Обязан ли ученик мыть доску

Обновлено: 14.05.2024

Первыми комментариями к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе: «А как ещё их воспитывать», «Малолетки совсем от рук отбились» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять».

Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те, и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться — вам послушного и безропотного, или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?

В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.

«Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришел не в школьной форме?»

Имеет ли право учитель выгонять ученика, если он не в форме?

Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу — конечно же нет. Учитель может: сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Статья 43 конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует федеральный закон «Об образовании», в частности, статья 5. И ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.

«Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причем не на пол-урока, а на пять минут?»

Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал на пять минут?

Опять же, ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся: в том числе, обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.

«Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»

Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?

Из федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.

С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний, с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания — разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.

«Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придешь — получишь „тройку“?»

 Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придешь — получишь „тройку“?

Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая, по определению, является добровольной) — это незаконно.

Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».

А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условия «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.

«Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»

Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?

Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.

Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.

Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а, в идеале, подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям) — то, да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.

«Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»

Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?

Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений, и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.

«Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»

 Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?

В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.

Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, то учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтет нужным.

Возникает резонный вопрос, а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?

В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту, учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».

К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

Государство уже так лет 8 как сняло ответственность с детей за уборку кабинетов. Давно у нас нет дежурных, которые бы после уроков зашли в вверенный им кабинет, подмели пол, полили цветы, вынесли мусор.

До смешного ( или грустного), когда уборщица не доходила до моего кабинета, уборкой занималась я.

Но доску всегда любили дети мыть. Поэтому от просьбы привести доску в порядок никогда не отказывались.

Но сегодня пришлось и удивиться, и разозлиться.

Как обычно, я попросила мальчика помыть доску. Но, взглянув на нее в начале урока, я поняла, что для работы она непригодна: меловые разводы по всей доске. Писать невозможно.

Обратилась к классу.

— Ребят, чтобы помыть доску, нужно сначала хорошо прополоскать тряпку, а потом уже аккуратно, без круговых движений мыть.

И тут с последней парты голос девушки ( 8 класс):

—Так возьмите и помойте. Наша учительница ( классная) так и делает. И вообще почему мы должны этим заниматься?

Задаю встречный вопрос:

— А почему Я должна это делать?

Её ответ ещё раз подтвердил всю тщетность наших потуг в современном образовании:

—Ну, это же НАДО ВАМ.

Мне нужна доска? Мне, девочка, для того чтобы вести урок, не нужны ни доска, ни тетрадь, ни учебник. Главное, что я есть. Без учителя урок не состоится. Но разве ТЕБЕ, ученице, доска не нужнее?

Государство давно освободило наших детей от любой школьной работы. На всё нужно чуть ли не письменное их согласие.

Например, принести учебники в класс. Как же! Эксплуатация детского труда!

Я помню в 80- 90- годы мы не только убирали свои кабинеты, а как дежурный класс еще мыли и натирали до блеска паркетные полы, и никому в голову не приходило сказать : "Это не наша обязанность".

Еще Л. Н. Толстой в Ясной Поляне приобщал детей к труду, к работе в огороде, в саду.

Каждый родитель дома закрепляет за ребёнком список домашних обязанностей.

Почему же в школе этих обязанностей у детей мы не можем требовать? Почему растут потребители, которые не могут убрать элементарно за собой?

Конечно, таких, как эта девушка, мало. В основном дети готовы помогать учителю. Но единичный случай тоже показатель.

Ещё 20 лет назад дежурство в школе было обычным явлением. Профессиональные уборщицы мыли только коридоры школы и туалеты, а классы убирали сами ученики. В порядке дежурства. Принимали они участие и в генеральных уборках. Каждый год старшеклассники практиковались в отмывании стен, актовых и спортивных залов учебного заведения.

Затем посчитали, что Россия – страна цивилизованная. Нехорошо, что используют детский труд . Поэтому официально убираться школьникам в образовательном учреждении запрещено . Затраты на санитарное содержание школы должны быть заложены в её бюджет. Нормы СанПиН обязывают школы проводить ежедневную влажную уборку. А туалеты и рекреации должны мыться после каждой перемены! Раз в месяц проводится генеральная уборка.

Конечно, указанный перечень детям не под силу. Но школы не могли просто так лишиться бесплатной рабочей силы. Поэтому найден был выход из ситуации. Образовательное учреждение может обучить профессии уборщицы. Т.е. включить физический труд (а именно уборку) в образовательную программу . Таким образом, мытьё полов становится обязательным. За него должны ещё и оценки ставить .

Соответственно, если в образовательной программе не прописана уборка школы, то привлечение ребёнка к физическому труду не допускается.

Что делать, если очень не хочется убираться

В 2013 году Роспотребнадзор разъяснил требования к использованию детского труда в школах. Он разрешен только с письменного согласия родителей ребёнка! Если родители не подписали разрешение, то ученик может не убираться.

Даже, если ребёнок вынужден убираться в школе, то установлен целый перечень работ, которые запрещены несовершеннолетнему:

  • поднимать тяжести больше 2-3 кг (т.е. ведра с водой таскать нельзя)
  • перетаскивать парты и скамейки
  • работать рядом с автомобильной или железной дорогой
  • мыть окна
  • убирать туалеты
  • красить лакокрасочными материалами, которые содержат вещества 1-3 классов опасности
  • чистить крышу от снега
  • делать генеральную уборку.

Подведём итог : если родители в школе подписывают и заполняют какие-то документы, то обязательно нужно их прочесть! Возможно, внимательное заполнение бумаг избавит ребёнка от уборки школьных помещений.

Все мы помним как раньше всегда в классе назначались дежурные. Например нас было 28 человек и мы дежурили по 3 человека.

В обязанности дежурных был такие ежедневные обязанности как накрыть для одноклассников столы в столовой с обедом, мытьё меловой доски для подготовки её к уроку и мытьё полов в своём кабинете по окончании уроков.

Сейчас дежурных например у нас в школе нет. Доски меловые присутствуют, так же как и интерактивные доски и панели. Мелом учителя всё равно пишут, но вот подготовка доски к уроку обычно отсутствует.

Далее, в связи с оптимизацией количество техничек сокращено. Но всё равно, полы моют именно они. Правда за детьми осталась одна обязанность заключающаяся в том, чтобы все после окончания уроков поднимали стулья и ставили на столы.

Перед Новым годом я стал свидетелем такой сцены. Одна десятиклассница кинула другой пластмассовую шкатулочку/косметичку, в которой находились всякие тени, румяна, тональный крем. Она промазала и всё упало на пол. Контейнер оказался очень хрупким и он разбился прямо вдребезги. Вся косметика разлетелась по полу вместе с осколками.

Если вы думаете что девочка кинувшая и разбившая всё в хлам принялась это всё убирать то вы ошибётесь.

Она гордо вдёрнула свой нос и вышла из класса, со словами "Я не обязана тут всё мыть и убирать!"

Пришлось вызвать техничку, безропотно подмёвшую и протеревшую пол.

Что же нам скажут новые Санитарные Правила которые приняло ведомство Анны Поповой, о которых я уже писал вот тут и тут .

Читаем пункт 2.10.4

Честно сказать я не знаю , является ли мытьё полов в классе - работой с вредными и опасными условиями труда .

Класс это не туалет и не душевые. Это не уборка снега и ремонтно-строительные или отделочные работы.

Из пункта 2.10.4 не следует, что детям запрещено мыть полы в классе, однако не следует забывать, что мытьё полов скорее всего приписано в должностных обязанностях техничек/уборщиц.

С другой стороны, сейчас любое действие детей должно быть согласовано с родителями. Поэтому юридически девочка, была в своём праве, намусорив и не убрав следы своего безобразия.

Однако такое демонстративное пренебрежение социальными нормами поведения в коллективе позволяет и другим детям относится наплевательски к той же чистоте в кабинетах.

Наверно, наверно, если бы дети мыли раз в месяц сами полы они более ответственно относились бы к чистоте и поведению одноклассников.

У Вас в школе моют полы до сих пор или давно уже перестали, отринув это как анахронизм социалистического общества. Ведь мы же теперь в капитализме.

Заставлять стирать с доски - принуждение к труду

Учителя не имеют права заставлять школьников стирать с доски, поливать цветы или убирать класс.

Законы надо соблюдать - против этого тезиса не поспоришь. В том числе и закон об образовании, действующий на территории РФ. По информации пресс-службы Свердловской областной прокуратуры, в рамках надзора за соблюдением законов о несовершеннолетних в течение этого года прокурорские работники внесли 21 протест на незаконные правовые акты, ущемляющие права учащихся образовательных учреждений и их родителей.

Если следовать букве закона, то все правильно. Ученик приходит в школу получать знания, а не совершенствоваться в ремесле уборщицы. Или, как модно сейчас говорить, клининг-менеджера. Во многих школах родители, организованные родительским комитетом, собирают деньги и дополнительно оплачивают уборку класса, мытье парт и прочие мероприятия по поддержанию школы в порядке. Либо в дополнение к элементарной ежедневной уборке регулярно устраивают родительские субботники по генеральной уборке классной комнаты. Не затрагивая педагогическую составляющую такого подхода, можно сказать, что это вопрос взаимоотношений родительского комитета и школьной администрации. Но вот как быть с классной доской? На ней пишут практически на каждом уроке, значит мыть ее и прополаскивать тряпку, которой стирали мел, необходимо каждую перемену. Где же столько уборщиц взять?

Страшно подумать, сколько раз в течение одного только учебного дня нарушается в среднестатистической российской школе закон об образовании! \"Дело не в том, что запрещено дежурство по классу, - пояснил Interfax-Russia.ru начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних Свердловской областной прокуратуры Юрий Гисматуллин. - Но в документах нельзя оговаривать дежурство как обязанность. Кроме того, в некоторых из них были такие пункты, что учитель, например, может выгнать ученика из класса за несоблюдение правил. Или что за нарушение дисциплины его могут условно исключить из школы на определенный срок. Все это незаконно\".

Тем не менее, дежурства по классу существуют практически повсеместно. Оказывается, для того, чтобы узаконить права и обязанности ученика относительно ведра и тряпки, необходимо соблюсти несколько бюрократических процедур. \"Нагружать детей трудовыми обязанностями по школе можно только с письменного согласия родителей, - рассказала Interfax-Russia.ru специалист отдела общего и дошкольного образования главного управления образования Курганской области Татьяна Федорова. - Прежде всего, при поступлении ребенка в школу родители знакомятся с уставом учебного заведения и дают в том расписку. Затем, если в школе принято дежурить в классе, вытирать доску и так далее, родители ученика должны дать на это согласие. То есть написать заявление, в котором сказано, что они не возражают против привлечения их ребенка к определенным видам работ. Такое же письменное согласие должен дать и ученик. Тогда никаких проблем с законом возникнуть не должно\".

По словам Федоровой, проблемы возникают с родителями учеников. Допустим, 20 заявлений от детей и родителей есть. А пятеро на дежурство не согласны. Заставлять их нельзя, уборщицу тоже не наймешь, а допускать, чтобы 20 детей класс убирали, а пятеро лодырничали - непедагогично. \"Еще более парадоксально выглядит это требование закона в применении к воспитанникам детских домов, - говорит Татьяна Федорова. - Им также нельзя дежурить в столовой, накрывая столы, заниматься элементарной уборкой комнат, в которых они живут. Дети, выросшие не в семье, и так не слишком приспособлены к взрослой жизни. А буквальное выполнение закона, защищающего их права, на деле приводит к тому, что они оказываются беспомощными в быту\".

Как рассказал представитель Свердловской областной прокуратуры Юрий Гисматуллин, в детских домах, которые проверяли сотрудники надзорного ведомства, из положения выходили путем создания специальных гостевых уголков. \"Это небольшое помещение, где есть стол, стулья, холодильник, плитка, чайник, - говорит Гисматуллин. - Там воспитанники могут принять гостя или угостить друзей, приготовить чай или небольшое угощение. Но заставлять воспитанников дежурить по столовой закон запрещает\".

Защита прав детей для России - больная проблема. Число преступлений в отношении детей, которые совершают педагоги и другие сотрудники образовательных учреждений, из года в год растет. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП РФ), за пять месяцев текущего года следственные органы возбудили 131 уголовное дело по фактам совершения преступлений в отношении учащихся сотрудниками образовательных учреждений или при их попустительстве. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Серьезность проблемы подтверждает и тот факт, что 1 сентября, в день начала нового учебного года в российских школах, глава государства Дмитрий Медведев подписал указ об учреждении должности уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Детский омбудсмен наделен широкими полномочиями, свои уполномоченные появятся и в субъектах федерации. Одна из задач омбудсменов - координировать деятельность различных структур и ведомств по защите прав ребенка.

Правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, образования социальной защиты, многочисленные общественные организации действуют пока разрозненно. Возможно, уполномоченный по правам ребенка окажется для них связующим звеном, позволит объединенными усилиями справляться, в первую очередь, с самыми тяжелыми проблемами. А пока не проходит и дня без новых известий о нарушениях прав детей и преступлениях против их здоровья и жизни.

На этом фоне отлучение школьников от ведра и тряпки выглядит не более чем курьезом.

Читайте также: