Первый камень при строительстве

Обновлено: 12.05.2024

В отличие от язычников, которые замуровывали в фундаменты своих храмов принесенных в жертву младенцев, подростков или жертвенных животных, православные святыни зиждутся на более крепких вещах – на краеугольных камнях, положенных в их основание.

Как это происходит

При заложении этого камня священники совершают «чин на основание», который включает в себя не только закладывания камня под будущий алтарь, но и воздвижение креста.

Камень, положенный в основание храма, делают четырехугольным и высекают на нём крест. Под крестом делают выемку для частицы святых мощей того святого, в честь которого ставят храм или какого-либо другого святого.

Обычай этот пришел к нам из древности – еще в «Сказании о Софии Цареградской» было написано, что «егда ж создаваху 12 рядовь (камней), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве» (С.Г. Виленский «Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе»). Так бывает не всегда, а лишь по непосредственному желанию местного епископа, без которого невозможно построить ни один православный храм. Нарушивший это правило извергается из церкви Христовой как человек, не признающий власти высших архиереев.

Чин начинается крестным ходом в сопровождении мирян и клира, затем продолжается молебном с освящением воды и масла (елея). Освященный святой водой камень полагается в основание будущим настоятелем храма, им же водружается и крест, который обычно ставят на место, где будет находиться престол.

На кресте пишут молитвенные слова с просьбой к Богу освятить алтарь и престол и делают надпись о том, что такого-то числа заложен такой-то храм по благословению такого-то иерарха. Табличку с такой же надписью могут закрепить на камне либо же высечь эти слова на нем.

Если в это же время закладывается фундамент храма, то священник обходит его углы и освещает их, кропя святой водой.

С краеугольного камня начался мир?

Обычай закладывать в основание храма краеугольный камень появился еще у иудеев, считающих, что камень, на котором зиждется вся вселенная, находится на иерусалимской Храмовой горе. Это предание основано на Устной Торе, где говорилось, что с этого камня началось Сотворение Богом всей вселенной. Он бросил его в хаос, и камень стал причиной преобразования хаоса в наш мир.

О существовании камня Бог рассказал праотцу еврейского народа – Аврааму. Именно на месте краеугольного камня Авраам должен был по повелению Бога принести Ему в жертву сына Исаака. Именно из этого камня позже были сделаны Скрижали Завета и возле него находился сам Ковчег Завета после того, как на горе царем Соломоном был вовзеден Иерусалимский храм. Отсюда иудеи-первосвященники обращались с молитвами к Богу, и здесь было Его обиталище.

Новый Завет дал новый камень

Однако Новый Завет дал христианам новое основание мира – Христа, который так и говорил о себе: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс.117:22). О Спасителе, как о краеугольном камне мира и как о камне преткновения, о который споткнулись иудеи, повествует и апостол Пётр: «Он для. верующих драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» (1.Петр.2:6–8).

Традиция появилась во времена гонений

Традиция закладывать в основание храма частицы святых мощей появилась еще во времена первоапостольской Церкви. В те времена христиане была вынуждены прятаться от гонителей в катакомбах Рима и совершать Литургии на могилах замученных язычниками святых. С тех пор в Православной Церкви появился обычай при закладке нового храма полагать в его краеугольный камень частицу мощей.

В современной России традиция закладывать в фундаменты храмов святыни продолжается. Например, в Приамурье в Белогорске при закладке храма святых Петра и Февронии в фундамент храма была положена частица мощей Святого Евтропия Амасийского (2015 год), а в городе Свободный, который выстроен возле нового космодрома, в Свято-Никольский храм заложили камни со святых мест. На Украине при строительстве храма иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» была заложена капсула с частицей мощей Св. мученика Трифона.

Первоначальное называние — Петропавловская крепость Санкт Петербурга. Городское строительство шло за переделами крепости, для чего в том числе и осушались располеженные в дельте Невы болота. Работами руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог» — надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор.

Первым и главным строительным и облицовочным природным камнем в Санкт-Петербурге оказался природный камень Ингерманландии, так называемая путиловская плита — плитчатый известняк из карьеров Путиловской горы и из каменоломен на реках Тосне, Ижоре и Волхове. Эта плита находит применение в фундаментах, цоколе, разных конструктивных элементах и в виде бута. «Не жалко земли, жалко путиловской горы» , — говаривал Пётр.

Затем к ней прибавились карельские мраморы, граниты из Финляндии и Карелии, уральский малахит, карельский кварцит, мраморы из Италии и других стран. Примерно с последнего десятилетия XIX века в строительстве Петербурга используются граниты из Швеции и западной Финляндии, песчаник из Польши и немецкие песчаники.
Однако, разработки карельского мрамора и финляндского гранита и превращение этого края в основного поставщика строительного камня для возведения новой столицы имеют свою историю.

Одним из первых искал и нашёл такой камень пастор Санкт-петербургского финского прихода, Самуил АлопеусС. Алопеусу принадлежит открытие в 1765 г. знаменитого месторождения мрамора в Рускеале.
Гранит серого цвета, так называемый сердобольский, стал завозиться в Санкт-Петербург еще в 1740-е годы, но поначалу он использовался только для кладки фундаментов. Расцвет гранитных работ начинается с 60-х годов XVIII в. С этого времени серый и серовато-розовый сердобольский камень из окрестностей города Сортавала находит широкое применение в строительстве. Он добывался в карьерах по западному берегу Ладожского озера и отсюда легко доставлялся по Ладоге в Санкт-Петербург. Его используют в городских монументах, скульптуре, цоколях зданий, в колоннах портиков, в оформлении Невских ворот Петропавловской крепости, в декоративно-строительных элементах фонтана в садике у Зимнего дворца.

Гранит. В окрестных землях.

При строительстве центра Санкт-Петербурга в качестве облицовочного камня использованы граниты, диабазы, габбро, гнейсы, сланцы, кварциты, песчаники, мраморы, известняки, травертины.
Обычный камень в городской скульптуре — это известняк, мрамор и гранит.
Первым и главным строительным и облицовочным природным камнем в Санкт-Петербурге оказался плитчатый известняк из карьеров Путиловской горы и из каменоломен на реках Тосне, Ижоре и Волхове.
Он издавна использовался при сооружении древних крепостей и церквей, а потому его месторождения были освоены в первые же годы возведения города.

Эта странная традиция была распространена на Руси тысячелетиями и сохранялась вплоть до конца XVIII века, а в некоторых местах встречается и сейчас. Правда, не везде, а на северо-западе России: в Новгороде и на Ладоге; и в западной части Сибири, куда активно переселялись выходцы из новгородской земли.

Отдельные случаи встречались в Суздале и в Залесском Ярополче; ученые тоже связывают их с перемещениями новгородцев. Речь идет о «строительной жертве», в качестве которой русские издревле использовали домашний скот – птицу, коров и коней, а то и людей. Несмотря на запрет подобного жертвоприношения Русской православной церковью, обряд продолжали практиковать и в XIX веке, используя для этого разные предметы: монеты, перстни, зерно и даже хлеб, а на Украине даже в это время в жертву приносили быков и коров.

Основа здания – череп?

Обычай этот уходит корнями в кровавые языческие времена, когда существовал культ головы – вместилища души и силы человека или животного. Из этого культа и проистекал обычай строить жилье – от княжеского терема до простой избы, – «на голове». Самые первые строительные жертвы были найдены в Новгороде советскими археологами еще в 1953 году. На Ильинском раскопе XI века были обнаружены останки жертвенного коня, причем голова его лежала отдельно от туши; на ногах животного сохранились путы, а рядом были положены кнут и свечи. Здесь же под остатками древних жилищ были найдены черепа быков с рогами. Оказалось, что неотъемлемой частью жертв у древних новгородцев и жителей Старой Ладоги были ковши и братчины – чаши для братания, которые символизировали вместилище души покойника. Например, в Старой Ладоге археолог Евгений Александрович Рябинин нашел заготовку ковша под наковальней древней кузницы. Закладывали под строение и лошадиные черепа – в том же Новгороде было найдено около сорока таких «закладок», что говорит о повсеместном распространении языческих поверий в Новгороде. Одни из них лежали под венцами домов справа от входа, а другие – под углами. Самая поздняя жертва датируется XV веком. Подобные «заклады» археологи встречали в Старой Русе, в Городке на Ловати, в Риге, в Суздале. Часто суеверные люди использовали черепа собак и домашних животных, которые закладывали под углы, но иногда клали черепа под фундамент русской печи, а на Рюриковом Городище в Приильменьи в качестве такой жертвы нашли останки целой коровы, а у хлебных печей, устроенных во дворах, обнаружили девять коровьих черепов, лежащих полукругом. В Ярополче Залесском в XII–XIII веках черепа коровы опускали в подвал и там закапывали. Такие же «заклады» в подполах обнаружили под Нижним Новгородом в поселении Нижнее Константиново-I.

При переселении в Сибирь русские принесли с собой и языческие пережитки. Например, в Ляпинском остроге (Ханты-Мансийский АО) под стеной острога кто-то закопал два собачьих черепа. Много «закладов» археологи нашли в Мангазее: это черепа и скелеты собак, магические круги из разных предметов, преднамеренно порванная кожаная обувь, сломанные ножи, женские гребни, украшения и даже… нательные кресты! Самыми удивительным находками были деревянные и костяные фаллосы. Все эти «жертвы2 строители помещали под заваленками, под венцами, под фундаментами печей и даже просто под полом. Зачем же они были нужны?

Обычай этот действительно древний и уходит корнями в человеческие жертвоприношения, когда в основание строений, чтобы умилостивить богов, замуровывали то убитых рабов, то младенцев. Было это распространено не только в древнем Вавилоне или в Месопотамии, но и на Руси и практиковалось даже в христианские времена. Например в украинском городе Василёве на раскопках храма археологи нашли «закладную жертву» – тело мужчины, которого убили, расчленили и положили в каменный гроб под пол, дополнив погребение сожженной едой и костями жертвенных животных. А в в фундамент под стеной храма нелюди живьем замуровали двух годовалых детей. Стена в этом месте пошла трещинами, и язычники осуществили «ремонт», умилостивив своих кровожадных богов.

Умиротворяли друидских духов?

Есть версия, что жертва связана с умиротворением духов, обитающих в земле, которые всегда считались самыми кровожадными. Но российский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин объяснял строительную жертву еще более древними верованиями – поклонением тотемам-деревьям и духам, которые в них якобы обитали. Так как на Руси дома строили из бревен, табу на вырубку деревьев, каждое из которых считалось священным, нарушалось. Кровавой жертвой славяне старались умилостивить духов, чтобы те не пришли мстить. Сначала им «отдавали» детей, женщин и мужчин, а позже стали приносить в жертву домашний скот и даже вещи. Язычники считали, что изображение мужского полового члена, закопанное под печкой, отпугнет чертей, шерсть – даст тепло, а воск – послужит оберегом.

Их спасал «дух» коня?

Что же касается конских черепов, то ученые относят традицию закладывать их под фундамент жилищ к культу коня, который существовал в Древней Руси. Древние славяне верили, что лошадь может не только унести от врага, но и отпугнуть его. Убивая жертвенную лошадь, они надеялись, что дух животного сохранит дом от несчастий. Если невозможно было принести в жертву коня, то под дом закладывали его изображение – игрушку, подвеску.

«Строительная жертва» жива?

К сожалению, никакие запреты церковников не повлияли на людей. Многие до сих пор при строительстве дома кладут под нижние венцы домов монеты и украшения. Правда, вместо кровавых жертв теперь делают жертвы бескровные, а часто даже церковными предметами – ладаном, освещенными церковными свечами, что только усугубляет грех людей перед Богом. Правда, в некоторых местах деньги стали чаще отдавать строителям, чтобы те «не ленились». Тем не менее, суеверия живучи. Например, в городе Ангарске Иркутской области, при ремонте в одном из домов в старой части города, которая была построена в конце 1940-х годов, под полом обнаружили скелет собаки. Была ли это «закладная жертва» судить сложно, но факт остается фактом.

В отличие от язычников, которые замуровывали в фундаменты своих храмов принесенных в жертву младенцев, подростков или жертвенных животных, православные святыни зиждутся на более крепких вещах – на краеугольных камнях, положенных в их основание.

Как это происходит

При заложении этого камня священники совершают «чин на основание», который включает в себя не только закладывания камня под будущий алтарь, но и воздвижение креста. Камень, положенный в основание храма, делают четырехугольным и высекают на нём крест. Под крестом делают выемку для частицы святых мощей того святого, в честь которого ставят храм или какого-либо другого святого. Обычай этот пришел к нам из древности – еще в «Сказании о Софии Цареградской» было написано, что «егда ж создаваху 12 рядовь (камней), тогда патриарх с епископы и священникы молитвы творяху и мощи святых полагаху, сице творяху и до совръшенна церкве» (С.Г. Виленский «Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе»). Так бывает не всегда, а лишь по непосредственному желанию местного епископа, без которого невозможно построить ни один православный храм. Нарушивший это правило извергается из церкви Христовой как человек, не признающий власти высших архиереев. Чин начинается крестным ходом в сопровождении мирян и клира, затем продолжается молебном с освящением воды и масла (елея). Освященный святой водой камень полагается в основание будущим настоятелем храма, им же водружается и крест, который обычно ставят на место, где будет находиться престол. На кресте пишут молитвенные слова с просьбой к Богу освятить алтарь и престол и делают надпись о том, что такого-то числа заложен такой-то храм по благословению такого-то иерарха. Табличку с такой же надписью могут закрепить на камне либо же высечь эти слова на нем. Если в это же время закладывается фундамент храма, то священник обходит его углы и освещает их, кропя святой водой.

С краеугольного камня начался мир?

Обычай закладывать в основание храма краеугольный камень появился еще у иудеев, считающих, что камень, на котором зиждется вся вселенная, находится на иерусалимской Храмовой горе. Это предание основано на Устной Торе, где говорилось, что с этого камня началось Сотворение Богом всей вселенной. Он бросил его в хаос, и камень стал причиной преобразования хаоса в наш мир. О существовании камня Бог рассказал праотцу еврейского народа – Аврааму. Именно на месте краеугольного камня Авраам должен был по повелению Бога принести Ему в жертву сына Исаака. Именно из этого камня позже были сделаны Скрижали Завета и возле него находился сам Ковчег Завета после того, как на горе царем Соломоном был вовзеден Иерусалимский храм. Отсюда иудеи-первосвященники обращались с молитвами к Богу, и здесь было Его обиталище.

Не для кого не секрет, что именно основание самое главное и основное при строительстве дома, да и не только его. Сегодня мы все делаем бетонные основания, причем иногда не задумываясь о тратах. Сто лет и более вообще обходились без цемента и бетона, но от этого фундаменты не были слабее. В этом можно убедиться, посмотрев на дома, которые уже стоят более века.

Возникает резонный вопрос, почему так?

Неужели люди были более ответственные или стройматериалы были намного лучше по качеству?

На это ответить просто. Раньше, в старину, строили так же, как строили и много веков назад. Строители и архитекторы помнили и знали, что нет ничего хуже забыть или наплевать на большой опыт предков накопленный за огромный период времени.

Строительство основания на слабых и пучинистых грунтах

Как видно на рисунке 71 в основание фундамента положены лежни из бревен, с небольшими промежутками между ними, причем в два ряда и крест на крест. Промежутки заполнены мелким камнем и утрамбованы. Бревна сосны и лиственницы, под землей, без доступа кислорода могут пролежать не одну сотню лет. Под водой они тоже не портятся. Но если сегодня сами фундаменты, в основном строго вертикальные, то раньше они расширялись книзу и это повышало устойчивость постройки и соответственно ее долговечность и надежность.

На рисунке 72 изображен цоколь здания. Как видно на рисунке, снаружи цоколь выложен из камня (рис 73), а уже внутренняя стена из кирпича. Также выкладывался и подвал.

Камень для фундаментов и цоколя выбирали специально. Причем для этого были созданы специализированные артели, которые занимались только камнем и мастера, знающие о камне все, что нужно для дела.

Цемент в то время уже был и бетон тоже изготавливали, но фундаменты делали из бутовых камней с цементно- известковым раствором с добавлением песка, так как написано в книгах, смесь цемента и гладких, гранитных булыжников с песком имеет меньшую крепкость и долговечность.

Сегодня подобные фундаменты тоже делают, но к сожалению не всегда, особенно в частном строительстве учитывают качество и мягкость грунта.

Так же часто не зная или не обращая внимания, на то, что цоколь практически часто мокнет, делают его из неподобающих материалов, что приводит к быстрому разрушению как самого цоколя, так и здания, если не принять своевременные меры к его спасению.

Читайте также: