Философское учение которое в эпоху возрождения стало фундаментом педагогической мысли

Обновлено: 22.04.2024

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли мыслители-просветители Витторино
да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелло и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

Успех деятельности «школы радости» объяснялся не только личным достоинством и высочайшей эрудированностью В. да Фельтре, но, главным образом, реализацией им гуманистических идей. Эта школа явилась прообразом классической гимназии последующих столетий.

Голландский гуманист Эразм Роттердамский (1467-1536) связывал изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья прежде всего с воспитанием. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» писал о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип активности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Он одним из первых заговорил о народном образовании, считал труд критерием нравственности. В памфлете «Похвала глупости» он дал критику палочной дисциплины, бессмысленной зубрежки и грубости учителей средневековой школы. основными задачами нравственного воспитания он признавал воспитание благочестия, чувства долга, развитие у детей интереса к знаниям.

В государстве Утопия (фантастическом острове), все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. От обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Воспитание и образование являются задачами государства. Государственные школы должны развить у учеников духовные силы, предоставлять возможности заниматься науками, искусствами, соединить обучение и труд, суть идеи организации трудового воспитания - в школе должны готовить детей к земледелию; то есть эта теория, которую необходимо закрепить на практике.

В этом государстве обучение будущих граждан является всеобщим и обязательным, здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Дифференциация обучения - по способностям. Основа обучения - классическая литература.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т.д.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Подробно говорил о женском воспитании: женщины имеют такие же права, что и мужчины, способности не отличаются. Доказал, что женщина может быть и хорошей хозяйкой, и ученым (на примере своей дочери, которая сделала несколько астрономических открытий и воспитывала детей).

Испанский философ, психолог и педагог Хуан Луис Вивес (1492-1540) в психологическом трактате «О душе и жизни» подробно разработал вопрос о памяти и ассоциациях, написал ряд методических сочинений в духе гуманистических идей. Он полагал, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учета психофизических закономерностей роста ребенка. Ему первому принадлежит обоснование принципа природосообразности, в дальнейшем подробно разработанного Я.А. Коменским. Будучи воспитателем дочери английского короля, он написал сочинение о воспитании девушек.

Французский ученый-гуманист, писатель Франсуа Рабле (1494-1553) написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого - духовное и телесное развитие личности, с разумным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления и творчества.

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе, догматическое изучение религиозных текстов. Писал, что отказ от физических и умственных нагрузок, порождает лень, болезни и скуку. В содержание образования включал классические науки (языки, геометрию, арифметику, астрономию). Считал, что все знания можно взять из книг.

Герой романа Гаргантюа сначала учится у глупого, не проявляющего в своем деле усердия учителя - в результате ученик стал только глупее. Затем Рабле раскрывает устремления воспитателя Понократа, который заботится о том, чтобы сделать из Гаргантюа физически сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение дает пищу для поучительных бесед. Гаргантюа осваивает науки в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает; поднимает тяжести. С воспитанником ведутся беседы, которые помогают ему узнать подлинную жизнь. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо. В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на лоне природы. Заботы знающего, заинтересованного в результате своего дела учителя, сделали ученика образованным, умным, трудолюбивым человеком и искусным воином. И для сына Гаргантюа Пантагрюзля, мудрый учитель помог открыть силу знания. Пантагрюэль стал знаменитым ученым, а полученный опыт привел его к истинности знания, которое учит только добру; «как только человек станет добр, мудр и справедлив», он найдет то, что ему нужно в жизни. «Счастлив тот, кш делает людям добро», заключает Рабле.

Таким образом, Рабле утверждал ведущими идеалами в образовании и воспитании - мудрость и мастерство учителя, творение добра.

Ф. Рабле оказал влияние на М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Французский мыслитель Мишeль Монтень(1553-1592) в сочинении «Опыты», скептически оценивая религиозное учение о божественном провидении и выражая уверенность в неисчерпаемых возможностях человека, представил концепцию человека нового времени - глубоко образованного и критически мыслящего, основу знаний которого составляет опыт.

Критикуя педантизм и формализм схоластического образования, он противопоставил ему развитие самостоятельного мышления, самодеятельности и активности детей.

Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой.

Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а не внушать готовые истины/ Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Монтень определил высокую роль физического воспитания, но только в связи с умственным - необходимо воспитывать все вместе. Педагогические идеи М. Монтеня предвосхитили многие идеи, получившие развитие у просветителей XVIII в.

«Город Солнца» - это государство, которое подобно Утопии построено на принципах общественной собственности, обязательного и всеобщего труда и предоставления возможности всем гражданам заниматься науками и искусствами. Кампанелла более полно; чем Мор, излагал систему воспитания детей в совершенном обществе.

С 2-х пет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей.

С 3-летиего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и стены городские. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей. С 8 лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С 12 лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Томмазо Кампанелла подробно рассматривал вопросы трудового воспитания детей, подростков, юношей, точно обозначал содержание труда на каждой возрастной ступени, высказывал мысль о соединении труда с обучением, а обучения с играми и гимнастическими упражнениями. Склонности и способности детей, полагал он, принимаются во внимание при дальнейшем их включении в общественное производство.

Лекция 17. Школа и дошкольное воспитание
в Новое время

Основные лекционные вопросы:

17.1. Характеристика тенденций развития образования в Новое время.

Родиной эпохи Возрождения является Италия. В Италии по сравнению с ранним Средневековьем у человека пробудилась вера в себя, стремление знать себя. Предпосылкой к формулированию нового понимания человека стало творчество Данте (1264 – 1321), Франческо Петрарки (1304 – 1374) и др., в котором раскрывается неповторимость человека, его внутреннее богатство.

Воспитание и образование для Возрождения имели жизненно важное значение. Гуманисты понимали, что новые идеалы войдут в жизнь с молодым поколением, воспитанным в духе этих идеалов. Поэтому вопросы воспитания и образования подрастающего поколения становятся предметом пристального внимания педагогов-гуманистов. В философско-педагогических сочинениях виднейших гуманистов формулируется цель воспитания, выделяются условия, требования, способствующие развитию гармоничной, всесторонней личности человека. Особый акцент делается на интеллектуальные, нравственные, эстетические элементы воспитания. Признание получает потребность и ценность физического воспитания подрастающего поколения. Господствующее в средние века аскетическое истощение тела может дать, по выражению Ф. Рабле, только «бесцветную, плохую и худую мысль». Поэтому гуманисты старались возродить забытое в средние века правило античной педагогики: «Здоровый дух в здоровом теле».

Сформулированные педагогами-гуманистами идеи отражались в педагогической действительности, преображая ее. Возникают новые учебные заведения, пропитанные исключительно идеями гуманизма. Пересматриваются содержание, формы, методы обучения, пишутся новые учебники и учебные пособия. Схоластическое образование уступает место грамматически- риторическому (классическому), суровая дисциплина средневековья сменяется на более мягкую и гуманную. Наступает понимание, что угрозами, розгой и наказаниями нельзя пробудить познавательную активность обучаемых. Все настойчивее звучит мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка.

Философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения наиболее ярко представлена итальянскими, немецкими и французскими учеными-гуманистами. Несомненно, их сочинения несли на себе отпечаток своеобразия развития стран, представителями которых они являлись. Так философско-педагогические труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией. Ценность образования и воспитания в их ориентации на общечеловеческие идеалы. У немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции. Идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский «аристократический» гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимость свободного и индивидуального воспитания, развитие женского образования, важность включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино де Фельтре (1378 – 1446), получивший славу «первого школьного учителя новейшего типа». Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. Фельтре получил приглашение в г. Мантуе быть воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа В.де Фельтре, которой он отдал всю свою жизнь Для школы был предоставлен один из прекраснейших дворцов, носивший название Casa giocosa (Дом счастья). Под этим названием школа и вошла в историю. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Неизменно следуя гуманистическим идеям в образовании, Витторино ядром содержания обучения делает классические языки и литературу, которые должны усваиваться в процессе самостоятельного творчества. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания природы, вещей, явлений. Большое значение в школе придавалось играм, физическому воспитанию. Витторино стремился выявлять индивидуальные особенности детей, способные бедные дети в его школе учились бесплатно. Он выступал против физических наказаний, очень ценил пример в воспитании.

Франсуа Рабле (1483- 1553) – исключительно неординарная личность современной ему эпохи: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией и попами. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущение своих грехов и прощение отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий сатирик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних (4-й и 5-й) частях его знаменитого романа сквозит глубокое разочарование; писатель… с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры – бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий – Рабле» (Е.Н. Медынский).

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем бессмертном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором резко осуждает средневековую школу и воспитание за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения. Свои идеалы нового воспитания и обучения автор выражает, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Молодой юноша изучает языки: греческий, латинский, еврейский, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». В содержание его обучения также входила: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, география и другие дисциплины. «Не должно быть какого-либо значительного события, – говорит Рабле, – о котором молодой человек не имел бы никакого понятия». Основной путь овладения знанием – непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Как видно, Ф. Рабле провозглашает широко понимаемый принцип наглядности в обучении, полную связь содержания обучения и воспитания с жизнью.

Ф. Рабле развивает идею индивидуального воспитания: воспитание ведется не в школе, а путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником. Особенное значение Рабле придает физическому воспитанию. Гаргантюа «метал копье, брус, камень, дротик, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень… Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунувши руку… он лазал, как кошка, по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Нельзя не увидеть этого богатства идей, высказанных Ф. Рабле в знаменитом романе.

5.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний».

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в «школе братьев» в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей».

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле».

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий. Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были развиты в теориях М. Монтеня, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний».

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в «школе братьев» в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей».

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле».

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий. Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были развиты в теориях М. Монтеня, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.


В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, гуманисты, всеобщее обучение, взаимопонимание.

The paper will discuss the basics of pedagogical thought of the Renaissance, the characteristics of this phenomenon, the main representatives and the contribution to the development of pedagogical thought. Influence of the concept of humanism of the Renaissance on modern pedagogy.

Keywords: education, humanists, universal education, mutual understanding.

В наши дни остро встаёт вопрос о необходимости педагогической корректировки личностных идеалов, в связи с этим мы хотим обратиться к истории эпохи что Возрождения — в то время, когда педагогическая мысль была тесно связана с развитием науки, искусства и литературы. Актуальность указанной выше проблемы заключается в том, что эпоха Возрождения — это рубеж средневековья и нового времени, некий переломный момент, характеризующиеся появлением чего-то нового.

История эпохи Возрождения начинается в XIV в. и заканчивается вначале XVII в. Данная эпоха представляет собой этап со многими культурными преобразованиями, к примеру, широкое распространение архитектуры и изобразительного искусства. Но также происходит реализация педагогической идеи гуманизма. Педагоги того времени выступали за то, чтобы в школах активно изучались: математика, механика, география и естествознание.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек награжден божественным разумом, способен действовать независимо, без опеки церкви.

Для детей знатного происхождения педагоги требовали полного эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения классических памятников литературы. Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины, пытались пробудить интерес к изучаемому предмету.

В период эпохи Возрождения педагоги выдвигали множество идей и концепций. Они использовали разные методы в образовании, к примеру, беседа или игра, то есть то, что не было характерно для обучения до XIV в., и вследствие этого развились новые основные взгляды людей на обучение детей в школах.

Так, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил всеобщее обучение. Он рассматривал воспитание, как предпосылку справедливых и гуманных отношений между взрослым и ребёнком, выделяя определённые принципы обучения, первым из которых был принцип сознательности и активности. Данный принцип включал в себя глубокое осознанное усвоение знаний, то есть ребёнок сам «впитывал» нужную ему информацию и с помощью интересной творческой деятельности познавал её.

Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении.

Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно.

И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений.

Выдающийся итальянский педагог Витторино да Фельтре открыл школу, наименованную «Дом радости». Так он пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие в учёбе. В данной школе совершались частые чередования деятельности: первоначально дети занимались интеллектуальным развитием, затем практиковали физические упражнения. Обучение основывалось на наглядных пособиях и практических работах. Витторино да Фельтре стремился заинтересовать детей в обучении с учётом их индивидуальных особенностей. Он в первый раз начал использовать в школе игры, как метод обучения, тем самым его школа сыграла большую роль в развитии гуманистических идей и воспитания.

Нидерланды в эпоху Возрождения имели большую значимость в развитии культуры не только благодаря созданию таких жанров живописи, как натюрморт и пейзаж, но и благодаря развитию гуманистических идей, имея тесную связь с Италией. Крупнейшим представителем культуры того времени стал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, произведения которого имели большую популярность, а вклад в развитие педагогики оказался также столь значимым, как и вклад в развитие литературы.

У Эразма Роттердамского имелись свои собственные основные идеи по отношению к взрослым и детям и к их обучению. Для начала он считал, что людьми не рождаются, но делаются путём воспитания. Роттердамский пытался донести до общества, что благодаря воспитанию человек создаёт в себе личность, имеющую гуманные характерные черты.

Также он говорил, что человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Речь идёт о том, что у человека всегда есть и должен быть выбор. Он способен нести ответственность за свои поступки, будь то наказание или поощрение.

Роттердамский выступал против всякого насилия и всегда ставил защиту ребёнка превыше всего, указывая на то, что детей надо правильно воспитывать с самого рождения, и лучше, если это делают родители. Но если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя.

Эразм Роттердамский всегда ставил в приоритет здоровый образ жизни и постоянные занятия физическими нагрузками, чтобы люди поддерживали своё здоровье.

Педагог всегда говорил о том, что ребёнок имеет право на правильное воспитание, а также то, что к внутреннему миру ребёнка нельзя относиться жестоко. Указывал, что образование детей должно строиться на взаимном понимании и уважении.

Таким образом, в эпоху Возрождения открываются университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины, развивается искусство. Данная эпоха ознаменовалась появлением ярких мыслителей и педагогов-гуманистов, что повлияло на развитие образования в целом. Педагогические идеи эпохи Возрождения непосредственно сыграли большую роль в современном образовании. Практически все нынешние учреждения пользуются идеями и методиками обучения педагогов эпохи Возрождения.

Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, всеобщее обучение, обучение, ребенок, школа.

Читайте также: