Отделка стен концертного зала

Обновлено: 10.05.2024

При проектировании, строительстве и реконструкции культурно-зрелищных объектов, к числу которых относятся театры и концертные залы необходимо самое серьезное внимание уделять вопросам звуко- виброизоляции, а также созданию требуемой акустической среды в данных помещениях.

В действующем СНиП нет конкретных требований по звукоизоляции помещений театров и концертных залов. Поэтому при проектировании каждый заказчик определяет такие требования самостоятельно, в том числе с учетом зарубежного опыта. Как правило, для помещений с высокими уровнями звука, успешно применятся методика комплексной звукоизоляции всех поверхностей по системе: "пол-стены-потолок". При этом действующий СНиП содержит конкретные требования к параметрам акустической среды залов в зависимости от их основных функциональных назначений (залы оперных театров, залы драматических театров, многофункциональные залы и т.п.)

Ключевые цифры

максимально допустимый по СП "Защита от шума" уровень проникающего шума в зал

рекомендованное время реверберации для зала, оборудованного системой звукоусиления

рекомендованное время реверберации для зала с естественной акустикой

12 шагов к правильному кинозалу

Вопросы звуко-виброизоляции и акустики в театрах и концертных залах:


  • Звукоизоляция между зрительным залом и прочими помещениями. Звукоизоляция репетиционных залов и классов (звуко-, виброизоляция полов, шумоизоляция стен и перегородок, звукоизоляция потолков и полов);
  • Звуко- и виброизоляция инженерного оборудования: снижение шума от систем вентиляции и кондиционирования (виброизоляция холодильных машин, шумоизоляция чиллеров и т.п.), шума технологического и осветительного оборудования сцены. При этом объекты защиты - зрительный зал, а также прилегающие к техническим помещениям бытовые (гримерные) и административные помещения театра или концертного зала.
  • Требуемая акустическая среда в зрительном зале. Хороший звук в театре или в концертном зале - одно из главных функциональных составляющих данных объектов. Поэтому вопросу акустики здесь всегда уделяется повышенное внимание и, как правило, при проектировании, строительстве или реконструкции этим занимается отдельный специалист - инженер-акустик.

Рекомендации Acoustic Group

В альбоме приведены подробные схемы звукоизолирующих конструкций стен, полов и межэтажных перекрытий, а также схемы виброизоляции инженерного оборудования.

Принципы, которых следует придерживаться при проектировании залов с естественной акустикой

Принципы, которых следует придерживаться при проектировании залов с системами звукоусиления.

Для создания требуемой акустической среды на стенах и потолках залов применяются звукопоглощающие материалы различного типа. Места их размещения и оптимальное количество определяются по результатам акустического проектирования.


Каждый зритель приходит в театр, чтобы в полной мере насладиться искусством и профессионализмом актеров, а также отдохнуть душой. Это означает, что зритель желает получить не только «красивую картинку» на сцене, но и приятную атмосферу, интересный сценарий постановки и, конечно же, качественное звучание голосового и музыкального оформления.
Звук, произносимый со сцены, должен многократно отражаться и равномерно рассеиваться в зале, чтобы до ушей зрителя достигались четкие реплики актеров и гармоничные мелодии без лишнего шума и эха. Все это достижимо только путем правильного акустического оформления театрального или концертного зала.
Особенности отделки театральных и концертных залов


За счет того, что главным источников звука в театре или концертном зале служит голос выступающего, звук может неравномерно распределяться по помещению. Стоит также учитывать, что голос актера профессионально поставлен, а, следовательно, он мощнее, чем голос обычного человека.

При неправильно выстроенной акустике он будет неравномерно рассеиваться по помещению, создавая эффект эха. Ситуацию может усугубить наличие массивных декораций и занавеса на сцене.

Выступающий актер или исполнитель также регулярно передвигается по сцене - отдаляется от зрителя и приближается вновь.


Звук не может быть постоянно одинаковым и равномерным за счет движений, но качественная акустика должна распространять его на весь зрительский зал вне зависимости от расположения источника звука. Стоит также учитывать звуки шагов во время движений актера, возможные спецэффекты. Их громкость желательно снизить до минимума. Сделать это можно также только с помощью правильной акустической отделки.

Советы по акустической отделке стен театра

Во многих современных залах акустика либо отсутствует совсем, либо выстроена абсолютно неправильно, от чего комфортное прослушивание концерта или просмотр театральной постановки не представляется возможным.
Чтобы избежать этого, необходимо следовать нескольким правилам:

  1. При проектировании необходимо всегда концентрироваться на функциях помещения. Например, в театре важнее разборчивость и четкость речи, нежели ее громкость. В концертных залах наоборот. Поэтому акустическое оформление необходимо проектировать с учетом направленности помещения.
  2. Также стоит учитывать уже существующую акустику помещения. Для залов с разным уровнем реверберации необходимо подбирать различные, «индивидуальные» решения.
  3. Необходимо проверить наличие шумов от инженерного оборудования. Если в зале наблюдается мощный звук, например, от вентиляции, необходимо усиливать или дополнительно устанавливать шумоизоляцию помещения;
  4. При акустической отделке стоит обязательно учитывать архитектуру и пропорции зала, форму стен и потолков, наличие лепнины на них, используемые материалы.


Таким образом, перед проведением акустической отделки обязательно составляется проект звуковой подготовки театра. Это позволяет подобрать наиболее подходящее решение для конкретного помещения из всех существующих. Однако на сегодняшний день универсальным вариантом для оформления стен и потолков театров и концертных залов являются акустические стеновые панели. С помощью них можно сразу решить все поставленные задачи.

Преимущества звукоизоляционных панелей Wallhof

Звукоизоляционные панели Wallhof Acoustik предназначены не только для отражения звука и поглощения внешних шумов, но и для создания уникального и роскошного интерьера.
В ассортименте доступно более 20 видов специальной перфорации, а также несколько разновидностей оттенков и текстур покрытия. Производитель также перфорирует и стандартные HPL-панели. Перфорация может быть любая – овальная, круглая, ровная, шахматная – в зависимости от пожеланий заказчика и особенностей помещения.
Главными преимуществами стеновых акустических панелей Wallhof Acoustik являются:

  • длительный срок эксплуатации;
  • экологически чистое сырье;
  • высокие показатели звукопоглощения и шумоподавления;
  • устойчивость к влаге, механическим и химическим повреждениям.

Стоит также обратить внимание на такое качество стеновых панелей WallHof, как огнестойкость. В основе панели находится гипсостружечная плита, которая является негорючим материалом. Продукция данной серии проходила все необходимые проверки и испытания на пожарную безопасность, что подтверждается соответствующими протоколами испытания. Согласно сертификату покрытие соответствуют классу пожарной безопасности КМ1.
Данное свойство особенно важно, ведь театры и концертные помещения являются местами массового скопления людей. Поэтому звукоизоляционные панели Wallhof Acoustik – это, в первую очередь, безопасность зрителей и слушателей, а также сотрудников, а во вторую – надежность, красота и безупречное качество.

Театральные, концертные и актовые залы, залы заседаний
В таких помещениях ключевым значением является комфорт восприятия звука, основными требованиями которых являются:

  • обеспечение всех зрителей достаточной силой звука;
  • создание диффузного звукового поля;
  • исключение эха и фокусировки звука;
  • обеспечение реверберации;
  • минимизация посторонних шумов.

Улучшение акустических характеристик помещений достигается рациональным выбором размеров и формы зала в комплексе с отделкой интерьера, учитывая конечно, шумоизоляцию всего помещения.

Лекционные залы и аудитории
Основным критерием оценки акустического качества лекционных помещений служит разборчивость речи. Время реверберации должно быть сравнительно невелико — существенно меньше, чем для залов другого назначения.
Проектирование и отделка таких помещений должна учитывать критерии усиления акустического звучания голоса человека. Мощность голоса ограничена, при этом чёткость речи (которая может «потеряться» в неправильно выстроенном акустическом пространстве) крайне важна для оратора, чтобы присутствующие в аудитории не только услышали лектора, но и понимали о чём идёт речь. При этом задача лектора осложняется посторонними звуками – шелест тетрадей, шёпот студентов и т.д. Ввиду большого количества факторов, снижающих чёткость голоса лекционные залы принципиально отличаются от обычной аудитории.
Важна не только форма аудитории, но и расстановка посадочных мест, расстояние от лектора до слушателей. Именно поэтому аудитории проектируются по принципу амфитеатра.

Театральные залы
Театральные залы, как и лекционные, служат, в основном, для передачи речи. Но у них есть несколько принципиальных отличий:

  • Во-первых, источником звука служит профессионально поставленный голос актёра, который при равной мощности воспринимается более отчётливо, чем голос лектора или студента.
  • Во-вторых, в театральном зале, при просмотре действия зрители сконцентрированы происходящим на сцене событии и издают мало звуков, в отличие от лекционных пространств. Эти особенности позволяют располагать зрительские места на большем расстоянии от сцены, чем в обычной аудитории.

Есть также ряд деталей препятствующие хорошему распространению звука:

  • Голос актера звучит со сцены, которая оборудована декорациями, занавесом, кулисами;
  • Актёры постоянно находятся в движении, поэтому звук не может быть направлен всегда только в одну точку;
  • Помимо речи актёров, со сцены звучат посторонние шумы – звук шагов, движения актёров, специальные звуковые эффекты.

Важно, чтобы речь распространялась в зал чётко и понятно, для всех присутствующих, вне зависимости от направления речи актёров. Необходимо устранить все противоречивые условия особенности такого помещения, структуру реверберационного процесса. Это уровень сплошных отражений, начинающихся после участка дискретных отражений, он должен быть существенно ниже уровня прямого звука, тогда при сохранении достаточно высокой разборчивости речи время реверберации может быть увеличено. Это можно обеспечить за счет хорошего рассеяния звука на завершающем участке реверберационного процесса. Все учитывается не только при строительстве зала, но и при его отделке.

Залы для воспроизведения музыки
С точки зрения проектирования акустики залы для воспроизведения музыки относятся к самым сложным. Сложность заключается в том, чтобы не исказить звучание. Вторая трудность – эстетическое качество звука. Здесь важную роль играет профессионализм специалиста по акустике, который должен точно определить все нюансы архитектуры помещения и правильно распределить зоны коэффициента звучания звука. И только после тщательной проработки пространства специалистом по акустике можно приступать к отделке зала акустическими материалами (звукоизоляция, акустические панели, акустические потолки). Есть много примеров красивых и современных залов, в которых звучание музыки не комфортно для прослушивания, а ведь качество звука — это основной критерий для таких пространств.
В концертных залах вместо сцены с декорациями устраивается эстрада. Зачастую вокруг площадки на эстраде устанавливают ограждения – акустические раковины. При отделке концертных залов раньше использовали деревянные акустические панели, но на сегодняшний день нормы пожарной безопасности усилились и применение легко воспламеняемых материалов запрещено. Отделочные материалы для таких помещений должны иметь сертификат пожарной безопасности КМ-1.
Безопасная альтернатива деревянным панелям – шпонированные акустические панели с основанием из ГСП (гипсостружечная плита).

Первостепенной задачей при обустройстве зала домашнего или общественного кинозала является обеспечение особых акустических характеристик. При этом важно найти баланс между соблюдением этого требования и сохранением гармоничности декора. Для решения этой задачи прибегают к акустическому планированию, которое является первым шагом в создании кинотеатра.

Особенности проектирования общественных кинозалов

Чтобы добиться в помещении звука высокого качества недостаточно просто купить оборудование. Сам зал должен соответствовать жестким требованиям звукопоглощения, чего удается добиться с помощью специальной акустической отделки. Она призвана решать ряд следующих задач.

  • Обеспечение правильного послезвучия (времени ревербации).
  • Подавление нежелательных отражений звуковой волны от стен.
  • Звукоизоляция между проекционной, кинозалом и другими помещениями.

При этом отделка должна быть безопасной, гипоаллергенной, долговечной и отвечать требованиям функциональной эстетики. Для решения всех этих задач используют самые разнообразные акустические панели, потолки, оконные и дверные профили.

Особенности проектирования домашних кинотеатров

К дизайну частного пространства предъявляется чуть меньше требований, чем при разработке общественных интерьеров. Большинство из них регламентируется пожеланиями самого заказчика. Однако, чтобы домашний кинозал был удобен в использовании, важно обеспечить не только стильный декор, но и достойные технические характеристики помещения. Звук из него не должен распространяться по всему остальному дому или мешать соседям. При этом важно, чтобы внутри домашнего кинозала звучание оставалось на высоком уровне качества.

Одной из важнейших задач остается гармоничное вплетение современного технического оснащения в изысканный интерьер. Поэтому очень важно, чтобы акустические стеновые панели были совместимы не только с разнообразными отделочными материалами, но и открывали широкий спектр возможности для скрытой установки оборудования.

Материалы для обустройства кинозалов

Чтобы в кинотеатре любой конфигурации и вместимости обеспечить качественное звучание и сохранить комфортные условия в остальных помещениях используют специальные акустические панели, которые могут монтироваться:

  • на стенах;
  • в потолках;
  • в дверях зала.

Изготавливаются они из разнообразных материалов по специальным технологиям, позволяющим добиться отличного шумопоглощения, которое при этом не искажает качество звука внутри помещения.
Чаще всего в проектировании современных кинотеатров используются акустические стеновые панели следующих типов.

  • Акустические панели на основе огнестойкого МДФ и ГСП.
  • Перфорированный гипсокартон.
  • ДВП на магнезитовом связующем.

Акустические потолки часто создаются из крупноформатных акустических панелей на основе ГСП, материал покрытия выбирает заказчик на свой вкус. Этот материал обеспечивает не только хорошие показатели шумопоглощения за счет возможности использования минваты, но и стабилизирует уровень влажности воздуха в кинозале. Панели можно покрыть шпоном, пластиком, окрасить в любой цвет RAL. Они безопасны в эксплуатации, экологичны, просты в монтаже.

При оформлении стен домашних и общественных кинотеатров особой популярностью пользуются шпонированные акустические панели на основе из МДФ. Они обеспечивают легкий и простой монтаж без стыков, высокий уровень звукопоглощения. Они также могут быть облицованы шпоном, пластиком, окрашены по RAL – это обеспечивает широкую палитру цветовых и фактурных решений для воплощения любой стилистики в дизайне интерьера. Такие панели не боятся механических повреждений, долговечны и красивы. Они могут использоваться и для потолочных перекрытий.

Декоративно-акустические материалы - особый класс строительных отделочных материалов. Они применяются, когда важно не просто получить презентабельный интерьер, но и обеспечить хорошую акустику. Специализированные акустические потолки и стеновые панели в зависимости от поставленных задач способны эффективно поглощать или отражать звук. Перед применением материалов данной группы рекомендуется предварительная разработка акустического проекта или консультация инженера-акустика.


SOUNDBOARD

Панели из древесного волокна

  • высокая механическая прочность и антирикошетность
  • долговечность и ремонтопригодность
  • регулирование климата в помещении
  • окраска в любой цвет «до» и «после» монтажа
  • возможность цифровой печати и граффити
  • различные варианты торцевых кромок
  • класс пожароопасности КМ1
  • cделано в России


САУНДЛАЙН-Акустика

Крупноформатные перфорированные гипсокартонные листы

  • бесшовный дизайн
  • повышенное звукопоглощение при монтаже с относом и заполнением акустической минватой
  • экологичный материал, стабилизирует влажность в помещении
  • удобный монтаж, простой ремонт
  • покраска в любой цвет после монтажа
  • cделано в России


САУНДЛАЙН-Акустика НГ

Негорючие акустические листы на основе стекломагнезита

  • негорючая плита (на основе стекломагнезита)
  • экологичный материал
  • монтаж на стандартный тонкостенный металлический каркас
  • крупноразмерные листы сокращают трудозатраты и время монтажа
  • удобный монтаж, простой ремонт
  • cделано в России


FLEXAKUSTIK

Рельефные звукопоглощающие плиты из ППУ, акустический поролон.

  • оригинальный рельеф поверхности (коллекция пополняется)
  • обеспечивают эффект комфортного «заглушения» помещения, даже при отделке плитами всех его поверхностей
  • сертификат CertiPUR, подтверждающий экологическую безопасность ППУ-пены
  • cделано в России


АКУФОН НГ

Негорючие звукопоглощающие панели

  • класс пожарной опасности: НГ
  • класс звукопоглощения: В
  • подходят для стен и потолков
  • cделано в России


FLEXAKUSTIK-FR

Звукопоглощающие плиты из огнестойкой пены

  • практически неограниченные возможности выбора формы, толщины и расцветки элементов
  • высокая огнестойкость (КМ1)
  • долговечность и экологичность
  • широкий диапазон эксплуатационных температур: от – 200 °С до + 240 °С
  • сделано в России


HERADESIGN

Древесно-волокнистые плиты на магнезитовом связующем

  • неограниченные возможности для дизайнера - многообразие кромок и возможность окраски в любой цвет
  • высокие акустические свойства, звукопоглощение пористо-резонансного типа
  • экологичные, ударопрочные и пожаробезопасные
  • изготовлены из натуральных материалов и компонентов


SONASPRAY

Многофункциональное напыляемое акустическое покрытие

  • снижает уровень шума, уменьшает гулкость и время реверберации
  • наносится на любые поверхности без ограничения по форме и высоте
  • высокая производительность напыления
  • экологически безопасное и трудногорючее
  • обладает теплоизоляционными и антикоррозионными свойствами, не подвержен гниению


DECOUSTIC

Акустические стеновые панели под дерево на основе CDF

  • бесшовная технология монтажа, стыков не видно
  • стойкие к царапинам, ударопрочные
  • надежная кромка шипа (часто ломается у панелей из обычного MDF)
  • стабильность размеров в широком климатическом диапазоне
  • экологичные и пожаробезопасные


DECOR ACOUSTIC

Акустические потолочные и стеновые панели под дерево на основе MDF

  • натуральный шпон любых пород
  • безупречное израильское качество и индивидуальный подход
  • бесшовная технология монтажа, стыков не видно
  • различные кромки для потолочных панелей
  • готовая система крепежа и комплектующие в наличие


MAPPYSIL

Мягкие звукопоглощающие плиты из пенополиуретана

  • плиты соответствуют высоким гигиеническим требованиям и не опасны для дыхания
  • обеспечивают эффект комфортного «заглушения» помещения даже при отделке плитами всех его поверхностей
  • оригинальный рельеф поверхности


GYPTONE

Плиты из перфорированного гипсокартона (ППГЗ)

  • ударопрочны, эстетичны, четыре вида перфорации
  • эффективно корректирую акустическую среду помещения на низких частотах
  • возможность окраски в любой цвет
  • звукопоглощающие свойства резонансного типа


RIGITONE AIR

Акустическая декоративная потолочная система

  • бесшовный уникальный дизайн
  • оптимальное звукопоглощение и улучшение распознавания речи в помещениях
  • экологическая чистота
  • ремонтопригодность
  • прочность и долговечность


САУНДЛЮКС

Звукопоглощающие перфорированные панели и подвесные элементы

  • высокая механическая прочность лицевой поверхности
  • категория горючести НГ
    (только для Саундлюкс-Техно)
  • возможность окраски в любой цвет по каталогу RAL
    (только для Саундлюкс-Дизайн)
  • эффективное звукопоглощение при монтаже без относа


ECOPHON

Подвесные потолки и стеновые панели из стекловолокнистых плит

  • разнообразие кромок соединения плит и способов их монтажа
  • наличие криволинейных и свободновисящих элементов
  • быстрый монтаж и легкий доступ к коммуникациям
  • экологичность и соответствие требованиям строительных норм и правил
  • простота обслуживания


КНАУФ-ДАНОЛАЙН

Подвесные потолки и стеновые панели из гипсокартонных плит

  • экологическая безопасность
  • разнообразие кромок соединения и способов монтажа
  • быстрый монтаж и легких доступ к коммуникациям
  • многократный цикл покраски без потерь акустических свойств
  • простота ухода и обслуживания


Ткани CARA

Ткани из полиолефина для акустической отделки помещений

  • акустически прозрачны до 2 000 Гц
  • бесшовная отделка
  • экологичность, истираемость 40 тыс. циклов
  • 32 стандартных цвета

Все, что нужно знать, для того, чтобы на студии производился действительно качественный и натуральный продукт.

Для полноты ощущений не достаточно купить качественное оборудование. Надо правильно подготовить помещение.

Особенности проектирования акустики концертных и театральных залов.

Необходимо самое серьезное внимание уделять вопросам звукоизоляции, виброизоляции, а также созданию требуемого акустического комфорта в помещениях.

Если вы являетесь корпоративным заказчиком, то обязательно попробуйте найти подходящие рекомендации по Вашей проблематике в разделе «Типовые проблемы»

Читайте также: