Обнаружили археологи в 1954 году во время раскопок под стеной средневекового храма в херсонесе

Обновлено: 05.05.2024

Во время масштабной реставрации Владимирского собора в Херсонесе археологи обнаружили древние постройки. Находка оказалась неожиданной, так как территория считалась изученной.

«Вот это стена средневекового периода, под ней идут стены античного периода. Этот культурный слой мы считали утерянным», — рассказала научный сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический» Анна Намойлик.

Основные раскопки велись на этом участке еще в первой половине XIX века. После этого на протяжении трех десятилетий строился Владимирский собор. Считалось, что исторический слой в этом месте разрушен и в ходе реставрации собора в 2000-х годах археологов привлекать не стали.

Однако оказалось, что участок, который считался обследованным, на глубине в несколько метров хранит множество древних фундаментов.

Так в 20 метрах от собора найдены остатки стен неизвестного здания. Его возраст удалось определить по обнаруженным здесь же монетам, которые датируются I-II веком до нашей эры.

Благодаря еще одному раскопу исследователи наткнулись на гробницу из цельного камня и несколько захоронений. Ученые предполагают, что это может быть семейное погребение.

«Оно явно относится к крестово-купольному храму, который функционировал в X-XI веках. И кроме того, мы видим здесь стеклянный браслет, мы знаем, что жительницы Херсонеса носили такие украшения в IX-XI веках», — рассказала Анна Намойлик.

Она добавила, что пока можно с уверенностью сказать, что они относились к знати, сообщает «ТВ Центр».

В ходе планируемой реставрации собора будут восстановлены интерьеры и роспись нижнего храма, заменены инженерные системы. Кроме того, у здания появится система отопления. Будут проведены и другие работы.

Предполагается, что реставрация начнется уже через год.

Ранее археологи нашли печать сарматов под Липецком. На острове в Охотском море изучат стоянки древних людей. В Новой Москве найдены монеты Золотой Орды. Сообщалось, что археологи раскроют тайну древней крепости.

При раскопках погребений в южном пригороде Херсонеса обнаружены ювелирные украшения римской эпохи.

На территории южного пригорода Херсонеса располагался некрополь римского времени, о котором учёным известно с 1780-х годов. Это целая серия вырубленных в скалах погребальных ям. Загородный некрополь Херсонеса находился за пределами оборонительных стен древнего и средневекового города. Он использовался на протяжении тысячи лет: от первого до десятого века. Длительное существование города (до XIII–XIV в.) привело к тому, что территория некрополя значительно превзошла площадь самого города.

При раскопах погребений на территории древнего некрополя археологи из совместной археологической экспедиции Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН и Государственного Эрмитажа обнаружили ювелирные украшения римской эпохи.

Найденные погребения датируются первыми веками нашей эры. Первое из погребений представляет собой парное захоронение мужчины и женщины. Оно было разграблено, но тем не менее, в нём сохранились два перстня, серьги, бусы и керамические сосуды, которые, видимо, не заметили грабители. Во втором погребении археологи обнаружили металлические артефакты, украшения, а также гвозди, которые, вероятно, использовались для крепления деревянных помостов.

Найденные предметы ювелирного искусства, выполненные, скорее всего, из золота, интересны для исследования с точки зрения технологии производства, символики изображений и принадлежности этих предметов. В некоторых из них использована техника плетения, есть элементы, напоминающие зернь. Серьги выполнены в виде ажурного диска с подвесками. На перстнях изображены буквы латинского алфавита. По версии исследователей, это монограммы — сокращение чьего-то имени.

Херсонес Таврический, основанный греками в 424–421 гг. до н. э., считается одним из крупнейших археологических памятников юга России. Его история тесно связана с великими цивилизациями античности и Средневековья, в том числе эллинизма, Древнего Рима и Византии. В Средние века, после череды разрушений XIII–XIV вв., город пришёл в запустение, жители покинули его. Новый этап истории Херсонеса, уже как археологического памятника и объекта изучения, начался вскоре после строительства недалеко от него российской крепости и города Севастополь. Первые раскопки Херсонеса были произведены в 1827 году, а начиная с 1947 года раскопки проводятся постоянно.

По материалам пресс-службы ИИМК РАН.

Античный театр в Херсонесе

На карте Крыма существует множество мест с долгой и насыщенной историей, среди них Херсонес выделяется своим почтенным возрастом. Находящийся на пересечении варварского мира и античной цивилизации, этот город был обречен на то, чтобы стать одним из культурных центров Северного Причерноморья. Однако основную роль в жизни города в античное время играла греческая культура. Воспитанные на сказаниях о великих героях и славных олимпийских богах жители полиса стремились привнести в свою жизнь все новшества и достижения цивилизации, одним из которых был театр.

s1200

Античный театр – не часто встречаемый в Северном Причерноморье тип памятников. Театр Херсонеса был обнаружен во время исследований, проводимых в 1954 году Олегом Ивановичем Домбровским под стеной ранее известного средневекового «Храма с ковчегом». Позднее в ходе ряда продолжительных археологических исследований территории театра, производимых в 1954-1965, 1971-1973, 1976, 1987-1989 годах, удалось открыть всю площадь сооружений.

Театрон – часть античного театра, где располагались места для зрителей. Стоит заметить, что места в театроне распределялись между зрителями в четкой иерархии, соответствующей их социальному положению в полисе, так самые знатные и влиятельные граждане города входившие в совет располагались в центральном секторе, при этом первый, самый почетный ряд был зарезервирован для действующих магистратов (своего рода чиновников) полиса.

01 5

Практика строительства театра была широко распространена среди всех древнегреческих поселений и обычно для сооружения постройки использовались естественные особенности рельефа. Для устройства театра в Херсонесе было выбрано место небольшой балки. Театрон располагался на западном склоне, обращенном по направлению к Карантинной бухте, которая становилась одним из естественных элементов декораций. Сам театрон представлял из себя террасированный склон, на котором рядами располагались каменные скамьи. Он был разделен на несколько секторов, между которыми находились лестничные проходы. В последующее время театр был частично разобран для строительных нужд и до нас дошла лишь часть античного «интерьера», в том числе и скамья, которая была надежно законсервирована под полом средневекового храма. По имеющимся данным достаточно сложно определить вместительность театра, исследователями приводятся различные цифры в диапазоне от 1,5 до 2,5 тысяч мест.

Центральное место театра занимало пространство, использующееся для проведения различного рода представлений, и состояло оно из нескольких разнофункциональных зон. Непосредственно перед нижними рядами театрона находилась орхестра, круглая площадка, которую часто ошибочно принимают за сцену. Диаметр орхестры Херсонесского театра составлял примерно 23 метра.

Орхестра предназначалась для размещения хора и музыкантов, которые озвучивали действие, такое расположение позволяло максимально эффективно применять пространство для усиления звука. Звук, резонируя от построек театра, доходил до верхних рядов зрителей

Для подобного рода памятников достаточно сложно установить точную нижнюю границу существования, однако в результате исследований удалось установить, что Херсонесский театр был возведен на рубеже IV-III вв. до н.э. именно в это время прекращают функционирование располагавшиеся рядом могильник и ряд жилых помещений.

d30d15cs 960

O tempora! O mores!

Театр, являясь важным культурным институтом полиса, несомненно отражал все изменения происходившие в городе. Но актерские выступления той поры едва ли станут достоянием археологов. Тем не менее, вовлечение Херсонеса в сферу культурного, политического и экономического влияния Рима нашло свое отражение во внешнем облике театра. Так пространство орхестры было расширено и ограничено стеной. В результате римской «модернизации» театра разнообразие зрелищ вышло на качественно новый уровень. Стало возможным устраивать опасные представления с участием диких зверей, не подвергая зрителей опасности. Кроме того в римский период на территории театра начинает функционировать алтарь Немисиды, к существованию которого относится, по всей видимости, значительный комплекс культовых предметов, среди которых и посвященные этой богине.

Немесида, богиня судьбы была особенно популярна у людей рискованных профессий, среди которых были и гладиаторы, так что ну удивительно, что алтарь Немесиды возник рядом с ареной.

Упадок театра и последующие перестройки

Являясь далеко не единственным подобным сооружением в мире, античный театр Херсонеса Таврического все же первый открытый комплекс такого типа в Северном Причерноморье. И его изучение позволило приблизиться к представлениям о духовной культуре населения античности, полное изучение которой недоступно современной науке.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОСМОТРУ:

Раскопки в Херсонесе: археологи обнаружили элементы построек и артефакты (+видео)

В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» археологи во время раскопок, которые проводились возле Свято-Владимирского кафедрального собора, обнаружили элементы построек и артефакты. Об этом сообщается на сайте музея.

Отмечается, что также были открыты два водовода.

«Один из них представляет собой керамическую трубу, ее элементы соединялись известковым раствором. Водовод, шедший параллельно с первым, имел совершенно другую конструкцию», – отметили в музее.

По данным представителей «Херсонеса Таврического», находки передали специалистам для дальнейшего изучения.

Ранее стало известно, что сотрудники «Херсонеса Таврического» начали раскопки у стен Свято-Владимирского кафедрального собора перед проведением реставрации храма.

FE4EE08E EC4E 4EE6 B72F F7DD13802AC2 w100 r1

Херсонес: благоустройство или некомпетентность?

Ранее президент Украины Владимир Зеленский своим указом включил Российский государственный музей Эрмитаж, «Русское географическое общество», Институт археологии Российской академии наук и другие структуры в санкционный список, в частности, за археологические раскопки в аннексированном Крыму.

Бывший заместитель министра иностранных дел Сергей Кислица, выступая на 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже, заявил, что действия России в Крыму несут «серьезную опасность» для Херсонеса и Ханского дворца.

Мониторинг ЮНЕСКО в Крыму

После аннексии Крыма Россия приняла под свою юрисдикцию все объекты культурного и исторического значения, находящиеся на территории Крыма. Киев настаивает на принадлежности достопримечательностей украинскому народу и просит принять их под защиту ЮНЕСКО.

В сентябре 2019 года был обнародован доклад генерального директора ЮНЕСКО Одри Азулай, где отмечается ухудшение ситуации на полуострове во всех сферах компетенции организации.

Российские власти Крыма не согласны с информацией, изложенной в докладах ЮНЕСКО. Российский министр культуры Крыма Арина Новосельская приглашала представителей ЮНЕСКО лично побывать на полуострове и «объективно оценить» состояние объектов культурного и исторического значения.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входит заповедник «Херсонес Таврический». Также кандидатами на внесение в список являются Ханский дворец в Бахчисарае, Генуэзская крепость в Судаке, Крымская астрофизическая обсерватория, Мангуп-Кале, Эски-Кермен и Чуфут-Кале.

В Херсонесе нашли неизвестный некрополь и подвал с амфорами

Раскопки были проведены при подготовке к реставрации Владимирского собора, построенного во второй половине XIX века на месте храма, в котором предположительно мог креститься древнерусский князь Владимир. Территория вокруг собора была мало изучена археологами: считалось, что археологические памятники уничтожены при его строительстве.



Для исследования некрополя шурф был расширен, ученые уже обнаружили останки около 10 человек. Найдены одиночные и коллективные захоронения.

iStock

iStock



Несколько шурфов оказались «пустыми»: археологи открыли чистую поверхность скалы. Ученые считают, что это и есть фрагменты агоры.



Шурфы были заложены и возле Туманного колокола Херсонеса, который также готовят к реставрации. Там найден культурный слой с многочисленными фрагментами керамики и остатками того, чем питались жители Херсонеса: костями рыбы и животных, раковинами мидий и устриц, клешнями крабов.

После завершения работ шурфы законсервируют землей, а найденные предметы передадут ученым. Кости изучат антропологи, после чего их перезахоронят на территории городища.

Древний некрополь обнаружили в Херсонесе

Во время масштабной реставрации Владимирского собора в Херсонесе археологи обнаружили древние постройки. Находка оказалась неожиданной, так как территория считалась изученной.

«Вот это стена средневекового периода, под ней идут стены античного периода. Этот культурный слой мы считали утерянным», – рассказала научный сотрудник музея-заповедника «Херсонес Таврический» Анна Намойлик.

Основные раскопки велись на этом участке еще в первой половине XIX века. После этого на протяжении трех десятилетий строился Владимирский собор. Считалось, что исторический слой в этом месте разрушен и в ходе реставрации собора в 2000-х годах археологов привлекать не стали.

Однако оказалось, что участок, который считался обследованным, на глубине в несколько метров хранит множество древних фундаментов.

Так в 20 метрах от собора найдены остатки стен неизвестного здания. Его возраст удалось определить по обнаруженным здесь же монетам, которые датируются I-II веком до нашей эры.

Благодаря еще одному раскопу исследователи наткнулись на гробницу из цельного камня и несколько захоронений. Ученые предполагают, что это может быть семейное погребение.

«Оно явно относится к крестово-купольному храму, который функционировал в X-XI веках. И кроме того, мы видим здесь стеклянный браслет, мы знаем, что жительницы Херсонеса носили такие украшения в IX-XI веках», – рассказала Анна Намойлик.

Она добавила, что пока можно с уверенностью сказать, что они относились к знати, сообщает «ТВ Центр».

В ходе планируемой реставрации собора будут восстановлены интерьеры и роспись нижнего храма, заменены инженерные системы. Кроме того, у здания появится система отопления. Будут проведены и другие работы.

Предполагается, что реставрация начнется уже через год.

Ранее археологи нашли печать сарматов под Липецком. На острове в Охотском море изучат стоянки древних людей. В Новой Москве найдены монеты Золотой Орды. Сообщалось, что археологи раскроют тайну древней крепости.

На карте Крыма существует множество мест с долгой и насыщенной историей, среди них Херсонес выделяется своим почтенным возрастом. Находящийся на пересечении варварского мира и античной цивилизации, этот город был обречен на то, чтобы стать одним из культурных центров Северного Причерноморья. Однако основную роль в жизни города в античное время играла греческая культура. Воспитанные на сказаниях о великих героях и славных олимпийских богах жители полиса стремились привнести в свою жизнь все новшества и достижения цивилизации, одним из которых был театр.

s1200.jpg

Античный театр – не часто встречаемый в Северном Причерноморье тип памятников. Театр Херсонеса был обнаружен во время исследований, проводимых в 1954 году Олегом Ивановичем Домбровским под стеной ранее известного средневекового «Храма с ковчегом». Позднее в ходе ряда продолжительных археологических исследований территории театра, производимых в 1954-1965, 1971-1973, 1976, 1987-1989 годах, удалось открыть всю площадь сооружений.

Театр находится в Юго-Восточной части городища Херсонеса в непосредственной близости от городских ворот и современного главного входа на территорию музея-заповедника. Как и для
современных театров, для античных характерно ярусное расположение зрительных рядов или театрона.

Театрон – часть античного театра, где располагались места для зрителей. Стоит заметить, что места в театроне распределялись между зрителями в четкой иерархии, соответствующей их социальному положению в полисе, так самые знатные и влиятельные граждане города входившие в совет располагались в центральном секторе, при этом первый, самый почетный ряд был зарезервирован для действующих магистратов (своего рода чиновников) полиса.

01_5.jpg

Практика строительства театра была широко распространена среди всех древнегреческих поселений и обычно для сооружения постройки использовались естественные особенности рельефа. Для устройства театра в Херсонесе было выбрано место небольшой балки. Театрон располагался на западном склоне, обращенном по направлению к Карантинной бухте, которая становилась одним из естественных элементов декораций. Сам театрон представлял из себя террасированный склон, на котором рядами располагались каменные скамьи. Он был разделен на несколько секторов, между которыми находились лестничные проходы. В последующее время театр был частично разобран для строительных нужд и до нас дошла лишь часть античного «интерьера», в том числе и скамья, которая была надежно законсервирована под полом средневекового храма. По имеющимся данным достаточно сложно определить вместительность театра, исследователями приводятся различные цифры в диапазоне от 1,5 до 2,5 тысяч мест.

Центральное место театра занимало пространство, использующееся для проведения различного рода представлений, и состояло оно из нескольких разнофункциональных зон. Непосредственно перед нижними рядами театрона находилась орхестра, круглая площадка, которую часто ошибочно принимают за сцену. Диаметр орхестры Херсонесского театра составлял примерно 23 метра.

Орхестра предназначалась для размещения хора и музыкантов, которые озвучивали действие, такое расположение позволяло максимально эффективно применять пространство для усиления звука. Звук, резонируя от построек театра, доходил до верхних рядов зрителей

Напротив театрона за орхестрой находилось здание скены (скене), которое
исполняло роль и декорации, и служебного помещения, и ,частично, сцены в нашем понимании этого слова. На первом этаже скены находилась крытая галерея, немного вынесенная вперед в сторону орхестры. Пространство над этой галереей носило название проскений, на нем и происходила большая часть театральных действий. Однако активно использовались и часть орхестры и второй этаж скены и даже крыша скены, которая служила теологейоном, местом, на котором актеры изображали различных божеств (справедливо выделив для подобного рода образов соответствующее «возвышенное» пространство). За время своего существования Античный театр Херсонеса Таврического был многократно перестроен. Первоначальное здание скены, судя по всему, было деревянным и со временем с развитием города было возведено каменное. Само здание подверглось наибольшему разрушению, однако удалось проследить расположение пародов, проходов на орхестру, которые находились по бокам от скены, колонн проскения и ряд других архитектурных особенностей, которые позволяют реконструировать примерный внешний облик театра.

Для подобного рода памятников достаточно сложно установить точную нижнюю границу существования, однако в результате исследований удалось установить, что Херсонесский театр был возведен на рубеже IV-III вв. до н.э. именно в это время прекращают функционирование располагавшиеся рядом могильник и ряд жилых помещений.

d30d15cs-960.jpg

O tempora! O mores!

Театр, являясь важным культурным институтом полиса, несомненно отражал все изменения происходившие в городе. Но актерские выступления той поры едва ли станут достоянием археологов. Тем не менее, вовлечение Херсонеса в сферу культурного, политического и экономического влияния Рима нашло свое отражение во внешнем облике театра. Так пространство орхестры было расширено и ограничено стеной. В результате римской «модернизации» театра разнообразие зрелищ вышло на качественно новый уровень. Стало возможным устраивать опасные представления с участием диких зверей, не подвергая зрителей опасности. Кроме того в римский период на территории театра начинает функционировать алтарь Немисиды, к существованию которого относится, по всей видимости, значительный комплекс культовых предметов, среди которых и посвященные этой богине.

Немесида, богиня судьбы была особенно популярна у людей рискованных профессий, среди которых были и гладиаторы, так что ну удивительно, что алтарь Немесиды возник рядом с ареной.

Упадок театра и последующие перестройки


В IV веке н.э. на территории Херсонеса Таврического основательно укрепляется христианство. Приверженцы новой религии активно боролись с различными проявлениями язычества, одним из которых небезосновательно считался театр. И уже к концу IV века театр перестает функционировать. А на его месте воздвигается несколько христианских храмов, в том числе и «Храм с ковчегом», и средневековые жилые постройки. Важно заметить, что средневековые строители не сильно заботились о сохранности объектов культурного наследия чуждого им языческого мира и часто разбирали старые постройки на строительные материалы. Отчасти такая участь постигла и театр. Хотя зодчие «Храма с ковчегом», возведенного в центральной части театра, оказали большую услугу археологам, «законсервировав» под фундаментом храма гранитную лавку театрона, которая была обнаружена in situ, т.е. в первоначальном положении.

Являясь далеко не единственным подобным сооружением в мире, античный театр Херсонеса Таврического все же первый открытый комплекс такого типа в Северном Причерноморье. И его изучение позволило приблизиться к представлениям о духовной культуре населения античности, полное изучение которой недоступно современной науке.

храм херсонес.jpg

П амятник, носящий название Пещерный храм на главной улице Херсонеса, располагается в III квартале, в северо-восточной части городища и считается его наиболее ранним христианским сооружением. Изучение объекта представляет определенную трудность, которая состоит в том, что кроме архитектурной формы, выветрившейся от времени, и остатков фундамента наземных построек, другой материал отсутствует. Несмотря на то, что памятник представляет собой немалый интерес, он довольно слабо изучен.

Открытие храма произошло во время раскопок, которые произведились Одесским обществом истории и древностей (ООИД) в 1881 году, и затем были продолжены в 1883-1884 годах. Чертежи, сделанные при раскопках, достаточно схематичны, а описания слишком обобщены. В первый год были расчищены с внутренней стороны остатки апсиды и стен небольшого наземного храма и верхняя часть находившегося внутри него «погреба», заваленного камнями. В следующем году после разборки заполнения подземной части выявлена ее конструкция. В ходе разборки заполнения были обнаружены шесть человеческих черепов. Кроме того, были обнаружены архитектурные детали, монеты, глиняные светильники. Однако вырубленное в скале сооружение тогда не было раскопано до конца.

рк хра.jpg

В кратком Отчете ООИД вырубленное в скале сооружение внутри наземного храмика стало трактовaться не как «погреб», как представлялось сначала, а как усыпальница, определенно христианская. Именно это понимание подземной части храма и легло в основу всех последующих взглядов. Хотя их и не так много. Первый републикатор, Д.Г. Айналов, в своем своде христианских храмов Херсонеса почти дословно повторяя Отчет ООИДа, описал весь комплекс как «храмик с усыпальницей».

реко храма.jpg

С 1884 г. в связи с отсутствием средств Одесское общество перепоручило ведение раскопок на городище монастырю св. Владимира, оставив за собой научный и финансовый контроль. Только спустя почти три десятилетия расчистку самого нижнего слоя сделал Р.Х. Лепер в 1911-1912 годах. Отношения Р. Х. Лепера с монастырем св. Владимира были сложными. При проведении раскопок на территориях, принадлежавших монастырю, заведующий постоянно сталкивался со скрытым или явным противодействием:

«С монастырскими властями постоянно приходится спорить и торговаться. », — жаловался он в одном из своих писем в Археологическую Комиссию

«… к сожалению, истинного назначения и смысла этого замечательного памятника производители работ не уловили. […] … использовался для потребностей христианской общины. […] На основании найденных краснолаковых черепков и целого ряда других находок мы можем этот храм датировать эпохой позднеримского времени. Наземная постройка относится к гораздо более позднему времени. […] … интереснейший памятник эпохи борьбы двух идеологий – язычества и христиантсва…»

Спустя двадцать лет к этому памятнику обратился А.Л. Якобсон. Сначала, описывая жилые комплексы третьего квартала, существовавшие в последнем периоде жизни города, он предположил, что это был раннесредневековый мавзолей знатного херсонесца V в., над которым могла быть возведена, впоследствии разрушившаяся, церковь. В позднейшее время над склепом соорудили часовню.

В следующей своей монографии А. Л. Якобсон трактовал вырубленное в скале весьма сложное архитектурное сооружение как раннесредневековый (раннехристианский) мавзолей-мартирий, конструктивно восходящий к позднеримскому погребальному склепу. Он отверг предположение К.Э. Гриневича о том, что это был тайный храм первых христиан, но поддержал его мысль о погребальном характере конструкции. Что касается датировки подземного сооружения, он по-прежнему определял его V в., а остатки часовни над ней так же датировал ХII-ХIII вв.

ген план 3 квартала.jpg

В 1980-1984 годах Херсонессой экспедицией Института археологии АН СССР под руководством С.А. Беляева были произведены исследования, включающие расчистку храма, архитектурные обмеры, сделанные студентами-практикантами МАРХИ, а также дополнительные обмеры.

план храма_0.jpg

Наличие апсиды в восточной части и повторяющая ее апсида в наземном строении, а также наличие в западной части вырубленных в скале ступенек, указывает на то, что перед нами – культовое христианское сооружение. Возможно, подземный храм вызывает аналогии с римскими катакомбами, где совершали богослужения первые христиане, и позволяет интерпретировать это помещение как храм первых христиан Херсонеса. Такое объяснение назначения храма довольно популярно и вошло во многие путеводители.

В отношении храма упомянутый Э.К. Гриневич предполагал, что первоначально подземный храм представлял собой цистерну, которая впоследствии была сильно углублена и расширена. В мягкой скале была вырублена апсида и ниша для раки с мощами.

В отношении датировки, большинство авторов сходятся к положению о том, что храм был сооружен не ранее V в. В пользу функционирования памятника в качестве храма в это время говорят выводы, сделанные С.В. Ушаковым и Е.В. Струковой при рассмотрении памятника в соотношении с распложенным рядом винодельческим комплексом. В статье «Позднеантичный винодельческий комплекс в Северо-восточном районе Херсонеса Таврического (III квартал)» говорится:

Так или иначе, трудно представить, что это значительное культовое сооружение могло существовать одновременно с производственными помещениями винодельни. Можно было бы предположить, что винодельческий комплекс, занимавший весь восточный угол третьего квартала, относился к позднеантичному времени, а в V веке, как предполагал первоначально автор раскопок М.И. Золотарев или, по крайней мере, в первой половине следующего, VI столетия, но не как не в VII в. он прекратил свое функционирование.

Таким образом, можно предположить начало функционирования Подземного храма примерно с VI в., а наземной церкви – в период зрелого средневековья.

Церковь вероятнее всего, как считал А.Л. Якобсон, существовала, прежде всего, как мавзолей-мартирий. Эта функция храма имеет ключевое значение и объясняет необычность постройки. Возможно, храм существовал, как пещера, где совершал свои подвиги священномученик Василий и где впоследствии были положены его мощи. Предполагаемый саркофаг с мощами, скорее всего, располагался в нише в юго-западном углу подземного храма.

Храм делился на две части, западную с нишей для мощей и восточную с алтарной апсидой. В алтарной апсиде располагался престол, скорей всего, вход в алтарь перегораживала невысокая алтарная преграда. Очень убедительна реконструкция Беляевым лестницы, ведущей в храм, разделяющейся на два пролета. Предполагается наличие свода над подземным храмом, выстроенного из плинфы, чему нашлось материальное подтверждение при раскопках и обследовании храма во время экспедиций 1980-х годов. Такой свод мог существовать до постройки верхнего храма. Ведь верхний храм возник значительно позже, скорее всего, в поздневизантийский период.

Oxo2.tp_.jpg

Когда сверху был воздвигнут новый храм, то естественно должна была возникнуть необходимость объединить два помещения. Очевидно, что в перекрытии нижнего храма попросту не было необходимости. Наоборот, отсутствие перекрытия над нижним храмом позволяло проникать в нижний храм свету и свежему воздуху, льющемуся из окон верхнего храма. Причем окна в верхнем храме должны были максимально пропускать свет. Кроме того, если внизу располагался храм-мартирий, как почитаемая в городе святыня, то верхний храм был построен ради него. Причем верхний храм намеренно должен был возвышаться над соседними строениями, указывая на священное место.

Археологи обнаружили у стен Херсонеса Таврического в Севастополе "пещерный город" VIII-IX веков с жилыми сооружениями, вырубленными в скальном грунте, а также сотни артефактов византийского периода. Об этом "РГ" сообщили в пресс-службе фонда "Моя история".

Фонд

Разведка проводилась в начале 2020 года на северо-западном участке Херсонесской балки, на территории воинской части, примыкающей к музею-заповеднику "Херсонес Таврический".

Фото: Херсонес Таврический

Археологи выяснили, что балка является руслом высохшей реки. Вдоль нее обнаружены захоронения античного периода, вырубленные в скале. Ученые пришли к выводу, что в течение эллинистического и римского периодов, в период с IV-III веков до нашей эры по III-IV века нашей эры этот участок использовался в качестве некрополя. Захоронения производились в каменных склепах и могилах с подбоями.

А позднее, в ранневизантийское время, в V-VII веках нашей эры, прямо за стенами Херсонеса начала формироваться городская свалка. Она перекрыла античные захоронения мощным слоем, достигающим семи метров. Больше всего мусора было выброшено за стены города в начале XI века, когда Херсонес очищали от руин после пожара.

В то же время, в VIII-IX веках, склоны балки стали обживать люди. Они переоборудовали вырубленные в скале античные склепы под жилые и хозяйственные строения. В одной из отдельно стоящих каменных глыб вырубили тарапан для отжима виноградного сока.

Фото: Вести Севастополь/youtube

Исследователи выявили три жилых комплекса: два из них вырублены в скале, а третье находится в естественном гроте. Одна из построек была укреплена каменной стеной высотой около трех метров.

- Окончательно жизнь здесь замирает, как и в Херсонесе, только в конце XIII века, когда город и его округа были сожжены монголами, а оставшиеся жители покинули его, - сообщили исследователи.

Во время археологических работ были найдены несколько сотен артефактов византийского периода. Среди них - золотая монета - семисс византийского императора Артавазда (742 год), редкие моливдовулы (печати) и бронзовые монеты византийских императоров VIII-IX веков, множество медных литых херсонесских монет IX-X веков.

Найдены бронзовые перстни, светильники, терракоты, клейменые амфоры херсонесского, родосского и синопского производства, изделия из кости, металла, бусы, украшения, а также большая коллекция белоглиняной поливной керамики из Константинополя, краснолаковая и чернолаковая посуда.

Все предметы переданы на хранение в херсонесский музей.

На склоне балки археологи заложили шесть шурфов общей площадью 150 квадратных метров. Раскопки на этой территории будут продолжены.

Фото: Черноморский флот

Отмечается что это самые масштабные археологические исследования Херсонеса за последние десятилетия.

В археологической экспедиции участвовали сотрудники Института археологии РАН, Государственного Эрмитажа, Херсонеса Таврического. Организовал и профинансировал работы фонд "Моя история".

В фонде сообщили, что раскопки проводятся в рамках подготовки проекта историко-археологического парка "Херсонес Таврический", который будет расположен на территории примыкающих к Херсонесу воинских частей. Там планируется построить музеи античности и Византии. Ранее Минобороны России было поручено освободить эти участки и передать их Севастополю.

Читайте также: