Отличие памятной доски от мемориальной

Обновлено: 27.04.2024

В пятницу, 1 июля, новостные ленты внезапно взорвались горячей новостью:

«Депутат Ковалев добился признания незаконности доски Маннергейму»

«Совет по мемориальным доскам в Петербурге признал доску Маннергейму незаконной»

«Мемориальная доска Маннергейму установлена без необходимых разрешений»

«Совет по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга признал установку памятной доски финскому маршалу Карлу Маннергейму незаконной, сообщил «Интерфаксу» член совета, депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев в пятницу.

«По моему предложению совет по мемориальным доскам рассмотрел вопрос об установке доски на здании Захарьевская, 22 и констатировал, что данная мемориальная доска установлена в нарушение действующего в Петербурге закона», - подчеркнул он.

По словам А.Ковалева, размещение памятных досок возможно только в случае одобрения советом или при наличии соответствующего распоряжения губернатора Петербурга. При установке доски К.Маннергейму ни одно из условий не было соблюдено».

Как сообщил Сухенко, на совете действительно обсуждался данный вопрос, однако никаких решений не принималось. «Была высказана наша позиция, согласно которой мемориальной доски Маннергейму в Петербурге нет. Мемориальная доска имеет определенные признаки, например, должна иметь привязку к месту, то есть указывать, что делал человек в этом доме и в какое время. Кроме того, на самой доске есть фактические ошибки, о них неоднократно уже говорилось», – отметил чиновник.

Сухенко добавил, что в комитете считают прозванную доской Маннергейма памятным знаком, а его установка уже не относится к ведению городских чиновников».

И тут граждане окончательно перестали что-либо понимать. Доска есть, но доски нет, Совет решение принял, но Совет решения не принимал…

Внесём ясность. Давайте-ка разберёмся, в чём неправ депутат Ковалёв, и почему народ не понял слов председателя Сухенко.

Начнём с рассказа о процедурах и с определения понятий.

В Питере на фасадах домов могут быть размещены различные объекты, в том числе и произведения искусства. На чиновничьем языке все эти объекты называются «элементами благоустройства» (ЭБ). Существует обширная классификация ЭБ, но нас сейчас интересуют только отдельные их виды, а именно «произведения монументального искусства, не обладающие признаками капитальности». Ещё больше сузим круг, и рассмотрим всего два вида «произведений искусства»:

1. Памятный знак
2. Мемориальная доска

Сначала вспомним предусмотренную законом процедуру размещения в Питере мемориальных досок, а потом поговрим о понятиях и определениях.

Сразу скажу, что правила относительно размещения в Питере мемориальных досок – весьма жёсткие. Организация, решившая установить на фасаде одного из питерских зданий мемориальную доску, должна запастись терпением и приготовиться к длительной процедуре согласования.

Процесс установки в Питере мемориальной доски состоит из следующих этапов:

- предложение об установке мемориальной доски подаётся в Комитет по культуре
- Комитет по культуре рассматривает поступившее предложение на предмет его соответствия требованиям, установленным Законом Санкт-Петербурга «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге»
- в случае соответствия предложения требованиям Закона Комитет по культуре передаёт предложение на рассмотрение Совета по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга
- Совет рассматривает предложение, направленное Комитетом, принимает решение об установке мемориальной доски и сообщает об этом в Комитет
- принятое Советом решение об установке мемориальной доски служит основанием для подготовки Комитетом по культуре проекта правового акта Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски
- проект правового акта Правительства Санкт-Петербурга об установке мемориальной доски согласовывается с КГА, КГИОП, администрацией района Санкт-Петербурга, на территории которого устанавливается мемориальная доска
- после завершения всех согласований Губернатор Санкт-Петербурга подписывает «Распоряжение об установке мемориальной доски».

Всё. Инициатор может спокойно выдохнуть и приступать к процессу установки мемориальной доски (за свой счёт).

А теперь разберёмся, в чём же конкретно неправ депутат Ковалев.

Он, считая бронзовый предмет, появившийся 16 июня на фасаде здания по адресу Захарьевская, 22, мемориальной доской, заинтересовался: а проходила ли данная «мемориальная доска» через многоступенчатую процедуру разрешений/согласований? Поднял наш депутат Ковалев документы, не нашёл ни Решения Совета по мемориальным доскам, ни Распоряжения Губернатора относительно «доски Маннергейма», пришёл к выводу, что кто-то, не согласовав вопрос и не получив разрешения, установил «мемориальную доску», воспылал депутат праведным гневом и «кинулся в атаку».

Осталось понять, а является ли бронзовый предмет, появившийся 16 июня на фасаде здания по адресу Захарьевская, 22, на самом деле мемориальной доской? Что же такое "мемориальная доска"?

Потерпите ещё немного, и вам всё станет ясно. Переходим к определениям.

Мемориальные доски - разновидность, то есть подвид памятных знаков. И понять, что перед нами: «мемориальная доска» или «памятный знак, не являющийся мемориальной доской», очень просто. Вот определения.

1. Памятный знак – локальное тематическое произведение с ограниченной сферой восприятия, посвященное увековечению события или лица: стела, обелиск и другие архитектурные формы.

(Из Закона города Москвы «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения») Определение - из московского закона, потому что питерского я не нашёл.

2. Мемориальная доска

а). Мемориальные доски бывают следующих видов:
- мемориальные доски, содержащие только текст;
- мемориальные доски, в композицию которых помимо текста включены портретные изображения и декоративные элементы.

б). Текст на мемориальной доске должен содержать краткую характеристику события, которому посвящена мемориальная доска, указание на связь события с конкретным адресом, по которому мемориальная доска установлена, а также даты, указывающие период, в течение которого выдающаяся личность или событие были каким-либо образом связаны с данным адресом.

(Из Закона Санкт-Петербурга «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 13 апреля 2016 года))

Иначе говоря: всякая мемориальная доска есть памятный знак, но не каждый памятный знак можно назвать мемориальной доской.

- и мемориальная доска, и любой другой памятный знак предназначены для увековечивания памяти о каком-то событии или человеке

- но для того чтобы какой-то памятный знак можно было назвать мемориальной доской, он должен быть привязан к конкретному адресу (конкретному зданию), где происходило это событие или на протяжении какого-то временного отрезка находился этот человек.

Классическая плоская мемориальная доска из мрамора с вырезанным на поверхности изображением и текстом
«В этом доме жил с 1987 по 2006 гг. Ганьжин М.Г.»

Мемориальная доска из мрамора с барельефом
«В этом доме с 1947 по 1956 год жил В.П. Костенко»

Мемориальная доска из бронзы с барельефом
«В этом доме с 1976 по 1994 год жил Огарков Н.В.»

Мемориальная доска из бронзы с горельефом (творческий вариант)
«Ю.В. Дуров жил в этом доме с 1964 по 1971 год»

Обратите внимание на присутствующие в каждом примере три обязательных признака мемориальной доски :

- краткую характеристику события или лица, которому посвящена мемориальная доска;
- указание на связь события или лица с конкретным адресом, по которому мемориальная доска установлена;
- даты, указывающие период, в течение которого выдающаяся личность была каким-либо образом связана с данным адресом.

А вот как выглядят памятные знаки, не являющиеся мемориальными досками.

Памятный знак в честь выступления М.И. Калинина в 1922 году на митинге в Керчи. Здесь есть дата события – но нет адреса, поскольку Михал Иваныч выступал на открытом воздухе, на бульваре.

Памятный знак А.С.Пушкину в г. Красный Сулин Ростовской области. Пушкин в Красном Сулине не бывал, поэтому на знаке нет упоминания ни о конкретном событии, ни об адресе, ни о датах.

1352571912


Памятный знак в честь 60-летия Калининградской области. Разумеется, никакой привязки к конкретному адресу нет.

Памятный знак «Блокадная полынья» с надписью «Здесь из ледяной проруби брали воду жители блокадного Ленинграда». Опять же – нет ни дат, ни конкретного адреса.

Теперь посмотрим на треклятую «доску Маннергейма».

Барельеф и надпись: «Генерал-лейтенант Русской армии Густав Карлович Маннергейм. Служил с 1887 по 1918 гг.».

Кто из дочитавших до этого места сходу ответит, почему этот бронзовый предмет не является «мемориальной доской»? Правильно, возьмите с полки пирожок.

Из трёх обязательных признаков мемориальной доски:

- краткая характеристика события или лица
- указание на связь события или лица с конкретным адресом
- даты, указывающие период, в течение которого выдающаяся личность была связана с данным адресом

у "доски Маннергейма" два отсутствуют напрочь – не указано, как именно и в какие годы Маннергейм был связан со зданием, расположенным по адресу Захарьевская ул, 22.

"Доска Маннергейма" - "памятный знак, не являющийся мемориальной доской", а такими памятными знаками ни Совет по мемориальным доскам, ни Комитет по культуре не занимаются.

Вот потому-то депутат Ковалев «бьёт в пустоту». Он не понимает формулировку Закона и ошибочно считает бронзовый предмет на фасаде Военного инженерно-технического института «мемориальной доской». А его выкладки, основанные на исходном ошибочном убеждении – соответственно, ложны.

Председатель Комитета Сухенко, как мог, попытался объяснить людям, в чём Ковалев неправ. Вот только изъясняется Сухенко очень косноязычно, и, вместо того чтобы прояснить вопрос, он внёс только бОльшую путаницу.

Если перевести с "чиновничьего" на обычный русский язык загадочную фразу Сухенко "мемориальной доски Маннергейму в Петербурге нет", то всё встанет на свои места.

Чиновник имел в виду: "Да нет в Питере никакой "мемориальной доски Маннергейму"! То, что вы называете "мемориальной доской Маннергейму", - на самом деле "памятный знак, не являющийся мемориальной доской". А согласованием установки "памятных знаков" Комитет по культуре не занимается, и, соответственно, этот бронзовый объект мы не рассматривали и не согласовывали. И не могут ни Совет по мемориальным доскам, ни Комитет по культуре признавать какой-либо из "памятных знаков" незаконным - это не наша сфера ответственности. ".

Кстати, Ковалев не внял голосу разума и продолжает упорствовать в своем заблуждении.

А он… настойчивый.

И – кое-что поясню.

Возможно, кто-то из читателей задаётся вопросом: почему это вдруг dimitry1967, ярый противник установленной в Питере «доски Маннергейма», не поддерживает своего единомышленника депутата Ковалева, а наоборот, стремится доказать, что Ковалев неправ?

Ковалев – прав по сути. Он прав в том, что бронзовый объект на фасаде здания по адресу Захарьевская, 22 установлен незаконно. Этот объект не проходил положенных согласований и не был принят соответствующей комиссией.

Но Ковалев ошибается в квалификации деяния. Он ошибочно считает бронзовый объект «мемориальной доской», ошибочно утверждает, что нарушена процедура согласования установки «мемориальных досок», и выводит «незаконность» доски отсюда.

Это – грубая ошибка.

На следующей неделе подключатся юристы, с помощью Закона «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге» легко докажут, что Ковалев ошибается, и депутат будет выглядеть дураком.

А противники «доски», поверившие в скорую победу, соответственно, будут жестоко разочарованы.

Вот чего я всеми силами хотел бы избежать. Но Ковалев своим упорством, похоже, сделал такую развязку неизбежной. И это печально…

Читатель может спросить: так что же теперь, раз «доска» оказалась не «мемориальной доской», а «памятным знаком»? Нам остаётся только опустить руки и сдаться?

Нет. Сдаваться ещё рано. «Есть приёмы и против Кости Сапрыкина!».

Да, установка «памятного знака» не требует согласования с Комитетом по культуре.

Да, для установки «памятного знака» не требуется «Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга».

Но это вовсе не значит, что проект и установку «памятного знака» не нужно было ни с кем в Питере согласовывать.

Готовятся новые запросы (скорректированные после уточнения «видовой принадлежности» доски). Расследование идёт. Борьба продолжается. Незаконность установки "памятного знака" непременно будет доказана.

И я верю, что довольно скоро «доска позора» с фасада здания по адресу Захарьевская, 22 исчезнет!

1. Мемориальные доски и другие памятные знаки должны выполняться из прочных долговечных материалов (мрамора, гранита, чугуна, бронзы, других видов камня и металла или их сочетаний).

2. Текст, располагаемый на мемориальных досках и других памятных знаках, должен быть изложен на русском языке в лаконичной форме, содержать сведения о событии, память о котором предлагается увековечить, или о заслугах, достижениях или периоде жизни (деятельности) гражданина, память о котором предлагается увековечить.

В композицию мемориальных досок или других памятных знаков, помимо текста, по усмотрению инициатора могут быть включены портретные изображения, декоративные элементы, специальные места или приспособления для возложения цветов (например, в составе мемориальных досок: полочка, ваза, зажим, консоль и т.п.), элементы подсветки.

3. Архитектурное решение и масштаб мемориальных досок или других памятных знаков, а также пропорции и размеры составляющих их элементов зависят от ситуации и особенностей выбранного места размещения, в том числе в случае установки мемориальной доски - от соразмерности фасаду, на котором она устанавливается, от его архитектурного решения, а также материала, рисунка и способа наружной отделки (облицовки).

4. При создании мемориальных досок или других памятных знаков (если заказчиком не установлены жёсткие требования к их виду, размерам и содержанию) автор или авторский коллектив самостоятельно определяет указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи параметры в соответствии с общими канонами и принципами композиционного построения, существующими в изобразительном и монументально-декоративном искусстве, архитектуре.

5. Для определения правильного масштаба и пропорций мемориальной доски автором или авторским коллективом должна быть выполнена её фотопривязка к месту размещения. При размещении объемного памятного знака в городской среде должен быть выполнен макет с его фотопривязкой к месту размещения с различных ракурсов и основных точек восприятия (в том числе удалённых), а также развёртки и визуализации, подтверждающие правильность принятых решений.

6. С учётом принадлежности абсолютного большинства мемориальных досок или других памятных знаков к произведениям монументально-декоративного искусства они должны создаваться на высоком профессиональном уровне с проработкой архитектурной и скульптурной частей специалистами, имеющими соответствующее образование и квалификацию.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Каждый раз во время прогулок по Гомелю останавливаю взгляд на зданиях, украшенных металлическими и гранитными досками с надписями и изображениями. Под одними нередко краснеют букетики гвоздик, другие, пошарпанные, давно забытые, потускнели с годами.

А ведь по ним историю города можно запросто изучать (кстати, чем не подсказка для учителей, как разнообразить свои уроки). Мемориальные и памятные знаки могут рассказать о великом прошлом: событиях, личностях, которые вложили душу в благое для человечества дело или отдали жизнь в борьбе за свободу.


Предками памятных и мемориальных досок смело назовем наскальные надписи, граффити на стенах пещер, надгробных камнях, среди которых есть идеально сохранившиеся до наших дней. Согласно историческим справкам, в России на домах первые мемориальные доски появились после победы в Отечественной войне 1812 года. Сначала их делали для определения уровня воды, когда реки из берегов выходили. В 1880 году с помощью доски увековечили память о Пушкине.

Надписи на досках рассказывают о значимых событиях. Так, в Гомеле по улице Рокоссовского, 61, памятная доска оперативной группе штаба 1-го Белорусского фронта посвящена обороне и освобождению областного центра в годы Великой Отечественной войны. Знак установлен и в честь водружения Красного знамени по улице Фрунзе, 9. Подобным образом гомельчане увековечили память о партизанах, бойцах, подпольщиках, штабах Центрального фронта и полка народного ополчения, учителях и учениках, погибших в военные годы.

О наших великих земляках, людях, которыми гордится Гомельщина, пишут книги, их именами называют улицы и скверы. И, конечно, посвящают им мемориальные композиции. Петр Осипенко, Полина Гельман, Николай Зебницкий, Василий Серегин, Петр Синчуков, Павел Буйневич, Григорий Денисенко, Иван Черняховский, Борис Гущин, Кирилл Мазуров, Павел Мещеряков, Дмитрий Пенязьков, Илья Кожар, Иван Федюнинский, Василий Мухин и Петр Демченко, Николай Ватутин, Илья Катунин, Георгий Склезнев, Юрий Шандалов, Иван Каленников, Тимофей Бородин, Алексей Свиридов. Героев много. К слову, дважды Герою Советского Союза, выдающемуся летчику Павлу Головачеву в Гомеле установлено три доски.

Памятные доски увековечивают память о государственных деятелях (Александре Граховском — установлена по улице Ланге, 5), деятелях культуры, науки и искусства (философ-гуманист Франциск Скорина, выдающийся русский ученый Лев Выготский, академик Иван Харламов, архитектор Сергей Певный).




Добрая традиция оставлять на фасадах зданий памятные знаки, чтобы не забывать о подвигах и знаменательных событиях, ведется еще с советских времен, и досок в областном центре прибавляется: открываются новые любопытные факты о великом прошлом Гомельщины, находятся потомки героев — участников Великой Отечественной войны. Радует, что белорусы бережно относятся к своему наследию, истории. нам крайне важно сохранить память и передать потомкам.








Разобраться, в чем отличие памятной доски от мемориальной и кто может установить их, помог главный специалист отдела искусства и охраны историко-культурного наследия главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Сергей РЯЗАНОВ:


— Отличить мемориальную доску от памятной не составляет труда. Если на первой изображено конкретное лицо, фигура в память о человеке либо событии (например, там родился участник партизанского движения), то на второй — только надпись. Есть также информационные доски — таблички, которые говорят, что перед вами, например, улица Циолковского.

— Кто принимает решение об установлении памятной или мемориальной доски и дает разрешение, оплачивает недешевую процедуру?

— Инициатива создания увековечивающих досок может исходить от общественной организации или конкретного предприятия. В качестве инициативной группы могут выступить даже жильцы многоквартирного дома. В этом случае вопрос будет решаться на местном уровне: горисполкомом или райисполкомом. Если создаваемое произведение искусства значимо в масштабах нации как культурно-исторические наследие, то решение принимается на республика­нском уровне по согласованию с главой государства.









Установку памятных и мемориальных досок героям Великой Отечественной войны, важным историческим событиям финансирует государство. Например, на Дворце культуры железнодорожников в Гомеле установлена доска народному артисту БССР Александру Рыбальченко, денежные средства на которую выделил горисполком. Однако в последнее время все больше мемориальных знаков устанавливается за счет спонсорской помощи или финансирования общественностью.

— Допустим, инициативная группа решила увековечить память деятеля культуры и уже нашла спонсора. Как действовать дальше?

— После того как определен источник финансирования и найден изготовитель памятной или мемориальной доски, следует обратиться в Министерство культуры, которое согласует необходимость создания такой доски и в установленный срок (в течение 15 дней) дает положительное или отрицательное заключение. При первом варианте заказчик готовит эскизный проект с привязкой к местности — где памятный знак расположат, как он будет выглядеть. Место для доски определяет экспертный совет, который дает заключение о художественной и культурной ценности. Эскизы крупных значимых объектов предоставляют в Республиканский художественный совет при Министерстве культуры Беларуси. Так создаются мемориальные комплексы, памятники, бюсты в областных центрах. Создание памятных знаков и досок рассматривают на областном совете, в который входят авторитетные в сфере культуры люди — только они могут определить значимость объекта.

— Создаваемое произведение искусства должно соответствовать всем требованиям, но бывали случаи, когда эскизы мемориальных досок создавались в короткие сроки, и с целью удешевления обращались не к профессионалам, а, скажем, к любителям. Областному экспертному совету, к сожалению, приходилось такие эскизы заворачивать как не отвечающие требованиям.

— Иногда исполком определяет, у кого на балансе будет доска, и это решает много проблем. Правда, быть подшефной желает далеко не каждая организация. Чаще это предприятие, на здании которого устанавливают знак. Поставить на баланс — значит определить стоимость.

— Любой желающий может заказать мемориальную доску? Допустим, захотел местный состоятельный человек установить табличку умершему отцу и прикрепить ее на своем доме: «Здесь жил Иванов Иван Иванович — прекрасный руководитель, отец пятерых сыновей»?

— Теоретически может. Если в здании, где будет установлена памятная доска, скажем, 100 лет назад это учреждение начало свою работу.

Сейчас в областном художественном экспертном совете по монументальному и монументально-декоративному искусству на рассмотрении находятся проекты установления мемориальных досок: маршалу, выдающемуся советскому полководцу Георгию Жукову в Мозыре и Герою Советского Союза, профессору Евгению Клумову в Лоеве. В Министерстве культуры Беларуси — на согласовании проект создания по инициативе Гомельского горисполкома мемориальной доски полному кавалеру орденов Славы, почетному жителю Гомельской области Виктору Ветошкину.

Фортуна Камень

г. Москва, ул. Старокачаловская, дом 1Д

(5 минут от метро Бульвар Дмитрия Донского)

пн-пт с 10:00 до 18:00

cб с 10:00 до 16:00

Звоните пожалуйста перед визитом!


Виды мемориальных памятников

Мемориальные памятники относятся к малым архитектурным формам. Многовековое развитие мемориальной архитектуры породило немалое количество их разновидностей, бо́льшая часть которых предназначена для увековечивания памяти усопших. Они могут устанавливаться как в местах захоронений (надгробия), так и вне их. Именно этой категории памятников и посвящена данная статья.

В настоящее время принято относительно грубо классифицировать надгробные памятники по типам «старинные» и «современные». Однако в мемориальной сфере также существует своеобразная мода, которая периодически осуществляет возврат к старинным формам. Поэтому указанную классификацию можно считать весьма условной.

Старинные надгробия

«Голгофа»

Памятник «голгофа» связан с библейской тематикой, откуда и получил свое название. Он являет собой надгробие в виде глыбы из природного камня, увенчанной крестом. Памятная надпись выполняется либо на обтесанном участке глыбы, либо на прикрепленной к ней каменной/ металлической доске.

«Грот» является типичным ритуальным памятником эпохи романтизма — начала 19–го века. Чаще такое надгробие выкладывается из камней таким образом, чтобы образовывалась небольшая пещера, у «входа» которой крепится табличка с надписью. Внутри ее располагается деревянная или каменная икона со свечой. Иногда эти памятники вытесывают из целой глыбы и тогда они являются полным подобием натурального грота.

«Скала»

Этот памятник еще называют «надгробным камнем». Выглядит он довольно скромно и выполняется из куска природного камня, обработанного только с одной стороны, на которую и наносятся памятные надписи и портрет. Чаще является частью более сложных надгробий или мемориальных комплексов.

Мемориальная плита

Мемориальные плиты были особенно распространены с 18–го по 19–й века. Они устанавливались на стенах внутри церквей–усыпальниц, под полом которых располагались захоронения. На мемориальной плите вырезались имя усопшего, годы его жизни, портрет и эпитафия.

Сегодня мемориальной плитой часто называют надгробную каменную плиту, установленную на невысокий постамент вертикально или горизонтально. Она служит основным местом размещения портрета усопшего, декоративных компонентов и ритуальных надписей.

Колонна

Данный памятник, хотя и довольно редко, но также использовался в качестве надгробия. Первые колонны на кладбищах появились приблизительно в начале 19–го века. Некоторые из них изначально делались обломанными, что символизировало внезапно прерванный жизненный путь.

Обелиск

Обелиски появились на кладбищах России во второй половине 18–го века. Чаще всего обелиск устанавливался на могиле известного человека и представлял собой установленный на постамент четырехгранный каменный столб, сужающийся кверху. На вершине столба размещался шар с крестом.

В Советском Союзе подобные надгробия было принято устанавливать на могилах солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной Войны. Но вместо шара с крестом их увенчивали пятиконечной звездой, что было естественным для того времени.

Скульптура/статуя

В качестве надгробий скульптуры устанавливались еще с древних времен. Они представляли (и представляют) собой ростовые фигуры, чаще — ангела или плачущей женщины, реже — самого усопшего. При этом фигура может размещаться как в вертикальном (стоячем) положении, так и в сидячем или полулежащем.

Иногда статуи использовали как элемент небольших мемориальных композиций, изображающих библейские или литературные драматические сюжеты. Стоили подобные композиции и отдельные скульптуры очень дорого, поэтому их изготовление поручалось только именитым мастерам.

Склеп

Склепом, как правило, называют надземное каменное строение, в котором размещается гроб с останками умершего. Оно крайне редко сооружается для захоронения одного человека. Обычно склепы предназначаются для упокоения членов одной семьи (семейные), а то и целого рода (фамильные). По этой причине склепы принято делать очень надежными, с массивными и прочными стенами, способными простоять многие десятилетия.

Современные надгробия

«Стандартный» памятник

В настоящее время это наиболее распространенный тип надгробных памятников. Они относительно дешевы и массово производятся большинством мастерских по изготовлению ритуальных изделий из камня. Такой памятник состоит из низкого постамента и вертикально установленной на него небольшой каменной плиты. Плита обычно имеет простую прямоугольную форму, но для разнообразия иногда может выполняться со скошенными сторонами, «плечиками» и т.п.

Обычно подобные памятники обладают минимальным количеством декора. Хотя, если использовать обе стороны плиты (как зачастую и делают), то вполне получается разместить на ней весь необходимый ритуальный «набор» — портрет, «паспорт», эпитафию (если короткая). На обратной стороне гравируется либо объемная эпитафия, либо пейзаж. Дополнительным декорированием служат фигурные фаски, резные профили и прочие элементы, выполняемые на этапе обработки каменной плиты.

Стела

Стела — довольно высокая каменная плита, установленная вертикально на относительно массивном каменном/ бетонном постаменте. В качестве надгробий стелы использовались еще в древности, но и в настоящее время являются весьма распространенным видом памятников. Именно со стелами сходны т.н. «стандартные» памятники, отличаясь от них зачастую только гораздо меньшими размерами.

Стела может выполняться в аскетичном варианте или украшаться барельефами ангелов и других библейских персонажей. На ней размещают большие эпитафии и/ или тексты с кратким жизнеописанием покойного. Также стелы часто включают в состав целых мемориальных комплексов.

Семейный памятник

На могиле, в которой захоронена супружеская пара, принято ставить семейный памятник. Это единая архитектурная композиция, обычно представляющая собой широкий постамент с горизонтально установленной на нем каменной плитой или 2 небольшие стелы со скульптурой/ крестом посредине. Хотя в последнее время можно увидеть семейные памятники совершенно разных форм и сложности, благо современные технологии дают достаточно возможностей для креатива мастера.

Крест

В былые времена надгробные кресты из природного камня были традиционными памятниками, как правило, для католических кладбищ. Сегодня же они встречаются почти повсеместно. Однако ранее устанавливался один крест на отдельном постаменте, на котором и делались памятные надписи. А сейчас каменные кресты предпочитают включать в состав более сложных архитектурных композиций и мемориальных комплексов.

Мемориальный комплекс

Мемориальный комплекс — наиболее сложное надгробное сооружение, что и отражено в его названии. Он может включать в себя почти все виды ритуальных изделий, предназначенных для установки в местах захоронения — стелу, крест, скалу, скульптуры, надгробную плиту и пр.

Кроме того в состав комплекса входят: ограда, скамейки и столики, клумбы, дорожки, вазы и т.п. Все это выполняется в едином стиле, а материалом для всех элементов мемориального комплекса чаще всего выступает природный камень — мрамор и гранит. Цветовое исполнение зависит от подбора различных сортов камня.

Другие виды памятников

Барельеф/ горельеф

По сути, полноценными памятниками барельефы и горельефы не являются. Они лишь наиболее значительная часть общего цельного изделия и представляют собой, проще говоря, частично вырубленную из каменного массива скульптуру. Разница между ними лишь в том, что барельеф выступает над плоскостью не более, чем на 50% от своего полного объема, а горельеф более выпуклый.

Наиболее удобным местом для размещения барельефа или горельефа является стела или мемориальная плита. При этом они (барельеф или горельеф) могут быть вырезаны на самой стеле/ плите или изготовлены отдельно с последующим креплением на клеевой раствор или штифты.

Бюст — скульптура, изображающая человека не полностью, а только включая голову, грудь и плечи. Его еще называют трехмерным портретом. Бюсты, хоть и нечасто, но используют в качестве надгробного памятника, устанавливая их на высокие каменные постаменты. Внешне бюст может быть как полной копией усопшего, так и иметь с ним лишь общее сходство.

Кенотаф

«Кенотаф» (или «ценотаф») на древнегреческом означает «пустая могила». Этим термином обозначают памятники, устанавливаемые в местах символических захоронений. Обычно так поступают в случаях, когда по какой–либо причине невозможно доставить останки умершего к месту захоронения. Это бывает, если место человека не установлено, или он уже похоронен в другой стране, а перезахоронить его на родине почему–то не получается. Также часто кенотафы выступают в качестве дополнительных памятников, устанавливаемых в местах гибели людей, например — в местах ДТП или ведения боевых действий.

Мемориальная/ памятная доска

Мемориальная (памятная) доска — небольшая плита, укрепляемая на стене здания. На ней размещается краткая информация о важном и памятном событии, произошедшем в данном здании или об известной исторической личности, в нем проживавшей/ работавшей. Изготавливается из какого–либо прочного и долговечного материала — натурального камня, бронзы или чугуна.

Каждый раз во время прогулок по Гомелю останавливаю взгляд на зданиях, украшенных металлическими и гранитными досками с надписями и изображениями. Под одними нередко краснеют букетики гвоздик, другие, пошарпанные, давно забытые, потускнели с годами.

А ведь по ним историю города можно запросто изучать (кстати, чем не подсказка для учителей, как разнообразить свои уроки). Мемориальные и памятные знаки могут рассказать о великом прошлом: событиях, личностях, которые вложили душу в благое для человечества дело или отдали жизнь в борьбе за свободу.

Предками памятных и мемориальных досок смело назовем наскальные надписи, граффити на стенах пещер, надгробных камнях, среди которых есть идеально сохранившиеся до наших дней. Согласно историческим справкам, в России на домах первые мемориальные доски появились после победы в Отечественной войне 1812 года. Сначала их делали для определения уровня воды, когда реки из берегов выходили. В 1880 году с помощью доски увековечили память о Пушкине.

Надписи на досках рассказывают о значимых событиях. Так, в Гомеле по улице Рокоссовского, 61, памятная доска оперативной группе штаба 1-го Белорусского фронта посвящена обороне и освобождению областного центра в годы Великой Отечественной войны. Знак установлен и в честь водружения Красного знамени по улице Фрунзе, 9. Подобным образом гомельчане увековечили память о партизанах, бойцах, подпольщиках, штабах Центрального фронта и полка народного ополчения, учителях и учениках, погибших в военные годы. О наших великих земляках, людях, которыми гордится Гомельщина, пишут книги, их именами называют улицы и скверы. И, конечно, посвящают им мемориальные композиции. Пётр Осипенко, Полина Гельман, Николай Зебницкий, Василий Серёгин, Пётр Синчуков, Павел Буйневич, Григорий Денисенко, Иван Черняховский, Борис Гущин, Кирилл Мазуров, Павел Мещеряков, Дмитрий Пенязьков, Илья Кожар, Иван Федюнинский, Василий Мухин и Пётр Демченко, Николай Ватутин, Илья Катунин, Георгий Склезнев, Юрий Шандалов, Иван Каленников, Тимофей Бородин, Алексей Свиридов… Героев много. К слову, дважды Герою Советского Союза, выдающемуся летчику Павлу Головачеву в Гомеле установлено три доски.

Памятные доски увековечивают память о государственных деятелях (Александре Граховском — установлена по улице Ланге, 5), деятелях культуры, науки и искусства (философ-гуманист Франциск Скорина, выдающийся русский ученый Лев Выготский, академик Иван Харламов, архитектор Сергей Певный).

Добрая традиция оставлять на фасадах зданий памятные знаки, чтобы не забывать о подвигах и знаменательных событиях, ведется еще с советских времен, и досок в областном центре прибавляется: открываются новые любопытные факты о великом прошлом Гомельщины, находятся потомки героев — участников Великой Отечественной войны. Радует, что белорусы бережно относятся к своему наследию, истории. нам крайне важно сохранить память и передать потомкам.

Разобраться, в чем отличие памятной доски от мемориальной и кто может установить их, помог главный специалист отдела искусства и охраны историко-культурного наследия главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома Сергей РЯЗАНОВ:

memorialnye-doski-komu-ix2

— Отличить мемориальную доску от памятной не составляет труда. Если на первой изображено конкретное лицо, фигура в память о человеке либо событии (например, там родился участник партизанского движения), то на второй — только надпись. Есть также информационные доски — таблички, которые говорят, что перед вами, например, улица Циолковского.

— Кто принимает решение об установлении памятной или мемориальной доски и дает разрешение, оплачивает недешевую процедуру?

— Инициатива создания увековечивающих досок может исходить от общественной организации или конкретного предприятия. В качестве инициативной группы могут выступить даже жильцы многоквартирного дома. В этом случае вопрос будет решаться на местном уровне: горисполкомом или райисполкомом. Если создаваемое произведение искусства значимо в масштабах нации как культурно-исторические наследие, то решение принимается на республика­нском уровне по согласованию с главой государства.

Установку памятных и мемориальных досок героям Великой Отечественной войны, важным историческим событиям финансирует государство. Например, на Дворце культуры железнодорожников в Гомеле установлена доска народному артисту БССР Александру Рыбальченко, денежные средства на которую выделил горисполком. Однако в последнее время все больше мемориальных знаков устанавливается за счет спонсорской помощи или финансирования общественностью.

— Допустим, инициативная группа решила увековечить память деятеля культуры и уже нашла спонсора. Как действовать дальше?

— После того как определен источник финансирования и найден изготовитель памятной или мемориальной доски, следует обратиться в Министерство культуры, которое согласует необходимость создания такой доски и в установленный срок (в течение 15 дней) дает положительное или отрицательное заключение. При первом варианте заказчик готовит эскизный проект с привязкой к местности — где памятный знак расположат, как он будет выглядеть. Место для доски определяет экспертный совет, который дает заключение о художественной и культурной ценности. Эскизы крупных значимых объектов предоставляют в Республиканский художественный совет при Министерстве культуры Беларуси. Так создаются мемориальные комплексы, памятники, бюсты в областных центрах. Создание памятных знаков и досок рассматривают на областном совете, в который входят авторитетные в сфере культуры люди — только они могут определить значимость объекта.

— Какие проекты не проходят?

— Создаваемое произведение искусства должно соответствовать всем требованиям, но бывали случаи, когда эскизы мемориальных досок создавались в короткие сроки, и с целью удешевления обращались не к профессионалам, а, скажем, к любителям. Областному экспертному совету, к сожалению, приходилось такие эскизы заворачивать как не отвечающие требованиям.

— Одно дело — доску установить, другое — отвечать за нее. На чьем балансе она числится?

— Иногда исполком определяет, у кого на балансе будет доска, и это решает много проблем. Правда, быть подшефной желает далеко не каждая организация. Чаще это предприятие, на здании которого устанавливают знак. Поставить на баланс — значит определить стоимость.

— Любой желающий может заказать мемориальную доску? Допустим, захотел местный состоятельный человек установить табличку умершему отцу и прикрепить ее на своем доме: «Здесь жил Иванов Иван Иванович — прекрасный руководитель, отец пятерых сыновей»?

— Мемориальную — нет, информационную — по согласованию с местными органами власти.

— А организация для себя?

— Теоретически может. Если в здании, где будет установлена памятная доска, скажем, 100 лет назад это учреждение начало свою работу.

Сейчас в областном художественном экспертном совете по монументальному и монументально-декоративному искусству на рассмотрении находятся проекты установления мемориальных досок: маршалу, выдающемуся советскому полководцу Георгию Жукову в Мозыре и Герою Советского Союза, профессору Евгению Клумову в Лоеве. В Министерстве культуры Беларуси — на согласовании проект создания по инициативе Гомельского горисполкома мемориальной доски полному кавалеру орденов Славы, почетному жителю Гомельской области Виктору Ветошкину.

Читайте также: