Mercedes двери открываются вверх

Обновлено: 02.05.2024

«Штутгартская звезда» имеет самый большой арсенал машин за всю историю автомобильной промышленности, где двери распахивается вертикально. Термин «крыло чайки» (Gullwing) был придуман из-за положений дверей, которые напоминали прообраз чайки с раскрытыми крыльями.

Несмотря на распространённое заблуждение, что двери «крылья чайки» лишь стилистический изыск, их конструкция является очень полезной в узких парковочных местах городов. Например, в DeLorean DMC-12 требовался зазор около 27,5 см, чтобы открыться и обеспечить посадку/высадку водителя или пассажира. Главным недостатком считается - невозможность выбраться из лежащего на крыше перевёрнутого автомобиля. Выбираться придётся через лобовое стекло.

Mercedes-Benz 300SL (W198)
Mercedes-Benz 300SL - это не только первый спортивный автомобиль Mercedes-Benz послевоенного периода, но и первое купе с уникальными дверями типа «крыло чайки». Впервые машина была представлена на автосалоне в Нью-Йорке в 1954 году. Автомобиль оснащался 3,0-литровым мотором мощностью 215 л.с. и был способен разогнаться до 100 км/ч за 8,9 секунды.

В 1960-е и 1970-е Мерседес экспериментировал с новыми технологиями двигателестроения, такими как «двигатель Ванкеля», дизельными двигателями и турбонаддувом. Для тестов построили серию экспериментальных автомобилей C111. Их кузова изготавливали из стекловолокна. При массе 1100 кг он развивал 270 км/ч.

Четвертая версия C111 установила новый рекорд скорости - 403,78 км/ч. Это средняя скорость прохождения испытательного кольцевого круга Нардо, что находится в Италии, на юге Апулии, в провинции Лече. Длина кольца достигает 12,6 км при диаметре 4 км, а ширина полотна составляет 16 метров.

Прототипы Sauber Mercedes-Benz C11 Group C участвовали в 1979 году в Мировом чемпионате по автогонкам, они то и послужили основой для концепт-кара Mercedes-Benz C112. Стоит отметить, что в 1990-м Михаэль Шумахер был членом молодежной программы Mercedes Junior и участвовал в чемпионате мира в гонках на выносливость с Карлом Вендлингером и Хайнцом-Харальдом Френтценом, тогда он и выиграл этап в Мехико-Сити (Мексика) на Sauber-Mercedes C11.

Предшественником сегодняшнего SLR McLaren был концепткар C112, дебютировавший в сентябре 1991 года на Франкфуртском автосалоне. Увы, к тому времени его решено было оставить в качестве тестового автомобиля, несмотря на большое число заказов. Хотя годом ранее речь шла о серийном выпуске.

Фактически среднемоторный C112 с дверями типа "крыло чайки" представлял собой дорожную версию гоночного спортпрототипа Sauber-Mercedes C11. Шестилитровый V12 мощностью 408 л.с. разгонял машину до 310 км/ч, а ускорение до 100 км/ч занимало 4.9 секунды. Но настоящей изюминкой С112 была активная подвеска (Active Body Control), адаптирующаяся под дорожные условия.

В конце 1998 года появилась информация о попытке возродить проект, используя компрессорный V8 мощностью 425 л.с.

«SLS» - идеологический наследник Mercedes-Benz 300SL. Мировая премьера состоялась в 2009 году на франкфуртском автосалоне. В мире спорта Mercedes SLS признали сразу: Sony вынесла автомобиль на обложку видеоигры Gran Turismo 5, организаторы «Формулы-1» выбрали модель сейфти-каром сезона 2010. А тюнинг-ателье Brabus нарушило собственную традицию и не стало форсировать двигатель, когда предложило эксклюзивный вариант Brabus Widestar на базе SLS AMG.

Четырехместный прототип купе Mercedes-Benz F125 представили публике на автосалоне во Франкфурте в 2011-м году. Штутгарт планирует запустить его в серийное производство к 2025 году.

Внешне автомобиль похож на сверхлегкое транспортное средство ближайшего будущего: узкие каплевидные фары, огромная радиаторная решетка и мощные подштамповки снизу бампера. В салоне нет приборной панели, ее заменяет многофункциональный монитор. До 100 км/ч F125 разгоняется всего за 4,2 секунды, а одной заправки водородом хватает на 1000 км пути.

Другие серийные автомобили с дверями типа «крылья чайки»: Autozam AZ-1, Bricklin SV-1, Bristol Fighter, DeLorean DMC-12, De Tomaso Mangusta, Gumpert Apollo, Isdera Commendatore 112i, Melkus RS 1000, Pagani Huayra, Suzuki Cara, Jiotto Caspita и Lola T70 Mk3.

«Крылатая легенда»: факты об автомобильных дверях, которые открываются вверх


Mercedes-Benz — это компания, которая заслужила уважение хотя бы тем, что один из ее создателей стоял у истоков мирового автомобилестроения. Но заслуга этого гигантского немецкого концерна остается не только в этом. «Мерседес» — компания инновационная и технологичная, множество разработок значится за ней.

Одной из таких разработок являются и одни из самых необычных и запоминающихся дверей типа «крыло чайки». Как-то так сложилось, что эти двери упорно ассоциируются с легендарной моделью середины 50-х — первой половины 60-х годов, Mercedes-Benz W198 300SL:


И правда, разве не MB разработал эти двери ? Ладно, пусть не разработал, но хотя бы серийно применил. Давайте заглянем немного в прошлое и убедимся, что не все привычное можно называть истинным.


Версия в пользу Mercedes-Benz

Эти легендарные автомобили в кузове W198, в свою очередь, были построены на основе гоночных автомобилей MB W194, разработанных в 1952 году. В них использовалась новаторская конструкция трубчатой ​​рамы со множеством взаимосвязанных треугольных секций. Рама была чрезвычайно легкой (81 кг) и при этом прочной. Минусом было то, что эти трубы занимали много вертикального пространства по бокам машины, оставляя очень высокие пороги.

В открытой машине типа кабриолет это не так уж важно, но добавьте крышу — и вы обнаружите, что обычно подвешенные двери (с петлями в передней части двери) оставляют просто катастрофически мало места для посадки и высадки водителя/пассажиров. Так пользоваться машиной просто невозможно.

Итак, считается, что смекалистые инженеры и дизайнеры Mercedes решили сделать проем побольше, расширив его вместе с дверью до крыши и закрепив при этом петли сверху, создав те самые «крылья чайки», которые мы все знаем и любим.

Альтернативная история создания дверей «крыло чайки»

Однако если даже бегло попробовать найти некий аналог дверей от Mercedes-Benz , то окажется, что и задолго до этого проекта автодизайнеры из других стран тоже экспериментировали с подобными конструкциями дверей.

Например, разработав модель Type 64 в 1939 году, компания Bugatti применила в этом дизайне то, что французы назвали «папийонными» (papillon) дверьми — дверями типа «бабочка», на общепринятый манер, и что самое интересное, но они визуально были почти идентичны «крыльям чайки» от Mercedes.

Проблема в том, что хотя в 1939 году и была предпринята попытка по выпуску трех машин Type 64, но лишь две из них были укомплектованы более-менее полно — на 80-90 процентов; правда, дверей на кузовах даже этих машин все равно не было, что в итоге стало причиной утери одного из первоисточников идеи…


Прошли десятилетия, и вот в 2012 году Питер Маллин (владелец самой большой частной коллекции Bugatti), закончил реставрацию кузова на уцелевшем шасси Type 64, используя оригинальные эскизы «папийонных дверей» для его завершения.

Итак, что мы имеем по факту на сегодняшний день? А то, что хоть Bugatti, по всей видимости, и разработало двери, аналогичные тем, что реализовали немцы через 16 лет, французы успели сделать их только на чертежах. Поэтому чисто технически на Bugatti Type 64 просто физически не было дверей до 2012 года…

Так, может быть, Mercedes стоит отдать должное и назвать его первопроходцем?

Не спешите, ведь перед Мерседесом была еще одна машина, которая успела попользоваться крыльями от чайки… Мы говорим про Jamin-Bouffort JB, модель 1945 года.


Построенный на модифицированном шасси Citroën Traction Avant, этот крайне аэродинамичный трехколесный автомобиль, как видно на фотографии, также имел двери, которые явно открывались вверх и, по всей видимости, могли быть еще одним прообразом дверей в исполнении «Мерседес».

Этот автомобиль занял промежуточное место между нереализованным дизайном дверей Bugatti и их серийным производством Mercedes, который произвел их в действительно большом количестве.


Автомобиль был спроектирован и построен авиационным инженером Виктором-Альбертом Буффортом. Наверное, поэтому он даже визуально похож на самолет без крыльев, но заднее вертикальное оперение у него есть. Хотя… почему без крыльев — с открытыми дверьми он их как раз обретает!


Похоже, что всего было построено три автомашины — все обладают небольшими отличиями, но все, судя по всему, имели двери типа «крыло чайки». Кажется, что до наших дней дошло несколько из этих машин, и на них явно видны те самые нестандартные двери.

Какой итог? Кто все же придумал эти «крылья»?

Разочаруем всех тех, кто ждал определенного ответа на вопрос: «Был ли Mercedes-Benz первым, кто придумал двери типа «крыло чайки». Ответить на него со стопроцентной уверенностью, увы, мы не можем, ведь все будет зависеть от, так сказать, точки отсчета:

1. Имеем ли мы в виду сам принцип (чертежи) открывания дверей вверх? Если так, то да, Bugatti были первыми, кто изобрел «крыло чайки»;

2. Если мы говорим о том, кто первый применил такие двери на практике, то окажется, что и здесь Mercedes-Benz был не первым;

3. А вот если мы имеем в виду массовое серийное производство машин с такими дверьми (всего было выпущено 1 400 автомобилей с кузовом купе и 1 858 в кузове родстер), то здесь нельзя не отметить успехи компании из Штутгарта .

Возможно ли, что дизайнеры Mercedes знали о Буффорте или Bugatti, когда придумывали дизайн для своего гоночного автомобиля? Возможно! Особенно если учесть, что Франция на 4 года оказалась в оккупации Германии во времена Второй мировой войны, что мешало немцам «подсмотреть» интересные технические решения конкурентов…


Впрочем, также нельзя исключать, что немецкие инженеры придумали это самостоятельно — в конце концов, это логично, учитывая проблему, которую они пытались решить.

Двери "Крылья чайки" выглядят потрясающе, но они не стали популярны в автопромышленности.


Многим из нас не раз приходилось слышать об автомобильных дверях «Gullwing», которые также имеют название "Крылья чайки" или "Соколиные крылья. Такое название придумано не случайно. Двери «Gullwing» открываются не как традиционные двери в бок, а вверх.

В результате машина при открытых дверях похожа на птицу в полете. Недавно впервые за долгие годы внимание к этой конструкции дверей снова стало повышенным. Началось все после премьеры первого в мире электрического кроссовера Tesla X, который оснащен этой системой дверей.

Во время презентации машина глава компании Тесла продемонстрировал преимущества дверей «Gullwing» для эксплуатации автомобиля в городской среде. Например, подобные двери незаменимы в труднодоступном городском пространстве (на парковке). Особенно удобно с такими дверями сажать в детское кресло ребенка, не сгибаясь в три погибели.

Все мы знаем, что впервые такую конструкцию дверей начала использовать компания Мерседес в далеком 1952 году представив спортивную модель Mercedes-Benz 300SL (W194).

С тех пор многие автомобильные компании не раз выпускали автомобили, которые имели похожую конструкцию дверей. Но, тем не менее, подобные автомобильные двери не стали популярны в автопромышленности. Почему же практичные, эффективные и красивые двери не прижились в атвомире? Попытаемся ответить на этот вопрос.

1 Проектирование идеальных дверей "Крылья чайки" связано с большими трудностями


На первый взгляд автомобильные двери «Gullwing» не представляют особых трудностей при проектировании. Но эта так если речь идет об обычных дверях. Но если нужно спроектировать двери, которые открываются вверх, то конструкторы и инженеры сталкиваются с огромными сложностями.

Во-первых главная особенность дверей «Gullwing» это их тяжелый вес. Поэтому механизм открывания дверей должен уметь без проблем поднимать тяжелые двери вверх. Согласитесь, что поднять дверь вверх это не то же самое, что на петлях или шарнире повернуть дверь в сторону. Также при проектировании дверей "Крылья чайки" нужно учитывать, что водитель и пассажиры не должны прилагать особых усилий, чтобы открыть двери вверх.

Также сложность проектирования связана с вопросами излишней нагрузки дверей на крышу. Инженеры обычно при создании конструкции таких дверей сталкиваются с проблемой защиты крыши машины от деформации. В том числе, как правило, двери «Gullwing» фактически являются частью крыши машины. В итоге при проектировании подобных дверей инженеры должны учитывать герметичность дверей, которые должны защищать салон машины от влаги. Именно поэтому во время дебюта Tesla Model X Элон Маск не раз упомянул о новых уплотнителях дверей.

В целом, конечно, многие трудности при создании дверей «Соколиные крылья или Крылья чайки» все-таки не являются непреодолимыми трудностями для инженеров. Но в наше время проще обойти эти трудности, оснащая автомобили обычными дверьми.

2 Двери, открывающиеся вверх, могут раздражать водителя и пассажиров

Обратите внимание на GIF-фотографию. Она говорит сама за себя. На фото вы можете видеть, как водитель Mercedes SLS AMG сталкивается с проблемой закрыть дверь. Конечно, подобную проблему можно решить с помощью электропривода, как это сделала компания Тесла, оснастив электрический кроссовер задними дверьми «Gullwing» с электрическим приводом. Но при использовании подобной технологии повышается себестоимость машины и растет вероятность отказа дверей в процессе эксплуатации. Все-таки механические системы надежнее любой электроники.

3 Двери "Крылья чайки" трудно сделать безопасными

Безопасность является главным препятствием в массовом распространении дверей "Крылья чайки". Долгие годы на автомобильном рынке во многих развитых странах существуют единые стандарты безопасности, которые требуют от автопроизводителей технологий, защищающих людей от опрокидывания автомобилей.

Главное требование это сохранение возможности открыть двери после аварии. Если с обычными дверьми большинство автопроизводителей смогли добиться стандартов безопасности открывания дверей, то с дверьми «Gullwing» существуют проблемы, так как после опрокидывания автомобиля с подобной конструкцией дверей на крышу существует сложность открыть двери, чтобы вылезти водителю и пассажирам из машины.

Компания Мерседес чтобы создать автомобиль с дверьми "Крылья чайки", которые бы соответствовали требованиям безопасности, придумали специальную технологию, которая позволяет людям без проблем вылезти из машины после опрокидывания на крышу. Например, Mercedes SLS AMG в конструкции дверей "Крылья чайки" использует специальные крепежные болты которые в случае необходимости взрываются для того, чтобы водитель и пассажир могли вылезти из автомобиля при необходимости.

Tesla Model X не имеет, каких-то подобных решений. Но к счастью кроссовер спереди имеет обычные двери, через которые пассажиры с заднего сиденья без проблем выберутся из машины.

Также двери "Крылья чайки" не достаточно защищают пассажиров от боковых ударов. Все дело в жесткости кузова, который с такой конструкции дверей оставляет желать лучшего.

Как вы уже поняли модные и эксклюзивные двери "Крылья чайки" больше имеют минусов, чем плюсов. Именно для автомобильных компаний проще не оснащать ими свои автомобили, чем проектировать и устанавливать подобные дорогие двери. Да, двери «Gullwing» имеют ряд преимуществ, но в итоге подобная конструкция дверей больше доставляет проблем, чем пользы.

Также себестоимость подобных дверей в несколько раз превышает стоимость обычных автодверей. Именно поэтому мы не видим в автопромышленности массовости этой технологии, а лишь редко, некоторые премиальные марки выпускают спортивные автомобили с дверьми, которые открываются вверх.

12 вещей, которые знают только владельцы Mercedes

Нога на ручнике, автоматический паркинг при открытой двери, коробка передач на руле и многие другие примочки знакомы только автовладельцам автомобилей Mercedes.

Мы собрали для вас 12 вещей, которые известны лишь истинным ценителям этого бренда.


1. Только поклонники, владельцы и истинные ценители определят, где настоящий автомобиль AMG

Многие владельцы Mercedes любят крепить на кузов шильдик AMG, а также оснащать автомобиль AMG обвесом и спортивными колесами. Но только истинные знатоки Mercedes знают, что не каждый автомобиль с характерным логотипом является настоящим AMG.

2. Только владельцы Mercedes знают, каково нажимать на ручник ногой

До того как в автомобилях Mercedes, как и во многих современных авто, появился электронный стояночный тормоз, автомобили этой марки были одними из немногих, которые оснащались ножным ручником. Стояночный тормоз в этих машинах приводился в действие с помощью дополнительной педали, которую можно найти слева в пространстве для ног водителя (для автомобилей с левым расположением руля). Механика этой педали полностью соответствует классическому ручнику.

3. Ваш рычаг селектора автоматической коробки передач находится на руле

Как и в старых американских автомобилях, с 2010 года Mercedes стал размещать на своих автомобилях ручку переключения АКПП на рулевом колесе, отказавшись от ее использования на консоли между передними сиденьями. Однако это коснулось не всех автомобилей, а преимущественно легковых машин.

Для тех, кто впервые сел за руль Mercedes с таким селектором автоматической коробки передач, обычно первое время непривычно переключать передачи на рычаге, расположенном под рулевым колесом. Многие машинально ищут селектор переключения АКПП рукой в привычном месте – между передними сиденьями. Но со временем эта привычка уходит, и водители начинают для себя отмечать, что рычаг переключения под рулем намного удобнее.

4. Стеклоочистители и указатели поворотов включаются одним рычагом под рулевым колесом

Вот еще одна особенность автомобилей Mercedes. Если вы впервые пересели на Mercedes с другой марки автомобиля, то вам поначалу будет дико, как переключаются стеклоочистители и указатели поворотов, поскольку, в отличие от других машин, во многих автомобилях Mercedes эти функции включаются с помощью одного рычага. Если же вы перепутаете, переключив другой рычаг, то можете случайно переключить АКПП. Так что не удивляйтесь, когда, желая включить дворники, вы обнаружите, что едете назад.

5. Владельцы Mercedes панически боятся, что кто-то украдет трехконечный логотип с их машины

У многих автомобилей (даже современных) на капоте есть оригинальный трехконечный значок Mercedes. Только владельцы таких автомобилей знают, каково это – каждый день испытывать страх, что кто-то позарится на этот фирменный логотип. И надо признать, опасения владельцев Mercedes не напрасны.

По статистике, подобные кражи случаются довольно-таки часто. Кстати, этот трехконечный знак символизирует три элемента: воду, землю и воздух. Готтлиб Даймлер (сооснователь Mercedes) хотел создать двигатели для автомобилей, кораблей и самолетов.

6. Если вы слышали о лосином тесте, то предпочитаете не покупать старый А-класс

Лосиный тест, который имитирует выход на дорогу лося, тесно связан с историей автомобилей Mercedes A-класса. Напомним, что во время этого теста проверяется управляемость автомобиля в случае необходимости экстренного объезда препятствия на дороге. Чаще всего подобный маневр необходим, если на дорогу выбежал лось или другое животное. Когда в 1997 году шведский журнал провел подобный тест с автомобилем Mercedes A-класса, во время испытания машина перевернулась, оказавшись на дороге на крыше. Это был провал безопасности Mercedes.

С тех пор много воды утекло, но история с провальным тестом до сих пор на слуху у многих. Поэтому Mercedes придумал систему стабилизации ESP, которой сегодня пользуется весь мир. В итоге безопасными стали не только автомобили A-класса, но и весь модельный ряд компании.

7. Не каждый Mercedes E-класса – такси

В Германии уже давно Mercedes E-класса ассоциируется с такси. Дело в том, что долгое время большинство автомобилей, используемых в такси на территории Германии, – это E-класс. В нашей стране из-за дороговизны такие автомобили такси используются только в люкс-таксопарках, и то преимущественно в крупных городах. Тем не мене многие автолюбители, решившие приобрести подержанный Е-класс, опасаются купить такси. Эту машину в нашей стране так же боятся, как и Hyundai Solaris или Renault Logan.

8. Только владельцы автомобилей Mercedes знают, что цифры 63 на модели AMG не означают объем двигателя

Обычно автомобили AMG украшают числовым шильдиком, который сегодня ничего не говорит об объеме двигателя, в отличие от старых обозначений, когда цифры почти всегда указывали, сколько литров объем AMG-мотора. Сегодня же, например, AMG E63 не говорит о том, что под капотом автомобиля находится 6,3-литровый двигатель. На самом деле в 63-х моделях AMG устанавливается двигатель V8 объемом 6208 куб. см. Единственным исключением является модель SLS AMG GT3, которая на самом деле оснащена 6,3-литровым двигателем.

9. Автомобили Mercedes очень сложно спроектированы

Внешняя красота и простота автомобилей Mercedes обманчива. На самом деле все автомобили Mercedes, особенно модели линейки AMG, очень сложны технически.

Каждая система в автомобилях этой марки представляет собой высокотехнологичные решения, от которых кругом идет голова даже у самых опытных автомехаников.

10. Только водители Mercedes знают, как быстро могут обесцениваться автомобили

Вы переживаете, что ваш автомобиль подешевел за три года на 30%? Успокойтесь. Вам не о чем беспокоиться. Переживать на самом деле нужно владельцам автомобилей Mercedes, которые умеют обесцениваться на рынке очень и очень быстро. Например, некоторые модели этой марки могут подешеветь на 50-60% всего за 2 года. Есть даже такие экземпляры, которые в 5-летнем возрасте уже потеряли 80% своей цены.

11. Автомобили Mercedes вызывают у всех участников дорожного движения зависть

Нет, наверное, ни одного такого другого автомобиля в мире, как Mercedes, который вызывал бы у всех участников дорожного движения такую дикую зависть. Поверьте, даже об автомобилях Lexus, Lamborgini, Ferrari и других не мечтают так сильно, как о Mercedes. Только владельцы Mercedes постоянно ловят на себе завистливые взгляды других водителей и пешеходов. Вы даже не представляете, сколько злости льется на владельцев Mercedes.

И не из-за того, что многие из них позволяют себе вольности на дороге и агрессивное поведение. Поверьте, среди владельцев BMW больше агрессивных водителей. Тем не менее чаще всего зависть на дороге ощущают именно владельцы Mercedes, которым часто сигналят, подрезают и т. д. Сами понимаете из-за чего.

12. Нелогичная взаимозависимость систем

Многие системы в Mercedes – это верх совершенства технологий в автопромышленности. Компания Mercedes все время является законодателем новых технологий в автомире, которые со временем начинают применяться многими автомобильными компаниями. Так что не удивляйтесь, что даже самые дешевые модели Mercedes нашпигованы огромным количеством технологий, которые раньше можно было увидеть либо в военной, либо в космической технике. Но не все так просто. Многие системы в автомобилях немецкого бренда работают как-то невзаимосвязанно.

Например, в некоторых автомобилях камера заднего вида не включается, если в машине выключено радио. Или также в некоторых машинах, если вы опустите заднее сиденье, то подголовник переднего сиденья выдвинется на максимальную высоту. Есть еще одна вещь, которая очень раздражает автовладельцев Mercedes. Откройте переднюю дверь со стороны водителя, и, если вы едете менее 8 км/час, автоматическая коробка автоматически встанет на паркинг. Это очень бесит многих водителей.

Особенно тогда, когда вам необходимо припарковаться задним ходом в ограниченном пространстве, в котором для оптимального обзора необходимо открыть дверь и высунуть голову из машины. Многие думают, что эту систему, включающую автоматически паркинг при открытой двери, изобрели те, кто изобрел верблюдов.

Безоговорочно культовый автомобильный силуэт. На Gullwing с открытыми дверями можно смотреть часами. Даже стоя под дождём.

Когда это было? Очень давно. Наверное, лет 25 назад. В тени обветшалых домов на из старых улочек тогда ещё Ленинграда стоял он. Грустно облокотившись правым передним колесом на поребрик (как вы понимаете, в Питере есть только поребрики и ни одного бордюра), безучастно глядя на мир тусклыми фарами, он покорно ждал хозяина. Проходившие мимо люди удивлённо окидывали взглядом сигару потрёпанного временем серебристого кузова. А я стоял и не верил, что передо мной настоящий Gullwing, Mercedes по прозвищу Крыло чайки. Короче, легенда 300 SL образца 1954 года. Тот силуэт я запомнил навсегда.

Кстати, у того «питерца» оказалась сложная судьба. Его привезли в Советский Союз для изучения системы непосредственного впрыска топлива. Потом он перешёл в частные руки. Снимался в «Мёртвом сезоне». В конце его, с забарахлившим впрыском, обменяли на подержанный седан Audi 100. Истинной стоимости автомобиля, похоже, не знал никто. Ни государство, легко расставшееся с выпотрошенным наукой экземпляром, ни последующий частный владелец. Где сейчас та машина — неизвестно. Лишь гуляют байки, что Mercedes SL 300 на безлюдном шоссе в Каракумах ушёл от гаишного вертолёта. Возможно ли такое, я хотел проверить всегда. И вот заветный час настал.

Купе 300 SL (заводской индекс серийной модели W198) заложило совершенно новый стиль оформления спортивных моделей фирмы. К примеру, подобная облицовка радиатора с вписанной внутрь трёхконечной звездой продержалась на купе и кабриолетах вплоть до конца . Так же был оформлен передок большинства грузовиков и автобусов компании в -е годы.

Никогда бы не подумал, что процесс пройдёт так буднично. Где фанфары, подписывание бумаг о возможных страшных последствиях в случае аварии и где, наконец, диплом о том, что теперь я — член закрытого клуба пилотов 300 SL? Ладно, оставим в стороне эти фантазии. Главное — дверь в неприметный гараж и ключи от машины в руке сотрудника фирмы . С остальным разберёмся.

И вот он передо мной. Шагнувший из темноты под прохладный утренний дождь. Тогда, четверть века назад, я и представить не мог, что мне когда-нибудь дадут посидеть за рулём «трёхсотого». А чтобы он стал моим на целых два дня — это ж вообще фантастика! Но это правда. Я удивляюсь смелости персонала мерседесовского классик-центра, так легко и без видимой тревоги отдавших в мои руки полмиллиона евро. Примерно столько в наши дни стоит любой Галлвинг в более или менее приличном состоянии.

У большинство серийных Мерседесов 300 SL алюминиевыми были лишь капот, панели дверей и крышка отсека для запасного колеса. Однако предлагалась и версия, выполненная целиком из крылатого металла. Но оценивших такую опцию клиентов-оригиналов набралось меньше трех десятков.

Усесться в подобную машину — всё равно что собственноручно смахнуть пыль с картины ван Гога. Поначалу боишься испортить ауру предмета обожания своим грубым прикосновением. Аккуратно отжимаешь утопленную дверную ручку, и под лёгкое клацанье сработавшего замка крыло на пружинных упорах взмывает вверх. Широкий порог выглядит непреодолимым барьером. Перешагнуть через него — как перейти Рубикон в карьере автомобильного журналиста. Теперь вся жизнь разделится на две эпохи: до Мерседеса 300 SL и после него.

Залезть в «трёхсотый» непросто. Выйти — ещё сложнее. Требуется соблюдение определённой процедуры. Садишься на порог, разворачиваешься в сторону салона и заносишь ноги под откинутый на шарнире руль. А потом опускаешься на сиденье. Иначе никак: кресла утоплены глубоко, нижняя точка руля — в одной плоскости с порогом. На гоночных прототипах, предшествующих серийному 300 SL, баранку при посадке-высадке полагалось снимать. Для просто водителей сделали послабление в виде шарнирной откидушки.

Нынче серебристый цвет кузова — общее место. Но когда основным колером Галлвинга выбрали «серебро» (чтоб обозначить связь с «Серебряными стрелами», болидами заводской команды ), это выглядело настоящей революцией. Доселе мало кто решался предложить столь радикальный цвет.

По сравнению с другими машинами годов распластанный по земле Mercedes выглядел пришельцем из будущего. Но только внешне. Передняя панель абсолютно традиционна. Обычные приборы в хромированной окантовке, огромный тонкий руль, ряд разнообразных ручек безо всяких опознавательных символов. Как с ними разбираться, чёрт его знает! И лишь выпирающие рёбра кресла, заканчивающиеся прямо посередине спины (в те времена их наверняка называли анатомическими), создают некое ощущение спортивного автомобиля. Как и отсутствие багажника. На его привычном месте — большой бензобак и привинченная к нему сверху запаска. А специально скроенные под Mercedes чемоданы рекомендовалось закреплять на маленькой полочке позади кресел.

Для начала автомобиль надо прогреть. Поворот ключа зажигания вызывает в стальной утробе незнакомые современному уху звуки. начинает тоненько пищать (не иначе топливный насос), затем стартер после короткого подхвата проворачивает коленвал, и вдруг совершенно неожиданно для спящей округи раздаётся оглушительный рёв проснувшегося двигателя. Прочистив глотку, он через мгновение успокаивается и мерно клокочет, ожидая моих дальнейших действий. Кузов слегка вибрирует в такт дыханию трёхлитровой рядной «шестёрки», резонируя от колебаний оборотов коленвала. Начало впечатляет. Как впечатляет и сама история появления Галлвинга на свет.

В расположении различных переключателей на передней панели нет никакой логики. Ведь об эргономике практически не задумывались. Красная кожа сидений — опция. Стандартной была обивка тканью в шотландскую клеточку.

Рождение этой машины можно назвать счастливой случайностью. К началу у компании , почти оправившейся от послевоенной разрухи, нашлись силы для возвращения в автоспорт. В то же время доходы были ещё не столь высоки, чтобы позволить разработку новых конструкций. Тогда команда конструкторов под руководством Рудольфа Уленхаута нашла соломоново решение: имплантировать агрегаты большого и мощного представительского седана серии в оригинальный кузов с необычайно лёгкой и жёсткой пространственной рамой.

Именно развитую силовую структуру прикрывают высокие и широкие пороги. Собственно, них автомобиль и получил столь экстравагантные двери, открывающиеся вверх. В «крыле чайки» не было никакого эстетического послания, просто это был единственный практичный способ попасть в кокпит.

Крёстный отец Галлвинга — Рудольф Уленхаут — у гоночного 300 SL 1952 года. По фотографии можно судить, видно, насколько серьёзно изменился автомобиль на пути в серию.

Успех новой разработки в набиравших популярность длинных гонках, проходивших в те годы на дорогах общего пользования, был предопределён. Mercedes, получивший обозначение 300 SL (при заводском индексе W194), выиграл практически все соревнования, в которых принимал участие. Собственно спортом всё могло бы и закончиться: никто в немецкой компании и не предполагал серийного производства. Если бы не американский импортёр Мерседесов Макс Хоффманн. В стремительном купе с поднимающимися дверями он увидел то, что способно было пробудить в заокеанской публике интерес к немецким машинам. Ведь до того момента автомобили Mercedes вспоминали разве что в связи с Гитлером.

Хоффманн убедил руководство Мерседеса разработать дорожную версию 300 SL, заявив, что сразу найдёт тысячу заказчиков на автомобиль. Серийный образец сделали технологичнее, заменив большинство алюминиевых панелей кузова стальными. Двухместный салон стал комфортнее, в нём даже появилась печка. Машина заметно потяжелела, и, дабы сохранить динамику, на ней опробовали авиационную технологию: непосредственный впрыск топлива в цилиндры взамен трёх карбюраторов, стоявших на гоночных прототипах. Впервые в истории серийный автомобиль оснастили впрысковым двигателем. Отдача мотора разом возросла со 170 до 200 л.с. И это был далеко не предел.

Колёса этого автомобиля — с центральной барашковой гайкой Rudge. Это было самой дорогостоящей опцией: 1475 марок — треть цены фольксвагеновского «Жука».

Сегодня пара сотен «лошадей» кажется вполне обыденным показателем. Не забывайте, среднестатистическая европейская машина развивала около 70 сил. Mercedes на этом фоне выглядел внушительно. Более того, клиенты предпочитали не размениваться по мелочам и заказывали сразу вариант со спортивным распредвалом, дающим прибавку в 15 л.с.

И что? На самом деле поначалу вся эта мощь совершенно не чувствуется. Привыкая к машине, я особо не раскручиваю двигатель. В этой ситуации 300 SL поражает исключительной эластичностью. Откашливаясь выхлопом, завывая шестернями коробки передач и заднего редуктора, Mercedes спокойно передвигается на высшей четвёртой передаче. И только если стрелка тахометра падает ниже полутора тысяч оборотов, приходится подтыкать третью.

Автомобиль можно было заказать и с радиоприёмником Mexico фирмы Becker. Динамики располагались весьма оригинально — по бокам от кресел.

Ещё сюрприз: несмотря на спортивные амбиции, он вполне комфортен на ходу. Легко перекатывается через асфальтовые выбоины, не заставляет напрягаться в ожидания удара. Впрочем, с этим понятно: в годы дороги даже в Германии были далеки от идеала, отсюда и внимание к плавности хода.

Однако обстановка в кокпите начинает накаляться. Жар в салон пробивается отовсюду. Внизу, в районе педалей, чувствуется горячее дыхание двигателя, даже несмотря на более толстый, по сравнению с чисто гоночной машиной, моторный щит. Вышедшее облаков солнце пропекает салон через выпуклое ветровое стекло. Единственное, но, увы, малоэффективное противоядие — поворотные форточки в боковых окнах. Теперь я понимаю, почему на многих ретроралли, особенно в южных странах, экипажи Галлвингов мчатся с поднятыми дверями. Я думал, понты. Но нет — защита от теплового удара. Иначе в многокилометровой гонке просто не выжить.

Для машины предлагалось аж четыре варианта главной передачи. Одни обеспечивали лучший разгон, другие — большую максимальную скорость.

Автомобиль хорошо маскирует заложенное в генах спортивное коварство. Если ехать более или менее спокойно, Галлвинг воспринимается типичным автомобилем своей эпохи. Степенно вписывающимся в поворот, плавно оттормаживающимся в ответ на продавливание длинноходной педали тормоза. Но плюньте на приличия и возраст Мерседеса, закиньте стрелку тахометра за 4000 об/мин и осознаете, с какой машиной реально имеете дело.

Бормотание двигателя превращается в настоящий гром. Каждое прикосновение к педали газа отзывается немедленным ускорением. Смотришь на спидометр и не веришь своим глазам — скорость приближается к двум сотням, а «трёхсотый» всё так же с готовностью прыгает вперёд при малейшем нажатии на акселератор. Если верить рекламе, Gullwing может развить 260 км/ч. Однако на практике автомобиль со специальным аэропакетом добрался лишь до 247 км/ч. А максималка такой машины, как моя, без усовершенствований, была ещё на 10 км/ч меньше. Согласитесь, в годы и эти цифры выглядели феерично.

Каждый элемент строг, функционален и эстетичен. Это касается и наружных зеркал заднего вида, и отдушин моторного отсека, и эмблем.

Тем временем я сворачиваю с автобана на петляющие лесные дорожки. Что за чёрт?! В первом же повороте хвост машины резко пошёл в сторону. Быстрая коррекция заноса рулём. Кажется, пронесло. Вот оно — истинное лицо купе. Когда входишь в поворот быстро, автомобиль поначалу упирается, приседает на переднее колесо, а затем неожиданно срывается в занос. За подлянку отвечает несовершенная задняя подвеска на качающихся рычагах. Углы установки колёс в этой конструкции постоянно «гуляют», причём это зависит не только от крутизны поворота, но и от наполненности бензобака.

Говорят, конструкторы знали о тёмной стороне автомобиля. Даже предлагали переделать заднюю подвеску. Одно дело, когда с непредсказуемостью машины борется заводской гонщик, и совсем другое — обычный владелец, улетающий в кювет на ровном месте. Но на тот момент радикальную ревизию ходовой части признали слишком дорогой, ограничившись в борьбе с избыточной поворачиваемостью установкой модернизированных шин. Высокопрофильные «диагоналки» — те ещё помощнички, но других в те времена не было.

Общее число предлагаемых для Галлвинга цветов достигало десятка, включая представленый на фото тёмно-серый. Но фирменное «серебро» шло без доплаты.

И все же с Галлвингом можно жить. С каждым пройденным километром я привыкаю к норову Мерседеса и уже точно прикидываю, где стоит затормозить пораньше, дабы не перегреть барабанные тормоза, а где быть готовым к возможному заносу. Подобная работа начинает нравиться. Ощущаешь себя настоящим гонщиком той героической эпохи. Твоя судьба зависит только от собственного холодного расчёта. Ведь в «трёхсотом», само собой, нет не только никакой электроники, но нет даже элементарных ремней безопасности. Да и деформируемые элементы кузова появились на Мерседесах позже.

Большинство тогдашних покупателей Мерседесов 300 SL были людьми состоятельными и избалованными: по цене одного Галлвинга можно было купить три «сто восьмидесятых» (аналог нынешнего ). «Трёхсотые» покупали как символ престижа, а не как смертельно опасный снаряд для отработки водительских навыков. К тому же многим из клиентов не очень нравилось потеть и глотать выхлопные газы в тесной кабине. Вот если бы был кабриолетом.

Поэтому в 1957 году выпуск легендарных купе прекратили: серия иссякла всего на экземпляре. А освободившееся место на конвейере занял кабриолет 300 SL. Помимо открытого кузова с нормальными распашными дверями у него была уже совсем другая, более совершенная задняя подвеска. Чуть позже подоспели и суперсовременные на тот момент дисковые тормоза.

Но именно купе Gullwing так и осталось одной из самых ярких моделей фирмы . Сделанный вопреки стандартам, он был плодом сиюминутной импровизации. В его конструкции нет заученных ходов. Он — словно застывшее в металле вдохновение. Видимо, поэтому Галлвинг до сих пор и является одним из самых харизматичных и желанных автомобилей всех времён и народов.

Технические характеристики

Модель Mercedes-Benz 300 SL
Кузов
Число дверей/мест 2/2
Длина, мм 4520
Ширина, мм 1790
Высота, мм 1300
Колёсная база, мм 2400
Колея передняя/задняя, мм 1385/1435
Снаряжённая масса, кг 1295
Полная масса, кг 1555
Объём багажника, л нет данных
Двигатель
Тип бензиновый
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд
Число клапанов 12
Рабочий объём, см 3 2996
Макс. мощность, л.с./об/мин 215/5800
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 280/4600
Трансмиссия
Коробка передач механическая, четырёхступенчатая
Привод задний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвеска независимая, пружинная, на качающихся рычагах
Передние тормоза барабанные
Задние тормоза барабанные
Дорожный просвет, мм нет данных
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 247
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с нет данных
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл нет данных
— загородный цикл нет данных
— смешанный цикл нет данных
Норма токсичности нет данных
Ёмкость топливного бака, л 130
Топливо нет данных

Техника

Чтобы поместить рослый двигатель под низким капотом, его пришлось наклонить влево на 50 градусов. Проблема со смазкой была решена по гоночным технологиям с применением сухого картера и отдельного бака для масла.

Купе 300 SL стало первой в мире серийной машиной с четырёхтактным мотором, оснащённым непосредственным впрыском топлива. Опыты с непосредственным впрыском проводились и ранее, но ограничивались малолитражными моделями вроде Gutbrod Superior, имевшими крохотные двухтактные движки.

Так выглядело знаменитое трубчатое шасси «трёхсотого». Почти вся силовая структура варилась из труб диаметром 2,5 см. Более толстыми были только те элементы, к которым крепились детали подвески. Общая масса рамы составляла мизерные 50 кг.

За кадром

Поездка на любой, ну или на почти любой, современной машине способна улетучиться из памяти спустя всего несколько недель, но те два дня за рулём 300 SL я буду помнить всю жизнь. Так же, как и книги, посвящённые истории этой модели, не исчезнут с моей полки ещё очень долгое время. Есть автомобили, интерес к которым остаётся навсегда.

Читайте также: