Норвежский способ очистки крыши от снега

Обновлено: 06.05.2024

Снежной холодной зимой неподготовленная крыша превращается в фабрику по производству сосулек и льда, из-за чего возрастает вероятность несчастного случая.

Чтобы снизить вероятность чрезвычайного происшествия, а также облегчить очистку крыши от снега, крышу необходимо правильно подготовить к зиме.

Поговорим о правильной подготовке крыши и о различных мероприятиях, выполнение которых летом или осенью облегчит очистку крыши зимой.

Почему крышу нужно готовить к зиме

Сосульки падают на людей и машины, из-за чего собственников здания или управляющие компании (УК) вызывают на суд в качестве ответчика и обязывают выплачивать компенсации и штрафы в размере сотен тысяч рублей.

Когда объем ледяной массы, скопившей на крыше, становится слишком большим, ее вес раздавливает стропильную систему и повреждает кровлю, в результате чего весной такая крыша начинает сильно протекать и требует ремонта.

Несмотря на то, что полностью исключить влияние перепада температур невозможно, правильная подготовка крыши позволяет серьезно снизить тяжесть последствий этого явления. Ведь перепады температур опасны лишь в том случае, если нет возможности вовремя очищать крышу, а снег периодически выпадает в течение нескольких недель.

Если же крыша правильно подготовлена, то:

  • снижается адгезия снега и льда к поверхности кровли;
  • снижается скорость преобразования снега в лед;
  • по мере накопления снега или льда (автоматически или вручную) включаются механизмы очистки крыши от снега и наледи.

Если по каким-то причинам механизмы очистки крыши от снега и льда не срабатывают, то у управляющей компании будет достаточно времени для очистки крыши даже при сильных снегопадах и частых перепадах температур.

Прочность кровли и стропильной системы, за которыми тщательно следят и вовремя ремонтируют, очень велика. Это в полной мере относится к любым видам крыш, включая ровные мягкие кровли.

Способы подготовки

  1. Очистка кровли от грязи и мусора.
  2. Оценка состояния кровли и стропильной системы и, при необходимости, ремонт.
  3. Проверка состояния чердака и утепление при необходимости.
  4. Укладка греющего кабеля.
  5. Установка вибраторов.
  6. Установка снегозадержателей (снегоуловителей).

Очистка кровли от грязи и мусора

Отличие чистой кровли от грязной в том, что с чистой кровли гораздо легче сходят любые осадки. Поэтому очистка кровли облегчает движение снега и льда по ней.

Если же кровля покрыта мхом или какой-то грязью, то на ней быстрей образуются ледяные наросты, которые мешают движению снега. Даже если есть средства автоматической очистки крыши, мох и грязь, не говоря уж о различных ветках и палках, сильно затрудняют удаление снега и льда.

Еще одна проблема, связанная с мусором и грязью – невозможность нормально очистить крышу зимой даже вручную. Вызванные альпинисты или работники ЖЭК не смогут срубить лед вокруг этих загрязнений, а не убрав эти наросты, не получится и нормально почистить крышу.

Поэтому крышу очищают от мусора и грязи дважды в год – весной, после схода снега и осенью, перед выпадением первого снега.

Откуда же берутся на крышах мусор и грязь? В любом населенном пункте воздух наполнен пылью, то есть сильно измельченной землей или глиной.

Во время дождя капли воды увлекают за собой частицы пыли и приносят их на крышу. Затем вода испаряется, а растворенная земля остается.

Со временем на ней начинает расти мох, а также другие неприхотливые растения, ведь их семена также переносятся воздухом с места на место. Палки и ветки попадают на крышу во время сильного ветра, который срывает их с деревьев и поднимает с земли, закидывая на крышу.

Поэтому регулярная очистка крыши от загрязнений обязательна.

Очистку проводят с помощью лопат и веников. Затем веником и лопатами собирают землю и различный мусор и скидывают его вниз.

Важно соблюдать технику безопасности — обязательно огораживать участок тротуара под крышей во время ее очистки.

В идеале после такой очистки промыть крышу струей воды, но такая возможность есть далеко не всегда.

Оценка состояния кровли и стропильной системы

Тщательный осмотр позволяет обнаружить разного рода неисправности или повреждения.

Все выявленные дефекты нужно обязательно устранить до наступления морозов.

К таким неисправностям относят:

  • трещины и пробоины в шифере или черепице;
  • повреждения защитного покрытия на металле;
  • проржавевшие участки металла;
  • расслоение или вздутие мягкой кровли;
  • сырость под коньками;
  • трещины или другие повреждения стропил;
  • трещины и другие повреждения подпорных брусков;
  • трещины или другие повреждения досок обрешетки.

Ремонт крыши

Во время ремонта крыши устраняют все обнаруженные повреждения. Пробитый или растрескавшийся шифер заменяют новым.

Если такой возможности нет, то от старого шифера отпиливают или отламывают кусок необходимой ширины и накладывают его на поврежденный участок, заводя под верхний лист шифера.

Черепицу с трещинами или пробоинами сразу же меняют.

На плоской мягкой кровле поврежденный участок вырубают и укладывают рубероид в несколько слоев.

На скатных крышах с покрытием на битумной основе поврежденный участок вырезают и заменяют новым, после чего накладывают еще один слой по всей длине кровли.

Такой способ ремонта гарантированно защищает от протечек.

Для замены поврежденных досок настила придется снимать целые участки кровли. Шифер, металл и черепицу после этого укладывают обратно, а мягкую рубероидную кровлю настилают заново.

Поврежденные элементы стропильной системы меняют как с разборкой кровли, так и без, в зависимости от их расположения.

Чтобы поменять стропило, нужно:

  • снять всю кровлю вдоль него;
  • отсоединить от стропила доски обрешетки;
  • подпереть обрешетку;
  • вырезать поврежденный участок стропила или вытащить его целиком;
  • установить ремонтные накладки или стропило целиком.

Поврежденные подпорки выбивают из своих мест и заменяют ремонтными, разбирать кровлю для этого не нужно.

Для замены конькового бруса необходимо:

  • снять кровлю вокруг него;
  • снять обрешетку рядом с ним;
  • распилить брус в районе стропил либо на поврежденном участке, либо на всей длине;
  • вытащить порезанные куски;
  • вытащить крепеж из стропил;
  • поставить на место конец целиком или ремонтный брус;
  • если установлен ремонтный брус, то наложить на него усилители;
  • присоединить к коньковому брусу стропила;
  • настелить обрешетку;
  • настелить кровлю (мягкую кровлю необходимо настилать с перехлестом на неповрежденную кровлю, для этого рубероид кладут не вертикально, а горизонтально).

Проверка чердака

Поднимающееся из комнат или квартир тепло нагревает воздух в чердаке, из-за чего греется и кровля.

Снег тает, а ночью, когда температура воздуха заметно падает, растекшаяся по крыше вода замерзает, превращаясь в лед.

Толщина льда увеличивается по мере приближения к краю крыши и становится максимальной на дождевых желобах.

Во время осмотра чердака необходимо проверять состояние утеплителя и исправность вентиляционных окошек.

Однако утепление только нижней части чердака не может снизить теплопотери в квартирах до приемлемого уровня, ведь чердак должен хорошо проветриваться, а значит, температура в нем будет лишь немногим выше уличной.

Для снижения теплопотерь квартир последнего этажа необходимо утеплять не только чердак, но и крышу.

Утеплитель, в качестве которого используют пенопласт или минеральную вату, укладывают между стропилами, защищая от конденсата с помощью различных пленок. После такого утепления температура на чердаке будет заметно выше уличной, что и приведет к снижению теплопотерь квартир верхнего этажа.

Еще одним результатом такого утепления будет снижение температуры кровли, ведь теплый воздух чердака уже не будет действовать на нее. Поэтому правильное утепление чердака увеличивает комфортность проживания в квартирах верхних этажей и снижает платежи их владельцев за отопление.

Правильное утепление крыши снижает требования к вентиляции, поэтому достаточно лишь небольших отверстий, которые не могут серьезно повлиять на температуру в чердаке и, тем более, в комнате.

Все это позволит сэкономить свое время и нервы, выясняя, кто должен сбивать опасные сосульки с крыш и с балконов.

Укладка греющего кабеля

Его можно укладывать на любой тип кровли.

Обычно с его помощью обогревают нижнюю часть скатов крыши (30–60 сантиметров), это связано с большим расходом электроэнергии.

Недорогой греющий кабель потребляет около 180 ватт на метр длины, а более дорогой саморегулирующийся кабель потребляет 20–40 ватт на метр длины.

Преимущество греющего кабеля в том, что после его включения на землю падают лишь сосульки, а не большие снежные глыбы. Ведь основная масса льда тает, превращаясь в воду и стекает по водостокам.

Серьезный недостаток греющего кабеля – высокая цена и большое потребление электроэнергии. Чтобы защитить им четырехскатную крышу дома площадью 100 квадратных метров и размерами 10х10 метров, потребуется как минимум 100 метров кабеля.

Средняя цена недорогого и не слишком качественного кабеля составляет 200 рублей за метр, то есть только на материал придется потратить не меньше 20 тысяч рублей.

Кроме самого кабеля потребуются различные электроприборы, управляющие его работой, а также оплата услуг монтажника, который сможет закрепить кабель, не повредив кровлю или водостоки.

Даже саморегулирующийся кабель такой длины будет потреблять 4 киловатта электроэнергии, что слишком много для домов с изношенной проводкой или слабым подключением к электросети.

Установка вибраторов

Для защиты крыш от наледи используют два типа вибраторов:

  • воздействующие на стропильную систему;
  • воздействующие на лед.

Такой вибратор состоит из электромотора небольшой мощности (50–100 ватт) и надетого на него эксцентрика.

Во время работы вибратор создает звуковые колебания частотой 10–50 герц, которые воздействуют на всю кровлю.

Несмотря на небольшую мощность, воздействия этого вибратора хватает для очистки крыши площадью до 200 квадратных метров.

Этот метод безопасен для стропильной системы, однако может вызывать головную боль при долговременной работе, ведь в комнатах верхнего этажа будет ощущаться едва слышное дрожание.

Вибратор, воздействующий на лед, работает в ультразвуковом диапазоне (20–25 килогерц) и обладает мощностью 1,5–4 киловатта. На его выходе подключен мощный электромагнит, к которому присоединен контур из стального прута сечением 4–7 миллиметров квадратных.

Этот контур постоянно находится в напряженном состоянии, что исключает провисание металла.

Под воздействием генератора ультразвука контур начинает вибрировать, что и приводит к разрушению льда. Преимущество этого метода в том, что включенный генератор работает беззвучно, поэтому не мешает жителям верхнего этажа.

Минусов у такого генератора много:

  • высокая стоимость оборудования;
  • сложность монтажа;
  • необходимость постоянного присмотра;
  • привлекательность для воров;
  • большое энергопотребление;
  • негативное воздействие на животных.

Кроме самого генератора потребуется прокладка электропроводки и установка распределительного щита с необходимыми приборами.

Затем придется создать напряженный контур из стального прута и прикрепить его к кровле с помощью специальных кронштейнов.

При больших размерах контура велика вероятность, что генератор не сможет выдать сигнал нужной частоты, чтобы контур вошел в резонанс, а без резонанса его эффективность падает в сотни раз.

Поэтому монтировать и подключать такие системы должны специалисты, хорошо разбирающиеся в этих вопросах. В противном случае вы получите дорогую, но совершенно бесполезную игрушку.

Во время работы в резонансе контур будет излучать ультразвуковые колебания огромной мощности, что может изменить поведение домашних животных, ведь они очень чувствительны к ультразвуку даже небольшой мощности.

Установка снегозадержателей (снегоуловителей)

Во время оттепели с крыши падают не только сосульки, но и ледяные глыбы весом в сотни килограмм. Чтобы предотвратить падение таких глыб, устанавливают снегоуловители, которые не позволяют оторвавшейся от основной массы льда глыбе напрямую двигаться к краю крыши

В результате отколовшиеся глыбы начинают постепенно таять и разрушаться, превращаясь в воду и не представляя большой опасности для людей и машин.

Снегозадержатели устанавливают на любой тип кровли, кроме горизонтальной. На такой кровле даже отколовшийся от основной массы льда кусок не будет никуда двигаться, а начнет таять и разрушаться.

Выводы

Все описанные выше методы не являются обязательными, хотя и серьезно снижают опасность в зимний период. Но выполнение даже некоторых мероприятий, о которых мы говорили в этой статье, серьезно снизит скорость образования наледи и сосулек опасного размера.

Следуя инструкциям, вы серьезно облегчите очистку крыши от наледи в зимний период, что позволит гораздо реже нанимать профессиональных альпинистов или бригаду с самоходным подъемником.

Норвежская компания разработала способ таяния снега на солнечных модулях, для избежания лишнего веса на крышах и панелях, особенно на крупных коммерческих и промышленных массивах. Система контроля плотности снега связана с блоками питания постоянного тока для обогрева панелей.

Нагревание солнечных батарей для очистки от снега

По словам разработчика, система идеально подходит для средних и крупных коммерческих массивов на крыше.

Как очистить от снега солнечные панели придумали в Норвегии

Норвежская технологическая компания Innos разработала систему контроля веса, которая, как утверждается, может привести к таянию снега на фотоэлектрических панелях на крыше. Технология Weight Watcher, которая использует поверхности модулей для таяния снега, была создана, чтобы избежать небезопасных нагрузок на панели и крыши.

«Если вы пропустите ток через диод, такой как солнечный элемент, он нагреется и снег растает», - сказал генеральный директор Innos Томми Стромберг. «Задача состоит в том, чтобы иметь возможность пропускать ток, контролировать его и оптимизировать мощность, используемую в течение периода плавления».

Система оснащена системой управления для измерения плотности снега, которая в свою очередь связана с системой управления, соединенной через переключатель с источниками питания постоянного тока. Эти устройства подключены к солнечным модулям и могут подавать энергию в фотоэлектрическую систему, когда снег полностью покрывает панели, мешая их нормальной работе.


«Важно вводить как можно более низкий ток, чтобы избежать увеличения эксплуатационных расходов», - добавил Стромберг. После таяния снега панели возобновляют выработку электроэнергии, компенсируя использованную энергию. Говорят, что система способна растопить около 2 кг снега на квадратный метр в час.

Для установки такой системы требуется разрешение от производителей модулей, в противном случае, гарантия на панель может быть недействительной. «В течение многих лет мы сотрудничали с некоторыми из крупнейших мировых производителей модулей для проведения испытаний на протяжении всего срока службы», - сказал Стромберг. «На данный момент у нас есть неопровержимые гарантийные сертификаты от REC, JA Solar, Longi и некоторых других производителей, о том что система не оказывают никакого влияния на ускоренную деградацию, на протяжении всего срока службы панели».

Генеральный директор заявил, что система Weight Watcher в принципе может быть применена ко всем стандартным кристаллическим модулям, в том числе в качестве модификации.

Нагревание солнечных батарей для очистки от снега

В Innos утверждают, что использовали систему на более чем 30 000 м 2 норвежских крыш. «Из-за изменения климата увеличение количества сильных снегопадов наблюдается в короткие периоды времени, а не стабильные снегопады со временем», - сказали в компании. «Это повысит необходимость защиты крыш, которые не могут выдерживать большие нагрузки».

Генеральный директор Стромберг сказал, что расходы, связанные с системой Weight Watcher, могут нести коммерческие и промышленные компании с большими крышами и фотоэлектрическими установками среднего размера. «Продление срока службы является наиболее экономически эффективным и экологически чистым видом деятельности, которое можно дать старым зданиям в сочетании с установкой фотоэлектрических систем», - сказал он. «В сочетании с Innos Weight Watcher, бизнес-кейс намного сильнее». Босс Innos добавил, что стоимость системы снегоудаления должна рассчитываться на квадратный метр, а не на мощность.

Снижение затрат на уборку снега - и риски, связанные с работой на высоте, так как ручная работа не требуется - являются дополнительными преимуществами для потребителя.

Компания Innos заявила, что их технология позволяет устанавливать солнечные панели на старые, более слабые крыши, особенно на коммерческие здания, построенные до 1970 года, которые часто имеют конструкции крыши, способные выдерживать снегопады не более 150 кг/м 2 .



Скандинавия - во многом удивительный регион планеты, который знаменит целым рядом уникальных достопримечательностей. И в этом перечне визитных карточек одним из самых массовых, но при этом запоминающихся можно назвать. дома местного населения, крыши которых частенько засажены травой. Вот только делают это скандинавы не красивого вида ради, а исходя из целого ряда важных практических соображений. Правда, при всей известной полезности такой крыши больше она в других регионах планеты практически не прижилась.

У этих крыш необычные и история, и технология строительства. /Фото: travelask.ru

Зелёные крыши жилых домов в скандинавских странах многими воспринимается скорее как дань вековой традиции, которая ещё в древние времена распространилась на территории современных Норвегии, Исландии, Дании и Швеции. Однако в реальности у высадки травы в столь необычном месте есть сразу несколько важных назначений, которые нивелируют все сложности строительства такого объекта. Справедливости ради, следует отметить, что первоочередной задачей зелёных крыш в Скандинавии было обеспечение безопасности жителей.

Всё дело в том, что ещё в незапамятные периоды истории таким образом жилые помещения пытались замаскировать от захватчиков, чтобы те максимально сливались с окружающей местностью. И, судя по тому, что эта традиция продолжала использоваться в контексте эволюции оружия и военных технологий, она действительно была довольно эффективной.

Такой домик в траве не сразу заметишь. /Фото: architecturalidea.com

Другой, куда более «повседневной» причиной продолжения возведения зелёных крыш, является их практичность в скандинавских погодных и территориальных условиях. Во-первых, используемая при строительстве смесь дёрна, сухой коры и травы отличается высокими теплоизоляционными характеристиками. Во-вторых, кроме сохранения стабильного уровня тепла в комнатах, в том числе, в холодное время года, такая крыша отлично защищает дом от излишней влажности. А вот жаркую погоду, наоборот - зелёная кровля укрывает внутренние помещения от палящего Солнца.

В таких домиках не жарко летом и не холодно зимой. /Фото: lifeglobe.net

Ещё одним безусловным достоинством крыши, покрытой травой - это её экологичность, ведь при строительстве используются только натуральные материалы. Учитывая сегодняшнюю тенденцию к разумному потреблению и отхода от загрязняющих окружающую среду источников энергии, нет ничего удивительного в том, что древняя скандинавская технология, пусть и несколько модернизированная. продолжает пользоваться популярностью в Дании, Норвегии, Исландии и на Фарерских островах.

Множество таких домиков в Скандинавии являются современными постройками. /Фото: pikabu.ru

Для скандинавов все вышеупомянутые безусловные достоинства зелёной крыши являются определяющими в выборе этого типа кровли, несмотря на все трудности в её возведении и эксплуатации. А они есть, и самой первой можно назвать её дороговизну: при всей натуральности материалов, крыша с травой все-таки - недешёвое удовольствие. Кроме того, сама технология строительства представляет собой довольно трудоёмкий процесс и многоуровневую структуру. Так, одним из механизмов укладывания травы на крышу выглядит следующим образом: основа теплоизоляции - слой глины толщиной в десять сантиметров, равномерно распределённый по всей поверхности кровли, сверху она покрывается сухой корой, пропитанной овечьим жиром, а дальше размещается торф, мох и солома.

Структура укладки крыши с травой. /Фото: krovportal.ru

Причём в данном случае важно неукоснительное соблюдение алгоритма возведения. Так, учитывая довольно большой вес готовой травяной кровли, архитекторам предписывается дополнительно укреплять несущие конструкции здания и опорные перекрытия. Кроме того, такая крыша должна иметь правильную основу, которая надёжно отделит траву от непосредственного покрытия и изоляции, а также не даст грунтовому слою деформироваться со временем. Если основа будет сооружена правильно, то корни газона наоборот станет укрепляющим кровлю фактором.

Успешное строительство дома с травяной кровлей возможно только при чётком соблюдении технологии. /Фото: telegraf.com.ua

Важной составляющей поддержания эксплуатационной эффективности зелёной крыши был постоянный уход. Справедливости ради, стоит отметить, что особых условий заботы натуральная поверхность кровли не требует, ведь, по сути, она нуждается только в регулярном увлажнении, но в условиях скандинавского климата данный процесс осуществляется естественным образом. Однако важно поддерживать её короткую длину, чтобы не увеличивать вес и без того тяжёлой крыши. Сегодня это сделать довольно просто: достаточно иметь в доме газонокосилку, и регулярно ухаживать за травой на кровле, как за газоном вокруг дома. В противном случае, как и в условиях несоблюдения технологии строительства, может произойти протекание кровли, а в тяжёлых случаях возникает опасность просадки крыши, которая создаёт непосредственную угрозу безопасности жильцов.

Интересный факт: в древние времена, когда о газонокосилках речи быть не могло, скандинавам помогали ухаживать за травяной кровлей. домашние животный - гуси и даже козы. Их попросту выпускали погулять по крышам домов, где они с удовольствием лакомились подросшей травкой.

Ошибка в технологии или неправильный уход за крышей станет причиной её деформации. /Фото: glavcom.ua

Казалось бы, такая полезная, экологичная и красивая технология строительства кровли должна была получить популярность далеко за пределами скандинавских стран, однако этого не произошло. Оказывается, причиной того, что в других регионах планеты эта практика почти не получила распространения, стал неподходящий там климат. Для того, чтобы травяная кровля поддерживалась в пригодном состоянии, ей необходимо постоянное увлажнение, и если в северных районах Европы это происходило естественным путём, то в других странах погодные условия слишком сухие или жаркие. Конечно, сегодня все в большем количестве государств пытаются внедрить практику озеленения крыш домов, высаживая там, в частности сады, однако к оригинальной скандинавской технологии эти попытки имеют скорее косвенное отношение.

Зелёные крыши домов в других странах мало чем похожи на оригинальные кровли из Скандинавии. /Фото: ukr.bio

Зелёные крыши домов в других странах мало чем похожи на оригинальные кровли из Скандинавии. /Фото: ukr.bio

А вот в Скандинавии зелёная кровля продолжает пользоваться немалым спросом: их активно строят на современных домах, совершенствуя их технологию, чтобы она, не потеряв традиционные черты, могла идти в ногу со временем и пользоваться преимуществами научно-технического прогресса. Кроме того, зелёные крыши пытаются максимально популяризовать, не только в качестве туристической достопримечательности, но и организовывая ежегодные конкурсы между застройщиками, которые презентуют интересные проекты в уникальном скандинавском стиле.

В продолжение темы: во многих регионах планеты наблюдается практика определённых архитектурных традиций, и азиатские страны в этом отношении исключением не являются - Зачем в Китае, Японии и Корее делают странные изогнутые крыши

Мы привыкли сравнивать Россию с другими странами. Я сам много путешествую и стараюсь искать лучшие мировые практики, чтобы применять их у нас. И вот в этом году я решил посмотреть, как убирают снег в Канаде и был удивлен. Его там почти не убирают! Ну, то есть, после Москвы это выглядело очень непривычно.

Вообще в плане уборки снега Россию сложно с чем-то сравнивать, потому что стран с похожим климатом не так то много. Что у нас на карте? Скандинавия? Да, но проблема в том, что там мало людей и действуют немного другие стандарты. Например, на многих трассах они делают снежный накат, это возможно при низкой интенсивности трафика, но нам не подходит. Кстати, недавно общался с послом Швеции и был очень удивлен, что он начал жаловаться, как у них плохо снег убирают! Я думаю, Россию лучше сравнивать с Канадой. Климат примерно похожий, у них тоже крупные города находятся примерно в такой же климатической зоне, как у нас в Центральной России.

Следующий момент, который надо обязательно разделять, это тротуары и дороги. Например, часто можно услышать критику реагентов. Что такое реагент? Это соль, это специальные смеси для обработки дорог, в принципе, дороги можно посыпать даже сахаром и он тоже будет выступать реагентом. Реагенты на тротуарах никто не любит! Они создают мерзкую слякоть, но самое главное, убивают обувь. И на тротуарах действительно от реагентов отказаться можно (особенно если нет интенсивного движения пешеходов), а вот на дорогах отказаться от реагентов не получилось ни у одной страны мира, где зимой выпадает снег. И здесь уже важно смотреть, чем поливают или посыпают дороги, насколько реагенты вредны для экологии и эффективны.

Предлагаю взглянуть на заснеженные дороги Монреаля, Осло и других городов и сравнить с Москвой и Питером. Сразу скажу, говорить мы будем про дороги, а не про тротуары. На тротуарах я сам сторонник гранитной крошки, как в Скандинавии.

Норвегия

Куда же коммунальщики сваливали весь снег? Да прямо на тротуары! Мало чем отличается от российского подхода к уборке.

Особенно удивительно было наблюдать такое, учитывая, что Осло позиционирует себя как город, ориентированный в первую очередь на пешеходов.

Нет, центральные улицы, конечно, расчистили, а вот об окраинах заботы куда меньше. Снег на тротуарах здесь начали расчищать только к обеду следующего дня – для этого на улицы выехали маленькие трактора, при этом никаких дворников с лопатами я вообще не встретил.

Ну ладно тротуары, но и некоторые из окраинных дорог не стали чистить, оставив просто укатанный снег. Дело в том, что нормы уборки снега в Норвегии зависят от категории трассы и интенсивности движения. Дороги, которые пропускают более 5000 автомобилей в сутки, тут чистят до асфальта с помощью реагентов, а вот улицам, по которым в сутки проезжает менее 3000 машин, столько внимания не положено – на них допускается снежный накат.

Ни в Москве, ни в Питере, ни в других крупных городах России такая халява не прокатит. Если в Осло достаточно много дорог категорий C, D, E (до 3 тысяч авто в сутки), то практически каждую улицу Москвы и Петербурга можно по меркам Осло считать дорогой категории A, то есть убирать снег с нее необходимо быстро и дочиста. При этом требования российского ГОСТ Р 50597-17 еще более жесткие, чем в Норвегии: снег и наледь не допускаются на проезжих частях в городах и на дорогах вне населенных пунктов, по которым проезжает свыше 1500 в сутки.

Формально требования по уборке снега в Норвегии выглядят довольно жесткими: дорожные службы должны полностью удалить снег с проезжей части через два часа после начала снегопада. После этого времени на улицы выезжают контролеры и замеряют коэффициент сцепления шин с покрытием. Если показатель сцепления ниже 0,4, то дорожникам выписывают предупреждение и дают полчаса на устранение недоработок. Если обслуживающая организация не справляется за это время — платит штраф.

Однако правило про уборку за два часа относится только к дорогам категорий A и B, главным транспортным артериям городов и дорогам с высокой интенсивностью. Таких в Норвегии всего 10% от общей протяженности дорог. Общая протяженность дорог в Норвегии – около 80 тысяч км. То есть реально норвежцам во время снегопада приходится чистить всего 8 тысяч км дорог. И это на всю страну. На эти 8 тысяч км дорог в год уходит 325 тысяч тонн реагентов. В Москве общая протяженность дорог составляет около 6 тысяч км, и чистить, что называется, до черного асфальта, приходится практически все. Объем реагентов в Москве используется приблизительно такой же, но и на дороги, и на тротуары.

Канада

Впечатления от канадской зимы еще свежи, ведь с момента путешествия туда прошло всего два с небольшим месяца. Я побывал в Оттаве, Монреале и Квебеке и все три города встретили меня разной погодой: в Оттаве была оттепель и все таяло, Монреаль встретил легким морозцем – до минус семи, а вот в Квебеке вдарил настоящий дубак – до минус 20.

Для начала взглянем на Монреаль – это второй по величине город Канады и он гораздо больше похож на Москву и Петербург, чем Квебек, Оттава и уж тем более Осло. Здесь автодорожная сеть развита гораздо сильнее, соответственно и число автомобилей, и интенсивность движения в разы выше. По данным 2013 года, на 1000 жителей Монреаля приходилось 437 автомобилей. В Москве этот показатель даже меньше – 308 автомобилей на 1000 жителей, по данным за 2016 год. Так что же здесь с уборкой снега?

Итак, в Монреале за уборку снега отвечают 3000 сотрудников дорожных служб и 2200 единиц спецтехники. В Москве – 17,6 тысячи единиц техники, ровно в 8 раз больше. При этом площадь Москвы больше примерно в 7 раз: 2560 квадратных километров против 365. В общем, цифры вполне сопоставимые.

При этом никаких дворников с лопатами, как и в Осло, тут нет. Московские 25 тысяч дворников в Монреале восприняли бы как нонсенс. Тротуары тут разгребают мини-тракторы, снег они сваливают на край проезжей части, где позже проезжает тяжелая снегоуборочная техника, распределяет снег по самосвалам и вывозит за город. Лопаты же используют в Монреале только чтобы очищать от снега подъезды домов или автомобили, которые очень часто оказываются практически полностью закопаны в снегу. С припаркованным на краю проезжей части транспортом тут не церемонятся.

Дороги тут тоже посыпают солью в диких количествах, но только в дни перепада температур или в условиях прогнозируемого ледяного дождя, чтобы никто не упал и не сломал себе чего-нибудь, поскольку пострадавшие легко могут засудить город. Если температура стабильно ниже нуля, то реагенты не используют, а просто механически чистят дороги тракторами.

При этом с маленькими улочками, на которых нет интенсивного движения, та же проблема, что и в Осло: на них допустим снежный накат, поэтому им ждать приезда снегоуборочной техники порой приходится по несколько дней.

Если в Монреале с уборкой снега все еще относительно неплохо, то в столице Канады Оттаве ситуация гораздо хуже. В жилых районах расчищают только проезжую часть, на тротуарах же – огромные сугробы. Чтобы вы понимали, это не то, что не успела убрать тяжелая техника, нет, снегопад прошел давно.

При этом стандарты уборки снега, прописанные на сайте мэрии Оттавы, довольно жесткие. По ним в течение четырех часов после окончания снегопада должны быть расчищены главные транспортные артерии города. В течение шести часов дорожные службы обязаны освободить от снега улицы, соединяющие магистрали с жилыми районами. А улицы и переулки в жилых районах быть очищены в течение 16 часов после того, как упадет последняя снежинка. Это относится к проезжей части.

К уборке тротуаров требования чуть более мягкие: за шесть часов должен быть очищен даунтаун, за 12 часов – жилой центр, за 16 часов – все остальные жилые районы. Дольше всего снег может лежать на автобусных остановках – до суток.

Так должно быть в теории. На практике же снег лежит и на тротуарах, и на пешеходных переходах, и на остановках общественного транспорта. Видимо, ждут, пока сам растает.

Швеция

Ситуация в Швеции в целом схожа с тем, что происходит в Норвегии. На дорогах с проходимостью до 1500 автомобилей в сутки разрешен снежный накат. Интенсивность движения в Швеции небольшая, так что под снежным покровом могут содержаться около 60% дорог в стране.

Дороги с интенсивным движением очищаться должны быстро и до черного асфальта. Чтобы добиться этого, их обрабатывают раствором соли – никуда от нее не деться. Есть у шведов и свой собственный, уникальный способ борьбы с гололедом, его еще в 2004 году придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок смешивают с горячей водой в пропорции 7 к 3 и разбрызгивают на региональных дорогах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. При этом на дорогах с интенсивным движением и в крупных городах песок использовать запрещено из-за опасной пыли, которую он образует. Такое правило действует и в Норвегии.

Применяют в Швеции и гранитную крошку, однако не думайте, что это альтернатива реагентам. Нет. Соль и гранитная крошка применяются в разных случаях: на дорогах со снежным накатом и маленьким трафиком рассыпается гранитная крошка. Но на голом асфальте или при гололеде она бесполезна – для этих случаев необходимы реагенты.

Кстати, довольно распространенным является миф о многоразовом использовании гранитной крошки в качестве противогололедного материала. Попытки отмыть гранитный щебень и использовать по второму кругу действительно предпринимались в Швеции, но безуспешно. Так что сейчас щебень собирают с дорог и вывозят на свалку.

Несмотря на довольно суровые зимы, всю Швецию в зимний период обслуживают всего около 2600 снегоочистителей, 900 солеразбрасывателей и 1000 пескоразбрасывателей. По сравнению с московскими 17,6 тысячами единиц техники это всего-ничего.

Тяжелее всего, само собой, приходится Стокгольму. Снег здесь может лежать сутками, причем как на дорогах, так и на тротуарах. Кстати, интересная история произошла здесь в 2015 году: мэрия Стокгольма приняла новые правила уборки снега, призванные облегчить участь женщин в суровую зиму. Дело в том, что на автомобилях в городе передвигаются в основном мужчины, женщины же, как пояснил департамент транспорта, предпочитают велосипеды и (неожиданно) скейтборды. Ну либо автобус.

Для их удобства власти предписали первым делом расчищать тротуары и дорожки возле домов, а только потом транспортные магистрали. А ведь Стокгольм в отличие от того же Осло – город автомобильный, а не пешеходный. По данным за 2016 год, в Стокгольме насчитывалось более 900 тысяч автомобилей. При этом на тысячу жителей приходилось 402 автомобиля – это почти на 100 больше, чем в Москве.

В итоге при первом же серьезном снегопаде произошел такой транспортный коллапс, какого Стокгольм никогда не видывал: закрылись школы, общественный транспорт полностью встал, более половины жителей города так и не смогли в этот день добраться до работы.

Даже страны, которые мы считаем образцом для подражания, испытывают серьезные трудности с уборкой снега. Никакого чудодейственного рецепта очистки дорог до сих пор никто не изобрел. Методы борьбы со стихией практически везде одни и те же, и в большинстве случаев это реагенты, как бы они кому не нравились. Да, это неэкологично, но при правильном использовании вред от них можно свести к минимуму. О том, как используют реагенты в разных странах и как используют у нас, я расскажу вам в одном из следующих постов.

фото 1

Скапливающиеся на крышах снег и лед представляют большую опасность как для проживающих в доме, так и для тех, кто находится в зоне падения:

Чтобы предотвратить негативные последствия, снег с кровли необходимо вовремя убирать.

Однако неправильная уборка снега и наледи с крыши может закончиться как повреждением кровли, так и серьезным уроном, если огромная снежная или ледяная масса рухнет на стоящие внизу машины.

В данном разделе мы расскажем:

  • как подготавливать крышу к зиме;
  • как правильно чистить ее от снега;
  • как удалять сосульки и наледь;
  • какие меры безопасности принимать;
  • кто отвечает за очистку;
  • куда обращаться, если на вашем доме не чистят крышу или вы пострадали от упавшего с крыши снега или льда.

Чем опасны снег и лед на крыше

Вот основные опасности, которые представляют снег и лед:

  • нестабильность;
  • большая кинетическая энергия при падении;
  • повреждение кровли.

фото 2

Снег и лед – это различные формы воды, обладающие разными свойствами.

Свежий снег очень легкий и обладает очень маленькой теплопроводностью, однако со временем он слеживается и уплотняется.

  • возрастает его удельная масса;
  • увеличивается теплопроводность.

При нагреве до температуры свыше нуля градусов снег начинает таять, превращаясь в воду. Часть воды пропитывает оставшийся снег, превращая его в рыхлую тяжелую массу, другая же часть воды добирается до края крыши и образует сосульки.

Когда солнце перестает ярко светить и греть, рыхлый снег замерзает, превращаясь в лед. В отличие от свежего, имеющего очень слабые внутренние связи, рыхлый замерзший снег очень прочен.

Из-за этих процессов происходит перераспределение массы снега и льда в зависимости от температуры на улице.

Когда температура то и дело проходит через ноль градусов, то процессы преобразования свежего или слежавшегося снега в лед проходят очень быстро.

Если же при этом продолжает идти снег, то масса снежно-ледяной корки все время увеличивается, в результате чего возникает опасное давление на:

Это может привести к их повреждению.

В первом случае весной, когда снег и лед начнут таять, в кровле появятся протечки и ее придется ремонтировать.

Во втором случае огромная масса осадков может продавить кровлю или сломать стропильную систему, из-за чего температура на чердаке сильно упадет, что вызовет падение температуры и в комнатах. Весной такой крыше потребуется капитальный ремонт, а то и замена.

фото 3

Кроме того, через поврежденную крышу на чердак попадут снег и лед.

Растаяв, они начнут просачиваться через потолочное перекрытие и испортят дизайн потолка.

Еще одна серьезная опасность связана с тем, что части наледи, в том числе сосульки, при нагреве или под воздействием ветра отрываются от общей массы и летят вниз.

При падении с высоты первого этажа (3–4 метра) они могут:

При падении с высоты свыше 6 метров куски льда могут:

  • привести к серьезной черепно-мозговой травме;
  • погнуть крышу стоящего внизу автомобиля.

В статье (Снег и лед на крыше — последствия падения) мы расскажем о реальных историях, в которых упавший снег или лед стал причиной:

  • тяжелых травм;
  • гибели человека;
  • повреждения стоящих неподалеку машин.

Там же мы будем говорить о том:

  • чем закончилось расследование таких случаев;
  • кто и какое наказание понес;
  • как изменилось отношение коммунальных служб к этому вопросу;
  • что делать, если снег упал на вашу или чужую машину;
  • что делать, если снег упал на вас или другого человека.

фото 4

В комментариях к этой статье вы можете рассказывать свои истории и, может быть, нам удастся заставить власти более оперативно реагировать на опасное скопление снега и льда.

Кем осуществляется очистка

Ответ на вопрос – кто должен чистить крышу, зависит от таких факторов, как:

  • опасность для пешеходов и автомобилей;
  • этажность здания;
  • частный дом или многоквартирный;
  • форма собственности.

Во многих частных домах, где образующиеся сосульки никому не угрожают, чистку проводят лишь в том случае, если его слишком много и он представляет опасность для кровли или стропильной системы.

Если же этой опасности нет, то владельцы таких домов спокойно дожидаются весны и снег сходит самостоятельно.

Когда снег и наледь представляют угрозу для пешеходов или автомобилей, собственник жилья должен самостоятельно или с чьей-либо помощью устранять эту опасность, потому что именно он отвечает за все последствия падения снега или льда с крыши.

Несмотря на то, что у каждого здания есть собственник, обязанность по очистке крыши может лежать как на нем, так и на арендаторе или управляющей компании.

Более подробно этот вопрос мы будем разбирать в данной статье.

Однако сам собственник может почистить от снега и наледи лишь крышу одноэтажного дома, в котором до конька можно дотянуться снизу. Во всех остальных случаях эту работу желательно доверять специалистам, ведь необходимо не только работать на большой высоте и скользкой поверхности, но и не повредить кровлю.

фото 5

Перед началом очистки должна быть огорожена территория, на которой будут проходить работы.

Это защитит людей от:

а также обезопасит машины.

Даже при очистке крыши одноэтажного частного дома, необходимо предупредить всех о чистке, чтобы никто случайно не оказался под падающим снегом или льдом.

После очистки весь лед и снег, которые упали с нее, необходимо убрать, чтобы они:

  • не мешали проходу людей и движению машин;
  • не стали причиной затопления весной.

И сделать это лучше как можно быстрее.

Как происходит данная процедура

На низких скатных крышах одноэтажных домов можно убирать снег с помощью различных скребков, стоя на земле или лестнице. Если же высота здания больше двух этажей, то уборку снега необходимо производить с крыши, используя те же самые скребки.

На низких крышах скребок ставят на какой-то участок крыши, а затем тянут вниз и он сталкивает лежащий ниже него снег. Если же приходится работать сверху, то скребок толкают вниз. Очистку от снега такого типа крыш можно проводить лишь до тех пор, пока снег не покрылся толстой ледяной коркой.

фото 6

Если же снег вовремя не убрали и он превратился в лед, то скребки уже не помогут.

В этом случае все зависит от конструкции крыши.

Для скатной крыши с металлической кровлей потребуется легкая резиновая киянка, которой нужно будет обстучать всю кровлю из чердака.

Вибрация приведет к ослаблению крепления льда к кровле и ледяная масса поползет вниз.

На скатных крышах с шиферной кровлей хорошие результаты показывает вибратор из электромотора небольшой мощности (до 100 ватт), на котором в качестве эксцентрика установлена обычна хоккейная шайба.

На скатных крышах с покрытием из рубероида или битумной черепицы необходимо укреплять стропильную систему и настил, потому что вибрации разрушат покрытие и весной крыше потребуется капитальный ремонт.

На ровной крыше с мягкой кровлей снег убирают с помощью:

  • скребков;
  • лопат;
  • легких снегоуборочных машин, чаще всего электрических, потому что они обладают минимальным весом.

На таких крышах все зависит от:

  • конструкции кровли;
  • наличия защитных ограждений.

Если ограждений нет, то наиболее эффективны электрические снегоуборщики, которые самостоятельно выкидывают снег с крыши, а вам останется лишь толкать его вперед, направляя выброс снега в нужную сторону.

фото 7

Очень эффективны скребки, оснащенные колесами, потому что:

  • их несложно толкать вперед;
  • они не требуют подключения к розетке.

Такие скребки можно купить в большинстве хозяйственных магазинов. Если скребка нет, можно почистить крышу и лопатой, но это потребует больше усилий.

Работники коммунальных предприятий используют такие же методы и различные подъемники, благодаря которым можно очищать скатную крышу от снега с помощью скребков, не выходя из люльки подъемника.

На крышах с уклоном свыше 10 градусов очистку от снега должны проводить люди, умеющие работать в подобных условиях, ведь при таком уклоне велика вероятность проскальзывания обуви и падения.

Металлической крыше падение работника, скорее всего, не повредит, а вот шифер может треснуть и весной кровля начнет протекать.

При работе на любых крышах, не имеющих защитных элементов, необходимо использовать страховку. Если падение на крышу, скорее всего, повредит только шифер, то падение с крыши станет причиной серьезных увечий или смерти работника.

Это в полной мере относится даже к крышам одноэтажных домов, ведь падение с высоты 3–4 метра может привести к серьезным переломам и другим повреждениям.

Существуют и другие методы, которые используют лишь в экстренных случаях. Подробней о технике безопасности при проведении таких работ читайте здесь.

Вот некоторые из них:

  • обработка крыши реагентами;
  • поливание кровли горячей водой;
  • срезание верхнего слоя льда с помощью бензопилы;
  • прогрев кровли газовой горелкой.

фото 8

Более подробно о различных способах очистки крыши, а также о необходимом для этого оборудовании мы расскажем в статьях про оборудование и способы очистки крыши от снега и льда.

Многие жители квартир с балконами не знают, кто отвечает за очистку балконов от сосулек и, куда обращаться, если балкон покрылся ледяными наростами.

Несмотря на то, что управляющие компании всеми силами пытаются переложить ответственность за очистку балконов на жильцов, закон обязывает их чистить от снега или наледи и балконы.

В данной статье мы ответили на эти вопросы и рассказали, как поступать, обнаружив сосульки.

Когда должна осуществляться

Если крыша правильно построена и подготовлена к зиме, то очищать ее от снега необходимо в течение 1–4 дней после окончания снегопада. За это время снег не успеет превратиться в лед и его можно будет убрать без всякого экстрима.

Если вы не можете самостоятельно очистить от снега крышу, а вес осадков представляет угрозу для кровли или стропильной системы, или существует опасность падения снега или льда на пешеходов и машины, рекомендуем не затягивать, а обращаться к специалистам.

В этом случае вы потратите гораздо меньше, чем если придется:

  • выплачивать компенсацию за повреждения, которые причинил упавший с вашей крыши лед;
  • по весне ремонтировать кровлю.

фото 9

Если речь идет о сосульках, то чистить их нужно пока они не стали большими и не представляют серьезной угрозы.

Маленькие сосульки (до 10–15 сантиметров длиной) редко обламываются, а даже если и упадут, то из-за небольшого веса их удар не навредит ни человеку, ни машине.

Если же сосульки выросли до 30–50 сантиметров длиной, то их вес превышает 200 грамм, что не представляет проблемы при расстоянии от сосульки до машины или человека 1–2 метра.

Когда расстояние превышает 5 метров, такой вес сосулек начинает представлять уже серьезную опасность.

Если же расстояние от земли до крыши 10 и более метров, то удар такой сосулькой может привести к:

  • появлению трещины в черепе;
  • контузии;
  • внутричерепному кровотечению;
  • деформации металла кузова автомобиля.

Подробно о требованиях российского законодательства в отношении очистки крыш от снега, а также о различных нормативных актах, регламентирующих эти работы, читайте в данной статье.

Как подготовить крышу к зиме

Правильно подготовив крышу к зиме, вы:

  • предотвратите скопление снега;
  • обеспечите быстрое удаление снежных и ледяных масс.

фото 10

Процесс подготовки зависит от:

  • конструкции чердака;
  • конструкции крыши;
  • кровельного материала;
  • климатических условий;
  • финансовых возможностей.

При подготовке к зиме необходимо учитывать основную причину превращения снега в лед – потепление и последующее охлаждение.

Когда эти процессы происходят лишь на поверхности снежного покрова, то такой лед несложно сбить даже с помощью скребков. Ведь прочность и адгезия снега гораздо меньше, чем льда, поэтому и сбить ледяную массу гораздо проще.

Кроме того, большую роль играет состояние поверхности кровли, ведь чем больше на ней посторонних предметов, тем легче удержаться снегу или льду.

Поэтому подготовку крыши к зиме необходимо проводить по трем направлениям:

Для укрепления конструкции внимательно проверяют состояние стропильной системы и кровли, затем, если это необходимо, ремонтируют их. После этого проверяют утепление потолка и чердака.

Если тепло из комнаты будет проходить через потолок и нагревать воздух на чердаке, то нижний слой снега будет:

Ночью, когда температура опускается, этот мокрый снег превращается в лед и закрепляется на кровле. Постепенно толщина льда увеличивается настолько, что утечки тепла уже не могут плавить его. Поэтому необходимо, как минимум, проверить и отремонтировать утепление потолка.

Более эффективно будет не только утепление потолка, но и утепление чердака хотя бы пенопластом. Это не только замедлит превращение снега в лед, но и снизит потери тепла в комнатах, благодаря чему в них будет теплей при тех же затратах на отопление.

Только после выполнения этих работ можно приступать к установке средств для очистки кровли от снега и льда. Если же их установить до укрепления конструкции и правильного утепления крыши, то эффективность средств снизится.

фото 12

К таким средствам относят:

Более подробно обо всех этих мероприятиях читайте тут.

Сколько стоит очистка кровли от снега, наледи и сосулек

Стоимость работ по очистке крыш от снега зависит от:

  • высотности здания;
  • типа крыши;
  • типа кровли;
  • места проведения работ;
  • квалификации работников;
  • используемой техники.

Поскольку услуги по очистке представляют коммунальные предприятия и бригады гастарбайтеров, цены на эту работу отличаются очень сильно.

Преимущество сотрудничества с предприятиями в том, что с ними заключается договор, в котором прописаны:

  • работы, которые необходимо выполнить;
  • сроки исполнения работ;
  • стоимость этих работ;
  • ответственность заказчика за не оплату работы;
  • ответственность исполнителя за некачественно выполненную работу или причиненный вред.

Договор с гастарбайтерами заключается на словах, поэтому получить с них компенсацию, если они повредили крышу, вы вряд ли сможете. Также невозможно проверить квалификацию гастарбайтеров, поэтому вам придется принять на веру их слова. Зато их услуги обойдутся как минимум вполовину дешевле, чем вы заплатили бы коммунальному предприятию.

фото 12

Можно привлечь к работе бригаду профессиональных альпинистов, но стоимость их услуг будет напрямую зависеть от того, работают ли они официально или подрабатывают.

В первом случае с ними можно заключить официальный договор, во втором — договор будет заключен на словах и никакой юридической силы за ним не будет.

Если бригада что-то сделает не так или повредит что-то, то получить с них компенсацию вы вряд ли сможете.

Поэтому подходить к выбору исполнителя для уборки снега с крыш необходимо очень внимательно, ориентируясь на его:

ведь попытка сэкономить может привести к огромным тратам.

Более подробно о стоимости очистки крыши в различных регионах и разными методами читайте в данной статье.

Полезное видео

В данном видео вы можете увидеть, как проходит чистка кровли от снега и наледи от первого лица:

Выводы

Чтобы падение снега или льда с вашей крыши не привело к проблемам, поверхность кровли необходимо вовремя очищать. Теперь вы знаете, зачем это нужно и понимаете, почему нельзя затягивать с очисткой крыши от снега или экономить, нанимая гастарбайтера без квалификации.

Читайте также: