Можно ли могилы заливать бетоном

Обновлено: 05.05.2024

После того как наши близкие покидают мир, мы стремимся почтить их память и позаботиться о благоустройстве могилы.

Компания «Первая Социальная Гранитная Мастерская» охватывает весь спектр услуг, связанный с благоустройством захоронений. Благодаря огромной практике, современному оборудованию, качественным материалам и внимательному подходу — мы реализовываем услуги по уходу за могилой на высоком уровне.

Положительное влияние бетонирования могилы

Имея значительный опыт за плечами, наши сотрудники отлично знаются на своем деле. Благодаря этому, они предоставляют исчерпывающую информацию по любому вопросу, который касается бетонирования могилы, включая все интересующие расценки на бетонирование.

Такой способ благоустройства захоронения основательно продлит срок эксплуатации всех ритуальных изделий, установленных на участке, а также предотвратит появление нежелательных растений. Бетонирование могилы оказывает положительное влияние на внешний вид места погребения, тем более, что есть несколько вариантов его исполнения. К тому же, установленные сверху памятники и оградки будут защищены от перекоса в земле от тяжести и времени. Подобное бетонное основание можно задекорировать, уложив на него плиты из различных материалов. Зачастую самые востребованные - это гранитные плиты, отличающиеся особенно добротным внешним видом и долговечностью.

Защита и благоустройство захоронения с помощью бетонирование могилы

Зачастую для пригодного благоустройства захоронения, без бетонирования могилы никак не обойтись. Это может быть связанно с особенностями грунта и плоскостью почвы. В случае, если место захоронения находится на склоне или же грунт на этом участке глинистый и неустойчивый, а также в случае наличия подземных вод, вероятно придется прибегать к бетонированию. Этот способ защиты спокойно совладает с излишками влаги и неблагоприятным состоянием почвы.

Подготовительные работы перед бетонированием могилы

Перед тем как приступать к бетонированию, необходимо провести ряд мероприятий. Нарисовать эскиз, определиться с материалами, подготовить участок (вырвать нежелательные растения, разровнять участок, а при необходимости осуществить добавление песка или щебня). Проводить мероприятия тщательной подготовки очень важно, так как качество подготовительных работ напрямую связано с самим бетонированием. Так же, необходимо обратить внимание на время проведения таких процедур. В зимнее время года сотрудники нашей компании не рекомендуют осуществлять бетонирование могилы, так как холодная погода имеет негативное влияние на итоговое качество. С помощью бетонирования, уровень места захоронения значительно повысится, что поспособствует защите попадания мусора и упростит задачу поиска участка.

Качественное благоустройство могилы

Помимо обстоятельств где без фундамента не обойтись, порой возникают ситуации, при которых часто посещать участок не является возможным.

В таких случаях, желательно заранее подумать о долговременном уходе за могилой. Сотрудники компании «Первая Социальная Гранитная Мастерская» предоставят интересующие вас расценки на бетонирование, а также дадут исчерпывающие рекомендации по надлежащему уход за могилой и способу их реализации. Благодаря огромному количеству вариантов предоставляемых нами услуг и изделий, совместно мы подберем достой вариацию благоустройство могилы по приемлемой для вас цене.

Это новое веяние в христианстве или дань мусульманству. Как ребёнку крещёному там будет? Сынок мне сниться, мамочка, говорит, я не могу так. Что мне делать?. Папаша залил бетоном и хочет ставить плиту мраморную. Я считаю, что христиане должны могилу оставлять земляную и ставить крест, а не бетонированную. Я в ужасе, я в стрессе из-за этого. Почему христиане не берегут нашу веру. Смотрю на кладбище множественно стоят плиты мраморные, это же от каталичества. У христиан должны стоять кресты. Куда смотрит церковь?

Почему люди не сажают деревья на земле, или овощи, зачем разводить огромную могилу? Мертвым уже вообще плевать на все это.

Я с вами не согласна, если бы моему сыну было все равно он бы мне не снился и не просил бы придти на его могилку именно тогда когда заливали бетон.

ツ Живу как Просветленный (31692) Если я правильно вас поняла, то вы согласны с тем, что мертвым земля нужнее, чем живым? ツ

Откуда вы это взяли, что могила только земляной должна быть? В старину богатых людей в каменных склепах хоронили, и это считалось нормальным. Есть церковные правила и есть народные обычаи, вы их путаете. На плите если крест изображен, то не обязательно рядом ставить. А умершие нам снятся, если мы не можем с потерей смириться. Еще говорят, что если умерший снится, он молитв за него просит.

Вы думаете я за сыночка не молюсь? А почему же он меня позвал именно тогда когда заливали бетон "мамочка приди я так не хочу" Склеп на тело-душу не клали, а каменный саркофаг и душа были свободны и могли перемещаться и сквозь щели выходить, а тут бетон залитый на гроб.

Sergey T. Мудрец (10588) Земля, камень, бетон - это все материал. Никакой материал душу не остановит. Души в могиле нет.


вопрос не к нам, а

Здесь народ разный, если вам не понятен вопрос то вы можете проехать мимо и не отвечать, лишь бы ответить.

Ваша потеря ни с чем не сравнима
И понимая что сын мертв вы все равно примериваете как к живому
Так как бы ему было хорошо и ваше сердце было бы спокойнее
А потому Вам важно это
Как будет лучше там ему если все будет соблюдено не хуже ли
Возможно Вас удручает и то что этот бетон давит на него
И ему тяжело под ним и плохо
Но это лишь потому что переживаете Вы
И даже если Вам скажут, что это нормально для христианской могилы,
Ваше сердце будет неспокойно
Лучшее это пойти к батюшке и поговорит с ним
Мается Ваша душа, я думаю, что священник успокоит Вас .

Вы находитесь в переживании. Оно и понятно. Только Ваш сыночек уже не там. Он не под землей лежит и ему душно. Там его телесная оболочка. Не думайте о плохом.
Ему сейчас легко и свободно. Он смотрит на Вас и ему совсем не весело от того, что Вы страдаете. Начните жить так, как хотелось бы, чтобы Вы жили, Вашему сыну. Так будет спокойнее и ему, и Вам.

Как правильно обустроить могилу православного христианина?

Как правильно обустроить могилу православного христианина?

Прошло полтора года после смерти моего родного человека, отца, и я столкнулась с необходимостью поставить памятник на общей могиле отца и бабушки (его мамы). Возникло сразу много вопросов, на которые не могу пока найти ответы, помогите, пожалуйста, рассейте мои сомнения!
По древней христианской традиции при погребении усопшего крест устанавливается в ногах усопшего, символизируется этим то, что при воскресении из мертвых человек сразу поднимется лицом к востоку, возьмет свой крест и пойдет на встречу к Спасителю. Так меня учила моя крестная мама.
Как правильно поступить мне сейчас, поставить на одной общей могиле два креста рядом, чтобы души не страдали и при всеобщем воскресении каждому достался свой крест? Нужны ли будут душам при воскресении эти кресты на могилах? Или будет достаточно нательного крестика и того, что был вложен в руки усопшего при погребении, а на общей могиле можно поставить один крест? Также сомневаюсь в правильности нарисованного на памятнике крестика, думаю, что правильней устанавливать памятник в виде креста. На кладбище все памятники и кресты установлены не в ногах, а в головах, нужно ли настаивать на том, чтобы устанавливали в ногах или это не имеет большого значения?
Хочется сделать все правильно, по православному, усопшие были христианами, хоть редко, но ходили в церковь и молились, были отпеты по смерти.
И еще волнует меня один вопрос – как Церковь относится к подзахоронению в одну могилу второго усопшего родственника, как делается это сейчас часто? Ведь усопшие лежат друг на друге, не осквернение ли это праха человека, который уже там покоится, не тяжело ли ему, ведь мы не знаем его воли, может он этого не хочет?
Очень мучает меня этот вопрос, не хочется ошибиться, помогите!
С уважением, р.Б. Ирина.

Ирина ,здравствуйте .
если я не правильно вас поняла ,то поправьте меня пожалуйста .
ваша бабушка (мама отца) была похоронена намного раньше ,полтора года назад умер ваш папа ,было подзахоронение и вы сейчас переживаете из за этого ?

Ведь усопшие лежат друг на друге, не осквернение ли это праха человека, который уже там покоится, не тяжело ли ему, ведь мы не знаем его воли, может он этого не хочет?

если честно ,то я не знаю как на это смотрит церковь . я считаю что это не страшно ,ведь захоронено тело ,душа же усопшего не там ,не в гробу и не в могиле ,и душам уж точно не "тесно" .

Как правильно поступить мне сейчас, поставить на одной общей могиле два креста рядом, чтобы души не страдали и при всеобщем воскресении каждому достался свой крест? Нужны ли будут душам при воскресении эти кресты на могилах? Или будет достаточно нательного крестика и того, что был вложен в руки усопшего при погребении, а на общей могиле можно поставить один крест?

что стояло у бабушки до смерти отца на могиле - крест ?памятник ?
я лично думаю что можно сделать один крест ,на кресте табличку с именем бабушки и отца +дата рождения и смерти. этого достаточно ,так как не зависит жизнь в вечности и всеобщее воскресение от крестов и памятников . с крещением мы получаем свой крест ,невидимый для глаз.

Ирина ,на форуме есть Келия священника,если захотите можете там посоветоваться ,а если у вас есть рядом церковь ,то сходите туда ,поговорите с батюшкой ,посоветуйтесь ,и не переживайте пожалуйста ,ведь душам наших родных важнее всего наша молитвенная забота с любовью о них .

Не нашла я информации о цветнике на могиле. Имеет ли значение с точки зрения православия: закрывать ли могилу плитой или оставлять землю? Просто могилы, где оставляют землю, быстро приходят в запустение, начинает расти бурьян, а иногда и кусты так, что самой могилы и не видно. Если посадить цветы, то нужно постоянно за ними ухаживать, летом постоянно поливать. Я вот недавно, прибралась на могилке своей прабабушки. Там все так позарастало, что не было видно ни фамилии, ни имени, и подойти сложно. А следом за мной приехала бабушка и очень расстроилась, сказала, что на кладбище ничего трогать нельзя, чтобы там не выросло. Не хочу с ней спорить, но мне обидно, что рядом могилки ухоженные, чистенькие, а мои предки в таких вот зарослях. И мне непонятно откуда вообще берутся эти правила что трогать можно, что нельзя, должна ли быть клумба под памятником, или достаточно аккуратной плиты.

. ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. (с) М.А. Булгаков

спасибо, в общем я так поняла, что каких-то особых требований к захоронению в православии нет (кроме наличия креста). Что ж будем тебе поэтому поводу с родственниками разговаривать.

. ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. (с) М.А. Булгаков

Яна, если Вам интересно, то напишу свое личное мнение по этому поводу, я бы не стала класть плитку на могилку, по краям можно положить, что бы так сильно не заросло, а на саму могилку лучше посадить живые цветы многолетние, если темновато или полутень, то можно посадить хосту. Конечно нашим близким ничего этого земного не надо, им нужна наша молитва, это надо скорее всего нам и нашим ближним на земле, но согласитесь, что приятнее смотреть на живые цветы, а не на плитку. Это только мое мнение, каждый волен поступать как хочет.

Ольга, там где будем устанавливать памятник, такой сектор, что все вводе постоянно, некоторые могилы зимой вообще под воду полностью уходят. А еще пасутся козы и лошади, ходят по могилам, щипают травку с могил, оставляют свои "кучи". Поэтому плита вроде бы как практичней. и воды будет меньше заливаться.

. ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. (с) М.А. Булгаков


Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности. Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей, является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Места захоронения через время оседают, зарастают травой и приобретают заброшенный вид. Чтобы захоронение имело эстетичный и ухоженный вид, прибегают к бетонированию могилы. Материал равномерно распределит нагрузку памятника, отметит границы территории, которую можно оснастить художественной оградой, колоннами, вазами для цветов, столом и лавкой для поминания. Долговечность службы зависит от качества самого бетона и способа его укладки.


На благоустройство могилы нужно получить разрешение от администрации кладбища.

Преимущества и недостатки бетонной отмостки

Вокруг оформленной могилы рекомендуется сделать отмостку. Это бетонная полоса с наклоном в направлении от фундамента. Ее можно оставить в первоначальном виде, но чаще всего на нее укладывают плитку или брусчатку. Так могила приобретает законченный вид. Недостатки выявятся, если использовать некачественный бетон или нарушить технологию производства. Преимущества бетонной отмостки:

  • Гидроизоляция. Сохраняет цоколь в целостности.
  • Дренаж. Служит для отведения дождевых, грунтовых и паводковых вод, защищает от промерзания.

Этапы работ

Основной работе должна предшествовать подготовка места погребения в виде уборки.

После принятия решения о бетонировании основания и установке памятника нужно определить грунты — глиняные или песчаные. От этого зависит глубина заливки бетоном и вид отмостки. Далее переходят к поэтапному выполнению работ:

  1. Подготовка территории.
  2. Установка опалубки.
  3. Армирование основания.
  4. Заливка раствора.
  5. Облицовка.

Подготовка территории

Этап работ включает:

  • очистку территории от мусора, растительности, удаление корней;
  • планирование участка;
  • рытье котлована под фундамент.

Основание под бетонирование располагают дальше от ямы могилы минимум на 0,2 м, там, где земля не была вскопана. Тогда фундамент будет долговечен и прочен. Стенки и дно траншеи должны быть без уклонов, ровными. На дно засыпается гравий и песок, затем все это трамбуется. Земляные работы на кладбище проводятся вручную.

Установка опалубки


Чтобы выполнить основной этап работ, нужно повозиться с обустройством опалубки.

Ответственный этап работы, требующий строго вертикальной установки щитов. Как правило, применяются деревянные доски. Они укрепляются с помощью колышков, уклонов и распорок так, чтобы между ними был минимальный зазор. При использовании некондиционного материала внутрь укладывают рубероид. Опалубку снимают через 3—4 дня, лучше через неделю.

Армирование основания

Для увеличения прочности фундамента и усиления бетонной заливки нужно проложить арматуру (в среднем 0,12—0,14 м). Это надежно сцепит цоколь по периметру, и уложенная тротуарная плитка не расползется по швам, а мраморная крошка не уйдет в грунт по проходам. Если устанавливается памятник (весит примерно 300—400 кг), то армирование должно быть большего сечения с дополнительной установкой металлических деталей, чтобы монумент был устойчивым. Увязка каркаса производится арматурной проволокой или сваркой металлических прутьев.

Заливка раствора


Готовить материал и заливать его необходимо за один заход, чтобы он получился должного качества.

Для этой цели рекомендуется применять марку М300. Заливать бетоном надо сразу же, поэтому готовят раствор на месте. Берется 1 часть бетона на 3 части песка, замешивается и заливается в заранее подготовленную опалубку. Делать это нужно очень быстро, стараясь не оставлять пустот в теле цоколя. Затем поверхность разглаживается и накрывается от солнечных лучей. Для равномерного высыхания лучше первое время увлажнять верхнюю часть.

Залить бетон рекомендуется минимум через год после похорон, в теплый и сухой сезон.

Облицовка

К этапу приступают, когда заливка высохла полностью. Фундамент стал прочным, можно начать отделку. Красивый и аккуратный вид надгробию придает облицовка плитами. Это относится как самому бетонному основанию, так и к отмостке. Плиты используют:

  • из натурального камня (гранит, мрамор);
  • гранитной или мраморной крошки;
  • керамической плитки для внешних работ;
  • тротуарной плитки.

Облицовочные работы следует проводить в сухое время, поэтому не рекомендуется планировать этот этап на зиму. Температура воздуха должна достигать минимум +5 градусов. Бетонирование могил можно провести своими руками, но лучше доверить это специалистам. Они изучат почву, подберут качественный материал, согласуют с администрацией, получат разрешение и полностью выполнят все работы.

Читайте также: