Материалы для дорожного строительства

Обновлено: 28.04.2024

Главное требование к автомобильной дороге – чтобы она была ровной, гладкой, без трещин и выбоин. Практически все вновь уложенные шоссе именно так и выглядят. Насколько долго сохранится их первозданный вид, зависит от особенностей местности и материалов, которые использовали при строительстве.

Новая дорога

Подальше от воды

Влага – естественный враг любой автотрассы. Она разрушает основание дорожной конструкции и, замерзая в микротрещинах, разрывает покрытие. Поэтому при проектировании обязательно учитывают уровень грунтовых вод. Конечно, можно построить надежную магистраль и в болоте, но там нужны особые технологии и соответствующие материалы.

Хотя и в обычных природно-климатических условиях есть ограничения: при повышенной влажности не рекомендуется использовать в строительстве дорог такие материалы, как пылеватый песок, мелкая супесь, пылеватый суглинок. Эти виды грунта можно применять только в сухих местах, поскольку в увлажненном состоянии они значительно снижают несущую способность дорожного полотна и провоцируют его деформацию.

Дорожный пирог

Согласно технологии строительства, дорога представляет собой своеобразный пирог из нескольких слоев, у каждого из которых своя задача.

Слой из грунта

Самый нижний слой – грунт. Он – основа, на которой лежит вся конструкция, от его надежности и устойчивости зависит срок службы дороги и ее состояние.

Строительство дороги

Грунты можно разделить на две большие группы:

  • несвязные (сыпучие) – песчаный (размер частицы 0,05–2 мм), гравийный (размер частицы более 2 мм), каменистый;
  • связные – глинистый (с размером частицы менее 0,05 мм).

Лучше всего для возведения дорожной насыпи использовать грунты, которые не изменяются под воздействием природных факторов, сохраняют стабильность при промерзании, оттаивании. В перечень подходящих для дорожного строительства входят следующие виды грунта:

  • Крупные супеси, дренирующий песок, гравий, крупнообломочные и скальные грунты. Их можно использовать практически без ограничений при любых природно-климатических условиях.
  • Легкие супеси, пылеватые и недренирующие пески – ограниченно пригодны, используют в сухих местах.
  • Глины – допустимы, если их влажность не превышает установленной нормы. Не рекомендуется применять глинистые грунты, если основание и тело насыпи находятся в увлажненном состоянии.

Не используют для организации дорог слишком влажные и избыточно засоленные глины, ил, торф, верхний почвенный слой с большим количеством корней растений.

Японцы нашли способ избавлять дороги от снега, не занимаясь их очисткой. Они прокладывают под автотрассами трубы, по которым циркулирует горячая вода. Ее температуры хватает, чтобы растопить снег и не дать образоваться льду.

Песчаная подушка

Этот слой из песка укладывают на грунт. У него несколько функций, самые важные – дренирующая и амортизационная. Песчаная подушка смягчает воздействие автотранспорта на дорожное полотно и увеличивает срок его службы. Ее толщина 15–20 см.

Чтобы повысить прочность конструкции, под песчаный слой и на него можно уложить георешетку – она не даст смешаться песку и щебню и увеличит время службы дороги.

Песчаная подушка на дороге

Слои из щебня

Основной несущий слой в дорожном пироге состоит из щебня. Его толщина и фракция материала зависят от типа дороги и нагрузки на нее. Как правило, при строительстве автотрасс укладывают три слоя щебня:

  • нижний – из камня с фракцией 40–70 мм, он выполняет дренажную функцию;
  • средний – с фракцией 20–40 мм, его задача – равномерное распределение нагрузки на дорожную конструкцию;
  • верхний – из зерна с фракцией 5–20 мм, также играет свою роль при распределении нагрузки и хорошо подходит под асфальт.

Каждый слой тщательно трамбуют, общая толщина подушки из щебня должна достигать 35–40 см.

Щебень на дороге

Дорожное покрытие – асфальт или цементобетон?

Подготовленное основание дороги обычно проливают битумной смесью. Завершающий этап – укладка финишного покрытия. Его толщина и характеристики зависят от нагрузки на дорогу. Чем качественнее покрытие, тем дольше будет служить проезжая часть.

Чаще всего для финишного покрытия используют асфальт, для дорог с интенсивной эксплуатацией и высокой нагрузкой выбирают цементобетон.

Асфальт

Технология укладки асфальтобетонного покрытия давно и хорошо отработана. Существует несколько видов асфальта:

  • холодный – для ямочного ремонта;
  • горячий – для капитального ремонта и строительства дорог;
  • литой – обладает повышенной текучестью, сам распределяется по поверхности и не требует укладки;
  • цветной – с включением красящего пигмента, применяют для велодорожек и других покрытий специализированного назначения;
  • резиновый – с добавками из резины, что повышает его долговечность и стоимость;
  • пластиковый – содержит до 20 процентов добавок из пластика, что значительно снижает его цену.

Асфальтирование дороги

Дорога должна ремонтировать себя сама – решили нидерландские ученые и разработали асфальт с токопроводящими волокнами. Проходящий по ним ток разогревает и плавит битум, который склеивает трещины и ликвидирует другие повреждения покрытия.

Основные составляющие асфальтобетонной смеси: битум, песок, щебень (или гравий), минеральный порошок. Их соотношение и фракции подбираются в зависимости от типа дороги и интенсивности ее эксплуатации.

Цементобетон

Этот материал давно используют в дорожном строительстве на Западе, и показал он себя настолько хорошо, что начинает все активнее применяться для устройства автомагистралей и в нашей стране.

У цементобетонных дорог есть недостаток – они дороже асфальтовых. Но зато намного долговечнее, меньше подвержены разрушению, хорошо переносят повышенные температуры, устойчивы к истиранию и действию химических веществ. К тому же первого ремонта такая дорога потребует не раньше чем через 10 лет – а это значительное преимущество.

Технология строительства цементобетонной дороги тоже хорошо отработана. Смесь для укладки делают из дорожного цемента и заливают в опалубку, установленную на подготовленном основании. Для большей прочности в толщу цементобетона закладывается армирующая сетка. Одно из обязательных условий – нарезка продольных и поперечных температурных швов, которые позволят материалу дороги реагировать на температурные воздействия, не разрушаясь.

Укладка цементобетонной дороги

Конечно, цементобетон не вытеснит асфальт с наших дорог. Каждый материал будет использоваться в соответствии с его особенностями и требованиями к дорожному полотну. Главное и в том и в другом случае – соблюдать технологии строительства дороги и использовать качественные материалы.

Дорожное строительство представляет собой многосложный процесс, включающий в себя множество этапов и имеющий некоторые особенности. Под дорожным строительством понимается не только сооружение автомобильных дорог, но и устройство тротуаров, различных пешеходных зон, подъездных путей, а также техническое обслуживание и ремонт дорожного покрытия.


«Дорожное строительство всегда начинается с проектирования и расчетов. Именно на этом этапе учитываются все нюансы, производятся необходимые расчеты, определяется бюджет и сроки, количество и вид требуемых материалов, а также подготавливается проектная документация»

Перед тем, как заказать асфальтирование, тем более строительство автомобильной дороги, рекомендуем самостоятельно ознакомиться с некоторыми особенностями и нюансами данного процесса. Это позволит получить максимальный результат, не затратив при этом лишних средств. Кроме того, владея определенной информаций, вы не позволите ввести себя в заблуждение.

Какие этапы включает дорожное строительство автомобильных дорог


Дорожное строительство является сложной технической задачей, поэтому данный процесс всегда начинается с предварительного планирования и расчетов. Только после подробного анализа и учета всех факторов можно приступать к проведению дорожно-строительных работ, которые проводятся в несколько основных этапов.

Также предварительное планирование позволяет оценить объем работ и общую площадь дорожного полотна. Цена за м 2 укладки асфальта будет снижаться по мере увеличения площади асфальтирования.

Основные этапы строительства автомобильных дорог:

  • 1. Подготовительный:
    • 1.1. Геодезические исследования;
    • 1.2. Разработка плана строительства дороги;
    • 1.3. Проектно-конструкторские расчеты;
    • 1.4. Экономические расчеты;
    • 1.5. Подготовка проектной документации.
    • 2.1. Устранение препятствий, вырубка деревьев (если требуется);
    • 2.2. Работы с грунтом:
      • 2.2.1. Снятие;
      • 2.2.2. Отсыпка;
      • 2.2.3. Выравнивание;
      • 2.2.4. Уплотнение.
      • 3.1. Укладка геотекстиля – разделяет конструктивные слои, способствует водоотведению, повышает прочность конструкции;
      • 3.2. Отсыпка и уплотнение песчаного слоя – толщина около 40 см после уплотнения, способствует амортизации и стабилизации сооружения;
      • 3.3. Монтаж геосетки или георешетки – существенно повышает прочность конструкции, разделяет технологические слои, снижает нагрузку на основание;
      • 3.4. Отсыпка и уплотнение щебеночного слоя – для обеспечения высокой плотности сначала отсыпается слой крупных фракций, а затем мелкофракционный щебень; щебеночный слой повышает прочность конструкции, а также выступает непосредственным основанием для асфальтобетона;
      • 3.5. Проливка щебня битумной эмульсией – обеспечивает достаточную адгезию (сцепление).
      • 4.1. Укладка асфальтобетона – поэтапно, в несколько слоев;
      • 4.2. Монтаж геосетки между слоями асфальта – нужно для повышения армирования (опционально, часто для дорог с высокой загруженностью);
      • 4.3. Каждый слой асфальтобетона должен отдельно уплотняться сразу после укладки – это обеспечит максимальную плотность и прочность покрытия.
      • 5.1. Устройство тротуаров;
      • 5.2. Монтаж бордюров;
      • 5.3. Устройство ливневой канализации;
      • 5.4. Установка ограждений;
      • 5.5. Нанесение дорожной разметки;
      • 5.6. Установка дорожных знаков;
      • 5.7. Создание коммуникаций;
      • 5.8. Монтаж освещения.

      Дорожное строительство, на каждом его этапе, должно осуществляться с соблюдением технологии, а также в соответствии всем нормативным требованиям. В некоторых случаях после завершения работ также проводятся природоохранные мероприятия, которое могут включать монтаж шумозащитных экранов и замену окон в домах, располагающихся вблизи дороги.

      Выбор материала для устройства дорожного покрытия: основные виды асфальтобетона


      На сегодняшний день дорожное строительство, а также проведения ремонтных работ, может осуществляться с использованием нескольких разновидностей асфальтобетонных смесей. Однако для строительства автомобильных дорог, особенно высоких категорий и с высокой загруженностью, разрешается использование только определенных видов асфальта, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками.

      Основные виды асфальтобетона по типу заполнителя

      Вид асфальта Где используется
      Песчаный Только для тротуаров и других пешеходных зон. Имеет невысокую прочность.
      Гравийный Для дорог со средней загруженностью. Может иметь среднюю или высокую прочность.
      Щебеночно-мастичный (ЩМА) Для дорог вплоть до I категории, имеющих повышенную загруженность – фактически может использоваться для любых автодорог и пешеходных зон. Имеет повышенную прочность.

      Самым высоким качеством обладает именно щебеночно-мастичный асфальтобетон, который используется для устройства большинства современных дорожных покрытий. В его состав входит щебень из твердых горных пород, что существенно повышает прочность за счет образования внутреннего каркаса. Также в состав ЩМА добавляются специальные синтетические волокна, препятствующие растеканию битума.

      Дорожное строительство также часто подразумевает устройство тротуаров. Для асфальтирования пешеходных зон можно использовать песчаный асфальт. Пешеходы оказывают значительно меньшее воздействие на покрытие, чем постоянный автомобильный трафик, поэтому тротуару не требуется иметь высокую прочность.

      Виды асфальтобетона по зернистости

      Зернистость Характеристики и область применения
      Крупнозернистый Диаметр фракций заполнителя – от 20 до 40 мм.

      Используется для устройства внутренних слоев покрытия, способствуя его стабилизации. Снижает вероятность образования колеи. Защищает более глубокие слои, препятствует прохождению влаги.

      Используется в поверхностных слоях, где принимает на себя механическое воздействие транспортных средств, защищает менее прочные внутренние слои конструкции, препятствует попаданию воды.

      Дорожное строительство производится с использованием обоих видов асфальтобетона. В первую очередь отсыпается крупнозернистая смесь, а поверх нее укладывается мелкозернистый асфальт. Такой тандем позволяет сбалансировать свойства и характеристики покрытия.

      Виды асфальтобетона по особенностям и температуре укладки

      Разновидность Описание
      Горячий асфальт Обладает высокими характеристиками и приемлемой стоимостью, за счет чего используется для асфальтирования большинства автомобильных дорог и других покрытий.

      Основной особенностью литого асфальта является то, что его не нужно уплотнять – материал самостоятельно набирает прочность в процессе остывания.

      Таким образом, дорожное строительство лучше осуществлять с использованием горячего щебеночно-мастичного асфальта, поэтапно укладывая слои разной зернистости (от крупных к мелким). Это позволит обеспечить максимальные эксплуатационные характеристики и длительный срок службы без лишних финансовых затрат.

      Какие особенности имеет дорожное строительство в загородных поселках, деревнях и СНТ


      Дорожное строительство различных проселочных дорог подразумевает менее жесткие требования к качеству покрытия. Это связано с тем, что на таких дорогах относительно невысокий автомобильный трафик, за счет чего существенно снижается воздействие на дорожное полотно.

      На сегодняшний день можно выделить 4 основных варианта сельских дорог:

      • 1. Обыкновенная автодорога IV категории, имеющая 2 полосы и оснащенная стандартной дорожной одеждой;
      • 2. Укрепленная и стабилизированная грунтовая дорога;
      • 3. Щебеночная автодорога;
      • 4. Автомобильная дорога из асфальтогранулята (асфальтовая крошка).
      • 1. Вырывается котлован;
      • 2. Уплотняется грунтовое основание;
      • 3. Сооружается классическая дорожная подушка:
        • 3.1. Геотекстиль;
        • 3.2. Песок;
        • 3.3. Георешетка;
        • 3.4. Щебень.

        Такая грунтовая дорога после уплотнения будет иметь достаточно высокую прочность. В некоторых случаях можно произвести укладку асфальтобетона, что существенно повысить качество и срок службы покрытия.

        • 1. Местность выравнивается;
        • 2. Отсыпается и уплотняется слой щебня не менее 15 см.

        Проселочные автодороги обходятся гораздо дешевле, чем городские или скоростные. При этом за невысокую стоимость можно получить достаточно качественное и эстетичное покрытие, которое будет иметь длительный срок службы. Дорожное строительство такого формата также осуществляется значительно быстрее.

        Почему лучше заказывать дорожное строительство «под ключ»


        Дорожное строительство в формате «под ключ» подразумевает 100% проведение всех необходимых мероприятий, без необходимости доработок и какого-либо участия заказчика на протяжении всего процесса. Сюда входит как проектирование и непосредственное проведение работ, так и закупка материалов, их доставка, вывоз грунта, привлечение спецтехники, облагораживание территории и т.д.

        Что дает проведение полного комплекса работ одной организацией:

        • Максимальную согласованность действий;
        • Соблюдение сроков сдачи объекта;
        • Соблюдение качества на всех этапах;
        • Контроль квалифицированности сотрудников;
        • Снижение финансовых затрат.

        При этом важно, чтобы подрядчик имел достаточно ресурсов, высокий профессионализм и большой опыт проведения подобных работ, так как перед ним стоит задача своими силами организовать и осуществить дорожное строительство – начиная с проектирования, заканчивая укладкой асфальта и облагораживанием территории.

        Что еще дает заказчику дорожное строительство под ключ:

        • Не требуется приезжать на объект и контролировать строительный процесс;
        • Не требуется подбирать, закупать и организовывать доставку материалов;
        • Не нужно арендовать спецтехнику, подбирать квалифицированных рабочих;
        • Снижаются финансовые затраты;
        • Сокращаются сроки сдачи объекта.

        При выборе дорожно-строительной компании рекомендуется обратить внимание на несколько нюансов, которые позволят максимально сократить затраты, получив при этом результат высокого качества.

        Как минимизировать затраты на дорожное строительство без потери качества


        Сохранить бюджет при строительстве автомобильной дороги можно несколькими способами. Например, если дорога не будет иметь высокую загруженность, то нет острой необходимости использовать самые качественные и дорогие материалы.

        Однако качественные характеристики покрытия напрямую влияют на срок службы автомобильной дороги – чем лучше физико-механические характеристики асфальтобетона, тем дольше прослужит такое покрытие, и тем реже будет требоваться его обслуживание или ремонт. Поэтому современное дорожное строительство производится с упором на высокое качество покрытия.

        Лучше всего удешевить дорожное строительство без потери качества – этого можно добиться, если правильно выбрать подрядчика.

        Что должен иметь подрядчик, чтобы сделать дорожное строительство максимально выгодным для заказчика:

        • Асфальтобетонный завод (желательно несколько);
        • Свой парк дорожной спецтехники;
        • Собственное проектное бюро;
        • Высококвалифицированных специалистов;
        • Достаточно большой опыт строительства дорог.

        Асфальтобетонный завод (АБЗ) в собственности дорожно-строительной компании позволяет обеспечить минимальную стоимость асфальтобетонных смесей, а также 100% контроль качества. Плюсом будет наличие АБЗ вблизи объекта строительства – это позволит сократить логистические расходы.

        Собственная спецтехника позволяет исключить из сметы расходы на аренду асфальтоукладчиков, дорожных катков, самосвалов и другого необходимого оборудования.

        Свое проектное бюро, при условии высокого профессионализма специалистов, позволит максимально оптимизировать дорожное строительство, а также учесть все необходимые детали на этапе проектирования.

        Высокая квалификация сотрудников и большой опыт строительства позволяют обеспечить высокое качество дорожного полотна. Вследствие этого в будущем снизится потребность в техническом обслуживании покрытия, что позволит исключить затраты по данному пункту. Также дорожное строительство, проводимое компетентными специалистами, завершается гораздо быстрее.

        Выводы


        Дорожное строительство является сложным техническим процессом, требующим учета множества нюансов. Устройство автомобильных дорог и пешеходных зон должно производиться строго по технологии, а также с соблюдением нормативных и других требований.

        Дорожное строительство включает в себя 5 крупных этапов:

        • 1. Исследования, расчеты и проектирование;
        • 2. Подготовка местности;
        • 3. Сооружение дорожной подушки;
        • 4. Укладка асфальта;
        • 5. Облагораживание территории.

        Пять основных этапов строительства автомобильной дороги включает в себя, в общей сложности, свыше 30 более мелких мероприятий, каждое из которых является многосложным процессом. Также в некоторых случаях, после завершения строительства, проводятся природоохранные мероприятия.

        При этом устройство загородных проселочных дорог не имеет таких же высоких требований, как строительство городских или скоростных автодорог, так как транспортная нагрузка в таких местах в сотни раз меньше. На сегодняшний день существует 4 бюджетных варианта для устройства сельских дорог, позволяющих обеспечить высокое качество и достаточно долгий срок службы.

        Если дорожное строительство производится с допущением ошибок, нарушением технологии или халатным отношением, получить качественное дорожное полотно невозможно. Физико-механические характеристики такой дороги будут значительно снижены, что приведет к преждевременному разрушению покрытия.

        Поэтому важно выбрать дорожно-строительную компанию, обладающую высокой квалификацией и достаточно большим опытом. Особенно если речь идет о строительстве дороги высокой категории. Более того, правильно выбранный подрядчик сможет минимизировать ваши затраты, и организовать дорожное строительство с максимальной эффективностью.

        Дорожная одежда помогает обеспечить автомобильным дорогам максимально возможные эксплуатационные характеристики за счет определенной функциональности каждого из технологических слоев. Если конструкция дорожной одежды будет сооружена с нарушениями или ошибками, физико-механические характеристики дороги будут ниже расчетных, что сократит срок службы полотна.


        «Дорожная одежда – конструкция из нескольких технологических слоев, используемая при строительстве автомобильных дорог, пешеходных зон и некоторых других объектов. Основное назначение многослойной дорожной одежды – перераспределение и поглощение нагрузки на покрытие, а также повышение характеристик дорожного полотна»

        Автомобильные дороги высокой категории имеют более сложную конструкцию дорожной одежды, чем дороги низких категорий, что обусловлено различным назначением объектов. Однако стоимость работ по укладке асфальта и устройства основания окупается за счет достижения высокой прочности и долговечности покрытия, а также снижения потребности в ремонте.

        Для чего дорожная одежда делается многослойной


        Оптимально подобранные материалы конструктивных слоев, а также их количество и толщина, позволяет наиболее эффективно поглощать внешнюю нагрузку на дорожное полотно, а также обеспечивать высокую прочность и устойчивость всего сооружения.

        Благодаря правильной конструкции дороги, нагрузка, создаваемая транспортным потоком, перераспределяется на большую площадь, а также затухает по мере углубления. Соответственно, дорожная одежда должна обладать характеристиками, подходящими для расчетной нагрузки на дорожное полотно.

        Пример. Для федеральной трассы, по которой постоянно движется не только легковой, но и грузовой транспорт, толщина некоторых технологических слоев будет больше, а используемые материалы качественней. Кроме того, необходимо учитывать рост транспортной нагрузки в будущем. Также для усиления конструкции возможно использование дополнительных материалов и технологий.

        Как распределяется прочность слоев

        Область дорожной одежды Краткое описание
        Верхние конструктивные слои Имеют более высокую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления механическому износу, деформации и растяжению.
        Нижние конструктивные слои Имеют более низкую прочность и твердость. Рассчитаны для сопротивления на сжатие и сдвиги.

        Другими словами, чем дальше от поверхности, тем ниже прочность и твердость материалов, так как на разную глубину приходится нагрузка разного характера. Именно благодаря такому формату укладки дорожная одежда имеет высокие и сбалансированные физико-механические характеристики.

        Какие конструктивные слои имеет дорожная одежда


        Дорожная одежда практически для любого объекта состоит из следующих групп слоев:

        • Поверхностный слой износа;
        • Верхний слой;
        • Основание;
        • Земляное полотно.

        Если детальнее, то типовая конструкция дорожного полотна выглядит следующим образом:

        • Несколько слоев различного асфальтобетона;
        • Щебеночный слой из щебня разных фракций;
        • Геосетка или георешетка;
        • Песчаный слой;
        • Геотекстиль;
        • Земляное полотно.

        Также при строительстве некоторых типов автодорог между слоями асфальтобетона может быть уложена дополнительная геосетка, чтобы повысить эксплуатационные характеристики асфальтобетонного покрытия.

        Кроме того, между слоями асфальта и щебня, а также между соседствующими слоями асфальтобетона осуществляется проливка битумными эмульсиями, что повышает адгезию. Битум нельзя назвать отдельным конструктивным слоем, однако ни одна дорожная одежда без него не обходится.

        Верхние слои асфальтобетона


        Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

        Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

        Основные разновидности асфальтобетона по составу:

        • Песчаный;
        • Гравийный;
        • Щебеночно-мастичный.

        Песчаный асфальт обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

        Гравийный асфальт имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

        Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА) является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

        Обратите внимание. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

        Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

        Материал Описание
        Горячий асфальт Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
        Холодный асфальт Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений.

        Щебеночный слой


        Качественный щебень под слоями асфальтобетона способен увеличить характеристики всей дорожной одежды. Укладывается щебеночный слой либо сразу смешанными фракциями, либо сначала более крупными, а сверху более мелкими. Это необходимо для обеспечения достаточной плотности данного технологического слоя.

        Чем выше будут характеристики щебня, тем выше будут показатели всего слоя. К примеру, на сегодняшний день нередко используется так называемый «черный щебень». Дорожная одежда с применением такого материала будет еще более прочной и устойчивой.

        Черная щебеночная смесь представляет собой сбалансированную пропорцию щебня и вяжущего материала. Щебень может быть гранитным, гравийным или известняковым. В роли вяжущего материала чаще всего выступают битумные эмульсии.

        Геосетка или георешетка


        Геосетка или георешетка – специальный материал из прочных синтетических нитей и волокон, в процессе скрепления которых формируется сетчатая структура. Имеет высокую прочность и длительный срок службы, а также может иметь различную гибкость. Геосетка под щебеночным слоем выполняет армирующую функцию, за счет чего вся дорожная одежда становится более устойчивой и долговечной.

        Геосетка является разновидностью георешеток, однако имеет более плоскую форму, тогда как георешетки делаются объемными.

        Помимо повышения прочности, геосетка также воспринимает вертикальную нагрузку от проезжающих транспортных средств, превращая ее в горизонтальную и распределяя на большую площадь. За счет этого воздействие на более глубокие слои значительно снижается.

        Таким образом, геосетка имеет три основных свойства:

        • Армирование с повышением прочности;
        • Перераспределение нагрузки;
        • Разделение конструктивных слоев.

        Если бы не геосетка, щебень бы попросту вдавливался в песок, из-за чего дорожная одежда быстро бы приходила в негодность за счет нарушения конструкции.

        Однако дорожная одежда с геосеткой имеет и другие преимущества:

        • Сокращение расхода щебня на 40%;
        • Сокращение экономических и трудовых затрат;
        • Увеличение продолжительности срока службы.

        Песчаный слой


        Песчаная подушка способствует стабилизации дорожного полотна. Слой уплотненного песка обеспечивает амортизацию, а также частично выполняет дренажную функцию. Чаще всего используется песок с мелкими фракциями.

        Типовая дорожная одежда включает песчаный слой толщиной около 40 сантиметров. Изначально песка отсыпается больше, однако в процессе уплотнения объем уменьшается.

        Геотекстиль


        Геотекстиль внешне напоминает обыкновенную ткань, однако изготавливает он из прочных синтетических материалов. При строительстве автомобильных дорог чаще всего используется геотекстиль из полипропиленовых или полиэфирных синтетических волокон, однако в качестве исходных могут быть и некоторые другие материалы.

        Подобное геополотно отличается высокой прочностью, достаточной эластичностью, длительным сроком службы и экологичностью.

        Дорожная одежда с геотекстилем обладает более высокими характеристиками, благодаря свойствам данного материала:

        • Создание армирующего эффекта (в совокупности с геосеткой прочность конструкции может быть увеличена в 2-2,5 раза);
        • Разделение конструктивных слоев;
        • Дренажная функция;
        • Препятствие прорастанию растений из грунта.

        С учетом того, что около 80% грунта в нашей считается глинистым, использование геотекстиля просто необходимо, чтобы обеспечить достаточную прочность и влагоизоляцию.

        Грунтовое или земляное полотно


        Перед тем, как начать строительство дороги, грунтовое основание должно быть правильно подготовлено. За счет этого вся дорожная одежда будет обладать более высокими характеристиками, вследствие чего увеличится срок службы автодороги в целом и каждого конструктивного слоя отдельно.

        После выкапывания котлована нужной глубины земляное полотно расчищают и уплотняют, чтобы начать строительство. Также на данном этапе происходит сооружение дренажной системы, которая позволит эффективно отводить воду в сторону и дороги.

        Классификация дорожных одежд


        Выше была описана дорожная одежда с типовой конструкцией. Однако в некоторых случаях дорожная одежда может иметь меньше конструктивных слоев, параллельно с чем понижается и категория покрытия. Классифицировать дорожные одежды можно по жесткости и уровню эксплуатационных характеристик.

        В зависимости от жесткости выделяются:

        • Жесткая дорожная одежда – имеет цементобетон в основании или покрытии;
        • Нежесткая дорожная одежда – конструкция без использования цементобетона.

        В условиях российского климата применение цементобетона в качестве покрытия невозможно, так как данный материал разрушается под воздействием низких температур в совокупности с транспортной нагрузкой.

        Однако нежесткая дорожная одежда обладает достаточно высокими физико-механическими характеристиками, которые вполне подходят для строительства автодорог высоких категорий.

        Также дорожная одежда может классифицироваться по надежности

        Используется при строительстве дорог любых категорий, имеет ориентировочный срок службы 15 лет (для асфальтобетонного покрытия).

        Характеризуется покрытием из высококачественного асфальтобетона или цементобетона. Как правило, это горячий мелкозернистый асфальтобетон с высокой плотностью I или II марки, а также ЩМА.

        Используется при строительстве дорог IV-V категорий, имеет ориентировочный срок службы 12 лет (для асфальтобетонного покрытия).

        Характеризуется покрытием из асфальтобетона или цементобетона среднего качества. Как правило, это горячий мелкозернистый асфальтобетон с высокой плотностью II или III марки.

        В качестве покрытия также допускается использование черного щебня.

        Обратите внимание, что указанный срок службы может отличаться от реального. Это связано с тем, что на разных дорогах может быть разная нагрузка, различные климатические условия, для устройства покрытий может использоваться различный асфальтобетон и так далее.

        Выводы


        Дорожная одежда – многослойная конструкция, включающая в себя различные технологические слои из разных материалов. Используется при строительстве автомобильных дорог, а также пешеходных зон и некоторых других территорий.

        Конструкция дорожной одежды может отличаться в зависимости от типа объекта, для которого производится строительство. Например, дорожная одежда для автомобильных дорог I или II категории будет включать больше материалов (обязательно высокого качества) будет отличаться от дорожной одежды для дорог IV-V категорий.

        За счет многослойности обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик дороги. Верхние слои предназначены для сопротивления износу и механическим нагрузкам, а более глубокие слои отвечают за стабилизацию. Кроме того, нагрузка от транспортных средств затухает по мере углубления, а также распределяется на большую площадь за счет некоторых конструктивных элементов (в данном случае это геосетка).

        Какие слои включает конструкция дорожной одежды:

        • Асфальтобетон;
        • Щебень;
        • Геосетка или георешетка;
        • Песчаный слой;
        • Геотекстиль;
        • Грунтовое полотно.

        При этом для верхних слоев используется комбинация из асфальтобетона различной плотности, где самый прочный асфальт находится на поверхности. Также возможно использование дополнительных материалов для повышения эксплуатационных характеристик.

        Классифицировать дорожную одежду можно по жесткости и уровню надежности. Капитальная дорожная одежда используется для дорог высоких категорий, а некоторые другие разновидности вовсе могут не иметь асфальтобетонного покрытия (например, грунтовые дороги).

        От того, насколько правильной конструкцией будет обладать дорожная одежда зависят эксплуатационные характеристики и срок службы автомобильных дорог и других подобных сооружений.

        Технологии развиваются быстрыми темпами, они внедряются во все сферы человеческой жизни, чтобы сделать ее удобнее, безопаснее и качественнее. В современном дорожном строительстве изменения коснулись технологии укладки дорожного полотна и материалов.

        Что нужно для строительства дороги

        Современные материалы делят на два типа: классические и инновационные. Классическое сырье – это асфальтобетон, цементобетон, гравий, щебень, портландцемент, битум. В классической технологии строительства дорог основу составляет щебень и песок, которые формируют дорожную подушку и основание.

        При строительстве дорог традиционным способом используют три вида щебенки:

        Новейшие материалы в строительстве дорог

        • гранит – формирует нижний слой основания, размер фракций не превышает 1 см;
        • известь – используют для формирования дорожной подушки, характеризуется стойкостью к перепадам температур;
        • гравий – мелкозернистый и крупнозернистый камень идет на укладку дорожной подушки, он дешевый, поэтому востребован при дорожном строительстве больше других материалов.

        В качестве финишного покрытия городских автодорог или трасс в традиционном строительстве используют асфальтобетон или цементобетон. Материалы хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации, но ученые не стоят на достигнутом, внедряя инновационные способы сделать укладку дороги для заказчика рентабельнее.

        Инновационные материалы строительства автомобильных дорог

        При дорожном строительстве подрядчики используют современную спецтехнику, которая дает возможность сократить сроки монтажа. К инновациям в дорожном строительстве относятся также новые материалы, которые значительно улучшают качество полотна, продлевают его срок эксплуатации и снижают расходы на ремонт.

        Геосинтетика

        При строительстве дорог используются следующие новейшие материалы в строительстве дороги:

        • геосинтетика;
        • полимеры;
        • эмульгаторы;
        • резина;
        • пластик.

        Геосинтетика

        Чтобы улучшить качество дорожного покрытия, в современном строительстве активно применяется геосинтетика. Это искусственный материал, который обладает высокой стойкостью к износу и появлению трещин.

        Есть несколько видов геосинтетического материала, которые используют в дорожном строительстве:

        • геотекстиль – рулонное сырье, полотно высокой прочности обладает хорошей фильтрацией, его применяют для формирования дренажного слоя, а также прокладывают между слоями дорожного «пирога» для укрепления конструкции;
        • георешетка – отвечает за прочность дороги, снижает риск появления колеи;
        • геомат – используется для монтажа подпорок, защиты откосов;
        • геокомпозит – служит для формирования дренажного слоя.

        Использование геосинтетики дает возможность сократить сроки прокладки дороги, уменьшить трудозатраты и работать в любое время года без ориентации на погоду.

        Преимущества дорожных покрытий с геосинтетикой:

        • уменьшение толщины дороги;
        • повышение прочности;
        • равномерное распределение нагрузки;
        • снижение расходов на эксплуатацию;
        • уменьшение колейности дороги.

        Назначение геосинтетики – сделать дорогу прочной, повысить стойкость полотна при плохом климате и уменьшить эксплуатационные расходы. Роль геосинтетических материалов в устройстве дороги:

        • армирование;
        • распределение нагрузки;
        • защита частиц грунта от эрозии;
        • фильтрация;
        • дренаж.

        В России геосинтетические материалы для строительства дорог стали использоваться все чаще. Их применяют при строительстве федеральных трасс, небольших автодорог, укладки пешеходных дорожек.

        Полимеры

        Чтобы повысить качество битумной эмульсии, строители используют полимерные добавки. Они повышают эластичность и вязкость состава, повышают прочность и трещиностойкость готового полотна.

        Полимерные дороги меньше требуют ремонта, они устойчивы к перепадам температур и не боятся химических реагентов. В состав полимерных добавок входят пластификаторы, термоэластики, эластомеры.

        Преимущества дорог с полимерами:

        • увеличение срока службы;
        • высокая стойкость к механическим повреждениям, появлению трещин;
        • прочность;
        • повышение качества покрытия.

        Полимеры

        Дороги с добавлением полимеров появились впервые в России 30 лет назад. Они сразу привлекли внимание, так как показали высокую стойкость. Ремонт дорог, в состав которых входят полимеры, требуется в три раза реже. У модификаторов высокие показатели эластичности, что делает полотно устойчивым перед высокими нагрузками, образованием трещин и долговечным.

        Чаще всего в дорожном строительстве используются полиэтилен и полипропилен. Это термопластификаторы, которые состоят из линейных полимеров. Они размягчаются при нагреве, а при охлаждении быстро затвердевают. Добавление пластификаторов увеличивает вязкость битумной эмульсии при нормальной рабочей температуре.

        Состав готовят непосредственно перед использованием на дорожно-строительной площадке, так как битумно-полимерная смесь с добавлением пластификаторов не подлежит длительному хранению. Немного постояв, состав разделяется на битумы и полимеры, и становится непригодным для использования.

        Эластомеры представляют собой полимерную цепочку с ответвлениями. Эластомеры работают в широком температурном диапазоне. Добавление полимеров этого типа повышает вязкость и эластичность битумной эмульсии. Состав не пригоден для хранения, поэтому его разводят непосредственно на строительной площадке.

        Термоэластики представлены в дорожно-строительной сфере СБС и каучуком. СБС делает битумную эмульсию пластичной при отрицательных температурах. Состав обладает лучшей адгезией, выдерживает высокие механические нагрузки и перепады температур. Состав добавляют в битум по всей России, чтобы улучшить качество полотна при постоянной смене погоды.

        Эмульгаторы

        В России большая часть дорог сделана из асфальтобетонной смеси. Чтобы улучшить качество покрытия и сделать его износостойким в состав добавляют эмульгирующие добавки. Они повышают вязкость и делают полотно устойчивым к высоким нагрузкам. Для изготовления эмульгаторов используют ПАВы, которые стабилизируют состав.

        Эмульгаторы

        Преимущества:

        • технологичность;
        • экономичность;
        • экологическая безопасность;
        • пожаробезопасность.

        Битум – основное вяжущее при строительстве асфальтовой дороги. Раньше при строительстве использовали нефтяной битум, который обладал хорошей адгезией, но был небезопасен для экологии и людей.

        Эмульгаторы дают возможность сделать битум вязким и безопасным. Массовая доля битума в составе достигает 40-70%. На эмульгаторы приходится порядка 10%, все остальное составляет вода.

        Для производства битумных эмульсий берут водорастворимые эмульгирующие добавки. Полученная эмульсия требует меньше вложений, экономит битум на 40%, а электроэнергии при строительстве дороги тратится в два раза меньше.

        Резина

        В последнее время инженеры активно проводят тестирование резиновых материалов строительства ремонта дорог. Резина при строительстве дорог используется уже давно, но ее применяли на отдельных участках для уменьшения вибраций и подавления шума.

        Сегодня резиновую крошку добавляют в состав асфальтовой смеси. Ее получают методом переработки из старых автомобильных шин или других отходов производства. Резина в составе делает покрытие упругим и стойким.

        Преимущества резиновых покрытий:

        • экологичность;
        • вязкость;
        • стойкость к перепадам температур;
        • трещиностойкость;
        • увеличение срока службы дороги;
        • экономия денег на ремонт и эксплутацию;
        • снижение шума.

        Резина

        Резиновая крошка представляет собой модифицирующую добавку. Диаметр частиц, которые добавляют в битум при смешивании, составляет меньше 1,5 мм.

        Добавление в битум резиновой крошки значительно улучшает механические и физические качества смеси:

        • увеличивается стойкость к образованию трещин;
        • повышается упругость;
        • растет морозостойкость;
        • повышается срок службы в три раза.

        Свойства битума, обогащенного резиновой крошкой:

        • высокая вязкость;
        • низкая термочувствительность;
        • высокая степень адгезии.

        Резина остается эластичной даже при отрицательных температурах. На асфальтовом покрытии образуется меньше наледи зимой, дорога становится более безопасной, контакт колеса с покрытием дороги улучшается.

        Добавление в битум резины повышает также стойкость полотна к образованию трещин. Ремонт дороги требует меньше времени и средств. Отремонтированные участки дороги сразу готовы к использованию.

        Пластик

        Среди новейших материалов, используемых при строительстве дорог, можно выделить пластик. По сути, для строительства дорог используют мусор, который не разлагается и вредит экологии. Пластик перерабатывают и добавляют в дорожно-строительную смесь.

        Проект впервые озвучили голландские ученые, которые представили его в 2015 году. Проект нашел широкую поддержку мировой общественности, так как проблемы экологии сейчас стоят на первом месте в мире. Но воплотить его пока не удалось.

        Основная цель – сделать дороги из пластикового мусора, которым заполнен мировой океан. Это поможет решить вопрос загрязнения водоемов, а также улучшить экологическую ситуацию в мире.

        В результате переработки получится легкое и прочное сырье. Для строительства не потребуется тяжелая спецтехника, а стоимость уменьшится в несколько раз. Пластиковый мусор часто полый внутри, поэтому из него будет удобно получать круглые детали, трубы или кабель-каналы. Таким образом, можно будет получить обогреваемые трассы, чтобы исключить наносы снега зимой.

        Пластик

        Преимущества пластиковых дорог:

        • улучшение экологической обстановки;
        • повышение срока эксплуатации дорожного полотна;
        • увеличение сроков между ремонтами;
        • сохранение стойкости полотна при любых нагрузках.

        Современное строительство дорог стремится к удешевлению без ущерба качеству. Качество дорог с добавлением модификаторов становится выше, дорожные полотна реже требуют ремонт или другого вмешательства, а срок эксплуатации повышается в несколько раз.

        Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими физико-механическими характеристиками, за счет чего и является самым востребованным материалом для строительства дорог. Однако, чтобы обеспечить высокое качество дорожного покрытия недостаточно просто произвести асфальтирование. Важные конструктивные элементы также скрываются под асфальтом.


        «Дорожное основание – важная часть конструкции автомобильных дорог и других асфальтированных территорий, влияющая на общее качество, эксплуатационные характеристики, безопасность и срок службы покрытий. Включает в себя несколько слоев, которые обустраиваются по определенной технологии»

        Если под асфальтом нет правильно обустроенного основания, покрытие изначально не будет иметь высоких эксплуатационных характеристик. Образование ям, выбоин, трещин, деформаций и провалов будет происходить гораздо быстрее, соответственно чему снизится и срок службы. Также такая дорога не может считаться безопасной.

        Как устроена автомобильная дорога

        Под асфальтом, который выступает в роли покрытия, скрывается множество различных материалов. При этом на качество автомобильных дорог и других подобных объектов влияют абсолютно все слои, находящиеся под асфальтом, вплоть до грунта в самом низу. Поэтому строительство дорог всегда начинается с устройства грунтового полотна.


        При этом стоит обратить внимание, что старту строительства предшествует разведка и подготовка местности, а также расчеты и проектирование. В некоторых случаях характеристики всей дорожной конструкции считаются неудовлетворительными именно из-за ошибок при расчетах и проектировании.

        Стандартное устройство автомобильной дороги:

        • 1. Земляное полотно (+ дренажная система);
        • 2. Геотекстильное полотно;
        • 3. Песчаный слой;
        • 4. Георешетка или геосетка;
        • 5. Щебеночный слой;
        • 6. Асфальтобетонное покрытие.

        Обратите внимание, что щебеночный слой под асфальтом фактически представляет собой несколько слоев щебня различных фракций: от более крупных к более мелким. В некоторых ситуациях под асфальтом дополнительно укладывается геосетка, под которой расположен еще один асфальтовый слой. Асфальтобетон на дорогах в любом случае укладывается в несколько слоев, чтобы была возможность качественно уплотнить покрытие на всю толщину.

        Также при асфальтировании используются битумные эмульсии, которые выступают в роли вяжущих и скрепляющих элементов. Кроме того, на сегодняшний день существуют современные материалы, которые прошли испытания и постепенно вводятся в повсеместную эксплуатацию.

        Для чего все это нужно и как работает – рассказываем по порядку.

        Земляное или грунтовое полотно

        После того, как местность будет изучена, расчищена и подготовлена, экскаваторы начинают разработку грунта. В зависимости от местности и типа грунта, подбираются те или иные экскаваторы, больше подходящие под конкретные задачи.


        Этапы разработки грунта:

        • 1. Удаление верхних слоев почвы. На данном этапе важно избавиться от крупных корней кустарников и деревьев, чтобы исключить их последующий рост под асфальтом.
        • 2. Устройство дренажной системы. Водоотведение обеспечивается сооружением дополнительных конструкций. Например, кювет вдоль дорог образовывается не сам собой, а искусственно создается как водоотводная канава.
        • 3. Разравнивание территории. При необходимости производится досыпка/ удаление грунта, чтобы избавить от крупных неровностей.
        • 4. Уплотнение грунта. Уплотнение обеспечивает более высокую прочность земляного основания, а также повышает его твердость и сопротивляемость деформации. Для уплотнения используются специальные грунтовые катки.

        Важным нюансом устройства дорожного основания является то, что материалы под асфальтом не должны смешиваться между собой. Для этого, в том числе, используется специальный материал.

        Геотекстиль

        Геотекстиль – синтетическое полотно, которое может быть создано из группы различных материалов. В дорожном строительстве чаще всего используются полипропиленовые и полиэфирные нетканые полотна, созданные из нитей и волокон. Геополотно отличается высокой прочностью, длительным сроком службы, необходимой эластичностью, износостойкостью, экологичностью и так далее.


        Последний пункт является немаловажным, хоть и не приносит практической пользы с точки зрения инженерии. Если под асфальтом или другими слоями поместить материал, который будет загрязнять окружающую почву и воду, за десятки лет ущерб будет значительный.

        Функции геотекстиля в дорожном строительстве:

        • 1. Армирование основания. За счет использования геополотен (геотекстиль + геосетка/ георешетка) прочность дорожного основания может быть увеличена на 200-250%.
        • 2. Разделение конструктивных слоев. Во-первых, геотекстиль не позволит смешаться грунту и песку. Во-вторых, полотно препятствует прорастанию растительности. Это важно для сохранения характеристик основания.
        • 3. Дренажная функция. Около 80% грунта в нашей стране является глинистым, а это значит, что грунт хорошо впитывает и задерживает воду. Геотекстиль способствует отведению влаги, так как вода может навредить всей конструкции, если попадет внутрь.

        Песчаный слой

        Когда транспорт движется по дорожному полотну, он оказывает воздействие не только на само покрытие, но и на все элементы, которые находятся под асфальтом. Чтобы минимизировать воздействие на конструкцию, необходимо, помимо прочего, соорудить песчаную подушку.


        Устройство песчаного слоя:

        • 1. Отсыпается достаточное количество песка;
        • 2. Насыпь разравнивается, равномерно распределяется по площади;
        • 3. Производится уплотнение с помощью специальных катков.

        Как правило, толщина песчаного слоя составляет около 400 миллиметров. В большинстве случаев этого достаточно для амортизации. Изначально слой имеет толщину более 40 сантиметров, однако в процессе уплотнения сжимается до этих показателей.

        Геосетка

        Геосетка (плоская георешетка) – материал из высокопрочных нитей и волокон, за счет скрепления которых образуется сетчатая структура. Говоря проще – с виду обычная сетка, однако обладающая уникальными характеристиками. Отличается высокой прочностью, твердым каркасом, длительным сроком службы, износостойкостью и экологичностью.


        Укладывается между песком и щебнем, а также может дополнительно монтироваться под асфальтом – между двумя наружными слоями асфальтобетона. Наличие геосетки позволяет сократить расход щебня на 40%.

        Функции геосетки:

        • 1. Армирующий эффект. Существенно повышает прочность и стойкость всего дорожного полотна.
        • 2. Перераспределение нагрузки. Геосетка принимает на себя вертикальную нагрузку от движения транспорта по покрытию, превращая ее в горизонтальную. За счет этого сила давления распределяется по большой площади, что снижает воздействие.

        За счет данных свойств геосетка под асфальтом и под щебнем существенно повышает прочность и износостойкость дорожного полотна, препятствует деформации, увеличивает другие физико-механические характеристики, а также продлевает срок службы.

        Щебеночный слой

        Щебень под асфальтом выступает в роли непосредственного основания для укладки асфальтобетона. Щебеночный слой существенно повышает прочность и другие характеристики дороги, позволяя выдерживать высокие и интенсивные нагрузки.


        Этапы создания щебеночного основания под асфальтом:

        • 1. Отсыпка и равномерное распределение основной фракции щебня (более крупной);
        • 2. Уплотнение щебеночного слоя дорожными катками;
        • 3. Отсыпка более мелкого щебня, чтобы заполнить пустоты между основными фракциями;
        • 4. Уплотнение щебеночного слоя дорожными катками;
        • 5. Проливка битумными эмульсиями.

        На сегодняшний день существует так называемый «черный щебень», который представляет собой искусственный материал из смеси нескольких горных пород. «Черный щебень» обладает более высокими характеристиками, однако пока не используется повсеместно.

        Асфальтовое покрытие

        Только после того, как все слои под асфальтом были последовательно уложены, можно приступать к укладке асфальтобетона. В зависимости от того, какой вид асфальтовой смеси используется, будет отличаться технология асфальтирования. Классифицировать асфальтобетон можно по многим параметрам, однако основными являются состав и требуемая температура при укладке.


        Описание основных типов асфальтобетона

        Тип АБ Описание
        Горячий Обладает высокими эксплуатационными характеристиками, используется для строительства дорог любых категорий.

        Имеет жидкую консистенцию, а также не требует уплотнения после укладки, самостоятельно набирая прочность и плотность.

        Основные составы асфальтовых смесей:

        • 1. Песчаный АБ – подходит для асфальтирования пешеходных зон;
        • 2. Гравийный АБ – в настоящее время заменяется щебеночно-мастичным;
        • 3. Щебеночно-мастичный АБ – подходит для асфальтирования дорог любой категории.

        Укладка асфальта производится слоями небольшой толщины (~3-4 см). Больше планируемая нагрузка на полотно – потребуется уложить больше слоев. Все слои необходимо качественно уплотнить дорожными катками, чтобы обеспечить максимальную плотность покрытия.

        Каждый слой проливается битумом, что способствует качественному скреплению слоев друг с другом. Также под асфальтом, выступающим в роли финального покрытия, может быть уложена плоская геосетка, чтобы повысить прочность полотна.

        Как устроено основание под асфальтом на тротуарах

        В большинстве случаев устройство тротуаров производится практически параллельно со строительством автомобильных дорог, поэтому под асфальтом на тротуарах находятся практически те же самые материалы. Однако есть отличия, которые обусловлены различным назначением покрытий.


        На пешеходные зоны не оказывается такого же серьезного и интенсивного давления, как на автомобильные дороги. А значит, что и потребности в таких же высоких физико-механических характеристиках тоже нет.

        Это позволяет делать каждый слой меньшей толщины, чем для автодорог. Также можно использовать более бюджетные материалы, например, песчаный асфальт вместо дорогого щебеночно-мастичного.

        Выводы

        Под асфальтом, который мы видим на поверхности, скрывается множество слоев из различных материалов, каждый из которых влияет на характеристики всего дорожного полотна. Очень важно уделять достаточно внимания устройству каждого технологического слоя, чтобы обеспечить высокое качество и длительный срок службы дорог.


        Если проигнорировать какой-либо из этапов строительства и асфальтирования, то покрытие будет иметь низкие физико-механические характеристики, вследствие чего быстро разрушится и придет в негодность гораздо раньше нормы.

        Под асфальтом автомобильной дороги располагается еще, как минимум, несколько крупных технологических слоев. При этом само асфальтовое покрытие тоже укладывается слоями. Иногда под асфальтом, который мы видим, монтируется армирующая сетка, а под ней располагается еще один асфальтовый слой.

        Чем больше планируется нагрузка на дорожное полотно, тем толще будут некоторые слои. Так для новых автомобильных дорог используется щебеночно-мастичный асфальтобетон, тогда как для тротуаров подходят более бюджетные варианты.

        Читайте также: