Объясните почему машиностроение является фундаментом для развития промышленности

Обновлено: 01.05.2024

Машиностроение - одна из самых старых отраслей хозяйства. Как отрасль оно возникло 200 лет назад во время промышленной революции в Англии.

Машиностроение обеспечивает оборудованием и машинами другие отрасли хозяйства, производит многие предметы бытового и культурного назначения.

По числу занятых (более 80 млн. человек) и по стоимости продукции оно занимает I место среди всех отраслей мировой промышленности.

По уровню развития машиностроения судят об уровне развития экономики любой страны.

Выделяют следующие основные отрасли (всего их более 70) машиностроения:

3) электротехническая и электронная промышленность;

4) вычислительная техника;

5) железнодорожное машиностроение;

8) авиационная и ракетная промышленность;

9) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы.

Как основные из них следует отметить: транспортный; наличие квалифицированных трудовых ресурсов; потребительский; а для некоторых (металлоёмких) отраслей - и сырьевой.

В последнее время происходит снижение зависимости машиностроения от источников металла, зато увеличивается его ориентация на трудовые ресурсы, научные центры и т.д.

В мире можно выделить четыре машиностроительных региона:

1) Северная Америка: где производится практически все виды машиностроительной продукции, от самой высокой до средней и низкой сложности.

· автомобильные (США): «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Крайслер»;

· вычислительная техника (США): «Интернешинл бизнес мэшинс»;

· электроника (США): «Дженерал электрик», «Американ телефон энд телеграф» и т.д.

2) Зарубежная Европа (по отношению к СНГ): производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях.

· автомобильная (ФРГ): «Даймлер - Бенц»; «Фольксвагенверк»;

· электроника: ФРГ - «Сименс», Нидерланды - «Филипс» и т.д.

3) Восточная и Юго-Восточная Азия: здесь лидирует Япония.

Регион сочетает продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии - центров науки.

· автомобили (Япония): «Тоёта мотор», «Нисан мотор»;

· электроника (Япония): «Хитачи», «Мацусита электрик индустриал», «Самсунг» и т.д.

4) Содружество Независимых Государств: в нём лидируют Россия, Украина, Белоруссия.

В последнее время в регионе снизились темпы развития машиностроения, хотя он и выпускает широкий спектр машиностроительной продукции.

Развивающиеся страны производят менее 1/10 мировой машиностроительной продукции. В большинстве этих государств существует не машиностроение, а правильнее назвать - металлообработка, кроме этого немало сборочных заводов, получающих детали машин из США, Западной Европы и Японии.

Но в последнее время в некоторых из них - Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике - машиностроение уже достигло довольно высокого уровня.

В большой степени развитие машиностроения в Российской Федерации влияет на экономику и промышленность, поскольку не кто иной, как машиностроение снабжает предприятия страны капитальными средствами, техническим оснащением и производственной техникой.

И ко всему прочему, именно машиностроение является лоцманом при достижениях в научно-техническом прогрессе.


В такой же мере отрасль машиностроения сильно влияет на формирование внутреннего валового продукта, а энергоемкость и материалоемкость прямо связаны с обороноспособностью Российской Федерации.

Ориентировочно двадцать процентов составляет доля машиностроения в промышленности государства. В свою очередь прогрессивные государства имеют до пятидесяти процентов.

А в две тысячи четырнадцатом году процент машиностроения во внутреннем валовом продукте был ещё меньше, и составлял восемь процентов.

Несомненно, есть смысл отметить, что, вопреки всем усилиям на текущий момент, степень роста машиностроения в Российской Федерации ниже некоторых развивающихся стран. Состояние дел сложно откорректировать даже с внедрением новейших методик, которые могут быть заимствованы у иностранных государств.

На данный момент машиностроение не в состоянии конкурировать на мировом рынке. Ко всему прочему неудовлетворительное влияние на машиностроение оказывает, как внутренняя, так и внешняя политика.

Фактом медленного развития машиностроения является недостаточное финансирование, которое стимулирует рост любой отрасли. Частные предприятия не надеются на поддержку государственных структур, и пытаются развивать машиностроение собственными силами.

И если учесть сегодняшнюю политическую ситуацию, то маловероятно, что развитию машиностроительной отрасли помогут иностранные инвестиции.

Тем не менее есть и иные направления развития производительности машиностроения, для которых не требуются огромные финансовые инвестиции. На всех производствах есть скрытые ресурсы, которые образовываются на принципе уменьшения издержек сырьевых материалов и транспортных расходов.

Они возникают в свете недостатков управления производственными процессами. Данные методики уменьшения таких расходов действуют не только за рубежом, но и в Российской Федерации.

Но, как бы то ни было, такие методики могут быть внедрены только при наличии квалифицированных руководящих работников предприятия и с безотказным механизмом управления.

Сегодняшнее машиностроение опирается на научный подход и новые технологии. Поэтому оперативный упор необходимо осуществлять не на механизации, а акцентировать внимание на интеллектуальных компонентах, таких как робототехника и компьютерная техника.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Всё чаще в обиход входит понятие «новая экономика», которое строится на основе предоставления услуг по информации.

Эти услуги дают возможность потребителю получить новые знания и новые возможности. Благодаря этому есть возможность прийти к заключению, что модернизированное машиностроение будет развиваться в новой среде обитания, в которой основой развития станет информация.

Многосложности теперешней технологии нуждаются в финансовом и интеллектуальном капитале, но на данном этапе развития, экономика не может обеспечить этого. Современные технологии уже преодолели географические рубежи, и это приводит к образованию международный холдингов и корпораций.

Чтобы поддержать конкурентоспособность предприятия, необходимо создать отчётливые информационные каркасы структур на основе научно-технической деятельности.

Самыми новыми сферами деятельности машиностроения являются радиотехническая сфера, сфера электроники и робототехники, в которой активное участие принимает быстроразвивающиеся компьютерные технологии.

Все сферы деятельности на сегодняшний день должны плотно взаимодействовать с научно-техническими исследованиями и технологиями.

Главные трудности машиностроительной отрасли

Машиностроение России за последние мировые кризисы понесло большие убытки, при том, что данная отрасль является опорой промышленности.

Можно выделить несколько причин, которые определяют потребность в поиске решения проблем в машиностроительной отрасли:

  • Машиностроительная отрасль является катализатором научного и технического прогрессов. И этот катализатор оказывает существенное воздействие на всю экономику;
  • Машиностроительную отрасль можно считать самой многообразной и многосложной отраслью современной экономики, которая производит огромный номенклатурный ряд потребляемой продуктов потребления;
  • Достаточно большое количество организация машиностроительной отрасли занимаются производством продукции для оборонного комплекса страны;
  • По себестоимости изготавливаемой продукции, машиностроительная отрасль располагается на лидирующих позициях в стране;
  • Доля машиностроительной отрасли во внутреннем валовом продукте страны составляет примерно пятнадцать процентов, двадцать процентов создаваемой продукции и двадцать пять процентов в стоимостном выражении основные фонды.

Из данной информации необходимо делать вывод, что трудности машиностроения требуются решать незамедлительно.

Самым значительным предметом внимания является зависимое положение машиностроения от состоятельности других отраслевых предприятий, которые потребляют продукцию машиностроения. Таким образом, недополучая финансирования, предприятия других отраслей сокращают количество заказов необходимых изделий от машиностроительной отрасли.

В Европе, да и во всём мире, происходит рост оборотов машиностроения, а в России прослеживается замедление роста, и даже его остановка на текущем уровне. В отдельных отраслях экономики, таких как, радиотехника, вертолётостроение, судостроение, износ техники начинает достигать семидесяти процентов.

В связи с этим внедрять новые технологии не представляется возможным. На сегодняшний день большинство отраслей должны быть кардинально модернизированы.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Из этого можно заметить, что большая часть предприятий неконкурентоспособна.

Примерно девяносто процентов основных фондов предприятий отечественного производства.

Ситуация осложняется тем, что на российский рынок всё больше и больше проникает зарубежных компаний, тем самым конкуренция в машиностроении усиливается.

Еще одна немаловажная проблема: отсутствие компетентного рабочего персонала.

Сегодня существует ещё и возрастная проблема. Уровень среднего возраста работников уже приблизился в плотную к уровню пенсионного возраста.

И данные работники порой не могут изучить новые технологии. Критический дефицит молодого персонала сильно затормаживает ход усовершенствования производственных процессов предприятий машиностроения.

Чтобы решить эти вопросы, необходимо модернизировать большую часть предприятий машиностроения, что является довольно сложной задачей. Для этого необходимо большое количество, как людских, так и денежных ресурсов.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

История формирования и развития машиностроительной отрасли России

Машиностроение, как отрасль начала формироваться с XVIII столетия. В данном столетии были выпущены первые ткацкие станки, прядильные и паровые машины. Подтолкнуло машиностроительную отрасль на стремительный подъём разработка, инновационных на то время, оборудования для резки металла, кроме того, производство иных устройств для обработки металла. Итогом данного подъёма оказался переход от ручного труда к механизированному производству, благодаря чему начался этап машиностроительной эры.


Началом эры машиностроения считается 1712 год, когда в Англии увидел свет первый тепловой двигатель, который был разработан английским изобретателем Томасом Ньюкомен. А спустя некоторое время шотландский инженер, изобретатель-механик Джеймс Уатт усовершенствовал паровую машину Ньюкомена и изобрёл универсальную паровую установку двойного действия.

В Российскую империю машиностроение пришло в начале XIX столетия. Тогда, 1804 года, в Санкт-Петербурге запустили в работе первое промышленное предприятие, занимавшееся производством паровых двигателей. Некоторое время спустя, данное предприятие перепрофилировалось на изготовление оборудования для железной дороги, а также пароходов.

Эффективное развитие машиностроительная отрасли происходило на протяжении всего XIX столетия, и тогда сформировались ключевые регионы машиностроения Российской империи: Петербург и прибалтийские территории. И к окончанию XIX столетия на этот регион припадало около 80% производства машиностроительного оборудования и техники. Самыми продвинутыми в машиностроительной отрасли оказались машиностроение транспорта, а также машиностроение для сельского хозяйства.

Ключевым направлением машиностроения транспорта было производство оборудования и техники для железнодорожной отрасли, так как это определялось интенсивным сооружением железнодорожных путей. Ключевым сосредоточением производства вагонов и паровозов стали Санкт-Петербург, уральские предприятия и заводы центрального региона России.

Даже в XIX столетии Российская империя снабжала оборудованием машиностроения не исключительно собственные предприятия, а также, и иностранные компании.

В средине XIX столетия к развитию железнодорожного машиностроения, присоединилось и производство морских и речных судов. Сигналом к процессу формирования судостроительного машиностроения явилось активное, на тот период, становление текстильной промышленности. Что произвело активный и ускоренный прирост машиностроительных предприятий. 1861 года разрабатывается «Порядок стимулирования машиностроительного дела». Данный порядок предполагал получение права собственников заводов машиностроения на разрешение ввоза чугуна и железа без пошлин на территорию Российской империи, в требуемом масштабе.

В результате ввода в действие данного порядка стимулирования число больших заводов и фабрик машиностроение возросло практически в два раза. Станкостроительная отрасль начала развиваться с 1870 года. В тот год начал свою деятельность первое предприятие братьев Бромлей, которое занималось изготовлением оборудования для обработки металла и древесной продукции. К 1913 году производство достигло почти полторы тысячи элементарных станков.

Однако, невзирая на расширение станкостроительной отрасли, значительная доля станков поставлялась зарубежными предприятиями.

Намного предпочтительнее обстояли дела в машиностроительной отрасли, изготавливающей оборудование и технику для сельского хозяйства. На тот момент производился выпуск практически всех типов оборудования для сельского хозяйства. Индивидуальное внимание было уделено становлению оборонного машиностроения. Предприятия, которые изготавливали боевое снаряжение, являлись наиболее прогрессивными в технологическом плане.

По числу изготавливаемого оборудования и техники, предприятия Российской империи легко составляли конкуренцию передовым зарубежным предприятиям. Российские предприятия оснащались многочисленными технологическими ресурсами, а также высококвалифицированными сотрудниками. И это гарантировало поставки отличного вооружения для сухопутных и военно-морских войск Российской империи.

Спецзаказы военно-оборонной промышленности являлись довольно значимыми для формирования машиностроительной отрасли целиком.

Увеличение необходимости в оборудовании для разных народно-хозяйственных отраслей способствовало усовершенствованию и формированию предприятий машиностроения. Изучались и исследовались незнакомые материальные средства, общепроизводственная техника, в том числе инновационные технологии изготовления продукции. Важнейшим новшеством в машиностроительной отрасли явилось конвейерное производство.

К окончанию XIX столетия конвейерное производство располагало узкоспециализированной техникой, сформированной структурой устройств транспортных механизмов. При становлении серийного изготовления производился перевод на полу автоматизированному и автоматизированному оборудованию для обработки металла. Самое первое применение аналогичного оборудования было в Германии, в Советском Союзе данное оборудование начало свою работу 1935 года.

Современное состояние машиностроения

До распада Союза Советских Социалистических Республик машиностроительная отрасль прогрессировала семимильными шагами, особенный подъём пришёлся на время Великой Отечественной войны, когда население страны защищало себя от фашистских захватчиков. На тот момент изготовление техники для боевых действий осуществлялось на высококачественном уровне, и это помогло победить в Великой Отечественной войне.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Но, начиная с 1990 года отметился сокращение производства в машиностроительной отрасли. Однако есть смысл отметить, хоть и снизились экспортные поставки машиностроительного оборудования, несмотря на это, данная продукция была высоко востребованной. Особо огромную востребованность имела техника и оборудование оборонного назначения.

В 90-ые годы прошлого столетия пришлись на многочисленные увеличения стоимости на сырьё, металлопрокат, топливные ресурсы, что отрицательно отразилось на процессе развития машиностроительной отрасли. Большинство организаций перепрофилировались, и возвратить машиностроительную отрасль к прежнему состоянию получилось лишь к 1998 году, после ликвидации кризисного процесса.

В 1998 году, в следствии быстрого роста курса доллара, освободилось значительное количество сфер деятельности из-за подорожавшего импортного оборудования. Но в начале XXI столетия машиностроительная отрасль начала обеспечиваться инновационной генерацией программируемого оборудования для обработки металла. По отношению с 2006 годом, 2007 год показал рост изготовления машиностроительного оборудования и техники на более, чем 100%. Нынешние существенные тенденции формирования машиностроительной отрасли заключаются:

  1. В формировании больших интеграционных систем в отраслях, а также в объединении разнообразных средств производителей.
  2. В повышении уровня содействия государства авиастроительной, судостроительной, транспортной и энергетической отраслям машиностроительной промышленности.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Однако, кроме положительных тенденций развития, присутствуют и негативные моменты в формировании машиностроительной отрасли, это:

  • Наступательная ценовая политика трансатлантических предприятий.
  • Отрицательная макро экономическая конъектура, влияющая на понижение прибыльности производимого оборудования и техники.
  • Большая степень применения импортных деталей и запасных частей при производственных процессах.

И невзирая на предпринятые мероприятия, 2008 год для машиностроительной отрасли стал критическим и привел отрасль очень сильному кризисному положению. Машиностроительная отрасль Российской Федерации на сегодняшний день отстает по темпам внедрения инноваций, и, чтобы смягчить данный разрыв, необходимо понимать ключевые тенденции отрасли и то, каким образом воспринимать данные тенденции.

В 2018 году был проведён опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроительной отрасли, по результатам которого аналитики подчеркнули пять тенденций для учёта роста доходов:

  1. Создание и внедрение бизнес-моделей на базе технологий связи, к примеру, монетизация технологий анализа больших данных.
  2. Совершенствование автономных систем (к примеру, машинное обучение и роботы).
  3. Пропаганда интернет-технологий.
  4. Увеличение потребительского спроса и нормативно-правовые преобразования вызовут положительные тенденции к всеобщей электрификации.
  5. Увеличение важности кибербезопасности.

Идеальное будущее машиностроения в Российской Федерации – это постоянное и всеобщее продвижение инновационных и компьютерных технологий, что будет стимулировать продуктивность и конкурентную способность предприятий. Российские предприятия в состоянии занять лидирующие позиции на мировом рынке инновационных технологий в сегментах машиностроительной отрасли, так как, российский бизнес удачно может конкурировать с зарубежными компаниями.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Машиностроение – это основная отрасль машиностроения, на которую приходится 35% стоимости мировой продукции промышленности.

Так же машиностроение по праву считается наиболее трудоемкой отраслью, особенно приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение и др.

Главным условием развития машиностроения служит обеспечение отрасли квалифицированной рабочей силой, наличие научных центров.

Сравнительная близость к сырьевой базе требуется далеко не всем отраслям машиностроения, главным образом этого требует тяжелое машиностроение (производство металлургического, горно-шахтерского оборудования и т. п.).

К странам лидерам можно отнести небольшую группу стран, таких как США (30%), Япония (15%), ФРГ (10%), так же в это список можно внести Францию, Великобританию и Польшу. В этих странах хорошо развиты все отрасли машиностроения, так же высок экспорт машин (свыше 80%).

Не смотря на быстрые темпы развития машиностроения за рубежом, к лидерам так же можно причислить Россию (6%) и Китай (3%). Машиностроение развивающихся стран, в отличие от уже развитых стран, основанное на дешевизне рабочей силы, направленно в основном на выпуск массовых и трудоемких, невысокого качества изделиях. При этом современными машиностроительными заводами располагают далеко не все развивающиеся страны (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Мексика).

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяют на три группы:

    Общее машиностроение, которое включает в себя станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. Общее машиностроение обусловлено как штучной, так и массовой продукцией. Так же общее машиностроение тесно связанно с другими отраслями. Самыми крупными поставщиками продукции общего машиностроения считаются такие развитые страны как, Германия, США, Япония. Так же развитые страны являются главными поставщиками на мировой рынок станков.

Транспортное машиностроение, вторая по масштабности и значимости отрасль машиностроения. В свою очередь данная отрасль делится на группы:

  • Автомобилестроение – это ведущая отрасль транспортного машиностроения. Каждый год 40% выпускаемой продукции идет на экспорт. 75% выпускаемых автомобилей – легковые, 25% - грузовые. Самыми крупными поставщиками автомобилей являются страны США, Япония, Германия, Италия, Франция. Для таких стран как Китай, Южная Корея, Польша — это весьма новая отрасль.
  • Авиаракетно-космическая промышленность. Отличается большой наукоемкостью, продукция выпускается только крупными фирмами. Фирмами предъявляются высокие требования к работникам, к научно-производственной базе. Применяются сложные технологии. Сложный и большой состав отрасли (выпуск самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и тп.). в данной группе можно выделить два направления: гражданское и военное. Данная группа сформирована в странах с развитой наукой (США, Россия, Франция, ФРГ).
  • Судостроение отличается высокой материалоемкостью и трудоемкостью. В последнее время роль данной подгруппы в мире уменьшается. Но не смотря на это доля специального транспорта растет, тогда как доля пассажирского наоборот, уменьшается. Центры мирового судового производства переместились из Западной Европы и США в Азию (Корея, КНР).
  • Производство железнодорожного оборудования – это самая старейшая отрасль промышленности. Так же, как и судостроение, производство железнодорожного оборудования в Западной Европе, заметно сокращается, но при этом темп ее развития в Азии (КНР, Индия) заметно увеличивается. Европа же в свою очередь, переходит на выпуск скоростных поездов.

Электротехника и электроника являются самыми наукоемкими отраслями промышленности, но зато это самая быстропрогрессирующая отрасль. Однако внутри самой отрасли рост выпуска электроники сокращается, а микросхем и ЭВМ наоборот растут. Так же быстро растут связи внутри отрасли и взаимосвязь с другими отраслями промышленности. Мировыми лидерами в производстве электроники являются США, Япония (около 90% микросхем), Корея, Тайвань.

Готовые работы на аналогичную тему

На сегодняшний день 25% продукции машиностроения приходится на развивающиеся странны. Особое место отводится странам СНГ, которые имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Наиболее большое развитие получили военно-промышленный комплекс, авиационная промышленность, бытовая электроника.

Учитывая все это можно выделить четыре наиболее развитых регионов мирового машиностроения:


С помощью данного видеоурока учащиеся подробно знакомятся с машиностроительным комплексом России, узнают его структуру, а также разбираются с проблемами и перспективами развития машиностроения в нашей стране.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Роль, значение и проблемы развития машиностроения"

Машиностроительный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей машиностроения, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций.

Это один из ведущих комплексов в нашей стране по нескольким причинам. Первая причина, машиностроительный комплекс — крупнейший промышленный комплекс. На его долю приходится 27 % работающих и 1\5 продукции промышленности России. Действует более 50 000 машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Вторая причина, машиностроение создаёт машины и оборудование, применяемые повсеместно: в быту, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в вооружённых силах.

Третья причина, машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы инновационного развития общества. От совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики страны, её обороноспособность, качество жизни населения.

Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Следовательно, главная задача машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путём насыщения всех отраслей народного хозяйства оборудованием высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. Состоит он из нескольких десятков отраслей. Каждая из них выпускает продукцию определённого назначения.

В состав машиностроения входят:

· Тяжёлое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъёмно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбостроение, атомное и полиграфическое оборудование).

· Станкостроение. Производство разнообразных станков.


· Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли).

· Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Производство сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования для животноводства и кормопроизводства.

· Машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности.

· Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника).

По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы. Первую группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций во всём хозяйстве. Это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое, энергетическое. Вторую группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций в самом машиностроении. Это станкостроение и инструментальная промышленность. Третью группу занимают отрасли машиностроения, обеспечивающие развитие инноваций в отдельных отраслях хозяйства. Это строительно-дорожное машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное и автомобилестроение.


Для выполнения своей главной задачи машиностроению необходимы определённые условия. Основное из них можно изобразить пропорцией один к двум и к четырём. Она означает, что если темпы развития всего хозяйства принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это условие пока не соблюдается.


В машиностроении имеется и хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим ещё в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Сырьевые ресурсы отрасли.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями.

Основным конструкционным материалом в машиностроение является чёрный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – чёрная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – лёгкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

Главный ресурс комплекса – достаточно большое количество высококвалифицированной рабочей силы. Так, например, средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом.

Машиностроительный комплекс характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом. Также здесь основную роль играют трудоёмкие, наукоёмкие, нематериалоёмкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжёлого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.).

За 90-е годы прошлого века значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства. Особенно сильно сократились объёмы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главным толчком этого стал разрыв производственных связей с предприятиями бывших республик СССР, после его распада. Как следствие низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и преобладание импорта продукции машиностроение над экспортом в стране.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса можно выделить:

· приоритетное развитие наукоёмких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

· демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80 %);

· наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

· налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

· оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Читайте также: