Маяк на крыше дома

Обновлено: 30.04.2024

Актау – город на юго-западе Казахстана в Мангистауской области, на берегу Каспийского моря. Его название переводится с казахского как «белая гора». Несмотря на достаточно молодой возраст (чуть больше полувека), город уже успел обрести собственное лицо и обзавестись массой уникальных достопримечательностей. Портал Нур составил список «изюминок», которыми по праву гордятся жители Актау.

Актау - единственный крупный город страны, расположенный на море. Поэтому Каспий играет в жизни актаусцев огромную роль. Так как город построен в жаркой степи, без моря жизни бы здесь не было. В этом регионе полностью отсутствует пресная вода, поэтому для нужд города используют опресненную морскую, отмечает Туристер. Ее получают выпариванием.

Ну и, конечно, благодаря Каспийскому морю здесь потрясающие пейзажи! Пляжный сезон в Актау длится с мая по август. Но несмотря на иссушающую жару (летом температура воздуха достигает +45°C), вода в море здесь всегда прохладная – порядка +18°C. В городе имеется множество современных баз отдыха и пляжей.

2. Уникальный маяк

Один из пяти маяков казахстанского сектора Каспия находится в Актау. И располагается он… на крыше десятиэтажного жилого дома - на высоте 73 метра над уровнем моря. Есть даже мнение, что такой «накрышный» маяк – единственный в континентальной части Европы.

Актауский маяк, имя которого – «Меловой», построен в 1963 году. Как и полагается, у него есть смотритель. Он живет рядом – на верхнем этаже многоэтажки. В 2013 году маяку исполнилось полвека, в честь юбилея световую «начинку» заменили на новую.

Каждую зиму, примерно в декабре, на казахстанское побережье Каспия прилетают лебеди. Поэтому эти изящные птицы превратились в символ зимнего Актау. Местная традиция – прийти на побережье всей семьей, чтобы покормить лебедей хлебом.

Правда, не так давно экологи забили тревогу. Они обратились с призывом к актаусцам, чтобы те перестали подкармливать лебедей. Мол, хлеб для них является опасной пищей – вызывает расстройство органов пищеварения. Но, несмотря на выступления экологов, эту красивую традицию в Актау искоренить не удалось.

Актау - первый и единственный международный морской порт Казахстана. Не случайно его называют «западными воротами» страны. Строительство порта в 1963 году было стратегически важным для СССР. Регион, где был построен город Актау, богат нефтью и газом. И порт был просто необходим для перевозок углеводородных продуктов.

Сегодня Актауский морской торговый порт входит в проект «Шелковый путь» и представляет собой современный терминал для перевозки грузов.

Мангистауский атомный энергокомбинат на момент эксплуатации являлся единственной атомной опреснительной установкой в мире. Она поставляла пресную воду для города Шевченко (так назывался Актау до 1991 года) в объёме 120 000 кубометров в сутки.

Сегодня это, по данным Википедии, многопрофильное энергетическое предприятие, которое является крупным источником энергоснабжения в Мангистауской области

6. «Рыбный» бешбармак

Национальное казахское блюдо – бешбармак, которое традиционно готовится с мясом говядины, баранины или конины, в приморском Актау делают по-особенному. Мясо заменяется рыбой.

Причем настоящие гурманы при приготовлении «рыбного» бешбармака советуют использовать жирные виды - сазана, толстолобика, семгу, форель или осетрину.

Считается, что стоимость такси в Актау – одна из самых дешевых в Казахстане. По данным портала Нур, средняя цена поездки по городу - 200 тенге (36 рублей). Правда, речь идет о так называемых частниках, которые «подбирают» пассажиров на улице.

Причем некоторые таксисты подходят к делу, как говориться, с душой. Так, в Актау известно о водителе, который предлагает своим пассажирам конфеты, напитки, салфетки, губки для обуви. При этом стоимость поездки не завышает.

Актау по праву называют одним из самых чистых городов Казахстана. Увидеть на улице мусор – большая редкость.

Кстати, в конце прошлого года в рамках проекта «Идеальный город» был проведен опрос, в котором казахстанцы оценивали качество жизни в своих городах по шкале от 1 до 7. По результатам опроса, Актау вошел в ТОП-10 самых чистых городов страны.

Мы привыкли видеть отдельно стоящий маяк на побережье. Он всегда приковывает взгляды туристов. Но в Казахстане сделали маяк на крыше 9 этажного жилого дома, который стоит на «ножках», об этом расскажу в самом конце. Это было верным решением.

Расположение

«Меловой» — такое имя дали этому маяку. Построить его на крыше многоквартирного жилого дома, было правильным решением. Жилая высотка находиться на побережье Каспийского моря и отдельно стоящий маяк, не вписывался бы в жилой квартал. Поэтому было принято решение, расположить маяк на крыше дома. Это позволило сохранить свободное пространство для жителей. Позже этот объект стал визитной карточкой города Актау.

У каждого маяка должен быть свой смотритель

За каждым маяком закрепляется свой человек. Такой работник обычно живёт прям на маяке. У Мелового маяка смотритель проживает по соседству, на верхнем этаже жилого дома.

В 19 веке, задачей смотрителя было круглосуточное поддержание маячного огня. Но с приходом автоматизации задача стала проще, достаточно следить за исправной работой маяка.

Обновление «Мелового» маяка

В 2013 году маяку исполнилось 50 лет. За всё время работы, он успел устареть и прийти в негодность. На юбилей обновили и световую «начинку» сделали его современным. Теперь всё работает автоматизировано и почти не требует постоянного человеческого контроля.

9 этажный дом на «ножках»

Звучит сказочно, представляется домик бабы яги. Возвести жилой дом в 9 этажей на так называемых «ножках», было верным решением в 60-е годы. Потому что в Актау часто случаются землетрясения. Такая конструкция дома, позволяет выдержать восьми бальное землетрясение. Дом получился уникальным снизу до верху.

Заключение:

Очень хорошо, когда при строительстве руководствуются не только практичностью, но и компактностью. Хочется, чтоб маяк в Актау послужил для других городов на земном шаре примером. Получилось совместить красивое жилое пространство и необходимую для судоходства строение. В итоге получили визитную карточку города.

Вам понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь на канал, не пропустите новые интересные места на планете.

Бывали ли вы в Казахстане, что вам больеш всего понравилось? Поделитесь в комментариях, мне будет интересно почитать.

Скорее всего и вы заметили у себя в городе много строений на крышах которых стоят красные фонари в той или иной форме. Вы когда-нибудь задумывались для чего они нужны? Мне было интересно. Давайте разберемся..

С одной стороны можно подумать, что эти огни элемент красивого освещения, который вносит свою особую изюминку в ночное освещение города, но это "не совсем" так😊

Заградительной освещение

Да, именно так называются красные сигнальные огни на высоких и протяженных зданиях. Вы когда-нибудь видели такую картину: в городе стоит высокая влажность, туман,на дальности метров 100 от вас уже просто ничего не видно, а ведь некогда там стояло огромное строение, но поднимая взгляд чуть выше, вы видите красные фонари, которые и не позволяют забыть о том, что там, в тумане стоит высокий объект.

Так вот, в разных ситуациях, по городу может пролетать воздушный транспорт , такой как малогабаритные самолёты или вертолёты, например в условиях ЧС. И при плохих погодных условиях высотные здания могут стать причиной аварии, потому что пилот просто может вовремя их не заметить!

Поэтому главной причиной установки таких "сигнальных маяков" служит то, что таким образом воздушный транспорт (пилот) сможет вовремя заметить высокое здание и не столкнуться с ним, при плохих погодных условиях и слабой видимости.

Интересный факт

Световое заграждение оснащено блоком питания, который автоматически управляет работай этих фонарей. Например, по хорошей погоде и днём, блок отключает эти фонари и наоборот включает их в темное время суток и при плохой видимости.

Ещё эти сигнальные фонари, как правило, должны иметь "двойное подключение". Это означает, что они не зависят от общего электропитания. Например, в случае отключения электроэнергии в доме или аварии, они перейдут на режим питания от аккумуляторов и продолжат свою бесперебойную работу в течение какого-то времени до устранения проблем с электричеством.

Обычно сейчас для заградительного освещения используют светодиодные лампы, они в отличие от ламп накаливания, которые нужно менять в течение года и ранее, прослужат до 10 лет.

Заключение

Современные технологии строительства требуют дополнительной заботы о безопасности людей и движения воздушного транспорта. Города становятся больше, здания становятся выше и без заградительного освещения ни куда. Теперь мы разобрались для чего необходимо такое освещение и какую пользу оно приносит.

Ставьте лайк на эту статью и подписывайтесь на канал. Это способствует выходу на канале большему количеству полезных и интересных статей и видео👍


С детства все жители Актау знают о том, насколько уникален их город. Ведь только наши горожане пьют опресненную морскую воду. И это в Актау существует единственный в мире маяк, установленный на крыше жилого дома. Ровесник города, в прошлом году маяк «Меловой» отметил свое пятидесятилетие. Высота в семьдесят три метра. Глубокая модернизация. Свечение в несколько раз сильнее прежнего. С таким сооружением любые корабли без труда смогут войти в международный морской порт Актау.

Для нас, жителей «города у моря», наш маяк подобен живому существу. И ведь несложно представить, как тяжело ему быть единственным в своем роде. Или не единственным?

Абхазия. Маяк-пансионат


Первой точкой нашей экскурсии становится республика Абхазия. Курорт Пицунда примечателен своей чистой морской водой и уникальной сосновой рощей, оставшейся от растительного мира Третичного периода. На территории курорта расположено множество гостиниц и санаториев. Одним из них является пансионат «Маяк». В состав пятнадцатиэтажного здания входят столовая, открытый бассейн, спортивный комплекс, теннисные корты и даже собственный пляж. Ближайшей к пансионату достопримечательностью является старый маяк Пицунды. Многие годы он помогал кораблям держать курс в ночном море. На смену ему был построен новый маяк, который и установлен на крыше пансионата. Теперь два маяка стоят рядом. Старый, как память трудовому подвигу строителей прошлых лет. И новый, который местные жители наверняка считают единственным в своем роде.

Владивосток. Маячок над «Пентагоном»


«Пентагоном» жители российского города на побережье Тихого океана называют комплекс зданий на улице Луговой. Плотная застройка этого района началась в шестидесятые годы прошлого столетия. Дабы не искажать облик новых улиц, местные архитекторы добились разрешения перенести один из двух действующих в данном районе маяков на крышу запланированного к строительству жилого дома. Точнее на тридцать семь метров над уровнем моря. В народе светящийся навигационный знак получил имя «Маячок».


По факту «Маячок» - это восьмигранная капсула, сделанная из сверхпрочного стекла. В центре конструкции фонарь в красном колпачке. Сердцем маяка является обычная лампочка мощностью в 150 Ватт. Более сорока лет «Маячок» вел корабли в родную гавань Владивостока. Сегодня же маяк не действует. Башенка маяка используется оператором сотовой связи как техническое помещение.

Испания. Маяк на вершине средневекового замка


Примечательно, что городок, в отличие от соседних провинций, так и не был завоеван арабами. Причина тому охраняющая Кастро Уординалес крепость Святой Анны.

Строить ее начали еще в двенадцатом веке. В шестнадцатом перестраивали. А позже и вовсе забросили.

Тем не менее, крепость еще послужила интересам Испании. В одна тысяча восемьсот пятьдесят третьем году на вершине крепости был установлен каменный маяк, действующий и сегодня. Высота его – сорок девять метров над уровнем моря.

Главная достопримечательность Кастро Уординалес не только помогает входящим в ее гавань судам, но и неплохо пополняет местную казну за счет туристов.

Италия. Маяк-отель


История маяка на мысе Спартивенто, расположенного в самой южной точке итальянской Сарднии, подобна птице Феникс. Маяк был построен сто пятьдесят лет назад. Годами он исправно выполнял возложенные на него функции. Так бы и продолжалось, если бы не Вторая мировая война.

Сооружение было заброшено. Но, спустя десятилетия нашлись инвесторы, которые перестроили маяк в маяк-отель. Получилось жилое здание с маяком над ним.

Для справки, следует отметить, что при отеле появились бассейн, открытый ресторан, и даже небольшая библиотека.

Главное же то, что маяк на мысе Спартивенто отстоял свое право и дальше указывать верный путь проходящим судам. По сей день в комнату с техническим оборудованием гости не допускаются. Как не крути, а итальянские военно-морские силы не в восторге от подобной идеи.

Красноярск. Маяк любви


Окончить нашу экскурсию хотелось бы описанием отдельного вида сооружений на крышах. Маяков декоративных.

Перенесемся в российский город Красноярск. Ярким образцом подобной архитектуры является открытый здесь в две тысячи тринадцатом году «Маяк любви». Арт-объект был возведен в центре ротонды Дома офицеров.

Замысел создания маяка сводился к развитию идеи наполнения городского пространства малыми привлекательными архитектурными формами.

Теперь, взглянув в ночное небо, влюбленные жители Красноярска увидят не только звезды, но и подмигивающий им символ любви. Ну, а может, для кого-то этот маяк станет проводником к тому месту, где тот повстречает свою вторую половинку. Эх, романтика.

Описанные выше «маяки на крышах» - это лишь малая частичка подобных сооружений во всем мире. Уверен, повстречайся вам такой маяк где-нибудь за границей, местные жители непременно убедили бы вас в его уникальности. Что ж, не будем их разубеждать.

Ведь и наш маяк так же уникален по-своему. Единственный такой для Казахстана. Наконец, уникальный для мировосприятия каждого из жителей славного «города у моря».

В Казахстане отремонтировали один из старых маяков – «Меловой». Событие оказалось для города Актау настолько важным, что в честь него даже салют устроили, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Алена Грачева.

Дом №9 в 4-м микрорайоне найдет без труда даже турист. Его видно почти из любой точки города. На крыше жилой десятиэтажки расположился маяк «Меловой». Доступ на стратегический объект под строгим запретом. Но, возможно, уже скоро сооружение перейдет на баланс города, и к нему будут водить туристов. Такому обстоятельству рады и местные жители.

«Я год назад переехал сюда с семьей. Раньше жили вдали от моря. Этот дом приглянулся сразу. О подобных конструкциях на крышах домов я раньше не слышал. Если все-таки объект сделают доступным для всех, во-первых, мы и сами сможем глянуть, что там наверху, а, во-вторых, думаю, местные власти отремонтируют наш подъезд и кровлю, чтобы они выглядели привлекательней», – сказал житель дома.

«Меловой» находится на высоте 73 метра над уровнем моря. Высота самой башни 43 метра. Несмотря на то, что объект уже ремонтировали в 2012 году, в честь 30-летия независимости Казахстана решили обновить техоснащение маяка.

«Мы выходим в Каспийское море. Несмотря на современную систему навигации, до сих пор прибегаем и к услугам маяка «Меловой», чтобы без труда найти порт. Как и любое оборудование, все изнашивается. Поменяли лампы на более энергосберегающие и яркие», – отметил начальник службы гидрографического обеспечения Военно-морских сил Вооруженных сил Республики Казахстан Валихан Толеев.

Сейчас не заблудиться в Каспийском море помогают пять маяков. Или как их называют военные, систем навигации. Но на крыше жилого дома был установлен только «Меловой». На то были свои причины.

«История его создания уходит еще в советские времена, во время строительства этого дома. Так как там отвесные скалы, и большое строительство очень проблематично и, тем более, будет много людей собираться вокруг него, было принято решение воздвигнуть его на жилом доме», – рассказал заведующий отделом архитектуры и археологии Мангистауского государственного историко-культурного заповедника Бауыржан Досщанов.

Власти города уверяют, что на замену осветительных приборов и некоторых деталей конструкции не ушло не одной копейки из местного бюджета. «Меловой» отремонтировали исключительно за счет спонсорской помощи.

Читайте также: