рискуем, но чувствуем, что банан Каттелана станет культовым историческим объектом».

Один из первых арт-проектов Каттелана – футбольная команда из африканцев, которая всем проигрывала

Каттелан родился в итальянской Падуе в семье водителя грузовика и уборщицы. У него нет формального образования в искусстве. Маурицио говорил, что набирался опыта, читая художественные каталоги и проводя выставки.

В школе учился плохо, а после нее кем только не работал: поваром, садовником, охранником, был донором спермы. В 80-е Каттелан начал проектировать и делать деревянную мебель.

Мир искусства для Маурицио – кушетка психоаналитика. С начала карьеры он придавал своим страхам форму, ранние работы опирались на его переживания. Поначалу он опасался неудачи. Перед первой персональной выставкой в 1989 году Каттелан настолько разочаровался в работе, что повесил на двери галереи табличку с надписью «Скоро вернусь».


В 93-м он сдал свой павильон на Венецианской биеннале в аренду рекламному агентству, которое установило там щит с рекламой духов. А через три года вообще украл работы другого художника, чтобы выдать за свои.

«Я был неудачником большую часть жизни. Не мог продержаться на работе больше двух месяцев. Не мог учиться, школа была пыткой. И пока мне приходилось соблюдать правила, я был ходячим несчастьем. Изначально искусство было просто способом попробовать новый набор правил. Но и в искусстве я очень боялся неудач», – говорил Маурицио.

Главные приемы Каттелана – юмор, сатира и провокация. Карьеру он начал с яркого футбольного перфоманса, который перерос в несколько работ.

В начале 90-х он собрал футбольную команду A.C. Forniture Sud или Southern Furniture Suppliers Football Club («Южный футбольный клуб поставщиков мебели»), состоящую из сенегальских мигрантов, которые работали в Италии. Команду зарегистрировали в региональной лиге Эмилия-Романья в Италии, и она проиграла все матчи.

Спонсором клуба была вымышленная транспортная компания Rauss, название происходит от нацистского антисемитского лозунга (слово raus с немецкого переводится как «убирайся»).


К чему все это? В начале 90-х годов наплыв рабочих-мигрантов и беженцев в Италии спровоцировал вспышку расизма, ставшую серьезной национальной проблемой. С 80-х годов количество мигрантов из Африки, живущих и работающих в Италии, значительно увеличилось, чему способствовал растущий спрос на дешевую рабочую силу. Перфоманс Каттелана стал ответом на волну ксенофобских настроений.

Возможно, Маурицио дополнительно обыграл неоднозначное использование рабочей силы и поиронизорвал на тему покупки иностранных футболистов итальянскими командами. То есть сыграл на контрасте между двумя типами импортируемой рабочей силы.

Создание команды вылилось в несколько работ – он продавал командное фото, сделал тысячу картонных поделок на основе общей фотки (на сайте Сотбис одну из таких купили за почти четыре тысячи евро) и вымпелы.


Первая знаковая работа и перфоманс Каттелана – арт-объект под названием «Стадион». Это настольный футбол, рассчитанный на 22 игрока (по 11 с каждой стороны – как настоящий футбольный матч). В 1991 году он организовал игру в галерее в Болонье. Его команда из темнокожих противостояла команде из белых итальянцев.


Искусствовед Нэнси Спектор так описала идею Маурицио с командой: «A.C. Forniture Sud прекрасно показывает, как Каттелан может сочетать нелепое и острое, чтобы создать работу, которая имеет глубокие культурные и социальные последствия».

Другие футбольные проекты: поражения сборной Англии на плите и шарфики для главных музеев


Описывая работу, Каттелан сказал: «Думаю, это произведение, в котором говорится о гордости, упущенных возможностях и смерти». Работу выставили на продажу на аукционе Сотбис после фиаско англичан на ЧМ-2014. Ее за 425 тысяч фунтов по телефону купил франкоговорящий мужчина.

В 2017-м Каттелан создал проект «Музейная лига», в рамках которого разработал серию шарфиков (по типу футбольных) для культовых мировых музеев.


Что еще интересного сделал Каттелан?

Например, инсталляции с чучелами животных: так он показывает связь людей и животных через проекции человеческих эмоций на зверях.

Его инсталляцию «Баллада о Троцком», где чучело коня со сбруей висит под потолком вместо люстры, купил за 2,1 млн долларов на аукционе в 2004-м Бернар Арно (его группа LVMH владеет брендами Louis Vuitton, Dior и Givenchy). «Баллада о Троцком» – размышления Каттелана о судьбе русской революции.


В 2001-м Каттелан сделал скульптуру Him, где Адольф Гитлер стоит на коленях. В 2016 году один из его четырех экземпляров продали на аукционе Christie’s за 17 млн долларов.


«Я правда считаю, что реальность гораздо более провокационная, чем мое искусство. Я всегда заимствую кусочки, крохи повседневности. Если думаете, что моя работа провокационная, это значит, что реальность чрезвычайно провокационная, и мы просто не реагируем на нее. Может быть, мы больше не обращаем внимания на то, как живем в мире. Мы под наркозом», – говорил Каттелан.

Скульптуру Гитлера Маурицио объяснил так: «Гитлер – чистый страх, образ ужасной боли. Даже имя его произносить больно. И все же это имя засело в моей памяти, живет в моей голове, даже если остается табу. Гитлер везде, преследуя призрак истории. И все же он неуместен, невоспроизводим, окутан пеленой молчания.

Я никого не пытаюсь обидеть, не хочу поднимать конфликт или создавать огласку. Просто хочу, чтобы этот образ стал территорией для переговоров или тестом на наши психозы».

Одна из самых известных работ Каттелана «Девятый час» представляет Папу Иоанна Павла II, на которого упал метеорит. Если смотрели «Молодого папу» Соррентино, наверняка запомнили, что в заставке после подмигивания Джуда Лоу на заднем плане на папу падает метеорит. Это как раз отсылка к работе Каттелана.


В Милане на площади Аффари напротив здания итальянской фондовой биржи стоит скульптура Каттелана L.O.V.E. – четырехметровая мраморная рука, все пальцы которой, кроме среднего, отломаны.

Читайте также: