Можно ли повесить сабвуфер на стену

Обновлено: 02.05.2024

Важнейшими факторами качественного звучания вашей системы являются правильная расстановка колонок и точка прослушивания. Просто переставляя колонки, можно изменить тональный баланс, количество баса и его качество, ширину и глубину звуковой сцены, выраженность средних частот, а также образность звука. По мере перестановки акустики и дальнейшем точном подгоне ее местоположения, можно уловить ранее недоступное качество звука и музыкальную гармонию. Когда вы правильно расставите колонки, ваша система «оживет». Предлагаем четыре простых совета, которые заставят систему звучать лучше, чем вы могли бы подумать. И все это абсолютно бесплатно.

Местоположение слушателя по отношению к колонкам критически важно

Базовый принцип, без которого невозможно добиться хорошей сцены и образности, таков: точка прослушивания и колонки должны располагаться по схеме равностороннего треугольника. Слушатель должен сидеть точно между двумя акустическими системами (эта точка называется «зоной комфортного прослушивания»). Расстояние до каждой колонки должно быть лишь немного большим, чем расстояние между самой акустикой. Если этот основной принцип не соблюден, то о хорошей звуковой сцене не может быть и речи.

Дистанция между колонками напрямую влияет на ширину звуковой сцены, образность и ощущение сосредоточенного центра. Чем дальше друг от друга находятся колонки (точка прослушивания при этом остается неизменной), тем шире становится звуковая сцена. Однако большое расстояние негативно влияет на образность — в конечном итоге слушатель может полностью потерять этот нужный эффект. Чем ближе стоят колонки, тем, соответственно, уже сцена.

При правильной, оптимальной расстановке громкоговорителей появляется эффект достаточно широкой сцены и сфокусированной образности. Для поиска лучшего местоположения акустики идеально подходит музыкальный материал, где основная роль отдана вокалисту с ненавязчивым аккомпанементом. Поставьте колонки поближе друг к другу, чтобы услышать максимально собранный в центре вокал. Постепенно отодвигая системы в разные стороны, слушайте музыку и анализируйте слышимое. Повторяйте процедуру до тех пор, пока не поймете, что центральный звуковой образ стал шире, рассеяннее. Исчезающая сфокусированность станет индикатором того, что максимально возможная дистанция между колонками была превышена.


Расстояние между стеной и акустической системой влияет на уровень баса

Чем ближе к стене и углу стоит АС, тем громче басы. Если отодвинуть колонку от стены, то низкие станут мягче. Расстояние до стен также влияет на ясность баса. В некоторых точках колонки вызывают меньше резонансов, в других — больше. Можно постараться снизить эти резонансы, если руководствоваться «правилом третей»: оптимальный уровень баса достигается тогда, когда дистанция между колонкой и стеной равна одной трети длины комнаты. Это не всегда практично, поэтому в качестве второго запасного варианта можно использовать схему расстановки, при которой колонки отодвинуты от стены на расстояние равное одной пятой длины помещения.

Чем дальше от стены, тем глубже и правильнее звуковая сцена

Установленная впритык к углам или стене акустика портит впечатление от звуковой сцены — исчезает глубина. Также на качество сцены могут повлиять отражающие звук объекты, включая телевизоры и камины. Если поставить колонки близко к стене, то вряд ли получится услышать качественную выраженную звуковую сцену. При этом буквально полметра могут сделать из плохой звуковой сцены замечательную.

Разворот громкоговорителей напрямую влияет на тональный баланс, ширину звуковой сцены и образность

Под разворотом мы имеем в виду развернутые по отношению к слушателю вовнутрь (или наружу) колонки. Эта техника очень полезна, если есть задача улучшить звуковую сцену и добиться сбалансированных высоких частот. Строгих правил здесь нет — оптимальный угол разворота зависит от самой акустики и помещения.

Чем больше колонки развернуты по отношению к слушателю, тем выразительнее становятся ВЧ. Чтобы получить желаемое звучание, следует постепенно менять угол разворота и оценивать результат после каждого небольшого изменения.


Помимо прочего, развернутые вовнутрь громкоговорители добавляют звучанию сфокусированности. Как правило, большой угол разворота дает очень выраженную, буквально оконтуренную звуковую сцену. Музыкальные образы становятся более независимыми, собранными и четкими, а размытость и пространственная неопределенность уходят.

Оптимальный разворот — это то положение, при котором высокие не слишком превалируют, но сосредоточенность в центре сцены явно ощущается. Если разворот вовнутрь сделать слишком большим, то звук станет чересчур ярким. Полное отсутствие разворота колонок сделает высокие частоты более плавными, однако это негативно повлияет на образность. Как и всегда, нужно шаг за шагом искать лучшее положение.

Стоит также отметить, что разворот акустики сказывается на объемности звуковой картины. Если колонки стоят прямо, то звуковая сцена становится больше, обширнее и при этом неразборчивее. Звук покажется «большим», но отследить положение инструментов станет сложнее. Направив акустические системы на точку прослушивания, звучание можно сделать гораздо яснее. Наконец, разворот двух колонок должен быть абсолютно идентичным. От этого зависит уровень реализма звуковой сцены.

Помните, процесс «слушай, подстраивай, слушай» невозможно обойти — только таким методом вы найдете идеальное местоположение для колонок.

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег :-)

В идеале для домашнего театра отводится специальное помещение. Особо состоятельные ценители кино часто строят комнату специально под домашний театр. Геометрия комнаты в таком случае рассчитывается специально под определённую аудиосистему, которая и будет установлена в помещении. Да и акустическая оптимизация помещения проводится очень серьёзная. Но в этом случае площадь комнаты часто зашкаливает за сотню квадратных метров, а стоимость оборудования и работ может оцениваться во многие десятки или даже сотни тысяч долларов. Именно поэтому таких проектов в наше время не так много, как можно подумать. Чаще при наличии достаточной суммы денег выделяется отдельная комната (обычно 30-80 м²) под домашний кинотеатр, а стоимость оборудования и работ не превышает нескольких десятков тысяч долларов.

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».


В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.


Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:


Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.


Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:


Если комната, в которой установлен домашний театр, имеет площадь около 25-30 м², то одна пара тыловых АС не сможет охватить всех сидящих (а размещать в такой комнате более 5-6 человек не следует) — в этом случае крайне желательно установить вторую пару тылов (как на схеме). То есть, получится, что каждая пара тыловых АС работает для определённой зоны (в данном случае, для одного ряда сидящих людей) — именно так и происходит в больших кинотеатрах: в зале устанавливается множество АС тыловых каналов, чтобы каждый сидящий не чувствовал дисбаланса каналов в системе.

Ну а если ваша комната прослушивания имеет площадь 40 м² и более, то создать корректное звуковое поле для всех сидящих (до 10 человек по схеме «3 ряда по 3 кресла») можно и одной парой достаточно мощных АС, ведь колонки будут располагаться на приличном удалении от сидящих, а значит их звук будет успевать распространяться более широко.

Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:


Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.


Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:



«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».


И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»


При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.



Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.


Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

Имеет ли смысл строить 7.1-систему в небольшой комнате площадью 10-15 м²?

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Здравствуйте, есть желание поэкспериментировать, подняв сабвуфер (работает в трифонике), точнее, отвязав его от пола целиком, установив на массивные настенные кронштейны, примерно 0.4 м над уровнем. Поделитесь, пожалуйста, мыслями и/или впечатлениями, кто делал нечто похожее?

Ответы

пробовал подобные дела но с напольниками. поднимал их на метр выше.

баса при этом становится меньше но более упругий и прозрачный. как на Brainwashed Харрисона в общем. у меня полтора года эксперимент длился летом поднятые были а зимой воздух поменялся и баса совсем мало стало и я колонки опустил а следующим летом бас стал вязкий и я их опять поднял. потом правда другие колонки раздобыл и мебели прибавилось и куда-то этот эффект лето-зима пропал. или настолько минимизировался что я на другие эксперименты перешел.

Что за напольники такие карликовые, что их аж на метр надо поднимать?))

25ас 109 :) давно дело было. на метр поднимал потому что высота тумбочек была фиксированная.

Фантазия людей безгранична: сам видел напольники высотой больше метра, перевернутые с ног на голову: пищалкой вниз и установленные на специальные полки, прикрепленные к стене. Спросил у хозяина:"Зачем?"Ответ был:"Некуда поставить на полу".

Вот так. Высота 50 см. Нормально все звучит. Басы не гудят и не бубнят, но локализованы ближе к противоположной стене. Акустика высотой 1.1м. Правда саб для музыки использую очень редко, в основном слушаю в 2.0. Саб для кино. Вам перед тем как крепить кронштейн к стене, попробуйте как будет звучать на какой-то тумбочке или табурете.

У вас Ямаха? А модель?



Не жалуетесь? Довольны?

10 лет слушал их через ресивер и думал, что звук хороший, а на балконе все эти годы лежал Одиссей 001 стерео 79го года выпуска. Где то с год назад решил попробовать подключить его к этим АС. У него всего 30 ватт на канал, думал не раскачает их. Включил и обалдел от звука, насколько он стал объемней и жирней. Баса стало столько, что ни какой саб сразу стал не нужен. Теперь у меня для музыки трудится Blaupunkt ma-5850 клон Yamaha A-720. Я доволен как слон. Звучание для меня просто охринительное. Вот так после 10 ти лет использования я узнал как они должны звучать. Наверняка акустика тысяч за 200 звучит лучше, но меня этот звук устраивает полностью. Год кайфую, стал как в молодости слушать музло каждый день.

Тумбочка там функционально необходима именно в этом виде? судя по фото, на верхнем уровне стоят электронные часы, а нижний - совсем пустой. Телевизор мог бы висеть и на кронштейне.


Я бы не смог смотреть телевизор с такой стеной. Считал бы кирпичи, просчитывал бы комбинации цветов, смотрел бы на параллельность швов ))) все мы индивидуальны, конечно

Когда купил эту квартиру были обои в цветочек. Теперь так. Не знаю что лучше, но все все подруги дочери приходили сфотографироваться в этом интерьере для инсты и других пабликов.

Саб и проигрыватель LP на одной полке))))))

сабвуфер надо ставить на пол , как собственно и напольные колонки , чем выше поставите саб тем меньше баса получите, это так же касается напольных колонок, а так же полочных колонок , если полочники поставить выше чем их родные стойки , баса будет меньше, чем ближе к полу басовый динамик тем больше баса получите, но а вообще конечно дело то хозяйское ,что и куда ставить либо класть у себя дома, я когда то жил в квартире с шестиметровыми потолками и там например вполне было можно на обеденный стол прибить трехметровые ножки ну и на стулья ибо высота потолков позволяла , другой вопрос нужно ли такое делать, ибо забираться на такой высоты стул что б сесть за трёхметровой высоты стол , не очень удобно , да и не правильно учитывая рост человека, вот так же и с акустикой и сабвуфером , можно его хоть к потолку приклеить и напольные колонки динамиками к стене развернуть на изрядной высоте от пола , и такая расстановка наверняка кому то из семи миллиардов человек понравится , и он даже может написать тут на сайте что звук огонь получается , но стоит ли так делать вам ?

Как тогда по Вашему получают бас на концерте, когда акустика стоит на 2-х метровых помостах, а то и подвешена над сценой.

Концертные сабы при этом стоят в граундстэке, почти всегда. Иногда подвешивают и их, от безвыходности. Но приходится увеличивать их количество или городить хитрые конструкции.

Тут понятно. Не понятно тогда почему полочная акустика называется так, а например не стоечная, если как утверждает Владимир, её можно слушать только с оригинальными стойками. При использовании стоек смысла нет в их использовании, звук хуже, место не экономят. Ортодоксальные аудиофилы слишком зашорены, напольные значит должны стоять на полу. Это звучит, как выражение "нет бога кроме Аллаха". Всё помещения разные, раньше у меня АС стояли на полу, теперь на высоте 50 см от пола и хуже не стало, а может быть и лучше. В любом случае пока сам не попробовал, не узнаешь. А упражняться в ехидстве, приводить в качестве примера 3-х метровые столы и стулья и считать своё мнение истиной в последней инстанции, как то не комильфо.

полочную акустику не обязательно слушать с оригинальными стойками, просто если хотите поставить на другие то отталкивайтесь от того какой высоты производитель сделал оригинальные стойки, ибо сами то стойки могут быть весьма разными по высоте, а ориентироваться по высоте на которой желательно размещать акустику не сложно, ставьте так что б высокочастотный динамик колонок был на уровне ваших ушей когда вы сидите, именно так обычно ( хотя и не всегда) расчитывает высоту стоек под свою акустику производитель колонок, ибо стойки как я и говорил могут быть разными , от например двадцати см и например до семидесяти, и если ваши полочные колонки крупные по высоте то не надо их ставить на стойки рассчитанные на колонки имеющие малую высоту, ну и на оборот соответственно, да и на стойках полочники звучат лучше чем на какой нибудь книжной полке , и это так не смотря на то что вы считаете иначе, я не ехидничал как вы сказали , а просто уже не первый раз говорю вам что если поставите акустику и сабвуфер на пол то звук у вас будет лучше , и вам не пришлось бы тут жаловаться на недостаток баса , о чем вы видимо забыли , хотя сами задавали этот вопрос, понимаете есть определенные правила при размещении акустики и сабвуфера , соблюдая которые вы получите тот звук который до вас хотели донести те кто эту акустику произвел, ибо они не предполагали что сабвуфер и напольники поставят на полку, потому я и написал что если б жил как когда то в квартире с шестиметровым потолком то запросто мог бы и столу и стульям прибить трехметровые ножки и потом на сайте любителей мебели задать вопрос как бы мне сделать так что б удобно было на такой стул взбираться, и мне бы скорее всего ответили поставь на стул ножки нормальной высоты

Я жаловался не на недостаток баса, а на его распределение в комнате, но благодаря статье Хулла и повороту АС на 15 градусов в одну сторону проблемы больше нет.

Точно по той же причине, что любой копир называют ксероксом :))

У моего хорошего, институтского еще друга частный одноэтажный дом и в гостинной там пол имеет два уровня. Разница как раз в две ступени и на этом как бы подиуме у него стоят АС и вся аппаратура. Звук и бас отличный настолько, насколько он может быть от S-90, ну и комната там метров 30. Используя этот опыт, я после ремонта и решил так же установить свои АС. Хотите верьте, хотите нет, но результат меня вполне устраивает. Баса, особенно при прослушивании цифровых источников, даже слишком много, приходится убавлять. Слышу четкий, хлесткий и объемный удар бочки, я стал слышать басуху на любой записи, она наконец отлипла от гитар. Как уже писал, нет ни намека на гул или бубнеж. С усилением, АС и их расположением я успокоился и видимо навсегда. На некоторых винилах не хватает басов, но я недавно подключил саб к усилку по высокому уровню и теперь проблема решена. Не планирую начинать гонку вооружений по замене компонентов в системе. Наверняка при удорожании системы раза в три-четыре, звучание улучшится процентов на десять, если вообще это произойдет. Я лучше пару новых альбомов послушаю, чем бегать по салонам и частникам, чтобы отслушивать аппаратуру, которая неизвестно как запоет потом у меня дома. А автору вопроса хочу сказать, конечно к бывалым надо прислушиваться, они как правило плохого не советуют, но провести пару экспериментов с расстановкой акустики не повредит, вдруг Вы найдете свой звук именно в сорока сантиметрах от пола.

я вам в ветке где вы задавали вопрос уже как то ответил но наверное или вы не увидели или проигнорировали, по этому еще раз повторю , знаете существуют такие треноги для установки на них котелков над костром, так вот представьте себе что , пишет вопрос человек поставивший такой треножник на плиту а на него сковородку что б яичницу пожарить , и задает он вопрос почему плохо жарятся яйца, ему отвечают друг ты убери этот треножник с конфорки так как твоя сковородка стоит в тридцати сантиметрах от конфорки и жара что б пожарить яичницу не хватает, поставь сковородку на конфорку без треножника и все будет окей, ты попробуй и сам увидишь, но он отвечает что лучше будет пробовать поворачивать сковородку ручкой в право или в лево но с треножника не снимет, и вообще над костром нормально жарилось, так что глупости мне советуете, вот как по вашему более доходчиво объяснить? понимаете я вам говорю друг сними ты сковородку и поставь на конфорку будет лучше ты просто попробуй, но вы не верите, ну что ж дело ваше, у меня моя сковорода стоит на конфорке без треножника и все отлично жарится)))

Владимир, минусы не мои. Видите, как народ отнесся к Вашему литературному творчеству и к Вашей позиции непремиримого догматика? Гибче надо мыслить.

Тут, конечно, дело ваше и вашего вкуса, но по сути Владимир прав и я поправлю пожалуй минус. +

Здравствуйте уважаемый! При чем тут тренога и яичница? Вы что снизу напольники дарите? Конечно полочные колонки рассчитаны на некоторое расстояние от пола. Но и напольные акустические системы и уж тем более мониторы могут и в некоторых случаях быть подняты над полом! Иногда , это в корне может решить проблему гула в небольшой КДП . Всё очень индивидуально. Главное решить проблему подавления подавления стоячих волн. Так же как и с кабелями. И с расстановкой. Только эксперимент и прослушивание.

". сабвуфер надо ставить на пол , как собственно и напольные колонки , чем выше поставите саб тем меньше баса получите. "-конец цитаты.

следуя Вашей логике - не просто на пол, а ещё и поближе к стене. а а уж на полу в углу ещё больше баса будет

вопрос -а его качество Вас устроит?

"следуя Вашей логике - не просто на пол, а ещё и поближе к стене. а а уж на полу в углу ещё больше баса будет

вопрос -а его качество Вас устроит?"

Следуя инструкции к сабу, его надо ставить на пол в углу комнаты. Но, кто мешает вам потаскать его по комнате и найти лучшее место?

Качество баса больше от качества самого сабвуфера (и его мощности для вашего помещения ) зависит, чем от его расположения.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Подскажите, пожалуйста, можно ли переместить сабвуфер со стены с ТВ к дивану?

Или же его место только около ТВ?


Ответы

Многое зависит собственно и от конструктива самого сабвуфера. Какой именно он у Вас будет - не совсем ясно. Если с фрональным излучателем - рекомендуется ставить вперед, напротив точки прослушивания. А вот с сабом закрытого типа эксперименты более интересны.

Согласен с мнением многоуважаемого Петра!

От себя добавлю, что сабвуферы в закрытом корпусе и драйвером направленным в пол наименее капризны к месту расстановки в помещении, а если у сабвуфера имеется плавная регулировка фазы, то саб можно ставить практически в любой точке комнаты. С точки зрения кол-ва и качества баса от саба, то поиск идеального местонахождения саба производится экспериментальным путем. Сабвуфер устанавливают около места прослушивания, он подключается к системе, АС при этом отключаете от системы и включается запись с насыщенными басами. Вы, в это время двигаетесь на четвереньках вдоль периметра комнаты и в тех местах где бас будет самым насыщенным, мощным и громким и есть оптимальные точки установки сабвуфера.

Конечно, можно пробовать ставить саб в разные места, но с моей точки зрения лучше его пробовать ставить возле правой АС. Такое расположение упростит согласование баса с остальным диапазоном для всех слушателей находящихся в зоне дивана, а вот расположение сабвуфера рядом с диваном может стать проблемой, т. к согласование с центральным местом прослушивания может стать уже не идеальным для слушателей скраю. Тут будут неточности и по фазе, и по уровню.

Почему можно, нельзя? Где самый четкий, чистый и глубокий бас - там ему и место, только чтоб не мешал ходить. Переставьте как на схеме, и послушайте, может все ок будет.

Этап планировки сейчас. Нечего переставлять еще. :)) От его расположения зависит мебель, кабели.

кабель тянуть смысла нет, возьмете беспроводной вариант и все.

Я бы под столики поставил. У меня вообще за диваном стоит.

Не долго же проверить? И настройками фазы и задержкой поиграться. В разные стороны покрутить вокруг своей оси, совсем не обязательно прямые углы. Идеальное место для саба в самом неожиданном месте.

Проект рисуем сейчас. Проверить возможности нет. А место выбирать нужно. :)

Хозяйка где скажет туда и поставите.

Не помогла, к сожалению.

Стоял около ТВ, предложили убрать к дивану, чтобы была симметричнее картина перед глазами.

Чтоб было симметричнее ставь второй саб возле ТВ, с другой стороны ;)

Я так сделал и глаз радует и уши.

А возле дивана пока не попробуешь не узнаешь, но мне кажется что на разных концах дивана ощущения будут разными.

Если на первом месте дизайн, а на втором звук, результат может быть не предсказуемым. Вплотную к стене - может подгуживать.

От стены можно отодвигать, место есть. Слева будет много пространства. Но справа диван.

Меня больше интересует, вообще, можно туда его поставить или он должен быть около фронт АС?

В сети полно видео как выбирают место под саб.

Тут специфика выбора места под саб без саба в наличии. да, и помещение неготово.

По идее низкие частоты не локализуются, теоритически без разницы, на фронте он стоит или в тылу. Вероятно вам саб для кино.

Но есть большое НО, саб таскают по помещению и выбирают, где лучше всего бас. Вслепую ставить - результат неизвестен.

Может меня поправят более знающие люди, тут есть такие.

Наверное, оставлю его в проекте около дивана. А если возникнут при прослушивании проблемы - тогда уже вернусь к вопросу поиска места получше.

потом это сделать будет значительно сложней, лучше всего ас и саб согласуются на одной линии

Скоро вам Alex, подробней разъяснит.

Если нет дикой «шизофрении» по качеству баса

Ставьте в угол, потом задержу и уровень выставите, но бас будет не факт что идеальный, но вполне приличный.

Если есть необходимость найти идеальное место

Нужен саб, дабы найти ему место

У меня за диваном стоит и не напрягает

Одна из типовых рекомендаций установки саба - на одной линии с фронтами. Кто вам мешает поставить саб между правой фронтальной АС и тумбой для ТВ или между левой фронтальной АС и той же тумбой для ТВ. Попробуйте поставить временно, сделайте автонастройку ресивером и послушайте, поймете - устраивает или нет.

Чисто в вопросе дизайна не особо вяжется саб между тумбой фронтальной АС. Тумба короткая становится. Симметрия уходит. А красиво - длинная тумба! Потому появилась мысль найти другое место сабу.

Никогда не понимал вопроса после принятого решения. Ставте как хотите и слушайте. Возможно, вас все устроит. Вон в "квартирном вопросе" акустику в потолок, саб куда придётся и людям нравится. Там тоже дизайн стоит на первом месте.

Я поставил именно так как советует Radiolyubitel,просто мест к сожелению нет,и отталкиваться стал именно от этого расположения,микрофон помог да и на слух,по разному,вроде как получилось неплохо,но есть нюанс))может, можно и лучше,даже уверен,пока так,планирую отдельно комнату занять,под стерео,и САБ будет обязательно.А вам бы посоветовал обязательно повозиться с выбором места,это увлекательное занятие,и успех принесет только удовольствие от прослушивания.

вам ответили, саб нужно слушать. не хотите слушать? ставьте 2 друг на против друга у противоположных стен, они компенсируют косяки друг друга, в идеале 4 саба в комнате
хотите 1? вам написали как правильно выбирать, тон генератор, 50 гц, саб на кресло и ползать, слушать. По другому никак. С плавной регулировкой фазы полумеры. её кстати заменяет "линейка" в ресивере, расстояние меняете и слушаете согласованность с основной акустикой и максимальный бас в месте прослушивания.

просто посмотрите и будет ясно

Сейчас есть "симпатичные" настенно-поддиванные модели сабвуферов (например, у Elac, DLS и Heco), которые не будут бросаться в глаза и раздражать вторую половину. Их можно повесить на стену за фронтальными колонками, разместить под диваном на ножках или совместить указанные варианты. Есть встраиваемые в стену модели.

Я бы на Вашем месте развернул расположение на 90 градусов. Разместил фронтальную пару слева и справа от окна. За диваном оставил проход сзади в комнаты (диван вплотную к стене - это не очень хорошо для звука, правда может усилить бас). И место для двух "обычных" сабов будет.

Любой саб в квартире не нужен вообще.Лучше иметь фронтальные колонки с качественным басом.Теперь обоснование-саб чаще квадратной формы,значит резонанс утраивается и возникает резко выраженный утроенный пик,от которого не избавитесь.Частота настройка сабов близка с резонансами в комнате и это усугубляет корявость низа.В наших клетушках с сабом ни когда ни чего не получишь в любом месте расположения.Поэтому или громыхалка или качественная акустика.Можите возразить,но технически грамотно.

Странно слышать подобные речи от человека вроде понимающего. Почему нельзя обойтись без перегибов? И акустика бывает разная и сабвуферы. И тут человек спрашивает не только под стерео, насколько я понимаю, но и про кино. Вы же, простите, вклинились не очень по делу. Ранее вы говорили, что вас не понимают, но ощущение, что это вы не стараетесь понять.

И в кино саб не обязателен,вы ,что хотите соседей попугать или сделать красивый бас?Почитайте повнимательней,а писал про фронтальные колонки или их нет в домашнем кино.И,что значит вклинился,я имею право высказаться,как и все.Вы бы по делу высказались и опровергнули мои аргументы,а сказать ,что ты дурак большого ума не надо.

В кино для саба есть отдельный канал.

И вообще, глупости какие то пишете.

Конкретно какие?В рессиверах специально подрезают низкие частоты и сводят звук в выход для саба,чтобы обыватель бежал за сабом-законы экономики и обмана.

Вы безнадёжно отстали. Сперва подучите матчасть.

Вам ли меня учить.Это ВЫ безнадёжно отстали. Сперва подучите матчасть.Я посмотрел по форумам,вы со всеми не согласны,а ,когда я попросил технически грамотно высказаться-ответ:я не знаю.

Судя по тому, какие "перлы" Вы выдаёте - Вы в плане техники остались где-то в своей юности, а прогресс знаете ли не стоит на месте и Вас не ждёт.

Не надо врать. Вы попросили технического обоснования, а я ответила, что так не умею.

Я и не учу. А учить мне ничего не надо, я знаю ровно столько, сколько мне надо. Я не намерена загружать голову ненужными и не интересными мне вещами.

Опять обманываете. Мало того, что я редко перечу, так и на никаких форумах меня нет. Я пишу только на стерео.

Бредовей мыслей, да ещё в такой категорической форме, давно не слышал!
Ладно можно поспорить нужен ли саб в музыке, в стерео, но что касается кино - ни одна распрекраснейшая акустика не вытянет спецэффектов современного кино, без саба никак и если это не понятно, то даже не знаю как объяснить! и причём здесь вообще красота баса, в кино важен напор, динамика и уровень давления, о какой красоте спецэффектов вообще идёт речь?
Просто посмотрите где нибудь динамичный фильм в системе с сабом и без! Не путайте людей своими заблуждениями!

А то может по Вашему в кино и 5.1 или 7.1 с вариациями тоже ни к чему, достаточно стерео?!

Вы просто не слышали акустики с низом лучше,чем у сабов и не представляете себе кино без буханья.Вы все отстали лет на 20,поэтому так и пишите.И не надо мне давать советов- подучиться надо.Я знаю,как люди смотрят кино.Один клиент попросил в диван вмонтировать 2 50см динамика.Теперь подпрыгивает на диване и балдеет.Такие вкусы лично меня не устраивают.

Я бы предположил, что Вам следует повоздержаться от выражений типа "все", "отстали" и т.п. Понятно, что только Вы один разбираетесь в сабвуферах, и только у Вас есть правильное понимание звука, и только Вы один и никто больше никогда хорошей акустики не видели. Да, тут на форуме одни идиоты, ничего не понимающие в аудио. Но вот пришел мессия. Мы Вас прям заждадись. Хотя для пары дней нахождения на форуме - не удивительно. И только Вы один понимаете, что вся индустрия звукового кино, технологии THX, Dolby, DTS и другие, в которых априори басовый канал LFE для сабвуферов, записывается на студии - полный бред отсталых инженеров. Джордж Лукас наверное икает вовсю.

Нам всем нужно учиться. Пойду свои сабы повыкидываю.

А вы хороших комплексов не слышали.От этого и безграмотность и знаний не хватает.Где вы в природе или на классике в зале слышали стерео или эффекты.Представляю флейту,которая звучит ссади слушателя.И где сейчас ваши домашние кинотеатры-в комиссионках за копейки.

А меня ВСЯ мировая радиоэлектронная индустрия не устраивает.Качества нет,одни только доллары.Все фирмы направлены не на качество,а на выкачивание денег.Даже усилитель с источником приличные не купить-пришлось изготавливать самому,а про акустику и говорить страшно.Смотришь все динамики на одной панели расположены,а должны быть катушки на одной вертикали.СД,что за 5.000р,что за 50.000р отличаются только ценой.До сих пор в дорогую аппаратуру копеечные микросхемы ставят,а в акустику электролиты.Слушайте на здоровье.

Про дурака - это вы загнули, конечно, но написанное вами назвать странным мало. Действительно, понимаю, почему вас не понимают. :) Минусы не от меня.

А мне ваши минусы и не нужны,как и плюсы.Я пытаюсь помочь разобраться,но то,о чем я пишу поймете сами лет через 20.Успехов с возьней с сабами.

Ваша помощь из разряда - глухой помогает слепому понять, что такое музыка!

Более вредных и самоуверенных в своей исключительной правоте троллей даже не припомню сразу!

А вы один белы и пушистый.Вы на техническом форуме или на обсуждении моей персоне.Держите себя в рамках.Если по теме сказать нечего,так кого нибудь обосру.

Нет и на такого не претендую. Все не без греха. Просто один Вы здесь строите из себя Бога аудиофилии, познавшего истину и не приемлющего ничего более.

Я уважаю любое мнение, когда оно не выходит за рамки приличий, но не люблю когда человек с сомнительным субъективным мнением всех зовёт дураками и один глаголет истину.

«Жена звонит мужу на мобильный:

- Я в машине, на садовом.

- Ты там осторожнее, по телевизору показывают - там какой-то придурок по встречной полосе едет.

- Ты не поверишь, их здесь сотни. »

Вы на техническом форуме или на обсуждении моей персоне.Держите себя в рамках.Если по теме сказать нечего,так кого нибудь обосру.

Как ни странно для Вас это будет звучать, но подобным общением Вы можете обоср. только себя, поскольку это как плевки в потолок, все падает обратно.

Большинство Ваших рассуждений безграмотны и такое чувство, что даже теоретически исторически отстали лет на 30!

Предлагаю на этом общение закончить. Веселитесь дальше в своём выдуманном мире!

P.s. Вчера в другой теме Вы кстати со всеми прощались, но почему то ещё здесь.

Да мне и здесь делать нечего.Мне хватило несколько дней,что бы понять куда я попал.И здесь прощайте.Вы бы не меня обсуждали,а по делу высказались.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Всем известно: низкочастотные системы ставятся "на землю" для хорошего звучания. Некоторые говорят, что субнизкие частоты как бы "стелятся" по полу.
Но не всегда возможно разместить субы на полу или на сцене, или вмонтировать их в сцену. И тогда проектировщики из умных институтов настаивают на подвесе.

Преимущества подвеса с точки зрения звука очевидны - лучшее сопряжение с НЧ-головкой широкополосной системы, в результате - более мягкий переход на частоте деления между субом и остальным диапазоном. Но на этом преимущества, по-моему, заканчиваются.

Я понимаю, что "оторвав" суб от земли мы уменьшаем его отдачу, ну и плевать - усилители в наши дни неслабые, проблемы в другом.
1. Ведь возникает дополнительное отражение от пола - что с ним делать?
2. Хорошо ли подвешенный суб работает, если потолок - не жесткий и вибрирует?
3. Если при стоячих субах хотя бы первая часть аудитории получает преимущественно прямой НЧ-звук, то при подвесе, насколько я понимаю, все могут оказаться в неразборчивой смеси прямого и отраженного.

Кто из вас имеет опыт установки сабвуферов на высоте в относительно небольших помещениях - залах на 100. 500 зрителей, или в ночных клубах? Какие были акустические условия и насколько хорошо субы звучат в таком состоянии? Может, имеются результаты каких-либо акустических измерений систем в таком положении: широкополосная АС вместе с субом в одном подвесе.

Нужны любые отзывы, даже если вы сами не инсталлировали, но слышали результат.

Мое личное мнение, что субы всегда лучше вешать вместе с сателлитами. В принципе, если сателлиты висят на высоте более трех метров от пола, то с ними рядом обязаны висеть и субы. В противном случае добиться слитного звучания (читай – импульсной характеристики) добиться практически невозможно. Чем больше высота – тем хуже ситуация. Более того, я считаю, что установка субов на пол – в любом случае не лучшее решение, так как толпа на танц-поле весьма эффективно съедает низ. В случае с подвешенными субами это происходит в меньшей степени.
Насчет дополнительного отражения от пола – подумай сам, когда суб стоит на полу у тебя в любом случае есть отражение от потолка! Если же суб висит на потолке то отражение от пола и от потолка просто меняются местами. Но, при этом, набившаяся на танц-пол толпа эффективно препятствует возникновению отражения от пола, так как размеры человеков уже сопоставимы с длиной волны низких частот. Так что и в этом случае мы получаем выигрыш по качеству звука.
Разумеется, необходимо учитывать что субы можно повесить не все, не везде и то что их должно быть больше (при подвеске). А также – консерватизм заказчиков и инсталляторов.
Увы, именно по этим причинам мне не удалось ни разу повесить субы в своих инсталляциях. Хотя, буржуи, с кем мне удалось пообщаться, подтверждают правильность подвески субов.
А потолок в любом случае не должен вибрировать.
Регардсы!
KOMATOZ

Мое личное мнение, что субы всегда лучше вешать вместе с сателлитами. В принципе, если сателлиты висят на высоте более трех метров от пола, то с ними рядом обязаны висеть и субы

У меня тоже было такое мнение до ближайшего временни, пока я не столкнулся с инсталляцией, где субы подвешены практически под потолок, под ними сразу висят сателлиты. Это - небольшой концертный зал, имеется небольшой балкон и партер. Меня пригласили туда для тестировки и настройки звуковой системы.

Проблема - невозможность получить четкий и музыкальный "низ". Бас-гитара на всех фонограммах где-то далеко, то и дело создается впечатление "гудения", независимо от эквализации. Какие-то фонограммы звучат так, будто из сделали без бас-гитары (хотя я знаю, что она там есть), и в то же время бас-бочка кое-какая присутствует. Это говорит о том, что сужествуют отражения или резонансы, напрочь портящие низкочастотную отдачу.

Измерения показали, что присутствуют сильные близкие провалы на ряде субнизовых частот, что склоняет меня в сторону отражений более, нежели резонансов. резонансы бы, наоборот, "размазали" Бас-барабан.

Вот я и вопрошаю людей есть ли подобный опыт и как звучало, а также какая акустика зала при этом была.

А начиная примерно со 120Гц и выше в том зале - просто идеально все.

НАсчет того, что лучше, отражения от пола или потолка - если субы стоят на полу и потолок высокий - то отражение от пола сопряжено с прямым сигналом практически полностью, и деструктивного взаимодействия не возникает. А потолок далеко, чтобы сужественно влиять. Если субы в подвесе - то в зависимости от местоположения на разных частотах будет провал в АЧХ, из-за отражения от пола - разность хода прямого и отраженного от пола сигнала становится существенной.

Два последних Гостя - это я. Ошибочка вышла.

Насчет того, что зрители в зале подавят низкочастотное отражение - отчасти это так. Но если это зрительный зал и люди сидят - подавление будет меньше.

Насчет съедания толпой низа - в небольших залах я часто наблюдал обратное - низкочастотная отдача только улучшается в случае, если зал битком забит. Толпа демпфирует собой резонансы помещения, сглаживает отражения и СНЧ становятся комфортнее.

НЧ хорошо огибают человеческое тело, и толпа образует хорошее сопрягающее устройство - СУБ становится хорошо нагружен.

Да, я обеими руками за подвес субов. Но столкнувшись с такой проблемой я хочу разобраться, чтобы не повторить чужих ошибок. Я попробовал подвес субов и сам - только уже в большом концертном зале, на туровом аппарате, на классическом концерте. результаты меня вдохновили. А вот тот маленький зал, в котором была инсталляция - сущий низкочастотный кошмар.

Я тут опять обратился к компьютерному моделированию.

Саб - всенаправленный точечный источник на высоте 1 и 4 м от абс. отражающего пола. Частота для разноцветной карты зв. давления - 63 Гц. Микрофон на расстоянии 5.5 м от суба, тоже на высоте 1 м.

Пока что присутствует только отражение от пола.

Саб на высоте 1 м, отражение от пола:

Частотная хар-ка в точке измерительного микрофона:


Саб на высоте 4 м, отражение от пола:

Частотная хар-ка в точке измерительного микрофона:

Использована программа Meyer MAPP Online.

Дальше промоделируем то же при разных положениях микрофона, а потом - с присутствием отражений от потолка.

Читайте также: