Портрет булгакова на стене дома

Обновлено: 17.05.2024

Если вы идете по Новому Арбату и перед Домом Книги свернете на его задворки (географический адрес — ул. Малая Молчановка,д.10), то обнаружите удивительное место. В запертом дворике (снимать и разглядывать можно через забор) находятся три скульптуры:"Отдыхающий Пушкин", пара влюбленных (предположительно Мастер и Маргарита) и. громадный автомобиль: ". буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами."
Еще пару лет назад скульптур было четыре, четвертая - Коровьев и Фагот (в человеческом, а не кошачьем облике) - "переехала" во двор Булгаковской "нехорошей квартиры" (Большая Садовая, 10), где стоит перед входом в булгаковский центр.
Запутанную историю этих скульптур мне удалось узнать только частично.
Всех этих персонажей создал скульптор Александр Рукавишников (по неподтвержденным данным, скульптуры стоят во дворике его мастерской), автор скандально нашумевшего проекта памятника Булгакову и его героям на Патриарших прудах. Первоначальный вариант проекта Александра Рукавишникова по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки. Проект так и не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:
"Скандал был наполовину политический — если помните, в Краснопресненской управе был такой дяденька Краснов, который хотел быть мэром. Деньги платили пенсионерам, потом коммунисты с флагами ходили, орали. Я думаю, это было неискреннее возмущение. Ее просто довели, эту интеллигенцию. И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника."
Жители потребовали от всего этого оставить только Булгакова, авто же полагал: "Я считаю, что нельзя ставить одного Булгакова, убрав остальные фигуры композиции. Если от всего, что задумано, останется только Булгаков на скамейке, исчезнут или безнадежно исказятся составляющие, без которых памятник теряет смысл, теряют смысл его ритмы, игра солнца и тени."
В 2004 году было объявлено, что композиция будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом члены градостроительного совета высказали пожелание поменять злополучный примус на автомобиль, на котором Мастер и Маргарита «покинут Воробьевы горы и улетят в небеса» . Сам Булгаков должен был быть обращен лицом к Андреевскому монастырю, фигура Иешуа — «ступать» по воде, по глади пруда, а другие герои романа должны были разместиться по его берегам. Семиметровая черная машина по замыслу автора должна была взлетать с откоса в сторону Лужников — "чтобы не возникла храмовая тема, к храму идут все библейские персонажи, а эти все — к Лужникам".


Мастер и Маргарита — влюбленные — с лицами, закрытыми волосами "(чтобы не персонифицировать, у каждого ведь свои Мастер и Маргарита)"



Коровьев и Бегемот также фигурировали в замыслах автора. Я снимала их несколько лет назад, а сейчас они стоят у входа в Дом Булгакова.

Пушкин вряд ли имеет отношение к замыслу памятника, но гармонично смотрится в компании Булгаковских персонажей




Мансуровский переулок дом 9.

Плотников переулок дом 10.

После того, как мною был обнаружен особняк Маргариты в одном из переулков близ Арбата, - найти подвал Мастера было лишь делом времени, - ибо претендентов на эту роль было всего два, - Плотников переулок дом 10 и Мансуровский переулок дом 9 .

Идея стандартная, - собрать для начала в одном месте все доступные авторские описания «подвала Мастера» и все детали и детальки с ним связанные. Как всегда, - буду пользоваться полным собранием редакций и вариантов романа «Мой бедный бедный мастер…» издательства «Вагриус» 2006 года.

«Великий канцлер»

- Откинув дугу трамвая № 4, от чего тот погас и остановился, Маргарита покинула Арбат и повернула в Плотников переулок.

- . он написал этот роман, над которым просидел три года в своем уютном подвале на Пречистенке, заваленном книгами, и знала об этом романе только одна женщина.

«Мастер и Маргарита» Полная рукописная редакция.

- Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил на пять тысяч книг и из своей комнаты на Мясницкой переехал в переулок близ Пречистенки, в две комнаты в подвале маленького домика в садике.

- В стареньком особняке, где мне принадлежал этот подвал, знали, конечно, видели, что приходит ко мне какая-то женщина, но имени ее не знали.

- Иван представлял себе уже ясно и две комнаты в подвале особняка, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора. Красную потертую мебель в первой, бюро, на нем часы, звеневшие каждые полчаса, и книги, книги от крашеного пола до закопченного потолка, и печку. Диван в узкой второй и опять-таки книги, коврик возле этого дивана, крохотный письменный стол.

- Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери наверх, пахнуло сыростью.

- А через час в подвальной квартире в переулке на Арбате, в первой комнате, где все было по-прежнему, как будто никогда Могарыч и не бывал тут, спал тяжелым сном называющий себя мастером человек.

«Мастер и Маргарита» Окончательная редакция.

- . и нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике.

- Совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.

- . во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так вот — диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень!

- В стареньком особнячке, где мне принадлежал этот подвал, знали, конечно, видели, что приходит ко мне какая-то женщина, но имени ее не знали.

- Иван представлял себе ясно уже и две комнаты в подвале особнячка, в которых были всегда сумерки из-за сирени и забора. Красную потертую мебель, бюро, на нем часы, звеневшие каждые полчаса, и книги, книги от крашеного пола до закопченного потолка, и печку.

- Кирпичные ступеньки вели из подвала к двери на двор.

- Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было.

- Через час в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате, где было все так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.

Даже беглый анализ вариантов текста говорит, что «подвал Мастера» находился где-то между Пречистенкой и Арбатом, - и думается мне, - что ближе таки к Арбату, если в окончательной редакции романа упоминается только Арбат. Пожалуй и все, что можно извлечь из текста относительно местонахождения «подвала Мастера». Но, - и это немало.


Вид на фасад с двумя подъездами, - на обороте автограф Л.Е.Белозерской графитным карандашом, - «Подвальчик А.Н.Толстой и П.С.Попова, описанный в романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова (Москва, Плотников пер. д. 10)». Павел Сергеевич Попов это один из ближайших друзей Булгакова, - был знаком с Булгаковым с 1926 года, - и был автором первого булгаковского биографического очерка, созданного в 1940 году вскоре после смерти писателя.

Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова в своей книге «О, мед воспоминаний» говорит, что помню, как Михаил Афанасьевич повез меня в первый раз знакомиться к Анне Ильиничне Толстой и к мужу ее Павлу Сергеевичу Попову. Жили они тогда в Плотниковом переулке, № 10, на Арбате, в подвальчике, впоследствии воспетом в романе «Мастер и Маргарита». Уж не знаю, чем так приглянулся подвальчик Булгакову. Одна комната в два окна была, правда, пригляднее, чем другая, узкая как кишка.

И Елена Сергеевна Булгакова в «Дневнике Елены Булгаковой» говорит то же самое, - Павел Сергеевич Попов считал, что именно его московская квартира в Плотниковом переулке, где так часто бывал Булгаков, стала прообразом «подвальчика» Мастера в романе «Мастер и Маргарита». Ведь наш подвальчик Миша использовал для описания квартиры Мастера. А завал книгами окон, крашеный пол, тротуарчик от ворот к окнам — все это он перенес в роман, — из письма П. С. Попова к Е. С. Булгаковой, 27 декабря 1940 года.

Первым упомянул Мансуровский переулок в 80х годах Борис Сергеевич Мягков, - он написал в журнале «Север», 1983, № 8, с. 97, - а у Марии Артемьевны (Чимишкиан-Ермолинской) запечатлелся в памяти такой эпизод. Когда, много позднее, Михаил Афанасьевич читал им страницы романа, где было описано жилище Мастера, и она спросила его: «Не нашего ли это дома подвал, Миша?» – то писатель ответил ей утвердительно. Откуда взялось это утверждение, - Борис Сергеевич умолчал. Кстати, -и Мария Артемьевна в своих воспоминаниях этот эпизод не упоминает.

И Леонид Константинович Паршин, - с подачи архитектора Ларина в своей книге «Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова» в 1991 году написал, - что существуют и другие версии подвала. Л.Е.Белозерская считает, что он находился в Плотниковом переулке, дом 10/28, где одно время жил друг Булгакова, Павел Сергеевич Попов. Прошу прощения у Любови Евгеньевны, но мне это кажется ошибочным, так как по роману (не только по тексту, но и по духу, по образу) подвал был в маленьком уединенном домике, а дом 10/28 — многоэтажный добротный каменный дом. И вторым из исследователей-булгаковедов, - называет этот адрес, - Мансуровский переулок дом 9.

Далее, - Леонид Константинович Паршин разговаривал с Сергем Александровичем Ермолинским, который десять лет прожил в доме 9 в Мансуровском переулке, — о Булгакове, Елене Сергеевне, о доме в Мансуровском переулке, жившем некогда искрящейся, веселой и беспокойной жизнью. О том, как по вечерам под листвой окаменевшего теперь сада зажигался огонек импровизированного кафе «Нато Вачнадзе», и стекались на свет его друзья, друзья, друзья. О художнике Топленинове, стучавшем щеткой в потолок подвала, приглашая сидящих наверху Булгакова и Ермолинского на рюмочку чего-нибудь. И ни слова Сергей Александрович Ермолинский не сказал Леониду Константиновичу Паршину о том, что именно его подвал стал прообразом «подвала Мастера». Так же ни слова о «подвале Мастера» не сказал Сергей Александрович и в своей автобиографической двухсотстраничной книге «О времени, о Булгакове и о себе».

Итак, - на весах беспристрастной Фемиды, - с одной стороны воспоминания людей очень близких к Михаилу Афанасьевичу: вторая жена Любовь Евгеньевна Белозёрская, - раз; друг и первый биограф писателя Павел Сергеевич Попов, - два; третья жена Елена Сергеевна Булгакова, - три; Сергей Александрович Ермолинский, - входивший в первый состав комиссии по литературному наследию писателя и носивший перстень Михаила Афанасьевича с васильково-синим сапфиром, подаренный ему Еленой Сергеевной после смерти Булгакова, - четыре; Маргарита Николаевна, - покинувшая Арбат и повернувшая в Плотников переулок, - пять. А с другой стороны, - фантазии Бориса Сергеевича Мягкова и Леонида Константиновича Паршина? Получается, что железобетонных свидетелей в пользу Мансуровского вообще нет.


Вот и та самая калитка. Картина «Первая зелень. Плотников переулок» Евгения Ивановича Куманькова, - советского и российского художника-графика. На картине изображена левая часть дома 10/28 строение 2 (или 3), годы постройки до 1852 года. За ним виден дом Плотников переулок дом 10/28 строение 1, 1910 года постройки (он же с адресом Гагаринский, 28 (при СССР - Рылеева, 28). Слева тонкой линией написан дом Плотников переулок дом 10/28 cтроение 4 - 1890 года постройки.


P.S. В письме Павлу Сергеевичу Попову от 14 марта 1935 года Михаил Афанасьевич написал, - представляю, как вкусно сидите вы у огня. Славьте огонь в очаге. Безусловно, - речь идет именно о Плотниковом переулке, - а вы, - это адресат вышеупомянутого письма Павел Сергеевич Попов и его жена Анна Ильинична Толстая. А теперь, - сравним с романом «Мастер и Маргарита», - влюбленные растапливали печку и пекли в ней картофель. В подвальчике слышался смех. В общем, - полное и безудержное счастье и там, и там.

P.P.S. И еще, - не давала мне покоя эта фраза, - две комнаты в подвале маленького домика в садике, - а именно слово маленького. Но, - Сергей Александрович Ермолинский в книге «Из записей разных лет. Воспоминания о Михаиле Булгакове» пишет вот что, - при нэпе появились люди, которые имели право построить небольшой дом и становились его частными владельцами, - 1 августа 1927 года Булгаков снял трехкомнатную квартиру в доме 35 по Большой Пироговской улице у застройщика Адольфа Францевича Стуя. И никого не смущает, что трехэтажный дом на Большой Пироговской улице, - а до 1960-го года дом был именно трехэтажным, - Сергей Александрович называет небольшим, - а вот дом в Плотниковом переулке своей пятиэтажностью кого-то смущает. O tempora! O mores!

Уличное искусство сравнительно недавно перестало быть чем-то маргинальным и отвоевало себе любовь публики и внимание знатоков. Граффити-портреты известных людей, выполненные с отменным вкусом и мастерством, украшают теперь стены домов вполне официально — на радость и художникам, и горожанам. Сегодня городские власти сами проявляют инициативу, организуя с уличными художниками совместные культурно-просветительские проекты. Кроме того, что эти работы делают город интереснее и привлекательнее, они ещё и напоминают о великих людях и их свершениях. Список адресов прилагается.












Смотрите также:

Анна Ахматова

Анна Ахматова 0+

Граффити с изображением поэтессы появилось на Ордынке в 2013 году. Местонахождение портрета не случайно: здесь, в доме № 17 по Большой Ордынке, в гостях у писателя Виктора Ардова, Ахматова неоднократно останавливалась по приезду в Москву. Именно в этой квартире состоялось знаменательное знакомство поэтессы с Мариной Цветаевой. Граффити выполнено по мотивам прижизненного портрета Ахматовой, написанного Юрием Анненковым в 1921 году.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий 0+

Портрет всенародно любимого исполнителя появился на стене технического здания в Нижнем Таганском тупике в честь 77-й годовщины со дня его рождения. Автор граффити, уличный художник под псевдонимом SO2ART, сопроводил портрет строками из песни Владимира Семёновича «О кораблях». К слову, впоследствии Верхний и Нижний Казанский тупики объединили, превратив их в улицу Высоцкого.

Ещё одно изображение певца появилось на здании Театра на Таганке в 2021 году. Мурал создали стрит-арт художник Дмитрий Лёвочкин и резиденты фестиваля «Культурный код».

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский 0+

Ещё один портрет от райтера SO2ART. Узнаваемый образ легендарного поэта смотрит на Москву с кирпичной стены завода «Красный Октябрь». Граффити появилось здесь в 2014 году в рамках проекта «Музей под открытым небом» фестиваля Artside.

Михаил Булгаков

Михаил Булгаков 0+

В рамках проекта «Наследие», поддержанного департаментом культуры Москвы, в городе появилось несколько гигантских портретов выдающихся деятелей культуры XX века. Первый из них — портрет Михаила Булгакова — выполнен художниками команды ZukClub. Стена шестиэтажного дома в Большом Афанасьевском переулке теперь выглядит совершенно иначе. Автор «Мастера и Маргариты», «Собачьего сердца», «Белой гвардии» и многих других произведений внимательно присматривается к москвичам. Кот Бегемот тоже здесь.

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов 0+

Фасад Детской музыкальной школы в Измайлово украшает большое изображение Сергея Васильевича Рахманинова, именем которого и названа эта школа. Художники из группы «НОВАТЕК АРТ», работавшие над портретом, сделали особый акцент на кистях рук композитора.

Георгий Жуков

Георгий Жуков 0+

Ещё один проект, призванный обратить внимание москвичей и гостей столицы на знаменитых соотечественников, под названием «Наша Великая Победа», был запущен в честь 70-летия знаменательной даты. Здания сразу в нескольких городах-героях были украшены патриотическими граффити. В Москве появился гигантский портрет Георгия Жукова, покрывший более 250 м² стены дома № 17 на Старом Арбате.

Лев Яшин

Лев Яшин 0+

Изображение ещё одного советского героя, легендарного голкипера Льва Яшина, украсило стену дома на Таганской площади. Первая работа из серии «Великие футболисты» занимает площадь около 400 квадратных метров и целиком покрывает торец 5-этажного здания. В рамках проекта в Москве должна появиться целая серия граффити с изображением великих советских футболистов.

Константин Рокоссовский

Константин Рокоссовский 0+

Художники Max 13 и Zeaner из объединения «Украсим город» отдали дань памяти легендарному маршалу Рокоссовскому, дважды удостоившемуся звания Героя Советского Союза, нарисовав его портрет на стене дома, расположенного на одноимённой улице. Рисунок украсил торец пятиэтажного здания в рамках проекта «Наследие. Улицы Героев», став подарком жителям Богородского к 70-летнему юбилею Победы.

Николай Гастелло

Николай Гастелло 0+

Следующей работой из серии «Наследие. Улицы Героев» стал граффити-портрет Николая Гастелло, героически погибшего лётчика. При совершении авианалёта на войска противника экипаж под командованием Гастелло был подбит зенитным снарядом, вернуться на аэродром уже не было шансов, в связи с чем было принято решение развернуть самолет и совершить «огненный таран». Граффити выполнено художниками объединения «Украсим город».

Варлам Шаламов

Варлам Шаламов 0+

В конце 2015 года на брандмауэре дома в 4-м Самотёчном переулке появился портрет советского писателя Варлама Шаламова со строчками из его письма Александру Солженицыну. Его создал художник Zoom. Неподалёку от этого дома находится Музей истории ГУЛАГа, который и выступил инициатором проекта, посвящённого памяти репрессированных граждан. Сам Шаламов провёл в советских лагерях около 20 лет и написал несколько произведений, самое известное — «Колымские рассказы».

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая 0+

Одно из самых ярких и известных граффити Москвы. Великая балерина Майя Плисецкая танцует в радужных красках на стене дома на Большой Дмитровке. Рисунок появился в рамках проекта «Стена памяти», целью которого было украсить столичные дома портретами известных личностей. Сама балерина успела увидеть рисунок и оценила его по достоинству.

Константин Симонов

Константин Симонов 0+

В честь 100-летнего юбилея поэта и журналиста Константина Симонова в 2015 году на Марксистской улице появился его портрет. Авторы рисунка изобразили одну из фотографий писателя на фоне письма с фронта и строчки из знаменитого стихотворения «Жди меня». Изначально граффити планировали нарисовать на стене одного из домов улицы в САО, названной в честь поэта, но подходящего места не нашлось. Поэтому теперь портрет Симонова взирает на москвичей на Таганке, рядом с театром, где ставили произведения писателя.

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин 0+

Портрет первого советского космонавта Юрия Гагарина оказался главным шедевром для жителей Новой Трёхгорки, получившей славу музея граффити под открытым небом. Патриотическую картину на стене одного из домов написал не русский автор, а итальянец Йорит Агоч. Это самое большое изображение в Новой Трёхгорке — полотно занимает площадь в 800 кв.м. Правда, некоторые недоумевали: что это за красные полосы на щеке? Разгадка оказалась простой: эти отметины — своеобразный автограф автора. Агоч специализируется на изображении национальных героев разных стран, и каждого персонажа, вышедшего из-под руки художника, украшают подобные линии.

Сергей Бодров

Сергей Бодров 0+

Портрет Сергея Бодрова-младшего можно увидеть на фасаде жилого дома по улице Кременчугской. Рядом написана известная фраза его героя: «В чём сила, брат?». Работу выполнили художники Артур Кашак и Илья Соколов, отметив, что это был частный заказ, причём заказчик попросил остаться неназванным.

Марк Захаров

Марк Захаров

Граффити с изображением Марка Захарова, народного артиста СССР и худрука «Ленкома», появилось на стене отеля «Пушкин» 1 октября 2019 года в день его похорон. Портрет был спонтанно создан по инициативе артистов театра. В 2021 году граффити отреставрировали: обновили краску и добавили эффектную подсветку. Теперь портрет хорошо видно даже вечером. А чтобы коммунальщики не смогли закрасить граффити, портрет внесли в реестр произведений, охраняемых государством.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

«Замечательный дом, клянусь!» Московские адреса Михаила Булгакова

От «нехорошей квартиры» до последнего адреса, по которому жил писатель. Гуляем по булгаковской Москве и вспоминаем героев его произведений.

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Булгакова. В 2021 году грядет еще одна круглая дата, связанная с писателем: этой осенью исполнится 100 лет с тех пор, как он переехал в Москву, твердо решив стать писателем. Она стала его вторым родным городом и постоянным источником вдохновения.

Первый московский адрес: та самая квартира

Улица Большая Садовая, дом 10

В фельетоне «Сорок сороков» Булгаков вспоминает о своем приезде в Москву так: «Панорама первая была в густой тьме, потому что въехал я в Москву ночью. Это было в конце сентября 1921 года. По гроб моей жизни не забуду ослепительного фонаря на Брянском вокзале и двух фонарей на Дорогомиловском мосту, указывающих путь в родную столицу. Ибо, что бы ни происходило, что бы вы ни говорили, Москва — мать, Москва — родной город».

Впрочем, первый его московский дом стал, скорее, поводом для огорчений. Вместе с первой женой Татьяной Лаппой он поселился в квартире 50 в доме 10 на Большой Садовой улице. Точнее, в одной из 10 комнат этой квартиры — бывший доходный дом промышленника Ильи Пигита после революции превратился в коммунальное жилье.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Молодая семья занимала комнату мужа одной из сестер Булгакова, в остальных девяти жили 16 человек. Беспокойные соседи доставляли массу неудобств, которые Михаил Афанасьевич фиксировал в дневнике — позже из этих заметок выросли некоторые персонажи его произведений. Некий Василий Иванович, носивший «клетчатые подштанники», напивался и кричал песни под гармонику. Нередко появляется в дневниковых записях соседка Анна Горячева — она часто била своего сына, держала в комнате петуха и поросенка и вообще была «склочной бабой».

«Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру», — писал Булгаков в октябре 1923 года.




В злополучной коммуналке он прожил три года и написал множество очерков и фельетонов, роман «Белая гвардия», повести «Роковые яйца» и «Дьяволиада». Атмосферу своей первой квартиры писатель запомнил на всю жизнь. «Нехорошая квартира» становится одним из мест действия «Мастера и Маргариты». Соседка Аннушка в романе тоже присутствует — в начале первой главы о ней как о какой-то неотвратимой силе говорит Воланд: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила». Разлитое на трамвайных рельсах масло становится причиной смерти Берлиоза. Происходит это как раз у Патриарших прудов, то есть неподалеку от дома, где жила реальная Аннушка. О ней же речь идет в 24-й главе — в частности, читатель узнает, что «где бы ни находилась или ни появлялась она — тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, она носила прозвище “Чума”».

Уплотнение (то есть изъятие излишков жилплощади, подселение дополнительных жильцов в квартиры) упоминается в «Собачьем сердце», тяжелая коммунальная жизнь — в «Театральном романе».

После первой публикации «Мастера и Маргариты» в 1966 году поклонники писателя начали оставлять надписи на стенах подъезда дома на Большой Садовой улице. В 2007-м в квартире 50 открылся музей писателя. А граффити, посвященные Булгакову, посетители оставляют на стенах подъезда и сегодня — это стало доброй традицией.

Фото М. Денисова. Mos.ru

ЛИТО и «Гудок»: первая работа

Сретенский бульвар, дом 6/1; Вознесенский переулок, дом 7

Через два дня после приезда в Москву Булгаков устроился секретарем в литературный отдел Народного комиссариата просвещения (ЛИТО Наркомпроса), который располагался на Сретенском бульваре (дом 6/1). Там он проработал всего два месяца — с 1 декабря весь отдел упразднили. Об этом времени он напишет потом в повести «Записки на манжетах»:

«Потушил лампу собственноручно и вышел. И немедленно с неба повалил снег. Затем дождь. Затем не снег и не дождь, а так что-то лепило в лицо со всех сторон. В дни сокращений и такой погоды Москва ужасна. Да-с, это было сокращение».

Фото М. Денисова. Mos.ru

После этого начался тяжелый период. Постоянной работы долго не было, Булгаков периодически печатался в газетах «Правда» и «Рабочий». В 1922 году знакомый из ЛИТО помог устроиться в газету «Гудок», где работали Юрий Олеша, Илья Ильф и Валентин Катаев. Редакция находилась в двухэтажном здании князя В.А. Черкасского по адресу: Вознесенский переулок, дом 7. Оно не сохранилось, но можно прогуляться на Москворецкую набережную (дом 1/15) и посмотреть на роскошный Воспитательный дом, куда в 1923 году переехала редакция. В то время здание называлось Дворцом труда.

Булгаков писал для газеты фельетоны, что давало ему постоянный заработок, однако эта обязанность тяготила его. В 1923 году он написал в дневнике: «Сегодня в “Гудке” в первый раз с ужасом почувствовал, что я писать фельетонов больше не могу. Физически не могу. Это надругательство надо мной и над физиологией».

Михаил Булгаков

О работе в газете он упоминает в повести «Тайному другу» и «Театральном романе». Максудов, главный герой последнего, служит в газете «Вестник пароходства», находит свою работу бессмысленной и невыносимой. Начав от скуки писать роман, он вдруг понимает, что его истинное призвание состоит в другом деле, и увольняется. Правда, жизнь, которая начинается у Максудова после увольнения, вряд ли можно назвать счастливой.

Дом Нирнзее: встреча с Маргаритой

Большой Гнездниковский переулок, дом 10

Доходный дом архитектора и владельца Э.К. Нирнзее называли первым московским небоскребом, или тучерезом, хотя по нынешним меркам он не так уж и высок — всего 10 этажей. В 1920-х там находилась редакция московского бюро берлинской газеты «Накануне», в которой Булгаков публиковал рассказы и очерки.

В этом доме жили знакомые писателя — супруги Моисеенко, у которых позже он познакомился со своей третьей женой Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей прототипом Маргариты.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Многие сцены повести «Дьяволиада», посвященной борьбе «маленького человека» Короткова с безумной машинерией раннесоветских учреждений, разворачиваются в здании, напоминающем Дом Нирнзее. Бесконечные лестницы, лифты, коридоры, а за каждой дверью — стрекочущие пишущие машинки, суетливые секретари и общая неразбериха.

Театр Вахтангова: короткая история успеха «Зойкиной квартиры»

Улица Арбат, дом 26

В 1926 году в Театре Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе Булгакова «Зойкина квартира». Показы шли почти каждый день, за весь сезон сыграли 100 спектаклей. Актер Рубен Симонов вспоминал: «В зрительном зале стоял стон, актеры на сцене всхлипывали от смеха».


Сам писатель обозначил жанр пьесы так: «трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Заглавная героиня устраивает дом свиданий под прикрытием швейной мастерской в надежде накопить денег и уехать во Францию. Но в квартире происходит убийство, и Зойку арестовывают.

В 1928 году постановку исключили из репертуара по настоянию Главреперткома; позже «Зойкину квартиру» восстановили — за нее вступился сам Иосиф Сталин, но в 1929-м окончательно запретили. «Не могу понять, в чем ее криминал», — говорила вторая жена Булгакова Любовь Белозерская. Впрочем, скорее всего, это было связано не с содержанием пьесы, а с начинавшейся тогда общей тенденцией к запрету Булгакова.

ТРАМ и МХАТ: тяжелые годы

Улица Малая Дмитровка, дом 6; Камергерский переулок, дом 3, строение 1

В 1930 году писателя перестали печатать, пьесы изъяли из репертуаров театров. В марте он отправил письмо в адрес правительства СССР, чтобы ему либо разрешили уехать во Францию к братьям, либо разрешили работать. Сталин лично позвонил ему и посоветовал пойти режиссером-ассистентом во МХАТ, на сцене которого в 1920-х шла его пьеса «Дни Турбиных». Одновременно с этим его позвали рецензировать пьесы в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, сегодня — Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»).

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

В ТРАМе Булгаков проработал почти год параллельно со службой в МХАТе. В марте 1931-го он оставил первый, написав Сталину: «Почувствовал, что мозг отказывается служить и что пользы ТРАМу не приношу».

В Художественном писатель проработал шесть лет. С этим театром у него были сложные отношения. Для него он написал «Бег» и «Кабалу святош», но их постоянно просили переделать или переносили репетиции. Первую пьесу запретили вовсе, вторую поставили только в 1936 году. «Кабалу святош» показали всего семь раз. «МХАТ — кладбище моих пьес», — с горечью говорил Булгаков.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Свое последнее, самое злое и веселое произведение — «Театральный роман», известный также как «Записки покойника», писатель посвятил МХАТу. Книга, обрывающаяся на полуслове (Михаил Афанасьевич был уже очень болен во время работы), была опубликована спустя четверть века после его смерти. «Записки покойника» наделали много шума — многие их тех, с кем в 1930-х Булгакову довелось работать во МХАТе, узнали себя в героях книги.

Большой театр: работа над оперными либретто

Театральная площадь, дом 1

Из МХАТа Булгаков ушел в Большой на должность либреттиста и переводчика. Он редактировал чужие оперные либретто и написал четыре своих: «Минина и Пожарского», «Черное море», «Петра Великого», «Рашель». По словам Елены Сергеевны, писателя в театре полюбили и ему там было хорошо, поскольку он любил музыку и оперу. Но относительно своей работы сам Булгаков не питал особых иллюзий.

«Пишу либретто для двух опер — историческое и из времени Гражданской войны. Если опера выйдет хороша — ее запретят негласно, если выйдет плохая — ее запретят открыто. Мне говорят о моих ошибках, и никто не говорит о главной из них: еще с 1929–1930 года мне надо было бросить писать вообще», — писал он.


Второе постоянное московское жилье

Улица Большая Пироговская, дом 35а, строение 1

После Большой Садовой Булгаков довольно долго жил по временным адресам. Лишь в 1927-м он переехал в дом, ставший его пристанищем на семь лет. На Большой Пироговской он занимал трехкомнатную квартиру. Сначала он переехал туда со второй женой Любовью Белозерской, а в 1932-м, после развода, туда въехала Елена Сергеевна, его третья жена.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В феврале 1934 года Булгаков с женой и ее сыном переехали в первый писательский кооперативный дом в Москве. Он располагался по адресу: Нащокинский переулок, дом 3 (в те времена — улица Фурманова). Здесь была создана окончательная редакция романа «Мастер и Маргарита».

В трехкомнатной квартире были большая столовая, детская и спальня (она же кабинет). Помещение еще ремонтировали и доделывали, но Булгакову дом очень нравился. Здесь он прожил до конца жизни. Увидеть последний дом Булгакова, к сожалению, сегодня не получится — в 1974 году его снесли. Но можно прочитать его отзыв о нем, написанный вскоре после переезда в письме Викентию Вересаеву:

«Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и снизу, и сзади, и спереди, и сбоку… Правда, у нас прохладно, в уборной что-то не ладится и течет на пол из бака, и, наверное, будут еще какие-нибудь неполадки, но все же я счастлив. Лишь бы только стоял дом!»



С наступлением осени на улицах Москвы вновь стали появляться большие и интересные граффити. Любителями этого жанра они уже отсняты (причем лучше, чем у меня), поэтому мой рассказу будет не столько о самих граффити, сколько на их окружении.
Граффити - это искусство, неотделимое от среды, в которой появились. Москва издавна сочетает несочетаемое - разные эпохи и архитектурные стили, хорошо это или плохо, но мы к этому привыкли. Эта разношерстность создает свои смыслы, которые иногда воспринимаются как должное, а иногда раздражают и вызывают протест.
Арбатские переулки насыщены разнообразными смыслами быть может, больше, чем любой другой район Москвы. Как впишутся в них граффити со своими смыслами и своими законами "прочтения"?
Я не хочу навязывать свое мнение, поэтому давайте посмотрим и подумаем: вписались? Не вписались?
Первое граффити, посвященное Михаилу Булгакову от команды Zuk Club появилось в Большом Афагасьевском переулке. Примерно год назад в похожей стилистике эта же команда выполнила три граффити с портретами художников на пятиэтажках в районе Тимирязевской. К сожалению, две пятиэтажки вскоре снесли, так что уцелело только одно граффити. И вот еще одна работа, а впереди, по имеющимся данным, новые портреты.
Булгаков в Арбатских переулках - это понятно и естественно: Арбат - один из самых "Булгаковских" районов Москвы.

Рядом с портретом - каштаны, напоминающие о Киеве - родном городе писателя. Окружающая среда очень разношерстна. Здесь немало кирпичных коробок, в которых жила социалистическая элита, с мемориальными досками в память о генералах и партийных дейтелях; при взгляде на них поневоле вспоминается знаменитая Булгаковская фраза про жилищный вопрос.
А еще здесь музей Бурганова, в котором чертовщины возможно больше, чем в любом другом музее Москвы


А прямо напротив граффити, на фоне элитного жилья XXI века - неприметный каменный дом с весьма примечательной историей.
Это древнейшее из сохранившихся в районе Арбата зданий было построено в конце XVII столетия. В первой половине XIX века дом перестроили в стиле ампир, в 1860-е годы был вновь частично перестроен — в формах эклектики, а к концу столетия был надстроен третий этаж.
Дом неоднократно менял владельцев, пока в XIX столетии хозяевами дома не стал лейб-медик Александра II Андрей Берс. Именно сюда приехал просить руки Софьи Берс Лев Николаевич Толстой. Именно здесь он слушал рассказы о том, как французы вошли в Москву в 1812 году. С большой вероятностью, дом был прообразом «Дома Ростовых» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (а вовсе не дом на Поварской).
Дом был расселен в 1980-х годах, после чего был фактически разрушен. Воссоздан на остатках старого дома в 2010 году.
Так что Михаил Афанасьевич оказался соседом Льва Николаевича и его героев.


Второе граффити появилось в Глазовском переулке, его автор - известная итальянская художница Alice Pasquini

К сожалению, у меня не вполне законченный вариант граффити (я торопилась посмотреть, как работает художница, но к сожалению, ее не застала), поэтому в дополнение - очень красивое фото с ее личного сайта


Граффити размещено на двухэтажном флигеле дома 10 в Глазовском переулке. Переулок этот маленький, но очень примечательный, сам по себе - смешение эпох и стилей.
Особняк XIX века (точнее, его сравнительно недавняя реплика) на фоне высотного здания МИДа. Дом, на котором находится граффити, соседствует с "ответвлениями" этого гигантского здания.


А сосед дома 8 - один из моих любимых и интереснейших домов в Москве: особняк Листа, который считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн. Это работа Льва Кекушева, замечательного архитектора трагической судьбы, выполненная в самые лучшие для него годы семейного счастья и творческих успехов. Достоверно неизвестно, строил Кекушев дом на продажу или для жизни с любимой женщиной и разрастающимся семейством.


Так и соседствуют обращенные в разные стороны раскованная женщина начала XXI века и лев - фирменный знак архитектора совсем другой эпохи

Читайте также: