Мемориальная доска на доме высоцкого

Обновлено: 13.05.2024

Сегодня решила рассказать вам, что знаю о доме Высоцкого.

Давно собиралась, да что-то всё забывала. А тут прогуливались с подругой в "Грузинах" (исторический район Москвы, бывшая Грузинская слобода), услышали звон колокола Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и решили подойти к храму поближе, ведь как никак это самый большой католический собор в России.

Тут-то я и вспомнила про дом Высоцкого. Ведь жил он последние годы как раз напротив этого храма. С 1975 года и до самой смерти в 1980 году.

На торцевой стене дома есть памятная доска

Адрес: - г. Москва, улица Малая Грузинская, дом 28.

Дом этот кооперативный, от Союза художников-графиков Москвы, то есть простые люди в нём практически не жили. Высоцкому квартира досталась по квоте от государства.

Но радость была не абсолютной. Как я уже говорила, дом напротив католического собора, а окна квартиры Высоцкого выходят на собор.

Так вот. Это сейчас собор поражает своей красотой, а в то время это были практически руины храма.

Вот кадр из фильма Э. Рязанова "Четыре встречи с Высоцким"

Мать Высоцкого Нина Максимовна рассказывала, что сыну не нравился этот вид, и что он несколько раз переставлял мебель, отодвигая подальше от окна и свой рабочий стол и кровать.

Если найти в сети фото, то они только подтверждают её слова.

Стол Высоцкого стоял "лицом к стене" и "спиной к окну".

Собор отреставрировали только в 1998 году.

То есть Нина Максимовна , которая после смерти сына поселилась в его квартире, последние 5 лет уже могла любоваться видом из окна.

Кстати, она запрещала что-либо менять в квартире. И до самой её смерти в 2003 году там даже ремонт не делали. Всё оставалось таким, каким было ПРИ НЁМ .

А как же было при нём? Вот одна из фотографий. Тот же диван, тот же стол, та же лампа.

Существует ещё музейный макет интерьера квартиры Высоцкого, созданный по фотографиям.

Вот так же комната.

А вот макет квартиры полностью.

После смерти матери Высоцкого квартира на Малой Грузинской перешла в собственность его сыну Никите Высоцкому, который основал Государственный культурный Центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке», а мебель и вещи отца вывез туда.

Адрес: г. Москва, улица Высоцкого, дом 3, стр.1

Там можно во всех деталях изучить Кабинет Владимира Высоцкого,

который представляет собой небольшую комнату с самодельными книжными полками, шкафом, старинным столом красного дерева, стулом, двумя креслами и кроватью-тахтой.

Антикварный стол со стулом XIX века

Тахта, на которой умер поэт

То есть Никита Высоцкий практически воссоздал в музее мемориальный кабинет отца, где и пребывают на сегодняшний момент в сохранности все личные вещи из квартиры № 30 на Малой Грузинской, 28

Сама же квартира какое-то время пустовала, а потом после ремонта сдавалась в аренду. Говорят, аренда была высокой. Чуть ли не 125 тысяч в месяц. Хотя к тому времени в квартире кроме стен и вида из окна не было ничего, что напоминало бы о поэте.

Ну, а сейчас ходят слухи, что Никита Высоцкий живет в этой квартире сам с женой и детьми. Почему бы и нет?

Тем более, что вид из окна теперь просто шикарный. Наверное, примерно такой.


На фасаде — барельеф, посвященный барду: его поющий профиль внутри разбитого колокола. Рядом — плети девичьего винограда.



Ниже к стене прикреплена еще одна памятная мемориальная доска, на которой выбито: «От благодарных людей Камчатки - Володе. Камчатский кедровый стланик из Усть-Хайрюзово. Варлам Шаламов. Рассказ. Странник. Спасибо, что ты был и есть».



Дом индивидуального проекта на Малой Грузинской во все времена считался престижным: расположен в тихом центре, на Красной Пресне. Через дорогу — красивый готический собор. Квартиры улучшенной планировки.


Мемориальная табличка на доме, в котором в 1975-1980 годах жил актёр и музыкант - Владимир Семёнович Высоцкий. Памятная табличка была открыта 25 января 1988 года. Адрес: Москва, Малая Грузинская улица, дом 28. Скульптор: Александр Рукавишников.

- Здесь был кооператив Союза художников-графиков Москвы. В нем выделяли квоты для артистической элиты, - рассказывает Овсеп Манасарьян, который работал в 50-е и 60-е годы переводчиком Фиделя и Рауля Кастро. - У меня квартира располагалась прямо над апартаментами Владимира Высоцкого и Марины Влади.

Наши «трешки» размером 105 квадратных метров стоили 12 тысяч рублей. По тем временам — огромные деньги. Новая «Волга» стоила 9 тысяч. Мне с трудом на троих удалось пробить трехкомнатную квартиру. Это решение принималось на комиссии в райисполкоме.

Насколько я знаю, за разрешением приобрести просторное жилье на Пресне, Марина Влади лично обратилась к Леониду Ильичу Брежневу. Также у нас была возможность приобрести место в гараже, который располагался в кирпичной пристройке к дому. Стоило оно 1800 рублей. У Володи Высоцкого там стоял «Мерседес», диковинная по советским меркам машина. В нашем доме купил квартиру также Никита Сергеевич Михалков. Потом, правда, он уехал жить на Патриаршие пруды. А вот режиссер Александр Митта живет до сих пор.

- Мы с ним были ровесниками. Иной раз он поднимался ко мне в халате с различными просьбами. Но шумным соседом я назвать его не могу, - вспоминает Манасарьян. - Когда Владимир Высоцкий был трезвым, он был очень доброжелательным, не позволял себе никакого панибратства. Многие судили о нем по его песням. Он казался «своим в доску парнем», очень простым и понятным. Но в жизни держал дистанцию. У него были свои принципы.

Помню, мы всем домом протестовали против застройки рядом с нашим зданием, подошли к нему за подписью, он сказал, как отрезал: «Я «коллективки» не подписываю».

Существует расхожее мнение, что Владимир Высоцкий квартиру на Малой Грузинской недолюбливал. В подтверждение этого поклонники поэта любят цитировать его строки: «Я все отдам, берите без доплаты трехкомнатную камеру мою». Но вполне возможно, что то время просто совпало с жизненным периодом, когда Владимиру Высоцкому часто нездоровилось, было физически тяжело.

Овсеп хорошо запомнил ночь, когда умер Высоцкий.

- Я в 1980 году работал в Америке, летом, перед Олимпиадой, приехал домой. В ночь на 25 июля из квартиры Высоцкого доносились страшные крики. Потом глянул вниз — во дворе стоит «скорая», машины милиции. Медики тогда говорили, что Владимир Высоцкий умер от острой сердечной недостаточности.

После похорон в тридцатой квартире жила мама Владимира Высоцкого, Нина Максимовна.

- Она хотела, чтобы в квартире все осталось так, как было при жизни Владимира. Не разрешала даже переставлять мебель, не говоря уже о замене коммуникаций, которые к тому времени уже износились. В 2003 году Нина Максимовна умерла. Квартира по наследству досталась младшему сыну Высоцкого — Никите, - продолжает Манасарьян. - У нас в доме стали поговаривать, что в квартире могут сделать музей. Жильцы были категорически против этого. Мы опасались, что в подъезде будут собираться не вполне трезвые граждане, играть до утра на гитарах. К тому же, согласно законодательству, в жилом многоэтажном доме, нельзя делать музей. Для этого необходимо, если не отдельно стоящее здание, то отдельный вход. Разговорами все и закончилось.

В 2012 году, по рассказам соседей, из квартиры Владимира Высоцкого была вывезена вся мебель. Кто-то, не разобравшись, вменил наследнику в вину, что он отправил всю обстановку на свалку. Но паника быстро улеглась. Выяснилось, что мебель была переправлена в Государственный культурный Центр-музей «Дом Высоцкого на Таганке». В том числе и антикварный стол со стулом XIX века, который в свое время были куплен на распродаже обстановки из квартиры художественного руководителя Камерного театра Александра Таирова. А также узкая тахта, на которой умер поэт. Никита Высоцкий воссоздал в музее мемориальный кабинет отца. Родственники сохранили все раритеты. А знаменитая квартира после ремонта несколько лет сдавалась внаем. По некоторым данным, квартиранты платили собственнику за аренду 125 тысяч в месяц.

- Сейчас в квартире живет сам Никита Высоцкий, с молодой женой и ребенком, - говорят соседи.

Консьержку, что некогда стояла грудью и не пускала в фойе подвыпивших балтийских моряков и старателей с Колымы, сменила женщина восточных кровей. Про Высоцкого, она, похоже, вообще, мало что знает. Когда начинаю читать: «Я не люблю уверенности сытой. Уж лучше пусть откажут тормоза…», она только непонимающе, таращит глаза.
Светлана Самоделова

О Москве Высоцкого рассказывают хранители Государственного культурного центра — музея «Дом Высоцкого на Таганке» Марина Кууск, Елена Девяткина и Елена Илютина.

Больница МОНИКИ (улица Щепкина, дом 61/2)

Здесь Высоцкий родился в 1938 году

Улица Щепкина до 1962 года называлась 3-й Мещанской. Здесь, в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы, 25 января 1938 года в 09:40 у Семена Владимировича и Нины Максимовны Высоцких родился сын Володя. Семья жила по соседству с роддомом, в коммуналке на 1-й Мещанской, о которой поэт написал в «Балладе о детстве» («Но родился и жил я, и выжил, Дом на первой Мещанской в конце»).

Сейчас в бывшем здании роддома располагается Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ). О месте рождения поэта напоминает мемориальная доска.

Дом отца (Большой Каретный переулок, дом 15)

Здесь жил с 1949 по 1955 год

Родители Высоцкого развелись в 1947 году. Его отец со второй женой Евгенией Степановной обосновался в Большом Каретном переулке, год спустя к ним переехал Владимир. Здесь он пошел в пятый класс школы № 186. В этот период Высоцкий делает первые шаги на актерском поприще — с 1953 года он посещает драмкружок в Доме учителя.

Большой Каретный переулок Высоцкий увековечил в одноименной песне («— Где твои семнадцать лет? — На Большом Каретном»). Именно на этом доме появилась первая в СССР мемориальная доска памяти поэта, которую создал архитектор Роберт Гаспарян.

Московский инженерно-строительный институт (Спартаковская улица, дом 2, корпус 1)

Здесь учился в 1955 году

Отец Высоцкого, полковник-связист, настаивал на том, чтобы сын получил хорошее техническое образование. В Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) Владимир пошел за компанию с другом детства Игорем Кохановским. Проучился он там лишь один семестр — решение о том, что продолжать учебу не стоит, созрело накануне 1956 года и позднее обросло художественными подробностями. Рассказывают, что в тот момент друзья корпели над обязательными чертежами. Высоцкому этот процесс давался с трудом, и в какой-то момент он просто залил свой ватман чернилами (по другой версии — кофе), объявив Кохановскому, что видит себя только актером и больше учиться в МИСИ не будет.

Кстати, Кохановский инженерно-строительный институт окончил, но все равно стал потом известным поэтом-песенником. Высоцкий исполнял несколько его песен на концертах и посвятил другу несколько своих, в том числе «Мой друг уехал в Магадан».

Владимиру Высоцкому главу своей книги «Одна отдельно счастливая жизнь», которая в феврале выйдет в «Редакции Елены Шубиной», посвятил художник Виталий Вольф. Он жил с ВВ в одном доме, том самом — на Малой Грузинской. О том, что там происходило с Высоцким на глазах Вольфа, и пойдет речь в публикуемом нами отрывке.

Выходит книга «Одна отдельно счастливая жизнь» художника Виталия Вольфа

фото: Валерий Плотников

Когда наконец после десяти лет долгого строительства был сдан для заселения дом №28 по Малой Грузинской ЖСК «Художник-график», когда были наконец разыграны номера квартир, стало ясно, что жить здесь будет не скучно. Владимир Высоцкий, Никита Михалков, «пан профессор» Борис Рунге, художник Дмитрий Бисти — все это был наш первый подъезд, чему мы были очень рады. Из окон — зеленый двор, сирень, каштаны. У нас с Таней был тогда прелестный веселый щенок дратхаар Кеша. Каждое утро я выводил его гулять во двор, а Марина Влади — в платочке, с большой корзинкой, в больших темных очках — спускалась из подъезда по ступенькам и шла на Тишинский рынок. И каждый раз она останавливалась, чтобы поиграть с нашим Кешей. Он радостно прыгал, лизал руки, всячески давая понять, какой он преданный поклонник ее таланта. А Володю я впервые увидел в холле у лифта, и первое, что меня поразило, — его нетерпеливость. Он жал и жал на кнопку лифта, хотя от этого лифт быстрее не спускался. Он всегда как бы торопился куда-то, берег время. Я видел его и веселым, и удрученным, но всегда был он вежлив и дружелюбен. Мы сталкивались очень часто: в подъезде, во дворе, — но всегда он был так тороплив, деловит, что у меня не хватало смелости попросить его часок попозировать для портрета. Тем не менее Володя ни разу не отказал, когда я его просил (для своих друзей) подписать пластинку или дать автограф. Особенно был внимателен, когда приезжал кто-то издалека — из Иркутска, Омска или Вильнюса, спрашивал имя и писал, кому именно адресует.

За те несколько лет, что мы были соседями, у меня сложилось впечатление, что, несмотря на внешнюю строгость, Высоцкий был очень впечатлительным и отзывчивым человеком. Об этом говорят и его песни, его способность отождествлять себя с самыми разными персонажами. Я никогда не стремился как-то набиваться ему в друзья — слишком много народу вокруг него толпилось.

Но один эпизод, случившийся в самом начале жизни в этом доме, запомнился. Героем этого случая был все тот же наш щенок Кеша. Когда он подрос до года, он очень любил носиться, как всякий охотничий пес. А мне было жалко держать его все время на поводке. И я отпускал его побегать по двору свободно. Он всегда возвращался на зов, правда, иногда не сразу. И вот как-то вечером, около двенадцати ночи, мы вышли погулять и из-за чего-то поссорились. Он обиделся и убежал. Я битый час искал его по окрестным дворам и закоулкам и, вконец устав, сидел на ступеньках подъезда и ждал, что он сам вернется. Но время шло, а Кеши не было. Я стоял и вглядывался в темноту. В это время во двор въезжает машина, и из нее выходит Володя Высоцкий в замшевой куртке. Спрашивает меня: «Кешу ищешь? Ну ищи, ищи!» — «Да, такое несчастье, потерял Кешу». — «А что мне будет, если я найду?» — «Володя, да что вы?» — «Ну, смотри, с тебя пол-литра!» — и с этими словами он распахивает широким жестом заднюю дверь, и оттуда с лаем выскакивает мой пес! «Потрясающе! Спасибо! Откуда же он взялся?» — «В Волковом переулке стоял, по сторонам глядел. Смотрю, что-то знакомое, порода-то редкая! И на ошейнике «дом 28». — «Ну, Володя, по гроб жизни вам обязан». — «Ладно-ладно, но все-таки больше не отпускай».

И как в воду глядел. Через полгода нас уговорили отдать его в школу охотничьих собак на обучение, «а то порода пропадет!». Отдали — и Кеша пропал.

Но вот наступил роковой 1980 год. В это время администратором у Высоцкого работал муж Таниной подруги, Виктор. Он был преданным поклонником Володи. Но, конечно, любил и деньги. В то лето всю их группу арестовали в Ижевске на гастролях за какие-то копеечные огрехи в продаже билетов. Жена Виктора, Катя, переводчица, интеллигентная девушка, умоляла Таню поговорить с Высоцким о помощи. Но Владимир Семенович исчез, и в итоге говорить с ним пришлось мне. Конечно, это была очень рискованная затея, ведь мы не знали всего.

Как-то вдруг я в окно увидел Высоцкого у машины, во дворе. Бегом спустился вниз и без подготовки бухнул: «Владимир Семенович, извините, на две минуты! Катя в истерике, плачет, умоляет вас — не могли бы вы что-то сделать для Виктора?» Высоцкий помрачнел, задумался, бросил протирать свой «Мерседес» и очень серьезно сказал: «Ты знаешь, я ведь сам сидел у них в отделении всю ночь. Я ведь вышел под весь свой гонорар. Я ведь для них никто! Никто! Полное говно! Мы все для них — никто! Что же я могу сделать, с кем говорить, кто слушать меня будет? Скажи Кате, что я болен, что ты меня не видел! Ну не знаю, что сказать! Я в денежные дела не вникал, но ребят очень жалко!»

Я сказал, что все понял, что попробую Катю успокоить! Но оказалось все гораздо хуже, чем ожидали: Виктору дали 5 лет, главному администратору — 8. Виктор отсидел всё сполна, когда Высоцкого уже не было. Все лето Володя был очень нервный, выглядел плохо. Он отпустил волосы до плеч, снимался тогда в «Маленьких трагедиях». Однажды у лифта я увидел его в гриме Дон Жуана и не узнал в первую минуту. Говорю: «Володя, это вы?!» — а он: «Это не я, а Швейцер. У него там все какая-то театральщина».

Через некоторое время утром я выхожу на площадку нашего третьего этажа и буквально сталкиваюсь с Володей! Даже в полумраке коридора было видно, как он бледен, какие темные круги под глазами. Я очень осторожно, чтобы не напугать, спрашиваю: «Володя, как у вас с сердцем? Не болит? Как чувствуете себя?»

Высоцкий не обиделся, не послал меня, а просто сказал: «Что с сердцем? Да ничего». Приложил левую руку к сердцу, правой постучал по ней. Повторил как-то неуверенно: «Вроде ничего! Скажи лучше, у тебя нет ли бутылки водки взаймы?» Я как раз в магазин шел. Через 20 минут поднялся к нему на этаж, захожу с этой бутылкой на кухню — он уже сидит и пьет. Бутылка полупустая. Сказал: «Спасибо, я уж у Верочки взял. Оставляй, пригодится — вот деньги». — «Да что вы, Владимир Семенович, не надо, прислушивайтесь к сердцу!»

Я вышел, не зная, что видел его в последний раз.

Той же ночью, в 4 часа утра, в нашу дверь постучала соседка, врач поликлиники МИДа, вся в слезах: «Ребята, какой ужас — Володя Высоцкий умер. Меня вызвали, но поздно уже. Там и «скорая», и «реанимация». Видимо, сердечная недостаточность».

В Адлере в 9 часов утра на большом городском пляже из всех транзисторов и магнитофонов во всю мощь тогдашней техники хрипел со всех сторон голос Высоцкого. Песни были, конечно, разные, но все мешалось в некий многоголосый рев, сливавшийся с шумом волн, как будто Володя не умер, а растворился в штормовом море.

Место встречи изменить нельзя: гид по московским адресам Владимира Высоцкого

25 января исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Рассказываем о местах, связанных с биографией поэта, музыканта и актера.

О Москве Высоцкого рассказывают хранители Государственного культурного центра — музея «Дом Высоцкого на Таганке» Марина Кууск, Елена Девяткина и Елена Илютина.

Больница МОНИКИ (улица Щепкина, дом 61/2)

Здесь Высоцкий родился в 1938 году

Улица Щепкина до 1962 года называлась 3-й Мещанской. Здесь, в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы, 25 января 1938 года в 09:40 у Семена Владимировича и Нины Максимовны Высоцких родился сын Володя. Семья жила по соседству с роддомом, в коммуналке на 1-й Мещанской, о которой поэт написал в «Балладе о детстве» («Но родился и жил я, и выжил, Дом на первой Мещанской в конце»).

Сейчас в бывшем здании роддома располагается Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского (МОНИКИ). О месте рождения поэта напоминает мемориальная доска.




Дом отца (Большой Каретный переулок, дом 15)

Здесь жил с 1949 по 1955 год

Родители Высоцкого развелись в 1947 году. Его отец со второй женой Евгенией Степановной обосновался в Большом Каретном переулке, год спустя к ним переехал Владимир. Здесь он пошел в пятый класс школы № 186. В этот период Высоцкий делает первые шаги на актерском поприще — с 1953 года он посещает драмкружок в Доме учителя.

Большой Каретный переулок Высоцкий увековечил в одноименной песне («— Где твои семнадцать лет? — На Большом Каретном»). Именно на этом доме появилась первая в СССР мемориальная доска памяти поэта, которую создал архитектор Роберт Гаспарян.




Московский инженерно-строительный институт (Спартаковская улица, дом 2, корпус 1)

Здесь учился в 1955 году

Отец Высоцкого, полковник-связист, настаивал на том, чтобы сын получил хорошее техническое образование. В Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) Владимир пошел за компанию с другом детства Игорем Кохановским. Проучился он там лишь один семестр — решение о том, что продолжать учебу не стоит, созрело накануне 1956 года и позднее обросло художественными подробностями. Рассказывают, что в тот момент друзья корпели над обязательными чертежами. Высоцкому этот процесс давался с трудом, и в какой-то момент он просто залил свой ватман чернилами (по другой версии — кофе), объявив Кохановскому, что видит себя только актером и больше учиться в МИСИ не будет.

Кстати, Кохановский инженерно-строительный институт окончил, но все равно стал потом известным поэтом-песенником. Высоцкий исполнял несколько его песен на концертах и посвятил другу несколько своих, в том числе «Мой друг уехал в Магадан».

Театр имени Пушкина (Тверской бульвар, дом 23)

Здесь работал с перерывами с 1960 по 1964 год

Первый театр, на сцене которого появился начинающий актер Владимир Высоцкий, — Театр имени А.С. Пушкина. Формально он провел здесь четыре года, но отношения с главным режиссером Борисом Равенских не сложились. Худрук сам пригласил его в театр, маня большими ролями, но свои обещания так и не выполнил: роли Высоцкого в Театре Пушкина были незначительными, некоторые из них — без слов.

Пожалуй, одним из немногих светлых моментов этого периода стало его знакомство с Фаиной Раневской, впоследствии переросшее в большую дружбу.




Дом матери (улица Шверника, дом 11)

Здесь жил с 1963 по 1975 год

Мама Высоцкого Нина Максимовна получила двухкомнатную квартиру в Черемушках. Она переехала на улицу Телевидения (так называлась улица Шверника до 1970 года) с 1-й Мещанской. Здесь с перерывами жил и Владимир. В этой квартире у него и его второй жены Людмилы Абрамовой родились сыновья Аркадий и Никита.

Весь этот квартал изначально был застроен экспериментальными домами. Высоцкий жаловался на отличную слышимость: в одной комнате спали дети, в другой — мама, а он пытался сочинять песни, шелестя на гитаре, чтобы никому не мешать.

Дом Высоцкого снесли в 1998 году, местные жители выступали с инициативой переименования улицы Шверника в улицу Владимира Высоцкого, но ее не поддержали.

Актер театра и кино, автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий. Автор Ю. Королев. Конец 1970-х годов. Главархив

Театр на Таганке (улица Земляной Вал, дом 76/21)

Здесь работал с 1964 года

При жизни Высоцкого улица, на которой находится театр, носила имя летчика Валерия Чкалова.

На прослушивании Владимир покорил Юрия Любимова, только что возглавившего непопулярный на тот момент Театр драмы и комедии, впоследствии ставший легендарным Театром на Таганке, не только актерской игрой, но и исполнением своих песен.

Любопытно, что песня Высоцкого «Тот, который с нею был» прозвучала в стенах театра еще до его прихода. Ее исполнил актер Алексей Эйбоженко в спектакле «Микрорайон» Петра Фоменко. Песню посчитали народной и авторство не указали.

Вся актерская карьера Владимира Высоцкого связана с Театром на Таганке, а одну из главных и любимых ролей, роль Гамлета, он сохранил за собой, даже покинув труппу. В последний раз он сыграл ее за несколько дней до смерти в июле 1980 года.

Здесь же в 1967 году, после спектакля «Пугачев», состоялась их первая встреча с Мариной Влади.






Грибоедовский дворец бракосочетания (Малый Харитоньевский переулок, дом 10)

Здесь 1 декабря 1970 года женился на Марине Влади

Считается, что поэт влюбился в кинозвезду из Франции, увидев ее в фильме «Колдунья» (1956). Несколько лет спустя, когда Марина приехала на Московский международный кинофестиваль, он предпринимал попытки познакомиться с ней, но не преуспел. В 1967 году, когда Влади снова оказалась в столице, ей посоветовали сходить в Театр на Таганке. Там она и увидела Высоцкого в одной из лучших его ролей — каторжника Хлопуши.

Монолог «Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека» в исполнении Высоцкого неизменно вызывал овации. Даже во время репетиций сотрудники театра старались оказаться рядом со сценой, чтобы насладиться этим моментом.


Матвеевская улица, дом 6

Здесь жил с 1971 по 1975 год

Многокомнатная квартира, которую Высоцкий снимал у кого-то из знакомых, уехавших в длительную заграничную командировку. Здесь останавливалась Марина Влади, когда приезжала в СССР. Она не могла постоянно находиться в Советском Союзе — во Франции у нее оставались трое детей от двух предыдущих браков, кроме того, она активно снималась в кино.

Стены этой квартиры помнят множество сопровождавших их роман международных телефонных звонков вроде тех, которым посвящена песня Высоцкого «07»: «А, вот уже ответили. Ну, здравствуй, это я!»


Яузская улица, дом 5

Здесь играл Глеба Жеглова в 1979 году

Двор этого дома стал знаменит тем, что в 1979 году именно здесь снимали сцену из фильма «Место встречи изменить нельзя», в которой Глеб Жеглов у подвала арестовывает Горбатого и убивает Левченко.

«Место встречи…» — последний фильм, в котором снялся Владимир Высоцкий. Его всесоюзная слава началась с фильма «Вертикаль» 1967 года, а Марина Влади считала лучшей его роль доктора фон Корена в фильме «Плохой хороший человек».




Малая Грузинская улица, дом 28

Здесь жил с 1975 года до самой смерти

Первая и последняя своя квартира Владимира Высоцкого. В 1975 году он купил ее в известном по тем временам кооперативе художников. В подвале этого дома устраивали выставки, а среди его знаменитых жителей были, например, кинорежиссеры Никита Михалков и Александр Митта. С последним Высоцкий дружил и снялся у него в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

В этой квартире в ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер. Ему было 42 года.




Музей Владимира Высоцкого (улица Высоцкого, дом 3)

До переименования эта улица носила название Нижнего и Верхнего Таганских тупиков. Идея устроить мемориальный музей Владимира Высоцкого возникла в Театре на Таганке. Поручение Совета Министров СССР о создании музея вышло в январе 1989 года. Чуть позже под него отдали расселенное здание неподалеку от театра. Непосредственной связи с Высоцким оно, казалось, не имело. Однако все изменило изучение съемки, сделанной итальянскими телевизионщиками при жизни актера и поэта. Приехав в театр, они захотели снять его в антураже Москвы его детства, и Высоцкий привел их во двор здания, которому суждено было стать его музеем.

Тогда же была сделана черно-белая фотосъемка на фоне кирпичной стены, известная поклонникам Высоцкого по многочисленным настенным календарям. Некоторое время считалось, что фоном послужили дома в Большом Каретном переулке, однако локацией этих снимков был Нижний Таганский тупик. Фрагмент стены до сих пор специально сохраняют сотрудники музея в том же виде, что и на фотографиях.

Читайте также: