По гроб доски правильный фразеологизм

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Тест по разделу «Фразеология»

для учащихся 6 класса

Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.

а)Встали очень рано и отправились в путь.

б)Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца .

в)« Запомни крепко-накрепко : каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

г)Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания .

д)Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было .

е)Станция железной дороги находится совсем близко отсюда.

ж)У каждого человека есть слабое место .

з)Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро , чтобы сообщить сестре новость.

и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то, Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, подать рукой.

2 . Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение.

а) обвести вокруг носа б) хоть глаз вырви в) не в своей кастрюле

3. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

а. Как снег на голову

б. Держать язык за зубами

г. Хоть глаз выколи

д. Не в бровь, а в глаз

е. Яблоку негде упасть

ж. Возносить до небес

з. Стреляный воробей

и. Водить вокруг пальца

к. Рассеиваться как дым

4. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

а) кот наплакал – вредно, глупо б) с горем пополам – еле-еле, кое-как

в) поставить крест – креститься, унижать г) водить за нос – заглушить, мешать

5. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

а) стреляный воробей – опытный б) обводить вокруг пальца – обманывать

в) с гулькин нос – много г) яблоку негде упасть – тесно

6. Объясните значение фразеологизмов :

а) Готов сквозь землю провалиться б) Язык без костей в) Волосы встали дыбом

7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

а) рукой подать – быстро, хорошо б) язык проглотить – вредно, тихо

в) под шумок – громко, открыто г) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

8 . Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

а) между двух огней б) ни два ни полтора в) как звёзд на небе г) лежать мёртвым грузом

9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

а) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

в) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.

10. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

11. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:

а) человек с головой – умный б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо

в) горячая голова – человек вспыльчивый г) разбить наголову – нанести полное поражение

д) голова садовая – много возомнить о себе

12. Значение фразеологизма «брать в свои руки»:

а) настойчиво добиваться чего-либо

б) принимать на себя руководство, управление чем-либо

в) добиваться чего-либо криком, руганью

г) действовать обманным путем

д) делать запись, заметку о чем-либо

13. Укажите фразеологизм:

а) держать в руках палку б) работать без году неделю в) работать с начала зимы

г) сорвалось с балкона д) проглотил кусочек хлеба

Ключ к тесту по разделу «Фразеология»

(для учащихся 6 класса)

1. а)Встали ни свет ни заря и отправились в путь.

б)Ученик дважды прочитал книгу от корки до корки .

в) Заруби себе на носу : каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

г)Сын очень часто баловался, а мама на это закрывала глаза .

д)Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то руки не доходят .

е)Станция железной дороги находится подать рукой отсюда.

ж)У каждого человека есть Ахиллесова пята .

з)Он тяжело дышал, потому что бежал со всех ног , чтобы сообщить сестре новость.

и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их водой не разлить.

Правительство могло бы оказать большую защиту населению Севера.
Несвоевременные выборы могут повлечь государственный переворот в стране.

Типы ошибок:
-Замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее; львиная часть вместо львиная доля).
-Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологического оборота (вступили новые правила вместо вступили в действие новые правила; оставлять желать много лучшего вместо оставлять желать лучшего).
-Использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания (К сожалению, на вечере, посвященном А.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне вместо задавали каверзные вопросы).
-Контаминация (смешение) двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу вместо припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение вместо играть роль и иметь значение).
-Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма (подвернуться под рукой вместо подвернуться под руку, бабушка на двоих сказала вместо бабушка надвое сказала).
-Нарушение грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами (никому и никогда он шапку не ломал вместо ни перед кем и никогда он шапку не ломал; cпикер выразил сожаление случившимся вместо cпикер выразил сожаление в связи со случившимся).
-Употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык; Зрители внушают мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать, вместо Зрители вселяют в меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать).
-Cтилистическая неуместность использования фразеологического оборота (Командир приказал сматывать удочки вместо Командир приказал уходить).

1. более корректно: "обеспечить/гарантировать защиту" или "оказать/предоставить помощь", поэтому тип ошибки -- контаминация (смешение) двух оборотов.
2. более корректно: "досрочные выборы" или "внеочередные выборы", поэтому тип ошибки -- использование неудачного определения в составе фразеологического сочетания. Также, более корректно: "спровоцировать переворот" или "повлечь (какие-либо) последствия", тип ошибки -- контаминация двух оборотов.

-Контаминация (смешение) двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски; припереть к горлу вместо припереть к стенке и подступить к горлу; играть значение вместо играть роль и иметь значение) .
оказывают помощь, а не защиту
-Замена компонента фразеологического сочетания (перебирать из пустого в порожнее вместо переливать из пустого в порожнее; львиная часть вместо львиная доля) .
не повлечь, а скорее-вызвать

Цель: развитие навыка нахождения фразеологизмов в тексте и определение их синтаксической роли; пользования словарями русского литературного языка.

Литература: фразеологический словарь, дидактический материал, словари русского литературного языка.

Ход выполнения занятия:

Если теоретический материал по ссылке просмотреть будет невозможно, обращаетесь к учебнику Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для сред. проф. образования. - 5-е изд., стер. — М., 2014.- 384с. (учебник прикреплён отдельным файлом) § 21, 22

2.Выполнить письменно упражнения.

Срок сдачи практической работы: к следующему занятию по расписанию.

Дополнительный материал для внимательного прочтения!

Виды лексических ошибок

1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать, профессия и специальность, новорождённый и именинник,учитель и преподаватель, годовщина и юбилей.

2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка, одинарный – ординарный, экскаватор – эскалатор, декрет – кредит, фауна – флора, АвстрияАвстралия, Швеция – Швейцария, нотариальная (контора) – натуральная и т.д.

3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов): командировочный – командированный, дипломат – дипломант, одеть – надеть, представить – предоставить, главный – заглавный, сытый – сытный, невежа – невежда, туристский – туристический и т.д.

4. Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»: грузинец (грузин), благородность (благородство), волнительный(волнующий), плагиаторство (плагиат), нервенный (нервный) и т.д.

5. Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»); Живописца поразила поза её лица; Базаров отрастил длинные волосы и красные обветренные руки; большая половина и т.д.

6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он), период времени, прейскурант цен, адрес местожительства, основной костяк, памятные сувениры, мемориальный памятник, народный фольклор, свободная вакансия, внутренний интерьер, продолжай дальше, вдруг неожиданно, очень сильно и т.п.

7. Тавтология (от греческих tauto – то же самое и logos – слово) – крайняя форма, разновидность плеоназма – непреднамеренное употребление в пределах фразы однокоренных слов; более грубая ошибка, так как происходит дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли, соединить воедино, вновь возобновить, бездонная бездна, заданное задание и т.п. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Я записал задание. Придя домой, я стал выполнять задание. Я легко справился с этим заданием. Повторы создают однообразие речи, т.е. делают ее бедной, следовательно, это не лексическая, а стилистическая ошибка – нарушение принципа богатства речи. Далеко не все плеоназмы и тавтологии являются нарушением нормы (см.: Аникин, А.И. Употребление однокоренных слов в предложении. – М., 1965).

8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Это предложение следует оставить (сохранить или отбросить?); Ты уже отходишь? (выздоравливаешь или умираешь?); Студенты разбирают книги (перебирают или берут себе?) и т.п.

9. Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки; Герасим уволился по собственному желанию; Чацкийвернулся из командировки; В Древней Руси выходила газета «Русская правда» и т.п.




К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

Виды фразеологических ошибок

1. Замена слова в составе фразеологизма: Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Пришли к шляпочному разбору (шапочному); Они вставляют ему прутья в колеса (палки); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Я выполнил львиную часть работы (долю) и т.п.

2. Усечение фразеологизма (пропуск слова): Я более менее готов к экзамену (более или менее); Его успехи оставляют желать… (лучшего); Ты работаешь на износ, а это чревато… (тяжелыми / неприятными последствиями); Нечего биться … об стенку – сам виноват (головой); Хлестаков мечет бисер …, а ему все верят (перед свиньями) и т.п.

3. Расширение лексического состава фразеологизма (лишнее слово): Пора тебе браться за свой ум; Не все могут дать хороший, достойный отпор; Я этого до своего гроба не забуду; Вы обратились не по тому адресу; Вернулся к отеческим родным пенатам; У него тяжелая, сильная рука и т.п.

4. Искажение грамматической формы компонентов (слов) в составе фразеологизмов: Хватит бить баклушу – пора работать (баклуши); Нечего лить крокодильи слезы (крокодиловы); Грабят среди белого дня (средь бела); Не ходи на босую ногу (босу); Меня чуть кондрашка не хватила (хватил); Он работает спустив рукава (спустя); Вернулся в родные пенаты (к родным пенатам) и т.п.

5. Контаминация (от латинского contamination – смешение) – смешение и совмещение частей двух сходных по форме или по значению фразеологизмов: Он выбивался из кожи (лез из кожи + выбивался из сил); Я тертый воробей (тертый калач + стреляный воробей); Это имеет большую роль (имеет значение + играет роль); Этому вопросу уделяли серьезное значение (уделять внимание + придавать значение); Книга произвела на людей большое влияние (произвести впечатление + оказать влияние) и т.п.

6. Плеонастические сочетания с фразеологизмами: случайная шальная пуля, путеводная нить Ариадны, уязвимая ахиллесова пята, напрасный мартышкин труд, петь хвалебные дифирамбы, нерифмованные белые стихи и т.п.

7. Употребление фразеологизмов в несвойственном значении и, как следствие этого, нарушение семантической сочетаемости: Поездка в Италию – моя заветная лебединая песня (лебединая песня – предсмертная, прощальная песня); «Пришла пора и нам выходить на большую дорогу», – сказала выпускница школы (выйти на большую дорогу – заняться грабежами, разбоем); Заканчиваем работу, на сегодня наша песня спета (спета песня – чьи-либо успехи, преуспевание, жизнь кончились или близятся к концу); Посмотрел передачу от корки до корки (от корки до корки, т.е. полностью, читают книги); Его сизифов труд наконец дал положительные результаты (сизифов труд – тяжелая, бесконечная и бесплодная работа) и т.п.

8. Нарушение стилистической сочетаемости фразеологизмов (использование фразеологизмов сниженной стилистической окраски в книжных стилях, и наоборот – книжных фразеологизмов в бытовых ситуациях): Калашников задал жару Кирибеевичу; Элен сделала из Пьера Безухова дойную корову, а сама наставляла ему рога; Моего мужа золотой телец одолел; и т.п.

Упражнение 1.

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов). Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

(Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, (наступила, началась) война, плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), глубокая (старость, юность, ночь).

Упражнение 2.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность. Запишите в тетрадь правильный вариант.

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

4) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

5) Все гости получили памятные сувениры.

Упражнение 3.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. Устно объясните их значение, обра­щайтесь за справками к фразеологическим словарям. Выпишите в тетрадь эти фразеологизмы.

1) На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

2) Бросились искать приезжего. а его и след .

3) У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой .

4) Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи .

5) Мы его расспрашиваем, а он словно воды .

Упражнение 4.

Распределите фразеологизмы по трём группам: фольклор, мифология древнего мира, история.

За тридевять земель, кануть в Лету, при царе Горохе, казанская сирота, Пиррова победа, филькина грамота, провалиться в тартары, ахиллесова пята, муки Тантала, по щучьему велению, кричать в всю ивановскую, поднять на щит, троянский конь, коломенская верста, перейти Рубикон, вавилонское столпотворение, положить в долгий ящик, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, молочные реки и кисейные берега, метать громы и молнии, дамоклов меч.

Упражнение 5.

В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов. Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове. 3. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 4. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 5. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 6. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 7. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 8. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 9. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 10. Это дешевле, чем пареная репа.


– Лично я и все узники, которым доведётся попасть в восстановленные камеры, будут по гроб доски благодарны вашему сыну.

Ассоциации к слову «гроб»

Ассоциации к слову «доска»

Синонимы к слову «гроб»

Синонимы к слову «доска»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «по гроб доски»

  • Говоря о колдовстве, она понижала голос до жуткого шёпота, её круглые розовые щёки и полная, налитая жиром шея бледнели, глаза почти закрывались, в словах шелестело что-то безнадёжное и покорное. Она рассказывала, как ведуны вырезывают человечий след и наговорами на нём сушат кровь человека, как пускают по ветру килы [Кила — грыжа — Ред.] и лихорадки на людей, загоняют под копыта лошадей гвозди, сделанные из гробовой доски , а ночью в стойло приходит мертвец, хозяин гроба , и мучает лошадь, ломая ей ноги.

Сочетаемость слова «гроб»

Сочетаемость слова «доска»

Значение слова «гроб»

ГРОБ , -а, предл. в гробу́, на гро́бе и на гробу́, о гро́бе, мн. гробы́, м. 1. Специальный ящик, в котором хоронят умершего. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «доска»

ДОСКА́ , -и́, вин. до́ску, мн. до́ски, досо́к, доска́м, ж. 1. Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна. Дубовая доска. Сосновая доска. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «гроб»

  • Все будут одинаковы в гробу.
    Так будем хоть при жизни разнолики!

Дополнительно

Значение слова «гроб»

ГРОБ , -а, предл. в гробу́, на гро́бе и на гробу́, о гро́бе, мн. гробы́, м. 1. Специальный ящик, в котором хоронят умершего.

Значение слова «доска»

ДОСКА́ , -и́, вин. до́ску, мн. до́ски, досо́к, доска́м, ж. 1. Плоский с обеих сторон кусок дерева небольшой толщины, выпиленный или вытесанный из бревна. Дубовая доска. Сосновая доска.

Синонимы к слову «гроб»

Синонимы к слову «доска»

Ассоциации к слову «гроб»

Ассоциации к слову «доска»

Сочетаемость слова «гроб»

Сочетаемость слова «доска»

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

до гробовой доски

1. высок. до конца жизни ◆ Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски! А. Н. Островский, «Гроза», 1860 г. ◆ Когда умерла мама, сестра уже была обеспеченной до гробовой доски вдовицей, но разве это основание не поделиться с ней? Галина Щербакова, «Дивны дела Твои, Господи…», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова макаль (существительное):

Ассоциации к слову «доска»

Синонимы к словосочетанию «до гробовой доски»

Предложения со словосочетанием «до гробовой доски»

  • Молодые люди имели неосторожность обмениваться письмами с пылкими признаниями в любви до гробовой доски.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «до гробовой доски»

  • Собственно же за русское направление, за славянофильство, как бы Шишков ни понимал его криво, которое он исповедовал и проповедовал с юных лет до гробовой доски , которого был мучеником, — он имеет полное право на безусловную, сердечную нашу благодарность.

Сочетаемость слова «гробовой»

Сочетаемость слова «доска»

Афоризмы русских писателей со словом «гробовой»

  • равнодушие — это самое коварное оружие! Можно бороться со всякою силою, но как одолеть это гробовое молчание невидимого врага, это непризнавание значения, прав…

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «до гробовой доски»

Молодые люди имели неосторожность обмениваться письмами с пылкими признаниями в любви до гробовой доски.

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски…

Прошу вас стать моим наречённым отцом, клянусь быть с вами до конца, быть верным до гробовой доски!

Читайте также: